Шииты определение: Соотношение суннитов и шиитов в мире – Картина дня – Коммерсантъ

Содержание

Конфликт между шиитами и суннитами: многовековое противостояние | События в мире — оценки и прогнозы из Германии и Европы | DW

Речь духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи после казни в Саудовской Аравии известного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра отличалась жесткостью формулировок. «Неправедно пролитая кровь этого подвергнутого репрессиям мученика будет иметь последствия», — пообещал аятолла. Как и многие религиозные деятели в Иране, Хаменеи носит черный тюрбан, который должен показывать, что его обладатель связан родословной с семьей пророка Мухаммеда. На Мухаммеда и традиционный ислам опирается и королевский дом саудитов.

Однако шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия — давние соперники на Ближнем Востоке. При этом обе стороны смешивают свои политические цели и религиозные интерпретации ислама. Казнь ан-Нимра в этом контексте оказывается еще одним эпизодом в долгой истории межконфессиональной борьбы за власть.

Сунниты и шииты спорят о наследнике пророка

Раскол ислама на суннитскоеи шиитское направления восходит к спору о продолжателе дела пророка Мухаммеда, который должен возглавить всех мусульман. После того как основатель новой религии умер в 632 году н.э., его последователи должны были утвердить нового религиозного и политического лидера.

Саудовские танкисты — сунниты

Шииты верили, что Мухаммед определил своим наследником собственного зятя Али. Название «шиит» происходит от арабских слов «шии ат Али», что буквально означает «сторонники Али». Но те, кого сегодня называют суннитами, были совершенно не согласны с такой трактовкой и претензиями партии Али на власть над мусульманами. Понятие «сунна» объединяет высказывания и действия Мухаммеда, которые должны служить примером для поведения всем праведным верующим. В результате столкновения двух сторон суннитское большинство укрепилось.

Шиитское меньшинство

И сунниты, и шииты на протяжении столетий разделялись на все новые группы. Сегодня шииты составляют от 10 до 15 процентов из 1,5 млрд мусульман, проживающих по всему миру. Но в таких странах Персидского залива, как Иран, Ирак и Бахрейн, они составляют большинство жителей. В некоторых нефтеносных провинциях Саудовской Аравии тоже живут шииты — около 2 млн человек, и они представляют собой угнетенное меньшинство. Впрочем, сами по себе сунниты — отнюдь не монолитное единое сообщество.

С точки зрения религиозных доктрин, между шиитами и суннитами много общего. Понимание пяти столпов ислама — свидетельства, молитвы, милостыни, поста, паломничества в Мекку — практически идентично в обеих ветвях ислама. Но при более детальном рассмотрении религиозных практик обнаруживаются далеко идущие расхождения по многим пунктам.

Акция протеста женщин в Тегеране из-за казни ан-Нимра

Значительное различие между шиитами и суннитами — в их отношении к власти. Поскольку шииты исторически по большей части оказывались в положении дискриминируемого меньшинства, это определенным образом сформировало их теологическое учение.

Восстания против суннитских халифов, которых они воспринимали как неправедных владык, играли центральную роль. В 680 году н.э. в результате одного из таких восстаний погиб сын Али — Хусейн. Каждый год шииты вспоминают о его гибели во время традиционного дня Ашура, организовывая траурные процессии-представления. Готовность Хусейна к мученической смерти на поле битвы ставилась в пример иранским солдатам во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов.

Долгая вражда и попытки примирения

Сунниты и шииты не раз оказывались по разные стороны линии фронта, например во время войн между суннитской Османской империей и Персией (нынешний Иран), во главе которой стояли шахи-шииты.

Каким образом конфессиональные различия и обращение к историческим примерам может использоваться для мобилизации населения, ясно показывает разворачивающийся у нас на глазах конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Во время конфликтов в Сирии и Йемене Тегеран поддерживал в первую очередь не суннитские группировки. Саудовская Аравия в свою очередь создавала в ответ альянс из преимущественно суннитских стран.

Но если отвлечься от религиозной пропаганды, то возникали и примеры мирного сосуществования. Неоднократно представители шиитов и суннитов пытались выстроить мосты через ущелья теологических противоречий. В 1959 году тогдашний ректор египетского университета аль-Азхар Махмуд Шальтут объявил шиитские религиозные практики равноценными с суннитскими. Университет аль-Азхар считается одним из центров традиционного суннитского образования.

Совместное заявление исламских ученых

Король Иордании Абдалла II собрал в 2005 году шиитских и суннитских исламских ученых. В ходе совместных заседаний всеми участниками было признано, что представители обеих ветвей ислама являются мусульманами. «Назвать кого-либо неверующим не является ни возможным, ни допустимым», — говорится в совместном заявлении, принятом по окончании встречи.

Это заявление подписал и шестой глава королевского дома Саудитов Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, скончавшийся в январе 2015 года. Но в саудовском королевстве суннитские проповедники вновь и вновь объявляют шиитов неверующими. То же самое делают и главари террористической группировки «Исламское государство», являющиеся суннитами, и представители других суннитских исламистов.

В это же время на другой стороне тысячи шиитов записываются в добровольцы и говорят о готовности воевать за свою веру, поскольку ощущают угрозу для нее. К сожалению, в исламе отсутствует надконфессиональная высшая религиозная инстанция, которая была бы способна остановить нарастающую инструментализацию религиозных противоречий для развязывания военных конфликтов.

Смотрите также:

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Пожиная войну

    Следы военных действий, практически не прекращающихся на протяжении 35 лет — начиная с ввода советских войск в Афганистан и заканчивая операцией ISAF — можно увидеть повсюду. Они заметны и в повседневной жизни афганцев. Например, этот старый советский танк стоит посреди поля, на котором крестьянин собирает свой урожай.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Удар судьбы

    Акрам потерял обе руки, собирая металлолом на мусорной свалке. В тот момент он вместе с семьей жил в пакистанском городе Пешавар, как и многие другие афганские беженцы. Мальчик случайно задел оголенный электропровод. Из-за множественных ожогов врачи были вынуждены ампутировать ему обе руки. После этого семья вернулась в Кабул. Международный Красный Крест помог Акраму получить протезы.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Жизнь без рук

    У 8-летнего Акрама нет обеих рук. По вечерам он снимает протезы и вешает их на стену. Фотограф Маджид Саиди долгое время документировал жизнь Акрама и его семьи.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Не игрушка

    6-летняя Мина и ее подруга играют с протезом Акрама. На заднем плане — руины дворца Дар-уль Аман в Кабуле.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Жизнь после войны

    Дома помнят не меньше, чем люди. Дети играют на разрушенной улице в центре Кабула. Эти руины напоминают о событиях, происходивших здесь совсем недавно.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Наркозависимые дети

    90 процентов производимого в мире опиума — из Афганистана. Проблема производства и употребления наркотиков — одна из самых острых в стране. По оценкам ООН, до 300 000 афганских детей могут находиться в наркотической зависимости. Однако точных данных на сегодняшний день нет.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Афганская полиция

    Утреннее построение в полицейской академии в Кабуле. 10 лет военнослужащие бундесвера обучали афганских полицейских — предполагалось, что к концу 2014 года, когда войска международных сил коалиции покинут Афганистан, будет сформирована полиция, ориентированная на принципы правового государства.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Две трети неграмотного населения

    35 лет войны разрушили не только города, жизни людей, но и систему образования. Летом 2011 года были опубликованы данные исследования, которое проводило правительство ФРГ: 72 процента афганских мужчин и 93 процента женщин не имеют аттестата об окончании школы. Более 70 процентов населения не умеют писать и читать.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Обязательный предмет

    Предельная концентрация и полная тишина: мальчики изучают Коран в регигиозной школе в Кандагаре.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Афганская педагогика

    Герат. Учитель наказывает ученика на уроке релиозного воспитания. Система всеобщего школьного образования в Афганистане практически отсутствует. Многие дети вообще не посещают школу или же вынуждены бросить учебу, чтобы кормить семью.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Бурка и Барби

    Афганские женщины учатся делать кукол. На курсах, которые проводит некоммерческая организация из Малайзии, 80 женщин получают профессиональные навыки, чтобы когда-нибудь обрести финансовую независимость.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Месть за Усаму

    Больница в Кандагаре. 2 мая 2011 года в Пакистане был уничтожен Усама бен Ладен. А 11 мая талибы ответили на это серией терактов, в результате которых 4 человека погибли и 36 получили ранения.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Культ тела

    Афганский атлет отдыхает после состязания. При талибах такие занятия, как бодибилдинг, были строго запрещены. Сегодня спорт в стране вновь популярен.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Бешеные псы

    Петушиные или собачьи бои проводятся по всей стране. Подобные зрелища в Афганистане традиционно посещает большое число зрителей.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Безумие за решеткой

    Люди, страдающие психическими заболеваниями, зачастую оказываются в Афганистане в унизительном положении, находясь в изоляции от общества. Пациенты психиатрической больницы в Герате прикованы друг к другу цепями. .

