Краткая биография Ярослава Всеволодовича
Князь Ярослав Всеволодович (1191-1246 гг.) – князь Владимирский, князь Переяславо-Залесский, князь Переяславский, князь Новгородский, князь Владимирский, великий князь Киевский; сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского.
Участвовал в междоусобицах князей, вел активную борьбу за власть с многочисленными родственниками.
Ярослав Всеволодович первым из русских князей во время татаро-монгольского нашествия получил от татарского хана ярлык на княжение в новой столице Древней Руси – городе Владимире.
Ярослав Всеволодович. Краткая биография
Князь Ярослав родился в 1191 году и был одним из многочисленных отпрысков Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца, Ярослав становится князем в городе Переяславль Залесский, однако уже вскоре вынужден был его покинуть для того, чтобы принять участие в борьбе за власть между двумя своими братьями – Юрием (Ярослав выступил на его стороне) и Константином – в 1213 и 1214 годах.
После междоусобицы между братьями принял активное участие в борьбе за Новгород, которая продолжалась с переменным успехом с 1215 по 1236 годы (за этот период Ярослав несколько раз обретал и терял титул князя Новгородского). В 1236 году стал князем Владимирским, явившись на поклон в Золотую Орду и получив там ярлык на княжение.
Смерть настигла Ярослава во время его второй поездки в Золотую Орду, когда он был призван на поклон к матери хана, где принял из ее рук угощение. Спустя неделю Ярослав скончался. Точная причина смерти неизвестна, однако считается, что князь мог быть отравлен.
Борьба Ярослава Всеволодовича за власть
Во внутренней политике особенно примечательна многолетняя борьба Ярослава за право княжить в Новгороде. Впервые он был призван Новгородцами в 1215 году, когда город покинул Мстислав Мстиславич. Ярослав прибыл в город, однако был недоволен беспорядками, которые там случились из-за его приезда, поэтому вскоре уехал княжить в Торжок, приняв, однако, титул Новгородского князя. В Новгороде остался наместник Ярослава. Спустя некоторое время Ярослав хитростью и силой попытался завоевать власть в Новгороде во время голода, настигнувшего город, отказывая в помощи и отсылая гонцов из Новгорода обратно. О сложной ситуации в городе узнал Мстислав и тут же предложил Ярославу отпустить всех пленных новгородцев, однако тот отказался. Так началась многолетняя борьба.
1 марта 1216 года Мстислав, недовольный поведением Ярослава и переживающий за новгородцев, собрал горожан и двинулся в Торжок с предложением перемирия. Ярослав отверг предложение, и войско Мстислава двинулось в сторону Твери, разоряя по пути все города. Вскоре к Мстиславу присоединился брат самого Ярослава Константин (против которого Ярослав воевал в свое время), Юрий, Святослав и Владимир же встали на сторону Ярослава. Завязался междоусобный конфликт.
21 апреля 1216 года произошло знаменитое сражение на реке Липице между войсками Мстислава и Ярослава, в результате которого Ярослав потерпел поражение и вынужден был отдать титул князя Новгородского обратно Мстиславу.
Однако борьба за Новгород на этом не закончилась. Ярослав еще несколько раз становился князем Новгородским: в 1218 году был отправлен туда отцов, в 1221 и 1224 годах был призван на княжение самими горожанами. Только после призвания в 1224 году Ярослав, наконец, надолго остался в Новгороде в титуле князя и стал править городом.
Уже совместно с новгородцами Ярослав совершил несколько успешных военных походов. В 1225 году он выступил против литовцев, согнав их с русских земель обратно в княжество Литовское, в 1227 году состоялся поход на Ямь против финских племен и в 1228 году Ярослав успешно отразил ответное нападение со стороны финнов.
В 1226 году Ярослав снова вынужден был доказывать свое право править в Новгороде. На этот раз против него выступил князь Черниговский Михаил Всеволодович, однако борьба не увенчалась для Михаила успехом. Более того, в 1231 году Ярослав совместно с братом Юрием собрал войско и вторгся в Чернигов.
В 1234 году Ярослав выступил против немецкого войска под городом Юрьев, результатом сражения стал разгром войск противника и выгодный для Руси мир.
В 1236 году Ярослав получает титул Великого князя Киевского и отправляется в Киев, оставив в Новгороде своего сына.
В 1238 году Ярослав возвращается во Владимир и начинает княжить уже там. Спустя несколько лет успешного княжения, во время которых Владимир окончательно становится столицей Руси, Ярослав получает приказ явиться от хана Батыя. Из поездки в Золотую Орду Ярослав возвращается с ярлыком на Великое княжение во Владимире. В этот период Киев окончательно теряет статус столицы Древней Руси.
Итоги правления Ярослава Всеволодовича
За годы княжения Ярослава Владимир официально становится новой столицей Руси, Киев теряет свою власть, политическую и экономическую. Также благодаря деятельности Ярослава Русь смогла восстановиться после нападения западных крестоносцев, сохранив при этом свою государственность и не распавшись на отдельные территории.
Во внешней политике Ярослав старался урегулировать отношения с Золотой Ордой, а также обезопасить страну, которая итак находилась в тяжелом положении, от нападения со стороны немцев и литовцев.
Историк
1000 лет назад, в 1019 году, в результате кровопролитной междоусобной борьбы к власти в Киеве пришел князь Ярослав, впоследствии получивший прозвище Мудрый. О том, что достоверно известно о событиях тех лет и о чем можно только догадываться, «Историку» рассказал главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН, доктор исторических наук Александр Назаренко.
Памятник князю Ярославу Мудрому в Ярославле (Фото: RESIZEME.CLUB)
Один из наиболее известных древнерусских князей Ярослав Мудрый (около 978 – 1054) пришел к власти в результате кровопролитной схватки, развернувшейся между сыновьями Владимира Святославича. Потомки крестителя Руси, почившего летом 1015-го, сражались за наследство отца долгих четыре года. В ходе этой борьбы погибли братья Ярослава – Борис и Глеб, позже прославленные Церковью в качестве первых русских святых, Святослав (он правил в древлянской земле), а также Святополк, который, согласно летописной традиции, был убийцей Бориса и Глеба и получил уничижительное прозвище Окаянный.
Впрочем, детектив не был бы детективом (а в том, что это и есть древнейший в русской истории детектив, сомневаться не приходится), если бы поиски настоящего убийцы были столь просты. На протяжении последнего полувека не раз звучали сомнения в отношении канонической версии братоубийственной войны. Прежде всего ученые обращают внимание на нестыковки, существующие в разных, независимых друг от друга источниках, причем как отечественных, так и зарубежных. И похоже, с течением времени ясности по поводу того, кто же был настоящим братоубийцей, не прибавляется. Скорее наоборот.
Завещание князя Владимира
– В свое время и сам Владимир Святославич, отец Ярослава Мудрого, оказался у власти при схожих обстоятельствах. Можно ли говорить о неких общих чертах «транзита власти» в Киевской Руси?
– В данном случае было и общее, и особенное. Закономерность заключалась в том, что когда после смерти того или иного князя у него оставалось несколько сыновей, то довольно часто это приводило к схватке за власть. Да, не только Ярослав, но и его отец Владимир пришли к власти в Киеве в результате кровавой замятни между братьями (напомню, что в той борьбе, из которой будущий креститель Руси вышел победителем, погибли два его брата – князья Ярополк и Олег).
Причина регулярности такого рода конфликтов понятна: политический строй не только Руси, но и других стран Европы того времени был организован так, что на династические отношения проецировалось обычное семейное право. Ведь что такое государство в глазах правителей той эпохи? Это в первую очередь возможность получать доходы с податных территорий. А коль скоро все это – семейное владение княжеского рода и у умершего князя насчитывается несколько наследников, значит, нужно между ними все поделить. Разумеется, на этой почве возникали споры. По понятиям семейного права старший – киевский – стол должен был доставаться старшему в роде.
Это об общей закономерности такого рода конфликтов…
– Но имелись еще и конкретные обстоятельства.
– Именно. Как раз в случае с Владимировичами почти запрограммированный конфликт приобрел особую остроту из-за того, что Владимир Святославич (вероятно, предвидя неблагоприятный сценарий и желая его избежать) пытался урегулировать вопрос о престолонаследии заранее. Похоже, он либо составил завещание, либо просто объявил престолонаследником одного из своих младших сыновей – князя Бориса. В сущности, речь шла о принципиальном сломе привычного порядка наследования по старшинству.
– Почему он выбрал именно Бориса?
– Для этого имелась особая причина. По матери Борис, судя по всему, был болгарского царского рода, а для Владимира это представлялось очень важным. Ведь, приняв крещение из Византии и взяв в жены сестру византийского императора, он стремился по возможности византинизировать и политическую жизнь Руси, да и сам видел себя, очевидно, кем-то вроде русского царя…
– Столь радикальный слом устоявшегося порядка наследования не мог не вызвать конфликта…
– Из-за попытки слишком крутой реформы возникло сразу несколько конфликтов: сначала – между старшими Владимировичами и их отцом, самим князем Владимиром, а потом, после его смерти, – между ними и князем Борисом. Ситуация оказалась настолько острой, что наша летописная традиция обходит стороной ее причину ‒ чересчур необычные династические планы Владимира. Видимо, чтобы не бросать тень на крестителя Руси. На самом деле оба старших Владимировича ‒ и Святополк, и Ярослав ‒ уже при жизни отца практически одновременно выступили против него.
Монета князя Святополка. На оборотной стороне (справа) – княжеский знак в виде двузубца
– Откуда же мы тогда знаем об этом конфликте?
– Про возмущение Святополка нам известно из иностранных источников, а про Ярослава не умолчал и русский летописец, упомянув, что в 1014 году Ярослав, княживший в то время в Новгороде, перестал платить дань Киеву. Иными словами, выступил против родного отца…
– И против нового порядка престолонаследия?
– Летопись ничего не говорит о причинах, указывая лишь на то, что Ярослав перестал платить дань Киеву, как платили новгородские князья до той поры. Но мы догадываемся почему. Мятеж Святополка, судя по немецким источникам, произошел в 1013 году, а в 1014-м – такой поступок Ярослава. Одновременность их действий свидетельствует о том, что был какой-то общий мотив, и я нахожу этот мотив именно в таком необычном, нарушающем традицию завещании князя Владимира.
Мятеж сводных братьев
– Расскажите про мятеж Святополка.
– Мы знаем об этом из иностранного источника, но источника очень информированного. Речь идет о «Хронике» Титмара, епископа Мерзебургского. Титмар – один из выдающихся писателей-историографов начала XI века, современник Владимира. Он умер через три года после кончины князя, в декабре 1018-го. А Мерзебург – город на востоке Саксонии, в сущности уже в славянских землях. Здесь немцами была создана одна из епископий, главная задача которых состояла в миссионерстве среди славян. Поэтому интерес Титмара к востоку Европы, к Польше прежде всего, а через нее и к русским землям, понятен.
Значительная часть информации о событиях на Руси последних лет жизни князя Владимира и вплоть до смерти самого Титмара была получена им из первых рук, от участников этих событий. Почему фигура Святополка оказалась в поле зрения саксонского хрониста? Дело в том, что Святополк был зятем польского князя Болеслава I, а персона Болеслава – одна из главных тем у Титмара.
Святополк Окаянный, скрывающийся в Богемском лесу. Худ. В.В. Шереметев. 1867 год
Благодаря Титмару нам известно, что Святополк был женат на дочери Болеслава. Далее хронист пишет, что Святополк (а он к тому времени сидел на княжеском столе в Турове) начал злоумышлять против отца – «по наущению Болеславову», конечно. Владимир узнал об этом и посадил под замок и Святополка, и его жену-польку, и польского епископа Рейнберна, которого Болеслав отправил на Русь вместе с дочерью. Это 1013 год. А в 1014-м, как мы знаем уже из русской летописи, по неизвестной причине и Ярослав выступил против отца.
– Кто считался старшим из сыновей Владимира: Святополк, которого часто называют его приемным сыном, или Ярослав?
– На этот вопрос трудно ответить с определенностью именно потому, что Святополк, видимо, все-таки действительно не кровный сын Владимира. Многие историки сомневаются в летописном рассказе о том, что на самом деле отец Святополка – князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира, усматривая здесь агиографическое преувеличение ради большей демонизации Святополка Окаянного – «сына двух отцов». Но я не сторонник такой версии. Я думаю, в данном случае летописец прав, что, кстати, подтверждается целым рядом косвенных свидетельств.
– Каких именно?
– Ну, например, у того же Титмара Мерзебургского рассказывается, как в 1018 году Святополк вместе со своим тестем Болеславом взял Киев. Что же русский князь предпринял сразу после этого? Он отправил посольство к Ярославу с целью вернуть Болеславну – захваченную тем в плен свою жену. А взамен предлагал, со своей стороны, передать Ярославу девять его сестер, которые были пленены в Киеве Святополком и Болеславом, а заодно и мачеху (очевидно, неизвестную нам по имени вторую христианскую супругу Владимира, который, оказывается, успел жениться после смерти в 1011 году византийской принцессы Анны). Обратите внимание, что, с точки зрения Святополка, дочери князя Владимира – Ярославу сестры, а самому Святополку, получается, вроде как бы и нет.
Перевозка на телеге раненого князя Бориса Владимировича и убийство его по приказу князя Святополка. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века
Я уж не говорю о знаменитом родовом знаке Святополка, известном очень хорошо и давно по его монетам и восходящем отнюдь не к трезубцу Владимирову, а к двузубцу, который был у его отца Святослава. Очевидно, этот двузубец перешел к старшему в роде ‒ Ярополку, после гибели которого был усвоен Святополком. Выходит, что, по признанию самого Святополка, он ‒ Ярополчич.
Вряд ли от Святополка можно было скрыть его происхождение, и у него имелись все основания пестовать и холить эту свою родословную. Ведь получалось, что он, в отличие от Владимировичей, происходил от старшего из сыновей Святослава, а значит, имел больше прав на стол в Киеве, чем они.
– В этом смысле вопрос о том, кто из них – Святополк или Ярослав ‒ родился раньше, отходил на второй план?
– Совершенно верно. Они могли даже появиться на свет одновременно, ведь у них разные матери. По всей вероятности, так оно примерно и было: все, что мы знаем о времени их рождения, подсказывает, что оба родились около 978 года. Один из них мог быть чуть старше, другой, соответственно, чуть моложе, но кто именно – нам судить трудно. Да это и не слишком важно. Важно другое: после смерти Владимира Святополк первым захватил власть в Киеве, потому что, судя по летописи, он в тот момент там уже находился. Ярослав же пребывал в Новгороде, ему до Киева было шагать и шагать…
«Печать Святополка»
– Как правильно трактовать историю гибели Бориса и Глеба? Есть традиционная версия, согласно которой Святополк Окаянный поступил подобно Каину, убив братьев, есть более модная трактовка, согласно которой смерть Бориса и Глеба на самом деле на совести Ярослава Мудрого. А как вы считаете?
– История не совсем проста. Если бы вы мне этот вопрос задали еще года два назад, я бы сказал с определенностью: та версия, которую вы совершенно справедливо назвали «модной», не заслуживает внимания, ведь и летописец, и агиографическая борисоглебская традиция прямо называют убийцей Святополка.
Основание для такой определенности простое: вот если бы житийное предание о святых Борисе и Глебе складывалось где-нибудь к концу XI века или еще позже, тогда фантазии на тему, кто подлинный убийца братьев, могли бы иметь место. Очевидцев на свете уже не было бы, современники трагедии перешли бы в мир иной, и потомкам можно было бы внушить любую «альтернативную» версию событий. Скажем, обелить подлинного убийцу, выставив преступником его политического противника. Но в том-то и дело, что официальная канонизация Бориса и Глеба, как теперь можно с достаточной уверенностью говорить, произошла еще при жизни Ярослава Мудрого, около 1050 года.
– А не в 1072 году, как долгое время считалось?
– В свете последних исследований эта поздняя датировка официального церковного постановления все-таки не выдерживает критики. А если прославление Бориса и Глеба в лике святых произошло около 1050 года, то очень трудно себе представить, как при жизни еще большого числа современников событий Ярослав мог бы решиться на столь откровенную и очевидную фальсификацию.
В принципе я и сейчас продолжаю считать, что это обстоятельство – почти непреодолимое препятствие для признания версии о причастности Ярослава к убийству братьев. Но почему я сделал оговорку, что еще два года назад мое отношение к проблеме было еще категоричнее?
– Почему?
– Связано это вот с чем. Часто приходится слышать, что в наши дни практически не случается открытий новых источников, которые способны были бы изменить представления о событиях далекого прошлого. К счастью, это не так.
Уже много лет благодаря публикациям нашего выдающегося ученого академика Валентина Лаврентьевича Янина хорошо известен замечательный артефакт – так называемая «печать Святополка». На лицевой стороне печати представлен князь (примерно так же, как князь Владимир на своих монетах: в княжеском венце, с крестом или державой в правой руке), а на обороте – плохо сохранившееся изображение какого-то святого, которого Янин принял за Петра. Именно поэтому он и приписал печать Святополку Окаянному, ведь в крещении тот был наречен, как мы знаем, Петром.
Однако Янин поначалу имел дело только с одним, потом ‒ с двумя экземплярами «печати Святополка». Позднее такие печати стали обнаруживаться друг за дружкой, в том числе и в лучшей сохранности, и оказалось, что там не святой Петр изображен, а… святой Роман. А кто у нас Роман?
– Это крестильное имя князя Бориса.
– Правильно! И о каком-то другом Романе думать трудно, поскольку сфрагистический тип здесь очень ранний, уже печати Ярослава 1030–1040-х годов совсем иначе выглядят. Возникает впечатление, что Борис, коль скоро он в таком «царском» виде был изображен, все-таки успел какое-то время покняжить. Может быть, в качестве соправителя отца? Это, кстати говоря, было обычной византийской практикой, когда император объявлял сына своим соправителем. Но для византийских монет и печатей подобного типа характерны изображения одновременно обоих суверенов – и отца и сына. Тут же ничего такого нет. На этих печатях князь Роман один. Значит, какое-то время, пусть и короткое, Борис успел побыть в роли единоличного правителя Киева?
Найдено, кажется, уже семь или более экземпляров этой печати. Правда, они до сих пор не опубликованы, и потому трудно пока делать далекоидущие радикальные выводы на этот счет. Но если Роман на печати ‒ это Борис, то, получается, именно Борис выступил поначалу в качестве преемника князя Владимира.
Версия епископа Титмара
– Что это меняет в трактовке событий тысячелетней давности?
– Если признать версию, что Борис (Роман) действительно успел покняжить после смерти Владимира хотя бы чуть-чуть, тогда открывается совсем другая картина. Совсем не та, что представлена в нашей летописи, где Борис на предложение дружины поддержать его в борьбе за киевский стол ответил категорическим отказом. Вспомним слова Нестора: «Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками». После чего он и был убит по приказу Святополка. И что же, все было, мягко говоря, не совсем так?
Памятник епископу Титмару в Мерзебурге
Тогда выходит, что Титмар Мерзебургский все верно написал. Согласно Титмару, князь Владимир по смерти оставил свою державу двум сыновьям, тогда как третий, Святополк, все еще находился в темнице. (Титмар, к слову сказать, не знал, сколько всего было Владимировичей, для него существовали только те, которые участвовали в схватке за отцовское наследие.)
Кому же Владимир завещал державу? Первый сын – это, конечно, Ярослав, о котором Титмару было хорошо известно и которого впоследствии он прямо назвал по имени. Но в момент кончины отца Ярослав находился в Новгороде. Кто же второй? Точно не Святополк, ведь он сидел в темнице. Титмар не привел имени этого второго Владимировича, но им может быть только один человек ‒ князь Борис. Получается, что, согласно «Хронике», после смерти Владимира Борис действительно какое-то время правил в Киеве. Что в этот период происходило со Святополком? Он, как пишет Титмар, в связи с кончиной отца сумел освободиться из заключения и бежал к своему тестю – польскому князю.
Если верить хронисту, Святополка не было на Руси в первые годы замятни. Только в 1018 году он вместе с Болеславом пришел и захватил Киев. В Киеве же он застал уже Ярослава. Значит, за это время произошло что-то, в результате чего Ярослав занял Киев. А куда тогда делся Борис? Вопрос остается без ответа. Вот какая картина событий восстанавливается, если буквально следовать рассказу Титмара. И это как раз и есть главный аргумент тех, кто обвиняет Ярослава в убийстве Бориса.
– Но есть же еще скандинавский источник – так называемая «Эймундова сага», в которой говорится о том, как некий варяг Эймунд, вместе с дружиной служивший конунгу Ярислейфу, по приказу этого конунга убил главного конкурента в борьбе за власть ‒ конунга Бурислейфа. Под Ярислейфом и Бурислейфом некоторые исследователи видят князей Ярослава и Бориса…
– Такой источник есть, вы правы, но все-таки не будем забывать, что это сага, и потому как таковая, сама по себе она источник не слишком надежный. К тому же ее кодификация, то есть запись устной традиции, произошла довольно поздно, уже в XIV веке. Действительно, в повествовании «Эймундовой саги» угадывается ситуация на Руси, относящаяся к 1015–1019 годам, но представлена она очень сбивчиво. При этом данные саги не выглядели бы столь, скажем так, соблазнительно для исследователей, если бы мы не располагали «Хроникой» Титмара.
– Однако утверждать, что все именно так и было, как пишет епископ Мерзебургский, насколько я понимаю, все-таки нельзя. Это одна из версий, в отношении которой есть и контраргументы?
– Да, я в свое время и пытался поставить под сомнение эту версию, причем опираясь на другие данные того же Титмара.
– Каким образом?
– Понимаете, если допустить, что летом 1015 года Святополк сразу бежал к Болеславу, становится трудно объяснить поведение самого польского князя. В течение едва ли не трех лет – в 1015, 1016 и даже 1017 году – он продолжал упорно воевать с немцами, не обращая никакого внимания на то, что происходило на Руси. Святополк будто бы явился к нему с известием, что его дочь (она же, как мы помним, жена Святополка) осталась в тюрьме, что наступил наконец удобнейший момент вмешаться в киевские дела, а Болеслав почти три года вел себя как ни в чем не бывало. И вдруг внезапно польский князь начал настойчиво искать мира на западе, который и заключил в январе 1018 года. Затем последовал летний поход на Русь. Словом, Болеслав действовал так, как должен был бы, если бы Святополк прибыл к нему не летом 1015-го, а именно осенью 1016 года, как эти события и представляет наша летопись, а не Титмар.
– Сомнительно?
– На мой взгляд, да. При всей своей осведомленности Титмар мог и не быть посвящен во все детали происходившего на Руси. Зная, что Святополк сидел в заключении при Владимире, а теперь, после его смерти, пошел с польским войском на Киев, Титмар мог сделать самостоятельный, естественный в таких обстоятельствах вывод о бегстве Святополка из-под стражи.
Итак, все было бы вполне объяснимо, но с появлением печатей князя Романа (Бориса) в стройной картине событий возникает новое напряжение. Печати хорошо вписываются в гипотезу о Ярославе как виновнике убийства Бориса и не неудобны для традиционной версии. Вопрос требует дальнейших изысканий. Таково состояние наших знаний на этот счет в данный момент.
Борисоглебский культ
– Мы все время говорим о Ярославе, Святополке и Борисе, но еще ни разу не упомянули Глеба. А ведь Борис и Глеб – фактически парные святые. Что можно сказать про этого молодого князя?
– Глеб Владимирович – пассивная фигура во всей этой истории. С одной стороны, он был еще слишком юн. Обычно княжич считался достигшим династического полнолетия в 13–15 лет, то есть уже в 13 лет Глеб мог получить в управление город, согласно летописи ‒ Муром. Однако по-настоящему ввязаться в усобицу в 13 лет, конечно, немыслимо. Поэтому его неучастие в борьбе за власть совершенно понятно. С другой стороны, понятно и то, почему он все-таки погиб в этой схватке.
– Почему?
– Потому что Глеб – брат Бориса не только по отцу, но и по матери. Летопись называет их мать просто «болгарыней». Вполне допустимо, что в свое время она была захвачена в плен. Русь участвовала в долгой византийско-болгарской войне на стороне Византии, и князь Владимир многое получил тогда в качестве трофеев – церковные книги, священников… Вот, видно, и знатную пленницу из царского семейства. На происхождение сыновей от «болгарыни» указывают, между прочим, их имена: Борис, Глеб, а в крещении Роман и Давид – все это, кроме Глеба, династические имена болгарского царского рода. Я даже не исключаю, что потом, после смерти гречанки Анны, Владимир мог жениться вторым христианским браком именно на царевне-«болгарыне». Это было бы вполне в духе его замысла о престолонаследии. И если он избрал Бориса наследником из-за его болгарского царского происхождения, то Глеб также мог быть помехой для того, кто захотел бы воспротивиться завещанию князя.
Надо отметить, что и в самой ранней церковной службе святым Борису и Глебу, написанной митрополитом Иоанном I (как я полагаю, к канонизации, состоявшейся около 1050 года), Борис выделен особо. О нем сказано: «Царственным венцом от юности украшен». Такое многозначительное определение относится только к нему, а не к обоим братьям. О Глебе также говорится в панегирических тонах, но иначе. То есть даже в литургических текстах Борис отделен от Глеба не просто как старший, а еще именно как «царствующий». Видимо, это намек на его место в завещании Владимира.
– С чем связана их ранняя канонизация? Ведь к этому времени их отец, крестивший Русь, еще не был прославлен в лике святых…
– По всей вероятности, у Ярослава были планы канонизировать князя Владимира. По крайней мере, из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (как мы бы сейчас сказали, главного идеолога в годы правления Ярослава) четко следует, кто именно являлся тогда основным кандидатом на церковное прославление. Разумеется, это Владимир. Иларион величает его «пречестным и славным среди земных владык», «подобным великому Константину, равным ему умом, равно христолюбивым», «апостолом во владыках». Тогда как Борис и Глеб даже не упоминаются.
Но канонизации Владимира по каким-то причинам тогда не произошло. В то же самое время и внутри княжеского семейства, и вне его возникло стихийное почитание убиенных юных князей-братьев Бориса и Глеба. Интересно, что почитание это характерно было прежде всего для младших ветвей княжеского рода. Имена Борис, Роман, Глеб и Давид уже с 1040-х годов встречаются у полоцких князей, а также эти имена выбирает для своих сыновей черниговский князь Святослав, третий сын Ярослава Мудрого.
По всей вероятности, невинно убиенные младшие Владимировичи неспроста оказались очень желанными субъектами для почитания как раз в младших ветвях династии. Идеология борисоглебского культа в том виде, в каком она сформировалась уже в самых ранних агиографических текстах, и состояла в том, чтобы не только младшие покорялись старшим («не воздымая на них руки», по слову святого Бориса), но и старшие не притесняли младших (не уподоблялись Святополку Окаянному). То есть старейший должен был служить гарантом того, что династическая справедливость окажется соблюдена, что каждому достанется своя часть общего наследия, что эта сложная система будет стабильна.
Около 978 года
Рождение князя Ярослава Владимировича, впоследствии получившего прозвище Мудрый.
989 год
Крещение Ярослава в Киеве с именем Георгий.
1014 год
Отказ новгородского князя Ярослава платить ежегодную дань отцу в Киев.
15 июля 1015 года
Смерть князя Владимира, начало княжения в Киеве Святополка.
24 июля 1015 года
Гибель князя Бориса.
5 сентября 1015 года
Гибель князя Глеба.
Осень 1016 – начало 1017 года
Победа Ярослава над Святополком у Любеча, вступление Ярослава в Киев.
Июль 1018 года
Поражение Ярослава от польского князя Болеслава I у города Волынь на Западном Буге, бегство Ярослава в Новгород.
14 августа 1018 года
Вступление Болеслава I и Святополка в Киев.
Весна-лето 1019 года
Поход Ярослава к Киеву, бегство Святополка к печенегам, победа Ярослава над Святополком и печенегами на реке Альте.
1026 год
Раздел Руси между Ярославом и его братом Мстиславом по Городецкому миру.
1036 год
Смерть князя Мстислава Владимировича, начало единоличного правления Ярослава, окончательный разгром печенегов войском Ярослава близ Киева.
1037 год
Начало масштабного строительства в Киеве – новом «Ярославовом городе», возведение там Софийского собора.
1043 год
Последний поход Руси на Константинополь.
Между 1045 и 1052 годом
Женитьба князя Всеволода, сына Ярослава, на дочери византийского императора Константина IX Мономаха.
1046‒1050 годы
Строительство Софийского собора в Новгороде.
Конец 1040-х годов
Составление митрополитом Иларионом «Слова о законе и благодати».
Около 1050 года
Канонизация князей Бориса и Глеба.
1051 год
Свадьба дочери Ярослава Анны с королем Франции Генрихом I.
19 февраля 1054 года
Кончина князя Ярослава Владимировича.
Что почитать?
Успенский Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. М., 2000
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2010 (серия «ЖЗЛ»)
Ранчин А.М. Борис и Глеб. М., 2013 (серия «ЖЗЛ»)
Беседовал Владимир Рудаков
Наверх
Вернуться назад
Следующая статья
Ярослав.

Photos
Top cast
Aleksandr Ivashkevich
- Yaroslav
Svetlana Chuykina
Aleksey Kravchenko
- Harald
Viktor Verzhbitskiy
- Sviatozar
Valeriy Zolotukhin
- Чурильо
Павел Хрулев
Елена Плаксина
- Желана
Федор Шувалов
- Ilyusha
Boris Tokarev
Vladimir Antonik
- Vishata
Yuriy Vaksman
Konstantin Milovanov
- Budimir
Sergey Genkin
- Gorazd
Georgiy Nazarenko
- Father Fedor
Курцын Роман
- Ставко
Гизгизов Александр
Халматова Анора
Дмитриев Алексей
- Dmitriy Korobkin
- Koskkina Marina
- Vearity Vercetti (переводчик)
- All Cast & Crew
- Производство, Box Offic
Неистовый
Скиф
Царь
Кочевник: Воин
1612: Хроники смутного времени
Тарас Бульба
Слуга Государев
The Pagan King: The Battle of Death
Yaroslav Mudry
Ragnarok
Den of Thieves
Storyline
Пользовательские обзоры 4
ОбзорПобнованный обзор
Не удивляют
классических повреждений.
героизм, великий лидер, плохие парни и их темные планы, национализм и история любви. и, конечно, несколько капель пропаганды. как и во многих других фильмах того же жанра, не спектакли, история или события являются столпами интереса, а красота нескольких изображений. как и во многих других фильмах, послание – это слава нации и победа великого лидера. обложка — крошки легенд/старых мифов. актерская игра — достойная. атмосфера — вдохновенная. фильм для любителей русской цивилизации. не отличный/хороший/запоминающийся фильм, но интересный для запоминания правил жанра. это достаточно ? для многих его зрителей ответ не мог быть положительным. но приличная работа не так уж и плоха. этот случай тому пример.
Полезно • 2
0
- Vincentiu
- Dec 31, 2014
Подробная информация
- Дата выпуска
- .
- .
- Также известен как
- Железный Лорд
- Места съемок
- Россия
- Производственная компания
- Anno Domini Company1
- См. Больше кредитов компании по адресу IMDBPRO
Касса
Технические спецификации
1 час 40 минут
Связанные новости
. Внесите на эту страницу
. Предполагайте ADIT Adit Adit Adit Adit Adit Adit Adit Adit Adit Adit Adit
.
Топ Гап
Под каким именем был Ярослав. Тысячу пусть назад (2010) официально вышел в Канаде на английском языке?
Ответить
Евро-2012: Путеводитель футбольного болельщика по Киеву
Наталья Зинец, Ричард Бальмфорт
11 минут чтения
КИЕВ (Рейтер) — Большие электронные часы, неумолимо отсчитывающие время до начала месячного футбольного праздника Евро-2012, смотрят на широкий киевский бульвар. где металлические барьеры воздвигаются, чтобы загнать футбольных фанатов Европы.
Рабочие строят фан-зону Евро-2012 в центре Киева 6 июня 2012. REUTERS/Alexander Demanchuk
Это гигантская пешеходная «фан-зона», где уличные экраны позволят тысячам зрителей утолить свой футбольный голод в течение месяца Июнь.
Эпицентром евровторжения станет Майдан Независимости, место бурлящих фонтанов и парящей статуи независимости. Это бьющееся сердце Киева.
В последний раз тысячи людей собирались здесь в таком количестве зимой 2004-2005 годов, когда Майдан был эпицентром протестов против Оранжевой революции.
Эти потрясения привели, по крайней мере на время, к перераспределению политических сил в бывшей советской республике.
Затем площадь зазвенела к ораторскому искусству Юлии Тимошенко. В проигрыше от ее пламенной риторики оказался Виктор Янукович, чье подозрительное избрание президентом вывело на улицы десятки тысяч человек.
Семь лет спустя, после поворота судьбы, она отбывает тюремный срок за предполагаемое злоупотребление служебным положением на посту премьер-министра. Он встал и находится у власти как президент.
Но все это сноска в городе, где зародилось русское православие и чья 1000 с лишним лет существования отмечена оккупацией, нищетой, голодом и бегством.
История здесь настолько близка, что вы почти можете протянуть руку и прикоснуться к ней.
Бульвар Крещатик — обсаженная деревьями аллея, идущая с севера на юг и ведущая к Майдану, окружает футбольных болельщиков своей массивной советской архитектурой.
Разрушен в 1941 году частями Красной Армии, отступавшими перед наступлением гитлеровцев.
Такие здания, как пещерообразный главпочтамт, были результатом реконструкции Иосифа Сталина после победы во Второй мировой войне и восстановления советской власти.
Итак, забудь о походах по пабам на час или два и займись историей. По пути будет множество кафе с террасами, где вы сможете остановиться, чтобы перекусить.
ЛАГЕРЬ ПРОТЕСТА
Выйдя из южной части «фан-зоны», вы увидите палаточный городок, растянувшийся на 50 метров вдоль тротуара, украшенный белыми флагами с красным сердцем и плакатами, призывающими к освобождению Тимошенко.
Это круглосуточное дежурство ее сторонников, которые говорят, что останутся там до тех пор, пока Тимошенко, находящаяся в тюрьме с августа прошлого года, не будет освобождена: история в процессе становления.
На следующем перекрестке поверните направо и увидите глянцево-коричневую статую революционера-большевика и основателя советского государства Владимира Ленина, его челюсть выдается вперед в решительной позе.
Хотя распад Советского Союза в 1991 году и обретение Украиной независимости отправили коммунизм на свалку, памятник Ленину можно найти и в других городах Украины, где проводятся матчи Евро.
Но, очевидно, что его изображение было сочтено слишком крутым для современного среднего европейского туриста, поэтому его изображение было вычеркнуто из официальной рекламы евро.
Поднимитесь по обсаженному тополями бульвару Шевченко, крутому подъему в одной из самых холмистых столиц Европы.
Остерегайтесь имени. Это Смит и Браун Украины.
Хотя украинцы помешаны на футболе, этот приятный проспект назван не в честь лучшего бомбардира национальной сборной Андрея Шевченко, а в честь поэта XIX века Тараса Шевченко, отца украинской литературы.
Почитаемый как человек, превративший крестьянский язык в язык стихов, Шевченко своим рвением в продвижении украинского языка принес ему славу и бесчестие у русских царей.
Сегодня в Украине он является национальным символом борьбы за свободу.
Бородатый, добродушный Шевченко торжественно смотрит с пьедестала в парке на гребне холма на кричаще-малиновые стены национального университета, носящего его имя.
ER … В ОПЕРЕ ЧТО-НИБУДЬ ДЕЛАЕТСЯ?
Двигайтесь прямо по улице Владимирской, которая примерно параллельна Крещатику. На следующем перекрестке вы придете к Национальной опере.
Построенный в венском стиле в начале 20-го века, киевский оперный театр в наши дни регулярно выпускает выносливые ежегодники Российской империи, такие как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Он также известен тем, что в 1911 году был убит царский премьер-министр Петр Столыпин. Он был застрелен в антракте оперы Римского-Корсакова.
Руководство киевской оперы не намерено устраивать никаких культурных соревнований в дни евроматчей, хотя «Иоланта» Чайковского будет показана 8 июня, когда в соседней Польше будут сыграны первые матчи турнира.
Улица названа в честь князя Володомира, более известного в истории под русской версией своего имени Владимир, правившего в то время Киевской Русью с 980 по 1015 год.
Приняв христианство, он повел своих подданных к Днепру, где заставил их сбросить своих языческих идолов и принять участие в массовом речном крещении. Это ознаменовало рождение русского православия, которое затем распространилось на восток по российским территориям.
В нескольких сотнях метров по улице находятся Золотые Ворота, обозначавшие тогда периметр города-крепости и его главный вход, через который величественно проходили его правители.
Процветающий торговый центр, Киев был постоянной мишенью для вторжений орд, и город был окончательно разрушен монголо-татарами в 12 веке. Сегодня от первоначальных валов мало что осталось, кроме двух массивных камней, хранящихся в музее.
Преемник и сын Владимира Ярослав кодифицировал обычаи в основной закон и поэтому стал известен как Ярослав Мудрый. Валюта «гривна», которая сегодня снова является монетой страны, была впервые отчеканена при нем.
Дальше по Владимирской, однако, находится еще больший триумф Ярослава – величественный златоглавый Софийский собор.
Он построил его в благодарность за значительную победу над племенными налетчиками, а его византийский интерьер, украшенный фресками, смог противостоять беспорядкам и войнам на протяжении веков.
Опустошенный временем и пренебрежением, он получил пользу от благосклонной руки бывшего президента Виктора Ющенко, самого националистического из четырех лидеров, которые управляли Украиной последние 20 лет. Он продвигал большую часть внутренних реставрационных работ за четыре года своего пребывания у власти.
Собор по-прежнему привлекает нежелательное внимание. Несколько месяцев назад молодые женщины из Femen — неофеминистской протестной группы, не уважающей общепринятые обычаи — забрались на колокольню и устроили демонстрацию топлесс, чтобы продвигать свое дело.
ВЕРОЯТНЫЙ ДУРАК?
На фоне горизонта перед собором вырисовывается бронзовая фигура воина с булавой верхом на лошади. Это Богдан Хмельницкий, казачий предводитель XVII века, одержавший заметные победы над поляками, злейшим врагом того времени.
В 1654 году он подписал знаменательный договор, объединивший Украину с Россией в качестве оплота против польского короля. До сих пор украинцы не могут договориться о его месте в истории. Многие упрекают его в том, что он открыл дверь многовековому господству России.
За ним голубые стены и золотой купол Михайловского средневекового монастыря, названного в честь покровителя города, который был снесен Сталиным в 1930-х годах, но восстановлен после обретения независимости.
У главных ворот на информационном щите подробно рассказывается о Великом Голодоморе или Голодоморе («смерть от голода») начала 19 века.30-е годы — катастрофа, в которой миллионы украинцев погибли от голода в политике, направленной Сталиным против украинского крестьянства.
Ющенко, которого в Кремле презирали как одержимого националиста в течение четырех лет его пребывания у власти, потратил много энергии на то, чтобы добиться международного признания голода как геноцида и заручился поддержкой нескольких правительств мира.
Но Янукович, менее озабоченный исправлением исторических ошибок, не проявлял особого интереса к этому вопросу с тех пор, как в 2010 году сменил Ющенко. Однако закон, определяющий Голодомор как преднамеренный акт геноцида, остается в силе.
ОТВЕТ КИЕВА МОНМАТРРУ
Стоя лицом к монастырю, поверните на четверть налево и направляйтесь к Андреевскому спуску, живописной мощеной улице в стиле Монмартра с сувенирными лавками, уличными художниками и мастерскими декоративно-прикладного искусства.
Андреевская церковь, построенная в XVIII веке в стиле барокко по проекту итальянского архитектора Бартеломео Растрелли, стоит на вершине полумили извилистой улицы, спускающейся к прибрежным кварталам города.
Здесь можно подобрать украинские поделки, такие как вышитые вручную крестьянские рубашки, колье из бисера и деревянную посуду, а также массу советских памятных вещей.
Также загляните в дом-музей русского писателя Михаила Булгакова, наиболее известного благодаря своему классическому мистическому произведению «Мастер и Маргарита».
Он родился в Киеве, но закончил свои дни в Москве, не на той стороне Кремля.
Всего месяц назад сам Спуск был морем грязи и щебня, поскольку строители торопились проложить новый дренаж. Это дань решимости Украины, но не обошлось без разногласий.
Отдельная застройка недалеко от улицы компании, принадлежащей самому богатому человеку Украины, сталелитейному и угольному магнату Ринату Ахметову, вызвала в апреле уличные протесты представителей киевского культурного сообщества.
Холдинг ЭСТА сообщает, что при застройке того, что сейчас планируется сделать культурным центром, не было уничтожено ни одного здания XIX века или здания, представляющего историческую и культурную ценность.
Спустившись в прибрежный квартал Подола, возвращайтесь в центр города, держа Днепр слева, и, миновав несколько шикарных ресторанов и питейных заведений, вы окажетесь у подножия фуникулера.
Билет за 1,50 гривны унесет вас обратно на склон холма, с которого вы спустились, и приведет вас к задней части Михайловского собора, откуда открывается прекрасный вид на Днепр и его острова, где киевляне любят устраивать шашлыки в разгар сезона.