Щука крылов басня: басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

Содержание

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Басню «Щука» И.А. Крылов написал не позднее 1830 года, ведь в этом же году она была напечатана в «Литературной газете». На момент публикации произведения Иван Андреевич уже был известен в литературных кругах как виртуозный баснописец.

«Щука» является социально-бытовым произведением. Тема – рассказ о «справедливом» суде над щукой. Автор осуждает плутовство, а также людей, которые ради своей выгоды готовы оправдать виновного. Кроме того, Иван Андреевич разоблачает судебную систему своего времени. К сожалению, проблема остаётся актуальной и сейчас.

Главная героиня басни – Щука. Она не давала житья в пруду, поэтому на неё подали бумагу в суд. Улик было предостаточно. Настал день суда. Автор с иронией рассказывает о том, что судьями были два Осла, две старые Клячи и два или три Козла. Выбрав для аллегории таких животных, Иван Андреевич показал тупость судей. Из рассказа о судьях читатель узнает, что случай, описанный в басне, был давно, ведь имена судей остались в архиве.

Прокурором на суде была Лисица. О рыжей плутовке в народе давно ходил слух, что она принимала «дары» от Щуки. Хитрость прокурора Иван Андреевич подчеркивает уменьшительно-ласкательной формой «Лисонька». Автор отмечает, что между судьями и Щукой не было «лицеприязни», то есть родственных связей, поэтому у них не было интереса выгораживать виновную.


Делать было нечего: пришлось писать указ, чтобы казнить Щуку. Сначала её приговорили повесить на суку. Тем не менее, во время судебного процесса решающее слово было не за судьями, а за Лисой. Она придумала для щуки наказание: утопить в реке, выдавая его как особенно жёсткую меру. Никто из судей протестовать не стал, и «Щуку бросили – в реку». Баснописец не подаёт читателю готовую мораль, предоставляя возможность самому сделать выводы.

Произведение И.А. Крылова «Щука» на строфы не делится, но в нем можно выделить смысловые части: рассказ о доносе на Щуку; рассказ о судьях и прокуроре; описание процесса суда и выбора казни для Щуки.

В последней смысловой части использована прямая речь. Этот прием оживляет рассказ. Строки басни объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Написаны строки ямбом.

Раскрыть тему, реализовать идею, создать выразительные образы. И.А. Крылову позволили художественные средства. В тексте есть эпитеты («ближний луг», «большая лохань», «Клячи старые», рыбный стол», «позорная казнь»), метафора («Щукиных проказ удобства не было закрыть на этот раз»). В произведении много фразеологизмов: житья не стало, целый воз, слух шел, в страх, не видано на веку. Ироничного тона басне придаёт книжная лексика: лицеприязнь, предать (подвергнуть определенному действию).

Привлекает внимание также синтаксическое строение произведения. И. Крылов использовал инверсию: «На Щуку подан в суд донос», «судьи невдалеке сбирались», «слух между народа шел». Инверсия помогает акцентировать внимание на главном и сохранять ритмический рисунок произведения.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Зеркало и обезьяна»
  • Анализ басни Крылова «Волк и журавль»
  • Анализ басни Крылова «Музыканты»
  • Анализ басни Крылова «Лисица и виноград»

  • Конспект урока по литературному чтению «И.

    А. Крылов «Лебедь, щука, рак»

    Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, рак и щука».

    Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

    ·         познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

    Образовательные задачи:

    ·         Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.

    ·         Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

    Развивающие задачи:

    ·         Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.

    ·         Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

    Воспитательные задачи:

    ·         Способствовать формированию понятия «действовать дружно»

    ·         Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

     

    Планируемые результаты:

    предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

    метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

    -устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

    -строить понятные для партнёра высказывания.

    личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ход урока

    Мотивационно-целевой этап

    1.                                     Организационный момент.

    Я  рада приветствовать вас всех  в такой прекрасный солнечный день. (Ребята, я рада вас всех видеть, пусть за окном пасмурно, но в нашем классе сегодня будет только солнечное настроение. )

    — поднимите руки, у кого хорошее солнечное настроение;

    —  похлопайте те, кто готов активно работать на уроке;

    — помашите руками те, кто любит читать.

    2) Актуализация знаний.

    Я очень рада, что вы любите читать

    Долго у моря ждал он ответа,
    Не дождался, к старухе воротился
    Глядь: опять перед ним землянка;
    На пороге сидит его старуха,
    А пред нею разбитое корыто.

    — Прочитайте стихотворение шёпотом.

    — Прочитайте, начиная шёпотом, постепенно увеличивая громкость.

    — Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

    — Прочитайте стихотворение выразительно.

    -Что можете сказать об этих строчках?

    — Вспомним сказку и ответим на вопросы кроссворда.

     

     

    1.     Золотая добыча старика (рыба)

    2.     За что наказала золотая рыбка старуху? (жадность)

    3.     Как называет рыбка  старика, когда обращается к нему? (старче)

    4.     Чем ловил старик золотую рыбку? (невод)

    5.      Ветхое жилище, которое старуху не устраивало (землянка)

    Получилось новое слово «басня».

    II. Работа по новой теме.

     1.Знакомство с понятием «басня».

    – А кто знает что такое басня? (Ответы детей)

    – На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

    2. Словарная работа с толковым словарём (на парте карточка).

    — Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня».

    БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

    Но под ними подразумеваются люди, и высмеиваются человеческие недостатки.

    3. Работа с выставкой книг И.А. Крылова.

    — Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Все они басни. Автор всех этих произведений  И. А. Крылов. Он великий русский баснописец.  Так называют человека, которого пишет басни.

     

    4. Знакомство с биографией И.А. Крылова.

    Сначала поговорим о великом баснописце. О нем расскажут нам мудрецы сегодняшнего урока. Каждый из вас должен внимательно послушать рассказ, т.к. вам придется делиться информацией с вашей группой. Займите свои места на углах. (работа в группах).

    Рассказ 1 ученика

    Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.

    Рассказ 2 ученика

    Десять лет было мальчику, когда умер его отец.  Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.  Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы.

    Рассказ 3 ученика

    Будущий писатель не учился в школе. Но очень хотел всему научиться и был очень способным мальчиком.  Он изучал иностранные языки, математику и стал образованным человеком для своего времени.

    Рассказ 4 ученика

    Жизнь Крылова не была легкой. Он начал работать в 11 лет. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Крылов написал более двухсот басен и они переведены на 60 языков.

    -Что интересного вам рассказали ваши одноклассники о Крылове?

    5. Работа с текстом до чтения.

    1) Антиципация. Мотивация к чтению.

    УПРАЖНЕНИЕ «Прыжок»

    «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и сделать это как можно быстрее».

    Что мешало выполнять задачу? 
    Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?

    — Рассмотрите иллюстрацию. Есть что-то общее между нашем упражнением и этой иллюстрацией?  

    -Что делают герои?                       -Пытаются сдвинуть телегу с места.

    -Получается или нет?                   -Нет.

    -Почему у них не получается? А вы хотите узнать, что случилось дальше?

    Эта иллюстрация к басне «Лебедь, рак и щука», она  была написана в 1814 году,  204 года назад. .

    6. Работа с текстом во время чтения:

    — А теперь послушаем басню «Лебедь, рак и щука».

    — Понравилась ли вам басня?

    — Назовите героев басни.

    — Что заставило вас улыбнуться?

    2) Самостоятельное чтение басни (жужжащее чтение)  

    Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

    3).Словарная работа. (Слайд)

    Лад – согласие, мир, порядок

    Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (положить – класть).

    Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.

    Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза

    Ныне – в настоящее время, теперь.

    Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

    Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.

    Рвется – стремится куда-нибудь.

    Тянет – тащить, направляя куда-нибудь

    Эти фразы из басни стали крылатыми выражениями.   Крылатые, потому что они облетели весь мир. Люди их используют в своей речи, даже не подозревая, что они из басни Крылова.

    ·               «А воз и ныне там» – значит, работа не двигается с места. (дело стоит на месте)

    ·               «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

    4) . Беседа по содержанию в целом

     

    — Какими словами описано усердие героев? 

      — Из кожи лезут вон.

    — Был ли воз на самом деле тяжёлым? 

    -Поклажа бы для них казалась и легка.

    — Получилось ли у них сдвинуть воз с места?

    — Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. (А воз и ныне там)

    — Почему же воз и ныне там?

     -Потому что они не смогли договориться.

    6. Работа с текстом после чтения.

    1) Самостоятельная работа в группах.

    Постараемся определить образ каждого героя басни. Каждая группа заполняет таблицу. По басне находим, какие действия предпринимает каждый герой отдельно и вместе.

     

    Лебедь

     

    Рвётся в облака

    Рак

     

    Пятится назад

    Щука

     

    Тянет в воду

    Вместе

    Взялись,

    Впряглись,

    Из кожи вон лезут

     

    Самопроверка по слайдам.

     

    -Герои басни похожи между собой?

    — Крылов не случайно выбрал трех абсолютно не схожих между собой персонажей. Лебедь стремится в небеса, раку ползает, при этом  он  двигается только назад, а щуке хочется быстрее попасть в воду, т.к. она умеет только плавать. Все люди тоже очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных. Отсюда и вывод: начиная общее дело, стоит выяснить все моменты и верно распределить обязанности, договориться с товарищами.

     

    2) Определение морали басни.

    Постарайтесь найти главную мысль басни.

     

    Когда в товарищах согласья нет ,

    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука.

    -Вот сейчас я вам открою секрет. В басне главная часть называется моралью.

    3) Словарная работа с толковым словарём (на парте карточка).

    — Если посмотреть в словаре, вот что обозначает слово «мораль».

    МОРАЛЬ:  1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль —  это как поступать не годится.  Нравоучение, наставление.

    — И так, чему же учит басня?

    — Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

    III. Итог урока.

    1. Работа над пословицей.

    — Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд)

     

     

     

     

     

     

     

     


    — В чём смысл этой пословицы?

    Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)

    Упражнение «Прыжок»

    — Теперь мы сможем выполнить упражнение Прыжок, которое у нас не получилось. Что необходимо сделать? Давайте, договоримся: я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов налево. Остановимся на счет 3.

    — Мы оказались лицом в одну сторону. У нас это получилось! Молодцы!

    2.     Рефлексия.

    1)    Работа по тестам.

     На партах лежат маленькие листочки. Выбираем правильный ответ и записываем на листочках только буквы в одну строчку.

    2)           Ребята, а наш класс сможет вытащить воз? Встаньте, те кто думает, что наш класс умеет договориться, что наш класс – команда. Я вижу, что большинство думает, что наш класс дружный.   А теперь все встали и давайте возьмемся за  руки и образуем единую цепочку из наших рук, почувствуем тепло и поддержку друг друга.

    Открытая книга. Басня о лебединой щуке и раках Стоковое Изображение от ©orensila #162642264

    Открытая книга.

    Изображения

    ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

    Инструменты

    Предприятие

    Цены

    Все изображения

    ВойтиРегистрация

    Уже есть аккаунт 9001

    создать аккаунт? Войти

    Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

    Открытая книга Басня о лебединой щуке и раке. Изолированные на белом векторные иллюстрации шаржа

    — Вектор от orensila

    Похожие лицензионные векторы:

    См. больше

    См. еще

    Анимация высокой четкости красочные сценыПеревод значок словаря анимация мультфильм лучший объект на белом фонеДевушка-скаут с анимационным значком карты объект мультфильма на белом фонеДвижение элементов, образующих смайлик Маленькая девочка с фиолетовыми волосами, держащая книгу над головой, предполагая, что она хорошая ученица и хорошо читает Привычки для детейИнерционное движение простых элементов, формирующих каракули, формирующиеся от контура до цветов счастливой девушки, кладущей большую открытую книгу высоко над своим манифестом в поддержку читателей по всему миру3D зеленых лягушек рядом с книгами4k Абстрактная фоновая композиция на Хэллоуин с черепом, кладущая Анимированная цветная иконка сказки Smoky GlassStory книга рассказов сказка знак. изолированные на белом фоне Часы стоят на стопке старых книг, и они летают круглосуточно. тайна, альфа-канал для прозрачности. Смешная мультяшная свинья с крыльями, держащая книги. Камера движется вдоль стопки книг, сложенных по спирали.

    На стопке книг стоят часы, и книги начинают расходиться в стороны. С каналом альфа-прозрачности. Ленивец читает анимационный мультяшный объект значка книги на белом фоне. Мужчина целует свою женщину в день святого Валентина, затем они летят высоко с большим сердцем … но милый херувим собирается сделать что-то неожиданное. знак хэллоуина летучей мыши. изолированные на белом фоне

    Подробнее

    Информация об использовании

    Вы можете использовать это векторное изображение без лицензионных платежей «Басня о лебединой щуке и раке» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные векторные файлы для продажи, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

    Это стоковое векторное изображение можно масштабировать до любого размера. Вы можете купить и скачать его в высоком разрешении до 6016×3001. Дата загрузки: 7 августа 2017 г.

      DepositPhotos

      Язык

      Информация

      • Часто задаваемые вопросы
      • Все документы
      • Доступны на
      • на
        • .
        • . Журнал

        Контакты и поддержка

        • +49-800-000-42-21
        • Контакты
        • Depositphotos Отзывы

        © 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

        Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

        Чтение — полезно для тела