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Миссия фотографа

    Маджид Саиди на вручении международной премии Lucas Dolega Award в Париже. Фотограф видит свою миссию в том, чтобы привлечь внимание к проблемам людей, которых он снимает.

    Автор: Юлия Вишневецкая


Чем суннизм отличается от шиизма?

Как путь середины стал основой и глубинной сущностью одного из главных течений в исламе

Интересующиеся исламом часто спрашивают об отличиях суннизма от шиизма, указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. При этом автор «БИЗНЕС Online» констатирует: если попросить исламских знатоков объяснить в двух словах, в чем состоит сущность суннитского учения на фоне остальных течений ислама, то нередко такой вопрос ставит их в тупик. Итак, в чем же эти различия и как сунниты отвечают на три важнейших вопроса политической повестки мусульманского мира.

Рустам Батыр: «Общеизвестно, что поначалу конфликт между суннизмом и шиизмом носил сугубо политический характер, поэтому именно в политике и следует искать основной корень существующих между ними различий» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СРАВНЕНИЕ СУННИЗМА С ШИИЗМОМ ПОЛЕЗНО ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ»

Люди, интересующиеся исламом, часто спрашивают о том, чем суннизм отличается от шиизма. Пожалуй, это один из самых задаваемых вопросов касательно ислама. Разобраться в нем полезно не только с позиции здорового любопытства, но и в плане рефлексии, ибо себя, как известно, мы зачастую можем увидеть лишь в зеркале других. Любопытно, что если попросить исламских знатоков объяснить в двух словах, в чем состоит сущность суннитского учения на фоне остальных течений ислама, то нередко такой вопрос ставит их в тупик, поэтому сравнение суннизма с шиизмом полезно во многих отношениях.

При поверхностном знакомстве с двумя учениями результатом такого подхода становится утверждение о том, что суннизм есть приверженность сунне, а шиизм (от арабского ший`ат Али — «партия Али») — приверженность Али. Однако такой вывод одинаково неприемлем ни для суннитов, ни для шиитов. Сказать шииту, что он не придерживается Сунны, — значит глубоко оскорбить его. Шииты считают, что как раз то они и соблюдают Сунну, истинную сунну нашего Пророка. Конечно же, шиитская трактовка Сунны отличается от суннитской, однако сама по себе она никем из них не отрицается и не ставится под сомнение. Обвинить же суннита в неуважении к Али — это значит также промахнуться мимо цели. Сунниты с глубоким почтением относятся ко всем сподвижникам Пророка, в особенности к его четырем праведным халифам.

Нередко отличие суннизма показывается через сравнение богослужебных и социальных норм: шииты, дескать, молятся три раза в день, причем делают это несколько иначе, чем сунниты, допускают временный брак, занимаются самобичеванием 10 мухаррам и т. д. Все отмеченные наблюдения окажутся бесконечно верными. Однако все подобные разногласия вращаются вокруг положений частного характера, оставляя в тени вопрос по существу. Конечно же, указанные различия с точки зрения богословия и жизненной практики нам видятся принципиально важными, однако они не могут служить основанием для классификации. Среди самих суннитских толков есть также немало аналогичных различий, но все они второстепенны и малозначительны на фоне того главного, что позволяет им всем оставаться в рамках суннизма.

«КОРАН ДАЕТ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ТОГО, КАК ДОЛЖЕН РЕШАТЬСЯ ВОПРОС ВЛАСТИ»

Общеизвестно, что поначалу конфликт между суннизмом и шиизмом носил сугубо политический характер, поэтому именно в политике и следует искать основной корень существующих между ними различий. Традиционное противопоставление суннизма и шиизма, основанное на их отношении к четырем праведным халифам, лишь приближает к цели, но не дает ответа на поставленный вопрос. Приближает потому, что акцентирует наше внимание на политическом моменте, однако не решает проблему, ибо также не выходит за рамки вопросов частного характера.

Действительно, многие шииты не признают законность правления первых трех праведных халифов Абу-Бакра, Умара и Усмана. Но это ли основное их политическое отличие от суннизма? Ибн-Хишам запечатлел для нас историю избрания Абу-Бакра халифом. Он указывал, что присягание Абу-Бакру было внезапным. Первым же халифом могли стать многие из соратников Пророка: и Умар, и Абу-Убайда, и Саад ибн Убад. А что если бы первым халифом стал бы досточтимый Али? Все это, безусловно, изменило бы внешний облик мусульманской истории, но не смогло бы трансформировать ее внутреннюю логику. Другими словами, суннизм и шиизм — порождение объективных тенденций, они отличаются их отношением не столько к историческим личностям, сколько к исторической логике.

При жизни Пророка вопрос о политическом лидере мусульманской общины не стоял в принципе. Сам Пророк был как религиозным, так и политическим главой мусульман. Это тот редкий случай в истории, когда властитель дум не остался лишь босоногим проповедником, а взял на себя ответственность и воплотил свои идеалы в жизнь. Представить себе иного предводителя при живом посланнике Бога было немыслимо, поэтому политический вопрос стал острым для мусульман лишь после смерти Пророка.

Нужно сказать, что Коран дает лишь только общие сведения касательно того, как должен решаться вопрос власти. Он провозглашает, что она необходима (4:59) и должна строиться по принципу совещательности (3:159, 42:38) и справедливости (4:58). Следуя этой лаконичности Корана, Пророк не оставил после себя никакого преемника. Конечно, у него, как и у любого человека, могли быть соображения по данному поводу. Вероятно, он симпатизировал, как считали сунниты, Абу-Бакру, которому поручил возглавить коллективную молитву, когда уже в силу болезни сам не мог этого делать. Возможно, что, как считают шииты, склонялся к кандидатуре Али, которого особо отметил по возвращении из прощального паломничества в местечке Гадир-Хум. Но однозначного, всенародного акта передачи власти не было, ведь Пророк ни на шаг не мог отойти от Божьего замысла. Последний, стоит полагать, заключался в том, чтобы люди сами решили, кто из них достоин стать правителем. Поэтому, несмотря на то что Пророк заранее знал, что миссия его подошла к концу и настало время ухода, он не позаботился о том, кто возглавит общину верующих после него. Вот почему, как писал Ибн-Хишам, «присягание Абу-Бакру было внезапным».

По-другому и быть не могло. Если бы в Коране Господь определил систему политического устройства, то это бы на некоторое время сняло многие вопросы, но в стратегической перспективе обернулось бы самым настоящим бедствием, ибо навсегда сковало бы развитие мусульманского общества. Однако божественная мудрость заключалась в другом: пусть люди сами решают, что для них лучше: монархия или демократия, социализм или капитализм. Так оно и получилось. На протяжении многих столетий мыслители ислама проповедовали династический принцип, в XX веке разрабатывали концепцию исламского социализма, сейчас же многие из них склоняются к либерально-демократическим ценностям, которые, наверное, по прошествии времени также померкнут перед лицом некоей новой формы общественно-политического устройства.

«ПЕРВЫЙ ВОПРОС КАСАЛСЯ СПОСОБА ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ»

Итак, после смерти Пророка мусульмане оказались наедине с возникшей проблемой власти. Незыблемого авторитета, каковым являлся посланник Всевышнего, не стало. А значит, не с кем было посоветоваться на сей счет. Но заветы Пророка («Вы лучше [меня] разбираетесь в своих земных делах» и «Моя умма не сойдется на заблуждении») вселяли в первых мусульман уверенность, что верное решение будет найдено.

Возникший политический вопрос (имамат, халифат) состоял из трех частей. Во-первых, необходимо было установить способ легитимации власти, т. е. подход, в соответствии с которым следует определять главу мусульман (имам, халиф). Речь шла не только о конкретной личности, которая должна была заменить Пророка на посту главы государства, но и о принципе, по которому должны будут устанавливаться все последующие халифы в мусульманском государстве. Во-вторых, надлежало установить полномочия политического главы, т. е. перечень прав и обязанностей, вопросы, которые входят в его компетенцию. И, наконец, в-третьих, необходимо было определиться со статусом халифа, иначе говоря, установить, насколько с точки зрения религии значим и важен сам институт верховной власти. Именно вокруг этих трех пунктов, ставших содержанием политического вопроса в исламе, будут разгораться самые жаркие споры среди мусульман, выплескиваясь нередко из котла теоретических разногласий в костер вооруженных столкновений.

Концептуально ответ на вставший пред мусульманами политический вопрос был дан не сразу. Теория складывалась постепенно, лишь со временем разные тенденции и настроения оказались оформлены в три основные законченные концепции: хариджизм, суннизм и шиизм. Две из них — хариджизм и шиизм — в этом континууме стали крайними, в то время как суннизм занял промежуточную между ними позицию — срединную.

Итак, первый вопрос касался способа легитимации власти. Как ответили на него шииты и хариджиты? Шииты склонялись к тому, что ха­ли­фами (има­мами) долж­ны быть лишь по­том­ки Про­ро­ка. А поскольку все его сыновья умерли еще в младенчестве, продолжателем рода Пророка стал Али, женившийся на его дочери Фатиме. Шииты были «убеждены, что имамат не выходит за пределы его потомства» (Шахрастани). Через брачный союз Али и Фатимы верховная власть должна была сохраняться в «семье Пророка». Ха­рид­жи­ты в кор­не от­верг­ли такой подход. Они про­воз­гла­си­ли, что ха­ли­фом мо­жет стать «ка­ж­дый, кого они назначили по своему усмотрению», каждый дос­той­ный му­суль­ма­нин вне за­ви­си­мо­сти от про­ис­хо­ж­де­ния и со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, «да­же раб-негр».

Таким образом, наметилось два подхода к решению проблемы верховной власти. Одни считали, что власть должна наследоваться, другие — выбираться. Для одних круг потенциального главы государства был очерчен «семьей Пророка», для других замыкался на всех членах общины. Одни стремились сохранить преемственность власти по кровному принципу, другие не придавали этому ровно никакого значения.

Какую же позицию в данном споре заняли сунниты? Суннитские богословы в конечном итоге пришли к выводу, что глава мусульман должен выбираться, но не среди всех, а лишь из числа курайшитов, т. е. членов рода, из которого происходил и сам Пророк. Как указывает крупнейший политический теоретик средневекового ислама аль-Маварди, среди суннитских ученых была дискуссия касательно числа выборщиков. Одни считали, что в выборах правителя и заключении с ним общественного договора (`ахд) должны участвовать представители каждого региона (балад). Другие настаивали, что в выборочной комиссии достаточно того, если будет согласие и пяти человек. Третьи оговаривали, что согласие только двух, подобно двум свидетелям во время церемонии бракосочетания. И наконец, даже один, выражающий волю большинства людей, может выбрать необходимого курайшита.

Нетрудно заметить, что суннизм имеет свою общность с двумя предыдущими подходами, но в полной мере не разделяет ни один из них. Общее между суннизмом и хариджизмом — выборность главы. Но если хариджиты готовы были вручить бразды правления любому простолюдину, всякой черни, то сунниты настаивали на благородном происхождении халифа (для тех времен это было немаловажно). Общее же между суннизмом и шиизмом — династический принцип. Причем шииты в монархическом духе ограничили его рамками «семьи Пророка», в то время как сунниты расширили данный принцип в масштабах всего рода курайш. В результате суннитский курайшит стал своеобразным компромиссом между хариджаитским «рабом-негром» и шиитской «семьей Пророка».

«ВТОРОЙ ВОПРОС КАСАЛСЯ ПОЛНОМОЧИЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛИДЕРА»

Второй вопрос касался полномочий мусульманского лидера. Для шиитов имам являлся прямым наследником Пророка, а значит, он наследовал как его политические, так и религиозные функции, поэтому был не только политическим, но и религиозной главой. Соответствующим оказывалось и отношение к нему как к непогрешимой личности, окутанной ореолом святости и неприкосновенности. Следовательно, он был правомочен высказываться как по мирским, так и по духовным вопросам. При этом его мнение считалось истинным и неоспоримым. Другими словами, шиитский имам выступал и князем, и патриархом в одном лице.

Хариджитский же глава представал в совершенно ином качестве. Он был даже не столько светским правителем, сколько наемным военачальником. Дело в том, что хариджиты постоянно вели сепаратную, антиправительственную войну, потому они нуждались в полководце, полевом командире. В сфере религии главенствующий статус не придавал правителю никакого авторитета. Да и как правитель, будучи назначенным, он мог быть смещен в любую минуту.

В вопросе полномочий халифа сунниты также заняли срединную точку зрения. Суннитский халиф — это не наемный командир, но глава государства, заслуживающий особого почтения и уважения; суннитский халиф — это и не патриарх, но все же хранитель веры, обязанный поддерживать и оберегать религию в мусульманском сообществе. По крайней мере, таким его рисует средневековая традиция. Как писал Аль-Маварди, «имамат есть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами».

И наконец, последний вопрос — статус халифа. Насколько был значим сам институт халифата (имамата)? Шииты и хариджиты в данном вопросе также заняли крайние точки зрения. Шииты утверждали: «Имамат — не обычное дело, вверенное воле народа, когда имам назначается по его выбору, нет, это — основополагающее дело, это — основа мусульманской религии» (Шахрастани). Причем имамат возводится в ранг вероучительных основ, его отрицание приравнивалось к неверию. Хариджиты, напротив, не придавали халифу никакой особой ауры почитания. Более того, «допускали, что в мире может вовсе не быть имама». Живя разрозненно, они не видели ничего неприемлемого в том, чтобы ка­ж­дая ме­ст­ная об­щи­на, ес­ли она от­ре­за­на от дру­гих, в случае необходимости избирала бы се­бе сво­его ав­то­ном­но­го ха­ли­фа. Для шиитов уже сам факт отрицания имамата считался немыслимым, в то время как хариджиты настаивали, что если имам «изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить».

Сунниты не одобряли подобных выступлений против халифа, призывая повиноваться его правлению и терпеть его тиранию, но и не окружали его ореолом святости, требуя лишь соответствующего почтения и уважения. Суннитская традиция не возвышала халифа в мистическом духе, но и не опускала до уровня тактических соображений.

В ОСНОВЕ СУННИТСКОГО УЧЕНИЯ ЛЕЖИТ ПРИНЦИП СЕРЕДИНЫ

Таким образом, во всех трех вопросах политической повестки сунниты занимают срединную позицию. Это и есть ключевое качество суннизма. Иначе говоря, подход, который лежит в основе суннитского учения, есть принцип середины. Именно в нем таится объяснение того, что сунниты признавали в Средневековье право на халифат за курайшитами.

Здесь можно возразить, что при избрании первого халифа не было ни шиитов, ни хариджитов, не имелось и оформленного суннизма с его срединностью. Какой же тогда логикой руководствовались сподвижники Пророка, избрав курайшита? Той, что выразил сам Абу-Бакр, когда обсуждалась кандидатура будущего главы мусульман: «Арабы признают власть только курайшита, ибо курайшиты — это самая середина (выделено мною — Б.Р.) арабов по происхождению и по месту проживания в стране» (Ибн-Хишам). Правдивейший Абу-Бакр говорил не о себе, хотя первым подпадал под это определение, а о принципе, которым следует руководствоваться при избрании халифа.

Понимание вневременной логики суннитского ислама, стоящей за его историзмом, позволяет видеть глубинную сущность суннизма, которая представляет собой не что иное, как путь середины. Как сказано в Коране: «И сделали мы вас общиной серединною» (2:143). Говоря современным политическим языком, сунниты — это центристы, т. е. те, кто избегает крайностей и отстаивает интересы большинства. Именно об этом нам и сообщает слово аль-джама`а в суннитском самоназвании «Люди Сунны и согласия/общины» (ахль ас-сунна ва аль-джама`а). Подобный подход к жизни и людям исторически позволил суннитам стать самым крупным течением ислама. Как данный принцип середины будет выражаться в реалиях сегодняшнего дня, должны решать уже современные мусульманские богословы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Шариат: что говорят о нем ученые и как его применяют в мире

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Источник шариатского права — священная книга мусульман Коран

Возвращение талибов в Афганистан вновь сделало актуальным вопрос о законах шариата, которые движение «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в РФ) вводит в стране. Но Афганистан не первая и не последняя страна в мире, где следуют этим законам. Русская служба Би-би-си постаралась ответить на основные вопросы о шариате.

Что такое шариат?

Шариат — это система правил и обычаев, на которых строится исламское право. Она основана на священной книге мусульман, Коране, а также сунне и хадисах, комплексе текстов, в которых собраны жизнеописание и высказывания пророка Мухаммеда.

Шариат — арабское слово, часто переводится как «правильный путь» или «путь к воде», что в контексте жизни в Аравийской пустыне может означать путь богоугодный, праведный. Возможно поэтому словом этим пользовались не только мусульмане, но и арабы-христиане, а также зороастрийцы.

Шариат — это не свод законов, но комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина, в том числе связанных с молитвой, постом, паломничеством, а также взаимоотношениями с соседями и окружающим миром в целом.

В идеале его предназначение — дать мусульманину полное понимание о том, как сделать богоугодным каждый аспект своей жизни: веру и благотворительность, брак и семейные отношения, деловые связи и наследственные споры и т.д.

Автор фото, Getty Images

Если судебное решение не может быть принято на основе этих священных писаний, исламские правоведы могут дать рекомендацию или решение по отдельной теме или вопросу, порой выраженные в виде религиозного эдикта — фатвы.

По словам профессора исламских исследований Университета Глазго Моны Сиддики, суры Корана, в которых имеется правовой аспект, довольно немногочисленны по сравнению с общим текстом священной книги. Дело в том, что в ней определяется, в основном, личная жизнь правоверных.

«Суры [Корана], не будучи законом, указывают на то, как правильно обращаться с супругом, как воспитывать детей, как дети должны относиться к своим родителям. Потому многие из этих сур, не будучи законом в том смысле, как мы себе сегодня представляем право — как правила и установления, стали основой исламского законодательства», — объясняет профессор Сиддики.

Например, если коллеги приглашают мусульманина в паб после работы, он может попросить совета у богослова, чтобы получить рекомендацию для подобных случаев.

Таким же образом шариат определяет для мусульман семейное право, финансовые и деловые отношения.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Шариат — комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина: от брака до бизнеса

Насколько шариат открыт для интерпретаций?

Существует пять основных школ исламского права. Среди них четыре — суннитского направления: ханбали, малики, шафи и ханафи, — и одна шиитского — джафари.

Суннизм и шиизм две самые большие ветви ислама, которые появились после кончины пророка Мухаммеда. Их сторонники разошлись во взглядах на то, кто должен стоять во главе мусульманской общины — уммы. Суннитов в мире больше, живут они в таких странах как Саудовская Аравия, Пакистан, Турция. Шииты в основном живут в Иране, Азербайджане, Ираке.

Разница между школами шариата буквально в том, как они интерпретируют тексты и указания, на которых основаны законы шариата.

Ханбали считается самой ортодоксальной: именно ей следуют в Саудовской Аравии. Ханафи называют более либеральной — она доминирует, например, в Египте, Пакистане, Турции. Ей следуют и талибы, хотя и в гораздо более консервативном понимании.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Правила в шариате в числе прочего касаются и личной гигиены

Закон шариата — есть слово Аллаха, но описывают его люди. Наказание выносит судья — кади, говорит Хью Кеннеди, профессор арабского языка Лондонской школы востоковедения и африканистики. А значит, кади исходит из собственной интерпретации и понимания закона.

«Шариат требует делать добро и запрещает зло, это может сочетаться, или нет, с демократическими правами, в зависимости от интерпретации политического движения — но призыв к следованию шариату обязательно формирует основу любой политической программы в мусульманском мире», — пишет в своем объяснении сути шариата Роберт Глив, профессор арабских исследований в английском Университете Эксетера.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Женщины на остановке такси в Кабуле. Июль 2021 г.

Но есть еще один фактор, который влияет на интерпретацию и применение шариата. Это — племенные правила, объясняет Гутьеррес де Теран, директор департамента арабистики и ориенталистики Мадридского автономного университета.

«Шариат, которым пользуются талибы, основан на племенных правилах пуштунов, очень патриархальных, потому и положение женщины так занижено», — полагает он.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

«Они сказали идти домой». Даст ли «Талибан» женщинам Афганистана работать и учиться

Ультраконсервативные режимы в исламском мире часто подстраивают шариат под свои политические нужды. Например, теократический режим в Иране, пришедший к власти после Исламской революции 1979 года, преднамеренно изменил правила шариата под свою политическую повестку, снизив возраст согласия для девочек до 13 лет, запретив им посещение университетов и заставив носить хиджаб.

В каких странах признают шариат?

Во многих странах — в основном Ближнего Востока и Северной Африки — шариат играет роль в семейном праве: бракоразводных вопросах, наследственных спорах, определении родительских прав и опекунства. Лишь в некоторых странах он также вписан в систему криминального законодательства: таких как

  • Пакистан
  • Афганистан
  • Иран
  • Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива
  • Ирак
  • Йемен
  • Мавритания
  • Бруней
  • Сомали.

А как насчет Великобритании?

Великобритания — светское государство, но мусульманам позволяется следовать правилам шариата, если это не нарушает законы.

Здесь есть «шариатские суды» (их также называют шариатскими советами), правда, действуют они на общественных началах и занимаются исключительно помощью в разрешении брачных проблем (регистрацией мусульманских браков и разводов) и рекомендациями в личной жизни среди местных мусульман..

Первый шариатский совет был основан здесь в 1982 году и за 40 лет их число росло с появлением новых мечетей и исламских благотворительных центров. Всего, согласно Фаузие Аззуз из Бристольского университета, по различным подсчетам, в Британии действует от 30 до 80 шариатских советов.

И хотя их решения не имеют юридической силы, беспокойство о том, что действия шариатских советов могут войти в противоречие с британским законодательством, стало причиной обсуждения в парламенте в 2019 году.

А в России есть шариатский суд?

Шариатское право на Северном Кавказе практиковалось с момента распространения ислама и до наших дней. В Чечне, например, браки, разводы, раздел имущества совершались по шариату даже в советский период.

Официально шариат пришёл на Кавказ в конце 90-х годов, между двумя чеченскими войнами. В 1997 году все светские суды были упразднены, появилось министерство шариатской госбезопасности (МШГБ).

С вводом российских войск в 1999 году, шариатское право в Чечне перестало действовать официально, но неофициально оно все ещё присутствует в решении бытовых вопросов. На Северном Кавказе в мусульманских семьях браки и разводы имеют силу, только если они заключены по шариату.

В ЗАГС молодожены ходят, как правило, для регистрации и дальнейшего оформления пособий на ребёнка. Так же, как в советское время, по шариату люди разводятся, решают спорные имущественные, наследственные и другие вопросы.

Правда, что в шариате применяются средневековые наказания?

Шариат, по крайней мере в теории, включает физические наказания, в том числе публичную порку, забивание камнями и ампутацию конечностей.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Шариатский суд в Нигерии в штате Сокото. Фото сделано в марте 2002 года

Строгость наказания определяется тяжестью совершенного преступления, которое подпадает под одну из двух широких категорий.

«Хадд» — серьезные преступления, с установленными для них наказаниями. Под эту категорию подпадают некоторые виды воровства, за которые полагается ампутация руки нарушителя.

«Тазир» — более легкие преступления, наказание для которых определяет сам судья.

Но добиться подведения нарушения под категорию «хадд» нелегко.

Вот что говорит об этом профессор Роберт Глив в интервью Би-би-си: «Надо помнить, что крайние наказания, которые можно найти в Коране, в юридической (исламской) литературе, выделяются исключительно высокой доказательной планкой. Например, наказанием за прелюбодеяние для человека, находящегося в браке, является забивание камнями до смерти. Но чтобы было основание для применения такого наказания, необходимо наличие четырех свидетелей, которые были бы очевидцами совершенного акта. А это крайне маловероятное обстоятельство».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В индонезийской провинции Ачех, публичное наказание женщине, которая была поймана с бойфрендом

«Даже в современную эпоху вуайеризма, добиться такого невозможно, — подтверждает Асма Афсаруддин, профессор исламских исследований Университета штата Индиана в США в статье в The Conversation в 2017 году. — Поэтому неудивительно, что оно почти никогда не применялось до наших дней».

«За все время, что я изучаю историю ислама, я ни разу не нашел примера побивания камнями за прелюбодеяние ни в одном из исторических текстов. Может быть, я недостаточно источников изучил. Но пока это так», — вторит ей в интервью Би-би-си профессор Хью Кеннеди из Лондонской школы ориенталистики и африканистики.

Почему же в современную эпоху эти, запрещенные ООН, наказания до сих пор могут применяться в некоторых странах, где большинство населения составляют мусульмане, например, в Пакистане или Нигерии? Профессор Афсаруддин считает, что шариатские суды, выносившие такие приговоры, не следовали шариатским правилам или находились под влиянием политиков, которые хотели выглядеть поборниками веры.

Согласно опросам, отношение мусульман к жестоким приговорам шариатских судов сильно разнится от страны к стране. И далеко не во всех исламских странах с действующими судами шариата применяются подобные наказания.

Но вот во время правления талибов в Афганистане в 1996-2001 годах поступали сообщения о применении подобных наказаний, в том числе забивания камнями. Потому их нынешнее возвращение в Афганистан вызывает столько озабоченности в мире, особенно о положении афганских женщин.

Что на самом деле запрещает шариат женщинам?

Коран признает абсолютное равенство между мужчинами и женщинами, напоминает Асма Афсаруддин. Многие права, которые он предоставляет женщинам, были практически революционными в свое время: им полагался равный с мужчинами доступ к знаниям, она могла выбирать мужа, имела право на наследование собственности мужа (приданое оставалось за ней), и могла начать бракоразводный процесс (при определенных условиях). Исламские богословы разрешали аборт до трех месяцев беременности, если была угроза жизни матери.

Кстати, о разводе. Классическая формулировка, напоминает Мона Сиддики, предполагает, что муж должен трижды сказать о намерении развестись, но между тремя заявлениями должен пройти некоторый период времени, обычно месяц. То есть Коран давал возможность семейной паре в течение трех месяцев восстановить отношения. Однако позже почти все богословы интерпретировали этот отрывок из священной книги так: мужчине достаточно сказать о разводе три раза подряд, чтобы он вступил в силу.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Положение женщин во многих мусульманских странах определяет часто не собственно шариат, а местные племенные обычаи

Более поздние положения были привнесены в шариат в соответствии с племенными обычаями различных народов, принявших ислам. Собственно оттуда, считают ученые-исламоведы, идут некоторые правила, которые сегодня представляются многим отсталыми и даже варварскими.

Например, оттуда пришло определение положения женщины как собственности отца или мужчины-опекуна. А такие явления как «убийства чести», женское обрезание не имеют отношения к исламской практике и не основаны на шариате, указывают они.

Примечание. 30 августа 2021 г. в статью внесено исправление, в ней ошибочно была указана принадлежность талибов к ханбалистской школе шариата. Приносим извинения.

Боевики ИГИЛ совершили геноцид против езидов и мусульман-шиитов в Ираке – следователи ООН

Члены ИГИЛ совершили в Ираке множество чудовищных преступлений, жертвами которых стали представители различных этнических и религиозных групп — специально созданная следственная группа ООН продолжает по крупицам собирать доказательства этих злодеяний. Однако, как подчеркнул глава этой комиссии, выступая сегодня в Совете Безопасности ООН, уже сейчас ясно, что массовые убийства езидов и мусульман-шиитов подпадают под определение «геноцид».

Карим Асад Ахмад Хан, Специальный советник, возглавляющий ЮНИТАД — Следственную группу ООН по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ/ ДАИШ, представил сегодня членам Совета Безопасности ООН свой шестой доклад.

Численность следственной группы, созданной по решению Совбеза еще в конце 2018 года, за минувшие годы выросла с пяти сотрудников до двухсот. Специалисты, входящие в ее состав, проводят тщательное расследование зверств боевиков ИГИЛ, оккупировавших значительную часть территории Ирака с июня 2014 года по декабрь 2017-го.

Террористы, как сообщается в этом и предыдущих докладах Группы, совершали невиданные по своей жестокости преступления, включая казни, пытки, отсечение конечностей, изнасилование женщин и девочек и обращение их в сексуальное рабство.

Наша задача заключается в том, чтобы добиться правосудия для всех пострадавших

Сегодня Карим Асад Ахмад Хан официально назвал преступления, совершенные против иракских езидов, «геноцидом». «Я могу подтвердить Совету, что в ходе независимого уголовного расследования ЮНИТАД собрала четкие и убедительные доказательства того, что члены ИГИЛ совершили геноцид в отношении религиозной группы езидов», — подчеркнул Специальный советник.

Особенно часто нападениям боевиков ИГИЛ подвергались дети из числа езидов. «Все, кому удалось выжить, и особенно дети, до сих пор ощущают последствия этих травм», — добавил представитель ООН. Более того, по его словам, тысячи женщин, мальчиков и девочек из числа езидов по-прежнему содержатся в неволе у игиловцев или тех людей, которым их продали. «Наша задача заключается в том, чтобы добиться правосудия для всех пострадавших», — отметил Карим Асад Ахмад Хан.

Боевики ИГИЛ совершали преступления и против других этнических и религиозных групп — к концу 2021 года, по словам представителя ООН, следователи планируют завершить работу еще над несколькими юридическими заключениями по преступлениям в отношении христиан, ярсанистов, шабаков, туркменов-шиитов и суннитов в Ираке, а также о массовом убийстве заключенных — преимущественно шиитов — в тюрьме Бадуш.

«Видео, появившееся в июле 2015 года, отчетливо свидетельствует о том, что боевики ИГИЛ не скрывали своих намерений совершить геноцид против мусульман-шиитов. Закадровый голос прославляет ужасающие преступления — массовые казни — и призывает всех последователей ИГИЛ «убивать [шиитов], где бы они ни встретились» им», — сообщил членам Совета Карим Асад Ахмад Хан. В 2021 году, по его словам, будет также представлено заключительное досье по разработке и применению ИГИЛ в Ираке химического и биологического оружия.

Надя Мурад: ЮНИТАД дарит нам надежду на правосудие

Надя Мурад, одна из самых известных в мире жертв преступлений ИГИЛ — сама бывшая пленница, в 2018 году она получила за свою правозащитную деятельность Нобелевскую премию мира. Выступая сегодня в Совете Безопасности, Мурад сообщила, что благодаря деятельности созданной ООН следственной группы ей удалось найти и похоронить тела своих двух братьев, похищенных и убитых ИГИЛ.

Она высоко оценила тот факт, что следователи собрали множество доказательств геноцида езидов в Ираке, и призвала членов Совета изучить последствия этих зверств для конкретных людей.

«Езиды подверглись самым жестоким преступлениям за всю историю человечества, — отметила Надя Мурад. — Я никогда не забуду глаза своей матери, узнавшей о казни сыновей, — тогда ей еще не было известно, что такая же судьба ждет ее саму. Я еще помню, как у меня из рук вырвали руку моей племянницы, чтобы затолкать нас в разные автобусы как скот. Я все еще могу прикинуть, во сколько бы могли оценить мое тело те, кто продает или покупает его».

Езиды подверглись самым жестоким преступлениям за всю историю человечества

Она напомнила, что этот кошмар длился для езидов семь долгих лет, 200 тысяч человек все еще не могут вернуться в свои дома и живут в лагерях для внутренних переселенцев, а тысячи семей ждут идентификации останков их близких, похороненных в братских могилах. «Но главный ужас заключается в том, что 2800 женщин и детей все еще содержатся в неволе у боевиков ИГИЛ», — добавила она.

По словам Нади Мурад, несмотря на все пережитое, община иракских езидов пытается вернуться к жизни. «Я прошу международное сообщество дать езидам «ручку», чтобы они приступили к написанию новой главы своей истории, — обратилась она к членам Совета. — Привлечение ИГИЛ к ответственности станет важной вехой на пути моей общины к восстановлению».

шииты — это… Что такое Мусульмане-шииты?

Мусульмане-шииты

Шии́ты (араб. ‎‎шиа شيعة — приверженцы, группировка, фракция, партия) — общий термин, — шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину — умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммад (с.а.в.)а, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья (в статье о кундровских татарах указывается, что они сунниты) и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Территория проживания арабов-шиитов — это 70 % мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).

В настоящее время отношения между двунадесятниками и другими шиитскими течениями (исмаилиты, друзы, алавиты) иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Мусульмане
  • Мусульмане (народ)

Полезное


Смотреть что такое «Мусульмане-шииты» в других словарях:

  • Шииты — Ислам Столпы Ислама …   Википедия

  • МУСУЛЬМАНЕ — приверженцы религии, основанной пророком Мухаммедом (ок. 570 632). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА Период пророчества. Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского …   Энциклопедия Кольера

  • Шииты — приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Первоначально шиитское движение выступало с… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Мусульмане-сунниты — Ислам     История ислама Столпы вер …   Википедия

  • Мусульмане — иначе мослимы последователи ислама (см.). Ср. Сонна, Сонниты, Шииты и т. д …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ислам в Азербайджане — Панорама Баку с видом мечети Ислам исповедуется большинством населения Азербайджана; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульман …   Википедия

  • Мусульманские праздники — Составной частью образа жизни мусульманских народов являются мусульманские праздники, которые призваны провозглашать веру в единство и единственность Аллаха  его вечность, справедливость и всемогущество; в предопределение, в признание пророческой …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Талыши — У этого термина существуют и другие значения, см. Талыш (значения). Талыши Самоназвание толышон …   Википедия

  • Али ибн Абу Талиб — араб. علي بن أبي طالب‎‎ Каллиграфии представление Али по арабски …   Википедия

  • Кавказский край * — Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Значение терминов шиит и шиизм

سامانه پیام کوتاه دفتر حضرت آیت الله العظمی مکارم شیرازی مدظله در سال 1387 برای ارائه خدمات هر چه بهتر و سهولت دسترسی مقلدین به پاسخ سوالات شرعی، راه اندازی شده است

مقلدین معظم له می توانند با ارسال پیامک به شماره

10000100

( از سراسر کشور بدون نیاز به پیش شماره)

سؤال خود را مطرح کرده و جواب دریافت کنند.

پاسخگویی از این طریق به دو روش صورت می گیرد:

1- عادی: مقلدین معظم له می توانند متن سوالات شرعي خود را پیامک کرده و در کمتر از 24 ساعت پاسخ آن را دريافت کنند.

2-آنی: کاربر با ارسال عدد 1 فهرست احکام با شماره مربوطه را دریافت می کند و با انتخاب هریک از شماره ها،حکم آن ارسال می شود.

تذکر مهم: چنانچه به علت نقص فنی در مدت مذکور پاسخی دریافت نکردید، سوال خود را دوباره ارسال کنید.

«Я никогда не забуду глаза своей матери, узнавшей о казни сыновей». В ООН отмечают годовщину нападения ИГИЛ на общину езидов

«Отвратительные преступления, совершенные ИГИЛ, могут быть приравнены к военным преступлениям, преступлениям против человечности и геноциду», – говорится в заявлении, с которым от лица Генерального секретаря ООН выступил его пресс-секретарь Стефан Дюжаррик. Он подчеркнул, что виновные должны понести наказание в полной мере. 

Поддержка усилий правительства Ирака по привлечению виновных к ответственности и защите прав человека остается приоритетом для Организации Объединенных Наций, отметил Дюжаррик. Он напомнил о «коллективной ответственности» перед общинами, пострадавшими от серьезных нарушений международного права.  

«Генеральный секретарь приветствует недавнее принятие правительством Ирака «Закона о выживших езидах» и признание преступлений, совершенных ИГИЛ против езидов и других общин. Он призывает к скорейшей и полной реализации закона», – сказал пресс-секретарь. 

Напомним, что в ООН была создана Следственная группа по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ/ДАИШ (ЮНИТАД). Специалисты, входящие в ее состав, проводят расследование зверств боевиков ИГИЛ, оккупировавших значительную часть территории Ирака с июня 2014 года по декабрь 2017 года.  

Террористы совершали невиданные по своей жестокости преступления, включая казни, пытки, отсечение конечностей, изнасилования женщин и девочек и обращение их в сексуальное рабство. Эксперты Следственной группы ООН считают, что массовые убийства езидов и мусульман-шиитов боевиками ИГИЛ подпадают под определение «геноцид».  

Я до сих пор помню, как у меня из рук вырвали руку моей племянницы, чтобы затолкать нас в разные автобусы как скот

Надя Мурад, одна из самых известных в мире жертв преступлений ИГИЛ, которой удалось бежать из плена боевиков, высоко оценила работу Следственной группы. Выступая в мае 2021 года в Совете Безопасности ООН, Мурад сообщила, что благодаря деятельности группы ей удалось найти и похоронить тела двух своих братьев, похищенных и убитых террористами ИГИЛ. 

«Езиды подверглись самым жестоким преступлениям за всю историю человечества. Я никогда не забуду глаза своей матери, узнавшей о казни сыновей, – тогда ей еще не было известно, что такая же судьба ждет ее саму. Я до сих пор помню, как у меня из рук вырвали руку моей племянницы, чтобы затолкать нас в разные автобусы как скот», – сказала Мурад.   

В 2018 году Мурад получила Нобелевскую премию мира за свою правозащитную деятельность. В 2016 году она была назначена Послом доброй воли Управления ООН по наркотикам и преступности.  

SHIA Английское определение и значение

1 Одна из двух основных ветвей ислама, особенно в Иране, которая отвергает первых трех суннитских халифов и рассматривает Али, четвертого халифа, как первого истинного преемника Мухаммеда.

«Они разделены на две основные группы, шииты и сунниты, с разными толкованиями религии».

Другие примеры предложений

  • «Его отца Али постигла аналогичная судьба 19 лет назад, и он Это последнее деяние привело к огромному расколу в исламе между суннитами и шиитами.«
  • » Он будет составлен из суннитов и шиитов, представителей светского и религиозного происхождения, профсоюзных активистов и женских организаций. но не панарабизма ».
  • « Раскол между шиитами и суннитами возник вскоре после смерти основателя ислама Мухаммеда в 632 году. сочетание суннитов и шиитов.«
  • « На самом деле солидарность между суннитами и шиитами идет дальше. »
  • « Каждый, кто смотрит на Ирак, видит нацию, разделенную на шииты, сунниты и курды ».
  • « Это религиозная организация шиитских последователей ислама. ‘
  • «Сунниты — более крупная ветвь ислама, шииты — меньшая.»
  • «Понимание различий между мусульманами-суннитами и шиитами очень важно.’
  1. 1.1 Мусульманин, исповедующий шиитскую ветвь ислама.

    «Для ислама сунниты и шииты также будут рассматриваться как отдельные группы.»

    Дополнительные примеры предложений

    • «Он подчеркнул, что сегодня существует неотложная потребность в единстве между шиитами и суннитами».
    • «Он сказал, что сунниты часто предлагают намаз в мечети, построенной шиитами, и наоборот».
    • «У вас есть баасисты, исламисты, сунниты, шииты, иногда есть и курды.
    • «К моему удивлению, на голосование пришло большое количество людей: мужчины и женщины, мусульмане и христиане, сунниты и шииты».
    • «Некоторые атеисты, некоторые — светские люди; даже религиозные шииты не все следовали за одним и тем же лидером. ‘
    • ‘ Не говоря уже о разделении ислама на две широкие общины шиитов и суннитов, существуют национальные различия, которые влияют на мышление отдельных мусульман. ‘
    • ‘ В 1917-20 годах британцам потребовалось три года, чтобы объединить суннитов и шиитов против них.«
    • » Будет ли курд выносить моральное осуждение суннитов, шиитов — курдов, изгнанников — тех, кто остался и страдал? »
    • « Если они этого не сделают, это может, наконец, спровоцировать полномасштабное восстание обоих. Сунниты и шииты. ‘
    • ‘ Они изо всех сил старались указать на интеграцию суннитов и шиитов, будь то брак или племя. ‘
    • ‘ Каков наилучший способ гарантировать включение как шиитов, так и суннитов в социально-политической взаимосвязи и для обеспечения экономического роста региона? »
    • « Существует недоверие между шиитами и суннитами, между секуляристами, консерваторами и исламистами, а также между племенами и кланами.’
    • «Ливан был разделен по многим параметрам: между левыми и правыми, между шиитами и суннитами, христианами и друзами».

Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster

Шииты имя существительное

множественное число Шииты или Шииты также Шииты также Шииты

множественное число Шииты или Шииты также Шииты также Шииты

Определение ШИА учеником

1 [noncount] : одна из двух основных ветвей ислама — часто используется перед существительным — сравнить сунни 2 [считать] : мусульманин, являющийся членом шиитской ветви ислама : шиит

различий между мусульманами-шиитами и суннитами

Конфликт между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами восходит к седьмому веку и смерти Пророка Мухаммеда.

Тем не менее, недавно внимание привлекли различия между двумя ветвями религии, поскольку число столкновений между обеими группами усилилось.

Согласно исследованию, проведенному в 2009 году исследовательским центром Pew Research, подавляющее большинство из 1,6 миллиарда мусульман в мире являются суннитами.

От 10% до 13% составляют мусульмане-шииты, а от 87% до 90% — мусульмане-сунниты. Мусульмане-сунниты также присутствуют в большем количестве стран и регионов по всему миру, тогда как большинство мусульман-шиитов живут в четырех странах: Иране, Пакистане, Индии и Ираке.

Распределение по состоянию на 2005 год. Columbia.edu

Разделение двух групп началось после смерти пророка Мухаммеда.Большинство считало, что его законным преемником был его тесть и близкий друг Абу Бакр, но небольшая группа считала, что преемником Пророка Мухаммеда должен стать Али ибн Аби Талиб, его двоюродный брат, зять и отец его внуков. .

Суннитское большинство добилось своего, поскольку Абу Бакр стал первым мусульманским халифом и преемником пророка. Хотя сначала раскол был в основном политическим, поскольку группа меньшинства была фракцией, поддерживающей власть Али, со временем раскол превратился в религиозное движение.

Одним из наиболее важных различий между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами является то значение, которое шииты придают Али, которого сунниты не признают законным преемником пророка.

Одна из самых важных дат для мусульман-шиитов — десятый день священного месяца Мухаррам (первый месяц в исламском лунном календаре). Мусульмане-шииты отмечают годовщину смерти Хусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда и сына Али.

Король Саудовской Аравии Салман бин Абдулазиз. Саудовская Аравия — одна из стран мира с наибольшей долей мусульман-суннитов. Рейтер Событие «коллективного искупления через стенание и самобичевание» называется Ашура.Эта практика характерна для шиитов и часто вызывает критику и протесты со стороны суннитов, которые не празднуют этот день и не считают его важным.

Обе группы, однако, соглашаются, что Мухаммад является посланником Бога и следует пяти ритуальным столпам ислама, включая пост во время Рамадана, пять ежедневных молитв и хадж, ежегодное паломничество в Мекку, которое в этом году переросло в давку, убив больше людей. более 700 человек.

Они оба разделяют священную книгу Корана.Основное различие в практике состоит в том, что мусульмане-сунниты в основном полагаются на Сунну, запись учений и высказываний Пророка Мухаммеда для руководства своими действиями, в то время как шииты в большей степени полагаются на своих аятолл, в которых они видят знак Бога на земле. .

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи обращается к высшим должностным лицам Ирана в мечети в своей резиденции в Тегеране, Иран.Офис верховного лидера Ирана через AP Хотя многие мусульмане-шииты и сунниты мирно сосуществуют, исследование Pew Research Center, проведенное в 2012 году, показывает, что 40% мусульман-суннитов с Ближнего Востока и Северной Африки не принимают шиитов как своих собратьев-мусульман.

Конфликты в Ираке и Сирии также демонстрируют разделение между ними, поскольку многие суннитские мужчины присоединились к повстанческим группировкам, а мужчины из шиитской общины чаще всего сражаются на стороне или вместе с правительственными силами, сообщает BBC.

Определение шиитов в политологии.

Примеры шиитов в следующих темах:

  • Империя Аббасидов

    • В 793 году н.э. шиитская династия Идрисидов (также называемая шиитской) получила власть над Фесом в Марокко.
    • Большинство шиитов мусульман поддержали войну Аббасидов против Омейядов, потому что Аббасиды заявили о своей легитимности своей семейной связью с Мухаммедом, что является важным вопросом для шиитов .
    • Однако, оказавшись у власти, Аббасиды приняли ислам суннитского толка и отвергли любую поддержку шиитских верований.
    • Эта группа двинулась в Египет в 969 году нашей эры, основав свою столицу недалеко от Фустата в Каире, которую они построили как бастион шиитов обучения и политики.
    • Сам халиф находился под «защитой» буид-эмиров, владевших всем Ираком и западным Ираном, и спокойно относился к шиитам к их симпатиям.
  • Ислам

    • Он обслуживает в основном шиитов, мусульманских общин; однако эту мечеть могут посещать все мусульмане.
    • Примерно половина (50%) религиозной принадлежности мусульман — сунниты, 16% — — шииты, — не принадлежат к религии, а 16% — другие / не ответили.
    • мусульман арабского происхождения в основном сунниты (56%) с меньшинствами шиитов (19%).
    • бангладешцев (90%), пакистанцев (72%) и индийцев (82%) в основном являются суннитами, а иранцы — в основном шиитов (91%).
    • Дин Мохаммед), 16% другие (в основном Ислама и Ахмадия) и 2% Шииты .
  • Преемники Мухаммеда

    • После смерти Мухаммеда в 632 году н.э. среди его последователей возникли конфликты относительно того, кто станет его преемником, что привело к расколу в исламе между суннитскими и шиитскими сектами.
    • Эти разногласия по поводу истинного преемника Мухаммеда привели к серьезному расколу в исламе между суннитской и шиитской деноминациями, разделение, которое сохраняется и по сей день.
    • Шииты Мусульмане верят, что точно так же, как только Бог назначает пророка, только Бог имеет прерогативу назначать преемника своему пророку.
    • Последователи Али позже стали шиитской сектой меньшинства ислама, которая отвергает легитимность первых трех халифов.
  • Раздел

    • Внутри ислама в разные периоды происходили конфликты между суннитами и шиитами .
    • Многие религиозные лидеры суннитов, в том числе вдохновленные ваххабизмом и другими идеологиями, объявили шиитов еретиками и отступниками.
  • Религиозные конфессии

    • Термин также описывает четыре ветви иудаизма (ортодоксальный, консервативный, реформистский и реконструкционистский) и описывает две основные ветви ислама (суннитский и шиитский ).
  • Династия Сефевидов

    • Иранская империя Сефевидов (1501-1786 гг.) Отличается от династий Великих Моголов и Османской империи шиитской верой ее шахов, которая составляла большинство исламских деноминаций в Персии.
  • Ирак

    • Насилие против коалиционных сил и между различными сектантскими группами вскоре привело к мятежу в Ираке, раздору между многими суннитскими и шиитскими иракскими группировками, а также появлению новой фракции Аль-Каиды в Ираке.
  • Исламский текстиль

    • Иранский Сефевид Империя (1501-1786) отличается от Моголов и Османской династии шиитской верой своих шахов , которая была исламским большинством в Персия.
  • Исламское искусство

    • Большинство мусульман принадлежат к двум конфессиям: сунниты (75–90%), [7] или шиитов, (10–20%).
  • Расширение при Омейядских халифатах

    • Предположительно сунниты убили сына Али Хусейна и его семью в битве при Кербеле в 680 году, укрепив -й шиитский -суннитский раскол.

Что такое шиитский ислам? | GotQuestions.org

Ответ

Шиитский ислам — вторая по величине конфессия ислама в мире; это также государственная религия Ирана. Его последователей называют шиитами. Шиитский ислам сильно сконцентрирован на Ближнем Востоке. За пределами Ирана, Ирака, Ливана и Азербайджана шииты представляют собой однобокое меньшинство среди мусульман. Даже в странах с относительно большим присутствием шиитов, таких как Пакистан, Индия и Турция, деноминация составляет небольшую часть тех, кто придерживается ислама.В целом шииты составляют 10–15 процентов мусульманского населения мира.

Более 75 процентов мусульман мира — сунниты, секта, которую обычно называют «ортодоксальным» исламом. Это делает более эффективным описание шиитского ислама в соответствии с его отличиями от суннитской доктрины. Внутри шиитов есть подразделения, но почти девять из десяти шиитов являются частью подхода, известного как Imamiyyah , или «двунадесятники». Это название происходит от их веры в дюжину назначенных Аллахом духовных лидеров, следующих за Мухаммедом.По мнению большинства шиитов, последний из этих имамов был скрыт от мира на протяжении многих веков, и это понятие называется оккультизацией.

Главный раскол между шиитским и суннитским исламом — это правильная преемственность лидеров от Мухаммеда. Сунниты считают, что исламский народ должен возглавляться халифом, и эту роль они отводят в соответствии с заслугами и консенсусом. По этому показателю зять Мухаммеда Али был четвертым лидером. С другой стороны, шииты считают, что власть должна передаваться через семью Мухаммеда.Соответственно, мусульмане-шииты считают, что первой властью над исламским народом после Мухаммеда был Али. Арабское словосочетание Шиату Али означает «фракция Али», а термин Шиату является сокращенным термином, означающим «последователи».

В то время как суннитский ислам определяет Али как четвертого халифа, шииты считают его первым имамом. Термин имам имеет гораздо большее значение в шиитском исламе, чем для суннитов. Имамы, согласно определению шиитского ислама, являются потомками Мухаммеда, наделенными божественной непогрешимостью.Этот термин в основном применяется к двенадцати конкретным мужчинам, хотя мусульмане-шииты могут не согласиться с идентичностью этих двенадцати; Фактически, это главный источник субконфессий в шиизме. Поскольку в шиитском исламе есть только двенадцать истинных имамов, их основное повседневное руководство исходит от духовенства. Наиболее авторитетные священнослужители упоминаются с использованием титула аятолла .

Шиитский ислам придерживается основных доктрин, идентичных доктринам суннитского ислама, в отношении Корана, природы Аллаха и роли Мухаммеда.Шииты отличаются несколькими примечательными моментами. Они основаны на выборе совершенно другого набора из хадисов : устных традиций, используемых мусульманами для правильного толкования значения Корана. Собрание традиций, принятых шиитским исламом, почти полностью отличается от традиций суннитов.

В отличие от суннитов, которые молятся пять раз в день, шиитам требуется всего три молитвы в день. Их формулировка шахада — исламского провозглашения веры — немного длиннее, поскольку в ней содержится прямая ссылка на Али.Их концепция имамов и исламской преемственности также означает, что шииты придерживаются уникальной концепции конца времен. Шиитские «двунадесятники» также формулируют пять столпов ислама иначе, чем сунниты, и добавляют десять дополнительных руководящих принципов.

По сравнению с другими мусульманами, шииты охотнее придерживаются двух практик, которые вызывают споры даже в исламском мире. Один из них — mut’ah , или временный брак. В соответствии с этой концепцией мужчина и женщина могут согласиться на короткое время считаться «женатыми», предоставляя социальное исключение для секса и других взаимодействий, после чего они больше не связаны.Другая концепция — это такия , то есть разрешение умышленно лгать о своей вере во избежание преследований. Технически, некоторый тип taqiyah разрешен во всех исламских толкованиях; однако в шиизме ему дается гораздо большая свобода, вероятно, потому, что шииты часто подвергаются преследованиям со стороны суннитов.

Истоки шиитского ислама, его конфликт с суннитским исламом и его взгляд на лидерство отражаются в большей степени воинственности. По сравнению с суннитским исламом, шиизм легче поддается воинственной политике и жесткому правительственному правлению.Пресловутые квазиполитические организации, такие как ливанская «Хезболла» и Иранская революционная гвардия, являются шиитскими группировками. Напротив, типичные «чисто террористические» группы в исламе, такие как Боко Харам, Аль-Каида и ИГИЛ, являются частью узкой подсекции, салафитов, в суннитском исламе.

Что означает шииты — Определение шиитов

Примеры использования слова «shia».

Шииты из иранской провинции Дайлам к югу от Каспийского моря, Бувайхиды продолжали позволять суннитским халифам Аббасидам взойти на престол.

Сефевиды, которые первыми провозгласили шиитский ислам официальной религией Ирана, стремились установить контроль над Ираком как из-за шиитских святых мест в Ан-Наджафе и Кербеле, так и из-за того, что Багдад, столица старой империи Аббасидов, имел большое символическое значение.

Преследование шиитов имамов во время халифатов Омейядов и Аббасидов усилило необходимость в такиях.

Начиная с шестнадцатого века, когда османские сунниты поддерживали своих иракских единоверцев в вопросах образования и трудоустройства, шиитов постоянно лишались политической власти.

Шиитское Доктрина имамата не была полностью разработана до десятого века.

Хотя шиитов были недопредставлены на государственных постах в период монархии, они добились значительного прогресса в образовательной, деловой и юридической областях.

Остальные великие аятоллы сидели лицом к нему, а за ними стояло множество других муджтахидов, высокопоставленных мулл и духовных лиц мусульманской веры шиитов .

Его принятие и строгое, благочестивое следование столпам шиитской веры в столь раннем возрасте было чудом для старших священнослужителей и аятолл, которые десятилетиями добивались того же уровня целеустремленности и преданности делу.

В рамках веры шиитов наши муллы, высшие духовные лица и аятоллы имели доступ к этим писаниям на протяжении многих веков и использовали их в качестве справочного материала для Священного Корана.

Кто сказал, что сунниты и шииты не могут объединиться для борьбы с джихадом?

Что такой молодой ученик мог так быстро освоить шахеду (исповедание веры), нампз (ритуальные молитвы , шииты, ), закят (раздача милостыни), саум (пост и созерцание) и хадж (паломничество в Мекку и Медину). ) было не только беспрецедентным.

В чем разница между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами?

Понимание различий между двумя наиболее многочисленными ветвями ислама необходимо для понимания многих геополитических конфликтов на Ближнем Востоке, а также межобщинной напряженности в диаспорных общинах на Западе. Ким Нотт и Мэтью Фрэнсис поместили несколько ключевых вопросов в контекст.

Порочный и разрушительный цикл насилия в Ираке между суннитскими и шиитскими группами слишком часто напоминает об опасности межрелигиозного конфликта.Учитывая это, возможно, неудивительно, что различия между этими общинами часто обвиняют в напряженности между мусульманами не только на Ближнем Востоке, но и в других местах. Однако у суннитских и шиитских общин гораздо больше общего в их верованиях и практиках, чем различий. Фактически, в странах, где население и доступ к власти относительно равны, они, как правило, мирно жили вместе. Обычно конфликт возникает из-за дисбаланса сил или геополитического конфликта (например, между Ираном и Саудовской Аравией), чем из-за идеологических различий.Действительно, в некоторых странах межрелигиозный конфликт более вероятен между различными суннитскими группами, чем между суннитскими и шиитскими общинами.

Шииты составляют около 10% (примерно 162 миллиона) мирового мусульманского населения и составляют большинство в пяти странах: Азербайджане, Бахрейне, Ливане, Иране и Ираке.

Сходства

Обе общины разделяют следующие основные исламские верования и обычаи:

  • Коран — Все мусульмане-шииты и сунниты признают центральную роль Корана. ‘использовать искаженную версию текста.
  • Хадис — Мусульмане-шииты и сунниты опираются на хадисы, хотя, как правило, предпочитают разные сборники изречений.
  • Пять столпов ислама — Обе группы также принимают пять столпов ислама (Шахада, заявление о том, что «нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад — Его посланник»); намаз, молитва; закят, благотворительные пожертвования; саум, пост в месяц Рамадан; Хадж, паломничество в Мекку.) линия шиитских имамов и сборник высказываний Пророка (хадисы) были завершены.Оба считаются ортодоксальными, и университет Аль-Азхар в Каире (старейший в мире мусульманский университет и суннитское учреждение) признает оба в своей учебной программе. Во многих частях мира сунниты и шииты мирно жили вместе и даже вступили в брак.

    Различия

    Основная идеологическая разница связана с вопросами религиозного авторитета и лидерства всех мусульман после смерти Пророка. Тех, кто последовал за ближайшим сподвижником Пророка (Абу Бакром), стали называть суннитами (последователи примера Пророка — Сунна).Те, кто последовал за двоюродным братом и зятем Пророка (Али), стали известны как шииты (последователи партии Али — Шиату Али). Сунниты сосредотачиваются на следовании примеру Пророка, тогда как шииты сосредотачиваются на происхождении семьи Мухаммеда через ряд имамов.

    С 1970-х годов, и особенно после иранской революции 1979 года, в некоторых частях Ближнего Востока нарастала напряженность между суннитскими и шиитскими общинами. Иранская революция привела к подъему шиитской теократии, которая с тех пор поддерживает шиитов в Ираке, Саудовской Аравии и Бахрейне, а также поддерживает Хезболлу (Ливан), Хамас (Газа) и сирийский режим Башара аль-Асада. .Правительства Ирака и Сирии, в которых доминируют шииты, совершали насилие против суннитского населения. Точно так же основополагающий альянс между ваххабизмом и правителями Саудовской Аравии привел к маргинализации шиитских движений, а шиитские общины в Ираке подвергались крайнему насилию со стороны суннитского ИГИЛ.

    Сообщается, что в других регионах напряженность между суннитскими и шиитскими общинами нарастает в диаспорских общинах на Западе. В 2013 году на одной из демонстраций под руководством суннитского проповедника Анджема Чоудари в Великобритании были размещены плакаты, на которых говорилось, что шииты являются врагами Аллаха.Сектантское насилие в Ираке и Сирии подогревает напряженность в Великобритании, и разногласия усиливаются в таких местах, как студенческие общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *