Шлем у рыцарей как называется – Как называется шлем средневекового рыцаря

Содержание

Типы шлемов

 

 Каркасный шлем (нем. Spangenhelm — шпангенхельм) — тип сегментного шлема на каркасе, распространённого в Европе, преимущественно у германцев, руси в раннем Средневековье.


Впервые появился в Азии, попал в Европу через юг современной России и Украину с сарматами и персами (скифы).
Каркас составлялся из бронзовых или железных полос, и покрывался медными или роговыми пластинами, или обтягивался кожей, или склёпанными металлическими листами. Так же каркас мог оставаться непокрытым. Шлем мог снабжаться наушами, назатыльником, личиной. Встречаются шлемы с украшениями в виде животных, которые могли иметь у германцев квазигеральдическую функцию.
Каркасные шлемы использовались народами, проживавшими в землях Германии, Швеции, Британии, Италии, Франции, на Балканах. В Европу, скорее всего, пришли с востока. Возможно, что применялись только знатью.

Вендельские шлемы — группа шлемов, распространённых в Северной Европе в так называемую Вендельскую эпоху (VI—VIII в.н. э.).
 

 

 

 

 

 

 Коппергейтский шлем (вторая половина VIII века)
Применялись, в основном, англосаксами и скандинавами. Хотя имеются находки и в других частях Европы. По конструкции можно назвать разновидностью каркасных шлемов; вендельские шлемы обычно имели полусферическую тулью и разнообразное устройство. 
Вендельские шлемы, как правило, основывались на каркасе, устроенном из металлических полос. К нему прикреплялись, например, подтреугольные пластины, либо полосы, либо арочные пластины, либо иначе. Известен даже шлем из Ультуны, тулья которого состоит из корзинообразно сплетённых металлических полос. Спереди шлемы могли снабжаться наносником, полумаской или личиной. Большинство шлемов в длину больше, чем в ширину, то есть рассчитаны на долихоцефалов.

Топхельм, или топфхельм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm/англ. Grand Helm — большой, великий шлем) — европейский тип шлемов, появившийся во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо воина. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции. Важной деталью классического топхельма являлись две длинные металлические полосы, скреплявшие пластины, из которых был склёпан шлем, которые располагались на лицевой части в форме креста. 
Топхельм давал хорошую защиту, но из-за дороговизны и ограниченности обзора использовался преимущественно рыцарской кавалерией. Достаточно широко использовался до конца XIV века. Впоследствии турнирных модификаций дал начало так называемой жабьей голове.

Большой шлем, кюбельхельм (Kübelhelm) поздняя разновидность горшкового шлема, надевавшаяся поверх другого шлема, и опирающего на плечи.

 

 

 

 

 

 «Сахараная голова»(Sugarloaf) поздняя разновидность горшкового шлема, отличающаяся остроконечной макушкой с которой лучше соскальзывал удар, но которая мало подходила для крепления геральдической нашлемной фигуры. По некоторым предположениям, некоторые варианты сахарной головы могли иметь забрало, чьё наличие не доказано (по альтернативной гипотезе — это не забрало, а наклёпанная пластина лицевого усиления).

 

 

 Цервельер (англ. cervelliere, нем. hirnhaube). Этот шлем использовался в XII—XIV веках. Представлял собой железный полусферический шлем, плотно облегавший голову, похожий на каску. Никаких элементов защиты лица не имел, разве лишь редкие шлемы дополнялись наносниками. Мог носиться поверх кольчужного капюшона незнатными воинами. Цервельеры могли снабжаться подкладками из рядов ткани, между которыми был амортизирующий материал. Есть мнение, что цервельеры носила знать под топфхельмами. В начале XIV века вытесняются бацинетами. Тем не менее, с некоторыми модификациями, цервельер имел ограниченное применение до начала 16 века.
В 16 веке цервельеры часто использовались в качестве секретной защиты под модными в то время беретами с пером. В сочетании с другими незаметными доспехами, такими как укрепленные полотняные куртки, владелец был хорошо защищен так также в гражданской одежде от покушений и атак.

Капеллина (Шапель) — шлем XIII — первой половины XV века. Эти шлемы своим внешним видом напоминали шляпу, поэтому солдаты их так и называли — «айзенхут» (нем. Eisenhut), что в переводе с немецкого и означает «железная шляпа». В других странах, во Франции и в Италии, их называли соответственно «шапель» и «капеллино», то есть «шляпа». 
Они представляли собой цилиндрические, цилиндро-конические или полусферические изголовья с приклепанными к ним довольно широкими и слегка опущенными книзу полями, которые могли защитить не только саму голову, но также отчасти и плечи. Эти шлемы были удобны прежде всего тем, что хорошо защищали пешего воина от ударов кавалерийского клинкового оружия. Кроме того, они оказались хорошо приспособлены для защиты воина во время штурма укрепления от падающих камней, поленьев или песка. В таких случаях капеллины использовали иногда даже рыцари.
Применялся он вплоть до начала XVI столетия. Более поздние капеллины стали изготавливаться уже не клепаными, а из цельного куска металла. Нередко шлем делали так, что с его помощью можно было закрыть и верхнюю часть лица, для чего поля делались несколько более опущенными и широкими, а спереди в них проделывались смотровые щели или специальные вырезы, которые образовывали как бы отверстия для глаз и наносник. Иногда капеллину дополняли металлическим нашейником, который закрывал и нижнюю часть лица. Особенно это было характерно для конных воинов.
В Польше существовали шлемы, представлявшие собой смесь капеллины и ерихонки. Это был шлем с полусферической тульёй, полями, наносником, назатыльником и наушами. Вероятно, он был модификацией капеллины, поэтому сохранил название (польск. Kapalin). Позднее от этого типа перешли к ерихонкам с полусферической тульёй — поля заменили на козырёк, однако старое название укоренилось и перешло в другие языки. Наряду с ним применялось название «шишак».

Бацинет (Bascinet) появляется в 1330—1340 года, представляя собой полусферическую каску. Независимо от своего вспомогательного использования в дополнение к большому шлему, бацинет постепенно развился в полный самостоятельный защитный доспех. Впоследствии он трансформируется в шлем с оттянутой назад затылочной частью.

Бацинеты конца XIV века (особенно итальянские образцы) имеют почти прямую заднюю стенку. Бацинеты различают по виду забрала: забрало типа «хундсгугель» (нем. «собачья морда») представляет собой сильно вытянутое вперед конусовидное забрало. Различны также и способы крепления забрала. Оно может крепиться двумя петлями по бокам шлема или одной петлей в лобной части шлема. Эта типично                                                 немецкая черта бацинетов получила название «klappvisor».
Последнее усовершенствование заключалось в усилении защиты горла, которое бармица защищала недостаточно надежно, эта часть была закрыта железным подбородником. Так появился большой бацинет (Grand-bascinet).

 

 

 

 

 Барбют — тип шлема, появившегося в Италии во второй половине XIV века. Применялся в Европе в XIV—XV веках. Форма была «заимствована» у древних коринфских шлемов. Этот шлем закрывал почти всю голову, имея на уровне лица лишь небольшой по площади T-образный либо Y-образный вырез, поэтому классифицируется, как открытый шлем. Это не сильно ухудшало видимость и дыхание. Основное отличие барбютов — нащёчники, являющиеся также и наушами, и назатыльником. Шлем мог дополняться бармицей или бувигером.

 

 

 Салад (от фр. salade, в свою очередь произошедшего от итал. Celata). Группа шлемов (конца XIV — начала XV) ведущая своё происхождение от бацинетов. Различные по форме (от похожих на каску, до похожих на шляпу), но имеющих в качестве общей черты наличие назатыльника (особенно длинного у германских салладов). Также продольного ребра жёсткости, нередко (но не обязательно) превращающегося в настоящий гребень.
Изначально возникнув в Италии, салады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские салады второй половины XV века, стали прототипами немецкой каски.

Армет(итал. Armet) — закрытый рыцарский шлем XV-XVI века. Характерной чертой этого шлема являлся подбородник, состоящий из двух раскрывающихся половинок, в закрытом положении соединяемых штифтом. Оснащался ронделем (диском на затылочной части), служащим для защиты ремня дополнительного подбородника (чехла), также мог снабжаться кольчужной бармицей. Имел характерное острое забрало (так называемый «воробьиный клюв»). Обычно использовался в комплекте с итальянским «миланским» доспехом, в 16-ом веке стал использоваться в Германии с «максимилиановскими» латами. В это же время подбородник из двух частей заменяется цельным, сидящим на одной оси с забралом — таким образом армет трансформируется в «закрытый шлем» (closehelmet). Первые экземпляры арметов имели коническую форму купола,что что свидетельствует о происхождении данного типа шлема от бацинета.

Закрытый шлем — тип шлема, который очень похож на армет, но имеет отличный способ открытия. В то время как у армета есть две щечные части, у закрытого шлема вместо этого есть отдельный бувигер (подбородник), который прикрепляется так же на штырях, как и забрало.
Однако другие исследователи не делают такого различия между закрытым шлемом и арметом. Закрытый шлем использовался в сражении, но был также популярен на турнирах.
Как было сказано выше, закрытый шлем был очень схож с арметом. Главное различие — то, что бувигер/забрало армета были разделены посередине на две половины, подвешенные к щечным частям шлема, и открывались наружу, чтобы открыть лицо владельца. Бувигер «истинного» же закрытого шлема открывается вверх; он состоит из одной части и имеет общее крепление с забралом. Закрытый шлем часто имел захват для удержания забрала внизу.
Обе формы шлема могли иметь круглую пластину сзади шлема, защитное зерцало, точное назначение которого неизвестно, но считается, что оно защищало ремни шлема.

Бургиньот, бургонет (фр. bourguignotte — бургундский шлем) или штурмак — тип средневекового европейского шлема. Характеризовался сильно вытянутым назад скруглённым корпусом, снабжённым жёстким или подвижным назатыльником. Спереди снабжался направленным вверх козырьком. С боков на петлях крепились науши, по типу которых можно классифицировать бургиньоты:
Открытый тип. Науши соединяются подбородочными ремнями.
Закрытый тип. Науши образуют подбородник.
Сверху шлем обычно дополнялся гребнем, на ранних бургиньотах их было три. На затылке, под гребнем часто устанавливалась гильза для султана.
Бургиньоты появились в Италии в XVI веке от салада, попали в Испанию, из неё — во Францию, Германию и распространились по всей Европе вплоть до Польши. Применялись до XVII века.

Кабассет (фр. cabasset) — металлическое наголовье (шлем) с круглой высокой тульёй и небольшими полями.
Иногда вверху тульи находился стержень для прикрепления султана. Кабассет впервые появляется в XV веке во Франции, где сначала используется только конными, и лишь позже стал обычным наголовьем пехотинцев. Он носился пикинёрами ещё в XVII веке, получив название головного горшка (фр. pot en tête). Итальянские кабассеты часто отличались великолепной чеканкой и черневой работой.

 

 

 Морион (фр. morion из исп. morrión) — шлем с высоким гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади полями. Появился предположительно в Испании в начале XVI века. Входил в комплект доспехов пеших копейщиков. Позднее стал элементом доспехов дворцовой стражи европейских монархов.
Выковывался из одного куска металла и, как правило, был украшен сложным травлёным орнаментом или гравировкой.

 

 

 

 Ерихонка, Шишак (вероятно, от венг. Sisak) – шлем, который состоит из стальной шапки с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, «носом» (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником. Науши и назатыльник крепились к тулье посредством цепочек или кожаных ремней. Такие шлемы использовались на Руси, в странах Азии и Европы в XIV—XVIII веках. Считается, что на Русь они пришли с юга — из Персии, Турции, Ирана, а оттуда попали — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны.
Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.
Азия.
Куполообразные шлемы, как и шлемы с наушами, известны ещё до нашей эры. Родиной ерихонок считается Персия.
В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. Сбоку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили янычары, турецкая знать и полководцы. Были распространены до Индии и Ирана.
Русь.
На Руси такие шлемы появились не позднее XV века и носились, в основном, знатными людьми — царями, князьями, воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Русские ерихонки имели стандартную, куполообразную форму, коническую или сфероконическую. Так что, по сути дела, их можно назвать разновидностью шишака. Тулья часто была рифлёной — в виде прямых или спиральных рёбер жёсткости. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться. Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.

Европа.
В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров — полусферическая у венгров — коническая. Это были очень распространённые шлемы, с конца XVI — начала XVII века, используемые в кавалерии, как принадлежность доспехов.
Польские ерихонки XVII века снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями».
Из Польши ерихонки попали в Саксонию, а из Венгрии — в Австрию и Баварию. В Речи Посполитой, а потом и в других странах Европы, данный тип шлема назывался Capeline, но был только польской полусферической формы — куполообразные шлемы Европе не свойственны. Примерно с 1630 года эти шлемы начали использовать в Германии, но под русским названием шишак (нем. Zischagge). И вскоре они производились даже в Португалии и были официально введены в английской «армии нового образца». Европейские шлемы практически всегда были с сегментным назатыльником и ровным козырьком.
Ерихонские шапки и шишаки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор.

Мисюрка, шапка мисюрская (от араб. Муsуr‎‎ — Египет). Мисюрки делались из железа или из стали, представляли собой небольшой шлем, к краям которого обязательно крепилась кольчужная бармица, которая достигала большой длины и полностью или частично закрывала лицо, шею, плечи. Изредка к бармице могли крепиться науши. По типу наголовья делились на два типа:
Мисюрки-прилбицы — тулья преимущественно полусферическая, доходила до лба. Некоторые шлемы украшались репьём, шпилем или гребнем, повышавшим к тому же защитные функции. 
Мисюрки-наплешники — наголовье представляло собой круглую чуть выпуклую металлическую пластину в форме миски (сферического сегмента), называвшейся «черепом». Некоторые наплешники были лишены наголовья — голову покрывала та же бармица, так что это был, скорее, не шлем, а кольчужный капюшон. 
В Западной Азии подобные шлемы встречаются примерно с XIV века, где позднее и были наиболее распространены. Особенной популярностью пользовались в Турции. Немного позднее попадает на Кавказ, Русь, Венгрию, Индию. На Руси используется до XVII века, но встречается редко, являясь наиболее дешёвым, кроме «бумажных шапок», типом шлема. В Польшу попадает в XVI и сохраняется до середины XVIII века. А на Кавказе — даже до второй половины XIX века.
Мисюрки предназначались для защиты, в основном, от режущих ударов. Часто снабжались подкладками или стёгаными шапками, чтобы обеспечить амортизацию удара.

 

Источники:
   www.tgorod.ru

   www.ru.wikipedia.org

   www.ritterburg.ru

   В. Бехайм «Энциклопедия оружия» Санкт-Петербург 1995

   К.Блэр «Рыцарские доспехи европы» Москва 2006

sl-armours.com

Топфхелм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2016;
проверки требуют 80 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2016;
проверки требуют 80 правок.

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm — «Большой Шлем», фр. Heaume — «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9—12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхелм без защиты лица
Печать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица

Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259)

ru.wikipedia.org

типы, описания. Рыцарские доспехи :: SYL.ru

В эпоху Средневековья неизменным и важнейшим атрибутом рыцарских доспехов являлся шлем. Помимо своего основного назначения ─ защищать голову хозяина, он служил ещё для устрашения противников, а в отдельных случаях являлся знаком отличия во время турниров и сражений, где в общей «массовке» трудно было разобрать, кто есть кто. По этой причине оружейники старались наделить каждое своё изделие присущими лишь ему чертами, и нередко в их мастерских появлялись настоящие произведения искусства.

Шлемы жителей Древнего Мира

Древнейшие прообразы будущих рыцарских шлемов, датируемые III тысячелетием до н. э., обнаружили при раскопках Ура ─ крупнейшего города шумерской цивилизации. Их появление в ту эпоху стало возможным благодаря достаточно высокому уровню технологий обработки металла.

Однако шлемы, выполненные из золота и меди, были чрезвычайно дорогими и недоступными для большинства воинов. Поэтому основная масса ратников пользовалась особыми головными уборами из кожи и льна, усиленными медными пластинами лишь в наиболее уязвимых местах.

Родиной железных шлемов, появившихся в VIII ─ VII веке до н.э., явились два государства Древнего Мира ─ Ассирия и Урарту. Там впервые оружейники стали отказываться от бронзы и отдавали предпочтение более дешёвому и прочному материалу ─ железу. В мастерских делали стальные шлемы сфероконической формы, однако, полностью вытеснить своих бронзовых предшественников они смогли только в I тысячелетии н. э.

Доспехи как символ эпохи

Историками отмечается весьма парадоксальный факт: расцвет производства рыцарских доспехов, и в частности шлемов, приходится на период Позднего Средневековья, то есть XIV ─ XV век, когда само рыцарство уже потеряло своё значение как главной боевой силы.

Таким образом, многочисленные доспехи, представленные в различных музеях мира и подчас являющие собой подлинные шедевры оружейного искусства, в большинстве своём являются лишь декоративными атрибутами эпохи и показателями высокого социального статуса их владельцев.

Появление в Европе стальных шлемов

Началом широкого распространения в Европе защитной экипировки, выполненной из железа, считается Раннее Средневековье, наступившее, как это принято считать, после падения в 476 году Западной Римской империи. Боевые шлемы, создававшиеся в ранний период этой эпохи, отличала характерная особенность ─ в их основе лежал каркас из толстых стальных полос, поверх которого крепились металлические сегменты. Подобная конструкция обеспечивала им надёжность и упрощала процесс изготовления, но и значительно увеличивала вес изделия.

Только в VI веке европейские оружейники отказались от каркасной конструкции и перешли на изготовление нового вида шлемов, склёпанных или спаянных из нескольких сегментов. Нередко мастера дополняли их наносниками ─ узкими, вертикально расположенными металлическими полосами, предохранявшими лицо воина. Эту новинку впервые стали использовать скандинавы и англосаксы, и лишь в течение последующих двух столетий она получила распространение среди остальных европейских народов.

Появление новых моделей шлемов

В XII веке вошли в употребление рыцарские шлемы с цилиндрической тульей, вскоре трансформировавшиеся в новый самостоятельный вид, получивший за свою характерную форму название «топфхелм», что в переводе с немецкого означает «горшковый шлем». Сохранились они вплоть до XIV века.

Приблизительно в тот же период появился ещё одни своеобразный тип шлемов ─ шапели, представлявшие собой металлические колпаки с полями, форма которых часто варьировалась в зависимости от вкуса мастера и желания заказчика.

Поскольку главным достоинством шапелей была их относительная дешевизна, то использовались они в основном пехотой и небогатыми конными рыцарями. Кстати, в XV ─ XVI веке одну из разновидностей этого вида шлемов использовали конкистадоры ─ испанские и португальские завоеватели Нового Света.

Дальнейшие разработки оружейников

Наибольшее же распространение имели так называемые цервельеры ─ железные полусферические шлемы, плотно облегавшие голову и напоминавшие современную каску. Каких-либо внешних защитных элементов они были лишены, за исключением наносников, но при этом имели важное преимущество: с их внутренней стороны крепились прокладки, сделанные из толстого амортизирующего материала и покрытые тканью. Они смягчали удары, полученные воином в голову.

Цервельеры продержались на вооружении крупнейших европейских армий вплоть до начала XIV века, после чего их вытеснили купольные или полусферические шлемы бацинеты, снабжённые кольчужной бармицей, и имевшие множество разновидностей. Известно, что изначально они, как и цервельеры, были предназначены для того, чтобы надевать их под более крупные шлемы топфхелмы, о которых речь шла выше, но со временем получили самостоятельное применение.

До наших дней сохранились многие подлинные шлемы этого вида, снабжённые забралами различных конструкций. Отдельные же их образцы оснащены лишь наносниками или вообще имеют конструкцию, не предусматривавшую защиту лица. Общим же элементом всегда оставалось кольчужное обрамление, предохранявшее шею и плечи воина.

Рыцари, воспетые поэтами

О рыцарских доспехах и их трансформации на протяжении веков современные исследователи получают информацию не только на основании тех экземпляров, что составляют коллекции крупнейших музеев мира, но также из литературных памятников Средневековья, среди которых особое место занимают французские поэмы.

Их авторы уделяли большое внимание описанию не только подвигов героев, но также и их доспехов, украшение которых имело подчас как декоративный, так и геральдический характер. Например, на рыцарских шлемах часто красовались не только плюмажи из перьев, но и довольно сложные конструкции в виде рогов и гребней фантастических животных, а также элементы родовых гербов их обладателей.

Появление шлемов, оснащённых забралом

Важным этапом в истории защитного вооружения стало появление в первой четверти XIII века шлемов, полностью защищавших голову и снабжённых лишь узкими прорезями для глаз. Эффективность такой конструкции подтолкнула оружейников на её дальнейшую разработку, и примерно через столетие вошли в употребление рыцарские шлемы, снабжённые забралом ─ подвижной частью, предназначенной для защиты лица воина. В середине XIV столетия они стали неотъемлемой частью любого боевого доспеха.

При изучении шлемов разных эпох бросается в глаза характерное отличие, присущее западноевропейским образцам. Отмечается, что для Азии во все века были характерны открытые конструкции, обеспечивающие воинам широкую обзорность, то же можно сказать и о шлемах Древнего Рима. В Европе же, напротив, рыцари предпочитали надёжную глухую защиту головы и лица даже в тех случаях, когда она создавала определённые неудобства.

«Собачий капюшон»

Оружейники стремились совместить в своих изделиях надёжность с комфортом. Примером тому может служить появившийся в XIV веке и прочно утвердившийся вид шлемов, носивший характерное название «хундсгугель», что в переводе с немецкого означает «собачий капюшон».

Его особенностью было наличие вытянутого вперёд конусообразного забрала, по форме действительно напоминавшего морду собаки. Такая конструкция преследовала две цели. Во-первых, она делала голову воина более защищенной от стрел и копий противника, соскальзывавших рикошетом по наклонной поверхности, а во-вторых, давала возможность на увеличенной поверхности забрала сделать большее количество вентиляционных отверстий, и тем самым облегчить дыхание.

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Боевые и турнирные шлемы

Шлемы средневековья, как и всё защитное вооружение, в зависимости от своего предназначения развивались двумя различными путями. Для турниров выковывались более тяжёлые и прочные образцы, обеспечивавшие большую безопасность, но не позволявшие долго в них находиться. В частности, широко применявшаяся турнирная модель «жабья голова», являвшаяся одной из самых надёжных за всю историю рыцарства, но лишённая должной вентиляции, была рассчитана лишь на кратковременное использование, не превышавшее 5 минут. По истечении этого срока запас воздуха в ней иссякал, и воин начинал задыхаться.

Боевое же вооружение, включавшее в себя весь комплект доспехов, делалось таким образом, чтобы позволить владельцу находиться в нём длительное время. Исходя из этого, при его изготовлении оружейники старались придать всем деталям наименьший вес. Это требование в полной мере относилось и к шлемам. Без ущерба для надёжности они должны были быть предельно лёгкими, хорошо вентилируемыми и обеспечивающими хорошую обзорность.

www.syl.ru

Как называется предок шлема рыцаря?

Историю рыцарских шлемов можно начинать с Хауберга, кольчужного капюшона. Но, т.к. капюшон защищал только от разрубания, но не от сотрясения, придумали сверху одевать цельнометаллический островерхий шлем.

Конструкция роль свою выполняла, но была очень неудобной и тяжелой, ее заменили на кронус с прикрепляемой к нему кольчужной Бармицей.
Но и эта конструкция оправдывала себя не долго, после первых крестовых походов придумали шлем Топхельм. Он закрывал не только шею и затылок, но и лицо, т.к. наносники и маски не спасали от прямого удара булавы или шестопера. По сути монолитный (обычно склепанный) горшок с прорезью для глаз. Одевали его на толстый , набитый конским волосом или овечьей шерстью и простеганный подшлемник. Применяли его только конные рыцари, слишком узок был обзор и трудный доступ воздуха. Продержались они до 14 века.
Затем появился Бацинет – тот самый известный нам рыцарский шлем, который в различных разновидностях мы видим в разных художественных фильмах. У него было полностью открытое лицо, но к шлему пристегивалось забрало. Забрало имело очень узкую смотровую щель и затрудненный доступ воздуха, поэтому, при спешивании рыцарь либо снимал и выбрасывал его, либо поднимал, в зависимости от конструкции. В зависимости от формы забрала Бацинеты имели собственные названия – Хундскулл бацинет(собачья голова)

или Клаппвизир Бацинет(свиная голова).

Несмотря на хорошую защиту, у бацинетов был существенные недостаток – вес. Таскать железяку весом 10-12 кг на голове было очень нелегко. И появился Грейт Бацинет – он опирался на шею, а не на голову.

otvet.mail.ru

Рыцари против рыцарей — 21 удивительных шлема

Герб — это нанесённое изображение на существующую поверхность,
которое показывает символику, характеризующую  статус её владельца или
земли. Такой рисунок, чаще всего мог наноситься в эпоху Средневековья,
на флагах и щитах, во время рыцарских турниров. Но с самого начала,
эмблемы начали появляться в период крестовых походов, начиная с 1120 года.
Распознать рыцаря, облачённого в стальные доспехи и закрытый шлем было
практически невозможно. Так, в голову пришла идея, создать рисунки с
опознавательными знаками.

  Первые нанесённые изображения,
были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли
передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года
символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь
населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже
церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же
изображение, что и гербы.

  В рыцарских турнирах, гербовым
рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались
целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым
аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками
украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и
разнообразные накидки.

  Символ той или иной принадлежности
красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь
своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или
фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят
изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с
львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат
щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её
совладельца.

  К XVIII веку популярность гербов
значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких
украшений в виде монограмм, значков и орденов.

srednyvek.ru

Рыцарские шлемы | Журнал Популярная Механика

Мастер включает горелку, и металл раскаляется докрасна. Мастер берет в руки молоток, и заготовка грубой формы постепенно превращается в рыцарский шлем. Полтысячи лет назад искусство изготовления рыцарских доспехов достигло уровня создания шедевров. Современные реконструкторы идут по следам кузнецов-виртуозов Средних веков и эпохи Возрождения.

«ПМ» посетила мастерскую Сергея Журавлева — известного реконструктора и по совместительству кузнеца, создающего современные реплики исторических доспехов. Мы решили поговорить о рыцарских шлемах. Об их истории в европейском Средневековье и о технологии их воссоздания в наши дни.

Горшок для псов-рыцарей

На гобелене из Байе, знаменитом памятнике средневекового искусства, мы видим нормандских воинов, завоевавших Англию в XI веке. Там нет ничего, что бы ассоциировалось с рыцарями в блестящих латах и шлемах с забралами. На воинах кольчуги и простые шлемы с остроконечной тульей и наносниками. «Рассматривая гобелен из Байе, — говорит Сергей Журавлев, — мы можем прийти к заключению, что в те времена еще не была разработана техника таранного удара копьем, зажатым под мышкой. Воины носили копья в руках и били ими с размаху. Однако в более поздние времена, когда таранная техника все же появилась, доспех, а вместе с ним и шлемы стали утяжеляться».

Чтобы защитить всадника от таранного удара копьем, острие которого могло соскользнуть с треугольного щита в лицо, в конце XII века европейские мастера стали изготавливать так называемые топфхельмы. «Топфхельм» в переводе с немецкого означает «шлем-горшок», и действительно, он походил на кастрюлю со смотровыми щелями и отверстиями для вентиляции. Нечто подобное можно увидеть на головах псов-рыцарей в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». «Вряд ли режиссера заботила точность реконструкции внешнего вида тевтонских рыцарей, — говорит Сергей, — скорее, в его задачу входило создание эффектного устрашающего образа. Да и самих настоящих топфхельмов сохранилось совсем немного. Однако распространенность в XIII веке кастрюлеобразных шлемов является несомненным историческим фактом».


Топфхельм

«Горшковый шлем», появившийся в эпоху крестовых походов. Топфхельм склепывался из нескольких пластин. Обзор осуществлялся через пару смотровых щелей, предлицевая пластина имела отверстия для вентиляции. Топфхельм был кавалерийским шлемом и к концу XIV века вышел из употребления.

Бросить шлем на поле боя

В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон. Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него — топфхельм и так отправлялись на сражение. После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, — рассказывает Сергей, — но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».

Топфхельмы были кавалерийскими шлемами и исчезли в XIV-XV веках. Им пришли на смену бацинеты и салады. Впрочем, прямым потомком «горшка» можно считать так называемую жабью голову — это прямой перевод французского термина tête de crapaud. Немцы называли его Stechhelm, что говорит больше не о внешнем виде, а о назначении этого элемента доспеха. Stechen по‑немецки — это «колоть», а словом gestech обозначались турнирные конные сшибки, в которых участникам требовалась мощная и тяжелая защита лица от таранного удара копьем. Сходство с жабьей головой этому тяжелому шлему, который наглухо крепился к кирасе, придавала форма купола, слегка вытянутого вперед, чтобы при попадании копья в лоб острие соскальзывало бы со шлема.


Салад

Шлем салад итальянского происхождения восходит к бацинетам, однако купол его имеет сферическую форму. Характерная черта — наличие вытянутого назатыльника. Данная модель представляет собой самый простой вариант салада: шлем не имеет забрала. Мог использоваться как в кавалерии, так и в пехоте.

Стиль Италии и каски вермахта

Для войны же были придуманы более легкие и подвижные форматы защиты. Тот самый клепаный остроконечный шлем, который мы видели на гобелене из Байе, трансформировался к XIV веку в малый бацинет — легкий шлем с кольчужной бармицей. Он сохранил остроконечную форму, правда, острие оказалось заметно сдвинутым к затылку. Поначалу бацинеты оснащались только наносниками и зачастую выполняли ту же роль, что и цервельеры, то есть надевались под более тяжелый топфхельм. Но со временем конструкция бацинетов усложнилась, и они превратились в самостоятельное средство защиты головы рыцаря. Важной инновацией стало появление подвижного забрала, позволяющего открыть максимальный обзор на поле боя. В ранних вариантах забрало крепилось одним шарниром к наголовью, то есть фактически было подвешено ко лбу рыцаря. Впоследствии оно стало монтироваться к височным областям с помощью двух шарниров. В XV веке появляется гранд-бацинет, в конструкцию которого добавлена подбородная пластина.


Штеххельм

Известный у нас в основном по французскому названию «жабья голова», этот тяжелый кавалерийский шлем был непосредственным развитием топфхельма. Применялся исключительно на турнирах и был сконструирован таким образом, чтобы острие копья противника при попадании рыцарю в лоб легко соскальзывало со шлема.

«На позднем этапе развития средневекового доспеха мы видим разделение направлений по географическому принципу, своего рода следование моде, — объясняет Сергей Журавлев. — В XV-XVI веках с появлением полного латного доспеха главными центрами его производства стали южнонемецкие и североитальянские земли (в основном Милан). В том, что касается шлемов, итальянские мастера отдавали предпочтение конструкции армэ (иногда встречается термин «армет»). Армэ явно ведет свое происхождение от гранд-бацинета, но его строение более сложное. В отличие от бацинета, он имеет сферическую форму и еще плотнее прилегает к голове. Кроме того, подбородная пластина разъемной конструкции может раскрываться как застежки капюшона.

К более позднему времени относится вариант с двумя забралами, одно из которых откидывается на затылок. Фактически армэ стал самым конструктивно и технологически продвинутым шлемом за всю историю европейского рыцарства. То же можно сказать и о полном латном миланском доспехе, элементом которого он являлся.


Армэ

В классическом виде армэ обладал подбородной пластиной, которая расстегивалась и расходилась в разные стороны подобно застежкам капюшона. Впоследствии появилась разновидность армэ, в которой расходящиеся створки заменили пластиной (бивором), сдвигающейся вверх. Этот вариант известен как закрытый шлем.

В немецких землях популярность приобрели шлемы-салады с характерными длинными назатыльниками. Салады существовали как в рыцарских, так и в пехотных вариантах, как с подвижными забралами, так и с открытым лицом. В отличие от армэ, салад больше походил на каску — для улучшения обзора воин мог сдвинуть его на затылок. Исторически салад происходил из Италии, но именно в немецких землях Священной Римской империи шлем этого типа стал неотъемлемой частью так называемого готического доспеха. Мотивы немецкого салада легко угадываются даже в форме каски, которую носили гитлеровские солдаты во времена Второй мировой.


Салад с забралом

Более сложная конструкция шлема салад — уже не с открытым лицом, а с забралом. В то время как в итальянских землях своего совершенства достиг формат закрытого шлема типа армэ, разнообразные варианты салада стали элементом готического доспеха, получившего распространение в немецких землях.

«Как это ни парадоксально звучит, — говорит Сергей Журавлев, — но рыцари в простых шлемах и кольчужном доспехе оказались более действенной военной силой, чем закованные в латы с ног до головы конники XV-XVI веков. Упадок рыцарства был связан в основном с двумя факторами: появлением хорошо организованных регулярных подразделений типа ландскнехтов или швейцарской пехоты и началом широкого применения на поле боя огнестрельного оружия. В 1474 году в сражении при Эрикуре тяжеловооруженные рыцари бургундского герцога Карла Смелого не смогли ничего противопоставить швейцарским пехотинцам. Полвека спустя, в 1525 году, в битве при Павии облаченные в железо французские жандармы из рот ордонанса были избиты подразделениями пеших немецких ландскнехтов. Время тяжелых шлемов, которые могли защитить от копья, но не от пули, ушло в прошлое вместе с эпохой феодального войска».

Огнем и ударом

Для реконструкторских боев аутентичное воспроизведение является важным фактором приближения к реальности. Однако соблюдение технологий Средних веков с расковкой крицы и применением кузнечных горнов сделала бы элементы средневекового доспеха невероятно дорогими. Компромиссом является выколотка (дифовка) металлических деталей из плоского стального листа. Трудно себе даже представить, сколько ударов специального молотка требуется для формирования из листа металла, например, салада, да так, чтобы тот походил не на мятый котелок, а приобрел историческую форму.


Шлем русского рейтара

Сергей Журавлев изготавливает не только средневековые доспехи для реконструкторских боев, но также доспехи других эпох, в частности для музейных экспозиций. На фото — выполненный мастером шлем русского рейтара времен первых Романовых (рейтарское войско создано в России указом царя Михаила Федоровича в 1632 году).

На изготовление уходит много дней. Сергей показал нам только небольшую часть процесса: в его руках заготовка, уже имеющая форму шлема, но все еще требующая долгого кузнечного труда. С помощью пропано-кислородной горелки он раскаляет докрасна небольшие участки заготовки и тут же обрабатывает их молотком, разглаживая складки. «При изготовлении доспеха из листа, свернутого в полусферу, отдельные участки имеют разную толщину, — объясняет Сергей Журавлев. — Разглаживая складку, я выгоняю в стороны частицы металла. Изделие приходится обрабатывать снова и снова». Зато результат стоит затраченных усилий. В мастерской висят доспехи разных стилей и эпох, уже доведенные до идеальных форм и сияющие гладкими поверхностями.

Фото: Максим Балакин

Статья «Как спрятать голову в железо» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№4, Апрель 2018).

www.popmech.ru

Модные шлемы рыцарей Средневековья. | homsk

Рыцарский шлем с древних времен являлся один из важнейших атрибутов воина. Помимо своей основной защитной функции, он также служил устрашением для врагов. Особенно славилось искусством изготовления и разнообразием шлемов Средневековье. В этом обзоре самые модные шлемы того времени.

Шлем «Жабья голова»

Шлем «Жабья голова»Stechhelm или шлем «Лягушачья пасть». Использовался конными рыцарями с 14-го по 17-й века. Шлем из музея Метрополитен, ок. 1500 г.

Шлем Штеххелм, или «Жабья голова», или Шлем с «лягушачьим ртом», был очень популярен в Европе, начиная с конца 15 и до 17 века. Этот шлем, выглядевший довольно зловеще, предназначался для конного боя и довольно долго являлся самым популярным шлемом при проведении турниров.

Шлем Бацинет

Шлем Бацинет«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Купольный бацинет, Master A, Milan, 1400 гг

Бацинет 14-го — 15-го веков

Бацинет или «бундхугель» («собачий шлем», «собачья морда»)- нетрудно догадаться, что свое название этот шлем получил за характерную форму. Шлем, имеющий откидное забрало в виде конуса, выглядит довольно забавно. Забрало своей формой напоминает морду собаки или мыши. Конус служил неплохой защитой лица при ударе, поскольку оружие соскальзывало с такого забрала. Большим плюсом этого шлема являлось то, что его забрало можно было не только поднять или откинуть, но даже полностью снять. Носили шлемы-бацинеты в основном рыцари, и популярен этот шлем был в 14-15 веках.

Шлемы-саллеты

В середине 15 века в Европе на смену бацинетам пришли шлемы-саллеты, салады, Sallet(Челата), представляющие собой покатые шлемы полусферической формы, имеющие узкие прорези-щели для глаз и вытянутый хвост.

Cалллеты прикрывали голову не полностью, лишь сверху, поэтому дополнением к ним служили еще горжет и подбородник. И в таком виде уже обеспечивалась максимальная защита.

Полный комплект — шлем, горжет и подбородник

Саллет в форме львиной головы, 1475-1480, усиленный броней ‘armor all’antica’ — сталь, покрытая тиснёной и позолоченной медью.

Саллет, покрытый масляной росписью, Германия, 1500 Челата с масляной росписью, носившаяся мечниками более низкого ранга.

Закрытые шлемы

В 16 веке в Европе большую популярность приобрели полностью закрытые шлемы, сферической формы и с забралами. Считается, что такие шлемы способны обеспечить максимальную защиту. Шлемы стали украшать чеканкой.

Закрытый шлем, Германия, начало XVI века

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г.

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Гротескные шлемы

Одной из разновидностей закрытых шлемов стали шлемы армэ. Для них характерна довольно сложная система соединения отдельных частей. Забрало у этих шлемов также поднимается.

В 16 веке большую популярность приобрели так называемые «гротескные» забрала. Оружейники с большой охотой и мастерством воплощали все, что приходило на ум рыцарям. Часто забралам придавали форму либо человеческого лица, либо морды животного. Шлемы при этом походили на что угодно, только не на шлем, и их стали называть гротескными.

1520-1530 Германия

Немецкий (Нюрнберг) или австрийский (Инсбрук), 1520-25 Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Парадный птичий шлем 16-го века. Птицеголовый шлем из Германии, начало 16 века

Шлем герцога Урбино. Милан 1532-35гг.

Зубастый шлем неизвестного итальянского мастера 17-го века

Шлемы Императора Карла V Мудрого

Шлемы Императора Карла V Мудрого

Шлем Коломана Кольмана «Хельмшмидта»

Еще один весьма странного вида закрытый шлем-маска, который был популярен в начале 16-го века в Австрии и Германии.

Закрытый шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г. Аугсбург, Германия, 1515

Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Использовался он как на турнирах, так и в бою. Кольман (Colman), «Хельмшмидт» — это фамилия знаменитой династии оружейников, изготовивших этот шлем. Шлем в виде довольно скуластого лица с роскошными усами отличается не совсем обычной формой, напоминающей тыкву.

«Рогатый» шлем

«Рогатый» шлемШлем Генриха VIII, 1511-1514

Этот шлем — один из самых знаменитых. В 1514 году император Священной Римской Империи Максимилиан I подарил Генриху VIII Тюдору, королю Англии, «костюмный» доспех, частью которого и являлся этот «рогатый» шлем. К сожалению, кроме шлема от этих доспехов больше ничего не сохранилось.

Выполненный в виде предельно детализированного человеческого лица, выражающего ехидство и презрение, с круто загнутыми рогами, напоминающими бараньи, выглядит шлем довольно зловеще. К нему прилагались сменные маски, с помощью которых можно было менять выражение лица на шлеме, но эти маски тоже не сохранились.

Шлем Бургиньот

Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube — «штурмовая каска», появился в первой половине 16 века. Бургиньот имеет округлую форму и тонкий острый гребень. Разновидностей этого шлема огромное множество. У всех бургиньотов есть подвижный щиток, похожий на козырек, который можно поднимать вверх, а также науши, закрепленные на шарнирах. Очень часто макушка такого шлема украшена разными фигурками и геральдическими знаками.

Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г. Науши соединяются между собой только подбородочным ремешком

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г. Науши образуют жесткую конструкцию

Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Кольман Helmschmid, шлем (бургиньот) императора Карла V, 1530

Очень красивые шлемы бургиньот

Начиная с 17 века шлемы, как и остальные доспехи, уже не могли противостоять огнестрельному оружию, и постепенно вышли из употребления.

homsk.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о