Сколько суток длился второй бой с половцами: Ответы к тесту по поэме «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве». Тест. | Тест (литература) по теме:

Первый этап

История открытия и публикации «Слова…»

1.  «Слово…» было найдено …

а)  в начале 90-х годов XVIII века;

б)  в конце 90-х годов XVIII века;

в)  в начале XIX века.

2.  «Слово…» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей …

а) Н.Н. Бантыш-Каменским;

б) А.И. Мусиным-Пушкиным;

в) А.Ф. Малиновским.

3.  Текст «Слова…» …

а)  представлял собою отдельную рукопись;

б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.

4.  Сборник был приобретён А.И. Мусиным-Пушкиным в числе других рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому времени …

а)  Богоявленского монастыря;

б)  Спасо-Ярославского монастыря;

в)  Ново-Троицкого монастыря.

5.  Первое сообщение о «Слове…» было сделано известным поэтом того времени М.М. Херасковым …

а)  в 1796 году;

б)  в 1797 году;

в)  в 1798 году.

6.  С рукописи «Слова…» были сняты копии, одна из которых предназначалась для …

а)  Екатерины II;

б) Павла I;

в) Александра I.

7. «Слово…» было издано А.И. Мусиным-Пушкиным…

а)  в 1800 году;

б)  в 1805 году;

в)  в 1810 году.

8.  В 1812 году сборник, включавший «Слово…»,.. 

а) был вывезен из Москвы перед наполеоновским нашествием и утерян;

б)  сгорел в московском пожаре;

в)  был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.

9. «Слово…» дошло до нас в единственном списке ..

а) XIV века;

б) XV века;

в) XVI века.

Второй этап

Историческая основа «Слова…»

1.  Главный герой «Слова…» Игорь был князем …

а)  переяславль-залесским;

б) новгород-северским;

в)  владимирским.

2.  Поход Игоря на половцев состоялся в …

а)  1185 году; б)  1186 году; в)  1187 году.

3.  Поход Игоря на половцев закончился …

а) поражением русичей и пленением князя Игоря;

б)  победой половцев и пленением хана Кончака;

в)  поход не принёс удачи ни одной из сторон.

4.  Перед походом Игорь …

а)  попросил разрешения у киевского князя Святослава и получил его;

б)  попросил разрешения у киевского князя Святослава и не получил его;

в)  не сговаривался со Святославом.

5.  Сыновья Игоря …

а) участвовали в походе вместе с отцом;

б)  не участвовали в походе и остались в своих городах;

в) не участвовали в походе и отправились в Киев к Святославу сообщить о походе Игоря.

6.  В походе у берегов Донца войско Игоря застало зловещее предзнаменование в виде …

а)  землетрясения; б)  урагана;

в)  солнечного затмения.

7.  Узнав, что застигнуть половцев врасплох не удалось, так как они вооружены и готовы к бою, Игорь …

а.) решил возвратиться домой;

б) предпочёл идти навстречу смерти;

в) решил выждать более удобный момент.

8.  Всего столкновений войска Игоря с половцами было …                                                            

а) одно; б)  два; в)  три.

9.  Первый бой с половцами закончился …

а)  победой русичей;  б)  победой половцев.

10. Второй бой, закончившийся поражением русичей, длился …

а) сутки;  б)  двое суток;   в) трое суток.

11.  В этом бою Игорь …

а) был убит;  б) был тяжело ранен;

в)  был ранен и взят в плен.

12.  В плену Игорь …

а)  сидел в яме на цепи;

б) пользовался относительной свободой и почётом;

в) считался гостем хана Кончака.

13.  Из половецкого плена …

а)  Игорь бежал с помощью половцев;

б)  его выкрали русичи;

в)  хан Кончак отпустил его с почётом.

14.  Игорь бежал из плена …

а)  на заходе солнца;

б)  под покровом ночи;

в)  на восходе солнца.

15.  Из плена на родину Игорь добирался …

а)  семь дней;

б) одиннадцать дней; в) пятнадцать дней.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Слово о князе Игоре и его дружине

Теперь я знаю, что такое «последний кадр». Это когда к тебе подлетает ражий мужик в непонятном одеянии и возбужденном состоянии, с самой настоящей саблей в руках, замахивается на тебя, а ты не знаешь, ударит или нет. Но на всякий случай мило ему улыбаешься: авось пронесет…
Так вот, этот самый «последний кадр» мне удалось сделать в хуторе Погорелов, где проходили Каяльские чтения, посвященные битве князя Игоря с половцами, якобы имевшие место именно здесь. Я, слава Богу, остался жив, и теперь могу рассказать, почему князь Игорь (которому посвящен древнерусский эпос «Слово от полку Игореве») на самом деле предатель, грабитель и клятвоотступник. Таким ли должен быть народный герой, именем которого до сих пор на Руси называют детей?

Под катом — немного фоток с тех самых Каяльских чтений, а также небольшой экскурс в отечественную историю, посвященный «Слову о полку Игореве»

Историческое сражение дружины князя Игоря с половцами произошло в 1185 году. Рассказ о нем дошел до нас из глубины веков, причем событие описано не только в поэме «Слово о полку Игореве», но также упоминается в других древнерусских летописях, что свидетельствует о его значимости. Казалось бы — неудачный поход какого-то князя на степняков… Но с Дикой Степью воевала Русь постоянно, чего же такого натворил князь Игорь, за что его так воспели?

На Дону многие уверены, что это событие происходило именно в наших местах, а конкретно под Белой Калитвой, где уже традиционнымии стали «Каяльские чтения на Дону и реке Калитве» (якобы последняя и есть та самая речка Каяла, упомянутая в «Слове»). На Караул-горе в Белой Калитве установлен памятник «Воинам Игоревой рати — храбрым русичам». Тем не менее исторические факты о том, где и как полегла дружина Игоря, не совсем соответствуют представлениям, бытующим в современном массовом сознании…
В глазах современников образ князя Игоря — романтичен, легендарен. Игорь — несомненный герой, пошедший войной на половцев за Землю Русскую. Так ли это было на самом деле?

В вихре яростных атак — не разбей себе пятак

XI-XII века — начало эпохи Крестовых походов, которые по сути своей означали стремление Европы взять под контроль торговые пути с Востоком. Этому активно препятствовали сарацины и турки-сельджуки. В результате военных действий в Восточном Средиземноморье сильно возросло значение северного торгового пути: через Дунай, Черное и Азовское моря, далее через Дон на Волгу и Каспий. Но и на этом пути к концу XI века появились воинственные половцы. Поэтому русско-половецкие войны приобрели общеевропейское значение. И не случайно одно из первых выступлений на половцев князя Владимира Мономаха совпало с началом первого Крестового похода европейских рыцарей на Святую землю.

Но единства среди русских князей не было. В январе 1180 года Игорь Святославич стал князем Северской земли, и заключил союз с двумя могущественными половецкими ханами — Кончаком и Кобяком. Новоиспеченные союзники двинулись было на Киев, с целью хорошенько пограбить его, но тут вышла осечка: русско-половецкое войско Игоря было разбито русскими дружинами под командованием Рюрика Ростиславича. Игорь вместе с Кончаком и остатками войска бежал на ладьях. Но все равно, в итоге действий Игоря из состава русских земель выпало огромное пространство Черниговского и Северского княжеств, вместе с людскими, экономическими и военными ресурсами, что не могло не сказаться на обороноспособности всей Руси.

Еще один «последний кадр».
Ну прямо средневековая жестокость!
И от такой милой девушки…

Игорь не участвовал и в большом общерусском походе против хана Кобяка, который возглавили князья Святослав и Рюрик в 1184 году. Тогда Кобяк был пленен вместе со своими сыновьями, а дунайско-черноморский участок Великого торгового пути расчищен от половцев. Князя Святослава поздравили с этой победой большинство государств Западной Европы: Священная Римская Империя, Чешское королевство, Византийская империя, Венецианская республика…

В феврале 1185 года хан Кончак снова предпринял большой поход на Русь, чтобы восстановить утраченные позиции половцев, причем князь Игорь прикрывал правый фланг этого войска. С большим трудом совместные силы южнороссийских городов отогнали половцев от границ. Битва за Хоролом 1 марта 1185 года окончилась победой русских, но Кончак отступил, сохранив свои основные силы. В погоню за ним было послано войско в 6000 «черных клобуков» под начальством воеводы Кунтувдея. Половцам удалось ускользнуть, пользуясь весенней распутицей.

Как раз в это время (апрель-май 1185 года) и последовал сепаратный поход на половцев князя Игоря, который неожиданно, не посоветовавшись с другими князьями, решил ударить в спину своему бывшему союзнику Кончаку. Поход, который дорого обошелся и самому князю Игорю, и всей Земле Русской.

Многие исследователи отмечают, что это фактически был набег княжеской дружины на сопредельную территорию. Князь Игорь рассчитывал, что главные силы Кончака находятся в стороне от намеченного им маршрута, вблизи Днепра, и, следовательно, половецкие кочевья беззащитны. В юртах, где оставались только женщины и дети, можно было взять хорошую добычу. Словом, мотивы похода Игоревой дружины были весьма неприглядны, даже с точки зрения его современников.

На поле боя — кто толще, тот и побеждает

Где же произошло сражение с половцами дружины князя Игоря, которое и легло в основу знаменитого «Слова»? Где находится та река Каяла, на берегах которой полегло русское войско? Существует множество вариантов различных историков: Н. М. Карамзина, Н.А. Аристова, А.В. Лонгинова, В.Г. Федорова…
Ученые брали как параметры для своих исследований географию пространства, называвшимся Полем Половецким, величину суточного перехода кавалерии, искали на карте название реки, созвучной Каяле: Кальмиус, Кальчик, Кагальник. В качестве одной из версий фигурировал даже населенный пункт Самарское, в 30 километрах южнее Ростова-на-Дону, на том основании, что близлежащая железнодорожная станция называется Каяла!

Ставшую общепризнанной точку зрения ученых озвучил известный исследователь «Слова о полку Игореве» Б.А. Рыбаков. Располагая совершенно четкой датой: солнечным затмением, которое случилось 1 мая 1185 года, и описано в «Слове», он установил, что переход дружины князя Игоря от Новгорода-Северского до первой стычки с половцами длился 19 дней. Изучение летописей позволяет делать вывод, что конные дружины за сутки проходили до 50 километров, форсированным маршем (двигаясь и ночью) — до 90 и даже до 140 километров.

Вывод таков: решающая битва, в которой полегло войско Игоря, произошла на водоразделе (шеломени) между бассейнами Днепра и Дона, на территории современной Харьковской области, южнее города Изюм.
Одна из существовавших версий — что князь Игорь был разбит в районе Белой Калитвы, а держали его в плену в стане хана Кобяка неподалеку от Аксая (до сих пор там есть место, называемое Кобяковым городищем) — очень маловероятна. Дружина Игоря, даже самым быстрым темпом, физически не успела бы дойти за расчетное время до Белой Калитвы.

В очках и с древней барсеткой — явный половец-олигарх

Князь Игорь очень легко пограбил половецкие кочевья, которые действительно оставались без защиты, и вполне мог уйти абсолютно безнаказанным обратно в свои земли, и не было бы тогда написано знаменитого «Слова», если бы после быстрой победы 10 мая над передовым половецким отрядом он дал бы команду отступать. Но, отягощенный добычей, князь Игорь велел остановиться в степи на ночлег. Войско изрядно расслабилось: в бою были взяты «красныя девкы половецкыя, а с ними злото и паволокы и драгыя оксамиты». Владимиро-суздальский летописец говорит даже о трех сутках стояния в степи: «И стояша на вежах 3 дни веселящеся».

За это время пришла в движение вся Дикая Степь. Ханы и ханчики, забыв свои распри, не преминули упустить такой случай поквитаться с русскими (у нерусских во всех бедах всегда русский виноват, не правда ли, что этот принцип жив до сих пор?). Дружина князя Игоря была окружена со всех сторон превосходящими силами половцев. Побоище продолжалось три дня, даже кони падали от усталости и обезвоживания. Дружинники дрались отчаянно и храбро, но сила превозмогла силу. На поле боя было пленено порядка пяти тысяч дружинников и сам раненый князь Игорь. Остатки войска стали отходить на юг, но после двухдневной погони были прижаты половцами к берегу Азовского моря и там уничтожены. «Утекши», и добраться до родных земель, удалось только 15 дружинникам.

На этой реконструкции я так и не понял, кто за кого воюет, и кто в итоге победил

Это был неслыханный подарок половцам: разгром дружины князя Игоря открыл широкую брешь в хорошо налаженной обороне Руси. Последовал опустошительный набег воспрянувших духом половецких ханов Кончака и Гза. «Туга и тоска» разлились по Русской земле. Было опустошено, разграблено сожжено практически все Левобережье Днепра.

Сам Игорь в плену у хана Кончака был окружен роскошью, почетной свитой. Вскоре он женился на ханской дочери. И это в то время, когда Кончак разорял его земли, убивал вассалов Игоря!
И все же Игорь бежит из плена, несмотря на то, что знает: половцы пригрозили в случае его побега убить его родственников, находящихся в плену. С просьбой о помощи он появляется в Киеве. И туда же собираются все русские князья — чтобы вместе обсудить то положение, в которое всех своими действиями поставил князь Игорь.

«Слово о полку Игореве» фактически является обвинительным документом, который был зачитан вслух, в присутствии всех князей, в том числе Игоря. За жемчужной россыпью иносказательной речи в «Слове» кроются прокурорские формулировки. Согласно менталитету и этике того времени, ТАКОГО обвинения князю никто не мог сказать безнаказанно в лицо. Поэтому и было написано неизвестным автором «Слово о полку Игореве». В нем «эзоповым языком» были отражены и политические, и военные ошибки Игоря, причем не упущено ни малейшей детали. Думается, что на княжеском совете во время чтения «Слова» стояла гробовая тишина…

Хотелось бы верить, что интерес к истории своего Отечества остался хотя бы у немногих

По прошествии тысячелетия многое видится по другому. Благодаря «Слову» князь Игорь превратился в одну из самых известных личностей в истории Древней Руси, хотя, быть может, такой славы он и не заслужил. Пускай дружина Игорева полегла совсем в другом месте. Пускай князь своей политикой фактически губил Русь. Главное это интерес к истории России, который инициируют Каяльские чтения. Поэтому я и поехал туда в очередной раз.

На открытии памятника Вещему Бояну проявился очередной пример исторического невежества — Бояна объявили автором «Слова о полку Игореве». Толпа равнодушно проглотила это сенсационное заявление — всем было в принципе на это наплевать…

Галерея «Русский лак»

Главная » Информация » Темы » Виктор Васнецов (1848-1926):Васнецов, Три богатыря

Виктор Васнецов (1848-1926):Васнецов, Три богатыря 90 01009 90 01009

Виктор Васнецов (1848-1926) Сын сельского священника Виктор Михайлович Васнецов готовился к той же карьере, но страстная любовь к искусству привела 19-летнего студента духовной семинарии в Петербургскую Академию художеств. За годы (1868-75) в Академии Васнецов получил основательную профессиональную подготовку; особенно большую роль в его воспитании сыграл профессор Павел Чистяков. Виктор Васнецов начинал как художник-декоратор; влияние Федотова и Перова в его раннем творчестве очевидно Переезд (1876), В книжном магазине (1876), Новости с фронта (1878), Игра в преферанс 0. В конце 1870-х начале 1880-х Васнецов пробовал себя в историческом жанре

Битва славян со скифами (1881), После битвы князя Игоря с половцами (1880). Он заимствовал сюжеты из старой истории. Еще один источник тем он нашел в русской мифологии — легендах, балладах, сказках. Васнецов родился и вырос в северной русской деревне и почти до 20 лет жил в среде, где еще было живо «фольклорное мировоззрение»; самая его душа была погружена в поэзию русской эпической литературы. Он был не только одним из первых художников, обратившихся к фольклорным сюжетам, но и первым, кто стал искать приемы и приемы в народном народном творчестве. Так он стал основоположником нового стиля в русской живописи. Васнецов был активным участником абрамцевского кружка (Абрамцево, имение известного мецената Саввы Мамонтова), стремившегося возродить национальные традиции. Многие начинания Абрамцевской колонии, будь то строительство церкви в Абрамцеве, где Васнецов, как проектировщик, впервые справился с задачей создания цельного, цельного ансамбля, или возведение «Ведьминой избы» (тоже по его проекту ), или декорации и костюмы к постановке лирической сказки Александра Островского
«Снегурочка
» и одноименная опера Николая Римского-Корсакова, поставленная в частной опере Мамонтова в 1885 году, должны были стать вехами не только для Васнецова, но и для всего русского искусства. В 1882 году Васнецов получил заказ на изготовление декоративного панно для ротонды Исторического музея в Москве, что стало его первым крупным монументальным проектом. Но самой значительной и трудоемкой работой такого рода было украшение Владимирского собора в Киеве, к которому Васнецов приступил осенью 1885 года по приглашению искусствоведа Адриана Прахова, руководившего строительством собора. кафедральный собор. Васнецов ухватился за это предложение, так как оно дало ему возможность создать целостный ансамбль, сравнимый с тем, что создавали античные фрески. Работа над украшением собора длилась более 10 лет, в течение которых Васнецов выполнил около 400 эскизов и этюдов. Фрески, которые он написал со своими помощниками, покрыли почти две тысячи квадратных метров. Выполняя это задание, Васнецов опирался на излюбленный им набор мотивов и персонажей, расписывая стены изображениями князей Владимира, Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги, летописца Нестора и других выдающихся деятелей русской истории. В конце 19го и начала 20 веков Васнецов активно работал в разных областях. Им выполнен ряд архитектурных проектов, в том числе для собственного дома в Москве (1894 г.), павильона на Всемирной выставке в Париже (1898 г.), дома Е. Цветкова на Москве-реке (1901-03 гг.), а также а также проекты убранства Большого Кремлевского дворца (1898), Грановитой палаты (1901-03) и др.
зданий Московского Кремля. В 1904 году спроектировал фасад Третьяковской галереи. В последние 20 лет своей жизни Васнецов обратился к излюбленным лирическим сюжетам, навеянным русскими сказками. К ним относятся Три богатира (1898), The Frog Tsarevna (1918), Сказка о спящей красавице (1900-26) и , не задавая Tsarevna (1916-26) , не замешайте Tsarevna (1916-26) 9008 . . Благодаря своему увлечению русским эпосом и историей, благодаря своим поискам подлинно русского живописного языка, Васнецов смог в канун ХХ века вдохновить многих художников на переутверждение нравственно-эстетических идеалов народа, возрождение духовное наследие России. Его живопись оказала большое влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.

Примечания
Рыцарь на перекрестке.
Во многих русских народных сказках есть такой эпизод, когда странствующий витязь на перекрестке встречает скалу с не очень вдохновляющим выбором: Направо пойдешь — коня потеряешь; Налево пойдешь — жизнь потеряешь; Если вы пойдете вперед — вы потеряете обоих После битвы князя Игоря с половцами. Сюжет из русской истории, военный поход князя Игоря Святославовича, князя Северского, против южных соседей Руси — половцев. Небольшой военный поход, а таких было немало между Россией и ее южными соседями, остался увековечен благодаря поэме неизвестного баяна (поэта). Стихотворение, дошедшее до наших дней и считающееся древнейшим литературным произведением на русском языке, обличало распри русских князей, их военные авантюры, принесшие русским только горе. Тема послужила сюжетом оперы Александра Бородина Князь Игорь . Св. Владимир , князь Владимир Святославович (960-1015), великий князь киевский (980-1015), младший сын великого князя Святослава, внук княгини Ольги. Он пришел к власти после кровавых интриг против своих старших братьев. В 988 году он попросил руки византийской принцессы Анны. Византийские правители, желавшие иметь его союзником, согласились, но их условием было принятие Владимиром христианства. Он сам крестился и принял христианство как официальную религию России.
Княгиня Ольга (?-969), великая княгиня Киевская (945-969), жена великого князя Игоря, сына Рюрика. Игорь был убит восставшими подданными, когда его сын Святослав был мал, а решительная Ольга стала править сама. Сначала он отомстил убийцам ее мужа: она пришла в их город с войском, но не напала на город, а только попросила горожан платить ей дань: по голубю и по воробью из каждого дома. Счастливые жители поспешили принести ей требуемую дань. После этого солдаты Ольги привязали пеньку к ногам птиц и подожгли. Птицы вернулись в свои дома под крышами и подожгли город. Ольга укрепила государство, подчинив себе Новгород. Когда ее сын смог сам управлять государством, она отправилась в Константинополь, где и крестилась, ее крестным отцом был византийский император. Ольга пыталась уговорить сына Святослава принять христианство, но тщетно. Однако ей это удалось с внуком Владимиром.
Князь Андрей Боголюбский
(1111-1174), великий князь Владимирский (1169-1174), сын Юрия Долгорукого. Став великим князем, он перенес столицу Руси из Киева во Владимир. Татьяна Анатольевна Мамонтова (1864-1920), дочь Анатолия Ивановича Мамонтова, издателя, владельца издательства и книжного магазина в Москве, племянница Саввы Ивановича Мамонтова. См. также ее портрет И. Репина. Бард Баян , древнерусский поэт, излагавший свои стихи в виде песен, баллад, аккомпанируя себе на цимбалах.
Иван Царевич на Сером Волке
— русская народная сказка о приключениях князя и его спутника Серого Волка (знавшего немного волшебства). Царевич спас Волчьих детенышей, а Волк помог ему в нескольких квестах: добыть золотые яблоки, добыть коня с золотой гривой и добыть прекрасную принцессу. Лягушка-царевна — русская народная сказка. Трое сыновей царя, желая найти жен, пускают стрелы в разные стороны: стрела первого сына попала во двор дворянина, он женился на дочери дворянина; у второго сына стрела попала на купеческий двор, он женился на купеческой дочери; стрела третьего сына улетела в болота и была подхвачена лягушкой. Конечно, это была заколдованная принцесса. После многих опасных приключений и череды квестов младшему принцу удалось снова сделать ее девушкой.
Снегурочка
— русская народная сказка о девушке, дочери Мороза (отца) и Весны (матери), сделанной из снега. Она благополучно жила среди людей как приемная дочь старой и бездетной пары. Она была красива, и каждый мужчина влюблялся в нее, но ненадолго, потому что она не могла ответить взаимностью. Все женихи один за другим уходили от нее к ее не красивым, но бойким друзьям. Снегурочка завидовала им и просила свою мать Весну дать ей способность любить. Любовь оказалась для нее роковой. Она влюбилась и была расплавлена ​​Солнцем. Сказка легла в основу пьесы Александра Островского и оперы Николая Римского-Корсакова. Васнецов написал эскизы костюмов к опере. Три богатыря , или три богатыря, герои легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. У каждого персонажа есть свой набор легенд. Хоть у каждого героя были свои приключения, но каждый защищал свою землю, бедняков и боролся с врагами России; и все они были обожаемы людьми.
Здесь живописец изобразил их всех вместе, охраняющих русские границы. Неулыбчивая царевна — русская народная сказка о печальной наследнице царя, пообещавшей отдать себя и свой трон тому, кто рассмешит царевну. Аленушка — русская народная сказка о сиротах сестре и брате, Аленушке и Иванушке. Их отец снова женился, а мачеха оказалась ведьмой, которая разными способами хотела избавиться от детей. Ковер-самолет , на котором можно было летать, элемент многих русских народных сказок, вероятно, заимствованный из восточных сказок. Вера Саввишна Мамонтова (1875-1907), дочь Саввы Ивановны Мамонтова, замужем за Самариным. См. также ее портрет работы Серова. Марк Антокольский (1843-1902) — выдающийся русский скульптор еврейского происхождения, учился в Петербургской Академии художеств (1862-68). Из-за слабого здоровья жил преимущественно в Италии, время от времени посещая Россию. Выполненные заказы для городов России, в т.ч. Памятники Петру I в Архангельске и в Таганроге.
Летописец Нестор (вторая половина XI — первая половина XII вв.) — монах Киево-Печерской Лавры (аббатства), писатель и летописец. Он описал жизнь и мученичество первых русских святых Борика и Глеба Феодосия Печерского. Он считается автором первых известных русских летописей. Художник Алипий (? — 1114) выполнил мозаику Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Аленушка. 1881. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

История – Хортица

История

История

С древних времен Хортица привлекала людей. Первые поселенцы появились на острове в эпоху палеолита и мезолита, о чем свидетельствуют находки кремневых изделий того периода. Археологические исследования свидетельствуют о заселении острова и его окрестностей в эпоху неолита-энеолита (7-3 тыс. до н.э.). С тех пор следы пребывания людей на острове оставлялись в каждом историческом периоде.

В эпоху бронзы (3-2 тыс. до н.э.) существовали земледельческие племена, оставившие после себя многочисленные поселения, стоянку с каменными укреплениями, захоронениями и культовыми сооружениями – святилищами. В 2005 году в ходе археологических раскопок (на месте строительства пилонов нового моста через Днепр) на восточном побережье острова археологи обнаружили древнейшие остатки каменной постройки в Запорожской области, а это более 3,5 тыс. лет.

В 7 веке до н.э. – 3 веке н.э. в южной части современной Украины проживали кочевые ираноязычные народы: киммерийцы, скифы и сарматы. Скифы появились на Хортице в VI веке до н.э. и оставили после себя многочисленные памятники: курганы, могильники, мощное городище на Совутиной скале (единственное исследованное островное скифское поселение!). К археологическим находкам этого периода относятся скифский меч-акинак, изысканные украшения скифских женщин, амфоры, греческие монеты.

Раннеславянский период Хортицы (II век н.э.) представлен отдельными памятниками черняховской культуры, обнаруженными археологами на острове Байда и в балке Корнейчиха. С IV века через хортицкие степи прошли различные тюркские племена: гунны (IV-V вв.), авары (с V века), хазары (VIII-IX вв. ), печенеги (IX-XI вв.), половцы (XI — нач. 13 в.), татаро-монголы (13-15 вв.). На вершине острова древние народы оставили курганы с каменными изваяниями – курганными стелами. Всего в 19го века насчитывалось 129 курганов разного возраста, но до наших дней дошло лишь около тридцати из них. Раннее письменное упоминание об острове встречается в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (952 г.). По описанию императора, после трудного перехода купеческой флотилии через Днепровские пороги русы прошли Крарий переправу (впоследствии она была названа Кичкасской переправой) и остановились на острове Св. Георгия (древнее название острова, в других переводах – св. Григорий): «Они (русы) приносят свои пожертвования на этот остров: там огромный дуб…».

Во времена Киевской Руси Хортицу посещали князья. Согласно «Повести временных лет», воинственный князь Святослав Игоревич «Храбрый» погиб у берегов Хортицы в битве с печенегами весной 972 года. 1928 г. и осенью 2011 г. В летописях Киевской Руси 1103 и 1190 гг. остров упоминается уже под современным названием, как место сбора русских войск перед битвами с половцами. Согласно «Повести временных лет», весной 1223 года княжеская свита собралась на Хортице перед трагической битвой на реке Калке с татаро-монголами.

С XV века Хортица неразрывно связана с историей запорожских казаков. Черкасский староста Евстафий Дашкевич планировал создать на острове форпост для защиты его от татар. Его дело продолжил князь Дмитрий Вишневецкий. В 50-х годах 16 века он построил «городок» — первую Запорожскую Сечь на острове Малая Хортица (ныне остров Байда). В народной памяти Хортица связана с именами козацких предводителей: Якова Шаха, Петра Сагайдачного, Марка Жмайло, Ивана Сулимы, Тараса Трясило. В 1648 г. здесь находилась армия Богдана Хмельницкого.

О пребывании казаков на Хортице свидетельствуют многочисленные названия: овраги Совутина, Хромушина, Чавунова, скалы Думна, Каракайка, Дурна, Наумова. Каждое из этих названий имеет свою историю, дошедшую до нас из народных преданий и легенд. Во время войны с Османской империей (1735-1739 гг.) на острове Малая Хортица (Байда) и западном берегу Днепра были основаны Запорожская верфь и крепость, где располагались казацкие курины и воинские блиндажи.

После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году остров Хортица некоторое время принадлежал князю Григорию Потемкину. Позже князь передал его в царскую казну, а в 1790 году по приглашению императрицы Екатерины II из Данцига прибыли первые семьи меннонитов-колонистов, которые владели островом до 1916 года. В 1843 году на остров приехал Тарас Шевченко. Позже его посетили историки Николай Костомаров, Дмитрий Яворницкий, художники Илья Репин и Валентин Серов, будущий нобелевский лауреат – писатель Иван Бунин. Именно в это время сформировался романтический образ Хортицы как колыбели запорожского казачества. В 1910 было создано Хортицкое общество охраны природы, которое привлекло внимание общественности к сохранению его уникальной природы.

Начало 20 века было насыщено важными событиями для страны и театром боевых действий для Белой гвардии и Красной Армии, а также войск УНР. В апреле 1918 года, во время сбора войск Украинской Народной Республики, перед Крымским походом полковника Петра Болбочана, Хортица стала местом единения борцов за новообразованное Украинское независимое государство. Торжества того времени стали своего рода «прологом» к воссоединению УНР и ЗУНР 22 января 19 г.19.

В 30-х годах 20 века на Хортице были заложены товарный хутор, сады, ягодные насаждения, пашни и даже рисовые поля для обеспечения днепростроевцев продуктами питания. В 1930 году здесь был основан филиал Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны остров Хортица был ареной ожесточенных боев. Здесь осенью 1941 года в ходе двухмесячной обороны Запорожья от войск Германии и Румынии состоялось одно из первых успешных контрнаступлений частей Красной Армии. После двух лет оккупации на рубеже 1943 и 1944 г. остров был окончательно освобожден от врага. Хортица стала свидетелем строительства Днепровской ГЭС, ее разрушения советскими и немецкими войсками, а также послевоенной реконструкции.

Процесс признания Хортицы на государственном уровне был сложным и долгим. В 1958 году Хортица была признана памятником природы местного значения. В 1963 году остров стал памятником природы республиканского уровня, а через два года, 18 сентября 1965 года, Совет Министров УССР издал историческое постановление, которым Хортица была провозглашена Государственным историко-культурным заповедником. Решающую роль в создании заповедника сыграли настоящие патриоты, государственные деятели, ученые, писатели: Николай Киценко, Степан Кириченко, Петр Тронько, Максим Рыльский, Павел Тычина, Олесь Гончар.

Во второй половине 1960-х годов был проведен ряд конкурсов на лучшие проекты обустройства мемориала казакам на Хортице.

В 1990 году Хортица привлекла внимание всего мира торжествами по случаю 500-летия запорожских казаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *