Шумеры форма правления: Общественный, государственный строй и правовая система Шумера

Тайна списка шумерских царей. Часть 1. Машина времени / Хабр

Призма Вельда-Бланделла

На рубеже четвертого и третьего тысячелетия до нашей эры на Земле возникли две первые цивилизации. В долине Нила после объединения верхнего и нижнего Египта образовалось Египетское царство, а в междуречье Тигра и Евфрата появились города-государства, объединенные общей культурой, которые мы сегодня называем Шумером. Одновременно с появлением этих цивилизаций возникли две системы развитого письма — египетские иероглифы и шумерское письмо, которое позже превратилось в клинопись.

Если древний Египет со своими памятниками всегда был на виду, то о существовании шумеров наука узнала только в середине XIX века. Проделав огромный труд и расшифровав аккадскую клинопись, историки внезапно столкнулись с неожиданной проблемой. Часть клинописных текстов никак не получалось прочитать. Знаки были те же, но смысл не складывался. Сначала грешили на тайнопись жрецов, но потом поняли, что на самом деле столкнулись с другим более древним языком, письменность которого совпадала с аккадской. Так начался новый виток расшифровки клинописи, который в итоге привел к открытию великой шумерской цивилизации.

В чем тайна?

Сейчас мы знаем, что шумерская культура ни в чем не уступала египетской. Шумеры создали первые своды законов, ввели шестидесятиричную систему счисления, изобрели колесо, выделили зодиакальные созвездия. И это только малая часть их достижений.

Шумерская цивилизация просуществовала около тысячи лет. В конце третьего тысячелетия до н.э. кочевые семитские племена амореев вторглись в Шумер и как волны потопа поглотили великую державу. 

Но шумеры удачно выбрали материал для своей письменности. Обожженные глиняные таблички оказались на редкость живучи. Конечно, четыре тысячи лет не пощадили и их, но что-то сохранилось и порою сохранилось неплохо. Записанные на этих табличках, до нас дошли невероятно странные мифы о не менее странных богах. Конечно, рассказы о богах во все времена были безумными, но шумеры, пожалуй, смогли по безумию обойти всех остальных сказителей.

Табличка с текстом мифа об «Энки и Нинхурсаг», обнаруженная при раскопках в Ниппуре (https://www.penn.museum/collections/object/347491)

«В этот день я спущусь в подземный мир. Когда я попаду в подземный мир, оплакивай меня на развалинах. Бей за меня в барабан в святилище. Обходи за меня дома богов. Разорви себе глаза за меня, разорви себе нос за меня. Наедине разорви себе ягодицы для меня. Как нищая, одетая в одну одежду и совсем одна ступит твоя нога в Екур, дом Энлиля». Фрагмент мифа “Спуск Инанны в подземный мир”.

Рельеф Берни. На нем изображена сестра Инанны Эрешкигаль

На фоне общего безумия дошедший до нас шумерских мифов отдельно стоит список шумерских царей. На КДПВ как раз призма с этим списком. Она называется призмой Вельда-Бланделла и имеет каталожный номер wb444.

Список длинный. Начинается он с перечня из восьми царей.

1-39. После того, как царство сошло с небес, царство было в Эриду. В Эриду Алулим стал царем, он правил 28800 лет. Аллалгар правил 36000 лет. 2 короля; они правили 64800 лет. Затем Эриду пал и царство перешло в Бад-Тибир. В Баде-Тибире Эн-Менлуана правил в течение 43200 лет. Эн-Менгалана правил 28800 лет. Пастух Думузи правил 36000 лет. 3 короля, они правили 108000 лет. Затем Бад-Тибир пал (?), И царство перешло в Ларак. В Лараке Эн-Сипадзидана правил 28800 лет. 1 король, он правил 28800 лет. Затем пал Ларак (?) и царство перешло к Сиппар . В Сиппаре Эн-Мендурана стал царем. Он правил 21000 лет. 1 король; он правил 21000 лет. Затем Сиппар пал (?) И царство перешло в Шуруппак. В Шуруппаке Убар-Туту стал царем. Он правил 18600 лет. 1 король, он правил 18600 лет. В 5 городах 8 королей, они правили 241200 лет. Затем нахлынул потоп.

Сразу бросается в глаза, что все цари правили невероятно долго. Кроме того правление этих восьми царей заканчивается потопом. Соответственно, возникает резонный вопрос: перед нами что-то реальное, но несколько преувеличенное или этот список продолжает безумие мифов? Среди шумерологов на это нет единой точки зрения. Одним очень хочется верить, что за фантастическими цифрами скрываются подлинные цари, а упоминание потопа — отражение какого-то реального катаклизма. Они объясняют огромные сроки желанием древних показать особую значимость царей-основателей. Но выглядит такой довод не особо убедительно. Другие полагают, что все это миф. Но и у них есть сложности с объяснением того, кому и зачем этот миф понадобился и в чем его мораль.

Но особая ценность царского списка в том, что в отличие от мифов он содержит множество вполне конкретных чисел. А значит если удастся найти рациональное объяснение, то сами числа послужат и инструментом проверки этого объяснения и его доказательством. А доказанное объяснение тайны списка, возможно, прольет свет и на историю Шумера, и на природу шумерских мифов.

Добавляет интриги то, что долгие сроки правления и случившийся в конце потоп непосредственно связывают историю шумерских царей с хорошо известной нам Библией. Самая первая книга Библии — это книга “Бытие”, или, на греческий манер, “Генезис”. Первая глава “Генезиса” описывает сотворение мира, вторая — создание рая и человека, третья — соблазнение женщины змеем и изгнание человека из рая, четвертая — убийство Авеля Каином. И наконец, пятая глава приводит список потомков Адама по линии его сына Сифа. И там точно так же, как в царском списке, перечисляются патриархи, жившие невероятно долго, а в конце появляется тот самый Ной, который в шестой главе строит Ковчег и в седьмой встречает на нем потоп. И такое совпадение не может быть случайным.

Принятое объяснение лежит на поверхности. Дескать, Ветхий Завет — это компиляция более древних текстов. Их пересказ был сделан небрежно, коверкая и искажая оригиналы. Текст собирался воедино без особого усердия. Компиляторы лишь приблизительно сохраняли исходные сюжеты, тащили одну легенду, затем другую и как-то пытались их склеить вместе.

При всей простоте и понятности такого объяснения в нем есть существенный изъян. Оно исходит из предположения, что предки были примитивны и, чего уж там, откровенно глупы. Шумерские тексты писали люди с больной фантазией и отсутствием логики, такие же странные люди спустя две тысячи лет составляли еврейскую Библию. Затем какие-то чудаки, похожие на них, восхищались ей, и только мы сейчас, поумнев, смотрим на все это со свойственным нашему уровню цивилизации снисхождением.

Но если, все же, предположить, что все не так просто и в обоих списках есть определенный смысл, то получается, что, разгадав тайну шумерских царских списков, мы получим ключ не только к шумерским секретам, но и к разгадке библейского текста.

Дополнительно усиливает интригу тот факт, что несколько дошедших до нас вариантов царских списков содержат разные сроки правления одних и тех же царей. 

И то же самое происходит с пятой главой “Генезиса”. Есть три разных источника: еврейская Библия, ее греческий перевод Септуагинта и самаритянское Пятикнижие. И во всех трех вариантах числа достаточно сильно отличаются друг от друга. Причем как и в случае царских списков, это не ошибка в одном-двух числах, что можно было бы списать на ошибки копирования, а некое сознательное изменение всей схемы.

HB — еврейская Библия, LXX — Септуагинта, SP — самаритянское Пятикнижие. Для патриархов приведены: возраст рождения сына, число лет, прожитых после рождения, общая продолжительность жизни

В итоге имеем, что либо верно простое объяснение и предки действительно были наивны и крайне неаккуратны в переписывании, либо есть некий общий смысл, спрятанный и в царских списках, и в пятой главе и мы просто пока не понимаем этот смысл.

Машина времени

Долго занимаясь древними текстами, мы знали, что очень многое в них вращается вокруг идеи самоподобия, вокруг идеи большого в малом. Основной подмеченный древними принцип самоподобия относится к обобщению понятий, когда, переходя от частного к более общему, это общее сохраняет многие свойства частного и во многом остается подобным ему. Начиная с малого, путем обобщения, древние доходили до понятия “явление”, которое включало в себя вообще все известные сущности. Поскольку от “явления” можно обратным ходом через конкретизацию прийти к чему угодно, то получалось, что все сущее имеет некие общие черты. Отсюда естественным образом вытекала идея аллегорий, что рассказ об одном может быть перенесен на другое, где и проступит его настоящий смысл.

Одна из тем самоподобия, которая прослеживается практически во всех культурах — это космос. Раз все в чем-то подобно всему, то и космос подобен многому на Земле. Особенно ярко мы это знаем по греческой мифологии, где многие боги, аллегории земных сущностей, имели свое отражение на небе. Причем небесная расстановка таких божественных созвездий передавала принципы отношений стоящих за ними земных сущностей.

Посмотрим с такой точки зрения на наш список. “Царство” спускается с небес на землю. Начинают править цари, а затем приходит потоп и все их царства исчезают. Повторите это про себя несколько раз и скорее всего все описанное удивительно начнет походить на смену дня и ночи. Сначала Солнце (царство) заходит за горизонт, затем появляются звезды, они царят на небе до тех пор, пока не придет рассвет, и тогда небо поглощает их, топя в своей синеве.

 

Идея, что потоп — это восход солнца выглядит соблазнительно. Но тогда, кто такие цари и что означают сроки их правления? Чтобы ответить на этот вопрос, мы построили машину времени и перенеслись на четыре тысячи лет назад. Сделать это оказалось не так уж сложно. Для этого понадобилось рассчитать картину звездного неба такой, какой она была во времена шумеров, рассчитать графики различных астрономических событий, наложить на них сетку правления царей и посмотреть, где найдутся какие-либо совпадения. Была написана соответствующая программа. Учитывая, что Хабр — это ресурс для технарей, я приведу основные моменты расчетов. Кому-то они могут показаться познавательными, а кого-то убедят в обоснованности дальнейших выводов.

Каталог звезд можно скачать, например, с сайта NASA. Нас в нем будут интересовать только видимые невооруженным глазом звезды. Еще во II веке до н.э. древнегреческий астроном Гиппарх разделил все звезды на шесть величин. Первая величина — самые яркие светила, шестая — находящиеся на грани видимости. Позже оказалось, что наше зрение воспринимает яркость логарифмически, то есть каждое увеличение видимой яркости на одну звездную величину соответствует увеличению реальной яркости в определенное число раз, точнее, в 2.512 раза. В результате появилось современное деление звезд по видимым величинам. Изначально в нем за нулевую величину принимался блеск Веги, позже это значение было незначительно переопределено. Кстати, Солнце имеет видимую величину −26,7, что в 400 000 раз ярче полной Луны видимая величина которой −12,74. Оба значения со знаком минус, поскольку оба этих светила несколько ярче Веги.

Упорядочим звезды в каталоге по их видимой величине и оставим только видимые невооруженным глазом.

Фрагмент звездного каталога

Координаты звезд чаще всего принято задавать во второй экваториальной системе координат. Звездное небо — это сфера, которая для наблюдателя с Земли вращается вдоль экватора. Первая экваториальная система задает положение звезд относительно земли, что неудобно, поскольку эти координаты меняются по мере суточного вращения. Вторая экваториальная система неподвижна относительно звезд, что делает их координаты постоянными. Положение каждой звезды определяется двумя величинами: склонением (dec) и прямым восхождением (ra).

Склонение  равно угловому расстоянию на небесной сфере от плоскости небесного экватора до светила. Чуть сложнее с прямым восхождением. Понятно, что это величина, показывающая положение звезды на экваториальном круге, но от чего ее считать? Поскольку земля вращается, то земные ориентиры для этого непригодны. Оказалось удобно мерить от точки весеннего равноденствия (vernal equinox).

Так как земная ось наклонена по отношению к плоскости земной орбиты, то видимый годовой путь Солнца на небе, который называется эклиптикой, наклонен по отношению к плоскости экватора. В двух точках эклиптика пересекает экватор. Это происходит в дни равноденствия, когда день равен ночи. Точка, соответствующая весеннему равноденствию, и служит точкой отсчета прямого восхождения. 

С течением времени положение звезд несильно, но меняется. Это связано с собственных движением светил. Чем ближе звезда к Земле, тем заметнее это движение. В каталоге приводятся скорости для каждой из звезд, что позволяет рассчитать их правильные координаты на любой момент времени. Но это только малая часть проблемы, связанной с получением древнего неба.

Основная сложность в том, что со временем меняется направление, в котором ориентирована земная ось. Это результат прецессии и нутации

Прецессия и нутация

Прецессия заставляет земную ось вращаться, постепенно меняя свое направление. Период этого вращения 25 765 лет. Угол наклона земной оси от оси эклиптики около 23.5 градуса, за 13 000 лет положение севера, который сейчас в районе Полярной звезды, меняется на 47 градусов. Естественно, что на интервале требуемых нам 4000 лет влияние прецессии очень заметно.

Нутация — небольшие колебания земной оси, накладывающиеся на прецессионное движение. Вклад нутации не столь велик, но он приводит к изменению самого угла наклона земной оси, что тоже стоит учитывать.

На небольших временных интервалах вклад прецессии и нутации аппроксимируются полиномами, которые хорошо справляются со своей задачей, но когда дело касается тысячелетий, приходится искать более сложные алгоритмы.

Я воспользовался статьей “New precession expressions, valid for long time intervals”, 2011, J. Vondrák, N. Capitaine, and P. Wallace. В ней любезно был приведен код для расчета матрицы поворота. Которая в свою очередь позволяет пересчитать координаты звезд на требуемую юлианскую дату.

Кстати, в астрономии в расчетах принято пользоваться юлианскими датами, и надо сказать, это сильно упрощает жизнь. Современный григорианский календарь более точно соответствует цикличности обращения Земли вокруг Солнца, но когда задача состоит в том, чтобы просто отмерить время, куда проще считать, что в году 365.25 дней и не заморачиваться с разрывами, возникающими из-за сложной системы вставки високосных лет.

В результате мы имеем звездное небо таким, как оно выглядело в 1840 году до н. э., а приблизительно так датируется призма wb444. Теперь попробуем полученный результат изобразить. Проблемы все те же, что и с земными картами, чем дальше от экватора, тем сильнее искажения. Будем помнить об этом. Обозначим звезды кружочками, радиусом которых обыграем их видимую звездную величину. Отложим по горизонтали прямое восхождение, а по вертикали склонение.

Млечный путь обозначим черным. Наша галактика “Млечный путь” имеет форму диска. Так как плоскость галактики не совпадает с плоскостью земного экватора, то на рисунке мы увидим синусоиду.

 

Все видимые невооруженным глазом звезды (до 6.5 видимой звездной величины). Центральная линия — линия звездного экватора

Теперь нам надо понять, что происходит со звездами во время суточного вращения Земли. И тут нам пригодится привязанная к Земле первая экваториальная система координат. Так как вращение происходит вдоль экватора, то склонения звезд не меняются и остаются теми же, что и во второй экваториальной системе. Значит, одну координату мы уже знаем. Теперь надо задать некую угловую координату, которая будет аналогом прямого восхождения. Для этого используют часовой угол.

Часовой угол светила — это угол между двумя плоскостями: одна содержит ось Земли и проходит через точку на Земле, где происходит наблюдение, а другая содержит ось Земли и данную точку (часовой круг, проходящий через точку). Измеряется часовой угол либо в градусах от 0 до 360, либо в часах от 0 до 24.

Помните про точку весеннего равноденствия? В ней эклиптика, то есть годовой путь солнца по небесной сфере, весной пересекает экватор. Так вот, как и звезды, она вращается, описывая за сутки полный оборот. Ее часовой угол называют местным звездным временем. Местное это время потому, что привязано к долготе того места, где производится наблюдение.

И местное звездное время, и часовые углы звезд, и их прямые восхождения — это углы, отсчитываемые вдоль экватора. Естественно, что их связывает несложная формула:

Опять же, несложно рассчитать, какой часовой угол будет у звезды в момент ее восхода или захода.  

cos 𝝎 = -tan 𝝓 × tan 𝜹

Где 𝝎 — это часовой угол, 𝝓 — широта места наблюдения, 𝜹 — склонение светила.

Арккосинус даст два значения. Отрицательное значение часового угла соответствует восходу, положительное закату. Добавив к часовому углу восхода звезды ее прямое восхождение, мы получим местное звездное время ее восхода.

Почему мы заговорили о восходах и закатах? В списке царей приведены сроки неких событий. Можно предположить, что эти сроки — это замеры временных интервалов между какими-то событиями, происходящими в течении ночи. А самое очевидное для наблюдения — это время появления какой-либо звезды над горизонтом и момент ее захода за горизонт.

Посчитаем время восхода и заката для всех восходящих звезд. Сделаем это для широты 31.3 градуса. Именно на этой широте находится город Ларса, где была найдена призма wb444. Изобразим результат. Для этого отложим по горизонтали, например, звездное время восхода. По вертикали же изобразим положение звезды на горизонте Земли в этот момент. Нулевым значением будем считать направление на восток, сверху сделаем север, снизу юг. Для этого вычислим азимут восхода (Aвосход). 

cos A = –sin δ/cos φ Aвосход = 360° – А

Азимут отсчитывается от севера. Но чтобы было нагляднее перейдем к отсчету от востока.

В результате мы получим временную развертку появления звезд на горизонте вместе с картиной того, в каком направлении этот восход происходит.

Видно, что по сравнению с предыдущей картиной синусоида млечного пути сильно исказилась. Это связано с тем, что время восхода для звезд, имеющих одинаковое прямое восхождение, будет разным в зависимости от их склонения. Ниже картина звездного неба, сделанная с длинной экспозицией. На ней видно, что для наблюдателя на Земле звезды вращаются вокруг оси, проходящей через северный полюс.

Линия звезд с одинаковым часовым углом

Линия, отходящая от полюса, показывает место звезд, имеющих одинаковый часовой угол. Видно, что, если одна из звезд уже взошла, то другая может быть еще глубоко за горизонтом.

Теперь надо понять, когда восходит и заходит Солнце в течение года. Для этого надо узнать экваториальные координаты Солнца на каждый из дней. Зная их, можно рассчитать звездное время восхода и захода по тем же формулам, что и для остальных звезд.

Солнце двигается по кругу эклиптики со скоростью около 1 градуса в сутки, делая полный оборот за год. В эклиптических координатах его склонение 0°, а прямое восхождение меняется в течение года от 0° до 360°.

Зная эклиптические координаты, можно получить экваториальные и наоборот. Для этого используются формулы перевода координат, основанные на идее вращения единичного вектора, записанного в декартовых координатах.

При этом надо иметь в виду, что угол наклона эклиптики надо брать не современный, а на требуемую нам историческую дату. К счастью, пакет программ, выполнявших расчет прецессии земной оси, вычислил для нас и новое положение оси эклиптики.

В итоге можно получить требуемые времена солнечных восходов и заходов. Но есть небольшая сложность. Так как орбита Земли не круговая, а эллиптическая, то двигается Земля по ней неравномерно. Так же неравномерно перемещается для наблюдателя с Земли и Солнце по эклиптике. Быстрее Солнце движется около 3 января (приблизительно 1° 1‘ в сутки), а медленнее – около 3 июля (57’ за сутки). Это приводит к тому, что весна и лето продолжаются 186 суток, а осень и зима – 179 суток.

Чтобы внести соответствующие поправки, надо применить уточненное уравнение восхода солнца

Саму идею расчета понять несложно. Если считать, что Солнце двигается равномерно, то его долгота на эклиптике в момент весеннего равноденствия — 0, в день она увеличивается на 1/365.25 градуса и за год проходит полный круг. Поправки призваны учесть эллиптичность орбиты и слегка подправить долготу в каждый из дней года. Основной вопрос: как понять, с какой фазы начинается отсчет? Для этого используют уже упомянутую нами юлианскую дату. Для удобства использования сегодня берут n, которое дает отсчет от 1 января 2000 г. В 2000 году равноденствие было на 79 день от начала года. Поэтому, рассчитывая на нашу древнюю дату и беря начало отсчета дней от равноденствия, J* можно брать как 79 + день от равноденствия — долгота места / 360.

Ниже звезды до пятой величины. По горизонтали время восхода, по вертикали положение на восточном горизонте (сверху север, снизу юг). Красные вертикальные линии — границы дня. Горизонтальная черная линия — ночь. Границы приведены на день весеннего равноденствия.

В этот момент стоит проверить себя и убедиться, что в расчетах нет ошибок. Я для этого сверялся с проектом starCharts, который кроме самого движка и интерфейса имеет подробное описание используемой математики.

Теперь пришла пора задуматься о том, что же мы, собственно, хотим увидеть. Сначала я полагал, что, возможно, в списке царей речь идет о самых ярких звездах, восходящих в течении ночи. Была идея гелиакических восходов звезд и их дат в течение года. Но все идеи, связанные со звездами, не понравились тем, что сроки правления в списке царей приведены достаточно грубо. Они указаны в сарах и нерах, один сар — 3600, нер — 600 единиц.  Первый царь правил ровно 8 саров (28800 лет), второй ровно 10 саров (36000 лет) и так далее. Общий срок 66 саров и 6 неров. То есть точность порядка 1/60. В проекции на небо это дает неоправданно высокую погрешность в 6 градусов, странную и недопустимую для звезд. О чем тогда еще может идти речь?

Есть веские основания полагать, что шумеры были достаточно искушены в астрономии. Они знали про эклиптику и про то, что Солнце перемещается по небу, повторяя из года в год один и тот же путь. Именно шумеры выделили на небе созвездия, лежащие на пути Солнца, и дали им имена. Они же создали календарь, который хотя и был лунным, но, судя по всему, синхронизировался с солнечным годом посредством астрономических наблюдений.

Созвездия, лежащие на пути Солнца, называются зодиакальными. Эклиптика пересекает 13 таких созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Змееносец со Скорпионом имеют близкую эклиптическую долготу, поэтому когда говорят о знаках зодиака, то оставляют только созвездие Скорпиона.

Принято считать, что представление о зодиакальных созвездиях, известное нам сегодня, сформировалось в Древней Греции в IV веке до н.э. во времена Евдокса Книдского. При этом известно, что еще до греков схожие представления были у вавилонян.

Самый достоверный источник относительно вавилонских знаний об астрономии — это каталог звезд MUL.APIN. Самый древний его текст сохранился в копии 7-го века до н.э. на паре табличек. В них приведена разнообразная астрономическая информация и в том числе перечислены звезды и созвездия на пути Луны. А поскольку путь Луны очень близок к эклиптике, то список включил в себя всех вавилонских предшественников зодиакальных созвездий.

Кроме того, известен так называемый ниппурский календарь. Первое упоминание об этом шумерском календаре относится к XXIV веку до н.э. В этом календаре 12 месяцев и, что важно для нас, прослеживается связь названий этих месяцев с названиями вавилонских зодиакальных созвездий.

Можно предположить, что вавилонские созвездия сохранили в себе многие черты более ранних шумерских. Главное, что сам принцип деления пути Солнца на 12 приблизительно равных частей был введен шумерами и остался неизменным, перекочевав в зодиакальные созвездия. Скорее всего описанные греками зодиакальные созвездия, форма которых близка к современным, не сильно отличались от созвездий, придуманных шумерскими астрономами.

Именно зодиакальные созвездия как нельзя лучше подходят на роль царей, у которых правление одного сменяется правлением другого. Мы не знаем точных границ шумерских созвездий, но, как мы предположили ранее, во многом они могут походить на современные. Попробуем “примерить” царский список к зодиакальным созвездиям.

Есть три основных параметра для настройки. День года, он изменяет время восхода и заката Солнца и, соответственно, продолжительность ночи. Масштаб сетки царей. Чтобы наложить линии царей на ось, которая измеряется в часах, надо найти коэффициент, который переводит сроки правления в эти часы. Сам коэффициент будет указывать, сколько мифических лет содержится в одном часе. Ну и, кроме того, следить можно либо за восходом звезд, глядя на восток, либо за их закатом, глядя на запад.

Напомню, что по горизонтали откладывается время восхода или заката звезд, по вертикали их положение на горизонте в этот момент. Оставим только звезды зодиакальных созвездий. Выделим каждое созвездие своим цветом.

Зодиакальные созвездия (восход) и линии царей для дня летнего солнцестояния.

Пока ничего интересного не видно, но мы пока еще и не начали поиск совпадений. К чему приведет этот поиск и какие тайны раскроют нам шумерские цари я расскажу во второй части. Но если вы хотите ответов прямо сейчас, то ниже видео, где я подробно рассказываю обо всем этом. В этом видео нет математики и оно вышло немного эмоциональным, но возможно кому-то такой формат как раз и зайдет.

Тайна списка шумерских царей. Часть 2. Плуг судьбы

Тайна списка шумерских царей. Часть 3. Зодиак

Алексей Редозубов (2021 год)

Гневное сердце разъяренного бога.

Умершие цивилизации кажутся навсегда застывшими, но шумеры и аккадцы продолжают «писать» свои таблички, считает востоковед, профессор СПбГУ Владимир Емельянов. В январе он обнаружил клинописную табличку — возможно, с самым первым упоминанием о дне рождения человека. Пока статья об этом тексте XXIV века до нашей эры готовится к печати в «Вестнике СПбГУ», востоковед рассказывает, почему в древних мифах нет мистики, чем были замечательны древние шумеры и на какие вопросы о Междуречье до сих пор нет ответа.

 — Чего мы еще не знаем о культуре древней Месопотамии?

— Если говорить о наиболее общих проблемах ассириологии, то их по-прежнему немало. В настоящее время найдены и раскопаны далеко не все города, упомянутые в клинописных текстах. Большие проблемы существуют до сих пор в области хронологии. Связаны они с датировкой событий III —начала II тысячелетия до н.э. Синхронистических таблиц этого времени нет, а вариантов хронологии три. Хронология ранней бронзы (длившейся до II тыс.

до н.э.) определяется по нескольким астрономическим маркерам, указанным в клинописных текстах. Особое значение имеют наблюдения за гелиакическим восходом Венеры в эпоху вавилонского царя Аммицадуки, зафиксированные на табличке XVII века до н.э. В зависимости от интерпретации возможны три варианта соотнесения восьмого года правления Аммицадуки с юлианским календарем. Мы условно принимаем среднюю хронологию, согласно которой восьмой год Аммицадуки это 1639 год до н.э. Но возможны и альтернативные мнения, отстоящие от этой даты примерно на 64 года в разные стороны

Лицевая и оборотная стороны глиняной таблички времен правления Аммицадуки. Расписка об обмене рабов на масло. Британский музей / CС BY-NC-SA 4.0

Особенность науки о Древнем Востоке по-прежнему заключается в том, что мы можем много сказать о жизни большой группы людей и очень мало — о жизни отдельного человека. Как только беремся изучать человека, оказывается, что все мы знаем недостаточно хорошо. Мы не знаем, сколько лет жили цари — известно только число лет их правления.

Тем более нам неведом средний срок жизни простых людей древней Месопотамии. Судя по костякам, найденным на немногочисленных сохранившихся кладбищах, это 30—40 лет. У нас большие трудности при переводе некоторых царских имен, не говоря уже о переводе названий чиновничьих должностей. До нас не дошли подробные описания военных сражений. Мы ничего не знаем о поведении людей дома. Что они делали? Как принимали гостей? Переодевались ли в домашнее или ходили как на улице? Как жили в домах своих хозяев рабы, каков был режим их дня? Вроде бы простые вопросы, а ответов нет.

До нас не дошло ни одного изображения месопотамской семьи, то есть отца, матери и детей вместе. А ведь в Древнем Египте создавались десятки таких семейных портретов. Почему? Шумеры и вавилоняне не ценили семью? Трудно сказать. Но судя по тому, что родители могли продавать своих детей в рабство, пожалуй, семья не имела для них такой уж высокой ценности.

Что касается языка, то недостаточно изучен до сих пор шумерский синтаксис. Многие знаки шумерской клинописи пока не прочитаны точно. Мы не знаем, как они звучали и каково может быть их значение. И, разумеется, не решена основная проблема шумерологии — проблема генетической классификации шумерского языка. Все попытки найти его родственников пока безуспешны.

Нам кажется, что шумеры, вавилоняне и ассирийцы до сих пор продолжают писать.

Мы до сих пор не знаем всего корпуса клинописных текстов на шумерском и аккадском языках, потому что каждый год приносит новые находки. Во-первых, множество фрагментов табличек хранится в различных музеях мира и еще не издано. Во-вторых, таблички постоянно поступают к ученым из частных коллекций. В-третьих, раскопки в Ираке и Сирии ежегодно дарили десятки новых текстов. К сожалению, из-за войны они пока не ведутся. В поле работают черные копатели, и сотни ценнейших артефактов расходятся по неизвестным владельцам, минуя музеи. Поэтому нам кажется, что шумеры, вавилоняне и ассирийцы до сих пор продолжают писать.

На сегодняшний день известно около миллиона глиняных табличек на множестве языков древнего Ближнего Востока — на семитских (аккадский, эблаитский, угаритский), индоевропейских (хеттский, лувийский, палайский, древнеперсидский), языках неизвестного происхождения (шумерский, эламский, хурритский, хаттский, урартский). Есть также таблички эллинистического времени, на которых аккадские слова записаны греческими буквами. На Месопотамию приходится чуть больше половины от всех известных клинописных табличек.

Лицевая сторона шумерской глиняной таблички с записью о количестве серебра, около 2500 лет до н.э. Британский музей / CС BY-NC-SA 4.0

— Тогда что уже известно?

— Если говорить об истории, то мы вообще не можем сказать, что какие-то вопросы решены раз и навсегда. Можно поручиться только за парадигмы глагольных форм (и то не для всех эпох истории клинописных языков) и за хронологию I тысячелетия до нашей эры. Сегодня достоверно известен грамматический строй языков. Мы достаточно хорошо читаем вавилонскую и ассирийскую клинопись, знаем все варианты слогового и понятийного чтения знаков. Мы также знаем последовательность правления царей, социальную структуру городов, основные виды и жанры текстов, имена и функции богов, некоторые мифы и ритуалы.

За последние тридцать лет было опубликовано множество текстов нового, неизвестного ранее жанра. Это клинописные комментарии и пояснительные тексты. Они создавались при школах и комментировали как отдельные слова, так и целые фразы. Объяснялись и названия месяцев, и названия праздников. Часто давалось краткое описание ритуалов. Потом археологи стали находить медицинские предписания на разные месяцы года и личные гороскопы. Из них стало известно, например, что не рекомендовалось рожать ребенка в месяце нисане (март—апрель) и существовали специальные снадобья и заговоры, которые позволили бы доносить ребенка до следующего месяца, который считался благоприятным.

А почему нельзя в нисане рожать? Потому что этот мартовско-апрельский ребенок, как сказано в тексте, в будущем «размечет ногами дом своего отца». Он слишком агрессивен и не считается с традициями. А почему он таков? Ответ на этот вопрос следует искать уже в новогоднем ритуале нисана. На четвертый день этого месяца читается эпос о сотворении мира, герой которого — бог Мардук — уничтожает все старшее поколение богов, а самую старую богиню Тиамат расчленяет надвое и создает из ее частей новый мир. И составители комментария, сопровожденного текстом заговора и описанием ритуала, полагали, что любой ребенок, родившийся во время Мардука, заимствует его черты. Но теперь зададимся следующим вопросом: а почему так агрессивен Мардук в месяце нисане? И тут нужно обращаться уже к явлениям природы, характерным для Месопотамии в марте—апреле. В первую очередь, это половодье, которое изображалось в литературных текстах как гневное сердце разъяренного бога, сметающее все на своем пути. Родителям весеннего ребенка, называемого особым словом «Нисану» — «нисаненок», рекомендуется принести жертву богу реки и усмирить его. Тогда и ребенок будет тише.

Таким образом, ничего мистического в тексте об удержании родов нет. В нем проводится ассоциация от поведения природы в определенном месяце к поведению человека, родившегося в этом месяце. Эту клинописную премудрость мы только-только начинаем постигать. И нам помогают в этом не методы психологии, религиоведения или социологии, а традиционные для ассириологии методы филологического и источниковедческого изучения текстов.

Хотя нужно признать, что психология в последнее время резонирует с публикациями ассириологов. В ней появилось такое направление, как хронопсихология — психология времени, и две науки намерены встретиться при изучении общих проблем. Например, в биологии и психологии стали изучать влияние сезонов года на поведение и даже на срок жизни человека. А вавилоняне задумались об этом гораздо раньше.

Табличка из медного сплава с изображением божеств (Мардук — крайний слева) и записью о даре храму бога Набу, 800—700 лет до н.э. Британский музей / CС BY-NC-SA 4.
0

— Что ученым удалось понять о сущности культуры древней Месопотамии?

— На территории нынешнего Ирака в эпоху бронзы и железа жили люди разного происхождения, говорившие на неродственных языках, называвшие себя одним народом, свободно решавшие свои дела на общинных собраниях, выбиравшие и снимавшие царей, легко изучавшие новые языки, открытые всем идеям и техническим новациям. Для них не существовало вопросов «крови и почвы», в их религии не было догматизма, они легко включали культы чужих богов в состав своих городских пантеонов. Они постоянно учились новому и не ограничивали своего восприятия традиционными установками. Больше всего на свете их интересовало развитие жизни как таковой во всех ее формах и проявлениях. Они старались во всем подражать природе, чтобы попасть в резонанс и тем самым задобрить ее силы. Их волновало соответствие коллективного поведения поведению природы в данный момент времени. Поэтому каждый день года был для них священным и сопровождался жертвами какому-либо явлению природы или чтимому герою.

Можно сказать, что жители древней Месопотамии, будучи свободными социально и ментально, чувствовали большую психологическую зависимость от мира, существовавшего до появления первых людей. Интересно, что развитие их познаний не снимало, а только усугубляло эту зависимость.

Причиной упадка цивилизаций древнего Ирака стало отсутствие государственных границ и пограничных войск, отсталость хозяйственного уклада (речная цивилизация, земледелие-скотоводство в эпоху ремесла и морской торговли) и бесконечные войны с соседями, истощившие материальные и человеческие ресурсы.

— А какие представления о древней Месопотамии сегодня устарели?

— Устаревшей сегодня считается теория рабовладельческой формации стран Древнего мира. Повсеместно было обнаружено, что рабы не были основным производительным слоем населения и выполняли преимущественно надомную работу. А основная тяжесть хозяйства ложилась на плечи свободных общинников-земледельцев. Устарела также теория восточного деспотизма, согласно которой правители Древнего Востока обладали абсолютной, ничем не ограниченной властью.

Исследования последних пятидесяти лет показали, что верховная власть контролировалась городской общиной и отдельными политическими группами (так называемыми партиями), ставленниками которых были многие цари.

Можно также сказать, что представления о царях-реформаторах древней Месопотамии, господствовавшие в науке с начала прошлого столетия, тоже постепенно ушли в область истории науки. Так называемые реформы с идеологической точки зрения оказались возвращением к прежним временам, когда социальное неравенство не было столь сильным. И задачей царей, которых ошибочно называли реформаторами, было обеспечение социальной справедливости под знаком соблюдения неких «исходных норм», установленных богами. Но на практике, конечно, осуществлялась новая политика, поскольку в истории никуда нельзя вернуться.

Кстати, от представления о древних культурах как о неизменных, подчиненных замкнутому циклу, наука отказалась еще до Второй мировой войны. История всех народов мира подчиняется законам физики. В частности, термодинамической «стреле времени», идущей всегда в одну сторону — только вперед. Не существует ни одного общества с полностью циклическим развитием, хотя историки постоянно находят в деталях исторического процесса повторяющиеся явления.

— В чем была уникальность шумерской культуры? Что в ней современному человеку может показаться странным или удивительным?

— На этот вопрос есть абсолютно точный ответ: уникальна, странна и непонятна гуманность шумеров. В их текстах не упоминаются человеческие жертвоприношения, смертные казни, культ крови, любые виды и формы насилия. Это очень странно на фоне всего, что демонстрировали культуры других народов Древнего мира. Можно также задуматься о странности постоянного обращения шумеров (а впоследствии и вавилонян) к небу и небесным светилам за решением любого насущного вопроса. Астрология вышла именно из древней Месопотамии.

Еще одной уникальной чертой шумеров было негативное отношение к посмертной жизни. Она казалась им в высшей степени непривлекательной. Настолько, что шумерский герой Гильгамеш был готов на любые подвиги, лишь бы никогда не умирать. Жители древней Месопотамии были по своему мировоззрению эмпириками и целиком полагались на жизненный опыт. Так вот, копая и вспахивая землю, они видели, что под землей темно, сыро и грязно. Вода там тухлая, еды нет никакой. Что же хорошего может ждать человека, если он ляжет в землю? А представлений о бессмертной душе у них не было.

Глиняная табличка из сборника астрономических текстов, около 500 лет до н.э. Британский музей / CС BY-NC-SA 4.0

— Какие вопросы касательно Месопотамии остаются нерешенными? Можно ли на них ответить при имеющемся массиве источников?

— Главное в нашей работе — уметь правильно задать предмету вопрос. Один и тот же источник может давать ответы на принципиально разные вопросы. Можно использовать хозяйственную табличку для прояснения вопросов о рационах работников храма, а можно изучать ее как источник по истории религии или по хронологии. Связано это с тем, что почти в любой хозяйственной табличке есть указания на месяц и праздник, по случаю которого выданы продукты, упомянуты имена богов, а в конце стоит год правления царя. Точно так же можно использовать литературный текст, чтобы изучить историю древнего города. Например, изучать собрание богов в вавилонском эпосе, чтобы понять, как было устроено в тот же период городское собрание.

Однако есть такие вопросы, на которые мы никогда не получим ответа, потому что наши источники не догадывались о значимости каких-то аспектов повседневной жизни. Они их пропускают. Есть также вопросы мировоззрения, которые мы задаем источникам в силу нашей современной философской образованности. Но источник не получил нашего образования, поэтому он молчит. Лучше всего задавать источнику детские вопросы. То есть самые простые, даже наивные вопросы. И чем древнее памятник, тем лучше он на них ответит.

Занимаясь текстами, в которых упомянут праздник богини Бау, связанный с миром мертвых, я случайно наткнулся на табличку с жертвами по случаю дня рождения дочери царя Лугаланды. И тогда я поставил прямой детский вопрос: справляли ли шумеры дни рождения людей? Задав поиск на определенные слова в сетевых базах данных, я получил исчерпывающий ответ: да, но только новорожденных, только при одном царе и только в одном городе. В следующий раз о днях рождения задумались уже в эпоху, современную греческому полису, когда вавилонские астрологи составляли гороскопы детей богатых родителей. А потом из вопроса о днях рождения возник вопрос по поводу обозначения возраста людей. И там все тоже оказалось нетривиально.

Рисунок таблички из храма богини Бау. Изображение: Cuneiform Digital Library Initiative

— Какие новые методы используются сейчас в изучении древних цивилизаций, которых не было у востоковедов раньше?

— Ассириология пользуется методами всех филологических и исторических наук, то есть методами лингвистики, текстологии и источниковедения. Если говорить о методах, которых не было раньше, то они связаны с появлением сетевых баз данных по клинописным текстам и клинописных сетевых словарей www. sumerian.org. Теперь мы можем задавать поиск по словам и словосочетаниям и получать относительно полную статистику по текстам всех эпох истории Месопотамии. Это позволяет обнаруживать общие формулы в текстах из разных музеев и делать выводы о принадлежности текстов к одной писцовой традиции или к одной исторической эпохе. Мы можем проследить по базам данных жизнь целых семей и династий, таблички которых раньше нужно было десятилетиями собирать в разных библиотеках и музейных собраниях.

— Какие наиболее известные открытия по истории Месопотамии произошли в последнее время?

— Если говорить об источниках, то это доступ к коллекции клинописных текстов норвежского миллиардера Мартина Скейена, содержащей несколько сот уникальных артефактов. Сегодня эта коллекция публикуется отдельными томами. В ней представлены тексты всех жанров, причем в хорошей сохранности. Можно также отметить находку библиотеки литературных текстов в городе Мари, библиотеку Сиппара, библиотеку Телль-Хаддада (в древности — Метуран). На территории Сирии были обнаружены очень старые клинописные тексты из города Телль-Бейдар (в древности — Набада). Если говорить об открытиях, то филологические открытия делаются каждый год, но тихо, буднично и повседневно. Открытия делаются и в области истории науки. Например, в истории астрономии. В прошлом году Матью Оссендрейвер опубликовал поздневавилонский текст, в котором при расчете перемещений Юпитера использован фактор времени и построена геометрическая фигура — трапеция, моделирующая процесс движения планеты. Это уникальное открытие, очень много дающее для понимания истории человеческого сознания.

— Отличается ли российская школа шумерологии от европейской и американской?

— Поскольку шумерология — это часть ассириологии, то будем говорить именно об ассириологических школах. У всех национальных школ единый метод. Мы одинаково читаем клинопись и одинаково знаем исторические факты. А вот предметы исследования могут быть разные. Для американцев характерны крупные достижения в области лексикографии. Весь ученый мир пользуется их словарями и изданиями шумеро-аккадских силлабариев. Европейской школы как таковой нет — есть школы разных стран Европы. Во Франции преобладает интерес к политической истории древней Месопотамии и Сирии. В Италии изучают лексику текстов на языке Эблы — города в Сирии, находившегося под культурным влиянием шумерских городов-государств. В Германии больше занимаются грамматикой. В Англии и Голландии любят сюжеты, связанные с религией, — ритуалы, заговоры, мифологию. Что касается России, то в прошлом веке у нас больше всего занимались положением рабов и социально-экономической историей. В этом нам равных не было. Хорошо были поставлены и лингвистические исследования. Изучение литературы, искусства и религии оставалось на периферии историко-лингвистических штудий, проводившихся узкими специалистами в области истории и культуры древней Месопотамии.

Владимир Емельянов рядом со статуей шумерского правителя Гудеа в Лувре. Фото из личного архива Владимира Емельянова

Сейчас ситуация изменилась. Ассириологией в России стали заниматься и специалисты по сравнительному семитскому языкознанию, и лингвисты дальнего родства, и историки ближневосточной периферии месопотамской культуры (то есть малоазиатских и сиро-палестинских городов), и даже историки астрономии. Теперь хорошо бы подтянуть исследования в области истории религии и мировоззрения, а также, например, изучение поэтики литературных текстов.

 Евгения Щербина

Правительство — ДРЕВНИЙ ШУМЕР

Социальные классы Древнего Шумера

Древние шумеры были первыми создателями настоящего организованного правительства. Типом их правления была монархия. Было двенадцать городов-государств. У каждого был свой король и стиль жизни. У короля/правителя были советники, которые помогали ему в его правлении. Тогда царей называли лугалами. Короли отвечали за строительство зданий / храмов, поддержание границ города и ирригационных систем, а также за соблюдение закона. Во время войны король возглавлял армию. Хотя король много сделал и обладал большой властью, они не могли действовать как диктаторы. По мере того как правительство становилось все более сложным, король нанимал кого-то, кого называли писцом. Писец собирал налоги и вел учет для правительства. Были священники, которые были крупнейшими землевладельцами и иногда становились писцами у короля. В некоторых городах-государствах священники заседали с советом старейшин. Совет старейшин обладал большой властью и иногда конфликтовал с королем. Эти жрецы были очень могущественны, потому что они были единственными, кто знал волю богов. Все граждане должны были платить налоги. Метод, который правительство использовало для сбора налогов, заключался в том, чтобы взять определенное количество урожая, которое они могли либо продать за деньги, либо прокормить свои войска.

Сквирк утверждает, что «шумерское правительство было основано на монархии».

(http://www.skwirk.com.au/p-c_s-14_u-472_t-1285_c-4932/VIC/8/Government/Ancient-Sumer-Part-A/Ancient-Sumer/History/)

Правительство было создано для организации труда. Это повлияло на шумеров в экономическом и социальном плане. Экономически, потому что это заставило граждан работать вместе, чтобы построить лучшую экономику и построить дороги и каналы для торговли и коммерции. Что касается социального, это повлияло на них, заставив их работать вместе и зарабатывать на жизнь. Worldhistoryfame утверждает, что «правительство было создано для организации труда».

Классовая структура шумеров располагалась следующим образом:

  • Царь/правитель, первосвященники, чиновники
  • Младшие жрецы, писцы, торговцы, художники
  • Крестьяне-земледельцы
  • Рабы

Ancientsumer.blogspot говорит, что классовая структура древних шумеров состояла только из четырех социальных классов. . Есть две причины, по которым священники занимают такое высокое положение в социальных классах. Одна из причин в том, что они были единственными, кто знал, какова воля богов. Другая причина заключается в том, что в ранние дни шумерской цивилизации жрецы часто становились королями своего города-государства.

    Религия и правительство часто пересекались в цивилизации древних шумеров. Основная причина этого заключается в том, что короли применяли не только политические законы и стандарты, но и религиозные законы и стандарты. Много раз до того, как правительство стало более сложным и продвинутым, короли обычно были священниками. Поэтому религия сильно навязывалась. Тогда короли как бы несли «традицию» преподавания религии в правительстве.

Сквирк говорит, что короли городов-государств занимались религией и политикой.

(http://www.skwirk.com.au/p-c_s-14_u-472_t-1285_c-4932/VIC/8/Government/Ancient-Sumer-Part-A/Ancient-Sumer/History/)

Необычное правительство Древней Месопотамии

Правительство: И в Шумере, и в Вавилоне было необычная форма правления, довольно близкая к Ранняя форма демократии. Был король и дворяне, которые издавали законы и объявляли войну и решали, как чтить богов. Потом было собрание мудрецы, избранные народом, которые могли отменить царя и сказать, что это нехороший закон, избавьтесь от него; или собрание может сказать, что мы не хотим идти на войну, так что прекратите. Каждый город-государство имел своего короля и собственное собрание. Правительство было совсем иначе, однако, в древней Ассирии.

Шумерские законы: Насколько нам известно, шумеры не записывали свои законы. король издал закон, и все должны были его изучить и соблюдать. Если бы вы нарушили закон Шумера, вас бы наказали. За каждое нарушение устанавливалось наказание. Если ты что-то украл, тебя наказывали соответственно тому, что ты украл. Если вы оскорбляли богов, вас наказывали. Все знали, что это за наказание, так что нельзя было сбежать, сказав, что ты не знаешь. Дело в том, что шумеры были организованы в города-государства. Каждый город-государство имел собственную королевскую семью, собственную армию и собственный король и собрание народа. Итак, король в одном городе-государстве мог бы принять закон, и довольно скоро, если бы это был хороший закон и вокруг все города-государства приняли тот же закон. Итак, хотя они были отдельными городами-государствами и воевали друг с другом все время у них также были почти такие же законы и наказания, культура, городские образ жизни, язык и религия. Люди могли свободно перемещаться из город в город для торговли, а также для жизни.

Вавилонские законы: По мере ослабления шумерских городов-государств Вавилон взял верх. Некоторое время древний Вавилон правил всей Месопотамский регион на юге. Правительство и законы Вавилона были подобны правительству и законам Шумера. Был король и другие вельможи, которые правили с помощью народного собрания. законы Вавилона были взяты из законов Шумера. Каждый предполагалось, что они должны знать и соблюдать законы. К следить за тем, чтобы законы исполнялись всеми, один из царей Вавилонский царь Хаммурапи написал законы на камне таблички, чтобы, будь они богаты или бедны, со всеми обращались одинаково под властью закон. Большинство этих законов были взяты из шумерского права.

Сборка в Древний Шумер и Вавилон: 90 051 В обоих древних Шумерах и в древнем Вавилоне цари не были богами. Короли были смертными, так же, как обычный человек. В этом, по крайней мере, все люди были равны в этих древних цивилизациях. Короли были так же нетерпеливы и так же ответственен за то, чтобы боги были счастливы, как и обычные люди. Таким образом, для этих первых людей имело смысл, что Совет старейшин, собрание мудрецов (называемое Собрание), должны быть избраны так, чтобы народ имел кто-то, чтобы проверить, чтобы убедиться, что то, что они планировали это не прогневало бы богов. Король добивался одобрения своего действия из этой сборки, как и все остальные. собрание может сказать королю: «Нет, король, ты не можешь этого сделать». Что прогневал бы богов». И король не стал бы этого делать. Даже боги должны были добиваться одобрения собрания. Боги не на самом деле появиться перед собранием (и разве это не было бы ловкий трюк!) но собрание обсуждало, как боги должны вести себя и устроиться на небесах — какой бог мог жениться на ком и у кого какая работа.

Ассирийские законы: Совсем иначе обстояло дело в древней Ассирии. Ассирия была могущественной военное государство в северной Месопотамии (на территории современной север Ирака).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *