Синекдоха в слове о полку игореве: «Слово о полку Игореве» как художественное произведение (жанр, композиция, символика).

Содержание

Что такое синекдоха: способы определения и примеры из художественной литературы

Русский литературный язык – это стройная и вместе с тем образная система. Образность ему придают тропы и фигуры речи. Особенно хочется сказать о тропах, потому что их функция образности построена на переносном значении слова. Наиболее интересным тропом с позиции названной функции является синекдоха. Именно об этом понятии пойдет речь в настоящей статье.

Содержание

Определение

Синекдохой называют троп, в основе которого лежит наименование целого через его составляющую. Также наименование в этом тропе может выражаться, наоборот, в части как целом.

Примеры употребления стилистической единицы очень часто можно встретить в упражнениях по стилистике.

Что такое синекдоха

Приведем некоторые из них:

  • Вся школа вышла на субботник.
  • Интернет сам работать не начнет.
  • Я не пойду за покупками, ни копейки не осталось.
  • Колхозное стадо в сто голов.
  • Сейчас ученик совсем не тот, что был раньше.
  • У тебя есть денежка на мороженое?
  • Что волнует современного телезрителя?
  • Лучший бас России – Федор Шаляпин.
  • Над этой разработкой трудились лучшие умы.

Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое

Определение синекдохи исходит из слова греческого происхождения и в дословном переводе на русский язык означает «соотнесение». Этот термин входит в понятийный аппарат русской стилистики. Он обозначает наименование тропа, в основе которого лежит перенос значения слова по количеству.

Важно! Синекдоха всегда однозначна. Она придает речи особую выразительность и образность.

Синекдоха в русском языке

В курсе русского языка понятие синекдохи изучается в разделе стилистики. Как правило, этот раздел в полной мере осваивается в старших классах средней школы. Почему так происходит? Ответ прост. Выпускной экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ предусматривает деление всех заданий, входящих в его структуру, на базовые и повышенной сложности. Естественно, что для выпускников, определившихся продолжить обучение в высших учебных заведениях, нужны максимальные баллы. А их можно «заработать», выполнив все задания.

В одном из заданий предлагается в пустующие строчки вписать названия тропов и фигур из предложения. Среди прочих стилистических единиц в указанном задании довольно часто встречается синекдоха.

Важно! В русском языке под синекдохой понимается перенос значения по признаку количества.

В современном информационном мире на первое место выходят электронные носители информации. К их числу можно отнести электронную энциклопедию – википедию. В ней размещена достаточно большая статья, посвященная понятию. В начале статьи дано подробное определение. Затем приведен пример, чтобы было наглядно понятно, что такое синекдоха. Далее названы грамматические средства, с помощью которых создается троп. В конце статьи даны электронные ссылки на источники информации, в которых можно найти дополнительный материал.

Ссылка:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Синекдоха

Полезное видео: метонимия — синекдоха

Троп в литературе

В школьном курсе литературы понятие синекдохи вводится в 6 классе. В учебнике говорится об этом стилистическом средстве как о тропе, который основан на перенесении значения на основе количественной связи. Что это за количественная связь? Другими словами, это когда в речи для выражения целого и части употребляется несвойственное контексту число.

Примеры с синекдохой:

  • В двери лезли бушлаты, шинели…
  • Англия выиграла Кубок мира в 20 веке.
  • Двадцать парусов двигались по руслу реки.
  • Первая ракетка школы в настольном теннисе.
  • Такой лоб вырос, а родителям не помогает.
  • В окно была видна льняная голова.
  • Покупатель выбирает продукты от проверенного производителя.
  • Осталось немного до гробовой доски.
  • У родного очага забываются обиды.
  • Я услышал туфельки Марьи Ивановны.
  • Одинокое красное пальто виднелось на аллее парка.
  • Мы негордые люди.
  • Ремонт в копеечку встанет.
  • Эти глаза напротив…
  • Едем на волка.
  • Я читаю Пастернака.
  • Двадцать пар глаз смотрели на молодую учительницу.

Это интересно! Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры

Изобразительно-выразительные средства языка

Примеры синекдохи из художественной литературы:

№п./п.ПримерАвтор
1.И флаги будут в гости к нам…А. Пушкин
2.Белеет парус одинокийМ.Лермонтов
3.ТССС! Усы идут…В.Каверин
4.Эй! Борода!Н.Гоголь
5.Слышно было…, как ликовал француз!М. Лермонтов
6.Садись, светило!В.Маяковский
7.Пуще береги копейку…Н.Гоголь
8.Мы все глядим в НаполеоныА.Пушкин
9.Мчатся мамы, папы, пиджаки и шляпы…И.Резникова
10.Как архангельский мужик…. Стал разумен и велик…Н.Некрасов
11.Одинокая бродит гармонь…И.Исаковский
12.Читал охотно Апулея…А.Пушкин
13.Не то на серебре! На золоте едал!А. Грибоедов
14.Я три тарелки съел…И.Крылов
15.Мне Брамса сыграют – тоской изойду…Б. Пастернак
16.Все спит: и человек, и зверь…Н.Гоголь
17.Белинского и Гоголя с базара понесут…Н.Некрасов

В поэзии

В стихотворениях очень часто используется этот вид тропа. Она придает поэтическим текстам особую образность. Ведь поэзия – это особый вид искусства.

Достаточно часто синекдоху употребляет в собственных поэтических текстах А.А.Ахматова, например:

  • Улыбнется мне ль твое лицо?
  • Милым прощу я губам их жестокие шутки…

Обратимся к лирике А.С.Пушкина и в ней тоже найдем примеры синекдохи:

  • И вот ко мне идет незримый рой гостей…., плоды мечты моей.
  • И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге….
  • Громада двинулась и рассекает волны.
  • Люблю я пышное природы увяданье…

Троп в рекламе

Современное телевещание на 60-70% состоит из трансляции различных рекламных роликов. В их слоганах есть достаточно много примеров употребления стилистической единицы.

Примеры синекдохи в рекламе:

  • Чай «Липтон» неземной вкус.
  • «Жемчуга» самая рейтинговая мелодрама 2016 года.
  • Новое поступление косметики «AVON». Волна скидок.
  • Журнал «Лиза» ищет своего читателя.
  • «Нескафе» новый сливочный поцелуй.
  • Закопай тещу в песок. (туры в Турцию).
  • Победа над микробом в вашей ванной.

Полезно видео: литература — метонимия

Заключение

Стоит отметить, что на современном этапе развития русского языка, это стилистическое средство достаточно хорошо изучено и описано как с точки зрения русского языка, так и с точки зрения литературы.

Если говорить о структуре синекдохи, то можно считать, что у нее две разновидности: простая (однословная) и сложная (многословная). Есть синекдохи идиоматические и авторские. Синекдоха в речи, как в устной, так и письменной необходима для придания эмоциональности, а также для воплощения неповторимых поэтических образов. Синекдоха очень часто употребляется в лирике русских поэтов 19 и 20 веков.

Метонимия и синекдоха | Сайт Ольги Грибановой

Палитра нашей речи

Что это такое? Метонимия еще туда-сюда, а синекдоха вообще страшно звучит. А это всего лишь разновидности метафоры. И употребляем мы их ежедневно, даже не задумываясь.

Возьмем обычную ситуацию. Договариваются по телефону о встрече два незнакомых человека: в таком-то месте в такой-то час. Ну, в наше время это стало очень просто: помахали друг другу издали мобильными телефонами — и все в порядке.  А раньше?

Старые МЛМщики помнят эти времена, когда столько контрактов срывалось из-за того, что не узнали друг друга при встрече.

Можно было попробовать себя описать! Я интересная блондинка пенсионного возраста, далеко не худенькая. Но возможно, в кафе, где назначена встреча, окажется десяток таких блондинок.

Описать себя подробнее? Я похожа на Грету Гарбо, на сиамскую кошку, на нежную фиалку на залитом солнцем поле!..  Вот так уж точно встреча не состоится! Как-то плохо в этой ситуации работают метафоры.

А пусть-ка в руке у меня будет какой-то опознавательный знак — скажем, ершик для чистки посуды! Вот теперь меня ни с кем не перепутают! Что произошло? Мы опознали человека по предмету, с ним каким-то образом связанному.

Или, например, другая ситуация. Вы пытаетесь описать дом, адреса которого не помните. Ну, знаете, такой большой, девятиэтажный, зелененький. Найдут? Нет, конечно. А если так? Он слева от супермаркета «Пятерочка». Вот теперь без ошибки.

Нам так часто в жизни приходится прибегать к таким приемам, что в нашем языке это описание соседствующего предмета начинает жить собственной жизнью. Называется это явление метонимия.

-Хочешь супу? Съешь тарелочку!

И все прекрасно понимают, что им предложили не фарфоровую тарелку хрупать, а отведать ее содержимое!

Или как любят голосить МЛМ зазывалы:

-Приобретя всего одну коробку, вы получите потрясающий результат!

Коробка — это всего лишь картонная емкость, и никакого результата ее покупка не даст! А вот ее содержимое!..

Особый случай метонимии, когда для упоминания о множестве предметов достаточно сказать об одном, называется синекдоха.

Это влетело мне в копеечку.

Конечно, не в одну копеечку влетело, а в целую гору копеечек!

Глаз у меня зоркий!

Предполагается, что все-таки оба в наличии!

Дайте слово молвить!

И конечно, одним словом оратор не ограничится!

Для чего нужен этот прием  в языке? Мы уже говорили о том, что потребность творчества, присущая человеку, живет в нас подсознательно. Совершенно независимо от того, проявили мы свой творческий потенциал в жизни или нет. Не слагаем мы стихов, не пишем картин, не сочиняем музыку — но потребность в творчестве найдет свой выход. Как мышцы наши требуют постоянного движения, так и сознание наше требует работы.

Метонимия и синекдоха предлагают мозгу головоломку: угадай, что это! И мозг радостно бросается эту задачку решать, тут же находит ответ и получает удовольствие. А получив удовольствие, запомнит и будет ждать такой же приятной работы.

Поэтому всегда с таким веселым вниманием слушали народных балагуров. Василий Теркин в поэме Твардовского говорит о себе:

Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.

О солдатском стаже Теркина говорят его давно не чиненые ботинки, сложная, развернутая метонимия.

Шел наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один, как перст, подчас

А здесь синекдоха «наш брат» вместо «мы» вдруг превращается в собирательный образ. И особо выразительно звучит тема братства.

Удивительные вещи творят наши писатели-классики.

В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» город заполнен не людьми, а деталями их внешности и одежды:

«Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды…»

И уже не кажется странным, что в другой повести этого же цикла нос покидает своего владельца и становится весьма уважаемым чиновником. Вот во что вытворяет метонимия.

Продолжение цикла: Глагол времен!..

Примеры и определение синекдохи

Определение синекдохи

Синекдоха — это фигура речи, в которой часть чего-либо используется для обозначения целого или наоборот. На самом деле оно происходит от греческого слова synekdoche : «одновременное значение». Как литературный прием синекдоха позволяет меньшему компоненту чего-то заменять большее целое в риторической манере. Синекдоха может работать и в обратном направлении, когда большее целое заменяет меньший компонент чего-либо. Synecdoche — это полезный прием для писателей, чтобы выразить слово или идею по-другому, используя аспект этого слова или идеи. Это позволяет варьировать выражение и производит эффект на читателя.

Например, распространенной синекдохой предложения руки и сердца является просьба о «руке». Это фигура речи в том смысле, что просить чьей-то руки нужно для эффекта, а не буквально. «Рука» в этом примере синекдохи — это та часть, которая обозначает человека в целом, получающего предложение руки и сердца, и отражает символическое расположение обручального кольца. Синекдоха как литературный прием позволяет писателям избегать чрезмерного использования слов или фраз и создавать художественную форму выражения.

Общие примеры синекдохи

Вот несколько примеров синекдохи, которые можно встретить в повседневном выражении:

  • Белый дом (означает президента или исполнительную власть США)
  • Ношение каблуков (означает высокий каблук) обувь)
  • Зеленый палец (обозначает человека, хорошо разбирающегося в садоводстве)
  • Пентагон (означает военачальников США)
  • Англия (означает Великобританию)
  • Сапоги на земле (обозначает солдат)
  • Бумага или пластик (обозначает тип сумки для покупок)
  • Звезды и полосы (обозначает флаг США)
  • Деловые костюмы
  • Колеса (означает транспортное средство)
  • Жемчужные врата (означает Небеса)
  • За решеткой (означает нахождение в тюрьме)
  • Нити (означает одежду)
  • Щекотать слоновую кость (означает игру на клавишах пианино)
  • Подмигивать пальцами ног (означает танцора)

Примеры Synecdoche в качестве имен персонажей

Вымышленные персонажи часто содержат аспект синекдохи в своих именах их, что означает их природу в целом. Эти имена могут иметь искреннее или ироническое значение. Вот несколько примеров:

  • Мозг (Алан из детского сериала «Артур»)
  • Клык (собака Хагрида из серии «Гарри Поттер»)
  • Рыжая (Эллис Бойд Реддинг из «Побега из Шоушенка»)
  • Горячие губы (Маргарет Хулихан из «M*A*S*H»)
  • Усы (кошка из «Истории игрушек»)
  • Спот (собака из «Дика и Джейн»)
  • Наклейки (прозвище Молнии Маккуина в «Тачках»)
  • Черная Борода (пират)
  • Веснушки (главный герой романа Джина Стрэттона-Портера)
  • Двуликий (злодей в DC Comics)

Известные примеры синекдох

Думаете, вы не слышали ни об одной известной синекдохе? Вот некоторые известные и узнаваемые примеры этой фигуры речи:

  • Все руки на палубе
  • Лица в толпе
  • Канзас-Сити забил победный тачдаун
  • Дайте мне ваши уши
  • Оставьте сдачу
  • Имейте хорошего дня
  • У тебя есть мое сердце
  • Ложись на простыни
  • Я знаю эти голоса
  • Подними глаза сюда

Разница между синекдохой и метонимией

Синекдоху и метонимию часто путают. Как литературные приемы они похожи, но отличаются друг от друга. Синекдоха, как фигура речи, должна указывать на отношение, в котором часть означает целое сущности. Метонимия также является фигурой речи, в которой одно слово используется для замены другого. Однако в метонимии слова тесно связаны, а не одно слово является меньшей частью целого слова или идеи, которую оно представляет.

Вот наглядный пример различия между синекдохой и метонимией:

  • «Я нахожусь на пике своей карьеры». Это пример синекдохи . «Пик» используется здесь для обозначения высшей точки карьерного пути спикера. «Пик» — это меньшая часть опыта работы спикера в целом.
  • «У меня куча работы». Это пример Метонимии. «Гора» используется здесь как фигура речи, которая может быть связана или тесно связана с «кучей» документов. Хотя слово «гора» отличается от слова «куча», они оба связаны друг с другом по смыслу.

И синекдоха, и метонимия подчеркивают отношения между словами и идеями. Они служат для установления связей между читателями как средство развития лучшего понимания концепций и выражений посредством языка.

Письменная синекдоха

В целом, как литературный прием, синекдоха функционирует как средство риторического выражения «всего» объекта или идеи путем использования ее части. Это эффективно для читателей, поскольку синекдоха позволяет им думать об объекте или идее по-другому, с точки зрения представления его частей. Следовательно, это может улучшить значение и понимание объекта для читателя при правильном использовании синекдохи.

Важно, чтобы писатели понимали различие между двумя основными категориями синекдохи:

  • Микрокосм : синекдоха, в которой меньшая часть чего-либо выступает в качестве обозначения большего целого. Например, «голубые волосы» — это фигура речи, относящаяся к пожилой женщине. Поэтому для представления ее в целом с точки зрения возраста используется меньшая часть тела женщины.
  • Макрокосм : синекдоха, в которой более крупная сущность используется для обозначения меньшей ее части. Например, «Лига плюща» — фигура речи, обозначающая группу престижных колледжей на северо-востоке США. Поэтому, если кого-то называют студентом «Лиги плюща», это указывает на то, что студент посещает один из этих конкретных университетов.

Вот несколько способов, которыми писатели получают пользу от включения синекдохи в свою работу:

Создание связей

Когда писатели включают синекдоху в свою работу, это полезный литературный прием для создания связей между читателем. Чтобы синекдоха была эффективной как в микрокосме, так и в макрокосме, читатель должен уметь связать значение меньшей части с большим целым. Другими словами, писатель не может просто выбрать какую-то часть чего-либо и создать синекдоху. Чтобы читатель понял, часть должна иметь значение, поскольку она связана с целым.

Enhance Expression

Synecdoche позволяет авторам варьировать и улучшать свое выражение. Такие фигуры речи могут подчеркнуть, что часть чего-либо представляет собой целое. Писатели также могут использовать синекдоху для улучшения описания и создания образов для читателя. В результате этот литературный прием позволяет писателям выражать идеи уникальными способами, создавая более глубокий смысл для своих читателей.

Разница между целым и частями в синекдохе

В синекдохе целое означает, когда что-то большое и представляет собой много вещей, например, батальон превосходил полк, что означает, что батальон является частью, а полк — целым. В случае, если это наоборот, роль полка становится важной, поскольку он будет представлять часть, являющуюся батальоном.

Использование синекдохи в предложениях

  1. Он настолько сыт по горло миром, что перестал встречаться даже со своими друзьями.
  2. На заводе уволены все рабочие руки, включая главный исполнительный орган.
  3. Америка не хочет стоять на земле в войне против такой большой страны, как Китай или Иран.
  4. На дорогах появляется больше колес, чем в прошлом году.
  5. Некоторые люди предположили, что грядет новая война, во время интервью с Нью-Йорк Таймс.

Примеры синекдохи в литературе

Синекдоха является эффективным литературным приемом с точки зрения замены части чего-либо в качестве представления его целого. Вот несколько примеров синекдохи и того, как она повышает значимость известных литературных произведений:

Пример 1: 

Великий Гэтсби  – Ф. Скотт Фицджеральд

Это был тот голос, за которым следует ухо. и вниз, как будто каждая речь представляет собой набор нот, которые больше никогда не будут сыграны.

В этой цитате из романа Фицджеральда рассказчик Ник Каррауэй описывает очарование голоса Дейзи. Фицджеральд включает синекдоху в описание Ника с «ухом», которое следует за звуком речи Дейзи. В данном случае Ник имеет в виду ухо в риторической манере, поскольку не существует реального уха, которое буквально следует за голосом «вверх и вниз».

Однако, используя этот литературный прием, Фицджеральд доносит до читателя одну из центральных тем романа. Ухо означает человека в целом, чье внимание и сосредоточенность захвачены звуком голоса Дейзи. Дейзи держит в плену нескольких персонажей романа благодаря своему обаянию и красоте. Тем не менее, эти характеристики являются просто частью ее. «Целое» Дейзи скрыто за «частями», которые она раскрывает на поверхности. Следовательно, как и в случае с синекдохой, ее характер представлен ее частями, и другие отвечают на них через их части, такие как ухо.

Пример 2: 

Я услышал жужжание мух – когда умер (Эмили Дикинсон)

Я услышал жужжание мух – когда умер –

Тишина в комнате

Между бушующими бурями –

Глаза вокруг – выжгли их досуха –

И дыхание собиралось твердым

Для того последнего наступления – когда король

Быть свидетелем – в комнате –

Дикинсон использует синекдохе, чтобы начать свою вторую строфу с «Очи кругом». Эти глаза означают скорбящих у смертного одра поэта. Описывая скорбящих как «Глаза», Дикинсон может подчеркнуть образы плача и слез, а также понятие вуайеризма в отношении смерти поэта. Этот литературный прием расширяет представление читателя о сцене в стихотворении. Кроме того, это создает связь между поэтом, скорбящими и читателем, так что конец стихотворения производит впечатление. Заключительная строка стихотворения — «Я не могла видеть, чтобы видеть», подчеркнутая использованием «Глаз» как фигура речи для всех свидетелей смерти поэта: скорбящих, самой поэтессы и читателя. Неважно, сколько глаз, ни один из свидетелей не может на самом деле «видеть».

Пример 3:

Гамлет – Вильям Шекспир

Рассказывают, что в моем саду я спал,
Меня ужалила змея; так и вся Дания
Сфальсифицирована моя смерть
Нагло оскорблена: но знай, благородный юноша,
Змей, ужаливший жизнь твоего отца
Теперь носит его корону.

В этой сцене призрак отца Гамлета оплакивает свою смерть от руки своего брата Клавдия и вытекающие из этого последствия. Шекспир использует синекдоху в своей фразе «все ухо Дании», чтобы подчеркнуть последствия предательства Клавдия и влияние на королевство. Конечно, в Дании нет «целого уха». Образно говоря, бывший король имеет в виду ложь, которую люди в королевстве слышали о его смерти. Это эффективный литературный прием, поскольку «ухо Дании» означает, что население коллективно услышало ложную историю и, следовательно, поверило ей.

Кроме того, эта синекдоха представляет часть и всего самого Гамлета. После убийства своего отца Гамлет стал истинным королем Дании, и использование своего «уха» для прослушивания истории Призрака также является символическим способом донести правду до королевства.

Пример 4: Алая буква – Натаниэль Хоторн

Они были ее соотечественницами; и говядина и эль их родины, с ничуть не более изысканной моральной диетой, входили в основном в их состав. Поэтому яркое утреннее солнце освещало широкие плечи и хорошо развитый бюст, а также круглые и румяные щеки, созревшие на далеком острове и едва ли еще побледневшие или похудевшие в атмосфере Новой Англии.

Здесь говядина и эль предназначены для женщин из сельских районов Новой Англии. Следовательно, они представляют часть сообщества, что означает, что они представляют целое как его часть. В связи с этим показаны характеры этих женщин, что является хорошим использованием синекдохи.

Но точка, которая привлекала всеобщее внимание и как бы преображала владельца, так что и мужчины, и женщины, которые были близко знакомы с Эстер Принн, теперь были поражены, как если бы они видели ее впервые, — была эта АЛАЯ БУКВА, так причудливо вышитая и освещенная на ее груди. Это подействовало как заклинание, вырвавшее ее из обычных отношений с человечеством и заключившее ее в сферу самой себя.

Есть две важные синекдохи. Первый — это все глаза, которые представляют женщин, а второй — алая буква, которая представляет людей, образующих человечество. Если первое — это целое, то второе — часть.

Пример 5: «Беовульф» в переводе – Симус Хини

Никакой кольцевидный нос
не смог бы подняться выше
и уйти в море.
Ветер и вода
бушевали бури,
волна и галька
были скованы льдом
до другого года
появился во дворе.

Эти строки из Беовульф показывают использование синекдохи через нос, которая представляет весь корабль. Это часть корабля, но его использование показывает, что это корабль. Это отличное использование синекдохи.

Долгое время он пользовался плохим уважением
, был взят геатами
меньше, чем он стоил: и их господин тоже
никогда особо не уважал его в пиршественном зале.
Они твердо верили, что ему не хватает силы,
что принц был слабаком; но в настоящее время
каждое оскорбление его заслуг было обращено вспять.

Здесь пиршественный зал — еще одна синекдоха в Беовульф . Он показывает людям, что означает, что он является частью, но представляет собой целое. Это отличное использование синекдохи.

Синонимы синекдохи

Синекдоха — фигура речи, не имеющая точных синонимов, к ней близки по значениям некоторые другие литературные приемы, такие как аллегория, аллитерация, аллюзия, аналогия или даже анафора. Даже троп или образ могут быть его ближайшими синонимами.

История России Том 19 Выпуск 1-4 (1992)

Заголовок:
Земля Русская и Земля Половецкая в поэтической структуре «Слова о полку Игореве»
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.
org/10.1163/187633192X00064
Язык:
Английский
Страницы:
97–114
В:
История России
В:
Том 19: Выпуск 1-4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3316
Распечатать ISSN:
0094-288Х
Предметы:
История, славяноведение и евразийство, Современная история, История

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 103 15 1
Полнотекстовые просмотры 73 0 0
Просмотры и загрузки PDF 21 0 0

Заголовок:
Земля Русская и Земля Половецкая в поэтической структуре «Слова о полку Игореве»
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *