Скифы сколоты: Скифы европейские: сколоты

Саки, скифы, сколоты — TrueView — LiveJournal

В древнегреческой мифологии Ехидна (др.-греч. Ἔχιδνα, буквально «гадюка») — исполинская полуженщина-полузмея (дракайна). О происхождении скифов рассказывают такую легенду. Когда Геракл прибыл в страну, называемую ныне Скифией, кони из его колесницы были таинственным образом похищены. Геракл отправился на поиски, и в пещере неподалёку он нашёл некое существо двойной природы — наполовину ехидну, наполовину деву, которая выше ягодиц была женщиной, а ниже — змеёй. Увидев её и изумившись, Геракл спросил, не видела ли она его коней. Она же сказала ему, что лошади у неё и что она их ему не отдаст, пока он с ней не совокупится. Геракл вступил с ней в связь за такую цену. Ехидна родила от Геракла трёх сыновей: Агафирса, Гелона и Скифа. Уходя, Геракл оставил ей свой лук и посоветовал передать царство тому из сыновей, который, достигнув совершеннолетия, сможет этот лук натянуть. Достаточно силён оказался лишь младший сын — Скиф. Он и стал царём. И от него якобы и произошли скифы [1].

Легенда говорит, что общество было полиэтническим. Победили потомки саков во главе с младшим сыном Скифом. Кем были гелоны и агафирсы? Славянами, кельтами, греками, иллирийцами, балтами, финно-уграми? Вопрос остается открытым.

А вот все три названия (сак, скиф, сколот) означают одно понятие, но на разных языках.

Шум. sag — ‛бить; плести’, sa ‛сухожилие’. Греч. σάκος — ‛щит (больших размеров), защита, прибежище’. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне. «Из оборонительного оружия и персы и саки применяли огромные плетеные щиты из прутьев фигового дерева. Щиты эти устанавливались на поле боя, на деревянных подпорках. Они имели размеры 150 на 60 см, жердяной каркас, плетеную прутяную основу и кожаное покрытие». Стефан Византийский писал: «Саки — народ; так называют скифов от доспехов (щит), потому что они изобрели его».

Саки — это изобретатели и обладатели больших щитов. А теперь правильно с исторической точки зрения процитирем Стефана Византийского: Скифы  — народ; так греки называют саков (перешедших Волгу) от доспехов (щит) их.

Скиф ~ лат. scutum ‛большой щит (в форме выгнутого прямоугольника, 120 × 80 см)’ (< лат. cutis ‛кожа’), ирл. sciath ‛щит’. Греки могли заимствовать название от своих ближайших соседей иллирийцев-агафирсов, чей язык наиболее близок к латыни. Сравните румынский язык и латынь. Да и сами предки латин спустились на Апеннины с Балкан.

По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты, авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары. «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».

В.Абаев, вслед за Ю.Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l».[2]

Необходимо строго придерживаться терминологии Геродота, который назвал племена сколотами (др.-греч. Σκόλοτοι) или царскими:

«По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».

Таргитай ~ лат. tergum ‛шкура, кожа; кожаный щит’, пол. tarcza ‛щит, защита, оплот’, татар. тире  ‛шкура, кожа’.

Сколоты ~ норв. skjold ‛щит; защита, прикрытие’, лат. celtium ‛щит рогатой черепахи’. Оld English scield ‛щит; защита’ (related to Old Norse skjöldr, Gothic skildus, Old High German scilt). Сходство между римским скутумом и кельтским щитом настолько велико, что они, должно быть, имели общие корни. Впервые кельтский щит появляется на рисунке с ножен гальштаттского периода, около 400 г. до н.э., в то время как скутум становится известен на 300 лет раньше. Диодор говорит, что кельтский щит был высотой с человека. На известных скульптурных изображениях кельтов щиты достают чуть выше пояса, если стоят на земле. Щиты этого типа находили также в Дании и Ирландии. Они были покрыты шкурой. Похожие, ничем не обтянутые деревянные щиты, находят в корабельных погребениях в Норвегии.

Почему скифы называли себя царскими? Видимо, в древности щитоносцы были особым воинским сословием — охраной царя. Косвенно об этом свидетельствует традиция в македонской армии.

Корпус гипаспистов (др.-греч. ὑπασπισταί — «щитоносцы») присутствовал в армии Александра Македонского. Гипасписты возникли из пешей свиты македонских царей. Их непосредственной обязанностью была охрана царя на поле боя и в мирное время. Ко времени Александра Великого (336–323 гг. до н.э.) гипасписты представляли собой особое вооруженное формирование элитной македонской пехоты (3000 чел.). Гипасписты делились на три подразделения, хилиархии (по 1000 чел. в каждой). В их число входила «царская хилиархия», так называемая агема гипаспистов, которая являлась пешей лейб-гвардией царя Македонии. Часто их называли basilikoi hypaspistai — “царские гипасписты”.

Лат. scutarius  — ‛мастер, делающий щиты; солдат-щитоносец, т.е. царский телохранитель’.

Считается, что скандинавское название Гардарика переводится как Страна Городов. А по-моему это в точности перевод др.-русск. названия Скуфь (Скифия). Норв. gardere ‛защищать, беречь, охранять’. В древности арабы именовали славян сакалибами, а страну булгары звали Саклан. Татар. саклау ‛ограждать, защищать, беречь, ограждение, защита’.

© TrueView

Сколоты. Да, скифы мы! — TrueView — LiveJournal

Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе племен, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Преимущественно о скифах известно из сочинений Геродота.

Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры относят к VII веку до н. э. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

первый подход основан на «третьем сказании» Геродота, по которому скифы пришли с востока;
другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Сравнительно общепризнанная история скифов и Скифии начинается с VIII века до н. э.. В это время происходит  приход скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками жили киммерийцы (Гомеры древних текстов).

Киммерийцы вытесняются скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. В погоне за киммерийцами в 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторглись в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты, авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары.

Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. — во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже V—IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Согласно Геродоту: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».

По Геродоту скифы себя называт «сколотами». В.Абаев, вслед за Ю. Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l».[1]

Я считаю, что необходимо строго придерживаться терминологии Геродота, который назвал племена сколотами (др.-греч. Σκόλοτοι) или царскими.

Геродот применил название в следующем контексте:

«По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».

По общепринятой версии, скифы вторглись в Закавказье, преследуя киммерийцев. Частью они обосновались в пределах Восточного Закавказья, создав полукочевое государственное образование, получившее в древневосточных текстах название Ишкуза.  Частично скифами были ассимилированы и местные скотоводческие племена. Со второй половины VII в. до н. э. скифы начали совершать походы вглубь Передней Азии. Основными целями походов скифов были киммерийцы, расселившиеся в пределах Малой Азии, а также Ассирия, Лидия и другие малоазийские области. Изначально начав войну с Ассирией, скифы после гибели царя Ишпакая заключили союз, направленный против киммерийцев и других соседей Ассирии. Но в 673 г. до н. э. скифы поддержали восстание мидян против ассирийцев, хотя позднее вновь поддерживали ассирийцев в борьбе против мидян, тем самым пытаясь ослабить оба государства. С 50-х гг. VII в. до н. э. скифы достигают зенита своего могущества в регионе, фактически превратив мидян в вассальное царство, а затем участвуя в войнах против Ассирии, отвоевав у последней множество областей, затем совместно с мидянами полностью разгромив Ассирию. После падения Ассирии скифы фактически теряют контроль над усилившимся Мидийским царством, чей царь Киаксар, отягощенный влиянием скифов, предательски уничтожил скифских вождей.

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) чрезвычайно близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.

Как известно, скифы в своем переднеазиатском походе доходили до Мидии, Сирии и Палестины, где доминировал арамейский язык. Поход затянулся на 28 лет.

Этноним сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι) происходит от арамейского shelet «обладать властью» (shultana ‛власть’). К этому же слову восходит арабское султан (سلطان ‛sultān’) «правитель, король/королева, власть, властвование». Далее от аккадского šalâţu «быть или стать повелительным, властным; властвовать, господствовать; побеждать, одолевать» [šalţu ‛победный, победоносный’; šalţiš ‛побед(онос)но’; šalţaniš ‛то же; властно, повелительно, по-господски’; šalâlu ‛уносить, уводить, грабить, полонить, захватить в качестве добычи, угнать в плен’; šallatu ‛добыча, военная добыча, полон’; šallûtu ‛плен’]. Далее от шумерского sa la2 [‛to tie up’] ‛связывать’ (sa ‛сухожилие’ + la2 ‛вешать, связывать’). Англ. slave ‛раб’, греч. κλείω ‛связывать, сковывать’ < sa la2 [‛to tie up’] ‛связывать’.

В середине XVII в. до н. э. в Нижний Египет вторглась группа кочевых скотоводческих племен родом из Передней Азии, получивших название гиксосы. Единственным источником, который рассказывает о том, как гиксосы завоевали Египет, является история Манефона, египетского жреца и ученого времени Александра Македонского и Птолемея, сохранившаяся лишь в выдержках у различных античных авторов. Манефон сообщает (Ios.,CAp.,I,14), что в царствование царя Тутимайоса пришли люди неизвестного происхождения и легко, без боев покорили Египет. С местным населением они обращались крайне жестоко и одних убивали, других вместе с женами и детьми продавали в рабство. Пришельцы назывались «гиксосами», и Манефон объясняет это название как «цари-пастухи» или «пленные пастухи» (последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник»). На гиксосских скарабеях и в туринском царском списке гиксосские цари именуются хека хасут, что по-египетски означает Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Сам термин хека хасут существовал в Египте значительно раньше времени нашествия гиксосов. О хека хасут сообщается в «Рассказе о Синухете» — известнейшем памятнике времени Среднего царства. В Бени Хассане, в гробнице времени XII династии изображены 37 азиатов, принесших дары. Их предводитель в сопровождающей изображения надписи назван хека хасут. Тот же термин встречается и на скарабеях и других памятниках конца Среднего царства. Вообще это обычный египетский термин для обозначения палестинских и сирийских вождей. Однако в вопросе идентификации этих вождей с последующими гиксосскими царями нет единой точки зрения.

В настоящее время доминирует точка зрения, что нашествие гиксосов явилось следствием миграции народов в Азии во II тысячелетии до н. э. в результате появления здесь кочевых племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Об этническом происхождении и составе самих гиксосов высказывались противоречивые точки зрения. Некоторые авторы полагают, что основным и ведущим слоем гиксосов были хурритские и арийские племена. Последние предполагаются на том основании, что гиксосы ввели в Египет лошадь и боевую колесницу, которая появилась в Передней Азии с приходом племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Первое упоминание о колеснице мы встречали в стеле Камеса — царя, боровшегося с гиксосами в последний период их правления. Ни на каких более ранних памятниках этого периода нет ни названия, ни изображения лошади. Для обозначения лошади и колесниц был использован старый термин htr, обозначающий быка пли бычью упряжку. Имеется и другой термин — ssm — слово семитическое, а не индоиранское.

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Основу гиксосов составляли амореи, к которым, возможно, присоединились хурриты и хетты. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север, перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, столицы гиксосов, но не захватил его . Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен.

Манефон приводит имена 6-ти гиксосских царей XV династии: Салитис, Бнон, Апахнан, Апопис, Ианнас, Ассис. Имя первого из царей — Салитис, что по-аккадски означает «царь, правитель, властелин» или Сколот в греческой передаче Геродотом.

Перевод египетского названия гиксосов Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран» на аккадский язык выглядит и вовсе удивительным — šarru + māt [šarru «царь», mātu «страна»] — Сармат «царь стран».

Во времена Ахаменидов территория Персидской империи охватывала территории от Греции и Ливии до Индии. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий). Цари носили титул — великий царь, царь царей, царь Персии, царь стран. Обычно надписи начинались одинаково: «такой-то великий царь, царь царей, сын такого-то». Примером может служить Бехистунская надпись персидского царя Дария I (521-486): «Я Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь стран, сын Виштаспы (Гистаспы), внук Аршамы, Ахеменид. ..» Персидский царь Кир Великий II носил титул «…царь Вавилона, царь стран». В надписи Кира из Урука на аккадском языке было написано: «Я — Кураш, царь стран, который любит Эсагилу и Эзиду, сын Камбиза, могущественный царь».

Но еще задолго до Дария, Кира и гиксосов титул «царь стран» носил шумерский правитель Лугальзагеси (шум. «Царь блестящий», правил приблизительно в 2336 — 2311 годах до н. э.). При Лугальзагеси произошло объединение Уммы с Уруком, столицей нового государства стал город Урук. В одной своей надписи из Ниппура Лугальзагеси называет себя «эном Урука, лугалем Ура». Лугальзагеси завоевал все города по нижнему течению Евфрата и Итурунгалю. После завоевания Ниппура жрецы награждают его титулом «царь стран».

«…Biaina, Biainili.…Такое наименование присваивается всему обширному государству, объединяющему ряд стран под властью единого биайнского царя… В письменных памятниках Ассирии этой же стране присваиваются наименования Наири и Урарту… В письменах самой Биайны такие два названия этой страны встречается только в текстах, написанных на ассирийском языке. Именем Урарту (MATU Urartu) переводится MATU Biainili в ассирийском тексте билингвы Топсау (стк.27). В Келишинской билингве ŠARRU MATU Biainaue (стк.3) имеет ассирийским соответствием šarMATU Nairi (стк.3), сравнительно там же ŠARRU Šu-ra-a-u-(e) (ŠARRU MATU) Bi-a-i-na-u-e (стк.18-19) , по ассирийски : šarKiššati šarMATU Nairi (стк.16) “царь вселенной, царь страны Наири”. Так же именует свою страну биайнский царь Сардур сын Лутипри, первый из царей, от которых сохранились письменные повествования, но составленный им текст начертан на ассирийском языке: šar kiššati šar MATU Nairi (Халд. XV, стк.1-2)… Её цари приняли титулатуру по ассирийском образцу…» [2, c.359-363].

Патканов К. П. считал что «…В именах сармат, савромат, яксомат, хечматак, слог мат имел, вероятно, какое-нибудь значение, может быть, земли, страны… То же самое встречается у автора (Древней армянской географии) в имени народа нахчаматянк. Окончание -янк у армян этническое, остаётся имя нахча. В таком виде мы встречаем это имя у чеченцев, которые и до сих пор называют себя нахче, то есть народ…» [3, c. 38].

После завоевания Персии Александром Македонским греки продолжили следовать традиции. Антиох I, восстановивший в Борсиппе храм Небо, в своей клинописной надписи говорит о себе: «Я, Антиох, царь великий, могучий царь, царь воинств, царь Вавилона, царь стран, восстановивший Эсагила и Эзида, царственный сын Селевка, царя Македонского, царя Вавилона».

В первые века нашей эры титул Савромат входил в титулатуру царей Боспорского (Приазовского) царства (Савромат I, Савромат II, Савромат III, Савромат IV).

Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту. До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов. Геродот впервые упоминает о савроматах в легенде о появлении амазонок в Скифии, она довольно известна. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабе­жа разгорелся конфликт со скифами, кото­рые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племе­ни следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они. Терпением и хит­ростью молодые скифы сумели объединить­ся с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при усло­вии, что они не останутся с другими скифа­ми, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами (IV, 110—117). Таким образом Геродот генетически связывает савроматов со скифами, подчеркивая это также замечанием, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).

Один из предшественников Геродота — Гекатей Милетский, предлагал читателю этнокарту племен, обитавших «в Европе» и «у Кавказа», выделял из них собственно «скифские» племена — меланхлэны, миргеты, иды, дандарии, типаниссы, иксибаты, иамы, исседоны (fr. 154—168). Савроматов среди них нет. Кроме того, следует вспомнить третью легенду, приводимую Геродотом, связанную с появлением скифов. «По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю…» (IV, 11-13). Согласно этому сообщению, при своем перемещении на запад, скифы не встречали на своем пути крупных объединений номадов, за исключением киммерийцев. Будучи тесно связанными со скифами, савроматы все же не фигурируют на начальном этапе скифской истории.

О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора. Сообщение Диодора Сицилийского заключается в следующем: скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена:

«…а самых важных было два: одно из Ассирии …другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43)».

Информация подобного рода содержится и у Плиния Старшего:

«По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19)».

Оба автора связывают савроматов с Мидией и появляются они на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии. Савроматская конница отличалась в войне скифов против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе этих смелых всадников стоял Скопасис (Скопас). С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4—3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.

А теперь поговорим о лошади, которую египтяне получили во времена вторжения гиксосов. Одно из названий лошади в шумерском языке — si2-si2 (аккадск. sisi), появляется в староваилонский период и, как считается, имеет аккадские корни. Действительно, в аккадском языке часто встречается редупликация. Затем название попало в древне-египетский язык в форме ssm.  До сих пор неизвестно, откуда в аккадском возникло это слово. Возможно, стоит найти языки, в  которых оно бы имело похожее звучание? Одним из таких языков оказался адыгский. По-адыгски шы «конь», шу «всадник». Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами» (La vita et sito de sichi, chiamati circassi), и на их собственном наречии они называются «адыги». «…Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек зараз простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви, по прошествии же этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня. ..».

По одной из гипотез лошадь впервые приручили носители «курганной культуры» в степях Причерноморья.

2). Мещанинов И.И. Аннотированный словарь урартского (биайнского) языка. Изд-во «Наука», 1978.
3). Патканов К.П. Из нового списка Географии, приписываемой Моисею Хоренскому// журнал Министерства народного просвещения . СПб., 1883. CCXXVI. C. 38.

© TrueView


Взлет и падение скифов в Западной Азии

 

Скифы были кочевым народом иранского происхождения, кочевавшим в евразийских степях на территории от современного Казахстана до Украины, включая бассейн Черного моря, Сибирь и Кавказ. Они были сильны в регионе с 7 по 4 века до нашей эры. В этой статье мы рассмотрим их происхождение, подъем и возможное падение.

 

Скифы как индоевропейские кочевники
Скиф и его лошадь, реконструкция Д.В. Позднякова, через блог Британского музея

 

До сих пор ведутся споры о том, откуда пришли скифы, но пальцы, кажется, указывают на Минусинскую котловину, недалеко от бассейна реки Енисей, которая находится между Красноярским краем и республиками Хакасия и Тыва в России.

 

Согласно Cunliffe (2019), «Долина реки Енисей, которая берет начало в восточных Саянах и течет по просторам Сибири к Северному Ледовитому океану, по праву может претендовать на место рождения конных орд, которые должны были господствовать в степи».

 

Действительно, примерно в конце VIII в. до н.э. орды, известные нам как скифы, обнаруживают большое сходство с местными курганными погребениями, а изображения животных в их искусстве сходны с их восточными родственниками, карасукской культурой позднего бронзового века.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Повышение температуры и более влажные условия предвещали обилие пастбищ в этом районе, которые могли бы прокормить большое население. Это постоянное изменение проложило путь новым поколениям, которые начали мигрировать на запад в Понтийские степи. На этой уже заселенной земле различные оседлые культуры позднего бронзового века подверглись давлению со стороны кочевых всадников.

Велись сражения, и многие из них были ассимилированы скифами, которые продвигались дальше, пока не достигли бассейна Черного моря. Они изгнали местных киммерийцев с их земель и превратили этот район южной Украины в базу операций, откуда они совершали свои частые набеги и нападения на Переднюю Азию и Ближний Восток.

«Скифы пришли на Ближний Восток не как земледельцы, ищущие хороших пахотных земель, или как дипломаты, которые хотели мирных отношений с местным населением, а как воины-кочевники, стремящиеся к грабежу и мародерству».
(Река, 2017)

 

Три десятилетия господства в Западной Азии
Золотой скифский пояс, из Азербайджана, 7 век до н.э., через Wikimedia Commons

 

г. Ассирийские летописи Асархаддона – первый источник, упоминающий о вторжении скифов на Ближний Восток. Они поселились в Маннее, к востоку от Ассирии, и наживались на них. Некоторые пытались изменить политическую ситуацию в своих интересах, и им это удавалось в той или иной степени в течение 28 лет как на Ближнем Востоке, так и в Малой Азии.

 

90 004 Асархаддон, царь Ассирии (681–669 гг. до н. э.), во время кампании в Маннее, когда скифский царь Испакая присоединился со своей армией против ассирийцев. Однако Асархаддон одержал решительную победу, как сообщает один аннал: «Я растоптал ногами нечестивых барнакейцев – жителей Тил-Ассура, которые на [языке народа] Михрану именуются питанеями. Я рассеял маннейский народ, несговорчивых варваров и поразил мечом войска Ишпакая, скифа (Ассусая) – союз (с ними) не спас их». (Лакенбилл, 1989).

 

Судя по всему, Испакая погибла в этой войне, и ему наследовал король Бартатуа. В 672 г. до н. э. он попросил руки дочери Асархаддона Саритры (Иванчик, 2018). Ассирийцы, похоже, восхищались боевыми способностями скифов, и между ними был заключен союз против царства Урарту, сосредоточенного на территории современной Армении. В то время ассирийцы, похоже, видели в нем большую угрозу, чем скифы (Ривер, 2017).

 

Брак между Бартатуа и Саритрой не упоминается в ассирийских текстах, но текст показывает, как Асархаддон спрашивает оракула бога солнца Шамаша по этому поводу: « Будет ли Бартатуа, если он возьмет мою дочь, говорить слова истинной дружбы, хранить клятву Асархаддона, царя Ассирийского, и делать все добро Асархаддону, царю Ассирийскому?» (Канлифф, 2019 г. ).

 

Ответ не показан, но близкие отношения расцвели с Бартатуа и (Сулимирски и Тейлор, 19 лет)91), что предполагает, что Саритра могла быть матерью сына Бартатуа, Мадиеса.

 

Скифский всадник, золотая табличка, 400–350 гг. до н. э., через Хранителя

 

90 004 После смерти Асархаддона в 669 г. до н. э. его сын Ашшурбанипал стал царем Ассирии. Медовый месяц между двумя народами продолжался при правлении Ашшурбанипала, пока ассирийский царь не решил сместить Ахшари, марионеточного царя под скифским влиянием, правившего Маннеей. С этого момента обе стороны отделились друг от друга, как сообщает нам ассирийский текст:

 

 
«В моем четвертом походе я направился прямо к Ахшери, царю маннеев. По приказу Ассура, Сина, Шамаша, Адада, Бела, Набу, Иштар из Ниневии, царицы Кидмури, Иштар из Арбелы, Урты, Нергала (и) Нуску, я вторгся (букв., вошел) в Маннейская страна и победоносно продвигалась вперед. Города крепкие его вместе с малыми, число которых было бесчисленным, вплоть до города Изиртуа, я захватил, разрушил, опустошил, сжег огнем. Людей, лошадей, ослов, крупный рогатый скот и овец я ​​вывел из тех городов и засчитал за добычу. Ахшери услышал о наступлении моей армии, покинул Изирту, свой царский город, и бежал в Иштатти, свою крепость и (там) южное убежище. . . Чтобы спасти свою жизнь, он простер руки, умоляя мое величество. Эрисинни, сына своего зачатия, он отправил в Ниневию, и он целовал мои ноги. Я смилостивился над ним и послал к нему своих вестников мира».
(Лакенбилл, 1989)

 

Потеря хватки: упадок скифов
Иллюстрация трех скифских лучников, 20 век, взято с сайта WeaponsandWarfare.com

 

После того, как скифы потеряли контроль над Маннеей, они направились на запад и совершили ряд набегов на ассирийцев по всей Сирии и Леванту. В конце концов они достигли египетской границы, которая до недавнего времени была частью ассирийских владений.

 

Геродот говорит, что Псамтек I из Египта подкупил орду, чтобы та отступила в Сирию. Ассирийцы столкнулись с проблемами со стороны вавилонян, получивших независимость и объединившихся с мидянами при Киаксаре. Остатки Медеи вместе с нововавилонянами могли представлять страшную угрозу для ассирийцев. Однако скифы во главе с Мадиесом пришли на помощь и успешно прорвали осаду, наложенную союзными войсками на ассирийскую столицу Ниневию. Находясь там, они победили мидян в генеральном сражении.

 

Верно, что победа над ассирийцами была невозможна до тех пор, пока скифы не потеряли свою власть в Азии. В классической сказке о предательстве это наконец случилось, согласно рассказу Геродота:

«За двадцать восемь лет скифского господства в Азии насилие и пренебрежение законом привели к абсолютному хаосу. Помимо произвольно наложенной и насильственно взимаемой дани, они вели себя как простые грабители, разъезжая по стране и захватывая имущество людей. В конце концов Киаксар и мидяне пригласили большинство из них на пир, на котором они напоили их и убили, и таким образом восстановили свою прежнюю силу и господство. Они захватили Ниневию и покорили ассирийцев, все, кроме территории, принадлежащей Вавилону».             (Геродот, Истории )

 

Ассирийский дворец, из Памятники Ниневии , сэр Остин Генри Лейард, 1853, через блог Британского музея

 

Скифы потеряли большинство своих самых выдающихся правителей, а некоторые из тех, кто выжил, участвовали в разграблении Ниневии вместе с мидянами и нововавилонянами. Ассирийцы так и не оправились после этого, а скифы направились домой к северу от Кавказа и по прибытии домой сразу же столкнулись с проблемами со своими женщинами и детьми, которых они оставили 30 лет назад, хотя победу одержали ветераны.

 

«Вернувшись, они обнаружили немалое войско, готовое воспрепятствовать их входу. Ибо скифские женщины, когда увидели, что время идет, а их мужья не возвращаются, вступили в смешанные браки со своими рабами… Итак, когда дети произошли от этих рабов, а скифские женщины возмужали и поняли обстоятельства своего рождения, они решили противостоять войску, возвращавшемуся из Мидии».
(Геродот, Истории )

 

Открытие скифов
Скифские лучники, пришивная аппликация, золото, 4 век до н. э., через блог Британского музея

 

Античность породила множество удивительных обществ и народов, и скифы были среди них. Они отличались своим своеобразным искусством, своим стилем ведения войны и своей культурой. Этот центр внимания на их культуре надеется стереть тени неизвестного и пролить свет на более увлекательные истории об их образе жизни и их истории.

Варвары-захватчики

Таким образом, в кочевых обществах возможна пищевая самодостаточность, хотя возможно, с риском некоторых витаминов (С и D) и минералов (железо) недостатки.
однако большинство кочевников обменивали продукты животного происхождения — шкуры, сливочное масло и сыр, живые животные или продукты животного происхождения, такие как войлок и тканые изделия для растительных пищевых продуктов малоподвижного образа жизни сельское хозяйство. К девятнадцатому веку, например, чай и лапша, поставляемые китайскими торговцами, стали основным продуктом питания монголов. Это неясно, помогли ли такие обмены решить потенциальную проблему авитаминоз при мясо-молочном питании, т. к. большая часть импортных состоял из злаков, а не фруктов и овощей. Главный полезность зерна была как легко транспортируемая и относительно нетленной пищи, которая могла прокормить кочевников примерно 7 месяцев в году, когда большая часть их стада не продуктивна молоко: у овец, коз и лошадей период лактации составляет всего около 5 месяцев

Кочевой образ жизни обычно объясняют необходимостью крупного скотоводства. выращивание в засушливой, редкорастительной местности, перемещение животных часто и на значительные расстояния, чтобы дать им доступ к достаточному выпас: даже скудная трава, достаточно помноженная на движение, становится адекватный.

Это объяснение правдоподобно применительно к кочевому образу жизни Аравии (и части Африки, я полагаю), но не объясняет Внутреннего Азиатский тип так хорошо. Есть, конечно, много очень засушливых мест в Внутренняя Айса: Таримский бассейн и части южно-центральной части Внутренней Азии. (примерно Узбекистан и Туркмения в составе СССР — Северная Центральная Внутренняя Азия — это примерно Казахстан). Но большая часть Внутренней Азии не только не засушливых, но и действительно пахотных, а большие площади даже непахотных части настолько продуктивны для травы, что позволяют пастбищам — и кочевничество — ненужное. Беднейшие пастбища Монголии (которые получает в среднем менее 10 дюймов осадков в год и таким образом, в основном непахотные) дают 187 фунтов. гей на акр. Достаточно содержать 1031 овец и коз, 1237 голов крупного рогатого скота и 4124 лошадей на пастбища, доступные из стационарного, немигрирующего центра; эти животные составляет 26 749эквивалентов овец, достаточно, по 100 на семью, чтобы прокормить некочевая община из 267 семей.
(обычное кочевье, или лагере, состоит менее чем из 10 семей, по-видимому, из соображения легкости управления животными: один пастух может контролировать что-то между 400 и 1000 овец и коз, коллективное богатство, из расчета 100 овец и коз, от 4 до 10 семей.) Кочевой образ жизни таким образом, кажется экологически ненужным в большей части Внутренней Азии.

Это, безусловно, имело место в районе, из которого первые различимые Появились кочевники Внутренней Азии. Киммерийцы и скифы пришли с Запада Внутренняя Азия, современная Украина и Северо-Кавказские округа — «Южный Россия» для краткости — которые являются житницей Советского Союза, а которые были заселены археологически — доказано, оседлые, земледельческие культуры до возникновения кочевничества в начале первого тысячелетия ДО Н.Э. Стимул, ведущий к отказу от оседлости и земледелия в этой чудесной сельхозугодии, кажется, не было улучшения животноводство, как утверждают некоторые, но повышение безопасности. Примерно в начало первого тысячелетия до н.

э. лошадей стали использовать в качестве ездовых животных в войне. Кажется правдоподобным, что новоиспеченные воины Западного Внутреннего Тогда Азия начала бы совершать набеги на своих соседей с большей и большей эффективный масштаб, чем когда-либо прежде, как это сделали недавно установленные Apache Warriors в Новом Свете — и что эти соседи, в целях самообороны, не только в свою очередь занялись конным боем, но и уменьшили свои уязвимость, чтобы прикрепиться, отказавшись от своих фиксированных, незащищенных поселения и их пахотные земли, и взяв подвижный, неуловимый путь жизни, как это сделали индейцы юта при присоединении апачей.

Скифы действительно имеют в одном отношении, и это самое важные из всех, что попадают под контроль человека, проявляют себя мудрее любого народа на земле. Их обычаи иначе не такие, как я восхищаюсь. Единственное, о чем я говорю, это приспособление, посредством которого они делают невозможным для врага, который вторгается им избежать уничтожения, в то время как сами они полностью его досягаемости, если только им не нравится заниматься с ним. Не имея ни городов, а не крепостей, и носить с собой их жилища, где бы они ни идти; привыкшие, кроме того, все до единого стрелять с коня; и живут не земледелием, а своим скотом, их фургоны единственные дома, которыми они владеют, как они могут не быть непобедимыми и даже неприступный? (Геродот IV, 46.)

Кочевничество во Внутренней Азии возникло как стратегический курорт, предназначенный для сделать его практиков неприступным.

Военный аспект кочевого образа жизни во Внутренней Азии был в значительной степени, если изначально непреднамеренно, усиленный низкими требованиями к рабочей силе скотоводства. Женщины и дети могли заниматься домашним скотом, пасти скот и доить их и выполнять большую часть работы в лагере. Это оставило все мужчины могут свободно заниматься военными делами, что делает оружие (как правило, луки и стрелы, используемые в атаках типа «бей и беги») галоп и топор или дубина для рукопашного боя), военные животные, лошади и верблюды, охота, вид военной обучение, а также экономическая деятельность и участие в войне. Кочевники Внутренней Азии считали все свое взрослое мужское население быть воинами; монголы подсчитали, что это означало около 1,7 млн. потенциальные солдаты в частях их империи, Внутренней Азии и северные районы Ближнего Востока, населенные кочевниками. Много Таким образом, была доступна более высокая доля — 100% в теории — рабочей силы. для военного использования в кочевых обществах Внутренней Азии, чем в обычных досовременные общества с большими потребностями в рабочей силе в сельском хозяйстве. Это помогло уменьшить кажущиеся сто к одному шансы против кочевники в конфликтах кочевников и оседлых. (Китай в 12 в. насчитывает около 100 миллионов человек; они были завоеваны в 13 веке монголами, численность которых вначале не превышала 750 000 человек.)

Еще одним преимуществом воинов-кочевников была дешевая и обильная лошадиная сила. Разведение лошадей в оседлых обществах обходится дорого (и часто в социальном плане). и политически дорого, так как всадники превращаются в рыцарей и феодалов). Для кочевников коневодство требует лишь небольшого дополнительное предоставление рабочей силы сверх количества, обычно необходимого в пасти и доить, и ничего на корм, кров, поить, навоз- удаление и тому подобное. Следовательно, кочевники могли проводить кампании с количество верховых животных на каждого солдата — монголы хотели 5:1 — и сохранить в бою так быстро, что маломощные кавалеристы обычные общества не могли сравниться. (Это преимущество кочевников было обычно в значительной степени компенсируется способностью к малоподвижному образу жизни общества выращивать более крупных лошадей за счет лучшего кормления, чем кочевники могли достичь путем выпаса скота, с помощью более сложного оружия доступными из «цивилизованных» технологий, а порой и превосходящих военная подготовка.

Лошадиная сила кочевников также была логистическим активом (как это ни парадоксально). может показаться обычным военным планировщикам, которые должны видеть кавалерию маунтов, нуждающихся в 20 фунтах корма и, возможно, 120 фунтах. воды день, как особая неприятность). Внутренняя Азия и значительная часть Ближнего Востока, были покрыты травой, обеспечивая пред- расставленные пайки для кавалерийских армий кочевников (которые были все кавалерийские армии). Соответственно, армии кочевников могли поход в любую точку Внутренней Азии — от Маньчжурии до Венгрии — без необходимости перевозить припасы для своих лошадей. Более того, путем привлечения одной или двух дополнительных лошадей сверх необходимого боевого скакунов, на каждого человека солдаты-кочевники могли легко обеспечить свой паек. 600 фунтов. пони, которых держит кочевники, дадут 240 фунтов. мяса, что при 116 ккал/унция будет накормить мужчину на полгода по 2436 ккал в день (хотя в реальной практике из-за проблем с транспортировкой и порчи, забитая лошадь, несомненно, была разделена между 200 человек, обеспечив каждого дневным рационом 2227 ккал).

В соответствии со своим военным происхождением кочевники Внутренней Азии рано — по крайней мере, ко времени появления скифов, описанных Геродот — развил авторитет, необходимый для эффективной военной лидерство: абсолютное и автократическое. Скифские «цари» имели власть жизни и смерти над своими подданными, а кочевники Внутренней Азии вожди в последующие времена вплоть до современного периода имели их слишком. Эти вожди были средоточием политической власти кочевников. сообщества: Племена Внутренней Азии состояли из последователей главный — вне зависимости, надо отметить, от различий между вождь и соплеменники, или среди соплеменников, языка или этнической принадлежности, родословная или традиция. Кочевники Внутренней Азии различаются в этом отношении. от арабских кочевников (бедуинов), у которых нет вождей, сравнимых с Внутренних азиатов, чьи «племена» являются генеалогическими единицами — «группы патрилинейного происхождения». Внутренние азиаты также используют генеалогическое определение и организация, а как удобный и незаменимое дополнение к политическому трайбализму; их племена часто отсутствие генеалогий (как мы видим, когда их вожди пытаются сфабриковано), или заменить генеалогические группировки военными более удобная организация населения в десятичных единицах (из 10, 100, 1000 и 100 000 мужчин с женами, детьми и животные).

Кочевники Внутренней Азии были как умственно, так и экономически, социально и политически настроены на войну. Геродот (IV, 65-66) рассказывает нам, как скифы рассказывали военные истории, прото — если не фактические былины, своим гостям, попивая из чаш, сделанных из их черепа поверженных врагов и как они устраивали ежегодные попойки для людей, которые убивали врагов. Хун-ну сделали то же самое, и такие обычаи сохранились. В начале шестнадцатого века сефевидский правитель Ирана Шак Исмаил, лидер турецкого кочевое племенное войско, имело череп своего поверженного врага, узбека Шайбани-хан, превращенный в чашу — при этом кожа с черепа была набитый соломой и отправленный другому врагу, османскому султану Баязид. Обращаясь к внутренним источникам истории Внутренней Азии, которые гораздо реже, чем сообщения посторонних (например, Геродот, или Марко Поло) из-за всеобщей безграмотности кочевников, мы обнаруживают, что восьмой век «орхонских» надписей раннего Турецкая империя (включавшая в себя как Восточную, так и Среднюю Внутреннюю Азию, и ненадолго послал силы далеко на запад, как Крым в западной части Внутренней Азии) представляют по большей части отчеты о войнах тюркских каганов. Тайная история монголов также записывает борьба, сопровождавшая возвышение Чингисхана; существенно, его единственное художественно разработанное место, эпический эпизод, это рассказ о войне с найманами.

[Дарий, персидский царь,] теперь ускорил свой марш, и войдя в Скифию, соединился с двумя объединенными дивизиями скифское войско и немедленно бросилось в погоню. [Скифы] придерживались своего плана отступить перед ним на расстояние дневной переход: и, по-прежнему горячо преследуя их, они вели его, как было прежде заселено, на территории народов которые отказались стать их союзниками….

Это продолжалось так долго и казалось таким бесконечным, что Дарий последний послал всадника к Иданфирсу, скифскому царю, с следующее сообщение: «Странный человек, почему ты продолжаешь летать до мужчины, когда есть две вещи, которые вы могли бы сделать так легко? Если вы считаете ты можешь противостоять моим рукам, прекрати свои странствия и приди, вступим в бой. Если вы осознаете, что моя сила больше твоего — энен, так что перестань убегать — вам нужно только принести вашему господину землю и воду, и прийти в один раз на конференцию.

Бросив этот вызов, Дарий надеялся спровоцировать нападение скифов. на более сильное персидское войско, вызывая не обдуманное, а героический ответ. Герои должны сражаться вопреки всему, и Дарий поощрял скифов к этому, прося их признать, что «моя сила больше твоей» — какие герои никогда не должен делать. Однако скифский царь был практичным полководцем, и хотя его последователи были в ярости от этого вызова, он продолжал уклоняться от персов под раздражающе подходящим предлогом, что он и его люди не бежали, а просто мигрировали.

Несколько позже, на другом конце Внутренней Азии, героизм хунну был обращение ханьского китайского императора почти на том же языке, что и Дарий привык к скифам:

В это время император совершал обход границы. Когда он добрался до Софана, он провел инспекцию ста восьмидесяти тысячи кавалерийских солдат, чтобы продемонстрировать военное мог бы, в то же время отправив человека по имени Куо Чи в Шань-юй убедиться, что гсиун-ну были полностью информированы о событие.

Когда Го Чи достиг хунну, хуннский хозяин гостей спросил его, какое у него дело. Отвечаю очень вежливо и скромно условиях, Куо Чи сказал: «Я хотел бы подождать, пока я не получу аудиенция с шаньюйским геофром, рассказывающим о моем деле».

Когда его показали Шань-юю, он сказал: «Голова царя Южного Юэ висит над северными воротами Хань капитал. Теперь, если вы можете, продвиньтесь вперед и вступите в бой с силами ханьцев. в бою! Сын Неба лично возглавил свои войска и ждет на границе. Но если не можешь, то обратись лицом на юг и признать себя предметом Хан! Почему это бесполезное бегство и укрытие далеко на севере пустыни Гоби в холодную и суровую землю, где нет вода или пастбище? Я тебя никуда не дену! (Ссу-ма Цянь, «Счет хунну».)

Шань-юй обезумел от ярости, казнил «хозяина гостей». и арестовали (но оставили в живых) Куо Чи — говоря о хое! Нравиться скифский царь, однако Шань-юй был реалистом и отказался спровоцировать на героизм. Но пока эти частные попытки манипулировать героическими настроениями кочевников не удалось, метод был действительным, поскольку героические представления о себе были реальными, и продолжали использоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *