сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Басню «Щука» И.А. Крылов написал не позднее 1830 года, ведь в этом же году она была напечатана в «Литературной газете». На момент публикации произведения Иван Андреевич уже был известен в литературных кругах как виртуозный баснописец.
«Щука» является социально-бытовым произведением. Тема – рассказ о «справедливом» суде над щукой. Автор осуждает плутовство, а также людей, которые ради своей выгоды готовы оправдать виновного. Кроме того, Иван Андреевич разоблачает судебную систему своего времени. К сожалению, проблема остаётся актуальной и сейчас.
Главная героиня басни – Щука. Она не давала житья в пруду, поэтому на неё подали бумагу в суд. Улик было предостаточно. Настал день суда. Автор с иронией рассказывает о том, что судьями были два Осла, две старые Клячи и два или три Козла. Выбрав для аллегории таких животных, Иван Андреевич показал тупость судей. Из рассказа о судьях читатель узнает, что случай, описанный в басне, был давно, ведь имена судей остались в архиве.
Прокурором на суде была Лисица. О рыжей плутовке в народе давно ходил слух, что она принимала «дары» от Щуки. Хитрость прокурора Иван Андреевич подчеркивает уменьшительно-ласкательной формой «Лисонька». Автор отмечает, что между судьями и Щукой не было «лицеприязни», то есть родственных связей, поэтому у них не было интереса выгораживать виновную.
Делать было нечего: пришлось писать указ, чтобы казнить Щуку. Сначала её приговорили повесить на суку. Тем не менее, во время судебного процесса решающее слово было не за судьями, а за Лисой. Она придумала для щуки наказание: утопить в реке, выдавая его как особенно жёсткую меру. Никто из судей протестовать не стал, и «Щуку бросили – в реку». Баснописец не подаёт читателю готовую мораль, предоставляя возможность самому сделать выводы.
Произведение И.А. Крылова «Щука» на строфы не делится, но в нем можно выделить смысловые части: рассказ о доносе на Щуку; рассказ о судьях и прокуроре; описание процесса суда и выбора казни для Щуки.
В последней смысловой части использована прямая речь. Этот прием оживляет рассказ. Строки басни объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Написаны строки ямбом.Раскрыть тему, реализовать идею, создать выразительные образы. И.А. Крылову позволили художественные средства. В тексте есть эпитеты («ближний луг», «большая лохань», «Клячи старые», рыбный стол», «позорная казнь»), метафора («Щукиных проказ удобства не было закрыть на этот раз»). В произведении много фразеологизмов: житья не стало, целый воз, слух шел, в страх, не видано на веку. Ироничного тона басне придаёт книжная лексика: лицеприязнь, предать (подвергнуть определенному действию).
Привлекает внимание также синтаксическое строение произведения. И. Крылов использовал инверсию: «На Щуку подан в суд донос», «судьи невдалеке сбирались», «слух между народа шел». Инверсия помогает акцентировать внимание на главном и сохранять ритмический рисунок произведения.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Конспект урока по литературному чтению «И.
А. Крылов «Лебедь, щука, рак»Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, рак и щука».
Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
· познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Образовательные задачи:
· Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
· Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Развивающие задачи:
· Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
· Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
· Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
· Содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания.
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап
1. Организационный момент.
Я рада приветствовать вас всех в такой прекрасный солнечный день. (Ребята, я рада вас всех видеть, пусть за окном пасмурно, но в нашем классе сегодня будет только солнечное настроение. )
— поднимите руки, у кого хорошее солнечное настроение;
— похлопайте те, кто готов активно работать на уроке;
— помашите руками те, кто любит читать.
2) Актуализация знаний.
Я очень рада, что вы любите читать
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
— Прочитайте стихотворение шёпотом.
— Прочитайте, начиная шёпотом, постепенно увеличивая громкость.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
-Что можете сказать об этих строчках?
— Вспомним сказку и ответим на вопросы кроссворда.
1. Золотая добыча старика (рыба)
2. За что наказала золотая рыбка старуху? (жадность)
3. Как называет рыбка старика, когда обращается к нему? (старче)
4. Чем ловил старик золотую рыбку? (невод)
5. Ветхое жилище, которое старуху не устраивало (землянка)
Получилось новое слово «басня».
II. Работа по новой теме.
1.Знакомство с понятием «басня».
– А кто знает что такое басня? (Ответы детей)
– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)
2. Словарная работа с толковым словарём (на парте карточка).
— Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня».
БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.
Но под ними подразумеваются люди, и высмеиваются человеческие недостатки.
3. Работа с выставкой книг И.А. Крылова.
— Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Все они басни. Автор всех этих произведений И. А. Крылов. Он великий русский баснописец. Так называют человека, которого пишет басни.
4. Знакомство с биографией И.А. Крылова.
Сначала поговорим о великом баснописце. О нем расскажут нам мудрецы сегодняшнего урока. Каждый из вас должен внимательно послушать рассказ, т.к. вам придется делиться информацией с вашей группой. Займите свои места на углах. (работа в группах).
Рассказ 1 ученика
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.
Рассказ 2 ученика
Десять лет было мальчику, когда умер его отец. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы.
Рассказ 3 ученика
Будущий писатель не учился в школе. Но очень хотел всему научиться и был очень способным мальчиком. Он изучал иностранные языки, математику и стал образованным человеком для своего времени.
Рассказ 4 ученика
Жизнь Крылова не была легкой. Он начал работать в 11 лет. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Крылов написал более двухсот басен и они переведены на 60 языков.
-Что интересного вам рассказали ваши одноклассники о Крылове?
5. Работа с текстом до чтения.
1) Антиципация. Мотивация к чтению.
УПРАЖНЕНИЕ «Прыжок»
«Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и сделать это как можно быстрее».
Что мешало выполнять
задачу?
Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?
— Рассмотрите иллюстрацию. Есть что-то общее между нашем упражнением и этой иллюстрацией?
-Что делают герои? -Пытаются сдвинуть телегу с места.
-Получается или нет? -Нет.
-Почему у них не получается? А вы хотите узнать, что случилось дальше?
Эта иллюстрация к басне «Лебедь, рак и щука», она была написана в 1814 году, 204 года назад. .
6. Работа с текстом во время чтения:
— А теперь послушаем басню «Лебедь, рак и щука».
— Понравилась ли вам басня?
— Назовите героев басни.
— Что заставило вас улыбнуться?
2) Самостоятельное чтение басни (жужжащее чтение)
Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
3).Словарная работа. (Слайд)
Лад – согласие, мир, порядок
Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.
Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза
Ныне – в настоящее время, теперь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.
Рвется – стремится куда-нибудь.
Тянет – тащить, направляя куда-нибудь
Эти фразы из басни стали крылатыми выражениями. Крылатые, потому что они облетели весь мир. Люди их используют в своей речи, даже не подозревая, что они из басни Крылова.
· «А воз и ныне там» – значит, работа не двигается с места. (дело стоит на месте)
· «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
4) . Беседа по содержанию в целом
— Какими словами описано усердие героев?
— Из кожи лезут вон.
— Был ли воз на самом деле тяжёлым?
-Поклажа бы для них казалась и легка.
— Получилось ли у них сдвинуть воз с места?
— Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. (А воз и ныне там)
— Почему же воз и ныне там?
-Потому что они не смогли договориться.
6. Работа с текстом после чтения.
1) Самостоятельная работа в группах.
Постараемся определить образ каждого героя басни. Каждая группа заполняет таблицу. По басне находим, какие действия предпринимает каждый герой отдельно и вместе.
Лебедь
Рвётся в облака | Рак
Пятится назад |
Щука
Тянет в воду | Вместе Взялись, Впряглись, Из кожи вон лезут |
Самопроверка по слайдам.
-Герои басни похожи между собой?
— Крылов не случайно выбрал трех абсолютно не схожих между собой персонажей. Лебедь стремится в небеса, раку ползает, при этом он двигается только назад, а щуке хочется быстрее попасть в воду, т.к. она умеет только плавать. Все люди тоже очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных. Отсюда и вывод: начиная общее дело, стоит выяснить все моменты и верно распределить обязанности, договориться с товарищами.
2) Определение морали басни.
Постарайтесь найти главную мысль басни.
Когда в товарищах согласья нет ,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне главная часть называется моралью.
3) Словарная работа с толковым словарём (на парте карточка).
— Если посмотреть в словаре, вот что обозначает слово «мораль».
МОРАЛЬ: 1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль — это как поступать не годится. Нравоучение, наставление.
— И так, чему же учит басня?
— Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
III. Итог урока.
1. Работа над пословицей.
— Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд)
— В чём смысл этой пословицы?
Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)
Упражнение «Прыжок»
— Теперь мы сможем выполнить упражнение Прыжок, которое у нас не получилось. Что необходимо сделать? Давайте, договоримся: я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов налево. Остановимся на счет 3.
— Мы оказались лицом в одну сторону. У нас это получилось! Молодцы!
2. Рефлексия.
1) Работа по тестам.
На партах лежат маленькие листочки. Выбираем правильный ответ и записываем на листочках только буквы в одну строчку.
2) Ребята, а наш класс сможет вытащить воз? Встаньте, те кто думает, что наш класс умеет договориться, что наш класс – команда. Я вижу, что большинство думает, что наш класс дружный. А теперь все встали и давайте возьмемся за руки и образуем единую цепочку из наших рук, почувствуем тепло и поддержку друг друга.
Открытая книга. Басня о лебединой щуке и раках Стоковое Изображение от ©orensila #162642264
Открытая книга.Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Уже есть аккаунт 9001
создать аккаунт? Войти
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения
Открытая книга Басня о лебединой щуке и раке. Изолированные на белом векторные иллюстрации шаржа
— Вектор от orensila
Похожие лицензионные векторы:
См. большеСм. еще
Анимация высокой четкости красочные сценыПеревод значок словаря анимация мультфильм лучший объект на белом фонеДевушка-скаут с анимационным значком карты объект мультфильма на белом фонеДвижение элементов, образующих смайлик Маленькая девочка с фиолетовыми волосами, держащая книгу над головой, предполагая, что она хорошая ученица и хорошо читает Привычки для детейИнерционное движение простых элементов, формирующих каракули, формирующиеся от контура до цветов счастливой девушки, кладущей большую открытую книгу высоко над своим манифестом в поддержку читателей по всему миру3D зеленых лягушек рядом с книгами4k Абстрактная фоновая композиция на Хэллоуин с черепом, кладущая Анимированная цветная иконка сказки Smoky GlassStory книга рассказов сказка знак. изолированные на белом фоне Часы стоят на стопке старых книг, и они летают круглосуточно. тайна, альфа-канал для прозрачности. Смешная мультяшная свинья с крыльями, держащая книги. Камера движется вдоль стопки книг, сложенных по спирали.
На стопке книг стоят часы, и книги начинают расходиться в стороны. С каналом альфа-прозрачности. Ленивец читает анимационный мультяшный объект значка книги на белом фоне. Мужчина целует свою женщину в день святого Валентина, затем они летят высоко с большим сердцем … но милый херувим собирается сделать что-то неожиданное. знак хэллоуина летучей мыши. изолированные на белом фонеПодробнее
Информация об использовании
Вы можете использовать это векторное изображение без лицензионных платежей «Басня о лебединой щуке и раке» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные векторные файлы для продажи, перепродажи продукта или бесплатного распространения.
Это стоковое векторное изображение можно масштабировать до любого размера. Вы можете купить и скачать его в высоком разрешении до 6016×3001. Дата загрузки: 7 августа 2017 г.
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- на
- .
- . Журнал
- +49-800-000-42-21
- Контакты
- Depositphotos Отзывы
Контакты и поддержка
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Чтение — полезно для тела
Главная страница блогаИсследования неоднократно доказывали, что чтение положительно влияет на наше тело и разум. На самом деле регулярное чтение способствует улучшению психического здоровья. Согласно статье Национального института старения: «Сохранение когнитивной активности на протяжении всей жизни — посредством социальной активности или интеллектуальной стимуляции — связано с более низким риском болезни Альцгеймера. . . . Умственно стимулирующие действия, такие как чтение книг и журналов, посещение лекций и игры, также связаны с поддержанием остроты ума».
Чтение также может принести пользу нашему физическому здоровью, уменьшая стресс. Недавнее исследование показало, что всего шесть минут чтения могут снизить растущий уровень стресса более чем на две трети; чтение работает лучше и быстрее, чем другие методы снижения стресса, такие как прослушивание музыки, прогулка или чашка чая.
Итак, читайте книгу сегодня же! На самом деле, сегодня Национальный день чтения книг, и у нас есть несколько советов, как быстро прочитать:
Крылья от Эйприлинн Пайк
Лорел была загипнотизирована, глядя на бледные вещи широко раскрытыми глазами. Они были ужасно красивы — слишком красивы, чтобы описать словами. Лорел снова повернулась к зеркалу, ее глаза были прикованы к парящим лепесткам, парившим над ее головой. Они выглядели почти как крылья.
В этой необыкновенной истории о магии и интригах, романтике и опасности все, что вы знали о фейри, изменится навсегда.
Старик и море Эрнест Хемингуэй
Это история о старом кубинском рыбаке и его величайшем испытании: безжалостной, мучительной битве с гигантским марлином далеко в Гольфстриме. Используя простой, мощный язык басни, Хемингуэй берет вечные темы мужества перед лицом поражения и личного триумфа, одержанного в результате потери, и превращает их в великолепную классику двадцатого века.
Сбор дней: журнал для девочек из Новой Англии Джоан Блос
Я, Кэтрин Кэбот Холл, 13 лет, 6 месяцев, 29 дней… начните эту книгу.