Без шума и глины: как шумерские боги решали проблемы человечества | Статьи
Одна из первых мировых цивилизаций, возникшая около IV тыс. до н.э. в Древней Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, подарила нам, в числе прочего, идею разделить год на 12 месяцев, сутки — на 24 часа, час — на 60 минут, а минуту — на 60 секунд (а вероятно, и неделю — на семь дней). Однако этого мы бы никогда не узнали, если бы не шумерская клинопись, позволявшая «не только передавать имена и вести экономический учет, но и создавать литературные произведения». Именно об этом пишет Юлия Чмеленко. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели специально для «Известий».
«Шумерские мифы. От Всемирного потопа и эпоса о Гильгамеше до бога Энки и птицы Анзуд»
Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 208 с.
Самое известное из шумерских произведений, «Эпос о Гильгамеше», найденный британским археологом Джорджем Смитом в 1872 году в руинах ассирийской столицы Ниневии, подробно пересказывается в книге Чмеленко. Эпос наглядно иллюстрирует сделанное шумерами наблюдение: всемогущие боги, управляющие человеческой жизнью, так же капризны, непредсказуемы и непоследовательны, как сами люди. Возникновение смертных людей объясняется там кризисом перепроизводства богов, которых становится очень много, но изнурительный труд им претит, поэтому они решают создать людей в качестве обслуживающего персонала: «Сырьем для создания человека послужили глина, а также божественные слюна, плоть и кровь».
Фото: mann-ivanov-ferber.ru
Юлия Чмеленко
Поначалу люди смиренно выполняют свое предназначение («трудиться на бессмертных: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами»), однако в божественный план вкрадывается непредвиденная недоработка: «Прошло время, и людей стало так много, что производимый ими шум мешал отдыху богов». Разгневавшийся на шумных людей высокопоставленный бог Энлиль решил извести человечество под корень, наслав на него мор и болезни, чуму и язву, засуху и голод, а в конце концов и всемирный потоп (многие библейские сюжеты, как замечает Чмеленко, гораздо раньше уже встречались в шумерской литературе).
Только благодаря мудрости самого либерального бога Энки удалось спасти часть человеческого обслуживающего персонала на специальном корабле, построенном героем Атрахасисом (он же Зиусудра — двойное наименование многих персонажей связано с тем, что шумеры в какой-то момент были завоеваны аккадами, давшими богам и героям семитские названия). Вскоре боги смирились с необходимостью терпеть людишек: «После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам, а численность людей решили впредь держать под контролем — с помощью болезней, тяжелых родов и детской смертности».
Многие звучные имена шумерских богов, упомянутые в книге Чмеленко, знакомы современному читателю по творчеству Виктора Пелевина. Так, богиня плодородия, любви, но в то же время и войны Иштар, хотя и без отчества «Борисовна», как в романе «Empire V», выступает одним из самых колоритных персонажей шумерской мифологии. Это неугомонная женщина, с которой всё время происходят захватывающие приключения. Похождениям главного женского божества шумеро-аккадского пантеона посвящена в книге отдельная глава, живописующая присущие Иштар «коварство, непостоянство, распущенность и предательство». Чмеленко описывает дерзкую авантюру Иштар с похищением у бога Энки священных табличек с божественными законами, управляющими миром, а также несколько комичный случай с одним садовником, который не устоял перед красотой богини, слишком крепко заснувшей под деревом, и воспользовался ситуацией, но в итоге никакой кары так и не понес.
Фото: ЛитРес
Завершает книгу на юмористической ноте приложение, где приводятся «тексты Эдубы» — назидательный раздел шумерской литературы для юношества, а также народные притчи, пословицы и поговорки. Практически все животные в шумерских баснях глупы и самонадеянны, включая и царя зверей: «Лев в большинстве историй представляется как могучий хищник, чьи поступки не нуждаются в оправдании. Однако его может одурачить простая коза. Так, однажды лев поймал беззащитную козу, но животное предложило в обмен на свободу отдать хищнику свою подругу — овцу. Лев согласился и довел козу до загона, нырнув в который, она сообщила хищнику, что в этом месте не бывает овец».
Своего рода манифестом гендерного равенства можно считать остроумный шумерский аналог русской поговорки «из огня да в полымя»: «Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову». Шумеры явно знали толк в абсурдистском юморе, судя по пословице «Не отрубай голову тому, у кого она уже отрублена», да и вообще понимали тщету всего сущего, философски относясь к бесконечной человеческой погоне за земными благами: «Тот, у кого много серебра, может быть, и счастлив, тот, у кого много ячменя, может быть, и счастлив, но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно». В финале Юлия Чмеленко подводит итог шумерской мудрости: «Как видим, пословицы и поговорки жителей Месопотамии наполнены юмором и проницательностью, и многие остаются актуальными до сих пор». Трудно не согласиться — за несколько тысячелетий, прошедших после расцвета и гибели шумерской цивилизации, базовые компоненты человеческой психологии не претерпели радикальных изменений.
В Судане найдено древнее изображение семи планетарных божеств
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
04.02.2020 15:44
Поделиться
Денис Передельский
Dr Magdalena Laptas / PCMA
Польские археологи, работающие на территории Судана, обнаружили остатки средневековой церкви с сохранившемися внутри фресками, на которых изображены семь планетарных божеств.
Как сообщает Nauka w Polsce, остатки храма были обнаружены в местечке под названием Банганарти. На фресках изображены, видимо, архангелы. Однако изображения выполнены в соответствии с древними дохристианскими традициями, а именно в соответствии с символикой, ведущей свою историю из Месопотамии.
«Это церковь имеет необычную планировку, — говорит археолог Магдалена Лаптас. — В восточной части она украшена фресками с семью планетарными божествами. Это уникально не только для долины Нила, но и в целом для христианской архитектуры».
Древний автор, вероятно, хотел изобразить семерых архангелов. В изображении прослеживается библейский сюжет, связанный с архангелом Рафаилом. Например, в «Книге Товита» описывается, как Рафаил принял облик обычного юноши и помогал в пути праведному Товии. Только в конце пути он признался: «Я — Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят перед величием Господа».
Однако древний мастер изобразил христианских архангелов в виде семи планетарных божеств, которые почитались шумерами из древнего Аккада и Вавилона. В качестве богов они чтили семь планет, видимых невооруженным глазом — Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру, Сатурн, Солнце и Луну. Последние два небесных тела, как нам понятно сейчас, шумеры отнесли к числу планет ошибочно.
Семь планетарных божеств в Месопотамии были главными богами пантеона. Им посвящали храмы, в их честь устраивали церемонии. Именно тогда возникла вера в то, что положение планет на небе в момент рождения ребенка определяет его дальнейшую судьбу. Тогда же появилось и расхожее выражение: «он рожден под счастливой звездой».
Точный возраст фресок в найденной церкви пока не установлен. Некоторые данные указывают на то, что изображения появились в XIV веке. По оценкам ученых, храм мог действовать на протяжении всего существования города Банганарти. Это был важный христианский центр на территории Нубии в период от VI до XIV века. Там располагалось могущественное царство Макурия, которое долго давало отпор нашествию арабов.
Традиция, связанная с семью божествами, просуществовала много тысячелетий, она передавалась от цивилизации к цивилизации. Например, в Египет знания о семи планетах проникли после завоеваний Александра Великого. Греческие астрономы в Александрии дали семи планетам имена своих богов, а после завоевания Египта Римом планеты были названы именами семи римских богов.
«Архангелы тоже считались хранителями людей с момента рождения и до самой смерти, после чего становились их проводниками в загробной жизни, — говорит доктор Лаптас. — Благодаря своим крыльям они могли свободно парить в небе. Сходство архангелов с планетарными божествами видно даже в их умении управлять стихиями, как это описано в «Апокалипсисе» святого Иоанна. Звук трубы каждого из семи архангелов вызывал катаклизмы».
Поделиться
Музеи и памятникиНаукаСудан
Шумерская семерка: высшие боги шумерского пантеона
Обновлено 27 апреля, 2019 — 15:13 dhwty
Шумерская религия была политеистической по своей природе, и шумеры поклонялись множеству божеств. Эти божества были антропоморфными существами и должны были представлять природные силы мира. Некоторые из этих божеств также имели своих двойников в религии других месопотамских народов. Было подсчитано, что божества в шумерском пантеоне исчислялись сотнями или даже тысячами. Тем не менее, некоторые боги и богини занимают более важное место в религии Шумера и, таким образом, могут считаться главными божествами шумерского пантеона.
Шумерский Пантеон. ( Fredsvenn)
Шумер: колыбель цивилизации
Шумеры были первым известным народом, поселившимся в Месопотамии более 7000 лет назад. Расположенный в самой южной части Месопотамии между реками Тигр и Евфрат (современный Ирак), Шумер часто называют колыбелью цивилизации. К 4-му тысячелетию до нашей эры здесь сложилась развитая система письменности, зрелищных искусств и архитектуры, астрономии и математики. Аккадцы последуют за шумерами, заимствовав их культуру, создав новый собственный язык и создав первую в мире империю.
Шумеры были одной из первых известных культур, разработавших множество ориентиров, которые используются для определения «цивилизации». Им приписывают создание сводов законов, плуга, парусной лодки и лунного календаря. Они также разработали числовой система, основанная на числе 60, которое до сих пор используется для измерения секунд и минут. Однако, вероятно, самым известным наследием является их система письма. Шумеры изобрели одну из самых ранних систем письма, известную как клинопись или клиновидные символы. Таблички были затем высушивают на солнце, чтобы сохранить текст. Сохранились сотни тысяч этих табличек, открывающих окно в шумерскую культуру, экономику, право, литературу, политику и религию.
Расположенный в месте, которое древние греки называли Месопотамией, что означает «земля между реками», Шумер представлял собой набор городов-государств или поселений, которые также были независимыми государствами, некоторые из которых просуществовали 3000 лет. Примерно с 3500 г. до н.э. шумеры начали строить города-крепости, в том числе Ур, столицу цивилизации. В каждом из этих городов были общественные здания, рынки, мастерские и передовые системы водоснабжения, и они были окружены деревнями и землями для сельского хозяйства. Первоначально политическая власть принадлежала гражданам, но по мере усиления соперничества между различными городами-государствами каждый из них принял институт королевской власти.
Считалось, что каждый город-государство находится под властью местного бога или богини, и их храмы доминируют в городской архитектуре. Шумеры считали, что их боги несут ответственность за все, что касается естественного и общественного порядка.
Художественная иллюстрация Месопотамии (Jeff Brown Graphics)
Ан: Первый шумерский владыка небес
Самый важный бог в шумерском пантеоне — Ан (известный аккадцам также как Ану). Ан считался богом неба и изначально считался владыкой небес или верховным божеством шумерского пантеона. Позже руководящая роль Ана была либо разделена, либо передана другим богам. Тем не менее, он сохранил свое значение и продолжал пользоваться уважением. Например, когда другие божества достигли известности, говорят, что они получили anûtu (что можно перевести как «сила»), что показывает, что возвышенный статус Ана сохранялся, даже несмотря на то, что он был заменен другим богом в качестве верховного божества.
- Оставившее впечатление: раскрытие запутанной истории шумерских цилиндрических печатей
- Происхождение человека согласно древним шумерским текстам
- Шумеры: их история, культура и характер -2600 г. до н.э. ( CC BY-SA 2.0 )
Энлиль: Второй шумерский царь богов Ки. Энлиль взял на себя роль своего отца как царя богов. В некоторых шумерских мифах Энлиль изображался как своего рода бог-творец. Его главной супругой была Нинлиль, богиня южного ветра, а Нинурта был сыном Энлиля и Нинлиль.
В единственной сохранившейся шумерской легенде о сотворении мира говорится, что Энлиль разделил своих отца и мать, положив тем самым начало творению.
Энки: шумерский создатель человека
Энки был еще одним важным божеством шумерского пантеона. Аккадцам и вавилонянам он был известен как Эа. Шумеры ассоциировали Энки с мудростью, магией и заклинаниями, и он был одним из трех самых могущественных богов шумерского пантеона, двумя другими были Ана и Энлиль.
Энки приписывают создание человечества, а также он был, согласно шумерской мифологии, его защитником. Именно Энки, например, предупредил Зиусудру о потопе, который боги намеревались наслать, чтобы стереть с лица земли человеческий род. Возможно, из-за его роли бога-защитника Энки был довольно популярным и любимым богом среди шумеров.
Изображение шумерского бога Энки . Современная репродукция детали печати Адда (ок. 2300 г. до н.э.) ( Public Domain )
Инанна: шумерское национальное достояние
Основываясь на литературных текстах, оставленных шумерами, можно сказать, что самым популярным божеством шумерского пантеона была Инанна (известная ассирийцам и вавилонянам как Иштар). Во многих самых известных и наиболее часто копируемых шумерских историях, мифах и гимнах можно найти Инанну, играющую заметную роль. К ним относятся Нисхождение Инанны , Дерево Хулуппу , и Инанна и Бог Мудрости .
Именно из этих текстов нам сегодня известна природа этой богини. Инанне поклонялись как богине сексуальности, страсти, любви и войны.
- Энхедуанна: верховная жрица Луны и первый известный писатель в мире
- В древнем Шумере обнаружен новый захватывающий древний храм
- Врата Иштар и божества Вавилона
Рельеф «Королева ночи». Изображенная фигура могла быть аспектом богини Иштар (шумерское: Инанна) месопотамской богини сексуальной любви и войны. ( Общественное достояние )
Шумерская семерка
Помимо Ана, Энлиля, Энки и Инанны, были еще три божества, которые составляют семь самых важных богов и богинь шумерского пантеона. Один из них — Уту, бог солнца и бог справедливости. В ранний период шумерской истории Уту считался братом-близнецом Инанны. Другим важным божеством была Нинхурсаг, которой поклонялись как богине-матери. Поэтому она ассоциировалась с плодородием, природой и жизнью на земле.
Кроме того, Нинхурсаг была защитницей женщин и детей, особенно беременных и маленьких детей. Последним из этих семи важных шумерских божеств является Нанна, бог луны и мудрости. Этот бог иногда считается отцом Инанны. Его важность заключается в той роли, которую он сыграл во время акта творения.Шумерский хаос Монстр и Солнечный Бог ( Общественный домен )
Верхнее изображение: Ассирийский 8 -й век до н.э. .gvsu.edu, 2017.
Шумерский миф. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://faculty.gvsu.edu/websterm/SumerianMyth.htmhistory-world.org, 2017. Шумерские боги и богини. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://history-world.org/sumerian_gods_and_goddesses.htmoracc.museum.upenn.edu, 2011. Древние месопотамские боги и богини. [В сети]
Доступно по адресу: http://oracc.museum.upenn.edu/amgg/Spar, I., 2009.
Месопотамские божества. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.metmuseum.org/toah/hd/deit/hd_deit.htmwww.mesopotamia.co.uk, 2017. Боги, богини, демоны и монстры. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.mesopotamia.co.uk/gods/explore/main.htmlСвязанные статьи о древнем происхождении
25 марта, 2023 — 00:00 Робби Митчелл
За время относительно короткого существования нашего вида мириады впечатляющих цивилизаций поднялись до огромных высот только для того, чтобы рухнуть в анналы истории. От древних египтян…
14 марта, 2023 — 16:00 Джоанна Гиллан
Язык — это мощный инструмент, который позволяет нам общаться друг с другом во времени и пространстве. Благодаря языку мы можем делиться своими историями, идеями и культурой с другими. В этом…
12 марта, 2023 — 19:52 Джоанна Гиллан
Шумерский зиккурат представлял собой возвышающееся ступенчатое сооружение, построенное в древней Месопотамии более 4000 лет назад.
Они были построены шумерами, одной из первых цивилизаций человечества…
20 февраля, 2023 — 14:00 Nathan Falde
Достигнув кульминации поисков, которые продолжались в течение последних нескольких лет, группа археологов, связанных с Британским музеем, наконец обнаружила давно потерянные останки…
30 июля, 2022 — 02:00 Джоанна Гиллан
Из множества невероятных артефактов, обнаруженных в местах в Ираке, где когда-то стояли процветающие шумерские города, немногие были более интригующими, чем список шумерских царей. Древний…
23 апреля, 2022 — 23:14 Лекс Ли
Древний город Ниппур — один из самых интересных священных городов Ближнего Востока. Сейчас Ниппур известен только как полуразрушенный доисторический город, когда-то он был признан важным религиозным центром…
10 самых важных шумерских богов
Шумеры, одна из первых цивилизаций, благословивших Землю, объединились и поселились в древней южной Месопотамии (современный юго-центральный Ирак) около 3500 г.
до н.э.
Как и большинство древних цивилизаций, шумеры пришли к выводу, что почти каждое земное явление, антропологический аспект и астрономическое событие так или иначе контролируется невидимыми божествами. Это породило более 3000 шумерских богов и богинь.
На протяжении тысячелетий шумеры разветвлялись на аккадцев, а затем и на вавилонян, при этом основная мифология претерпевала от незначительных до масштабных изменений.
Содержание
Религия в Древней Месопотамии
Между большинством современных религий и шумерской религией было много заметных различий, помимо вышеупомянутого политеизма.
Основы месопотамской религии
В то время как большинство современных религий прочно укоренены в идее вечного бога, превосходящего само понятие времени, шумеры считали, что их первичные боги произошли от союза между богиней Намму — шумерской богиней то, что считалось «изначальным морем» или солеными водоемами, и ее партнер Энгур, который был не божеством, а олицетворением того, что считалось подземным океаном пресной воды, называемым Абзу или Апсу .
Эти существа породили Ана, бога «неба», который удваивался как небо, и Ки, который представлял Землю.
Затем Ан и Ки спарились и родили Энлиля. Энлиль был известен как бог дождя, ветра и бури, и именно он отделил небеса от земли и проложил путь для жизни, какой мы ее знаем, став в процессе также богом земли.
Однако дело было не только в небе и земле; был еще Нижний мир или Кур , которая была мрачной, темной, подземной версией Земли, которая была домом для каждой умершей души, независимо от их действий на живом плане.
Важно помнить, что записи тех далеких времен часто ненадежны, и что существует много совпадений между божествами в отношении того, кем они являются богами или богинями. Например, хотя Энгур был первоначальным олицетворением Абзу, позже было объявлено, что Энки, который был ему чем-то вроде пасынка, отвечал за всю воду, а еще позже — за Абзу считался божеством сам по себе в вавилонской версии событий.
Человеческая природа шумерского бога
Одним из самых ярких примеров отличия шумерской религии от современной является абсолютная человечность древних месопотамских богов.
Шумерский миф гласит, что, хотя почти каждый шумерский бог был могущественным существом со сверхъестественными способностями в своем распоряжении, они были далеки от того вида всемогущего верховного божества, к которому мы привыкли благодаря иудаизму, христианству и исламу.
Ни одно божество в шумерском пантеоне богов не было выше ошибок, и эти ошибки и оплошности часто рассматривались как параболические уроки. Кроме того, эти божества изображались либо человеческими по форме, либо, по крайней мере, антропоморфными. Они также нуждались в еде, воде и крове, как и люди, которые им поклонялись. Тем не менее, они были гигантскими по размеру и заставляли людей чувствовать физическое беспокойство и страх, если смотреть на них.
Однако не только их способности отделяли их от людей. Члены месопотамского пантеона были бессмертны, и пока они находились над Преисподней, вокруг них была «аура», называемая 9.0009 меламму , который описывался как свечение, мгновенно отличающее их от простых смертных.
Более того, они также предназначались для неторопливой жизни и обращения с ними в лучшем случае как с причудливыми хозяевами, зловеще присутствующими вне поля зрения и звука как темпераментные надсмотрщики людей. Не существовало «справедливой» системы кармического обмена, как это было в более поздних религиях — средний месопотамский бог мог исполнить трудное желание или забрать жизнь по своему усмотрению, даже если человек, о котором идет речь, был набожным поклонником и хороший человек.
Такие несоответствия также были обычным явлением, когда речь заходила о том, чем бог был богом, когда несколько богов отвечали за один аспект космоса, а сфера деятельности одного божества менялась с течением времени.
Концепция божества-покровителя
Другой интересной концепцией, распространенной в шумерской цивилизации, была концепция божеств-покровителей. Каждый из их крупных городов поклонялся другому богу как главному местному божеству. Например, жители Урука почитали бога Ана и богиню Инанну, в то время как жители Ниппура считали Энлиля своим божеством-покровителем, а Эриду считал Энки самым главным.
Однако это было сделано не случайно, поскольку божество-покровитель города определяло его силу и значение в регионе, а бог города поднимался по рангу в мифологии в соответствии с возвышением самого города.
Таким образом, события в месопотамском пантеоне были неразрывно связаны с событиями в реальном мире, породившими легенду. Прихожане каждого города шли в главный храм, чтобы отдать дань уважения главному богу. Эти храмы начинались как не более чем сложные здания, но по мере того, как строительство становилось все более продвинутым, они были преобразованы в массивные зиккураты, вавилонские пирамиды и дом для религиозных традиций и праздников.
Важнейшие древние шумерские боги
Пантеон, насчитывающий более 3000 шумерских богов и богинь, огромен. Но из этой огромной группы некоторые выделяются своим значением для шумерской религии и мифологии.
Намму — Богиня Первозданного Моря
Одна из самых почитаемых женских божеств в ранней месопотамской религии, Наммуга родила Ана и Ки — богов неба и земли.
Она была воплощением первобытного моря, сыгравшего важную роль в сотворении мира, а также считалась богиней-матерью.
Символ, обозначающий ее имя, такой же, как тот, который используется для обозначения Энгура, ее супруга и олицетворения мифического подземного пресноводного океана, известного как Абзу . Считается, что Намму имел большее значение в более ранние времена, но, поскольку письменных свидетельств того времени нет, это невозможно сказать с уверенностью.
В более поздние времена Энгур был по существу вытеснен Энки, шумерским богом воды, мудрости, воды и ремесел, с которым мы встретимся позже. Одна версия мифа гласит, что когда Энлиль предложил Намму идею создания людей, она сказала ему, что может создать таких существ с помощью Энки, который также был ее сыном. Другая версия приписывает эту идею самой Намму.
В любом случае, она обратилась за помощью к Энки, чтобы создать глиняную фигурку по образу самих богов. Затем она превратила его в живого, дышащего человека с помощью семи богинь, включая Нинмах, которая играла роль акушерки.
Ан – Бог неба
Ан, шумерское божество, правившее небом, было самым важным богом и самым важным божеством в религии в целом. Несмотря на его положение в мифологической иерархии древнего Шумера, визуальных его изображений почти не сохранилось, а письменные расплывчаты и непоследовательны.
Единственным последовательным аспектом любых визуальных изображений является его символ, которым была рогатая шапка. Бог неба или неба, он же был богом-покровителем города Урук. По сути, верховный владыка всех богов и смертных согласно месопотамской религии.
Ан был и братом, и мужем Ки, богини Земли, и в некоторых моментах считался де-факто отцом всего творения. В некоторых случаях его называли супругом Намму. Ан взял под свой контроль небеса и отделил небо от Земли, когда Энлиль встал между собой и Ки, что позволило создать вселенную.
В отличие от современного представления о рае, шумерское небо было, по сути, небом, где жили некоторые боги. Сюда входили вышеупомянутый бог воздуха Энлиль, богиня воздуха Нинлиль, бог луны Нанна и бог солнца Уту.
Другими его детьми, в зависимости от версии мифа, были Энки, Никикурга, Нидаба, Баба и даже Инанна и Кумарби.
Высший эшелон богов шумерской религии был известен как Ануннаки. Группа состояла из 7 богов: Ан, Энлиль, Энки, Ки/Нинхурсаг, Нанна, Уту и Инанна.
Ки — Богиня Земли
Названная в честь самой Земли, Ки была прямым потомком Намму. Вместе с Аном она создала часть растительности планеты, а также родила Энлиля и других богов, известных под общим названием Аннунаков .
После того, как первый отделил Ана от Ана, Ки остался на Земле, чтобы править доменом. Позже она вышла замуж за своего сына Энлиля, и они вдвоем приступили к созданию всех растений и животных на планете. В какой-то момент она также была супругой Энки и имела троих детей: Нинурту, Ашги и Панигингарру.
Хотя она подробно упоминается в шумерских мифах, некоторые сомневаются в ее статусе божества, поскольку в древних записях не так много упоминаний о ней. Также не было создано культа для поклонения ей, и говорят, что она такая же сущность, как богини Нинмах, Нинхурсаг и Нинту, среди прочих.
Согласно древней печати, она была изображена как женщина с длинными руками, в традиционном одеянии и рогатом шлеме. Будь то божество или нет, она сыграла важную роль в создании вселенной, а также людей и человеческой цивилизации. Ее храмы были найдены в Ниппуре, Мари и в ряде других мест под разными названиями.
Энлиль — бог воздуха
К настоящему моменту Энлилю не требуется особого представления. Бог воздуха, дождя, бури и даже Земли, Энлиль, возможно, создал жизнь, спарившись со своей матерью, но позже он женился на богине Нинлиль, от которой он породил богов Нинурту, Нанна и Уту, среди прочих.
Божеству-покровителю города Ниппур были даны имена «отец», «создатель», «господин», «великая гора», «бушующая буря» и «царь чужих земель».
Значение Энлиля было огромно, поскольку он, как говорили, был существом, которое даровало царство королям, и силой, стоящей за большинством аспектов вселенной. На самом деле, легенды говорили о том, как он заставил Нанну и Уту осветить небо после того, как был недоволен тьмой в своем небесном доме.
Столкновение в тоне между его именами не исключение. Многочисленные древние тексты описывают его как агрессивного, враждебного бога, в то время как другие называют его добрым, дружелюбным и доброжелательным существом, защищавшим шумеров.
Последние описания подкрепляются рассказом о том, как Энлиль и Энки приказали богам Лабару и Ашнану прийти на Землю, чтобы те дали скот и зерно ее обитателям.
Последователи культа его имени поклонялись ему в храме Экура, что примерно переводится как «горный дом». До сих пор сохранились руины храма. В Ниппуре была найдена небольшая статуэтка Энлиля, изображающая его в виде бородатого мужчины, сидящего на троне.
Несмотря на то, что символом Энлиля была рогатая корона, в данном случае рогов не видно — хотя это, вероятно, результат тысячелетнего повреждения.
Энки — Бог Воды, Мудрости, Искусств, Ремесел, Мужского Плодородия и Магии
Один из четырех богов, которым приписывалось творение, Энки был в первую очередь богом пресной воды и, как говорят, наполнил Тигр и реки Евфрат с водой и морской жизнью.
В результате визуально он был изображен бородатым мужчиной в типичном для того времени одеянии — в комплекте с рогатой шапкой — сидящим, с протекающими ручьями и рыбой вокруг него. В отличие от большинства главных богов, Энки не жил на небе, земле или в преисподней; он жил в Абзу .
Первой супругой Энки была Ки, но в данном случае ее всегда называли Нинхурсаг. У него также были отношения с Дамкиной, Нинсар и Нинкуррой — его дочерьми. Он был отцом еще троих детей — Мардука, Утту и Нинти.
Хотя некоторые другие боги имели относительно большую долю поддержки, насколько свидетельствуют сохранившиеся записи, вклад Энки в легенды был, возможно, не менее значительным, если не более значительным.
Занимаясь всеми видами знаний, искусства, ремесел, магии и заклинаний, Энки — также известный как бог Эа — был вовлечен почти во все умные аспекты жизни в древней Месопотамии.
На самом деле, шумерская поэзия упоминала о нем как о человеке, глубоко озабоченном человеческой цивилизацией в целом.
Работа Энки, бога-покровителя города Эриду, заключалась в том, чтобы наделить правителя земли знаниями, навыками и интеллектом. Однако он был далек от автономности, так как его действия почти полностью диктовались Энлилем, а Энки был чем-то вроде агента казни.
Однако, в отличие от Энлиля, Энки почти всегда был добр к людям, казаясь мудрее и миролюбивее своего хозяина. В некоторых источниках также говорится, что это был не Энки, а Абзу , которому жители Эриду поклонялись как олицетворению запаса пресной воды.
Инанна — богиня женского плодородия, любви и войны
В то время как Намму, возможно, считалась более высокой в более ранних формах религии, шумерская богиня Инанна, несомненно, была самым важным женским божеством в истории древней Месопотамии. одна из самых почитаемых богинь всех древних цивилизаций. .
Говорят, что она контролировала женскую фертильность, сексуальную любовь, размножение и войну. Она была катализатором как жизни, так и смерти, осыпая цивилизацию благословениями, когда была довольна.
Дочь Энлиля и сестра-близнец Уту, у нее был еще один брат по имени Эрешкигаль, которая была богиней, отвечающей за Преисподнюю. Она также была покровительницей Урука, где позже была известна как Иштар в вавилонской версии событий. Другие известные культовые центры включают Агаде и Ниневию.
Одним из ключевых моментов ее истории был роман с Думузи, богом пастухов, и то, как она стала причиной его смерти. Согласно мифу, она позволила демонам подземного мира забрать его после того, как он не смог показать удовлетворительный уровень печали при ее собственном спуске в царство Пустоты.
Однако позже она также почувствовала жалость и позволила ему присоединиться к ней на небесах на полгода — хотя и за счет того, что его сестра заменит его на это время.
Этот миф прекрасно описывает личность Инанны: похотливую, жестокую и мстительную. . Было известно, что она сопровождала своего любимого короля в битвах в форме планеты Венеры, утренней звезды или вечерней звезды.
В результате ее символом всегда была звезда с восемью или шестью лучами, а поскольку Венера исчезает из поля зрения из-за ее близости к солнцу, шумеры связывали два вида планеты с дихотомией личности Инанны.
На древней печати того периода Инанна была изображена с несколькими видами оружия наготове за спиной, рогатым шлемом, крыльями и с ногой на льве, которого она держала на поводке. Говорят также, что богиня разработала свод законов, которые сформировали свод законов и этикет в этом районе.
Эрешкигаль — Богиня Преисподней
Из четырех планов существования в шумерских мифах Преисподняя, также известная как Кигал или Иркалла, была самой угнетающей.
Населенный демонами, богами и мертвецами, им правила богиня смерти и мрака — Эрешкигаль. Богиня была замужем за Нергалом, богом войны, смерти и болезней. Она была старше своей более бойкой сестры Инанны, страстно ненавидела ее и была хладнокровной королевой, которая проводила в жизнь закон, согласно которому никто не может покинуть подземный мир, не оставив себе замену.
Когда Инанна посетила Преисподнюю, Эрешкигаль раздели ее догола к тому моменту, когда она пересекла семь врат ада, и превратила ее в труп.
Однако Инанна спланировала это заранее, сказав своему визирю Ниншубуру сообщить высшим богам, если она не вернется вовремя. Хотя боги Нанна и Энлиль отказались прийти ей на помощь, старый добрый Энки бросился в бой и попытался извлечь Инанну из царства Нижнего мира. Однако это было бы невозможно сделать, не оставив замену, и именно тогда Инанна выбрала Думузи, чтобы он остался вместо нее, расстроенный тем, что он недостаточно оплакивал ее потерю.
Гула — богиня исцеления
В отличие от Эрешкигаль, шумерская богиня исцеления пользовалась гораздо более яркой репутацией в регионе.
Гула также была известна как Нинисина, Нинтинуга, Нинкаррак и Меме. Ее называли покровительницей врачей, и, как говорили, она владела медицинским оборудованием, таким как скальпели, травяные лекарства и бинты.
Неизвестно, кем был ее муж, но то ли бог войны Нинурта, то ли бог растений Абу. С одним из них или с каждым из них она родила Даму и Ниназу, богов исцеления. Младший бог Даму также обладал способностью изгонять демонов, и о нем было написано много шумерских поэм.
Гула также была известна как богиня собак и других животных, и это увековечено в ее изображениях с собакой, вырезанных на пограничном камне того периода. Ее популярность резко возросла в первые дни существования Вавилона, и в конечном итоге она стала главным божеством исцеления цивилизации. Культовым центром Гулы была Умма, но ее популярность распространилась на Адаб, Ниппур, Лагаш, Урук и Ур. Ее основные храмы назывались Эсабад и Эгалмах.
Нанна — Бог Луны
В отличие от многих других крупных пантеистических обществ, таких как древние египтяне или древние ацтеки, главным астральным богом шумеров был не бог солнца, а бог луны Нанна, также известный как Син.
Потомок воздушных божеств Энлиля и Нинлиля, Нанна нес ответственность за освещение темного неба, которое, как говорили, было разделено на три купола над плоской Землей, каждый из которых был сделан из драгоценного вещества. Он разбросал по небу звезды и планеты и вместе со своей женой Нингаль родил Инанну и ее брата-близнеца Уту.
Говорят, что сам Энлиль обручил двух божественных существ. Как ни странно, Нанна также считалась богом скота, потому что их рога напоминали полумесяц. Нанна также был отцом бога огня Нуску и одним из доверенных лиц Энлиля. Как и его сын Уту, Нанна был полон решимости судить о добре и зле из-за своего всевидящего положения.
Божество-покровитель Ура, главным храмом Нанны был Экишнугал, который много раз перестраивался или реставрировался разными правителями. Другими учреждениями, посвященными ему, были храм Куригалзу I и зиккурат под названием Элугалгалгасиса. В его культе принцессы были жрицами, которым поселили в здании под названием Гипар. Есть даже свидетельства существования культов, которые считали Нанну главным богом. Нанна изображался в виде бородатого мужчины, сидящего на троне с символическим полумесяцем в небе.
Уту — Бог Солнца, Истины и Справедливости
Уту был олицетворением сияния и тепла солнца — неизменного и вечного. Своей живительной энергией Уту также помогал расти растениям.