Сколько языков знал глинка: Эстет, дворянин и меланхолик | Музыкальная жизнь

Содержание

Итоговое занятие по теме «Михаил Иванович Глинка»

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме «Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки» в занимательной, игровой форме (тесты, кроссворды).

Михаил Иванович Глинка. Тест I

1. Годы жизни М. И. Глинки:

а) 1803–1858
б) 1804–1857
в) 1813–1869

2. Современником  каких исторических событий был М. И. Глинка?

а) Отечественная война 1812 года
б) Великая французская буржуазная революция
в) Восстание декабристов

3. Место рождения М. И. Глинки:

а) село Новоспасское Смоленской губернии
б) город Петербург
в) село Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии

4.Няня М. И. Глинки:

а) Арина Родионовна
б) Авдотья Константиновна
в) Авдотья Ивановна

5. Кто из родственников М. И. Глинки до 1810 года занимался воспитанием будущего композитора?

а) бабушка Ф. А. Глинка
б) мать Е. А. Глинка
в) отец И. Н. Глинка

6. Музыкальный инструмент, на котором М.И. Глинка играл по слуху в крепостном оркестре:  

а) виолончель
б) скрипка
в) гобой

7. Какое высказывание принадлежит М.И. Глинке?

а) «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона»
б) «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»
в) «Музыка – душа моя»

8. В детстве М.И. Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано под руководством:

а) отца
б) гувернантки В.Ф. Кламмер
в) матери

9. В каком учебном заведении Петербурга обучался М.И. Глинка с 1817 по 1822 год?

а) в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте
б) в немецкой Петропавловской школе                                                                                                                                
в) в Царскосельском лицее                 

10. Кто не был учителем М. И. Глинки?

а) А. П. Куницын
б) К. И. Арсеньев

в) А. Т. Данилевский

11. Глубокое впечатление произвели на М.И. Глинку несколько уроков, взятых у знаменитого пианиста:

а) Франца Шоберлехнера
б) Джона Фильда
в) Антона Герке

12. С каким великим русским поэтом, навещавшим в пансионе В. К. Кюхельбекера и младшего брата, познакомился М. И. Глинка?

а) А. С. Пушкиным
б) В. А. Жуковским                          
в) А.С. Грибоедовым                    

13. Где находился М. И. Глинка 14 декабря 1825 года?

а) в Новоспасском
б) в Москве
в) в Петербурге

14. В укрывательстве какого декабриста подозревался М. И. Глинка?

а) К. Ф. Рылеева
б) В. К. Кюхельбекера
в) А. А. Бестужева-Марлинского

15. К кому относится следующее высказывание М. И. Глинки: «С его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием»?

а) В. Ф. Одоевскому
б) М. А. Балакиреву
в) Зигфриду Дену

16. Укажите автора текста элегии М. И. Глинки «Не искушай»:

а) П. А. Вяземский
б) Е. А. Баратынский
в) М. Ю. Лермонтов

17. Укажите автора текста романса М. И. Глинки «Венецианская ночь»:

а) И. И. Козлов
б) А. А. Дельвиг
в) А. В. Кольцов

18. Кому М. И. Глинка передал тетради с записями лекций З. Дена?

а) А. С. Даргомыжскому
б) А. Е. Варламову
в) В. В. Стасову

19. Страна, в которой М. И. Глинка с увлечением занимался пением в период с 1830 по 1833 годы?

а) Германия
б) Италия
в) Испания

20. Выберите оперу М. И. Глинки, написанную на сюжет А. С. Пушкина:

а) «Иван Сусанин»
б) «Русалка»
в) «Борис Годунов»
г) «Руслан и Людмила»

Ответы: 1–б; 2–а, в; 3–а; 4–в; 5–а; 6–б; 7–в; 8–б; 9–а; 10–в; 11–б; 12–а; 13–в; 14–б; 15–в; 16–б; 17–а; 18–а; 19–б; 20–г

Михаил Иванович Глинка. Тест II

1. Сколько иностранных языков знал М. И. Глинка?

а) четыре
б) шесть
в) восемь

2. Был ли М. И. Глинка певцом и вокальным педагогом?

а) Да
б) Нет

3. Кто подсказал М. И. Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»?

а) А. С. Пушкин
б) В. А. Жуковский
в) барон Е. Ф. Розен

4. Жанр оперы «Иван Сусанин»?

а) сказочно-эпическая опера
б) психологическая бытовая музыкальная драма 
в) «отечественная героико-трагическая опера»

5. В каком году в Петербурге состоялась премьера оперы «Иван Сусанин»?

а) в 1836
б) в 1842
в) в 1856

6. Кому принадлежит знаменитый экспромт?

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.

а) А.С. Пушкину

б) П.А. Вяземскому
в) Н.В. Гоголю

7. Три года проработал М. И. Глинка в Придворной певческой капелле Петербурга в качестве:

а) балетмейстера 
б) капельмейстера
в) капельдинера                                        

8. Музыку к трагедии «Князь Холмский» и песню «Жаворонок» М. И. Глинка сочинил на тексты какого литератора?

а) А. С. Грибоедова
б) А. А. Дельвига                
в) Н. В. Кукольника

9. Кому М. И. Глинка посвятил «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье»?

а) А. П. Керн                                                             
б) Е. Е. Керн                                                              
в) А. Я.Петровой-Воробьёвой

10. Название вокального цикла М. И. Глинки:

а) «Прощание  с Петербургом»                               
б) «Без солнца»                                                          

в) « Море»

11. Жанр оперы «Руслан и Людмила»?

а) сказочно-эпическая опера
б) психологическая бытовая музыкальная драма
в) «отечественная героико-трагическая опера»

12. «О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава…». Кто написал эти строки после премьеры оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»?
а) В. В. Стасов                                                          
б) Ф. В. Булгарин                                                        
в) В. Ф. Одоевский

13. Какой французский композитор в 1844 году с успехом исполнил в своих концертах фрагменты из опер М. И. Глинки и напечатал о нём хвалебную статью?

а) Джакомо Мейербер                                            
б) Гектор Берлиоз                                                         

в) Шарль Гуно 

14. Под впечатлением поездки в какую страну М. И. Глинка написал свои увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»?

а) Францию                                                             
б) Испанию                                                                     
в) Германию

15. По совету какого музыкального писателя и критика М. И. Глинка назвал своё симфоническое произведение «Свадебная и плясовая» «Камаринской»?
а) А. Н. Серова                                                        
б) В. Ф. Одоевского                                                       
в) В. В. Стасова

16. «Русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому как весь дуб в жёлуде!..». Кому принадлежат эти слова?

а) М. А. Балакиреву                                                
б) В. В. Стасову                                                              
в) П. И. Чайковскому

17. По просьбе какого члена семьи М. И. Глинка написал свои «Записки» в 1854-1855 годах?
а) отца                                                                      
б) матери                                                                           
в) сестры Л. И. Шестаковой

18. Кто из родственников М. И. Глинки содействовал увековечению его памяти и популяризации творчества композитора?
а) сестра Л. И. Шестакова                                       
б) мать Е. А. Глинка                                                       
в) отец И. Н. Глинка

19. Что находится в настоящее время в родовом имении М. И. Глинки в Новоспасском Смоленской области?

а) ДМШ им. М. И. Глинки                                     
б) Капелла им. М. И. Глинки                                         
в) Музей-усадьба М. И. Глинки

20. Сколько лет прожил М. И. Глинка?

а) 43 года                                                                  
б) 53 года                                                                           
в) 63 года

Ответы: 1–в; 2–а; 3–б; 4–в; 5–а; 6–а; 7–б; 8–в; 9–б; 10–а; 11–а; 12–в; 13–б; 14–б; 15–а; 16–в; 17–в; 18–а; 19–в; 20–б

Михаил Иванович Глинка. Кроссворд I

 

По горизонтали:

  1. Служебное положение М. И. Глинки в канцелярии Совета путей сообщения.
  2. Город, в который семья М.
    И. Глинки переехала в 1812 году.
  3. В этот регион М. И. Глинка совершил для лечения поездку в 1823 году.
  4. На стихи этого поэта в 1840 году М. И. Глинка сочинил вокальный цикл «Прощание с Петербургом».
  5. Фамилия  главного героя оперы «Жизнь за царя».
  6. Под впечатлением от поездки в эту страну М. И. Глинка создал увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
  7. Во время пребывания в этой стране М. И. Глинка создал «Патетическое трио», романсы «Венецианская ночь» и «Победитель»
  8. Название автобиографии, написанной М. И. Глинкой в 1854-1855 годах.
  9. Название учебного заведения, в котором М. И. Глинка получил образование – Благородный …
  10.  Поэт, творчество которого вдохновило М. И. Глинку на создание оперы «Руслан и Людмила» и романса «Я помню чудное мгновенье».
  11.  Время суток, отраженное в названиях известных сочинений М. И. Глинки – романса и симфонической увертюры.
  12.  Женщина, которой М. И. Глинка посвятил «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье».

По вертикали:

  1.  Село, в котором родился М. И. Глинка.

Ответы:

По горизонтали:

1. – чиновник; 2. – Орёл; 3. – Кавказ; 4 – Кукольник; 5. – Сусанин; 6. – Испания; 7. – Италия; 8. – «Записки»; 9. – пансион; 10. – Пушкин; 11. – ночь; 12. – Керн.

По вертикали:

13. – Новоспасское.

Михаил Иванович Глинка. Кроссворд II

По горизонтали:

  1. К этому жанру относятся произведения М. И. Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
  2. Преподаватель-теоретик, у которого М. И. Глинка брал уроки зимой 1833-1834 г. в Берлине.
  3. Благодаря назначению  Николая I эту должность в Придворной певческой капелле М. И. Глинка занимал в 1837 – 1839 г.
  4. Жанровое определение произведения М. И. Глинки «Руслан и Людмила» – «Большая …опера».
  5. Название одного из романсов М. И. Глинки на слова Кукольника.
  6. Имя известного пианиста, у которого юный М. И. Глинка взял три урока фортепианной игры – … Фильд.
  7. Имя главного героя оперы «Жизнь за царя».
  8. Испанский танец,  использованный М. И. Глинкой в известном симфоническом произведении, созданном в 1845 году.

По вертикали:

  1. К этому жанру относятся сочинения М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
  2.  Преподаватель русской словесности и гувернёр М. И. Глинки в Благородном пансионе, будущий декабрист.
  3.  Это произведение М. И. Глинки создано по случаю открытия первой в России железной дороги – «Попутная …» (вокальный цикл «Прощание с Петербургом»).
  4.  Название  романса  № 10 из вокального цикла М. И. Глинки «Прощание с Петербургом».
  5.  Авдотья Ивановна в семье М. И. Глинки.
  6.  Имя приёмного сына в семье Сусаниных.

Ответы:

По горизонтали:

1. – увертюра; 2. – Ден; 3. – капельмейстер; 4 – волшебная; 5. – «Сомнение»; 6. – Джон; 7. – Иван; 8. – хота.

По вертикали:

9. – опера; 10. – Кюхельбекер; 11. – песня; 12. – «Жаворонок»; 13 – няня; 14. – Ваня.

Глава II. Молодость. Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность

Глава II. Молодость

Поступление в Благородный пансион. – Уроки музыки. – Занятия с оркестром дяди. – Первые попытки композиции и окончание курса в пансионе. – Путешествие на Кавказ. – Поступление на службу. – Первые произведения. – Отставка. – Музыкальная деятельность 1828—1830 годов.  – Известность. – Болезнь.

В начале зимы 1817 года семейство Глинки переехало в Петербург. Главною целью путешествия было дать будущему артисту образование более солидное, чем то, какое он мог получить в деревне: мальчик уже входил в возраст и к тому же проявлял недюжинные способности. Таким образом, вскоре по приезде в Петербург он был определен в Благородный пансион при Педагогическом институте, незадолго перед тем открытый.

Ученье, особенно в первые годы пребывания Глинки в пансионе, пошло очень хорошо, только наук преподавалось там что-то очень много: история и география, зоология и языки, в том числе персидский, статистика, математика, уголовное право, даже маршировка и пр. Что же касается профессоров пансиона, то, по-видимому, они представляли из себя довольно смешанное общество, ибо, отзываясь о них вообще как о людях с познаниями и большей частью окончивших разные германские университеты, Глинка дает много слишком нелестных отдельных характеристик. Там был, например, «грубый англичанин мистер Биттон, вероятно из шкиперов», «бойкий француз Трипе», отлично игравший в лапту, прошлым ремеслом которого была мелкая торговля; «злой пьемонтец Еллена» мучил воспитанников маршировкой, о которой сам не имел понятия; далее следуют «всегда несколько полный, весьма неопрятного вида» поляк Якушевич, финн Лумберг и пр. А над всем преподаванием надзирал добрейший субинспектор Иван Акимович Колмаков, «тоже не презиравший даров Бахуса». Нет, несмотря на снисходительное отношение Глинки к Благородному пансиону и его преподавателям, будет, кажется, более правильным сознаться, что в 1817—1822 годах в России «все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». А кто чувствовал потребность в более основательном образовании, тот пополнял свои школьные познания последующим самостоятельным трудом. Так делал и Глинка, и все лучшие представители тогдашней эпохи.

Что касается музыкальных занятий будущего композитора за время пребывания его в Благородном пансионе, то есть с 1817 по 1822 год, то нужно сказать, что они не могли быть ни систематичны, ни особенно успешны. Правда, биографы говорят, что Глинка брал тогда уроки у Фильда, Цейнера, Карла Мейера и других, и громче всего тут звучит, конечно, имя знаменитого Фильда, – но, к сожалению, автобиография Глинки прямо удостоверяет, что у знаменитого музыканта он взял всего три урока. Таким образом, этот действительно замечательный пианист не мог иметь сколько-нибудь значительного влияния на Глинку. Цейнер, по его словам, усовершенствовал механизм игры нашего артиста, но зато совершенно не умел преподавать теорию музыки. Более других способствовал развитию музыкального таланта Глинки Карл Мейер, и Глинка отзывается о нем в своих «Записках» с благодарностью. В общем же, по собственному признанию Глинки, в это время он мало успевал в музыке. Попытки его учиться играть на скрипке (он брал уроки у известного Бема) тоже не удались; впрочем, скрипка почему-то не давалась ему и впоследствии.

Таким образом, нужно признать, что техника Глинки между 1817 и 1822 годами подвигалась вперед мало. Но на основании этого ничего нельзя заключить о движении его музыкального развития. Не нужно забывать, что он вовсе и не готовил из себя виртуоза, музыкальные же впечатления – вещь гораздо более важная для будущего музыканта-творца – во время пребывания Глинки в пансионе были многочисленны и разнообразны. В это время он стал вхож во многие дома, где занимались музыкой достаточно серьезно и где он слушал и мог изучать классическую музыку Моцарта, Бетховена, Гайдна. Кроме того, он часто посещал концерты и оперу – русскую и итальянскую, – где было немало исполнителей весьма замечательных для тогдашнего времени и где зачастую давалось лучшее из того, что можно было найти в тогдашней европейской музыке. И часто молодой Глинка возвращался откуда-нибудь из театра или концерта совершенно очарованный глубиною музыкальных идей и прелестью музыкальных комбинаций, ему дотоле неизвестных. Все это было, без сомнения, важнее и гораздо нужнее для него, чем хорошо развитая техника.

К этому же времени относится первое практическое знакомство нашего новатора с оркестром, и нельзя не признать, что это последнее обстоятельство было особенно благодетельно для развития таланта будущего композитора. Дело устраивалось так: часто летом Глинка уезжал на вакации домой, а там в его распоряжение поступал готовый дядин оркестр, который к этому времени значительно усовершенствовался. Таким образом, оказывались налицо готовые средства к осуществлению музыкальных попыток и опытов молодого артиста и не было никаких преград для его замыслов и начинаний. Там же он на практике изучил инструментовку, трудное искусство управлять оркестром и – что всего важнее пожалуй – приучался к самостоятельности. Здесь, может быть, кстати будет заметить, что самостоятельность, так резко проявившаяся в последующей музыкальной деятельности Глинки, заметно обнаруживается и в период его ученических годов. Когда принимались чему-нибудь учить Глинку – ничего из этого не выходило; напротив того, достигался успех и самые благие результаты, лишь только он принимался учиться сам. Не указывало ли все это на предназначенную ему в будущем роль самостоятельного и оригинального реформатора отечественной музыки?..

В начале лета 1822 года Глинка должен был окончить курс своего пансиона. Но увы! Учившись первые годы очень успешно, к концу курса он стал заметно пренебрегать многочисленными предметами пансионского преподавания. Разгадка такой перемены очень проста: музыка овладевала душою Глинки все более и более и к концу курса она овладела им вполне. А за три месяца до выпуска он познакомился к тому же с некоей молодой барышней красивой наружности. Нашему артисту в то время было только 18 лет, а барышня кроме красивой наружности обладала еще прелестным серебряным сопрано, понимала музыку и умела петь. Вследствие всего этого Глинка попал в очень затруднительное положение. С одной стороны, нужно было торопиться с изучением статистики, языков, юриспруденции и прочего, а с другой стороны, серебряное сопрано под аккомпанемент арфы (прелестный инструмент, если его употреблять вовремя, справедливо замечает Глинка в своей автобиографии) навевало чувства и стремления совсем особого, отнюдь не пансионного характера. Словом, все эти впечатления расшевелили сердце и воображение молодого мечтателя; они же толкнули его впервые и на путь композиции. Желая услужить обладательнице очаровательного сопрано, он написал вариации на любимую ею тему (C-dur) из оперы Вейгеля «Швейцарское семейство», затем появились вариации для арфы на тему Моцарта (Es-dur) и наконец оригинальное сочинение – вальс для фортепиано (F-dur)[2]. Между тем, три месяца, остававшиеся до выпуска, промелькнули как сон, наступила пора экзаменов, и Глинка, в последнее время сильно подзапустивший все учебные предметы, теперь не знал, что делать. Особенно плохо обстояло дело с математикой, а из уголовного права он, по собственным словам его, «успел выучить только одну статью». Но времена тогда были очень снисходительные, и Глинку, в уважение его прежних заслуг, выпустили из пансиона первым и даже дали ему право на чин 10-го класса.

В следующем по выходе из пансиона году Глинка, согласно желанию своего отца, отправился на Кавказ, чтобы пользоваться там минеральными водами. Как видно, уже с этого времени, то есть с девятнадцатилетнего возраста, у него начались всевозможные недуги – действительные и воображаемые, – с которыми он, при известной своей мнительности, мучился потом целую жизнь, вплоть до самой смерти. На Кавказе Глинке назначили серные ванны и заставили его пить сернокислые воды, на которые он впоследствии очень сердился. Положим, ни воды, ни ванны ничему не помогли, но саму поездку на Кавказ нельзя не считать чрезвычайно полезною для развития художественного таланта будущего композитора. Новые места, очаровательная кавказская природа, характерное восточное население – все это должно было сильнейшим образом подействовать на впечатлительное воображение Глинки. Здесь он впервые наблюдал горские пляски, слушал восточные кавказские напевы, столь не похожие на нашу русскую песню; из этого четырехмесячного путешествия он вывез массу новых и ярких поэтических впечатлений, многие из которых впоследствии воплотились в важнейшем и совершеннейшем из его произведений, опере «Руслан и Людмила».

По возвращении с Кавказа Глинка продолжал заниматься музыкой и только музыкой, вовсе не помышляя о какой бы то ни было практической деятельности. Но иначе думал его отец, начинавший тяготиться чрезмерными издержками, каких требовали музыкальные занятия и связанный с ними образ жизни его сына. Таким образом, в мае 1824 года Глинка, уступая желанию отца, должен был поступить на службу. Он получил должность помощника секретаря в канцелярии совета путей сообщения. Не нужно, впрочем, придавать особенно грустного значения этому обстоятельству: служба в канцелярии была не особенно обременительна, работы на дом не давали, а с другой стороны, по словам самого Глинки, новые отношения по службе доставили ему в короткое время знакомства, весьма полезные в музыкальном отношении. Таким образом, служба по меньшей мере не мешала музыкальным занятиям Глинки, которые шли своим чередом и оставались главными его занятиями. В знакомых домах он слушал и нередко сам исполнял произведения классической музыки. В то же время, не прерывая сношений с любимым учителем своим Карлом Мейером, Глинка учился у него композиции, а вместе с тем писал довольно много и сам. Произведения этого периода (службы в канцелярии, 1824—1828 годов) довольно многочисленны, это по большей части романсы на слова тогдашних поэтов, иногда же целые театральные сцены, из которых кое-что впоследствии вошло в состав его опер. Вообще же говоря, это были так называемые юношеские произведения нашего автора. Они не уступали по достоинству подобным же произведениям других тогдашних композиторов, но, удовлетворяя принятым вкусам, не были, однако, еще отмечены каким-либо новым направлением.

А принятым вкусам публики тогдашние писания Глинки несомненно удовлетворяли; наш композитор постепенно становился известностью и любимцем музыкальной части общества того времени. Да и могло ли быть иначе, можно ли было требовать, с точки зрения тогдашних меломанов, чего-нибудь лучшего, чем, например, знаменитый романс «Не искушай меня без нужды»? Этот романс (слова Баратынского) Глинка написал в 1825 году и считал его своим первым удачным произведением.

Так проходила жизнь Глинки до 1828 года, который отмечен тем, что наш композитор принужден был выйти в отставку. Но прежде чем описать странные обстоятельства, сопровождавшие эту отставку, мы должны сделать небольшое отступление. Канцелярия, где служил Глинка, была, как упомянуто выше, канцелярией совета путей сообщения; в самом же совете заседали четыре генерала, из которых одного звали И. С. Герголи. У этого И. С. Герголи были жена и три дочери, причем нужно запомнить, что одну из них звали Поликсеной. Глинка был вхож к генералу Герголи, часто аккомпанировал его дочери Поликсене и даже нередко певал с нею. По службе же у Глинки в это время все шло как нельзя лучше, и начальство было совершенно довольно усердием молодого секретаря. Но потом наш композитор вздумал посещать дом генерала Герголи реже. Такое свое решение Глинка объясняет тем, что и генеральша, и ее дочери не могли внушить искреннего желания часто бывать у них; они жили долгое время в Киеве и кроме суматошных провинциальных приемов имели страсть говорить чрезвычайно громко и все четыре вдруг, так что не только гостей, но и самого генерала заставляли молчать всякий раз, когда обращались к нему. Как бы то ни было, достоверно известно, что отношения Глинки с начальством поколебались именно в тот период, когда он стал реже посещать генерала Герголи. Генерал переменил обращение со своим подчиненным, начал находить разные ошибки в бумагах своего секретаря, часто и, конечно, всегда безапелляционно высказывал свое недовольство им в связи с вопросами орфографии и особенно налегал на неправильно поставленные запятые. Глинка говорит, что он «с должным уважением к начальнику не отвечал ни слова», подумал только про себя: «Эге, здесь шашни баловницы Поликсены» – и тут же решил совсем прекратить посещения. Тогда генерал стал еще взыскательнее, и Глинка, не теряя даром времени, поспешил подать прошение об отставке. Этот курьезный эпизод происходил, как сказано, в 1828 году и хорошо характеризует «доброе старое время».

Описанные неудачи по службе огорчали, однако, молодого композитора, по-видимому, не слишком сильно. Он продолжал жить в Петербурге, вращался в высшем столичном обществе (гр. М. Ю. Виельгорский, Толстые, Штерич, князья Голицыны) и проводил время довольно приятно. Вместе с тем он не покидал и своих музыкальных занятий, совершенствовал свою технику, прилежно играя этюды Крамера, Мошелеса и других, брал у итальянца Замбони уроки композиции и сам писал довольно усердно, так что в течение двух лет, последовавших за отставкой Глинки (1828—1830), в печати появилась целая серия новых его произведений, делавших имя его все более и более популярным. [3]

Тогда же, то есть около 1828—1830 годов, Глинка успел познакомиться со многими выдающимися литературными знаменитостями того времени, например с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, бар. Дельвигом, Мицкевичем. Слава его среди избранного петербургского общества была уже так велика, что кн. С. Г. Голицын, желая познакомить Глинку с H. H. Норовым (впоследствии товарищем министра финансов), дал нашему музыканту рекомендательное письмо такого лаконического содержания: «Податель этой записки – Глинка». И результатом такой известности было множество очень лестных приглашений, разнообразивших жизнь композитора самым желательным образом. Так, во главе целой группы приятелей-дилетантов музыки Глинка ездил к князьям Голицыным, жившим в то время на Черной речке, и давал там свои знаменитые серенады, приобретшие потом почти историческую известность, – так много шума наделали в тогдашнем обществе эти веселые музыкальные поездки. Кн. Кочубей, президент государственного совета, приглашал ту же избранную компанию к себе в Царское Село. Предпринимались иногда и более отдаленные поездки, верст за 200 от Петербурга, например по приглашению гр. Строгоновой в ее имение, находившееся где-то около Новгорода. О Глинке и его музыкальных сподвижниках стали появляться кое-где даже печатные отзывы, например в «Северной пчеле» (1827 год). Наконец в 1829 году вышел в свет «Лирический альбом», изданный Н. И. Павлищевым, куда вошла большая часть сочинений, написанных к тому времени Глинкою и уже успевших приобрести самую широкую популярность.

Из этого же периода времени М. И. Глинка вынес и удержал в памяти некоторые темы, впоследствии введенные им в свои оперы. Так, например, возвращаясь в июне 1829 года из своей поездки к водопаду Иматра, он заслушался песней, которую пел его ямщик-чухонец. Мотив понравился ему, он заставил ямщика повторить песню несколько раз, пока не запомнил ее наизусть, и впоследствии эта песня дала ему главную тему для баллады Финна в опере «Руслан и Людмила». Подобным же образом осенью 1829 года Глинке довелось слышать у одного из его знакомых – Штерича – персидскую песню, пропетую секретарем министра иностранных дел. Мотив этой песни послужил потом основой для хора «Ложится в поле мрак ночной» в той же опере «Руслан и Людмила».

Так проходили молодые годы нашего композитора. Успех и слава улыбнулись ему в настоящем, а впереди ожидалось только самое светлое будущее. Но близких Глинке людей беспокоило его здоровье, состояние которого с каждым годом становилось тревожнее. Михаил Иванович, прихварывавший очень часто в период своей петербургской жизни, почувствовал себя особенно дурно к весне 1830 года, чему причиною могла быть также слишком беспокойная и шумная жизнь последних лет. Чем, собственно, был болен Глинка, – об этом мы достоверных сведений не имеем, как не имел их ни сам композитор, ни тогдашние медики, его лечившие. При всем том над ним испытывались одно за другим чуть ли не все средства, известные тогдашней медицине. Так, еще в 1827 году некий доктор Браилов определил у М. И. Глинки «золотушное расположение», и по этому случаю бедный пациент, уже и без того больной, должен был еще выпить 30 бутылок браиловского «декокта». «О Боже, что это был за декокт! – восклицает Глинка в своей автобиографии. – Вяжущий, пряный, густой, отвратительного зелено-болотного цвета». Действовал же этот декокт, по словам страдальца, весьма сильно, именно так, что больной, дотоле страдавший бессонницей, теперь совершенно лишился сна и потом долго не мог поправиться от этого удивительного лекарства. Чего-чего не перепробовали над ним! И серу, и опиум, и хину, и даже меркурий[4]. В 1828 году его лечил некто доктор Гасовский. Испытав все перечисленные средства, он посадил больного в теплую и душную комнату, где пациент, несмотря на жаркую погоду, стоявшую на улице, обязан был просидеть безвыходно целый месяц. Что делать? Приходилось покориться, потому что могло быть и хуже. И действительно, в следующем 1829 году нашелся какой-то доктор Соломон, который тоже посадил Глинку в тропически натопленную комнату, но уже на два месяца. В автобиографии Глинка описывает все эти способы лечения подробно и с большим негодованием.

Наконец к началу 1830 года наш композитор разболелся окончательно, и доктора стали гнать его за границу, где он должен был прожить в теплом климате не менее трех лет. Таким образом, поездка была решена, и весною 1830 года Глинка отправился в путь.

Глава 2. Молодость в Орле

Глава 2. Молодость в Орле …Открылось в диком и простом убранстве, Что в каждом взоре пенится звезда И с каждым шагом ширится пространство. Н. Тихонов Без Орла на рубеже XIX и XX веков понять становление молодого Русанова невозможно. Старый купеческий город не помог ему в

Глава 1 Среда и молодость

Глава 1 Среда и молодость Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«»

Глава вторая Молодость, Ян Кайхой

Глава вторая Молодость, Ян Кайхой В 1908 г. Мао Цзэдун окончил начальную сельскую школу. Ему было тогда полных 14 лет. Родители женили его по своему усмотрению, устроив самую настоящую брачную церемонию.Первой и единственной законной, если говорить об исполнении законов и

ГЛАВА 1 ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ В СТРАТФОРДЕ

ГЛАВА 1 ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ В СТРАТФОРДЕ Стратфорд-на-Эйвоне В центральной части британского острова, в графстве Уорикшайр, находится небольшой город, известный всему миру: в нем родился великий драматург Уильям Шекспир.В середине XVI века, тогда, когда появился на свет

Глава третья МОЛОДОСТЬ

Глава третья МОЛОДОСТЬ 1Осенью 1904 года Ходасевич поступил в Московский университет, первоначально — на юридический факультет, который уже закончили два его брата.Об университетских годах поэта можно сказать совсем немного. У нас есть лишь официальные документы.

Глава I. Детство и молодость Бисмарка

Глава I. Детство и молодость Бисмарка Когда речь заходит о детстве и молодости Бисмарка, многочисленные его панегиристы оказываются в затруднении. Великие умы обыкновенно уже в ранней молодости чем-нибудь да отличаются от простых смертных; а между тем знаменитый канцлер

Глава I Молодость Бабёфа

Глава I Молодость Бабёфа В XVIII веке в Пикардии, на северо-востоке Франции, проживала семья, носившая фамилию Бабёф. Установить в точности ее происхождение так и не удалось. Есть основание предположить, что отдаленные ее предки были кальвинисты, основавшие даже целую

ГЛАВА I ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ СТЭНЛИ

ГЛАВА I ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ СТЭНЛИ Человека, который прославился под именем Генри Мортон Стэнли, в детстве звали Джон Роулендс. Собственно, он и на это имя не имел легального права, так как это было имя его незаконного отца. Ребенком он и не назывался по отцу, а был известен

Глава II. Молодость

Глава II. Молодость Поступление в Благородный пансион. – Уроки музыки. – Занятия с оркестром дяди. – Первые попытки композиции и окончание курса в пансионе. – Путешествие на Кавказ. – Поступление на службу. – Первые произведения. – Отставка. – Музыкальная

Глава I. Детство и молодость

Глава I. Детство и молодость «Я был молод – я жаждал славы». Лавуазье Происхождение Лавуазье. – Его предки и отец. – Рождение Лавуазье. – Его семья. – Его обучение. – Литературные опыты. – Поступление на юридический факультет. – Занятия естествознанием. – Руэль. –

ГЛАВА I. ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ

ГЛАВА I. ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ Луи Пастер родился 27 декабря 1822 года в городке Доле, в небольшом домике на улице Кожевников. Отец его был солдатом, участвовал в походах, выслужил звание фельдфебеля (sergeant-major), а выйдя в отставку, поступил работником в кожевенную мастерскую.Он

Глава I. Детство и молодость

Глава I. Детство и молодость Родители Линнея. – Учение в школе. – Линней в университете. – Нужда. – Покровители Линнея. – Лапландское путешествие. – История с Розеном. – Дочь доктора Мореуса.Карл Линней, знаменитый шведский естествоиспытатель, родился в Швеции, в

Глава III. Детство и молодость Дженнера

Глава III. Детство и молодость Дженнера Школа. – Занятия у Лудлова. – Переезд в Лондон. – Ассистентство у Гунтера. – Возвращение на родину и первые годы сельской практики. – Женитьба. – Занятия болезнями домашних животных.  – Разговор с крестьянкой в Зодбери. –

Глава 4 Молодость

Глава 4 Молодость Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым… Надпись на стене Команда пятой шахты не явилась на встречу. Углемашевцы постучали по воротам, собрались было уходить, недовольные. Вечер был хороший. Самый настоящий футбольный. Нежарко. Поле

Глава первая РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛОДОСТЬ

Глава первая РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛОДОСТЬ Я родился в еврейской семье, в маленькой деревушке на Украине. Мой отец занимался земледелием и надеялся, что его единственный сын пойдет по его стопам. Но судьба судила иначе. Наша семья уже в третьем поколении «сидела на земле» и в то

Понедельник истории музыки: Жизнь за царя | Роберт Гринберг

Михаил Иванович Глинка (1804–1857) в 1840 году

9 декабря 1836 года (или 27 ноября 1836 года по старому стилю по русскому юлианскому календарю) состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя » в Императорский Большой театр в Санкт-Петербурге, Россия. Премьера спектакля «Жизнь за царя» — сегодня 183 года назад — знаменует собой момент возникновения традиции культурной русской музыки!

Михаил Глинка (1804–1857) оказался нужным музыкантом в нужное время в нужном месте. Родился в селе Новоспасское Смоленской области (или «губернии»), происходил из зажиточной, высококультурной, помещичьей семьи. В детстве он учился игре на фортепиано и скрипке и получил первоклассное образование сначала у своей гувернантки Варвары Федоровны Кламмер, а затем в Петербурге в Благородном училище, привилегированном частном училище для дворянских детей. Когда он закончил учебу, он сделал то, что делали молодые люди его класса, а именно устроился на ненадежную государственную службу. В случае с Глинкой он стал помощником секретаря Департамента автомобильных дорог общего пользования.

Это была почти бесполезная, легкая должность, которая давала Глинке много времени, чтобы предаваться своим музыкальным увлечениям: играть на фортепиано и сочинять музыку для салона для развлечения своих светских друзей в Санкт-Петербурге. Самые модные салоны Петербурга.

И тут что-то в Глинке щелкнуло (можно сказать «глинкнуло»?). Устав от своего дилетантского существования, Глинка — уже в середине двадцатых годов — решил, что хочет быть настоящим композитором. Его семья была против, но в 1830 году, в возрасте 26 лет, Глинка ушел из дома. За тремя годами в Италии (включая пребывание в Миланской консерватории) последовал год интенсивного обучения в Берлине.

Глинка хорошо усвоил уроки. Вернувшись в 1834 году в Петербург, он был полон решимости сочинить оперу, которая была бы узнаваемо, подлинно русской .

Глинка попал в фешенебельный салон придворного поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852). Именно через Жуковского Глинка познакомился и вдохновился группой художников, которые занимались определением русской литературы и искусства и выводом их на международную карту. Сбрасывая имена быстрее, чем чайки сбрасывают гуано, вспоминал Глинка:

«Я продолжал бывать в Жуковском по вечерам. Он жил в Зимнем дворце, и каждую неделю там собиралась избранная группа. Вот некоторые из них: [Александр] Пушкин, князь Петр Вяземский, [Николай] Гоголь и [поэт и критик Петр] Плетнев. Появились и другие [различные]. Иногда вместо чтения было пение и игра на фортепиано. Когда я упомянул о своем желании взяться за русскую оперу, Жуковский всем сердцем одобрил мое намерение и предложил тему: Иван Сусанин».

Памятник Ивану Сусанину в Костроме, Россия

Период с 1598 по 1613 год известен в русской истории как «Смутное время». И что это было: катастрофическое время династической борьбы и претендентов на царский престол; голод; вторжение и оккупация ненавистной Речи Посполитой.

21 февраля 1613 года шестнадцатилетний дворянин (дворянин?) по имени Михаил Романов был избран Великим Народным Собранием царем России. Избрав царем Михаила Романова, был бесценный момент, когда осознали, что никто не знал где он был . В конце концов его выследили в Ипатьевском монастыре под Костромой, примерно в 150 милях к северо-востоку от Москвы. Когда ему сообщили, что он был избран царем, он, как сообщается, расплакался, без сомнения, зная, что у царей недавней памяти был довольно короткий срок годности.

Михаил Федорович Романов (1596–1645)

Но согласие быть царем и хорошо править Михаил дал в течение 32 лет, до своей смерти в возрасте 49 лет в 1645 году. Его царствование положило конец Смутному времени, и цари Романовы будут править в течение 304 лет, до отречения Николая II в 19 г.17.

Но по легенде династии Романовых почти не было. Несмотря на недавнее поражение в Москве, польское военное присутствие все еще сохранялось в окрестностях Москвы. Отряд польской кавалерии получил известие, что новоизбранного царя Михаила Романова ищут и что он, скорее всего, скрывается в Ипатьевском монастыре под Костромой. В лесу у монастыря поляки встретили лесоруба по имени Иван Сусанин; они спросили дорогу к монастырю. — О, конечно, я знаю это место. Я знаю отличный короткий путь!» Они ушли глубоко в лес и там исчезли, чтобы о них больше никогда не было слышно. Предполагается, что поляки убили Ивана, как только его двуличие было обнаружено, и что они сами замерзли, пытаясь найти выход.

Смерть Ивана Сусанина, картина Константина Егоровича (1914)

Когда Высочайший Придворный поэт Жуковский предложил Глинке написать оперу об Иване Сусанине, он — Глинка! — дважды повторять не пришлось. Эта история нашла отклик у Глинки по двум веским причинам. Во-первых, о непоколебимой готовности Ивана Сусанина — русского «всего человека» — пожертвовать всем ради своего Царя, который был олицетворением русского государства. Во-вторых, это борьба с иноземными захватчиками, великим пугалом русского ума. Не забудем, что вторжение Наполеона в Россию произошло всего за 23 года до написания оперы Глинки и что крестьянские партизаны а-ля Иван Сусанин сыграли важную роль в разгроме Наполеона. Тема непоколебимой верности царю перед лицом иностранной угрозы была столь же современна Глинке, как и в 1613 году, когда, предположительно, происходили события, изображенные в его опере.

Премьера «Жизни за царя » состоялась в Санкт-Петербурге в Большом театре в пятницу, 9 декабря 1836 года, в присутствии императорской семьи.

Премьера прошла триумфально. Глинка вспоминал:

«Успех оперы был полный. Я был в оцепенении и до сих пор не могу вспомнить, что произошло, когда опустился занавес. Однако сразу после этого меня вызвали в императорскую ложу. Царь [Николай I] поблагодарил меня за мою оперу. После того, как он поблагодарил меня, поблагодарила и императрица, а потом и все великие князья и великие княгини. Вскоре я получил императорский подарок за свою оперу: кольцо за четыре тысячи рублей из топаза, окруженного тремя рядами лучших бриллиантов».

Рабочим названием оперы Глинки было «Иван Сусанин». Однако непосредственно перед премьерой он изменил название на Жизнь за царя , чтобы ему «позволили» посвятить оперу Николаю I. «Наградой» Глинки за посвящение стал перстень.

Жизнь за царя был не просто триумфом Глинки; это был триумф русского искусства и культуры, воспринимаемых сколь угодно широко. Его восприняли как первое великое «русское» музыкальное произведение. Это была первая русская опера, известная за пределами России. После премьеры в 1836 г. Жизнь за царя открывал каждый оперный сезон в Петербурге и Москве до 1917 года, года Революции.

Не то чтобы Жизнь за царя была первой оперой, поставленной в России; это событие произошло еще в 1735 году, когда императрица Анна — племянница Петра Великого — привезла в Санкт-Петербург итальянскую оперную труппу для постановки современной итальянской оперы. « Жизнь за царя » также не была первой оперой на русском языке, написанной и поставленной в России русским. Эта награда досталась комической опере под названием «9».0003 Несчастье на счет кареты 1779 года, придворный музыкант Василий Пашкевич, 1742–1797.

При всем при этом « Жизнь за царя» Глинки считалась современниками первой настоящей русской оперой по четырем причинам.

Причина номер один: вместо того, чтобы использовать русские народные песни или народную музыку для «эффекта», весь « Жизнь за царя » проникнут смыслом русской песни. Современник Глинки, критик Януарий Неверов, обратился к этому вопросу, когда писал:

«[Глинка] всмотрелся в характер нашей народной музыки, подсмотрел все ее особенности, изучил и усвоил ее — а затем дал полную волю своей фантазии, [создав] образы чисто русские, родные, ясные, понятные, знакомые нам только потому, что они дышат чистой народностью [воплощением нации], потому что мы слышим в них родные звуки».

Причина номер два связана со спецификой оформления текстов Глинки, особенно речитативов. Глинка создает речитативную манеру, блестяще отражающую своеобразные звуки и ритмы русского языка.

Причина номер три: поздний композиционный расцвет, но Глинка создал в «Жизнь за царя» полнометражную, современную, космополитическую оперу, оперу, написанную в «высоком стиле». Как и современная итальянская опера, «Жизнь за царя » полностью спета, с речитативами в сопровождении, виртуозными ариями, многочастными ансамблями и блокбастерными финалами. Как и в современной французской опере, в «: Жизнь за царя » используются повторяющиеся темы, большие хоры и балетная последовательность во втором действии (которая такая же парижская, как собачьи какашки на тротуаре). Как современная немецкая опера, A Life for the Tsar гармонически сложен и использует свой оркестр для богатого эффекта. Весь этот изощренный (хотя и эклектичный) космополитизм, использованный на службе русской оперы , ослеплял современных российских зрителей, которые были в восторге от того, что кто-то из них создал оперу, способную на равных конкурировать с чем угодно, что сочиняется. на Западе.

В-четвертых, как националистическая история, изображающая героического крестьянина, защищающего свой народ от чужеземного вторжения, Жизнь за царя прямо говорит о гордости и патриотизме среднего и высшего классов России. Что же касается господствующего класса, то они обожали оперу, потому что она подтверждала статус-кво: божье установленное самодержавие в России и подчинение крестьян этому самодержавию.

Казалось бы, на каждом уровне « Жизнь за царя» звучит «подлинно» для современной аудитории; это был серьезный русскоязычный оперный продукт, в котором свои «русизмы» использовались внутренне, а не только декоративно; опера, изображающая русских, ведущих себя так, как, по мнению русских, должны вести себя русские. В одночасье и навсегда Михаил Глинка стал считаться крестным отцом «культурной» русской музыки.

Глинка обожествлен: один из многочисленных памятников Глинке, разбросанных по России; этот в Санкт-Петербурге

Чтобы узнать больше о Глинке, Жизнь за царя и Смутное время, я бы обратил ваше внимание на мой курс Музыка как зеркало истории , подготовленный Большими курсами/ The Teaching Company и доступен для ознакомления и загрузки на сайте RobertGreenbergMusic.com (в продаже до 27 декабря). Я бы порекомендовал присоединиться ко мне на моем канале Patreon. И не забудьте подписаться на подкаст Music History Monday!

Топ-10 интересных фактов из жизни Михаила Ивановича Глинки – Здоровое питание рядом со мной

Содержание

  • 10 Дворянское происхождение
  • 9. Воспитан властной бабушкой
  • 8. Был потрясающим певцом
  • Близкие друзья с Одоевским
  • 6. Идею оперы «Жизнь за царя» подсказал Жуковский
  • 5. Признавал только произведения Шопена и Глюка
  • 4. Был знаком с Пушкиным
  • 3. Путешествовал много и знал 6 иностранных языков
  • 2. Требователен к себе, тяжело воспринимает критику
  • 1. Его творчество вдохновляло Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского

Михаил Глинка — один из известных русских композиторов. Многие произведения оказали огромное влияние на таких известных людей, как Даргомыжский, Мусоргский и другие. Глинка родился в мае 1804 года в Смоленской губернии. В селе Новоспасском было имение его отца.

Мать была троюродной сестрой отца. После того как Речь Посполитая окончательно потеряла власть, композитор принял православие. Михаил известен многим как автор опер «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Камаринская» и других произведений.

Его работой восхищаются и по сей день. Есть в нем что-то необычное, манящее. В этой статье мы рассмотрим 10 интересных фактов из жизни Михаила Ивановича Глинки — кратко о биографии композитора.

10 Благородное происхождение

Мало кто знает, что Майкл был благородного происхождения . Его семья имела польские и русские корни. Почти вся семья Глинки была богата талантливыми людьми. Такую фамилию носили только поэты, писали, композиторы.

Семья Глинков имеет польские корни из-за поместья в Польше. Именно с ним связано происхождение фамилии. Первым из Глинок был Викторин-Владислав. Это человек, который в 1654 году присоединился к русской армии и получил землю под Смоленском.

9. Воспитан властной бабушкой

Когда родился Миша Глинка, все очень переживали, выживет ли он. После рождения он был очень слаб. Бабушка по имени Фекла все время винила старшего внука в том, что мальчик родился раньше.

Именно поэтому после рождения Михаила бабушка решила, что возьмет мальчика к себе на воспитание. Она была властной женщиной, сама выбирала кормилиц и нянь. Я старался не сводить с него глаз. .

Стоит отметить, что мальчик воспитывался в соответствии с древними обычаями и предрассудками. Фекла очень переживала, что Миша заболеет, поэтому очень редко выпускала его из сильно натопленного помещения. Независимо от сезона, она делала его слабым и изнеженным.

Комнаты в бабушкином доме имели свои границы и законы. Все можно делать только с ее разрешения. Поэтому родители мальчика не вмешивались в его воспитание, оставив Мишу полностью на попечение любимой бабушки.

8. Замечательно пел

Многие отмечали, что Михаил прекрасно пел. Он легко мог прекрасно исполнять собственные романсы . Его голос обладал таким красивым тембром, что его даже называли «гениальным вокалистом».

Лирические романсы, написанные самим композитором, рассказывали о состоянии его души. Он мог передать это своим голосом. Многие известные люди, такие как Серов, Достоевский, говорили, что у Михаила было невероятное вдохновение, с помощью которого он мог так искусно исполнять романсы.

7. Близкие друзья Одоевского

В русской музыке имена Михаила Глинки и Одоевского, можно сказать, неотделимы друг от друга. . Одоевскому посчастливилось быть очевидцем деяний Михаила Ивановича. Он был преданным другом и всегда защищал свои творческие идеи.

Одоевский — известный писатель, а также музыковед. Он был одним из самых образованных людей дворянского рода. Никто, кроме него, не сумел так глубоко раскрыть мировое значение творчества Михаила.

6. Идея оперы «Жизнь за царя» подсказана Жуковским

Опера под названием «Жизнь за царя» рассказывает слушателю о событиях 1613 года. Она связана с походом польских войск против Москвы.

Именно это произведение стало для композитора знаковым в политическом, историческом и художественном отношении. Идея создания пришла к Михаилу в 1830 году. В этот момент композитор отправился в небольшое заграничное путешествие, во время которого ему было очень тяжело, так как он тосковал по родине, своему дому.

Вернувшись домой, решил заняться писательством. Когда узнал о его планах Жуковский, то посоветовал ему взять за основу рассказ крестьянина Ивана Сусанина .

Поэтому очень часто можно встретить тот факт, что сам Жуковский помогал Глинке в написании оперы. Ведь идея – это основа.

5. Признавал только творчество Шопена и Глюка

Среди всех композиторов того времени Глинка признавал только Шопена и Глюка. . Он в совершенстве исполнил произведения этих замечательных композиторов.

Еще Михаил сказал, что ему тоже очень нравится музыка Бетховена, но исполнять ее он не будет. С этим связана интересная история. Однажды после концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена, жена Глинки увидела, что с ним что-то не так. Михаил не мог произнести ни слова, а только плакал. Меня очень тронула музыка великого композитора.

Однажды Глинка рассказал об ужасной внешности композитора Ф. Листа. Правда, после его выполнения многие женщины чувствуют себя плохо.

4. Был знаком с Пушкиным

Александр Пушкин и Михаил Глинка родились с разницей в пять лет. Стоит отметить, что они были достаточно близкими друзьями. Многие отмечают их совместный вклад в музыку. Очень часто их имена стоят даже рядом друг с другом.

Когда-то Серов писал, что эти два человека являются основоположниками нового русского творчества. Один создал его в музыке, а другой в поэзии. Но, тем не менее, оба внесли большой вклад.

Глинка и Пушкин впервые встретились в 1828 году. Мише тогда было всего 24 года, он считал Александра самым известным поэтом. После знакомства с ними стал постоянным . Они состояли в одних и тех же творческих кругах в Петербурге.

3. Много путешествовал и знал 6 иностранных языков

Стоит отметить, что Михаил знал 6 иностранных языков, благодаря чему легко мог общаться с разными музыкантами мира .

Он знал немецкий, французский, английский, испанский, персидский и итальянский языки. Почти все давалось ему очень легко. Например, он смог выучить немецкий язык всего за полгода. Это очень удивило его учителя. Многие современники удивлялись образованности композитора.

Глинка много путешествовал в своей жизни. Однажды он отправился в Италию, но по пути заезжал в разные страны и города для большего знакомства. Но даже постоянные разъезды не могли заставить его забыть о музыке. Во время остановок он часто сочинял.

2. Требователен к себе, тяжело воспринимает критику

Михаил Глинка всегда был очень требователен к себе. . Он был музыкантом, знавшим шесть языков. В то же время он хорошо чувствовал специфику звучания, поэтому требовал от себя, чтобы поэтическая речь сливалась с музыкой.

Стоит отметить, что Глинка очень тяжело воспринимал критику. Например, однажды после этого он отправился в дальнее путешествие, и только потом смог вернуться к своему потомству. Он был уверен, что его работы не будут оценены по достоинству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *