Символизм в литературе русской представители: «Символи́зм» — происхождение и значение слова

Символизм в литературе — черты, особенности, представители

Символизм в литературе — идеи, представители, история

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

  • «старшее поколение»  — представители: Д.Мережковский, А.Добролюбов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Н.Минский, Ф.Сологуб, В.Брюсов
  • «младшее поколение» — младосимволисты  — А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф.

Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).

Основные черты символизма

Это:

  •  идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д.Мережковского  — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В.Брюсов проникал и проникался сам

«темными, тайными чувствованиями».

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.

«Горные вершины единичны…Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, отъединения, уединенности, отделения от общего».

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт превозносил личность

 в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности», Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».

О том же говорит и В.Брюсов:

«…если бы тот же художник явился позже на два столетия, он сказал бы, хотя и в иной внешности, то же, совсем то же».

Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

А.Волынский видел трагедию

«в самом принципе существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое миропонимание – единственно верное, единственно возможное, потому что отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Эстетика у символистов

Это:

  •  «аристократический индивидуализм»
  •  трагический гуманизм
  •  идея преображения « свободной личности».

В их манифестах  выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,-

это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д. Мережковский был озадачен двумя идеями:

  • «идеей нового человека»
  •  «идеей жизнетворчества» — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Например, у А.Блока:

 «Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.

Характерные признаки  символистского направления 

Это:

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая циклизация творчества каждого автора
  • поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом,  символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.

Наша презентация по теме

Понимание символа 

У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.

Так,

  • философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский,Вл.Соловьев).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Представители символизма в литературе — Kratkoe.com

Научные доклады

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Представители символизма кратко изложены в этой статье.

Содержание

  1. Представители символизма в литературе
  2. Символизм в зарубежной литературе
  3. Представители русского символизма

Представители символизма в литературе

Символизм – это крупное направление в художественном искусстве, которое возникло в 70-80-х годах XIX века во Франции. Пика своего развития оно достигло в начале ХХ века на территории Бельгии, Франции и России. Его последователи использовали в искусстве символы, напускали на свое творчество шлейф тайн и загадочности, частичку недосказанности, намеков. Цель их искусства — постижение мира на духовном, интуитивном уровне восприятия посредством символов. 

Символизм в зарубежной литературе

Термин «символизм» впервые появился в манифесте французского поэта Жана Мореаса, изданным в газете «Фигаро» за 1886 год. В нем провозглашались основные идеи и принципы. Другие яркие представители, французские поэты Артюр Рембо, Лотреамон, Стефан Малларме, Шарль Бодлер, Поль Верлен. Символизм был сформирован в знак протеста против оскудения поэтического слова для того, чтобы возродить и влить в поэзию новый виток энергии и силы, свежего звучания и слова. 

Представители русского символизма

Основоположником русского символизма является поэт, писатель и литературный критик Дмитрий Мережковский («О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе»).  Всех представителей объединило нежелание использовать обычные,  простые слова и преклонение перед метафорами, символами, аллегориями. Выделяют 2 этапа формирования символизма в России:

  • Деятельность старших символистов 90-х годов XIX века (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус). 

Основоположник данного движения — Дмитрий Мережковский.  Наиболее яркий и радикальный представитель старших символистов поэт Александр Добролюбов («Natura naturans. Natura naturata»). Федор Сологуб создал обособленный поэтический мир, который стоял особняком от литературного модернистского направления. Его произведения пропитаны таинственностью, духом мистики и одиночества: «Одиночество», «Мелкий бес», «Ночные росы», «Одноглазое лихо» и «Чертовы качели». Константин Бальмонт создавал уникальные смысло-звуковые тексты-музыку, используя звукопись, яркие прилагательные. Его сборники «Шедевры», «Романсы без слов», «Это Я», «Городу и миру», «Венок», «Третья стража», «Все напевы».

  • Деятельность младших символистов начала ХХ века (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Сергей Соловьев, Юргис Балтрушайти).

Поэзия русского символизма второй волны называлась младосимволизмом. Авторы видели мир на грани гибели и говорили о том, что его спасет только божественная красота, в которой земное начало соединено с небесным жизненным. Поэмы Андрея Белого и Александра Блока пронизаны предчувствием бурных, грядущих перемен, катастрофы, приводящей к кризису гуманистических идей. Лирика представлена такими произведениями как «Прекрасная Дама», «Мировая Душа», «Вечная женственность». 

В ХХ веке наблюдался упадок движения символистов, которые оказали влияние на дальнейшее развитие мировой литературы. 

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто основоположник символизма.

Что такое русский символизм?

Русский символизм, разнообразное литературное и интеллектуальное движение на рубеже 20-го века, сыграл ключевую роль в принятии Россией модернистской культуры. Частично вдохновленный одноименными французским и бельгийским движениями, русский символизм был также ответом на академический морализм и жесткий утилитаризм, которые доминировали в русском художественном дискурсе того времени.

Сторонники символизма подчеркивали важность красоты и искусства ради них самих, ценность свободного индивидуализированного самовыражения, поэта как демиургическую фигуру, приближение новой сублимированной эпохи в русской истории.

Русский литературный символизм в контексте

Русский символизм созрел в то время, когда русское общество (как и большая часть Европы) переживало социально-экономическую и культурную трансформацию.

Феодализм был упразднен, и, как следствие, появление новой общественной сферы привело к новой экономике и массовой урбанизации. В России набирал силу марксизм, привлекая все больше внимания к правам и свободам трудящихся, а тема индивидуализма и нравственной ценности, присущей каждому гражданину, стала объединяющим фактором среди образованных людей.

Впервые ежедневные глобальные газеты познакомили граждан с огромным разнообразием мировой культуры, а значительные достижения в науке и философии изменили человеческий опыт, вдохновляя художников на новые формы самовыражения.

Рынок на Сукаревской площади в Москве, 1890 год. В это время в Москве начинался бурный рост. Священник освящает закладку новой больницы Петра I в Санкт-Петербурге, 1906 год. В это время начинают распространяться социальные службы и медицина. Религия по-прежнему была могущественной силой.

От акцента Анри Бергсона на свободе воли и внутренней жизни человека до трактовки Зигмундом Фрейдом скрытых процессов разума контекст, в котором символизм осуществился, был контекстом, в котором новаторские инновации нарушали установленные нормы, и процветали сверхчувственные объяснения реальности. .

Тем временем социальный дарвинизм, утверждавший, что одни общества лучше приспособлены к выживанию, чем другие, стал полезной моделью для поэтов и социальных философов, борющихся с конкурентным, быстро меняющимся миром.

Большая часть русской культуры того времени была поражена идеей, что старый национальный нарратив подходит к концу и что новое общество неизбежно. Поскольку позднеимперская Россия была обременена широкомасштабными репрессиями, экономическим коллапсом и дорогостоящей русско-японской войной (1904–1905 гг. ), мифология общественного упадка и возрождения, возможно, ощущалась в российских городах более ощутимо, чем где-либо еще в Европе.

Как и настоящие карточные модернисты, многие символисты считали, что искусство играет значительную роль в построении будущей судьбы России.

Ранний литературный символизм в России

В 1892 году публике было представлено первое убедительное определение русского символизма. В своей лекции «О причинах упадка современной русской литературы и ее новых течениях» Дмитрий Мережковский определил центральные темы символизма как «мистическое содержание, использование символов и расширение художественного восприятия». Одной из главных целей Мережковского было примирить романное наследие Толстого и Достоевского с зарождающимися тенденциями европейского модернизма. Мережковский во многом реагировал на тусклый культурный климат в России после смерти Достоевского в 1881 году, когда научный позитивизм и моральные вопросы о цели искусства наводнили интеллектуальный дискурс, оттолкнув новое поколение художников.

Через два года после лекции Мережковского первый из трехтомников Валерия Брюсова « Русский символизм » представил читателям образец нового стиля. Издание состояло исключительно из сочинений Брюсова и его друга под разными псевдонимами, что придало растущему движению более прочную основу, чем оно имело в то время. Это должно было стать обычной тактикой Брюсова, который вскоре стал де-факто главарем движения.

Неудивительно, что русский символизм быстро пополнил свои ряды.

В 1895 году Федор Сологуб, впоследствии известный своим magnum opus Мелкий демон , опубликовал первый «декадентский» роман на русском языке Дурные сны . Хотя Сологуб стал известен своими изображениями психологического кризиса, жестокости и недомогания, его стиль больше походил на традиционную русскую прозу XIX века, чем у его собратьев-символистов. Как и Брюсов, Сологуб стал одним из первых организаторов группы, устраивая регулярные воскресные встречи в своей квартире на Васильевском острове.

Дмитрий Мережковский, писатель и критик, и Зинаида Гиппиус, писатель и редактор. ок. 1900 г. Константин Эрнберг, Федор Сологуб, Александр Блок и Георгий Чулков, 1908 год.

К 1900 году к делу присоединился Константин Бальмонт, странствующий по свету денди с чувством ритмической гармонии, который за одну ночь стал сенсацией среди культуристов. Бальмонт был первой суперзвездой символизма, светлым поэтом-самоучкой и гибким ранним оратором с поразительно разнообразным интеллектом. Его до сих пор почитают за переводы европейских текстов на русский язык (он работал не менее чем на 16 языках!). Хотя Бальмонт не был невосприимчив к мрачному стилю своих сверстников, его поэзия также часто вызывала светлый оптимизм, как и в случае с его бешено популярными Будем как Солнце , опубликовано в 1903 году.

Зинаида Гиппиус, жена Мережковского, также была важным голосом раннего движения. В ее своеобразных и глубоко интимных стихах использованы такие декадентские мотивы, как одиночество, сверхъестественное зло и преображение через смерть. На протяжении большей части своей ранней карьеры Гиппиус культивировала дурную славу декадентки и сексуальной бунтарки, как бы она ни пыталась дистанцироваться от этого призвания в последующие годы.

В то время как Гиппиус, бесспорно, является более последовательным поэтом, чем ее муж, Мережковский был бесстрашным историком литературы и культуры со склонностью к истории Древнего мира и эпохи Возрождения. Вместе с Гиппиус Мережковский помог установить счет для первых дней символизма, основав Религиозно-философское общество, недолговечное сотрудничество между санкт-петербургскими интеллектуалами и Священным Синодом России, и управляя такими публикациями, как 9.0031 Новый Путь (Новый Путь) и Вопросы Жизни (Вопросы Жизни).

Хотя Иннокентий Анненский не начал публиковаться до тех пор, пока символизм не был в самом разгаре, его часто связывают с этим ранним кадром из-за его загадочного, витиеватого языка и импрессионистского стиля письма. Однако Анненский никогда не принимал активного участия в движении из-за своей должности учителя классики в Царском Селе и преждевременной смерти в 1909 году. Примечательно, что поэзия Анненского сочетает чистую эрудицию Брюсова и Мережковского с лирическим резонансом Гиппиус и Бальмонта.

«Новая фаза» символизма

В первом десятилетии ХХ века возникла «новая фаза» символизма. Первая эпоха символизма (примерно 1894–1902 гг.) находилась под сильным влиянием европейского декаданса, импрессионизма и поэзии Афанасия Фета и Федора Тютчева. Однако около 1905 года писатели-символисты стали более заметно тяготеть к русскому мистицизму и немецкому идеализму.

Хотя Владимир Соловьев, пожалуй, самый крупный русский философ конца XIXXX века явно оказал влияние на таких писателей, как Мережковский и Гиппиус, его милленаристское мировоззрение стало более неотъемлемой частью символизма второй фазы.

Соловьев, чья философия представляла собой эксцентричную смесь еврейской каббалы, христианского гностицизма, эллинистической философии и других мистических течений, предсказал, что Апокалипсис скоро придет на Землю. После так называемого «Конца истории» начнется новая эра под руководством Софии, православного олицетворения Божественной Премудрости, которую Соловьев иначе именует Вечной Женственностью.

На фоне тектонических сдвигов, широко ощущавшихся тогда в русской культуре, а также всепроникающей тревоги по поводу социального вырождения и продолжающейся революционной активности соловьевское видение грядущего преображения земли стало привлекательной моделью для некоторых символистов и их аудитории.

Портрет Владимира Соловьева работы художника Николая Яроченко, 1892 год. Русский писатель-символист Андрей Белый Русский писатель-символист Вячеслав Иванов. Эскиз Константина Сомова, 19 лет06.

Кроме того, с появлением нового состава писателей символизм начал развиваться из в основном литературного движения в более четко сформулированный канон литературной и философской теории. Из новичков, несомненно, наиболее известны Андрей Белый, Александр Блок и Вячеслав Иванов.

Вячеслав Иванов был одним из самых активных теоретиков того периода, помимо публикации стихов, драмы и переводов с древнегреческого. Работы Иванова часто исследовали драматическую теорию и древний ритуал, а также немецкую философию и русскую эсхатологию.

Одним из частых теоретических проектов Иванова было примирение дионисийского культа философии Фридриха Ницше с наследием христианского мистицизма. С 1905 по 1912 год Иванов и его жена Лидия Зиновьева-Аннибал (сама второстепенная поэтесса-символистка) устраивали знаменитые «средовые» дискуссии в своей петербургской квартире, в просторечии известной как Башня.

Андрей Белый наиболее известен своим романом 1913 года « Петербург », который многие, в том числе Владимир Набоков, считают лучшим русским романом ХХ века. Однако до того, как он стал известен своим magnum opus, Белый был одним из самых видных представителей символизма, наряду с Брюсовым и Ивановым.

Помимо публикации нескольких изданий экспериментальной прозы и поэзии в 1900-х годах, Белый сыграл важную роль в формулировании теоретической основы символизма. Статья Белого 1909 года «Магия слова», , в которой исследуются демиургические аспекты поэзии, сохранилась не только как основное произведение символистской теории, но и как прототип ранней футуристической поэтики. На мировоззрение Белого большое влияние оказала соловьевская концепция Вечной Женственности, как и на Блока, друга детства Белого и родственника Соловьева.

Как и многие символисты, Александр Блок изначально вдохновлялся лирикой Фета и Бальмонта, но со временем превратился в значительно экспериментального писателя, регулярно использующего ломаные ритмические рисунки, нетрадиционную рифмовку и разговорную речь, а также все больше отсылающего к городской современности. и революционный дух своего времени.

Самое известное стихотворение Блока и одно из самых спорных его произведений «Двенадцать» изображает Петроград в XIX веке.17 оборот. На протяжении всего действия повествования, большие части которого представлены гонками, идиоматическими диалогами, пронизан образ двенадцати революционеров-красногвардейцев, марширующих гуськом по улицам, позже идентифицированных как апостолы Христа. По сей день Блок часто считается вторым величайшим русским поэтом среди самих россиян, уступая в мастерстве и таланте только Александру Пушкину.

Символизм в других средствах массовой информации

На рубеже веков символизм завязал связи с коллективом народного творчества Мир Искусства (Мир Искусства). Самые видные символисты того времени публиковали стихи и критические статьи в очень влиятельном журнале группы. Вдохновленный прерафаэлитами в Англии и стилем модерн, «Мир искусства » способствовал возвращению к романтизму и европейской эстетике и, таким образом, присоединился к символизму в протесте против преобладающего позитивизма и социального морализма в России конца XIX века.

Художественный редактор журнала «Мир искусства» и один из самых красноречивых теоретиков Александр Бенуа часто считается символистом из-за его космополитического импрессионистического стиля. Тем не менее, Бенуа часто не соглашался с символистской риторикой, особенно с революционными тенденциями многих символистов, а также с постоянным упором движения на индивидуализм.

Михаил Врубель, Падший Демон, 1901 год. Александр Бенуа, Ванна маркизы, 1906 г.

Художника и мозаичиста Михаила Врубеля можно было бы более уместно рассматривать в контексте символизма. Творчество Врубеля синтезировало византийскую иконографию, русскую литературную и фольклорную аллюзию и постимпрессионистскую технику, придавая своим сюжетам метафорический, трансцендентный аспект, противостоявший популярному в то время соцреализму. Стиль Врубеля оказал очевидное влияние на творчество Василия Кандинского, Павла Кузнецова и других, связанных с недолговечной, но заслуживающей внимания арт-группой «Голубая роза».

Александр Скрябин, противоречивый композитор на рубеже веков, чье творчество соединяет переход от позднего романтизма к современной атональности, часто считается символистом. Мало того, что Скрябин поддерживал близкие отношения со многими символистами, особенно с Ивановым. Он также известен своей своеобразной метафизикой, черпавшей вдохновение в идеях Иванова и Соловьева о преображающем искусстве и утопическом коммунализме.

Русский символизм: восхождение и кризис

К 1906 году усердные усилия Брюсова, Бальмонта, Белого и других символистов начали приносить плоды. Под руководством Брюсова символистский журнал Весы (Весы) фактически заменил Мир Искусства в качестве ведущего модернистского журнала в России. Кроме того, множество других журналов и антологий, таких как «Золотое руно» («Золотое руно») и «Факели » («Факели»), помогли удовлетворить спрос на растущее направление.

Вскоре основные издания, такие как « Русская Мысль» («Русская Мысль»), активно искали статьи у писателей-символистов, и движение начало приобретать собственный класс второсортных подражателей. Также в это время выдающиеся символисты, такие как Сологуб, Бальмонт и Гиппиус, выпустили ретроспективные сборники своих работ, что является верным признаком установленного преобладания символизма.

Но этот успех был очень недолгим.

Никогда не было (и не будет) единого авангарда. По мере того как движение становилось все более идеологизированным и начало признавать более широкое разнообразие точек зрения, это был лишь вопрос времени, когда конфликты между его составляющими стали вопиющими и непримиримыми.

Разногласия по поводу целей символизма нарастали в течение нескольких лет, когда в 1910 году между двумя фракциями произошел крупный разрыв. После этого «кризиса символизма», как его часто называют, движение так и не смогло восстановить свое прежнее значение.

На одной стороне спора были Брюсов, Мережковский и сокращающаяся группа сторонников, которые придерживались позиции старой гвардии, согласно которой символизм был преимущественно эстетическим явлением.

Между тем Белый, Блок и Иванов утверждали, что символистское мировоззрение простирается на жизнь за пределы искусства и придает движению духовную цель.

Молодой Валерий Брюсов. 1899 г. Григорий Чулков, Мария Петровых, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. ок. 1930 г.

К изнашиванию символизма привели и другие факторы: угасание интереса Брюсова и Мережковских к движению к концу, закрытие многих символистских изданий всего через несколько лет работы, заметный сдвиг в сторону политики после неудавшейся революции 1905 г. , и дикие колебания личных отношений, особенно между Белым и Блоком.

Более того, в 1906 году возникло новое направление символизма, названное мистическим анархизмом, продвигаемое Ивановым и Георгием Чулковым, редактором Fakely . Основными постулатами этого нового течения были отказ от материального мира, поощрение общности свободных личностей (то, что Иванов называл соборностью ), активное сопротивление социальному, религиозному и политическому догматизму. Хотя и недолговечный, мистический анархизм привел к раннему расколу среди символистов, против которого выступали такие видные символисты, как Брюсов и Гиппиус.

В то время как многие символисты продолжали развивать свои теории и мастерство после 1910 года (Брюсов и Сологуб даже участвовали в некоторых ранних футуристических публикациях), было ясно, что движению теперь не хватает выносливости или единства, чтобы выжить.

В 1912 году (хотя и ненадолго) укоренилось неоклассическое ответвление символизма под названием акмеизм. Основными участниками движения были Осип Мандельштам, Анна Ахматова, которую часто считают величайшей русской поэтессой, и ее муж Николай Гумилев. Акмеисты открыто отстаивали поэтическое мастерство, конкретный смысл и ясность выражения и прилагали огромные усилия, чтобы дистанцироваться от упадка и мрака, которые они усматривали в символизме.

Тем не менее, на практике акмеизм часто был неотличим от непрозрачного символистского стиля, что скрывало более глубокую связь между движениями, чем могла бы с готовностью признать любая группа.

Тем временем русский футуризм стремительно вытеснял символизм в качестве культурного знаменосца. В 1912 г. Гилеи (позже известные как кубофутуристы) опубликовали свой знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу» , в котором такие символисты, как Бальмонт, Брюсов, Блок и Сологуб, высмеивались и открыто отвергались как пережитки мимо. Явной повесткой дня футуристов было полное отрицание литературного прошлого России вместе с ее европейским влиянием. Футуристы выступали за новую литературу, которая отражала бы суть русского языка и волнение современной эпохи.

Тем не менее, утверждение центрального авангарда о том, что Россия стоит на заре новой эры и что поэты особенно способны помочь обществу ориентироваться в будущем, само по себе это утверждение вовсе не было новым, а отчасти являлось репродукцией. символистской риторики.

Историческое наследие русского символизма

Большая часть русского символизма сейчас кажется устаревшей. Тем не менее, за свои 20 лет движение оказалось исключительно гибким и новаторским, бесспорно современным и во многом внутренне русским, несмотря на его частую склонность к европеизму. Возможно, символизм сделал для модернизации русской культуры в первом десятилетии 20-го века не меньше, чем ранние футуристы во втором.

Символизм не только взрастил бесспорно незаурядные таланты, предложив, например, таких гигантов, как Александр Блок. Это также помогло создать в русском культурном нарративе пространство для возможности нового общества в то время, когда старое рушилось до основания.

Если не что иное, то символизм можно воспринимать как открывающееся окно в важный момент российской истории, момент великих преобразований и кризиса, концентрированной надежды и энергичного конфликта. В волнениях и волнениях своей собственной истории русский символизм предлагает микрокосмический взгляд на Россию, которая жаждала сбросить старые лохмотья и сменить их на огненно-украшенные платья будущего.

Вам также может понравиться

Опубликовано: 7 августа 2022 г.

Между современными башнями и советскими памятниками в центре Бишкека стоит небольшой закрытый дом. Табличка снаружи скромно идентифицирует его как Мемориальный дом-музей О.М. Мануйлова. Ольга Максимилиановна Мануйлова родилась в Нижнем Новгороде, Россия, в 1893 году и получила образование скульптора в Москве. Дочь военного врача, ее […]

Опубликовано: 19 декабря 2021 г.

У кураторов Музея русского импрессионизма есть миссия – помимо того, что дарить посетителям красивые и впечатляющие работы, владельцы и сотрудники проводят исследования , образование и мероприятия по популяризации русского импрессионизма как отдельного явления. Их цель — когда-нибудь добиться мирового признания периода русского импрессионизма и отпраздновать его […]

Опубликовано: 24 августа 2021 г.

Новая волна, термин в мире искусства, обозначающий любое время, когда внезапный взрыв искусства происходит с помощью экспериментальных стилей, является подходящим названием для движения, которое подняло казахстанскую киноиндустрию от безвестности до международной славы. всего за несколько лет. В интервью для Los Angeles Times в 1990 году Форрест […]

Опубликовано: 22 августа 2021

Ниже приведены шесть современных русских художников, которые оставили свой след не только в современном российском искусстве, но и известны за его пределами. Границы России, а также. Каждый из них получил признание критиков и, как это всегда бывает в мире искусства, по крайней мере некоторые критические насмешки. Не все этнические русские, но […]

Опубликовано: 26 мая 2021 г.

Елена Оскаровна Мартилла достигла совершеннолетия как художница во время Великой Отечественной войны в Ленинграде. Она создала навязчивые образы страданий, которые пережили жители этого блокадного города, а также гордые образы их стойкости. Сегодня ей 98 лет, и она все еще занимается искусством. Русский музей, один из крупнейших в Санкт-Петербурге […]

Ницше: влияние на русскую мысль

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Символисты

  • контент заблокирован

    2

    Философы

  • контент заблокирован

    3

    Большевики

  • контент заблокирован

    4

    Футуристы и акмеисты

  • контент заблокирован

    5

    Советский период

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Розенталь, Бернис Глатцер

DOI

10. 4324/9780415249126-E071-1

DOI: 10.4324/9780415249126-E071-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 27 ноября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/nietzsche-impact-on-russian-thought/v- 1


Мысль Ницше оказала огромное влияние на русскую литературу и искусство, религиозную философию и политическую культуру. Его популяризаторами были писатели, художники и политические радикалы, которые рассматривали его произведения через призму своей собственной культуры, подчеркивая моральные, психологические и мифопоэтические аспекты его мысли и их социально-политические последствия и используя их для своих собственных целей. Литература, адресованная массовому читателю, распространяла грубые представления о господской морали и аморальном сверхчеловеке.

Русские открыли Ницше в начале 1890-х годов. Поклонники считали его сторонником самореализации и врагом «рабской морали» христианства. Двое из них, Дмитрий Мережковский (1865–1941) и Максим Горький (настоящее имя Алексей Пешков, 1868–1936), были родоначальниками двух основных потоков ницшеанского присвоения — религиозного и светского. Мережковский был основоположником русского символизма. В 1896 году он начал попытки примирить Ницше и христианство; эта попытка привела его к проповеди апокалиптического христианства в 1900 и основать Санкт-Петербургское религиозно-философское общество (1901–1903, 1906–17). Среди его членов, так называемых богоискателей, были художники и интеллектуалы, которых также привлекал Ницше. Что касается Горького, то в его ранних рассказах фигурировали бродячие герои, олицетворявшие грубые версии рабской и господской морали. В 1895 году Горький стал мечтать о русском сверхчеловеке, который поведет массы на освободительную борьбу и внушит им уважение к Человеку, которое он всегда писал с большой буквы. Во время революции 1905 года он и Анатолий Луначарский (1875–1933), большевистский поклонник Ницше, создали марксистскую суррогатную религию, чтобы вдохновлять на героизм и самопожертвование. Они верили, как и большинство символистов и некоторые философы, что искусство способно преобразовать человеческое сознание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *