Сколько у Вещего Олега кораблей было, когда он Царьград брал.: well_p — LiveJournal
?- История
- Cancel
Представляю вам две основополагающие летописи русской истории. И в частности отрывок о том, как вещий Олег брал Царьград. Обратите внимание на количество кораблей, которое у него было.
Книга: Руская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук.
Ч. 1: До 1094 года. — 1767. — [20], 198, 18 с.
Про древнерусское имя -Карл, я уже как то писал.Вы его можете и тут видеть.
Итак у Олега было В, два корабля. Ему заплатили В I, два на десять, т.е. 12 гривень на корабль. а в кораблях было по М — 40 мужей. Итого дружина Олега — 80 человек. Большие были корабли.
Тоже самое написано и в Повести Временных Лет. Только тут зачем то три ноля приписали.
Книга: Библиотека российская историческая, : Содержащая древния летописи и всякия записки, способствующия к объяснению истории и географии российской древних и средних времен. — Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1767. — 4°.
Ч.1:[Летопись Несторова с продолжателями по Кенигсбергскому списку, до 1206 года] [Текст]. — [3],
Правда вот тут по смыслу выходит, что в кораблях было всего 40 мужей. Вот это как бы ближе к истине и размерам тогдашних судов .
На самом деле так и должно было быть.Развитие производственных сил и производительность труда просто бы не позволили содержать большое войско.А тогда в нем служили исключительно те, кого мы потом начали называть дворянами.Тогда их называли служивыми людьми. Ну а демографы говорят, что дворяне всегда составляли не больше 1 процента населения.
Точнее так: По данным переписи 1897 г., в Российской империи было 1,8 миллиона дворян (из них 1,2 млн потомственных), это 1,5 % населения.В великорусских губерниях дворяне в 1858 году составляли 0,76 % населения, что было существенно меньше, чем в таких странах, как Англия, Франция, Австрия и Пруссия, где их численность превышала 1,5 %. В Речи Посполитой дворяне составляли более 8 % населения[2].

В принципе можно прикинуть, что на территории региона Русь жило где то 4000-8000 человек. Но это и, как вы читали в начале, и варяги и словены и чудь и кривичи и вятичи и далее по списку. Точнее конечно все эти народы, скорее всего, просто собрались вместе, что бы пограбить богатый город Царьград. И получили на все про все, 24 гривны.Ну а что вы хотели, откуда богатство у малочисленных народов, которые еще сохой пахали?
Представляю какой был этот самый Царьград. Малюсенькая крепость и сельцо при ней.Да, именно так было в древнем мире, стояла небольшая крепость, детинец, а люди жили рядом, в домах. Которые при нападении неприятеля просто сжигали а население уходило в крепость. Не исключено, что она была деревянная.Хотя там с деревом напряжно. Так что все таки каменная.И несколько десятков человек ее взяли штурмом. Вы разочарованы? Ну что делать, это реальная история, в ней по другому и не бывает.
Subscribe
Стрельба в школе.
Казань.
Ну что, ждем чем ответят власти? Год то выборный а значит надо как то особо резко реагировать на этот случай. Делайте ваши ставки, господа: что…
«Был месяц май» (1970). Реж. М. Хуциев. Музыка и финальный эпизод
…
Как и почему сажали интеллигенцию в 1937 году
Для начала видео о недавней попытке переворота в Белоруссии. Ну как попытке. Два великовозрастных «ботана», один из которых ученый чуть…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Стрельба в школе. Казань.
Ну что, ждем чем ответят власти? Год то выборный а значит надо как то особо резко реагировать на этот случай. Делайте ваши ставки, господа: что…
«Был месяц май» (1970). Реж. М. Хуциев. Музыка и финальный эпизод
…
Как и почему сажали интеллигенцию в 1937 году
Для начала видео о недавней попытке переворота в Белоруссии.
Ну как попытке. Два великовозрастных «ботана», один из которых ученый чуть…
Вещий Олег. Часть 2 — А был ли поход? : selyanka1 — LiveJournal
История Вещего Олега в картинах и иллюстрациях
Обратите внимание, какие события считает важными и иллюстрирует Радзивилловская летопись, а на каких событиях ловят хайп художники XIX-XXI веков
Ольшанский Б.М. «В лето 907. Идущие на Царьград» 2006 г.
Самым знаменитым событием легендарной жизни легендарного Вещего Олега является его легендарный поход на Царьград в 907 году.
Поход до такой степени легендарный, что нигде кроме древнерусских летописей о нем ничего не написано и никому о нем не известно, при этом в летописях он описан даже не как поход, он описан как полноценная война огромного множества славянских племен против Византии.
Событие до такой степени невероятное, что даже и непонятно, почему в него столько веков верили потомки, да и сейчас многие продолжают верить. По крайней мере количество художников, желающих запечатлеть знаменитый щит на вратах Царьграда все не убывает.
Ну давайте сначала посмотрим на картины и почитаем, что там в летописи написано, а потом будем разбираться, что же это было на самом деле. Был ли вообще поход, а если и был, то может не тот.
Год 907
Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.
Поход Олега с дружиной на Царь-град. Радзивилловская летопись
Что в этом тексте странно?
Зачем были нужны тиверцы в качестве толмачей, ака переводчиков.
А еще вот эти южные племена славян летописец называет «Великая Скифь» И поход этот осуществляется как на кораблях, так и на конях, как будто некоторая часть войска — мореходы (русь), а некоторая нет, они скорее степные люди, привыкшие не к ладьям, а к коням (скифь), они же «несчастные славяне», которым позже достались какие-то не такие паруса. Почему?
Ну и еще раз, такое огромное количество разнообразных племен как на кораблях, так и на конях, это не пиратский набег, это полноценная война. С чего вдруг?
Под катом картинки, как войско идет в поход. Обратите внимание, что коней почти нигде нет, в основном одни ладьи почему-то у художников.
[Spoiler (click to open)]
Ф.А. Бруни Поход Олега в Царьград по реке Днепр. ранее 1839 г.
Не знаю даже, почему мне в голову приходит Древний Рим и рабы на галерах
Трофименко С. С. «Поход Олега на Царьград» 2009 г.
Особенно прикoльно выглядит современный барабанщик. А вот древнего гусляра почему-то нет
Трофименко С. С. «Поход Олега на Царьград»
Тихоновский В.Г. «Поход Олега на Константинополь в 907 году».
И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили [Залив и гавань Константинополя Суд запирали, протягивая цепь по морю между башнями, которые стояли вокруг гавани]. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
Высадка Олега с воинами на греческий берег; расправа с населением, разрушение и сожжение многих строений. Радзивилловская летопись
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
Олег и его воины на кораблях с колесами у Царьграда; предложение греков через послов платить дань Руси. Радзивилловская летопись
Что в этом тексте странно?
Полей вокруг Стамбула/ Константинополя/ Царьграда нет. Любой, кто бывал в Турции и посещал Стамбул, это знает. Там такая очень неровная слегка гористая или холмистая местность. Ставить там корабли на колеса и ожидать, что они под парусами куда-то покатятся — это абсолютно невероятно.
Колеса на Руси действительно иногда использовали, но их использовали для волоков при движении по рекам, а не в морских походах. Tащить с собой в морской поход на Черное море колеса для волока — это очень странно, ладьи не резиновые, перегружать их лишним грузом чревато
Если бы это был поход на Каспий, где ладьи надо тащить волоком из Дона в Волгу, это было бы понятно. Но на Черном море непонятно совершенно
Ниже картинка, где показан волок на колесах, такой способ был удобней в тех местах, где было сухо, не было топей, не нужно было сооружать гать и использовать ценный жир для смазки
А. М. Васнецов — «Волок Ламский» (город Волоколамск и река Волошня).
И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом».
Приношение греками Олегу яств с отравою Радзивилловская летопись
И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
«Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят.
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».
И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей.
Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».
Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византийскими императорами Львом VI и его братом Александром. Радзивилловская летопись
Что в этом тексте странно?
Вам не кажется странным, что в поход ака на войну отправилось такое огромное количество народа из разных племен, а их интересы вообще никак в этом странном договоре не отражены. Ни города их не упомянуты, ни дань на выплату, ни специальные привилегии в торговле. Зачем они в поход то ходили? Совсем что ли ненормальные?
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.
Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками. Радзивилловская летопись
Я даже не буду спрашивать норманистов, где тут Один для мифических скандинавов. Последнее время среди них популярна мысль, что религия, особенно элитная и государственная, тогда вообще значения не имела, сменить ее можно было в любой момент, сегодня Один, завтра Перун, послезавтра Христос, через неделю пророк Магомет. Ну какая, право, разница для норманистов?
И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда.
Ф. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Царьграда» 1839 г.
Прибивание щита на воротах Царьграда — одна из любимых хайповых тем для художников, даже странно, что древние летописцы не сочли это важным. Картинки под катом
[Spoiler (click to open)]
Слева Чориков Б. «Олег пред Царьградом» из «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» 1836 г Справа Нотбек А. В. «Олег прбовает щит к воротам Царьграда» конец 1820-х
Кившенко А.Д. «Олег прибивает щит к вратам Царьграда» 1874 г
Верещагин В.П. Вещий Олег из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». 1896 г.
Бодаревский Н.К. «Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда» Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Ольшанский Б.М. «Твой щит на вратах Царьграда» 2006 г.
Слева: Ольшанский Б.М. «Щит русской славы» 2013 г. Справа: А.Клименко «Триумф князя Олега»
И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
Возвращение Олега из Царьграда в Киев с дарами; прозвание Олега вещим Радзивилловская летопись
Что в этом тексте странно?
Толстина — это грубый холст, пусть даже будет парусина
Паволока – это очень дорогой шелк, который стоит совершенно бешенных денег и выткать который занимает много времени.
Что такое копринные паруса, ученым до сих пор не совсем понятно, но это совершенно точно не бумажные и не марлевые. Это может быть шелк более низкого качества . B болгарском языке есть слово «коприна», означающее шелк.
И вот приходит, значит, 2000 кораблей под Царьград и заявляет военачальник — а подайте ка мне паруса шелковые!
Говорят, что площадь парусов новгородской ладьи слегка более позднего времени чем во времена Олега, но тем не менее, была 80 кв.метров. В свете этого история про паруса из шелка, особенно из паволоки звучит просто нереально.
Впрочем в этой истории нереально почти все
Так что же нам наврали?
Всё. Наврали абсолютно всё. Этого похода на Царьград вообще не было.
На всякий случай напомню еще раз, что в начале X века шел стабильный поток руси в византийские наемники. В греческих текстах Русь стабильно выступает как союзник Византии.
В 907 году в Константинополе главным вопросом был вопрос престолонаследия и смена патриарха в результате его противостояния с императором по поводу четвертого брака и признания законности рождения Константина Порфирородного.
Константинополь был хорошо укрепленной столицей сильнейшего, мощнейшего и богатейшего европейского государства того времени, наследника Римской империи и ее традиций. Город был просто неприступным. Высадиться там где-то в окрестностях и пограбить незащищенные и неукрепленные земли, да еще и в отсутствие армии, которая вся ушла на войну, как это было в 860 году, — это возможно. Осадить крепость с какой-то даже минимальной надеждой на успех — абсолютно невозможно и даже смешно.
Вид на Константинополь, реконструкция Antoine Helbert
Заодно попробуйте представить, где там кораблям то под парусами ездить? В каком таком месте?
Кроме того, надо не забывать про византийские военные технологии под названием «греческий огонь», с помощью которого русский флот можно было просто сжечь, что, например, и случилось в 941 году
Использование «греческого огня». Миниатюра мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы
Если очень кратко вспомнить историю попыток нападений на Царьград-Константинополь, то вот, пожалуйста, перечень.
Вообще Константинополь за тысячу с небольшим лет своей истории был взят лишь трижды: в 1204-м, в 1261-м и в 1453-м.
717 год — неудачная попытка арабов осадить Константинополь
860 год — нападение руси на окрестности Царьграда, поход легендарных Аскольда с Диром. В отсутствие регулярной армии, которая ушла на войну, и даже не пытаясь штурмовать город. Пограбили окрестности и удалились.
904 год — в июне арабский флотовладелец пират Лев Триполитанский сделал попытку напасть на Константинополь, но был отогнан византийским флотом адмирала Имерия. И тогда же Византия подверглась нападению россов-дромитов, разбитых другим византийским флотоводцем — Иоанном Радином. Часть россов-дромитов спаслась благодаря сверхъестественным способностям волшебника Росса. Прочие погибли от греческого огня у мыса Триксфал в феме Опсикий. »Русы-дромиты … не войско Олега, а славяно-варяжская вольница, обитавшая в устье Днепра и на побережье Черного моря… Эта вольница совершала грабительские набеги на византийские владения под предводительством «божественно озаренного вождя». Произошло это в 904 г. — на три года раньше, чем поход Олега. И уж если такие мелкие события фиксируются в истории Византии, то «щит на вратах Цареграда» — на совести Нестора.[ Гумилев]
907 год — обсуждаемый сейчас легендарный поход, которого не было, но который любят изображать на картинах.
941—944 годы — походы на Царьград князя Игоря. Во время первого похода войско русов потерпело неудачу на море, корабли сожгли этим самым «греческим огнем». Во время второго похода до Царьграда даже не дошли, византийцы от Игоря откупились.
967—971 годы — Византия втравила Святослава в войну с Болгарией для решения своих собственных проблем. Когда Святослав в результате завоевал часть Болгарии для себя и решил там править, на него натравили печенегов. Закончилось все знаменитой чашей из черепа. Тут даже попыток похода на Царьград не было, это я вспомнила, чтобы показать все варианты византийской военной дипломатии, когда у Византии возникали проблемы с соседями.
988 год — осада Корсуни в Крыму князем Владимиром. C Владимиром договорились и даже в жены ему сестру императора отдали, заодно и покрестив Русь.
1043 год — нападение флота (400 кораблей) Ярослава Мудрого на Царьград. Закончился неудачей, часть флота погибла во время бури, часть сожжена греческим огнём.
1204 год — Константинополь пал под натиском вообще-то крестоносцев. Город захватил Бонифаций I Монферратский — лидер Четвёртого крестового похода, первый король Фессалоники. Фессалоники был вторым по величиен городом Византии. Когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия распалась на ряд мелких королевств. Фессалоники был одним из них.
Кто-нибудь в мире пропустил такое мощное информационное событие, как захват Константинополя в 1204 году? Да новость моментально разлетелась как наиважнейшая, все были в курсе, абсолютно все. И вот в 907 году идет громадная армия славян на Царьград, прибивает какой-то якобы щит на его ворота, а никто вообще и не в курсе.
Невероятно!
Впрочем, у нас вся жизнь Олега какая-то слегка невероятная. Змея, например.
Но об этом в следующий раз.
Продолжение следует
ЩИТ ОЛЕГА НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ « ОЛЕГ ПРОРОКИЙ»
Перевод и комментарии Фредерика Р. Паттона, Западный Честерский университет (чудь, меря, весь и др.), населявшие территорию древней Руси и платившие дань Олегу, подлежали призыву в военных походах Олега. Поэтому, расширив свои владения для сбора дани, Олег вскоре почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять поход на Константинополь.
Монах-летописец, кажется, двоится в изображении Олега как воюющего князя.. С одной стороны, монах-летописец пишет как патриот своей земли, как бы гордясь Олегом как могущественным правитель Руси, который даже смог взять на себя великую Византийскую империю. С другой стороны, его как христианина отталкивает варварство Олега. Он даже утверждает, что люди называли Олега «вещим» только потому, что были невежественными язычниками.
Ф или 6411 год [903 г. н.э.]. Пока Игорь рос, он сопровождал Олега и слушался его. Жену ему привезли из Пскова, и звали ее Ольгой.
На 6415 год [907 г. н.э.]. Олег ушел в поход на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, словенцев, чуди, кривичей и меря, а также радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов и дулебов. Он также взял с собой тиверцев, известных своими навыками переводчиков. Греки называли их всех вместе «Великая Скифия». Олег выступил со всеми этими воинами на корабле и на коне; всего было 2000 кораблей. Когда он прибыл в Константинополь, греки перекрыли пролив Босфор и заперлись в городе. Олег высадился на берег, приказал своим людям вытащить корабли на берег и сразился за пределами города, убив множество греков, разрушив множество дворцов и сжег церкви. Из тех, кого они взяли в плен, одних изрубили на куски, других замучили или убили стрелами; третьи утонули в море. Много другого зла русы сделали грекам, как обыкновенно воины делают своим врагам.
Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить корабли на колеса. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поскакали к городу. Увидев это, греки устрашились и послали к Олегу весть: «Не губи нашего города. Мы заплатим любую дань, которую вы попросите». Олег отозвал своих воинов, и они [греки] тогда принесли ему еды и вина, от которых он отказался, ибо оно было отравлено. Греки исполнились страха и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, которого Бог послал наказать нас». Затем Олег приказал платить дань своим 2000 кораблям по 12 гривен на человека; на каждом корабле было по 40 человек.
Греки согласились на это, и стали призывать к миру, чтобы русы не разоряли земли греков. Отойдя от города на небольшое расстояние, Олег начал мирные переговоры с греческими императорами Львом и Александром. Он отправил в город Карла, Фарлофа, Вермуда, Рулава и Стемида с таким посланием для них: «Заплатите мне дань». Греки сказали: «Мы дадим вам все, что вы пожелаете». Олег приказал своим людям на 2000 кораблях давать по 12 гривен за уключину, а дань прибавлять по городам Руси, прежде всего Киеву, затем Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, так как этими городами управляют князья, подвластные Олегу. Он также заказал следующее:
«Когда русы прибудут [в Константинополь], они могут взять столько провизии, сколько пожелают. Если [русские] купцы прибудут, то они могут брать месячные провизии сроком на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Бани должны быть приготовлены для них так часто, как они того пожелают. Всякий раз, когда русы отправятся домой, император должен снабдить их продовольствием, якорями, канатами, парусами и всем прочим, что им может понадобиться в пути».
Греки согласились на это, но император и вся его знать добавили:
«Если русы прибывают без намерения торговать, им не брать месячную провизию. Князю Руси запретить своим людям — русам, пришедшим сюда, — совершать насилие в наших селах и вообще в нашей стране. Приезжающие сюда русы должны селиться возле храма св. Мамонта. Туда послать представителя Империи, и имена их записать, и тогда пусть возьмут свои месячные провизии – сперва граду Киевскому, потом Черниговскому, потом Переяславскому, потом иным городам. Они должны войти в город только через одни определенные ворота, без оружия, в сопровождении уполномоченного Императора, группами по 50 человек в каждой. Они могут торговать столько, сколько сочтут нужным, и им не нужно ни с чего платить налоги».
Императоры Лев и Александр помирились с Олегом, согласившись платить дань. Дали взаимные обеты: целовали крест, и Олега с людьми привели на место, чтобы на русский лад поклясться: оружием своим поклялись, своим богом Перуном, и Волосом, своим богом скотов, утвердив мирный договор.
Олег тогда приказал: «Сшить паруса из шитого шелка для русов, а паруса для словенцев шелковые», что и было сделано. Олег повесил свои щиты на городские ворота в знак своей победы и удалился из Царьграда. Паруса у словенцев были сорваны ветром, и они сказали: «Мы будем использовать свои собственные брезентовые паруса; не для словенцев использовать шелковые паруса».
Олег вернулся в Киев, привезя золото, вышитые шелка, фрукты, вино и всевозможные украшения. Олега называли «вещим», ибо народ был тогда непросвещенным язычником.
На 6420 год [912 г. н.э.]. Олег послал своих людей заключить мир и заключить договор между греками и русами со словами:
«В соответствии с прежним договором, заключенным при императорах Льве и Александре: Мы, из рода русского – Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулаф, Гуди, Руальд, Карн, Фрелав, Риуар, Актеву, Труан, Лидул, Фост и Стемид – посланные Олегом, великим князем Руси, и лучезарными боярами, подвластными ему, к тебе , Льва, Александра и Константина, великих самодержцев при боге и греческих императорах, за сохранение и свидетельство многолетней дружбы между христианами и русами, по желанию нашего князя и по повелению всех Русь под его властью. Наши лучезарные вожди, более всего желая сохранить и засвидетельствовать перед Богом непреходящую дружбу между христианами и русами, справедливо решили утвердить эту дружбу, как твердый обет, не только на словах сказанных, но и письменно, как твердая клятва, присягающая нашим оружием, свидетельствующая о ней и подтверждающая ее в соответствии с нашей верой и нашими принципами.
«Вот разделы договора, который мы заключили в вере Божией и в дружбе: наше первое слово — примириться с вами, греками, дабы мы имели любовь друг к другу со всеми наших сердцах и по доброй воле, и согласиться с тем, что те, кто находится под властью наших великих князей, не могут, поскольку это в нашей власти, поддаться искушению подорвать или нарушить ее. Вместо этого мы постараемся, насколько это в наших силах, сохранить постоянную и непоколебимую дружбу с вами, греками, на будущие годы и на все времена, выразив ее и зафиксировав в письменной форме с обетом. Так и вы, греки, должны иметь такую же постоянную и непоколебимую дружбу, на будущие годы и во все времена, к нашим великим русским князьям и ко всем, кто находится под властью нашего великого князя.
«Относительно разделов договора о злых деяниях договоримся о следующем:
«Когда они явным образом засвидетельствованы, да будут считаться истинными эти деяния…
* * *
«Во утверждение неизменной любви, которая должна быть между вами, христианами, и русами, мы составили сей мирный договор, записанный Иваном, в двух рукописях, одну для вашего Государя, а другую подписанную нашей рукой. Утвердил ты ее обетом чтимым крестом и святой единосущностью Троицы твоего единственного истинного Бога, как божественной твари. По нашему убеждению и нашему обычаю ни одна из установленных статей договора о мире и дружбе не должна быть нарушена ни нами, ни кем-либо из нашей страны. 2 сентября 6420 года от сотворения мира [т.е. 912 г. н.э.].
Император Лев удостоил русских послов подарками – золотом, шелками и драгоценными тканями – и поручил своим людям показать им красоту церквей, золотых дворцов и богатства в них: много золота, шитые шелка, драгоценные камни и предметы страстей Господа нашего: терновый венец, гвозди и багряница; они также показали мощи святых, которые научили их своей вере и показали им истинную веру. Затем они с великими почестями провожали их на свою землю. Послы, которых послал туда Олег, возвратились к нему и рассказали ему обо всем, что говорили оба царя, как они заключили мирный договор между землей греческой и землей русской, и что обеты не должны быть нарушены, ни греками, ни русами.
Из Сказ о прохождении (Hypatian Chronicle)
Перевод и комментарий © Frederick R. Patton, 2014
О Вещем Олеге от A.
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
1107 продаж |
5 из 5 звезд€12,27
Загрузка
Доступен только 1
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Редкая находка — этот предмет трудно найти.
Возможна подарочная упаковка.
Смотрите подробности
Подарочная упаковка Retronim
Товар будет упакован в крафтовую коробку с лентой и папиросной бумагой.
Внесен в список 16 октября 2022 г.
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами.