Скульптор мирон дискобол: МИРОН • Большая российская энциклопедия

Дискобол (статуя)

«Дискобол» (греч. Δισκοβόλος — «Бросающий диск») — одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая фигуру атлета, готового к сильному движению в соревновании по метанию диска . Оригинал «Дискобола» (ок. 450 г. до н. э.) — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора эпохи ранней классики «строгого стиля» Мирона, — не сохранился. Название «Дискобол» упоминает древнеримский ритор Квинтилиан (II, 13, 8—10). Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан в «Любители лжи» называет это произведение «Дискофором» («Несущим диск»), но по описаниям можно судить, что речь идёт об одной и той же скульптуре. У Лукиана имеется подробное описание: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом» (XVIII, 45—46).

Обнаружение и интерпретации

Сохранилось 15 фрагментов (мраморных торсов, голов, деталей рук и ног), а также изображения на геммах, имеющих отношение к различным репликам прославленного бронзового оригинала. Лучшую римскую реплику обнаружили во время раскопок на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году. Только эта реплика сохранила голову. Она получила название «Дискобол Ланчеллотти» (по фамилии первоначального владельца, кардинала Филиппа Ланчеллотти). Во время Второй мировой войны статую вывезли в Берлин, но в 1953 году вернули в Италию. Был осуществлён опыт наиболее достоверной реконструкции этой скульптуры путём совмещения разных деталей, сходных по стилю и характеру пластики. Торс был взят из скульптуры, найденной в Кастель-Порциано, дополнен головой «Дискобола Ланчеллотти», правой рукой из собрания Каза-Буонарроти во Флоренции и ногами из коллекции Британского музея в Лондоне. Собранный слепок был бронзирован и он считается наиболее достоверным, соответствующим описанию Лукиана. Ныне «Дискобол Ланчеллотти» хранится в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме и называется «Дискобол Массимо-Ланчеллотти».

Б. Р. Виппер писал, что подлинное значение этой скульптуры Мирона заключается не в том, что скульптор приближается к передаче движения, а в том, что он открыл тайну «пластической концентрации движения. В искусстве Мирона ещё очень сильны пережитки архаизма… Торс остаётся почти неподвижным». Поэтому пластическую концепцию Мирона можно назвать «планиметрической». Статуя Дискобола «имеет совершенно плоскостной, рельефный характер; все главные элементы движения собраны на передней плоскости — статуя рассчитана на рассмотрение только с одной точки зрения, спереди… Профиль совершенно лишён самостоятельного значения, так как не имеет никакой глубины». Голову Дискобола Мирон также даёт «в сильном сокращении… и с неровной трактовкой половины лица: левая половина — плоская и широкая; правая — компактная с полными, выпуклыми формами. Благодаря этому приёму так называемой эвритмии голова, предназначенная для рассмотрения в повороте, приобретает особенно интенсивную пластическую жизнь». Принцип рельефа, характерный для архаической скульптуры, проявляется и в мелких деталях: волосы трактованы орнаментально, лицо неподвижно, в анатомии торса не выявлено напряжение, которое должно быть в момент перед бросанием диска .

Наиболее известные римские реплики статуи

  • Голова статуи, найденная на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году. Дополненная другими частями хранится в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме;
  • Фрагменты, обнаруженные в Кастель-Порциано в 1906 году (утрачены голова, рука и части голеней), ныне хранятся в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме;
  • Древнеримская реплика статуи в Глиптотеке в Мюнхене;
  • Полная мраморная реконструкция II в. н. э. из Коллекции Таунли в Британском музее в Лондоне;
  • Небольшая бронзовая статуэтка в Мюнхене, Античное собрание;
  • Дискобол Навкида из Сикиона, первая половина IV в. до н. э. Ватикан;
  • Дискобол Людовизи работы Пифагора из Регий (480—440 гг. до н.э.). Рим, Палаццо Альтемпс;
  • Другие фрагменты хранятся в Ватиканском, Британском музеях, Каза-Буонарроти во Флоренции, музеях Берлина и Базеля.

В культуре

Влияние: Иван Шадр, «Булыжник — оружие пролетариата».

По залам музея … Массимо алле Терме. Дискобол

Палаццо Массимо-алле-Терме (“Дворец Массимо возле Терм”). Дворец расположен в центре Рима, возле Терм Диоклетиана, в непосредственной близости к вокзалу Термини на Пьяцца-деи-Чинквеченто. Дворец Массимо у Терм знаменит тем, что в этом здании размещается центральная часть коллекции Национального музея Рима, одного из лучших собраний античного искусства в мире.

Вилла, которая стояла здесь, принадлежала кардиналу Феличе Перетти, будущему понтифику Сиксту Пятому, и поэтому была позже названа “Систино”. Здание дворца Перетти было окружено садами, водоёмами и фонтанами. Внутри находилась небольшая, но ценная коллекция античной скульптуры.

В 1860 году из-за строительства железнодорожной станции Термини площадь усадьбы пришлось сократить.А в 1883-1886 годах здание дворца перестроили. Новое здание стали называть “Палаццо ди Термини”; в общих чертах, оно напоминает прежнее палаццо, но отличается от него этажностью и объёмом. Но помещения терм не могли вместить все коллекции.На двух этажах здания Палаццо Массимо-алле-Терме ныне размещаются экспозиции; на третьем этаже — библиотека, конференц-зал, офисы Специального управления археологического наследия Рима. Часть экспонатов находится в подземном этаже и в открытых галереях внутреннего двора.

Античная коллекция произведений античных Эллады и Рима V в. до н. э. — IV в. н. э. занимает подземный, первый и второй этажи. Знаменитый “Дискобол Ланчеллотти” выставлен на первом этаже.

Остановись, мгновение. Бронзовая статуя Мирона “Дискобол” до наших дней не сохранилась, но благодаря любви античных римлян к копированию даже спустя две с половиною тысяч лет атлет остаётся одним из самых мощных образов в истории искусства.

Мраморную статую атлёта откопали в 1781 году на вилле Палолмбара на Эсквиллинском холме в Риме. Владение влиятельной римской семьи Массимо располагалось на месте римской античной виллы, которую, видимо и украшала во втором столетии нашей эры эта скульптура.

Джованни Батиста Антонио Висконти (1722-1784).  

Вскоре археолог Джованни Баттиста Висконти нашёл в античных источниках описание эллинской античной бронзовой скульптуры, копией которой и оказалась находка с Эсквилина. Это был “Дискобол”, в переводе с эллинского – “метатель диска”, созданный в пятом веке до н. э. великим Мироном. Статуи Мирона изумляли всех реалистичностью исполнения. До наших дней дошли свыше сорока эпиграмм, воспевающих жизнеподобие статуи коровы, которую он изваял. “Кажется, он мог в меди запечатлеть души людей и животных”, — писал о Мироне римлянин Петроний Арбитр в романе “Сатирикон”. Неудивительно, что работы этого мастера были растиражированы в античном мире. После 1781 года в разных местах обнаружили ещё несколько римских копий “Дискобола” и их фрагментов. Однако первая находка, ставшая известной как “Дискобол” Ланчелотти по названию дворца, куда её поставили владельцы, считается наиболее качественной и хорошо сохранившейся. На основе мраморных копий были сделаны реконструкции бронзового оригинала — созданной Мироном статуи, которая до наших дней всё ещё не найдена.

 И к реализму «Дискобола» есть вопросы. Поза атлета довольно таки не естественная: из такого положения рук и ног метнуть диск на дальность неудобно. Однако Мирон блестяще справился с задачей, куда более трудной, чем создание реалистичных, статичных, прямо стоящих фигур предыдущей эпохи – архаики. Как писала археолог Римма Дмитриевна Бондарь, “главная сложность заключается в том, что все конечности статуи сильно отклоняются от вертикального положения. Соответственно, успех зависит от способности скульптора придать композиции естественный баланс”. По её мнению, именно это имел в виду римский ритор первого века Квинтилиан, когда называл “Дискобол” “новым и трудным” изображёнием.

Статуя Мирона не только вошла в учебники по истории искусства как шедевр Античного мира, но и стала символом совремённых спортивных организаций и Олимпиад.

Адольф Гитлер в 1938 году не пожалел ни каких денег, чтобы выкупить “Дискобол” Ланчелотти у владельцев и доставить в Германию. Спустя три года после окончания Второй мировой войны скульптура вернулась на “историческую родину”, Рим (1953).

“Дискобол” — мраморная копия, датируемая серединой II века н. э., бронзовой статуи Ланчелотти (по фамилии первоначального владельца, кардинала Филиппа Ланчеллотти) Мирона (450 год до н. э.). Выставлена статуя во дворце Массимо-алле-Терме в коллекции Национального музея. Только эта копия сохранилась лучше всех находок. Только в этой копии сохранилась голова.

1-Поза. Скульптор точно “поймал” секундную паузу между двумя стремительными разнонаправленными движёниями атлета: замахом и броском диска. Этот момент наивысшего напряжения делает статую выразительной и убедительной. “Подлинное значение Мирона не в том, что он приближается к натуре в передаче быстрых, мгновенных движений, — писал советский историк искусства Борис Робертович Виппер, — а в том, что он открыл тайну пластической концентрации движения”.

2-Ракурс. Статуя предназначена для просмотра с одной точки – спереди, откуда видны все движения атлета; в других ракурсах “Дискобол” не так эффективен. Его создатель не использовал все возможности круглой скульптуры, но, по мнению Риммы Дмитриевны Бондарь, “это был, скорее, выбор самого художника, связанный с ритмическим рисунком композиции и театральностью подачи”.

3- Голова. “Дискобол” Ланчелотти – единственная полноразмерная копия, сохранившаяся вместе с головой. Поворот соответствует тому, как описывает статую античный автор II века н. э. по фамилии Лукиан: ”Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с броском?”. Другие копии отреставрированы неправильно и смотрят прямо перед собой.

4-Лицо. Оно не симметрично: левая половина более плоская и широкая, чем правая. Это тоже сделано намеренно: лицо статуи предназначено для созерцания в повороте, и лёгкая асимметрия добавляет динамики.

5-Мышцы. Скульптура во всех версиях выполнена с глубоким знанием анатомии, но некоторые мышцы, например, дельтовидная, показаны недостаточно детально или недостаточно сильно напряжены для такой позы. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлён в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение “Дискобола”, а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед. Показательно, что в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично. Напряжение исказило бы черты дискобола, нарушило бы светлую красоту идеального образа уверенного в своей силе атлета, мужественного и физически совершённого гражданина своего полиса, каким его представил Мирон в своей статуе. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина. У дискобола отсутствует индивидуализация образа.

6-Диск. Метание диска – популярный в античной Элладе вид спорта, который входил в пятиборье античных Олимпийских игр. Существовал обычай воздвигать статуи победителям этих соревнований. Однако есть версия, что “Дискобол” – это мифологический герой Гиацинт. В античной Элладе диски для метания изготавливались из камня или бронзы, весом от одного килограмма 250 грамм до 5 кг семьдесят грамм. А диаметром оные были от шестнадцати с половиной сантиметров до тридцати четырёх см.

7- Ноги. Немецкий археолог начала XX века Йохансен Зивекин отмечал, что постановка ног и поворот головы, как у этой статуи, у реального спортсмена уменьшили бы силу броска. Левая стопа у “Дискобола” Ланчелотти не сохранилась и была реставрирована по другим копиям, однако учёный предположил, что у бронзового оригинала она должна была опираться не на верхнюю, а на нижнюю сторону пальцов.

Классический идеал победно утверждается в скульптуре. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нём легче придать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже “выдуманное”. Как мы уже знаем из школьного курса по истории, принцип эллинского классического искусства – это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником.

Сын царя Спарты, Гиацинт, который вместе с богом Аполлоном развлекался метанием диска и погиб, когда спортивный снаряд, пущенный Аполлоном, попал юноше в голову. Из раны вырос цветок, гиацинтом называемый.

Великий скульптор Мирон, творивший в середине V века до н. э. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый “Дискобол”, известный нам по нескольким мраморным римским копиям, настолько повреждённых, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ: он составлен из фрагментов разных скульптур: голова была найдена на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году, остальные части взяты из других сохранившихся фрагментов.

Дискобол запечатлён в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжёлым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Это кульминационный момент, он зримо предвещает следующий, когда диск взметнётся в воздухе, а фигура атлёта выпрямится в рывке: мгновенный промежуток между двумя мощными движениями, как бы связывающий настоящее с прошедшим и будущим. Мышцы атлета напряжены до предела, тело изогнуто, а между тем лицо юноши совершенно спокойно. Напряжённое выражение лица было бы, вероятно, правдоподобнее, но благородство образа – именно в этом контрасте физического порыва и душевного покоя.

Как писал в XVIII веке немецкий историк искусств Винкельман Иоганн Иоахим: ”Как глубина морская останется всегда спокойной, сколько бы не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные эллинами, обнаруживает среди всех волнений страсти великую и твёрдую душу”.

МирОн 500-480 до н. э. – родился в Элевтерах, маленьком городке на границе между Аттикой и Беотией. Был учеником аргосского ваятеля Агелада.

Большую часть своей жизни он прожил в Афинах. Мало что известно о его жизни, и то, что мы знаем, происходит из древних литературных источников – прежде всего от писателя первого века Плиния.

450 г. до н. э. – создал статуи ”Дискобол” и “Венера и Марсий”, римские копии которых сохранились до наших дней. Работал преимущественно в Афинах, из материалов предпочитал бронзу. Его сын, Ликий, тоже был скульптором. Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре.

Мирон работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и передавал свободу движения, преодолевая ту некоторую скованность, которая ещё существовала в скульптурах Олимпии. Эллины причислили его к крупнейшим семи ваятелям Эллады, и он подошёл вплотную к эпохе высокой классики. Мы должны довольствоваться при суждении о Мироне копиями, изготовленными для коллекционеров и любителей искусства преимущественно в эпоху римских императоров. Оригиналы, вероятно, все безвозвратно погибли в течение тёмных времён средневековья. При этом большинство воспроизведений сделано из мрамора, а не из бронзы, в которой почти исключительно работал Мирон. Характер мрамора же, как материала для художественного произведения, совершенно иной, и применение его вместо бронзы имело последствием некоторые изменения во внешнем виде фигуры по сравнению с оригиналом. Мрамор легко ломается, и потому художник должен связывать выступающие части с более крупными массами камня при помощи подпорок. Кроме того, металл отражает свет, своим блеском дает более живую поверхность, чем белая поверхность мрамора; поэтому простые плоскости, применявшиеся Мироном при трактовке тела, в бронзе, вероятно, не производили того суховатого впечатления, которое получалось в мраморных копиях.

В искусстве Мирона скульптура овладела движением, как бы сложно оно ни было.

Дискобол Редукционная скульптура для продажи, Артикул № 825

  • Дополнительная информация
  • Посмотреть параметры патины
  • Доставка и возврат

Детали из гипса, если не указано иное. Они изготавливаются на заказ и отливаются вручную. Мы предлагаем наши изделия с различной патиной/отделкой. Щелкните следующую вкладку для получения более подробной информации.

Маленькие и большие барельефы (за исключением настольных, как указано) и маски поставляются с одним или несколькими встроенными крючками для подвешивания по мере необходимости.

Вопросы? Просмотрите страницу часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации и ответов на часто задаваемые вопросы. Напишите нам по адресу [email protected] или позвоните нам по телефону 781-933-2455.

Каждая деталь изготавливается по индивидуальному заказу. В зависимости от текстуры скульптуры и уровня детализации внешний вид патины может варьироваться. Небольшое изменение цвета от заказа к заказу следует ожидать.

Если не указано иное, наши репродукции вручную отлиты из гипса и усилены мешковиной, волокнами и/или металлическими стержнями для дополнительной прочности.

 

FLAT WHITE: матовая белая поверхность. Это оптимальная патина для рисования отливок, поскольку она позволяет сосредоточиться на форме.

       

БЕЛАЯ ПАТИНА: белая отделка с добавлением светлого оттенка слоновой кости на верхние поверхности.

СВЕТЛАЯ СТАРИННАЯ ШТУКАТУРКА: Мягкая смесь белого, серого и желтого цветов, имитирующая вид состаренной гипсовой повязки.

СТАРИННАЯ ШТУКАТУРКА: эффектная смесь серого и желтого цветов, имитирующая вид состаренной гипсовой повязки.

БРОНЗА: Насыщенный коричневый цвет с золотыми бликами, имитирующий бронзу.

КАМЕНЬ: Смесь более светлых тонов, напоминающая натуральный камень.

ТЕМНЫЙ КАМЕНЬ: Смесь более темных тонов, напоминающая натуральный камень.

SANDSTONE: Мягкий базовый цвет с теплыми бликами, имитирующий натуральный песчаник.

TERRA COTTA: Вариант теплых тонов, напоминающий терракота.

АССИРИЙСКИЙ КАМЕНЬ (относится только к изделиям с номерами 3, 4, 5, 6 и 738): двухцветная патина, дополняющая мелкую рельефную скульптуру и ее каменную текстуру.

TANAGRA PATINA (относится только к артикулам с номерами 317, 318, 319, 320, 800 и 813): отделка, повторяющая цвета фигурок Tanagra, как показано на изображениях продукта.

Доставка большинства изделий занимает от нескольких дней до 3 недель, поскольку они изготавливаются на заказ и отливаются вручную.

Покупатели в континентальной части США получают бесплатную наземную доставку автоматически при оформлении заказа. Клиенты, находящиеся в другом месте, могут найти варианты доставки в процессе оформления заказа.

Предметы должны быть открыты и осмотрены в течение 48 часов с момента доставки, чтобы сообщить о любых повреждениях.

Возвраты не принимаются; все продажи являются окончательными, так как изделия изготавливаются на заказ и отливаются вручную.

Просмотрите страницу часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации и ответов на часто задаваемые вопросы.

Дополнительная информация

Детали из гипса, если не указано иное. Они изготавливаются на заказ и отливаются вручную. Мы предлагаем наши изделия с различной патиной/отделкой. Щелкните следующую вкладку для получения более подробной информации.

Маленькие и большие барельефы (за исключением настольных, как указано) и маски поставляются с одним или несколькими встроенными крючками для подвешивания по мере необходимости.

Вопросы? Просмотрите страницу часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации и ответов на часто задаваемые вопросы. Напишите нам по адресу [email protected] или позвоните нам по телефону 781-933-2455.

Посмотреть параметры патины

Каждая деталь изготавливается по индивидуальному заказу.

В зависимости от текстуры скульптуры и уровня детализации внешний вид патины может варьироваться. Небольшое изменение цвета от заказа к заказу следует ожидать.

Если не указано иное, наши репродукции вручную отлиты из гипса и усилены мешковиной, волокнами и/или металлическими стержнями для дополнительной прочности.

 

FLAT WHITE: матовая белая поверхность. Это оптимальная патина для рисования отливок, поскольку она позволяет сосредоточиться на форме.

       

БЕЛАЯ ПАТИНА: белая отделка с оттенком светлой слоновой кости на верхних поверхностях.

СВЕТЛАЯ СТАРИННАЯ ШТУКАТУРКА: Мягкая смесь белого, серого и желтого цветов, имитирующая вид состаренной гипсовой повязки.

СТАРИННАЯ ШТУКАТУРКА: эффектная смесь серого и желтого цветов, имитирующая вид состаренной гипсовой повязки.

БРОНЗА: Насыщенный коричневый цвет с золотыми бликами, имитирующий бронзу.

КАМЕНЬ: Смесь более светлых тонов, напоминающая натуральный камень.

ТЕМНЫЙ КАМЕНЬ: Смесь более темных тонов, напоминающая натуральный камень.

SANDSTONE: Мягкий базовый цвет с теплыми бликами, имитирующий натуральный песчаник.

ТЕРРАКОТА: вариант теплых тонов, напоминающий терракотовый номер .

АССИРИЙСКИЙ КАМЕНЬ (относится только к изделиям с номерами 3, 4, 5, 6 и 738): двухцветная патина, дополняющая мелкую рельефную скульптуру и ее каменную текстуру.

TANAGRA PATINA (относится только к артикулам с номерами 317, 318, 319, 320, 800 и 813): отделка, повторяющая цвета фигурок Tanagra, как показано на изображениях продукта.

Доставка и возврат

Доставка большинства изделий занимает от нескольких дней до 3 недель, поскольку они изготавливаются на заказ и отливаются вручную.

Покупатели в континентальной части США получают бесплатную наземную доставку автоматически при оформлении заказа. Клиенты, находящиеся в другом месте, могут найти варианты доставки в процессе оформления заказа.

Предметы должны быть открыты и осмотрены в течение 48 часов с момента доставки, чтобы сообщить о любых повреждениях.

Возвраты не принимаются; все продажи являются окончательными, так как изделия изготавливаются на заказ и отливаются вручную.

Просмотрите страницу часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации и ответов на часто задаваемые вопросы.

Товар добавлен в корзину

{{ product_title }}

{{#if вариант}}

{{ вариант }}

{{/if}}

{{ цена }}

Оформить заказ Просмотр корзины

Статуя дискобола — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *