Шумеры время существования: Шумеры. Кто они и как повлияли на современный мир

Содержание

Время расцвета Шумера при I династии Ура

Всеобщая история архитектуры. Том I Время расцвета Шумера при I династии Ура

Начало культурного расцвета Шумера и ее политического преобладания в Двуречье можно отнести условно к 3000 г. до н. э. Внешним событием, отмечающим начало этого периода является возвышение одной из южношумерских племенных общин с политическим центром в Уре (современный Мукаяр).

Во главе отдельных общин, в Шумера в III тысячелетии стояли так называемые «энси» (в прежнем чтении «патеси»). Они считались наместниками верховного божества общины. Являясь крупнейшими собственниками земель и стад, они, как преемники прежних племенных вождей, должны были созывать ополчение, предводительствовать в бою, заботиться об укреплении города, руководить всеми ирригационными и строительными работами в своей области. Изобразительное искусство Шумера чаще всего, увековечивало этих энси в роли военачальников или строителей.

Культура и искусство Южного Двуречья в древнейшее время влияли на искусство всего Двуречья, а следовательно, и на его архитектуру.

Строительная деятельность в этот период могла широко развернуться благодаря даровому труду военнопленных и развитию сети сухопутных дорог и каналов, облегчавших доставку отсутствующих в Двуречье материалов — камня, дерева и металла. Большое значение имело также развитие техники выделки кирпича.

 

 

 

 

 

Строительства периода раннего расцвета Шумера. Жилище, вероятно, мало разнилось от типов предшествующего периода. Наибольшее внимание уделялось строительству ирригационных сооружений. Развитие культа богов вызвало усиленное строительство храмов и так наз. «зиккуратов», существенной части большинства храмов Двуречья (зиккурат — аккадское слово, обозначающее вершину; по-шумерски этот тип ярусной постройки носил название «э-кур», т.

е. «дом горы»).

Xpaм в Тель-эль-Обейде. Одно из древнейших монументальных сооружений — храм в Тель-эль-Обейде (табл. 75, фиг. 1—4) — датируется найденной в храме каменной вотивной дощечкой (около 3100 г. до н. э.).

Храм был посвящен богине плодородия, земледелия и скотоводства.

На невысоком естественном холме была устроена платформа из плотно утрамбованной глины размером в 32 м х 25 м, ориентированная углами по странам света. Нижняя часть подпорных стен платформы была сложена из плит известняка, размером в 20 см х 30 см. Выше стены были сложены из кирпича. Нижняя часть стены платформы была гладкой, выше поверхность стены членилась чередованием вертикальных выступов и впадин, глубиною не более 15 см, так что какого-нибудь конструктивного значения это членение стены иметь не могло. Оно являлось чисто декоративным пережитком древнейших форм строительства.

Подпорные стены платформы до половины своей высоты были обмазаны битумом для предохранения их от влаги, выше они были выбелены.

Резкий контраст белого и черного создавал цветовое членение стены по горизонтали, в то время как чередование вертикальных ниш и выступов создавало рельеф и игру светотени.

На платформу вела лестница, ступени которой были сделаны из плит чрезвычайно твердого белого известняка, отлично отесанного; плиты имели длину 1,95 м и около 0,86 м высоты.

Храм стоял в южном углу платформы на незначительном расстоянии от ее края. Стены его были сделаны из кирпича-сырца. Благодаря очень тщательным раскопкам удалось реконструировать его юговосточный фасад (табл. 75, фиг. 2).

Поверхность цоколя храма была украшена глиняными «гвоздями», прямые стержни которых были укреплены в сырцовой кладке медными петельками, заклиненными в толще кладки деревянными вкладышами. Шляпки гвоздей были инкрустированы черно-бело-красными камешками в форме цветочных лепестков.

Стена членилась вертикальными выступами и неглубокими нишами. В нишах были установлены скульптурные изображения бычков из дерева, обитого отлично прочеканенными медными листами. Выше обреза ниш шла длинная лента рельефного фриза с медными фигурами лежащих бычков.

На некотором расстоянии друг от друга еще выше были укреплены медными кольцами и штырями с деревянными вкладышами две ленты фризов, на этот раз уже не рельефных, а совершенно плоских.

Нижний фриз изображает молочную ферму храма богини-коровы Нин-Хурсаг (табл. 75, фиг. 4) и представляет собою медную раму со вложенной в нее мозаикой: фон сложен из кусочков черного шифера, фигуры вырезаны из белого перламутра, который был, вероятно, раскрашен. Верхний фриз, тоже из черного шифера и перламутра, изображает священных птиц богини, идущих в храм.

Таким образом, стены сооружения были расчленены и в вертикальном и в горизонтальном направлениях.

На фасаде очень умело были размещены скульптурные и мозаичные украшения, усиливавшие перспективное сокращение в вертикальном направлении: внизу были расставлены круглые скульптуры, несколько выше рельефные изображения, над ними — плоский фриз мозаики, и еще выше тоже мозаика, но с очень редко рассеянными по черному фону белыми фигурами птиц.

Перед входом в храм был, по-видимому, портик с двумя деревянными обитыми медью колоннами и такими же балками (табл. 75, фиг. 2). Вторая пара колонн, меньших по высоте и покрытых черно-бело-красной мозаикой по битуму, поддерживала незначительный вынос стены над дверью в храм; в стену был заделан геральдический горельеф из меди (размерами 2,37 м х 1,07 м), изображавший священного орла с львиной толовой, держащего в когтях двух оленей (табл. 75, фиг. 3). Этот рельеф — одно из лучших произведений искусства того времени, дошедших до нас.

Совершенно неожиданной была находка свободно стоявших деревянных опор, существование которых в древнем Двуречье до последнего времени отрицалось. Рисунок мозаики из красно-бело-черных камешков по слою битума, покрывавшего деревянный слой, подражал поверхности ствола финиковой пальмы. Баз и капителей не найдено.

По сторонам входных дверей стояли скульптурные изображения львов, вырезанные из дерева и по слою асфальта обитые чеканными медными листами; глаза и языки животных были сделаны из цветных камней.

Храм в Тель-эль-Обейде должен был производить очень сильное впечатление. Умелое распределение черно-бело-красного цвета, игра светотени в нишах и выступах дополнялась красноватым блеском меди, использованной для украшения храма. Архитектура этого храма является самым ранним, из дошедших до нас, примером синтеза искусств.

Очень характерно, что прием украшения стены вкладками, инкрустацией, цветной каменной мозаикой и рельефом, заменивший древний обычай обивания циновкой, встречается не только на юге Двуречья; при раскопках дворцов города Киша в Аккаде и города Мари на среднем Евфрате найдены были мозаичные стенные композиции, по технике совершенно совпадающие с только что рассмотренными (табл. 74, фиг. 7 и 8).

Это свидетельствует о широком распространении шумерской техники и шумерского искусства. 

Ур времени I династии

. Холм, на котором стоит Ур, граничил с одной стороны с Евфратом, а с другой — с каналам, орошавшим поля и служившим выходом в близ лежащий Персидский залив, в те времена доходивший до самого Ура. Канал служил одновременно и для стратегической защиты города.

Установить характер Планировки древнейшего поселения невозможно, так как остатки жилищ того времени до нас не дошли. Дошедшие до нас остатки центрального архитектурного комплекса относятся главным образом уже к более позднему времени.

Центральная, наиболее высокая часть холма была занята царским дворцом и храмом Наннара — бога луны, верховного городского божества,— с зиккуратом.

Наибольшее количество важных деталей для решения вопроса о приемах строительства конца IV тысячелетия и первой половины III тысячелетия, дали так

называемые «царские» могилы, вскрытые в 1927—29 гг.

Гробницы в Уре. Гробницы были устроены на скате холма за чертой города. Склепы их состояли из одного, двух, трех или четырех помещений. Наиболее известной из них является так называемая гробница царицы Шубад и царя Абарги (табл. 75, фиг. 9).

Центральное погребение в каменном склепе б оказалось разграбленным в древности. Его условно приписывают Абарги, надпись которого здесь найдена. Соседняя могила а принадлежала Шубад, царице, или верховной жрице Ура. В обеих могилах найдены чрезвычайно богатый заупокойный инвентарь, колесницы, запряженные волами и ослами, золотая, серебряная и медная утварь, украшения из драгоценных металлов и цветных камней. В могиле были погребены воины почетной стражи, погонщики волов и конюхи, служанки и целые хоры женщин, одетых в пурпуровые одежды, в золотых и серебряных венцах, с музыкальными инструментами в руках. Все говорит о массовых человеческих жертвоприношениях при какой-то религиозной церемонии.

Одна из наиболее древних и вместе с тем наиболее глубоких гробниц представляла собою шахту, размерами в 1(2 м х 9 м; на дне этой шахты были устроены три склепа со стенами, сложенными из бута на глиняном растворе. Все помещения были перекрыты коробовыми сводами с конхами в торцах; поперек всех четырех углов были положены камни, игравшие роль пандативов и служившие переходом от прямоугольного в плане склепа к полуциркульным конхам. B конхах на стенах и на полу частично сохранилась обмазка со следами росписи. Дверные проемы гробниц были перекрыты ложными арками. 

 

 

  

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Шумеры – цивилизация с одними тайнами

 

Она по праву считается древнейшей на Земле. Первая информация о ней появляется чуть ли не 450000 лет назад, однако, само появление шумер ученые привязывают к отметке в 6000 лет назад. По сегодняшний день исследователи никак не могут разгадать всех тайн первых людей планеты. Чем больше ученые изучают загадки цивилизации шумеров, тем еще больше их становится.

Шумеры появились не известно откуда в районе Месопотамии в долине между рек Тигр и Евфрат, около шести тысяч лет назад, и по всем признакам они оказались народом с довольно высоким развитием. С тех пор, как начали расшифровывать древние рукописи стало понятно, что цивилизация имела высокие знания во всех областях науки. Ими повсеместно использовались числа Фибоначчи, троичная система счета, золотое сечение, понимали генную инженерию и владели обширными знаниями о нашей Солнечной системе.

В рукописях упоминается откуда произошли и каково строение звезд. Но присутствуют и различия в отношении наших познаний о космосе. Например, на схеме Солнечной системы, изображенной шумерами, вокруг Солнца расположены все известные нам планеты, однако, между орбитой Юпитера и орбитой Марса помещается еще одна планета – двенадцатая. Шумеры называли ее «Пересекающая планета» или, как более привычное название для нас, Нибиру. Ее орбита очень сильно вытянута, и полный путь она проходит за 3600 земных лет.

Планету эту, по рукописным данным шумер, населяли высокоразвитые существа анунаки. Жили они, по земным меркам, очень долго – примерно 360 тысяч лет. Также этот народ отличался высоким, просто гигантским ростом – от 3 до 3,5 метров у женщин и от 4 до 5 метров у мужчин.

В истории древней цивилизации у Нибиру была, пожалуй, самая главная роль. Если следовать рукописям, то окажется, что шумеры издавна контактировали с анунаками. И, судя по изложенной информации, в первый раз жители Нибиру посетили нашу Землю около 450 тысяч лет назад, еще задолго до появления самих шумер.

Одним из главных событий у шумеров являлась, так называемая, «небесная битва». Эта космическая катастрофа до неузнаваемости изменила облик видимой Вселенной около четырех миллиардов лет назад. Кстати, современная наука подтверждает этот факт.

В рукописях есть данные о появлении не только жизни на Земле вообще, но и разумной в частности. По этим сведениям, человеческий род был искусственно сотворен в результате опытов где-то триста тысяч лет назад. И из этого следует, что человечество, вероятно, является цивилизацией биороботов.

Древняя цивилизация шумеров заложила основы первых знаний по различным наукам: истории, астрономии, физике, математике. Они умели решать сложные уравнения с разным количеством неизвестных, легко вычисляли площади фигур любой сложности, извлекали корни, разбирались в кодировании информации, генной инженерии, в сложных вычислительных процессах. Система счета была шестидесятеричной и состояла из всевозможных вариаций чисел 6 и 10, кстати, мы ее используем и по сегодняшний день.

Шумеры первыми начали совмещать цветные металлы друг с другом и делать разного рода примеси и сплавы, появилось цветное стекло, бронза. Было изобретено, так называемое, клинописное письмо и сформирована армия профессионального уровня, были составлены кодексы по праву, создана арифметика, придумано колесо.

Была изучена и высчитана длина года. Эти знания шумерские жрецы держали в тайне от простых людей, чтобы легче было управлять государством. Во всех мистических и религиозных ритуалах использовались знания, касающиеся астрономии и зоологии. При гадании или предвидении будущего жрецами учитывались научные знания природы.

В этот период зародились первые школы, первые хронологические попытки записи истории, первые справочники и правила ведения земледельческих дел, впервые описываются рецепты в медицине, появляются данные о гигиене, первые операции. Причем, к медицине был чисто научный подход, диагноз и лечение проводились с глубоким знанием анатомии человека.

Путешествия и исследования были характерной чертой шумер, они были превосходными мореплавателями, их считают родоначальниками судостроительства. В изготовлении и ремонте кораблей шумеры использовали материалы, многие из которых привозились за несколько сотен, а то и тысяч километров. Ассортимент используемых средств был очень широк – от обычных металлов и простой древесины до редчайших минералов и ценных и дорогих пород деревьев.

Первое появление сборников афоризмов и пословиц, зарождение космологии и космогонии, первые библиотеки и первые споры на литературные темы, ввелись в ход деньги, внедрение налогов, принимается свод законов и прав общества, вводятся избранники власти, вроде депутатов, проводится социальная политика и реформы. В общем, всеми знаниями, которыми мы владеем на сегодняшний день, мы обязаны именно шумерской цивилизации, которая стала основоположником всех течений современной науки. Можно также упомянуть, что основы для созидания мира и гармонии в обществе, тоже были созданы шумерами.

Гибель Шумера произошла 26 веков назад. На границы государства постоянно нападали западные дикие племена. В один прекрасный момент, кочевники – амориты – во главе с царем Саргоном Древним, разбили войска царя Шумера, завоевав всю Северную Месопотамию. И на это месте появилась уже другая цивилизация – вавилоно-арийская.

Похожие материалы

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже

Древний Шумер и шумерская цивилизация: вот что мы знаем

Глиняный рельеф обнаженной женщины, предположительно Инанны, 19–18 вв. до н.э., Южная Месопотамия; с Журнал LIFE Magazine, июнь 1956 г. Обложка выпуска с изображением древней шумерской царицы Пуаби , США, через Британский музей, Лондон

 

Инанна, Царица Небес, устремилась в темный подземный мир, где намеревалась украсть трон у своей сестры Эшкегель. Проходя через каждые из семи надвигающихся врат ада, она была вынуждена отказаться от части своей личности. Сначала она сняла тюрбан; на втором ее ожерелье; затем ее грудь украшает третий; на четвертом ее грудная; затем ее кольца, а затем ее измерительная линейка; и, наконец, у седьмых ворот она сняла платье.

 

Полностью обнаженная, она вошла в подземный мир и была встречена сестрой, которая замышляла против нее заговор. Эшкегель убедил семерых судей Кура уличить Инанну в заговоре и приговорить ее к смертной казни. Так начинается первая часть самого известного древнего шумерского мифа: Нисхождение Инанны. Этот миф, как и шумерская цивилизация, оказал влияние на другие древние культуры Средиземноморья и Ближнего Востока.

 

Древний Шумер: одна из древнейших цивилизаций

Глиняный рельеф обнаженной женщины, предположительно Инанны, 19-18 века до н.э., Южная Месопотамия, через Британский музей, Лондон

 

Древний Шумер, одна из древнейших цивилизаций в истории человечества и обладатель титула длинного списка «первых», оказал влияние на весь древний мир своим пантеоном. Инанну звали Иштар в Аккадии и Исидой в Египте. В конце концов она нашла свой путь в финикийский пантеон как Астарта. А Астарта впоследствии стала Афродитой в Древней Греции.

 

Среди многих других новшеств древний Шумер считается первой цивилизацией, перешедшей от устной культуры к письменной, принявшей участие в зарегистрированных войнах и даже придумавшей концепцию и построившей города.

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

С точки зрения линейной истории, Шумер настолько древний, насколько это вообще возможно. К тому времени, когда строительство пирамид в Гизе было завершено, шумерской цивилизации было уже не менее 1600 лет. И несмотря на то, что его руины были потеряны совсем недавно, в 1800-х годах, изобретательность древнего Шумера сохранилась в последующих культурах. Называете ли вы его Колыбелью цивилизации или Эдемским садом, важность древнего Шумера для истории и культуры человечества нельзя недооценивать.

 

Древний Шумер на карте

Карта границ Древнего Шумера в пределах Большого Ближнего Востока , через Age of Empires

 

Шумер оккупировал южную Месопотамию, на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат с Персидским заливом на юге и землей Аккад на севере. К 2900 г. до н.э. есть свидетельства прочно укоренившейся цивилизации, но существование ее материальной культуры восходит к 5000 г. до н.э.

 

Подобно древней Финикии, Шумер никогда не был единым народом, управляемым одним царем. Это было скорее собрание суверенных городов-государств, которые разделяли культурную самобытность и религиозную систему.

 

Среди наиболее примечательных городов были Эриду, священное место бога Энки, главного шумерского бога и отца Инанны; Ур, библейское место рождения Авраама, мужа Сарры и патриарха авраамических верований; и Урук, богиней-покровительницей которой была Инанна.

 

Теплый климат и расположение между двумя великими реками сделали землю чрезвычайно плодородной. И сложная ирригационная система на всей этой земле оказалась необходимой для огромного населения региона.

 

Шесть периодов шумерской цивилизации

Голова человеческой статуэтки, найденная в Ниппуре, Ирак , 2600 г. до н.э., Шумер, музей Пенна, Филадельфия

 

Археологи определили шесть различных периодов шумерской цивилизации. Первый, называемый периодом Убайд, происходит между 5000 и 4100 годами до нашей эры. К этим годам относится самая ранняя шумерская материальная культура. Но откуда произошли обитатели земли и как они туда попали, неизвестно.

 

В период Урук, с конца Убайда до 2900 г. до н.э., мы начинаем видеть свидетельства более сложного Шумера. В какой-то момент в этот период шумеры изобрели концепцию города, поскольку мы видим, как начинают возникать многие города-государства в южной Месопотамии. В частности, Урук, названный одним писателем «Нью-Йорком древней Месопотамии», считается первым крупным древним городом. Он рано установил гегемонию во всем регионе, и к концу этого периода в нем проживало около 40 000 человек.

 

Призма Велда-Бланделла, часть Шумерского царского списка, Ирак , 1800 г. до н.э., Шумер, через Эшмоловский музей Оксфорд

 

Ранний династический период, 2900–2334 гг. до н. э., отмечен Шумерским царским списком — глиняной табличкой с надписями всех шумерских царей, относящимися к началу времен. В этот период наблюдается неблагоприятная связь между возвышением королей и падением авторитета священников. В период Урук храм, или зиккурат, занимал центральное место в городах. Но в ранний династический период построенные королевские дворцовые комплексы начали вытеснять по важности зиккураты.

 

Начало аккадского периода отмечено вторжением в Шумер Саргона Аккадского, цивилизации, занимавшей в то время северную Месопотамию. Подчинив себе все города-государства, он поставил аккадских чиновников на видные посты по всему Шумеру для поддержания порядка. Этот период длился примерно до 2218 г. до н.э., когда племена кутиев, родом из гор Загрос к северо-востоку от Месопотамии, спустились в Аккадию.

 

И, завладев столицей Аккадом, кутии унаследовали его шумерских подданных. Это положило начало тому, что известно как Гутианский период. Но это было недолго.

 

Раннединастический период Стела Ушумгала , 2900-2700 гг. до н.э., Месопотамия, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

В 2047 году города Ур и Урук восстали против своих диких колонизаторов и восстановили древние королевства в южной Месопотамии. Это Возрождение шумерской цивилизации известно как период Ура III и продолжалось до падения Шумера в 1750 г. до н.э.

 

Земля «первых»

Клинописная табличка с небольшой второй табличкой: личное письмо , 20-19 вв. до н.э., Анатолия, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Многое из того, что мы сегодня считаем само собой разумеющимся, было изобретено в Древнем Шумере. Даже, например, такая фундаментальная вещь, как время. Шумеры разработали концепцию 24-часового цикла, обозначающего один день с двумя 12-часовыми периодами.

 

Организовав свою жизнь во времени, они стали первыми людьми, которые стали жить в городах. С конца последнего ледникового периода люди на Ближнем Востоке вели в основном кочевой образ жизни. Но когда они установили в Шумере более статичную аграрную культуру, группы начали организовываться вокруг крупных административных столиц.

 

С появлением административных городов возникла сложная религиозная традиция. Вслед за этим появилась первая история о «Великом потопе», предшествовавшая рассказу о Ноевом ковчеге.

 

А в древнем мире, когда большие города находились в непосредственной близости друг от друга, почти всегда заканчивалась война. Древний Шумер считается еще одним «первым» за участие в первой зарегистрированной войне со своими восточными соседями, эламитами.

 

Недавно обнаруженный фрагмент таблички из эпоса о Гильгамеше , Ирак, Музей Слемани, Багдад

 

В культурном плане их «новинки» тоже не могут остаться незамеченными. Шумерская цивилизация преодолевает монументальный разрыв в развитии человечества: переход от предыстории к письменной истории. Это началось как неграмотная устная культура, которая превратилась в культуру с динамической системой письма, называемой клинописью. То, что начиналось как грубый список символов для поддержки торговли, превратилось в язык, достаточно сложный, чтобы создать такое литературное произведение, как Эпос о Гильгамеше .

 

Религия в Древнем Шумере

 

Вотивные статуэтки, посвященные второстепенному шумерскому богу, Абу , 2800–2600 гг. до н.э., Ирак, через Музей Ирака, Багдад

 

Шумерская религия оказала хоть какое-то влияние на весь древний мир Ближнего Востока и Средиземноморья.

 

В самой Месопотамии шумерский пантеон и система верований были приняты преемниками древнего Шумера, а также большинством его соседей.

 

Шумеры представляли свой земной мир куполом на диске, окруженным водой. Их подземный мир, Кур, считался географическим местом за горами Загрос к северо-востоку от Месопотамии. Подобно Аиду, это была мрачная, мрачная земля, куда уходили души после смерти.

 

У шумеров было некоторое представление о рае или райской земле за пределами земного плана, но оно предназначалось исключительно для богов.

 

Характер их богов отражал характер ландшафта и окружающей среды того времени: в лучшем случае переменчивый, в худшем — жестокий. В то время как древние египтяне пытались привлечь богов к себе на службу, шумеры стремились просто умилостивить их.

 

Роль богов заключалась в том, чтобы создать естественный порядок из небытия и хаоса. И роль человека заключалась в том, чтобы обеспечить удовлетворение богов, чтобы предотвратить повторное появление хаоса.

 

Энки, бог мудрости и воды, считался создателем человечества. Ему поклонялись в священном городе Эриду, который в древние времена считался старейшим в мире. Хотя Урук, святилище его дочери Инанны, на самом деле предшествует ему.

 

Статуэтка жрицы, диорит , 1953–35 гг. до н.э., шумерский, музей Пенна, Филадельфия

 

Инанна, богиня любви, секса, плодородия, справедливости, войны и политики, является прародительницей прототипа Афродиты. Она была известна своими хитростями, например, когда она отправилась в город своего отца, чтобы напоить его и украсть «ме», которое было ему даровано.

 

На этой мифологической табличке, также написанной «я», были начертаны декреты цивилизации, написанные самыми верховными богами.

 

Высшим из верховных божеств был Энлиль, бог воздуха и ветра. Его супруга Нинлиль также была среди этих чинов как богиня южного ветра.

 

Города и архитектура

Иллюстрация месопотамского города-государства от Jeff Brown Graphics

 

Между двумя великими реками Месопотамии была переплетена сложная ирригационная сеть, которая поддерживала плодородный сельскохозяйственный сектор региона.

 

И в какой-то момент люди древнего Шумера стали настолько опытными в сельском хозяйстве, что эту задачу можно было поручить небольшой части населения. Таким образом, в то время как профессиональные земледельцы оставались на полях, остальная часть шумерского общества занималась различными ремеслами и перемещалась ближе к торговым центрам. Результатом стал рассвет города-государства.

 

Каждый город-государство был обнесен стеной для защиты и имел в центре большой зиккурат, посвященный определенному богу.

 

Ниппур, священный город, построенный на берегу реки Евфрат, был посвящен как святилище Энлиля. Название его зиккурата переводится как «дом, связывающий небо и землю», поскольку он считался таким образом пуповиной к небесному миру.

 

Зиккурат, подобный зиккурату в Ниппуре, был характерной чертой всех шумерских городов. Архитектурно он имел квадратное основание и пирамидальную форму — каждый уровень над основанием становился все меньше, а кульминацией был храм на самом верху. Однако, в отличие от египетских пирамид, зиккураты древнего Шумера были святыми местами поклонения. Считалось даже, что бог-покровитель города-государства жил внутри храма на вершине зиккурата.

 

Частично реконструированные руины шумерского зиккурата в Уре , первоначально построенного ок. 2100 г. до н.э., через KlimtLover

 

Так что, естественно, жизнь внутри города вращалась вокруг него. Большинство людей проживало в стенах своего города, которые были ключевыми чертами шумерского городского дизайна. Поскольку в регионе южной Месопотамии отсутствуют естественные преграды, за исключением Персидского залива на юге, древний Шумер был подвержен потенциальным нападениям с трех фронтов. Поэтому стены оказались критическими.

 

В стенах статус человека определял, где он и его семья могли жить. Окрестности, окружающие зиккурат, обычно предназначались для священников и высокопоставленных чиновников. Торговцы, рыбаки и низшие классы были отправлены в жилища на окраине города.

 

Богатство и статус в древнем Шумере: царские гробницы Ура


Шумерский раннединастический головной убор царицы Пуаби , 2600-2450 гг. до н.э., через Музей Пенна, Филадельфия

 

В 1920-х годах британский археолог сэр Леонард Вулли отправился на юг Ирака с объединенной командой археологов из Пенсильванского университета и Британского музея. Стремясь узнать больше о шумерской цивилизации, которая была обнаружена всего за столетие до этого, Вулли и его команда обнаружили около 1800 царских гробниц на месте древнего Ура.

 

Плоды раскопок Вулли были роскошны: золотые короны, вроде той, что принадлежала «королеве» Пуаби, и множество драгоценностей, кубков, страусиных яиц и других предметов роскоши. Именно благодаря этим раскопкам мы получили лучшее представление о королевской семье и высшем сословии древнего Шумера.

 

Амулет с кладбища Ура , шумерский ранний династический период , через музей Пенна, Филадельфия

 

В январе 1928 года Вулли отправил телеграмму, чтобы сообщить Пенсильванскому музею последние находки на кладбище Ура: «Я нашел неповрежденную гробницу, построенную из камня и перекрытую кирпичами, царицы Шубад [Пуаби], украшенную платьем, в котором ткут драгоценные камни, цветы, короны и фигурки животных. Великолепная гробница с драгоценностями и золотыми чашами».

 

Как видно из наскоро написанной телеграммы Вулли, сокровища, найденные внутри и вокруг гробницы Пуаби, поразили археологов. И хотя мы не знаем наверняка, была ли она царицей как таковой, все свидетельства указывают на то, что она была суверенной правительницей Ура где-то до 2450 г. до н.э.

 

Венок из золотых листьев бука и трубчатых бусин из лазурита и сердолика из гробницы на кладбище Ура , ранний династический период, шумерский, via The Penn Museum, Philadelphia

 

Высокий статус Пуаби побудил археологов и историков глубже изучить положение женщин в целом в древнем Шумере. И все согласны с тем, что женщины, как из высших, так и из низших классов, разделяли широкое равенство с мужчинами почти во всех аспектах жизни общества.

 

«[Женщины] были вовлечены в промышленную жизнь и ремесла, особенно в текстильной промышленности», — говорит американский археолог, доктор Уильям Б. Хаффорд.

 

Есть также свидетельства того, что женщины становились торговцами и писцами — должности, которые им были бы запрещены в более поздних, более патриархальных древних цивилизациях. С упадком древнего Шумера мы также видим снижение статуса женщин в Месопотамии.

 

Скорлупа страусиного яйца, инкрустированная золотом, предмет роскоши древнего Ближнего Востока

Но, несмотря на эгалитарную культуру между полами, это определенно не имело место между классами. Огромное количество предметов роскоши, обнаруженных в Уре, является доказательством существования очень богатого шумерского высшего класса во времена раннего династического периода.

 

Некоторые шумерские элиты были настолько могущественны, что держали слуг на гонораре, чтобы взять их с собой в подземный мир после смерти.

 

Леонард Вулли нашел доказательства этого типа массовых человеческих жертвоприношений в том, что он назвал «Великой ямой смерти Ура». Его команда обнаружила безымянную могилу с 74 аккуратно сложенными телами, украшенными амулетами, оружием и шлемами.

 

Баран в зарослях, обнаруженный в Великой яме смерти Ура , Ранний династический период, шумерский, через музей Пенна

 

Владелец Великой Ямы Смерти неизвестен. Но исследователи из Пенсильванского университета предположили, что он мог принадлежать энту-жрице, святой женщине, посвященной богу луны, роль которой обычно исполняла дочь короля.

 

Трансформация Инанны и Древний Шумер

Четыре ракурса вазы Варка, обнаруженной в храмовом комплексе Инанны в Уруке , 3200–3000 гг.

Итак, после того как Эшкегель убил Инанну, ее повесили на крюке, и в таком состоянии она оставалась в преисподней три дня. На третий день, не выдержав смерти дочери, Энки вмешался и воскресил ее.

 

Проведенные здесь параллели со смертью и воскресением Иисуса не остались незамеченными учеными. Но нет убедительных доказательств того, что рассказ о происхождении Инанны каким-либо образом повлиял на христианскую Библию. Инанне пришлось преобразиться после своего воскрешения. Подобно Инанне, шумерская культура тоже изменила и повлияла на все последующие человеческие цивилизации. Потому что его основы являются основой мира.

 

Шумеры смотрели в небо, когда изобретали систему времени… И мы все еще используем ее сегодня

Обновлено 10 января, 2017 — 00:44 Керри Салливан

Любопытно, что мы делим часы на 60 минут, а дни на 24 часа — почему не кратно 10 или 12? Проще говоря, ответ заключается в том, что изобретатели времени оперировали не десятичной (с основанием 10) или двенадцатеричной (с основанием 12), а шестидесятеричной (с основанием 60) системой. Для древних шумерских новаторов, которые впервые разделили движение небес на исчисляемые интервалы, 60 было совершенным числом.

Полезное число 60

Число 60 можно разделить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30 равных частей. Более того, древние астрономы считали, что в году 360 дней, а число 60 точно соответствует шести временам. Шумерская империя не существовала. Однако на протяжении более 5000 лет мир оставался приверженным своему определению времени.

Знаменитая вавилонская математическая табличка Plimpton 322. Фото: Кристин Пруст и Колумбийский университет

Течение времени

Многие древние цивилизации имели приблизительное представление о течении времени. Очевидно, день начинался с восходом солнца, а ночь начиналась с заходом солнца. Несколько менее очевидным было течение недель, месяцев и лет; однако и они были приближены древними народами. Месяц — это продолжительность одного полного лунного цикла, а неделя — это продолжительность одной фазы лунного цикла. Год можно рассчитать по смене времен года и относительному положению солнца. Как только зенит солнца был определен, ученые могли подсчитать количество восходов/заходов солнца, которые прошли, пока оно снова не достигло своего зенита. Таким образом, древние египтяне, майя и вавилоняне, среди прочих, определили, что в году 360 дней. Тем не менее именно шумерские астрономы и математики первыми систематически разделили ход времени. Их работа получила широкое признание и распространилась по всей Евразии.

Древние цивилизации смотрели в небеса, чтобы отметить течение времени.

Десятичная система не была первой системой счета

Десятичная система сегодня является наиболее широко используемой системой счисления. Это легкодоступная система счета, учитывая, что у людей есть 10 пальцев, на которых можно считать. Таким образом, есть несколько претендентов на изобретение десятичной системы, в частности греки (около 300 г. до н.э.), китайцы (100 г. до н.э.) и индийцы (около 100 г. н.э.). Менее известно происхождение двенадцатеричной системы, хотя, по-видимому, она возникла независимо друг от друга в древних нигерийском, китайском и вавилонском языках, заметно в вере в 12 знаков зодиака. Однако всему этому предшествовали древние шумеры, создавшие свою шестидесятеричную систему в 39 г. до н.э.0378 рд тысячелетие до н.э.

Изобретение шумерами шестидесятеричной системы счисления

Первоначально шумеры отдавали предпочтение числу 60, потому что оно легко делилось. Мало того, что было мало остатков при работе с числом 60 и его кратными, остатки, которые действительно появлялись, не имели повторяющихся десятичных знаков (например, 1/3 = 0,333…), понятие, которое шумеры не могли обработать в то время. Земля Шумера была завоевана в 2400 г. до н.э. аккадцами, а затем амореями (также известными как вавилоняне) в 1800 г. до н.э. Каждая последующая правящая держава также оценила удобную для пользователя шестидесятеричную систему и включила ее в свою собственную математику. Таким образом, представление о делении времени на единицы по 60 сохранилось и распространилось на Восток в Персии, Индии и Китае, а также на Запад в Египте, Карфагене и Риме. Система аккуратно дополнила работу китайских астрономов по открытию 12 астрономических часов звезд (в основном теоретическое открытие, поскольку большинство людей жили по солнцу). Это также работало с имперскими военными стратегиями, особенно с разделением ночного дозора на несколько равных частей. Каждую ночь египтяне несли по три стражи, а у римлян — четыре.

Вавилонская табличка YBC 7289 с шестидесятеричным числом 1;24,51,10, приближающимся к √2 ( CC by SA 2.5 )

С геометрией, греческими и исламскими инновациями было обнаружено 3 не только продолжительность идеальной орбиты Земли, но и идеальное измерение окружности. Таким образом, шестидесятеричная система начала укреплять свое место в истории, став необходимой для математики и навигации (земля была разделена на градусы долготы и широты). Наконец, с изобретением часов в 1499 г.0378-й -й век, круглый циферблат был разделен на аккуратные шестидесятеричные квадранты, что давало каждой минуте 60 секунд.

Верхнее изображение: дерив; Каменная статуя Гильгамеша (CC BY 2.0), туманность NGC 1788, созвездие Ориона (CC BY 4. 0), Зодиак Дендеры (CC BY 3.0)

Керри Салливан

Ресурсы

Кулман, Роберт. «Сохранение времени: почему 60 минут?» LiveScience . Покупка, 19 апреля 2014 г. Интернет. http://www.livescience.com/44964-why-60-minutes-in-an-hour.html.

Нью-Йорк Таймс. «Изобретатели шумеров 24-часового дня». Tribune Digital — Sun Sentinel . Sun Sentinel, 27 мая 1986 г. Интернет. http://articles.sun-sentinel.com/1986-05-27/news/8601310826_1_day-and-hour-sumerians-daylight.

Связанные статьи о древнем происхождении

20 октября, 2022 — 01:55 Лекс Ли

Проверить время не всегда было так просто, как взглянуть на свой смартфон. В древние времена люди определяли время с помощью устройств, сделанных из песка, камня, теней, колес и многого другого. Один…

27 августа, 2022 — 15:00 Молли Даудесвелл

Кронос, Титан Времени, сегодня часто изображается как Отец Времени. Однако в оригинальном греческом мифе фактических связей между Кроносом и временем практически нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *