Сколько языков знал петр 1: Император Петр Первый. Биографическая справка

Содержание

Император Петр Первый. Биографическая справка

Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной – родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана – царевна Софья и родственники первой жены Алексея Михайловича – Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, «старшим» царем был объявлен Иван, а Петр – «младшим» царем при правительнице Софье.

При правительнице Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал «потешные полки» – будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал «правой рукой» императора.

Во 2 й половине 1680 х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.
После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем.

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала «фискалы» (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

В 1703 году Петр I заложил город Санкт-Петербург, ставший в 1712 году столицей государства. В 1721 году Россия была провозглашена империей.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700 1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722 1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

В годы Северной войны Петр I создал регулярную армию и военно-морской флот. Основой устройства вооруженных сил явились рекрутская повинность (1705) и обязательная военная служба дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми и сержантами гвардии. Организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов армии и флота определяли Воинский устав (1716), Морской устав (1720) и Морской регламент (1722), в разработке которых участвовал Петр I.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов, создал стройную систему базирования флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. Было построено большое количество гребных и парусных судов.

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей – Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «Рождества Христова», а не от «Сотворения мира».

По распоряжению Петра I были проведены экспедиции в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь и др., положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат: на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской, позднее императрица Екатерина I; имел от первого брака сына Алексея и от второго – дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

16 самых популярных легенд о Петре I • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Антропология

Правда ли, что Петр I убил собственного сына? Он рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве? Ненавидел Россию? Прорубил окно в Европу, а потом привез оттуда картошку и заставлял всех ее есть? Разбираемся, что из этих легенд правда, а что нет и откуда они возникли

Автор Игорь Федюкин

Вне всякого сомнения, Петр I — самый известный российский монарх и один из самых известных и значимых российских исторических деятелей вообще. Первый император, превративший свою страну в одну из ведущих европей­ских держав, основатель Санкт-Петербурга и автор радикальных культурных преобразований, он еще при жизни стал легендой и в России, и за рубежом. Необычным для монарха было и поведение Петра: презрение к церемониям, манера бурно развлекаться и просто одеваться, а также богатая личная жизнь. Неуди­вительно, что самые невероятные слухи и легенды о нем сложились уже у его современников. 

Легенда 1. Петр I был подменен 

Вердикт: это неправда.

Портрет царевича Петра Алексеевича из титулярника XVII века Российская национальная библиотека

«Государя подменили» — один из самых распространенных мотивов в народ­ной мифологии власти. Собственно, если данный Богом государь делает что-то, что нам сильно не нравится, объяснений может быть два: или такой государь ниспослан нам свыше за грехи, или же он «ненастоящий», то есть его подменили. Из материалов Преображенского приказа и Тайной канцелярии мы знаем, что оба эти варианта широко обсуждались современниками, а совершенно беспрецедентный факт поездки государя за рубеж, да еще и инкогнито, только подлил масла в огонь. Но обсуждать эту версию всерьез мы все же не будем: Петр I был законным сыном своего отца царя Алексея Михайловича от его второй жены, царицы Натальи Нарышкиной.

Легенда 2. Петр I был гигантского роста и с маленькой головой

Вердикт: это отчасти правда.

Портрет Петра I в рост. Гравюра Франсуа Ландри. Около 1717 года Государственный Эрмитаж

Современники единогласно отмечали высокий рост Петра, но каков он был на самом деле, мы не знаем. Насколько надежным источником является сохранившаяся в Домике Петра отметка, из которой следует, что его рост превышал два метра, большой вопрос. С другой стороны, сохранившаяся — и, несомненно, принадлежавшая ему — одежда не поражает воображение своими размерами. Впрочем, если даже по нашим меркам Петр был человеком среднего роста — 170 с лишним сантиметров, — то на фоне современников он все равно казался очень высоким: люди того времени были значительно ниже нас. А вот данных о том, что у него была аномально маленькая голова, у нас нет.

 

Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах

Рассказывает историк Александр Каменский

Легенда 3. Петр I менял чувашей, рыжих или вотяков  

Вотяки — устаревшее название удмуртов. на гвозди

Вердикт: скорее это неправда.

Свадьба карлика Якима Волкова 14 ноября 1710 года во дворце князя Александра Даниловича Меншикова в Петербурге. Гравюра Алексея Зубова. 1711 годГосударственный Эрмитаж

Откуда именно пошла именно эта легенда, неясно. Но стоит помнить, что значительную часть населения России составляли крепостные; остальных можно было превратить в крепостных в любой момент одним росчерком государева пера. Продать, подарить или обменять на что-то человека или целое населенное имение людям той эпохи казалось самым обычным делом. Особен­но это касалось «инородцев» и нехристиан вообще вроде пленных или выве­зенных из-за границы — как правило, малолетними — турок или калмыков.  

Не менее обычным делом было и «коллекционирование» монархами или даже просто богатыми помещиками людей, казавшихся необычными из-за своего внешнего вида: «самоедов»  Самодийцы, самоеды — общее название коренных малочисленных народов России, которые используют самодийские языки: ненцев, энцев, нганасан, селькупов и исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)., «арапов», «великанов», «уродов», «карлов», юродивых. Это, впрочем, было принято не только в России: подобные живые «куриозности» могли быть предметом обмена между монархами. В 1717 году, например, Петр распорядился сыскать «двух человек самоядов молодых робят, которые б были дурняе рожием и смяшняе»  Петр Великий на Севере. Сборник статей и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере. Архангельск, 1909.  и послать их в качестве подарка герцогу Тосканскому; герцог подарок с удовольствием принял. Но вот менять людей на гвозди Петр, пожалуй, не стал бы.

Легенда 4. Петр I убил своего сына

Вердикт: это правда.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Картина Николая Ге. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

Петр угрожал сыну смертью, после чего назначенный им суд действи­тельно приговорил царевича к казни. По официальной версии, впрочем, он умер от удара, то есть сердечного приступа. Точно так же позднее объяс­няли в XVIII веке и смерть других государей, скончавшихся при сомнительных обстоятельствах. Был ли царевич Алексей тайно казнен или, например, скон­чался от пыток, которым был подвергнут уже после вынесения приговора, не так важно. Его смерть в заключении в Петропавловской крепости не могла произойти без ведома и одобрения — хотя бы молчаливого — Петра. 

Столь же безжалостен был государь и к прочим своим подданным. Согласно легенде, во время массовой казни восставших стрельцов, он лично брался за топор. Восходит эта легенда к сообщению одного из иностранных дипло­матов, потому полной уверенности в ее достоверности нет. Совершенно точно известно, однако, что Петр лично часами присутствовал в застенке при пытках подозреваемых в измене. Число замученных в пыточных камерах, убитых при подавлении волнений или просто погибших на войне или великих строй­ках эпохи от голода и болезней подсчету не поддается. Очевидно, во всяком случае, что эпоха была кровавой.

Легенда 5. Петр I был атеистом или протестантом

Вердикт: это неправда.

Петр I учреждает Святейший синод. Картина Ивана Тупылева. 1801 год Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Разумеется, знать доподлинно, верил ли Петр (или любой другой человек) в Бога, мы не можем. Безбожником, протестантом, а то и вовсе Антихристом считали Петра уже многие современники, причем некоторые из них попла­тились за это жизнями. Такое восприятие монарха неудивительно, учитывая прове­денную им радикальную реформу Церкви  Петр I упразднил должность патриарха и утвердил 25 января 1721 года новый высший церков­ный орган — Святейший правительствующий синод, или Духовную коллегию. , его непочти­тельное отношение к церковной иерархии и церковным обрядам и его бытовое поведение, которое шло вразрез с церковными нормами. Впрочем, грубые развлечения, которым государь предавался в рамках Всепьянейшего собора, показались бы не менее шокирующими и любому сегодняшнему атеисту. 

Верно также, что Петр, судя по всему, придавал меньше значения тонкостям теологических различий между православием и другими христианскими конфессиями. И нет сомнений, что под сильнейшим влиянием пиетизма, важнейшего протестант­ского течения того времени, находился Феофан Прокопович, определявший начиная с середины 1710-х годов церковную политику Петра. Насколько государь вникал в доктринальную суть предлагавшихся Прокоповичем нововведений, неясно, но ему явно импонировала характерная для многих протестантских стран модель подчинения Церкви государству.

Тем не менее представить, что Петр I не считал себя православным и уж тем более что он действительно был атеистом в современном смысле слова, решительно невозможно. Сохранилось множество свидетельств глубочайшей набожности Петра; пародируя церковные обряды в одних случаях, он истово соблюдал их в других. Наконец, именно Бога он считал, разумеется, источ­ником собственной власти. 

Легенда 6. Петр I прорубил окно в Европу

Вердикт: это скорее правда.

Петр I на берегу реки Невы. Картина Антона Иванова-Голубого. 1843 годГосударственный Русский музей

Считается, что впервые эту метафору употребил в своих записках итальянец Франческо Альгаротти, посетивший Россию в конце 1730-х, то есть более чем через десять лет после смерти Петра. На самом деле Альгаротти сравнивал Санкт-Петербург с «окном, через которое Россия смотрит в Европу». Его метафору подхватил Пушкин и сделал популярной, использовав в «Медном всаднике» (где он, кстати, прямо ссылается на Альгаротти). В его поэме Петр заявляет о намерении «в Европу прорубить окно», и, судя по контексту, смысл этого «окна» несколько иной, чем у итальянца: скорее это отверстие, через которое Европа хлынула в Россию.  

Как Россия стала европейской? • Видеоистория русской культуры © Arzamas

Так или иначе, метафора эта довольно точная. Разумеется, Россия не была изолирована от Европы и до основания новой столицы на Неве. Но именно Санкт-Петербург становится главным торговым портом России; здесь живет множество иностранцев; именно через Санкт-Петербург проникают в Россию из Европы разные культурные веяния, новинки, моды, новые институты и модели поведения.

Легенда 7. Петр I завез в Россию картошку и заставлял крестьян ее есть

Вердикт: это неправда.

Картофель. Гравюры из ботанического справочника Джона Паркинсона «Theatrum Botanicum». Лондон, 1640 годGetty Research Institute

Петр, возможно, действительно привез в Россию какое-то количество карто­феля в качестве диковинки — каких диковинок он только не заказывал, например маринованные манго, — но никакой кампании по насаждению картофеля при нем не было. Приживаться в России картофель стал гораздо позже, во второй половине столетия. 

о петре и его эпохе — в лекциях:

 

Зачем Петр I брил бороды

Эта и другие культурные реформы Петра Великого

 

Как Петр I организовал победу под Полтавой

И зачем он выпивал с врагами

Легенда 8. Петр I издал указ «о лихом и придурковатом виде» подчиненного

Вердикт: это неправда.

Петр Великий с арапчонком. Акварель Густава фон Мардефельда. Около 1720 года Victoria and Albert Museum

За время своего царствования Петр собственноручно написал множество указов, зачастую посвященных самым незначительным вопросам и звучащих, на наш вкус, странно и довольно грубо. Таков, например, указ 1707 года, предписывавший всем членам «конзилии» министров обязательно подпи­сывать протоколы заседаний, «ибо сим всякого дурость явлена будет». Имеется в виду, что министрам, давшим дурные советы, невозможно будет потом отвертеться. Многие указы родились из устных приказаний монарха, чем объясняется разговорный, даже просторечный тон некоторых из них. 

С другой стороны, многие изречения Петра нам известны только в пересказе современников — или их потомков. К концу XVIII века появляются два важнейших издания, в которых были собраны многие из таких изречений: «Рассказы Нартова о Петре Великом» и «Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России». Но в обоих случаях публикаторы — сын петровского придворного токаря и механика Андрей Нартов и историк-любитель Иван Голиков соответственно — позволяли себе весьма вольно обращаться с источниками. 

На этом фоне Петру легко приписывать самые разные изречения — в том числе и указ подчиненным перед лицом своих начальников «иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Однако о существовании такого указа историкам ничего не известно. Это фейк, причем запущенный, кажется, уже в эпоху интернета. По своему содержанию он про­тиворечит всему, что мы знаем о Петре: его подлинные указы, наоборот, всячески поощряют подчиненных «смущать» своих начальников и доносить на них государю.

Легенда 9. Петр I рубил бороды прямо топором

Вердикт: это почти правда.

Петр I стрижет бороды боярам. Акварель Дмитрия Белюкина. 1985 год © Дмитрий Белюкин / РИА «Новости»

Петр действительно начал бороться с ношением бород после своего возвра­щения из Великого посольства в августе 1698 года. Сохранились свидетельства, что в некоторых случаях он отрезал боярам бороды собственноручно. Импер­ский посол граф Гвариент доносил, что молодой царь собственной рукой подрезал длинные бороды многим боярам, а также и другим духовным и свет­ским лицам. Есть и другие свидетельства такого рода, но вот топор ни в одном из них напрямую не упоминается. 

Скорее всего, отрезание бород смешалось с другим эпизодом, в котором участвовал Петр: во время знаменитой стрелецкой казни царь, по свидетель­ству одного из иностранных дипломатов, сам орудовал топором. Такое смеше­ние неудивительно. Эпизод с обрезанием бород имел место сразу после стре­лецкого мятежа, в симпатии к которому Петр подозревал многих представи­телей элиты, так что обрезание бород носило, видимо, и характер символиче­ского наказания через унижение. Не исключено, впрочем, что топор могли и в самом деле применять солдаты, посланные обеспечить выполнение указа о брадобритии на местах. 

Легенда 10. Петр I был алкоголиком и заставлял пить других

Вердикт: это правда.

Петр I со своими дворянами накануне стрелецкой казни. 1754 годhistorietimen.libsyn.com

Сказать ретроспективно, был ли Петр алкоголиком в строгом медицинском смысле слова мы, конечно, не можем. Но описания современников и соб­ствен­ные письма Петра не оставляют сомнений: да, он и его окружение пили ужа­сающе много, и да, посетителей на петровских пирах заставляли пить литрами. Можно спорить, был ли здесь политический умысел — стремление развязать языки, выведать потаенные мысли. Кроме того, регулярно и публично напива­лись до потери сознания в то время не только при российском дворе, но и при многих европейских. Верно также, что петровские обыкновения хорошо согла­совывались и с уже давно устоявшимся к тому времени в Европе стереотипом «русского пьянства». Собираясь в конце 1720-х годов послом в Россию, англо-испанский аристократ герцог де Лириа был заранее уверен, что «все дела в тех краях вершатся за бутылкой»  I. Fedyukin, R. Collis, E. A. Zitser. Drinking Diplomacy: The St. Petersburg ‘Ordre des Antisobres’ and Fraternal Culture among European Envoys in Early Imperial Russia // International History Review. Vol. 42. № 1. 2020.

Перевод автора текста.. И тем не менее из песни слова не выкинешь: многие из наших современников отправились бы на тот свет от алкогольного отравления уже после первой же пирушки у Петра.

две игры про петра!

 

Помогите Петру Первому выиграть войну

Проведите реформы со скоростью императора и победите шведов

 

Как понять реформы Петра I

Взгляните на петровские преобразования глазами историка

Легенда 11. Петр I ненавидел Россию и Москву

Вердикт: это скорее неправда.

Торжественное вступление русских войск в Москву 21 декабря 1709 года после Полтавской победы. Гравюра Питера Пикарта. 1737 год Государственный Эрмитаж

Происхождение этого мифа понятно: царь искоренял русские обычаи, увлекался всем иностранным, перенес столицу в Санкт-Петербург. Значит ли это, что он ненавидел Россию и Москву? Разумеется, никаких документов, где он бы прямо расписывался в своих чувствах, у нас нет. Ненавидеть Россию Петр, конечно, не мог: он был глубоко убежден, что управление Россией поручено ему Богом и что ответ за судьбы страны ему предстоит держать на Страшном суде. Более того, именно Петр вводит в политический оборот представление о том, что военные и чиновники служат не только государю лично, но и отечеству. Служит, по его словам, и сам царь. Другое дело, что Петр, несомненно, ненавидел многие из российских порядков. 

Что касается Москвы, то она символизировала для Петра все то, что он хотел изменить в России. Кроме того, она ассоциировалась у императора с его детскими страхами, бунтами и заговорами. Тем не менее Петр признавал символическое значение Москвы и проводил здесь немало времени даже после основания Санкт-Петербурга.

Легенда 12. Петр I был справедливым, грозным и отходчивым 

Вердикт: в каком-то смысле это правда.

Утро стрелецкой казни. Картина Василия Сурикова. 1881 год Государственная Третьяковская галерея

В народной мифологии «справедливый, грозный и отходчивый» — обяза­тельные атрибуты любого сильного правителя, настоящего царя вообще. Насколько они отражают какую-то реальность в случае Петра? Сам себя он, безусловно, считал справедливым и всячески подчеркивал свою привержен­ность закону и принципу честного вознаграждения за службу. Правда, при этом тут же нарушал законы, им самим составленные.

«Грозным» он, конечно, тоже был: человек крайне вспыльчивый, он мог на месте приговорить провинившегося к смерти или жесточайшему наказанию. Правда, не менее частой была и обратная ситуация: государь годами знал о преступлениях и воровстве своих приближенных, но ничего не предприни­мал. Можно, наверное, считать его и отходчивым: правда, отходчивость эта была чаще связана не с просвещенностью, а с влиянием его второй жены Екатерины, которая не раз спасала от плахи провинившихся вельмож.

Легенда 13. Петр I сам работал на строительстве Петербурга

Вердикт: это правда.

Император Петр I за работой. Картина Василия Худоярова. XIX векWikimedia Commons

Петр гордился своими трудовыми мозолями (в буквальном смысле слова): любил и умел работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел — от строительства кораблей до ковки металла, — сажал деревья в саду и так далее. В свободное время он любил работать на токарном станке: это хобби было весьма популярно в то время в Европе. Когда он был в Петербурге, то посещения с инспекцией строек и верфей были для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог. Но маловероятно, что у него хватило бы времени и желания махать лопатой продолжительное время.

Легенда 14. Петр I страдал сифилисом, эпилепсией и психическими заболеваниями

Вердикт: вполне возможно, это правда.

Портрет императора Петра I на смертном одре. Картина Луи Каравака. 1725 год Государственный Эрмитаж

Ставить медицинские диагнозы ретроспективно — дело неблагодарное. Тем не менее слухи о наличии у Петра венерической болезни ходили еще при его жизни. О том, что именно такая болезнь свела его в могилу, сообщали инфор­мированные иностранные дипломаты, и эта версия неплохо согласуется с известной нам картиной смерти государя: Петр умер в страшных мучениях, вызванных непроходимостью уретры и связанным с этим воспалением в области мочевого пузыря, что, в свою очередь, вполне могло быть вызвано или обострено застарелым венерическим заболеванием. Не противоречит известным нам описаниям его поведения (современники часто упоминают конвульсии, приступы ярости, тик и тому подобное) и версия об эпилепсии. Что касается психических заболеваний, то тут, понятное дело, мы вступаем на почву чистых спекуляций. Казалось ли поведение царя ненормальным многим его современникам? Безусловно. 

Легенда 15. Петр I имел любовницу-немку

Вердикт: это правда.

Предположительный портрет Анны Монс. Картина неизвестного художника русской школы. XVII–XVIII векаBukowskis

Отношения между Петром и Анной Монс были широко известны совре­менникам и отразились во множестве источников; сохранились в том числе и письма Анны к царю. Петр порвал с любовницей, узнав, что она изменяет ему с саксонским дипломатом. Позднее она даже вышла замуж за прусского посла. Ближайшие родственники Анны, впрочем, продолжали состоять при дворе, а ее младший брат Виллем, судя по всему, даже стал любовником второй жены Петра, Екатерины, за что и поплатился головой. 

Легенда 16. Петр I имел сына Михайло Ломоносова

Вердикт: скорее всего, это неправда.

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Картина неизвестного художника с гравюры Георга Каспара фон Преннера. Вторая половина XVIII века
Государственный Эрмитаж

Помимо Анны Монс, у Петра было множество других любовных связей: с придворными дамами, которые становились его более или менее постоян­ными любовницами, со служанками или случайными женщинами, попав­шимися ему под руку в походах и путешествиях. Как и отношения Петра с Анной Монс, связи эти описывались в донесениях иностранных дипломатов и широко обсуждались в народе: об этом мы знаем из следственных дел Преображенско­го приказа и Тайной канцелярии. В придворных кругах шепта­лись, что бастар­дами Петра были легендарный полководец Петр Румянцев-Задунайский и фельдмаршал граф Захар Чернышев: матери и того и другого были в свое время любовницами императора. 

Тем не менее обосновать версию о том, что среди внебрачных детей Петра был Ломоносов, трудно. При жизни ученого таких слухов не ходило. Легенда эта восходит к опубликованным уже в наше время мемуарам архангельского моряка Василия Корельского: в них автор ссылался на семейные предания и на некую рукопись, которая якобы хранилась в их семье еще до войны, но затем пропала. Свидетельства эти весьма сомнительны. Если верить Корельскому, встреча матери Ломоносова с Пет­ром должна была произойти в начале января 1711 года в Усть-Тосно, однако этот период жизни Петра задокументирован достаточно хорошо, на Севере в эти дни он не был.

Предположение же о том, что своей карьерой и положением при дворе Ломоносов обязан своему статусу бастарда — чистая спекуляция, не подтвер­ждаемая вообще ничем.

ЕЩЕ НА ФАКТЧЕК:

 

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

 

Самые популярные легенды о Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное? Командовал гвардейцами?

 

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

Изображения: Здесь будет город заложен. Картина Николая Добровольского. 1880 год
Центральный военно-морской музей

Источники

  • Акельев Е. В. Из истории введения брадобрития и «немецкого» костюма в петровской России.

    Quaestio Rossica. 2013. № 1.

  • Анисимов Е. В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке.

    М., 1999.

  • Анисимов Е. В. Петр Великий о Боге, болезнях и минеральной воде.

    Ученые записки Петрозаводского государственного университта. Т. 42. № 4. 2020.

  • Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725–1740.

    СПб., 1994.

  • Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России.

    М., 1788–1789. 

  • Зицер Э. Царство преображения: священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого.

    М., 2008.

  • Корб И.-Г., Желябужский И., Матвеев А. Рождение империи.

    М., 1997.

  • Корельский В. П. На моем веку: Воспоминания, предания рода, размышления.

    Архангельск, 1996.

  • Курукин И. В. Екатерина I.

    М., 2016.

  • Нартов А. А. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи).

    СПб., 2001.

  • Павленко Н. И.  Царевич Алексей.

    М., 2008.

  • Хьюз Л. Петр Первый. У истоков великой империи.

    М., 2008.

  • Биохроника Петра Великого (1672–1725 годы).
  • Akelev E. V. The Barber of All Russia. Lawmaking, Resistance, and Mutual Adaptation during Peter the Great’s Cultural Reforms.

    Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 17. № 2. 2016.

  • Akelev E. V. When Did Peter the Great Order Beards Shaved?

    Quaestio Rossica. Vol. 5. № 4. 2017.

Теги

Мифы
XVIII век
Российская империя
Фактчек

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Колода дня

Японские поэтические карты

Ютьюб-канал дня

Как понимать кино

Клип дня

Отсканированные Radiohead

Архив

Литература

От и до: расставьте события «Войны и мира» в правильном порядке

Игра на знание романа-эпопеи

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Апостол Петр в Риме

Главный ученик Иисуса допрошен

Никола Дензи Льюис 31 января 2023 г. 91 Комментарии 112305 просмотров Поделиться

В этом сообщении в блоге профессор религиоведения Университета Брауна Никола Дензи Льюис отвечает на часто задаваемые вопросы об апостоле Петре. Дензи Льюис появляется в сериале CNN «В поисках Иисуса: вера, факт, подделка », целью которого является исследование артефактов, проливающих свет на мир, в котором жил Иисус. — Ред.


Какие традиции связывают апостола Петра с Римом?

 

Кающийся святой Петр Эль Греко. Фото: Коллекция Филлипса.

Главный ученик Иисуса, Петр (также известный как Симон Петр или Кифа), был связан с Римом почти 2000 лет. Самым ранним свидетельством присутствия апостола Петра в Риме является письмо христианского диакона по имени Гай. Гай, вероятно, в конце второго века н. э., то есть примерно в 170 или 180 году н. э., рассказывает о чудесных событиях в Риме, в том числе о чем-то, называемом tropaion (подробнее см. ниже), где Петр основал церковь — на самом деле, церковь , римско-католическая церковь на месте, где сегодня находится базилика Святого Петра. Но кроме петровского тропея есть и другие предания. В одном раннехристианском тексте, Апокрифических деяниях Петра , рассказывается о многих вещах, которые Петр делал в городе. В какой-то момент в Деяниях Петра над Петром насмехается яркий еретик Симон Волхв. Саймон вызывает Петра на соревнование по полетам вокруг Римского форума, но молитвы Петра заставляют Саймона рухнуть на землю, доказывая, что силы Симона не так велики, как его собственные. В конце этого текста Петр, не желая принять мученическую смерть за свою веру, бежит от римских властей по Аппиевой дороге, ведущей из города. Довольно неожиданно Петр встречает Иисуса, который едет в противоположном направлении. Он спрашивает Иисуса: «Куда ты идешь?» Иисус говорит Петру, что он идет в Рим, «чтобы снова быть распятым». Из этого Питер понимает, что он не может убежать от своей судьбы. «Куда ты идешь?» на латыни «Кво Вадис?» , а в Риме есть средневековая церковь под названием Quo Vadis на том месте, где Петр встретил Иисуса. Чтобы доказать, что его видение было реальным, вы все еще можете увидеть там кусок мраморного тротуара, который, по словам верующих, чудесным образом сохраняет следы Иисуса.

Вероятно ли, что апостол Петр отправился в Рим и основал там церковь?

 

Интересно, что в Библии ничего не говорится о путешествии Петра в Рим. Когда Евангелия заканчиваются, Петр находится в Иерусалиме. То же самое и в книге Деяний. Апостол Павел в своих письмах также рассказывает о встрече с Петром в восточном Средиземноморье. После смерти Иисуса Павел говорит, что брат Иисуса, Иаков и Петр, являются соруководителями «церкви» или собрания последователей Иисуса в Иерусалиме.

Короче говоря, нет никаких ранних текстовых свидетельств пребывания Петра в Риме, поэтому некоторым людям очень трудно поверить, что он когда-либо путешествовал туда. Мало того, что это очень долгий путь, по Новому Завету Петр был рыбаком, не очень образованным и говорившим только по-арамейски; он не был из тех людей, которые могли бы много путешествовать по Римской империи в большой город, где латинский и греческий языки были доминирующими. Отсутствие связи между Петром и Римом в Новом Завете, отсутствие упоминаний о нем в нашей ранней римско-христианской литературе, а также то, что мы знаем о происхождении и характере Петра, — все вместе делает маловероятным, на мой взгляд, то, что он когда-либо в Рим.


БЕСПЛАТНАЯ электронная книга: Павел: еврейский закон и раннее христианство . Двойная роль Павла как христианского миссионера и фарисея.

Имя:*

Фамилия:*

Адрес электронной почты: * * Указывает на обязательное поле.

Если вы не хотите получать информационный бюллетень Bible History Daily , снимите этот флажок.


 

Есть ли доказательства того, что апостол Петр умер в Риме?

 

Собор Святого Петра в Ватикане, традиционное место захоронения апостола Петра.

Нет убедительных доказательств — текстовых или даже археологических — того, что Петр умер в Риме. Примерно с конца II века христианские паломники ходили смотреть тропей Петра . Но тропей не могила. Само слово очень необычное; иногда переводимое как «трофей», оно означает что-то вроде военного мемориала или кенотафа (то есть пустой могилы). Это не то слово, которое использовалось в Римской империи для обозначения места захоронения. Тем не менее, это место, которое первоначально находилось посреди древнего кладбища, быстро стало понятно как место, где был похоронен Петр. При раскопках в 19 в.50-х годов археологи были потрясены, обнаружив, что под тропеем нет ни могилы, ни костей. Только позже из этих раскопок были извлечены кости, и это захватывающая история, о которой мы говорим в В поисках Иисуса . Это кости Питера? Похоже, это вопрос веры. Официальная позиция Ватикана, впервые изложенная в 1968 году, заключается в том, что они могут быть .
 

Почему в Риме два места, где предположительно был похоронен апостол Петр?

 
Это еще одна увлекательная вещь, которую мы исследуем в В поисках Иисуса . Большинство людей знают о традиционном месте захоронения Петра в соборе Святого Петра. Но оказывается, в Риме есть еще одно место, куда на протяжении сотен лет ходили паломники, известное как Memoria Apostolorum (Мемориал апостолам). Он находится недалеко от Виа Аппиа на месте современных катакомб Сан-Себастьяно, и вы все еще можете посетить его сегодня, хотя сам мемориал в значительной степени застроен. Удивительно то, что на сайте сохранилось около 600 граффити, нацарапанных христианскими паломниками в раннем средневековье, большинство из которых — молитвы Петру и Павлу, святым покровителям Рима. Похоже, люди верили, что здесь похоронен Петр, но археологи также не нашли там следов гробницы! Насколько я могу судить, это оставляет нам два варианта: либо тело Питера находилось в обоих этих местах в какой-то момент и перемещалось из одного в другое, либо тело Питера никогда не было ни в одном из этих мест, но люди по-прежнему ассоциировали его с этим местом. . В конце концов, не всегда требовалось тело или могила, чтобы место было священным.


Ежедневная статья «Библейская история» впервые была опубликована 31 марта 2017 года. Римская социальная история, история христианства, женщины и пол. Ее недавние публикации включают Космология и судьба в гностицизме и греко-римском мире (Brill, 2013) и Введение в «гностицизм» (Oxford Univ. Press, 2013).


 

Соответствующее чтение в библиотеке
BAS:

Петр: как несовершенный ученик стал преемником Иисуса на Земле.

Петр в Риме

Падение и восстание Симона Волхва

Еще не BAS Library или All-Access Member? Вступайте сегодня.


Узнайте больше о библейской археологии: станьте участником

Библейский мир познаваем. Мы можем узнать об обществе, в котором жили древние израильтяне, а позже Иисус и апостолы, благодаря современным открытиям, которые дают нам подсказки.

Обзор библейской археологии — проводник в этом увлекательном путешествии. Вот ваш билет, чтобы присоединиться к нам, когда мы узнаем все больше и больше о библейском мире и его людях.

Каждый выпуск Biblical Archeology Review содержит богато иллюстрированные и простые для понимания статьи, такие как:

• Увлекательные находки из еврейской Библии и периода Нового Завета

• Последняя стипендия величайших мировых археологов и выдающихся ученых

• Потрясающие цветные фотографии, информативные карты и диаграммы

• Уникальные отделы BAR

• Обзоры новейшие книги по библейской археологии

Цифровая библиотека BAS включает:

Biblical Archeology Review

• 20+ лет библейского обзора онлайн, обеспечивающего критическое толкование библейских текстов

• 8 лет Археологической Одиссеи онлайн, исследующей древние корни западного мира в научной и развлекательной форме,

• Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле

• Видеолекции от всемирно известных экспертов.

• Доступ к более чем 50 тщательно отобранным специальным коллекциям,

• Четыре высоко оцененные книги, изданные совместно со Смитсоновским институтом: «Аспекты монотеизма», «Феминистские подходы к Библии», «Возвышение древнего Израиля» и «Поиски Иисуса».

Абонемент All-Access — это способ познакомиться с Библией посредством библейской археологии.

Метки: апостол апостол Павел апостол Петр апостолы арамейский археологический археологи Археология археологические памятники археология сегодня артефакты и библия базовая библиотека нагрудник арка нагрудник арка орг Библия библейская история библейская история ежедневно библейский Иисус библейский обзор библейский Библейская археология Библейские археологические памятники Темы библейской археологии Библейские артефакты библейские сайты библейские темы библейскаяархеология Брат Иисуса Капернаум распятый Иисус существовал ли Иисус ранний христианин найти Иисуса первое миссионерское путешествие исторический Иисус история христианства дом Иисуса Дом Петра в новом завете Джеймс склеп Джеймса Иерусалим Иисус Брат Иисуса Иисус брат Джеймс смерть Иисуса Иисус существует Иисус исторический Иисус в Капернауме Новый Завет склеп Первое миссионерское путешествие Павла перга Петр в Риме писидийская антиохия апостол апостол Павел апостол Петр апостолы библейский Иисус брат Иисуса история христианства новый завет www. biblicalarchaeology.org

Marvel One-Shots [БЕЗ ЗАПРОСОВ] — ПИТЕР МНОГОЯЗЫЧНЫЙ

Не то чтобы многие знали об этом, но Питер по разным причинам говорил на многих языках. Он выучил испанский с четырех лет, чтобы разговаривать с кем-то в школе (Бен научил его), русский он выучил в преддверии школьной поездки за границу примерно в одиннадцать лет, французский и немецкий (из обычных школьных уроков, знал достаточно Греческий, чтобы обойтись, и изучал корейский, чтобы лучше взаимодействовать с новым студентом по обмену. 

Питер никогда не думал, что знание семи языков (включая английский, конечно) впечатляет, по большей части он никогда не считал это трудным, и редко когда он использовал их в общении с большим количеством людей.

Однако были времена, когда он легко переходил на иностранный язык, чтобы поговорить с теми, кто понятия не имел, что он говорит на их языке.

~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~

902:05 Новый корейский студент по обмену, Хён-Ки, был очень вежлив. Его подруга Ми, которая последовала за ним в Америку благодаря своим богатым родителям, не очень. Она была самой сутью слова «избалованная», действовала, когда дела шли не так, как ей хотелось, и не была самой открытой, полной противоположностью Хён-Ки.

Питер помнил времена, когда она ждала Хён-Ки за пределами Мидтауна, готовая увести его на свидание, и дала пощечину однокурснице, которая попрощалась с ним. Она жаловалась Хёнки на корейском, что несправедливо, что он ушел в школу, а ей нужно ходить по магазинам, чтобы развлечься, тратя так много драгоценных денег своего отца.

Он улучшал свой корейский до такой степени, что понимал большую часть того, что говорил Хён-Ки, когда они разговаривали, потягивая корейский и английский языки. Питер также мог понять большинство оскорблений Ми, которые она посылала себе под нос, когда она подслушивала ее своим усиленным слухом. Было ясно, что она понятия не имела, что он понял все, что она сказала.

"Хён-Ки!" Голос Ми прорезал воздух, прервав разговор между двумя мальчиками, выходившими из школьного входа. Она подбежала и практически повисла на руке своего парня. (Ты тусуешься с этим американским мальчиком? Я же говорила, что он мне не нравится.) Ми бросила взгляд на Питера, вздернув на него нос.

«Ми, пожалуйста…» запротестовал Хён-Ки, зная, что его друг может сказать, что ее девушка оскорбляет его.

«아니! (Нет! Наверное, он гей и хочет увести тебя от меня. Не тусуйся с ним больше.) Ми надулась, как обычно, разыгрывая карту жертвы.

"사실은" (Дело в том) Питер откашлялся, глаза Ми сразу расширились до размеров луны "나는 여자 친구가 있고 나는 똑바로있다." (У меня есть девушка и я натурал)

"나는-" (I-) Ее рот зиял, как рыба, вытащенная из воды, открываясь и закрываясь, не произнося больше ни слова.

"괜찮아.하지만 너는 남자 친구를 조금 더 신뢰하는 법을 배워야 해. 그는 분명히 널 사랑." (Все в порядке, но ты должна научиться немного больше доверять своему парню. Он явно любит тебя.) Питер пожал плечами и направился туда, где в машине терпеливо ждал Хэппи.

~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~-~

На улицах Квинса поздно вечером он был известен как Человек-паук, сверхчеловеческий мститель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *