Скульптура афины в парфеноне: Статуи и скульптуры богини Афины

Афина Парфенос — описание статуи, где стояла статуя, отзывы

Культура древней Греции до сих пор завораживает людей своей интересной историй, взглядами на жизнь и, кончено, дарами искусства. Многие античные храмы и статуи веками были вдохновением не только для творцов, но и целых культур. Самое прекрасное, что каждое творение для них это соединение духа времени в своем творении. Любое творческое проявление всегда несло собой определенный взгляд на мир. А в их мире миф и жизнь вокруг были соединены. Они не разделяли даже мир «духов» и реальность, для них боги жили на той же земле, по которой ходят и они. Поэтому многие скульптуры имели определенный значимый характер, связанный с поклонением божеству, а самые красивые сооружения были храмы для подношения дара или общение с покровителем.

Афина статуя в Парфеноне

Среди творцов того времени было много великих людей, которые служат основой в своей сфере и до сих пор. Если при вас вспомнят Сократа, Платона или Гомера вы сразу поймете, о каком времени пойдет речь. В других сферах также Греция не отставала. Это время подарило просто огромнейшее количество шедевров мировой значимости. Так, например, Афина Парфеноса, созданная скульптором Фидием еще многие годы заставляла людей склонять головы и трепетать перед красотой и мощью богини, которая покоряла их сердца. Располагалась она в храме Парфенон, в древнегреческом городе Акрополе. Город стоит, и по сей день, он был восстановлен археологами, хотя состояние его очень плачевное. Все же среди руин все еще стоят величественные колонны и огромная арена для собраний полиса, которые дают возможность прочувствовать дух того времени и лучше понять их культуру.

От главного храма остались лишь высокие колонны, а сама Афина, которая служила главной ценностью храма, исчезла и считается разрушенной. Ее величие и воспоминание сейчас идут лишь из источников древних историков, которым удалось посетить богиню в храме и выразить в своих творениях свое удивление такому величественному произведению Фидия. Афина была символом всего города и главной богиней народа, так как была символом не только войны, которая тогда была очень важна, но и богиней мудрости.

Статуя Афины в Парфеноне

Содержание

  1. Описание статуи
  2. История
  3. Где находится
  4. Отзывы туристов

Афина богиня древнегреческой культуры, была одной из двенадцати великих олимпийских богов мифологии. Среди богинь была самой мудрой и прекрасной. Почиталась многими культурами и особенно признана в Афинах, что уже понятно из названия. Она была покровителем народа. Яркие глаза и русые волосы, поверх головы шлем с перьями, копье или щит в руке, символика по типу грифона или змеи. Весь ее вид внушал уважение и трепет перед ней у людей. Хотя ее называют богиней воны, и она была возведена в Парфеноне в честь победы перед персами, она почиталась как богиня знаний и ремесел. Дева-воительница, яростное выражение бога, величия перед людьми и ее могущества.

Древнегреческие боги Афина

Фидий создал Афину Парфенос идеально подходящую под главный храм Акрополя. Богиня войны всегда была в обличии прекрасной девушки с выразительной символикой силы, в виде вложенного в ее руки оружия и священных животных служащих ей. Статуя в храме Парфенон была сделана из слоновой кости и золота. Парфенос означает дева, а Храм Парфенон переводят как дом девы, скорее всего он, был назван в честь богини, которую должны были разместить внутри. Плиний описал главные детали этой статуи. Высота Афины была около 12 метров, с подставкой с 4 метра. Перед скульптурой был резервуар с водой. Кроме многих украшений на теле богини с ней изображены и священные животные. В ее руке был щит с изображением медузы Горгоны. На шлеме сидели два грифона и сфинкс посередине.

История

Считается, что заказ Фидий получил в 447 году до нашей эры на создание скульптуры Афины. Его работа продолжалась 9 лет, и после статуя была установлена в центре храма. Причиной постройки была победа Афин над персами, таким образом, они отдавали ей дань за благосклонность и просили дальнейшего покровительства. О том, какое влияние она оказывала, ходили легенды. Она задала целый культурный идеал изображение богини войны, которое после пытались повторить многие скульпторы. Храм был главным местом города долгие годы. Ее описывали великие мыслители и историки, и никто не мог оторвать от нее глаз. В 296 году говорили о том, что с нее было снято золото.

Афина богиня статуя

Это сделала военачальник, которому нужно было оплатить долги. Впоследствии украшения заменили металлом и бронзой. Несколько раз храм горел, но каждый раз его реставрировали. В десятом веке нашей эры статуя была перевезена в Константинополь. Дальнейшая ее судьба неизвестна, записей так и не нашли. Есть много теорий о том, куда мог исчезнуть такой шедевр, самой правдивой версией служит ее частичное уничтожение, разграбление и разделения частей.

Афина Парфенос

Где находится

Изначально Афина Парфенос стояла в храме Парфенон в Акрополе. После была перевезена в Константинополь по древним записям около десятого века. Дальнейшая ее судьба неизвестна и никто не знает, где она находится сейчас.

Афина Парфенос

Отзывы туристов

Виолетта: «С мамой с удовольствием гуляли в Акрополе. Узнали много нового о древней Греции. Особенно мне понравился рассказ экскурсовода о статуи Афины в главном храме и о том, какая она была прекрасная. Искала потом много упоминаний и фотографий, но так как она была потеряна, остается любоваться только похожими скульптурами. Но истории о такой таинственной красоте запомнятся надолго».

Георг: «Давно интересуюсь древнегреческими мифами. Афина не зря так почиталась в их культуре. Ее изображения в скульптуре особенно выражают дух воинствующего божества, сочетающего в себе силу и красоту. Ее лучшее изображение, как считается, создал Фидий, и очень жаль, что оно не дошло да наших времен. Хотя историческое описание очень насыщенное, все же хотелось бы увидеть ее воочию».

Афина Парфенос — обзор статуи

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Самым величественным строением греческого Акрополя считается храм Парфенон. Этот храм был посвящен покровительнице города – Афине – Девственнице. По мнению многих историков, именно этот храм является самым прекрасным памятником Акрополя. Афину, как богиню мудрости очень почитали и посчитали, что храм в ее честь должен быть великолепным и не похожим ни на что.

Этот храм был построен в период между 447 и 438 годами до нашей эры. Он был возведен на месте другого недостроенного святилища. Расположение храма позволяло видеть его с большого расстояния. Он располагался на холме на высоте 150 метров над уровнем моря. Храм был построен во время правления Перикла. В этот период город переживал небывалый подъем и Афины считались не только культурной столицей, но и важным центром в политическом плане. Поэтому на возведение храма не жалели средств.

Строительство поручили архитекторам Калликрату и Иктинасу.

Главной скульптурой храма должна была стать статуя Афины Парфенос, изготовленная скульптором Фидием. Она считается настоящим шедевром. Высота самой статуи была около 30 метров. Фидий использовал слоновую кость, черное дерево и золото, чтобы данная статуя захватывала своим величием. К сожалению, до наших дней эта великолепная скульптура не сохранилась. Существует предположение, что статуя сгорела во время пожара в 3 веке до н. э., а может и раньше.

Архитектура храма воплотила в себе все новейшие тенденции того времени. Интересным архитектурным решением было то, что колонны вокруг храма располагались не параллельно, а под углом, что позволяло просматривать фасад здания сразу с трех сторон. Все колоны были разной формы. Это было сделано для того, чтобы центральные колонны выглядели более стройно, но при этом не казались слишком тонкими. Данный эффект был достигнут благодаря тому, что угловые колоны были наклонены слегка к центру, а центральные — наоборот от центра.

Сам храм был построен из мрамора, который добывали недалеко от Акрополя. Интересными свойствами этого мрамора было то, что, будучи белым, изначально, он со временем приобретал желтый оттенок. Поэтому к моменту окончания строительства храм приобрел неравномерную окраску. Но именно это и предавало храму свою необычную красоту.

Парфенон представлял собой здание длиной 69,5 метров и шириной около 30,9 метров. Вокруг храма располагались колонны. Длина каждой из них составляла 10 метров. Всего насчитывалось 46 колонн. К храму вели три ступени. Внутри храм состоял из трех отделений. В центральном помещении находилась статуя Афины Парфенос. Мраморные статуи украшали углы фронтонов. На восточном фронтоне было изображено рождение Афины, когда она появилась из головы Зевса. А на западном фронтоне можно было увидеть, как Афина спорит с Посейдоном, за власть над Афинами и Аттикой.

Вокруг Парфенона изображались различные фризы. На юге можно было наблюдать борьбу кентавров с лапифами. С северной стороны было изображение эпизодов Троянской войны. Западную сторону Парфенона венчало изображение битвы амазонок с греками. А с восточной стороны была представлена битва олимпийских богов с гигантами.

Все эти сюжеты описывали легендарные сражения.

Такое великолепие храма сохранялось вплоть до правления Александра Македонского. Он даже посвятил богине триста доспехов побежденных им воинов.

Краткая история и описание

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Вид на храм с юго-востока

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Храм Парфенон является частью Афинского Акрополя, который работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00. Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.

Стоимость билета составляет — 20€
Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы — 10€

В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя

Существует также единый билет (special ticket package), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Ликей Аристотеля, Библиотека Адриана, Археологический музей Керамика, Афинская Агора, Керамик, Археологический музей Афинской Агоры, Северный склон Акрополя, Римская Агора, Южный склон Акрополя.

Стоимость единого билета составляет 30€, или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)

История

Афина быстро стала любимой дочерью Зевса. Она является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии.В дальнейшем она является богиней свирепых и непримиримых боев, воином, защищавшем государство и родную землю от врагов, а также богиней, поддерживающей моральное право. В Греции Афина известна как Афина Паллада, имя она унаследовала от друга, которого случайно убила. Она была также известна как Афина Парфенос, как ей поклонялись в Парфеноне.

Наряду с Артемидой  и Гестией , она является одной из трех богинь-девственниц . Хотя у нее действительно есть дети полубоги, они рождаются, когда ее божественные мысли встречаются со смертными мыслями мужчин, в которых она влюбляется. Затем ее дети рождаются таким же образом, как и она, из мозга. Ни одна из богинь не может рожать детей подобным образом.

Конфликт с Посейдоном


Суд за Аттику

Афина и Посейдон боролись за должность покровителя города Афины (называемый Аттикой в то время). Люди попросили богов даровать подарок для вновь построенного города. Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи решили, что оливковое дерево будет полезней, чем соленая вода, и Афина была признана победительницей. В честь нее построили храм, известный как Парфенон, а также город назвали её именем. Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Конфликт с Медузой

Медуза была красивой девушкой, и даже хотела состязаться с Афиной в красоте. Но однажды, Афина поймала Медузу с Посейдоном в своем храме. Разозлившись на них за непристойное поведение (есть версия, что Медуза служила Афине), Афина превратила Медузу в отвратительное существо, наслав на девушку проклятие, превращавшее любого заглянувшего в глаза Медузы в камень. Две её сестры тоже были превращены в монстров, так как они помогли ей пробраться в храм. Хотя есть версия, что они пошли на это добровольно.

Афина и Посейдон сотрудничали всего раз, во время создания колесницы. Афина построила саму колесницу, Посейдон создал лошадей. Также они с Посейдоном были на одной стороне в Троянской войне, поддерживая греков. 

Соперничество Афины с Посейдоном объясняет ее нелюбовь к Перси Джексону, сыну Посейдона. Но то, что их родители враждуют, кажется, не влияет на отношения Перси и Аннабет Чейз. Афина, однако, говорит Перси, что не одобряет их отношения, и советует ему держаться подальше от ее дочери несколько раз. В конце серии, она кажется равнодушной к Перси, хотя ему не поздоровиться, если он причинит боль Аннабет.

Конфликт с Арахной


Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём и заявила, что если она проиграет, то примет любое наказание. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам), объявила об оскорблении богов и уничтожила творение Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина, увидев тело Арахны, почувствовала себя виноватой в ее смерти, поэтому она освободила Арахну из петли и сказала ей: «

Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.» Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.

По этой причине, каждый ребенок Афины обладает огромным страхом перед пауками. Им кажется, что каждый паук настроен против них враждебно и приползает, чтобы отомстить за Арахну.  

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Статуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Описание

Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне.

Техника и материал

Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Иконография

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Скрытые мелочи

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

  • Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий).
  • На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк».

Взаимосвязь с архитектурным пространством

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика (Дедала), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы c амазонками на «Щите Странгфорда»

Статуя Зевса в Олимпии, сидящего на троне в храме, почти касалась головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, он разрушит храм. Афина же стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Рассказывают, что желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму .

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина — русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её «совоокой». Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

История

Считается, что заказ Фидий получил в 447 году до нашей эры на создание скульптуры Афины. Его работа продолжалась 9 лет, и после статуя была установлена в центре храма. Причиной постройки была победа Афин над персами, таким образом, они отдавали ей дань за благосклонность и просили дальнейшего покровительства. О том, какое влияние она оказывала, ходили легенды. Она задала целый культурный идеал изображение богини войны, которое после пытались повторить многие скульпторы. Храм был главным местом города долгие годы. Ее описывали великие мыслители и историки, и никто не мог оторвать от нее глаз. В 296 году говорили о том, что с нее было снято золото.

Афина богиня статуя

Это сделала военачальник, которому нужно было оплатить долги. Впоследствии украшения заменили металлом и бронзой. Несколько раз храм горел, но каждый раз его реставрировали. В десятом веке нашей эры статуя была перевезена в Константинополь. Дальнейшая ее судьба неизвестна, записей так и не нашли. Есть много теорий о том, куда мог исчезнуть такой шедевр, самой правдивой версией служит ее частичное уничтожение, разграбление и разделения частей.

Афина Парфенос

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Афина Парфенос | скульптура Фидия

Узнайте об этой теме в этих статьях:

обсуждается в биографии

  • У Фидия

    Колоссальная статуя Афины Парфенос, которую Фидий сделал для Парфенона, была завершена и освящена в 438 году. Оригинал работа была сделана из золота и слоновой кости и имела высоту около 38 футов (12 метров). Богиня стояла прямо, в тунике, эгиде и шлеме, держа в руках Nike…

    Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{ },»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList «:[{«p»:1,»t»:40729}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:40729,»title»:»Афина Парфенос»,»url»:»https: //www.britannica.com/topic/Афина-Парфенос»,»description»:»Фидий: Колоссальная статуя Афины Парфенос, которую Фидий сделал для Парфенона, была завершена и освящена в 438 году. Первоначальная работа была сделана из золота и слоновой кости и имел высоту около 38 футов (12 метров). Богиня стояла прямо, в тунике, эгиде и шлеме и держала Нику…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Афина Парфенос»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Афина Парфенос: Фидий: Колоссальная статуя Афины Парфенос, которую Фидий сделал для Парфенона, была завершена и освящена в 438 году. Первоначальная работа была сделана из золота и слоновой кости и имела высоту около 38 футов (12 метров). Богиня стояла прямо, в тунике, эгиде и шлеме и держала Нику…»,»identifierHtml»:»скульптура Фидия»,»identifierText»:»скульптура Фидия»,»topicClass»:»topic»,»topicKey «:»Афина-Парфенос»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»THING»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Athena- Парфенос»,»префикс ссылки на сборку»:»/media/1/40729/»},»topicLink»:{«title»:»Афина Парфенос»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Athena-Parthenos»},»tocPanel»:{«title»: «Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[{«type»:»MEDIA»,»title»:{«title»:»Media»,»url»: «https://www.britannica.com/topic/Athena-Parthenos/images-videos»},»links»:[{«title»:»Изображения»,»url»:»https://www.britannica. com/topic/Афина-Парфенос/изображения-видео#Изображения»,»цель»:»Изображения-Афина-Парфенос»}],»imageList»:false,»flatLinks»:[{«title»:»Изображения»,» url»:»https://www.britannica.com/topic/Athena-Parthenos/images-videos#Images»,»target»:»Images-Athena-Parthenos»}]}]},»byline»:null, «Сведения об цитировании»: null, «веб-сайты»: null, «freeTopicReason»: «TOPIC_IS_INDEX_PAGE», «topicCollectionLinks»: [], «articleSchemaMarkup»: {»browserTitle»: null, «imageUrl»: null, «авторы»: null, «ключевые слова»: «Афина Парфенос», «количество слов»: 0, «url»: «https://www. britannica.com/topic/Афина-Парфенос», «дата создания»: null, «дата модификации»: null, « description»:»Другие статьи, где изображена Афина Парфенос iscussed: Фидий: Колоссальная статуя Афины Парфенос, которую Фидий сделал для Парфенона, была завершена и освящена в 438 году. Первоначальная работа была сделана из золота и слоновой кости и имела высоту около 38 футов (12 метров). Богиня стояла прямо, в тунике, эгиде и шлеме и держала Нику…»},»initialLoad»:true}

Знакомство с Парфеноном и его скульптурами

Здание золотого века Афин

Парфенон на Афинском Акрополе был построен между 447 и 438 годами до н.э. как храм, посвященный богине Афине Парфенос. Слово parthénos (παρθένος) означало «девушка, девушка» или «девственница, незамужняя женщина».

Реконструкция того, как мог выглядеть Акрополь в древние времена, включая Парфенон. Иллюстрация Кейт Мортон.

Огромные размеры храма и обилие белого мрамора предназначались для того, чтобы показать могущество и богатство города в период расцвета его империи при государственном деятеле Перикле. Это был центральный элемент амбициозной программы строительства, сосредоточенной на Акрополе.

Храм был богато украшен скульптурами, созданными известным художником Фидием, которые были завершены до 432 г. до н.э. Фронтоны и метопы иллюстрируют эпизоды из греческого мифа, а фриз представляет афинян в религиозной процессии. Внутри здания стояло колоссальное изображение Афины Парфенос, построенное из золота и слоновой кости Фидием и, вероятно, посвященное в 438 г. до н.э.

Скульптуры в древности

Круглые скульптуры заполняли фронтоны (треугольные фронтоны) по обеим сторонам здания.

Реконструкция Парфенона с указанием расположения одного из фронтонов. Иллюстрация Кейт Мортон.

Скульптуры и метопы на фронтоне иллюстрируют эпизоды из греческого мифа и включают знаменитую голову лошади Селены (богини Луны) и речного бога Илисса.

Метопы (прямоугольные плиты с высоким рельефом) устанавливались над архитравом (перемычкой над колоннами) с внешней стороны храма.

Иллюстрация, показывающая расположение фронтона, метоп и фриза Парфенона.

Метопы иллюстрируют эпизоды из греческого мифа, в том числе битву кентавров и лапифов.

Фриз (низкий рельеф) опоясывал все четыре стороны здания внутри колоннады.

Реконструкция Парфенона с указанием расположения фриза. Иллюстрация Кейт Мортон.

В то время как скульптуры на фронтоне и метопы изображали сцены из греческих мифов, как это было обычно для скульптуры греческих храмов, фриз нарушает все традиции, поскольку изображает афинян в религиозной процессии. Однако афиняне на фризе на самом деле не портреты обычных людей. Вместо этого они показаны как идеальное сообщество. Афиняне времен Перикла хотели, чтобы грядущие поколения запомнили их в лучшем виде.

Фидий был самым известным скульптором древности. Он наиболее известен как художественный руководитель афинской строительной программы, включая скульптуры Парфенона и колоссальную статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости, которая стояла внутри Парфенона.

Реплика статуи Афины Парфенон в Нэшвилле работы Алана Ле Квайра. Изображение с Викисклада. Фото: Дин Диксон.

Мы мало что знаем о его жизни. Он обучался в мастерской Агелады из Аргоса. Он работал в основном в Афинах, но также перенес свою мастерскую в Олимпию, где сконструировал колоссального сидящего Зевса из золота и слоновой кости — одно из семи чудес древнего мира.

История здания

Парфенон имеет долгую и сложную историю. Здание было изменено, и скульптуры были повреждены в течение столетий. Он начался почти 2500 лет назад как храм, посвященный Афине. Около 500 г. н.э. он был преобразован в христианскую церковь (церковь Девы Марии афинян) и оставался таковым в течение тысячи лет. В это время была удалена вся средняя часть восточного фронтона, уничтожив дюжину статуй. Часть восточного фриза была снята, и почти все метопы на восточной, северной и западной сторонах были преднамеренно испорчены.

Материковая Греция была завоевана Османской империей к 1460 году, а в начале 1460-х годов здание стало мечетью. Когда Афины были осаждены венецианцами в 1687 году, Парфенон использовался как пороховой склад. Мощный взрыв сорвал крышу и уничтожил большую часть оставшихся скульптур. С тех пор здание представляет собой руины.

Скульптуры как музейные предметы

К 1800 году от первоначального скульптурного декора осталось лишь около половины. С 1801 года, получив разрешение от османских властей, посол Великобритании в Османской империи лорд Элгин убрал из обрушившихся руин и здания около половины оставшихся скульптур. Элгин был увлечен древнегреческим искусством и за свой счет перевез скульптуры в Великобританию. Их приезд в Лондон произвел глубокое впечатление на европейское искусство и вкус в то время, когда европейское Просвещение пересматривало свое представление о том, каким должно быть искусство.

Арчибальд Арчер, Временная комната Элгина, построенная для демонстрации скульптур Парфенона с портретами персонала, попечителя и посетителей. Картина маслом на холсте, 1819 год.

Впервые эти скульптуры были замечены в 1807 году во временном музее лорда Элгина. Однако Элгин обанкротился, перевозя скульптуры в Великобританию. В 1816 году парламент решил приобрести коллекцию для Британского музея. С 1817 года скульптуры всегда бесплатно выставлялись для публики в Британском музее.

Скульптуры Парфенона, выставленные в 1923 году в Британском музее. Сейчас это комната 17. Фото Дональда Макбета.

Скульптуры Парфенона в Британском музее составляют 247 футов (около 75 метров) от оригинального фриза длиной 524 фута (около 160 метров), 15 из 92 метоп, 17 фигур с двух фронтонов и различные архитектурные элементы здания. .

Скульптуры с западного фронтона Парфенона выставлены в зале 18 Британского музея.

Около половины уцелевших скульптур осталось в Афинах, в том числе обширные остатки метоп (особенно с востока, севера и запада здания), фриза (особенно с северной и западной сторон) и фронтонов. В 1970-х годах правительство Греции начало программу реставрации памятников Акрополя. В рамках этой работы все архитектурные скульптуры из Парфенона были вывезены в музей Акрополя, а все скульптуры Парфенона теперь являются музейными объектами. Большинство скульптур примерно поровну поделено между Афинами и Лондоном, но важные экспонаты также хранятся в других крупных европейских музеях, включая Лувр и музеи Ватикана.

Вдохновение для художников

Скульптуры Парфенона вдохновляли художников и писателей на протяжении поколений, от Джона Китса до Генри Мура. Пожалуй, самым влиятельным из них был французский скульптор Огюст Роден, видевший в Фидиаде родственную душу и художественного наставника.

Огюст Роден (1840–1917), Этюд кавалькады южного фриза Парфенона. Графит, перо и тушь, до 1870 г. © Музей Родена. Фото: Жан де Калан.

Скульптуры Парфенона являются знаковыми произведениями искусства. Они играют центральную роль в истории искусства и будут продолжать вдохновлять художников в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *