Шииты что такое: Кто такие шииты?

ШИИТЫ | это… Что такое ШИИТЫ?

ТолкованиеПеревод

ШИИТЫ

(от араб. «ши’а», полностью «ши’ат ‘Али» — «приверженцы Али»), направление в исламе, распространенное в Иране, где шииты составляют свыше 90 % населения, а также в некоторых других мусульманских странах, в частности в Индии, Ираке, Бахрейне, Сирии и Ливане. Шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Три главные шиитские святыни находятся в Ираке, в городах Неджеф, Кербела и Казимайн. Будучи приверженцами Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, шииты не принимают трех первых халифов, Абу Бакра, Омара и Османа, и признают единственными законными наследниками Мухаммеда только Али и его потомков. Допуская большое разнообразие в частных вопросах, касающихся ритуала, шииты достаточно единодушны в основных вопросах вероучения. Шиитов стали называть «алидами» благодаря их приверженности к Али.
Фатима, жена Али, была дочерью Мухаммеда, и, поскольку у того не было сыновей, ее стали считать главой семьи после смерти пророка. В шиитских кругах упоминание имени Али вызывает взрыв религиозного энтузиазма, и в духовных вопросах он уступает по своему статусу лишь Мухаммеду. Али стали особо почитать после его смерти, когда получили известность события его жизни. Шииты почитают Али как безгрешного мученика, а в глазах наиболее радикальных его последователей он является воплощением Аллаха. Согласно шиитскому вероучению, Али — не просто историческая фигура, прославленная как в смерти, так и после нее; он символизирует политические цели и религиозные идеалы, признаваемые большинством мусульман. Шииты отмечают, что до Али лишь Хадиджа приветствовала ислам и ответила на обращенный к ней божественный призыв. Али был глубоко религиозным человеком, мало озабоченным мирскими проблемами, однако сородичи халифа Османа были столь оскорблены его убийством в 656, что открыто восстали против нового халифа Али.
Решающая битва при Сиффине в 657 определила политическую судьбу Али, убитого в 661. Сторонники Али настаивали на том, что сам пророк избрал его своим преемником, ссылаясь при этом на эпизод в биографии Мухаммеда, когда он, как утверждают, сказал Али: «Разве не согласен ты, о Али, чтобы между нами были такие же отношения, как между Аароном и Моисеем?» В более позднем источнике говорится, что пророк взял Али за руку и сказал: «Разве не дороже я для верующих, чем их жизни… всякий признающий меня господином признает также и Али». Разногласия между суннитским и шиитским исламом основаны на разном отношении тех и других к личности Али. Шиитское богословие построено на признании назначения Али, о котором объявил сам Мухаммед; распоряжения трех предшествовавших Али халифов отменяются и считаются недействительными. Кроме того, согласно шиитскому вероучению, имамат в исламе принадлежит лишь законным имамам или первосвященникам, т.е. Али и двум его сыновьям, Хасану и Хусейну. Тщательно разработанная концепция имамата является центральным догматом этого учения, которое впоследствии стало весьма популярным.
В различных странах на протяжении многих поколений приверженцы Али обращались к мятежникам и угнетенным, а также к инородцам-неарабам, гордящимся своим наследием. Мученическая смерть в 680 Хусейна, сына Али, вновь пробудила энтузиазм, несколько утихший после эпохи захватывающих побед первых лет хиджры. Мухаммед заповедал верующим быть преданными Корану, послушными божьему промыслу, следовать непосредственному божественному Откровению. Хотя такое Откровение отрицает необходимость какого-либо посредника между Богом и человеком, шииты придерживаются иного взгляда на этот вопрос. Трагическая судьба имамов, умиравших насильственной смертью, способствовала возникновению шиитской концепции о «скрытом имаме», который должен вновь появиться в мире. Именно по этой схеме построена история двенадцатого имама, Мухаммеда аль-Мунтазара («Ожидаемого»). Удалившись от внешнего мира, он исчез в пещере в Самарре (Ирак) в 878. Его приверженцы страстно и с нетерпением ожидают его возвращения в образе махди, который будет править миром перед концом света; толкователей этого вероучения они считают выразителем его воли.
В шиизме имеются три основные позиции, в той или иной степени отличающие его от суннитского богословия: 1) крайняя позиция шиизма, в которой проявление божественного приобретает вид некоего абсолютного воплощения, а имам обожествляется; 2) умеренная позиция, согласно которой Бог своей силой поддерживает имама; 3) промежуточная позиция, с точки зрения которой имамы хотя и являются смертными, но были созданы из предвечного света, и хотя у них те же потребности и нужды, что и у смертных, совершенство возвышает их над обычными людьми. «Двенадцатеричники» (последователи двенадцати имамов), или шииты-имамиты, наиболее значительное течение в современном шиизме, последовательно избегают обожествления имамов, утверждая, что по своему статусу они ниже пророка Мухаммеда, но выше всех остальных пророков и ангелов.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

  • ОМАР I
  • СУННИТЫ

Полезное


шииты | это.

.. Что такое Мусульмане-шииты?

ТолкованиеПеревод

Мусульмане-шииты

Ислам

   

История ислама

Столпы веры

Единобожие • Символ веры
Молитва • Пост
Закят
Паломничество в Мекку

Основные представители

Мухаммад • Пророки ислама
Сподвижники пророка
Халифы
Потомки пророка

Книги и законы

Коран • Сунна • Хадис
Мазхаб • Шариат • Иджтихад

Течения ислама

Сунниты • Шииты • Суфизм
Исмаилизм • Друзы • Алавиты • Ахмадие • Салафия
Хариджизм • Ваххабизм

Исламская культура
Теология • Джихад

Панисламизм • Исламская философия
Праздники • Женщины

Шии́ты (араб. ‎‎шиа شيعة — приверженцы, группировка, фракция, партия) — общий термин, — шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину — умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммад (с.а.в.)а, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья (в статье о кундровских татарах указывается, что они сунниты) и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Территория проживания арабов-шиитов — это 70 % мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).

В настоящее время отношения между двунадесятниками и другими шиитскими течениями (исмаилиты, друзы, алавиты) иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины.

См. также

  • Сунниты

Ссылки

  • Можно ли есть мясо забитое шиитом?

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • Мусульмане
  • Мусульмане (народ)

Полезное


шиитов | История и верования

Наджаф: гробница Али ибн Аби Талиба

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Исмаил I Олджейту аль-Ахсаи аль-Хилли Шейх Хайдар
Похожие темы:
двунадесятник шиит Исмаилийя алавит мута Рафида

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

5 мая 2023 г. , 7:35 по восточноевропейскому времени (AP)

Скорбящие присутствуют на похоронах 7 шиитских учителей на северо-западе Пакистана и убит в школе на северо-западе Пакистана, что вызвало всеобщее осуждение, официальные лица заявили, что

шиитский , арабский шиитский , также называемый шиитский , коллективный шиитский или арабский Шиит , член меньшей из двух основных ветвей ислама, шиитов, отличается от большинства суннитов.

Раннее развитие

Истоки раскола между суннитами и шиитами лежат в событиях, последовавших за смертью пророка Мухаммеда. Мухаммада считали посланником Бога, который в начале 7 века н.э. начал проповедовать Коран, священное писание ислама, арабам. В 620-х годах Мухаммад и его последователи были изгнаны из его родного города Мекки и поселились в Медине. Примерно десять лет спустя, когда он появился в Мекке с большой армией, мекканцы сдали ему город. В 632 году Пророк заболел и умер. Роль Мухаммеда как посланника Бога была основой его политического и военного авторитета.

Самые ранние источники сходятся во мнении, что на смертном одре Мухаммад формально не назначал преемника и не обнародовал план наследования. Некоторые члены уммы (мусульманской общины) считали, что Бог предназначил, чтобы эта духовная связь и связанная с ней политическая и военная власть сохранялись через семью Мухаммеда. Таким образом, они считали, что Али ибн Аби Талиб — двоюродный брат и зять Пророка — должен был быть непосредственным преемником Пророка, а затем членами семьи Али. Другие, однако, утверждали, что со смертью Мухаммада связь между Богом и человечеством оборвалась, и община должна была идти своим путем вперед.

После смерти Пророка некоторые члены уммы — в то время состоявшей из тех, кто вместе с ним уехал из Мекки в Медину, и тех мединцев, которые позже обратились в ислам — встретились и выбрали Абу Бакра в качестве преемника Мухаммеда ( халифа

, или халифа ). Абу Бакр, в свою очередь, назначил Умара ибн аль-Хаттаба своим преемником. После убийства Умара в Медине в 644 году Усман ибн Аффан был избран третьим халифом. Среди обвинений в коррупции сам Усман также был убит в 656 году. После его смерти делегации первых мекканских и более поздних мединских мусульман, а также мусульман из ключевых провинций уже довольно большой мусульманской империи попросили Али стать четвертым. халиф Он согласился и сделал Куфу на территории современного Ирака своей столицей.

Викторина Британника

Ислам

Оппозиция лидерству Али быстро возникла со стороны клана Усмана, Омейядов и других, которые были возмущены неспособностью Али преследовать убийц Усмана. В 656 году группа противников Али во главе с третьей женой Мухаммеда, Аишей, потерпела поражение в Верблюжьей битве от Али и войск из Куфы. Муавия ибн Аби Суфьян, Омейяд и правитель Сирии, отказался присягнуть Али.

В 657 году, в битве при Шиффине, Али согласился на арбитраж с Муавией, фактически уступив свои претензии на единоличное лидерство мусульманской общины. Дальнейшая встреча в 659 г. привела к расколу халифата: одни, особенно сирийские, элементы выступили за Муавию, в то время как другие, особенно базирующиеся в Ираке элементы, поддержали Али. Готовность Али договориться о своем статусе вызвала негодование среди его последователей и породила отступническое движение, известное как хариджиты, за их уход ( khurūj ) из последователей Али. В 661 году член этого движения напал на Али, который умер через два дня. Затем Муавия был признан халифом даже в регионах, которые поддерживали Али.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Термин шиит сам по себе означает «партия» или «фракция», и этот термин впервые появляется в отношении тех, кто следовал за Али в войнах, которые он вел как халиф против Омейядов.

В эти годы семья Пророка (Ахль аль-Бейт) продолжала оставаться в центре внимания альтернативных лидеров уммы , которые были недовольны некоторыми аспектами правления Омейядов. Одним из таких аспектов, например, было принятие неарабов, обращенных в ислам (называемых мавали ), набранных из числа иранцев, турок, египтян, индийцев, арамеев и других неарабов. мавали , даже после их обращения, по-прежнему должны были платить подушный или «подушный» налог (джизья), взимаемый с немусульман. Они также платили более высокую ставку земельного налога ( харадж ). Число мавали росло по мере расширения империи, и многие из них поселились в Ираке, особенно в Куфе. Племенные элементы из южной Аравии, где до прихода ислама преемственность царей основывалась на династиях, также с пониманием относились к идее, что семья Пророка должна продолжать играть особую роль в жизни уммы .

Действительно, сам Коран, собранный и сопоставленный только во время правления Усмана, содержал ссылки на особое место семей пророков, ранее посланных Богом. Срок Ахл аль-Бейт , который относится, в частности, к семье Мухаммада, появляется, например, в Коране 33:33. В различных авторитетных утверждениях (хадисах), приписываемых Пророку, сам Мухаммед говорил об особой роли Али в жизни общины. Некоторые суннитские сборники утверждений Пророка включают сообщение о том, что Мухаммад заявил, что оставляет после себя «две драгоценные вещи» ( thaqalayn ), которые, если им следовать, не произведут ошибок: первой был сам Коран, а второй — Ахл аль -Байт. Шиитские источники также говорят, что Пророк назначил Али своим преемником в Гадир-Хумме в 632 году, когда он сказал: «Кто бы ни взял меня в свои маула , Али будет его маула ». Точное значение мавла в этом высказывании — и относится ли оно к руководящей роли — остается предметом споров.

После смерти Али некоторые из его сторонников передали свою верность двум сыновьям Али через Фатиму, дочь Пророка. Его сын Хасан отказался от любых усилий по продвижению собственного халифата. После смерти Муавии в апреле/мае 680 г. младший сын Али, Хусейн, отказался присягнуть на верность сыну и преемнику Муавии Язиду. По просьбе сторонников в столице его отца Куфе Хусейн уехал из Аравии в этот город. Тем не менее, куфанцы не смогли сплотиться на стороне Хусейна, когда он и его небольшая группа последователей приблизились к городу. Внук Пророка и большая часть его свиты были убиты войсками Омейядов в Кербеле, теперь также в Ираке, в октябре 680 г.

После смерти Хусейна Куфа стал свидетелем серии восстаний шиитов против Омейядов. В 685 году аль-Мухтар ибн Аби Убайд ат-Такафи, племянник одного из правителей Али, поднялся, чтобы провозгласить Мухаммада ибн аль-Ханафийю — единственного оставшегося сына Али от более поздней жены Хавлы бинт Джафар аль-Ханафийя — имамом (спир. обычное и политический лидер) и как мессианская фигура, называемая махди . Идентификация Аль-Мухтаром Ибн аль-Ханафийи как махди ознаменовала первое использование этого термина в мессианском контексте. После нескольких первых побед восстание аль-Мухтара было подавлено в 687 г. Сам Ибн аль-Ханафийя умер в 700–701 гг. Некоторые, однако, утверждали, что он не умер и находился в сокрытии (9).0045 ghaybah ) — то есть живой, но не видимый обществу.

Движения против Омейядов: зайди-шииты и аббасиды

Мавали и южноаравийские племенные элементы были среди сторонников Мухаммада, но они также поддержали серию более поздних восстаний, сосредоточенных на семье Пророка, которые произошли в регионе в 8-м веке. век.

Одно из этих восстаний возглавил Зайд ибн Али, сводный брат правнука Али Мухаммада аль-Бакира от сына Али Хусейна. В 740 году, воодушевленный куфанскими элементами, Зайд восстал против Омейядов, исходя из того принципа, что имам может претендовать на лидерство только в том случае, если он открыто объявит себя имамом. Зайд пал в бою, но его сын Яхья бежал в северо-восточный Иран. Позже схваченный и освобожденный, он был убит в 743 году после начала нового восстания против Омейядов в Герате. Зайдиты выживают сегодня, в основном в Йемене, и являются третьей по величине из трех все еще существующих шиитских групп после сект двунадесятников и исмаилиев.

Другое движение, Аббасиды, развернуло пропагандистскую кампанию около 718 г., воспользовавшись тем, что течения желали заменить Омейядов семьей Пророка. Однако его внимание было сосредоточено не на семье Али, а на Аббасе ибн Абд аль-Мутталибе, дяде Пророка. При большой поддержке со стороны мавали и сторонников семьи Али, Аббасидам удалось свергнуть Омейядов в 750 году. могут оспорить легитимность династии. Таким образом, хотя движение Аббасидов изначально возбуждало настроения шиитов, оно в конечном итоге отвергло и подавило фракцию. После проблеска надежды некоторые шииты подтвердили понимание того, что лидерство умма могла лежать только с конкретным членом семьи Али.

Сунниты и шииты: древний раскол ислама

  • Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *