Схема системы законов хаммурапи: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Законы Хаммурапи и проблема принципал – агент

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный вавилонским царем Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н.э.), является одним из древнейших памятников права. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле (рис. 1), найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901–1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии), территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).

Рис. 1. Стела с Кодексом Хаммурапи в музее Лувра. В верхней части стелы изображено получение Хаммурапи свода законов от Бога Солнца (фото взято здесь). Ниже на стеле видна клинопись

Скачать заметку в формате Word или pdf

Эпоха Хаммурапи – это так называемый Старовавилонский период (кон. XX – нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами. Междоусобицей воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792–1750 до н.э.) – незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою миссию – объединить Месопотамию. Около 1755 ему это удалось (рис. 2). «Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка. [1]

Рис 2. Вавилон при Хаммурапи

Законы Хаммурапи нас будут интересовать в свете решения проблемы «принципал – агент». Поэтому сначала о самой проблеме.

Экономическая теория о проблеме принципал – агент

В экономической теории проблема «принципал – агент» является следствием асимметричности информации. Эта проблема появляется во многих ситуациях, например, в отношениях «собственник – менеджер». Собственник компании (принципал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичными среди которых обычно называют рост личного благосостояния, разрастание управленческого аппарата, сокращение рабочего дня. Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому деятельность фирмы может быть далеко не всегда направлена на максимизацию прибыли. [2]

В более общем случае принципал рассматривается в качестве собственника ресурсов, а агент – как субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Другими словами, принципал делегирует определенные правомочия агенту. В свою очередь, агент должен представлять интересы (работать в интересах) принципала за определенную плату. Примеров отношений «принципал–агент» мы видим множество: землевладельцы и арендаторы, физлица и риэлторы, работодатели и работники, инвесторы и брокеры, муниципалитеты и подрядчики, избиратели и законодательный орган (например, Государственная Дума, которой мы делегировали право представлять наши интересы). [3] Агент обладает большей информацией, нежели принципал, т.е. информация между ними распределена асимметрично. В этих условиях принципал не может полностью контролировать действия агента. Следовательно, у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению и использованию своих правомочий исключительно в собственных интересах.

Например, вы и ваш компаньон как принципалы удовлетворены работой ООО «Коржик», производящего печенье. Ваш партнер давно мечтал совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, и по этой причине собирается сделать перерыв в трудовой деятельности на один год. Вы же, в свою очередь, хотели бы переключиться на коммерческую деятельность в другой области, скажем, заняться закупками товаров народного промысла у коренного населения одного северо-восточного полуострова России с целью дальнейшей продажи на экспорт. На время вашей занятости вы решаете взять на должность руководителя фирмы наемного управляющего (агента), назначив ему фиксированную заработную плату и оставив инструкции по работе. Однако вскоре обнаруживается: что рыночные позиции вашей фирмы ухудшились. Допустим даже, что управляющий обладает порядочностью и профессионализмом. Но, переложив на его плечи ответственность по принятию оперативных решений, вы поставили перед ним непростую дилемму: зачем идти на риск, если он все равно получает стабильный доход? Отрыв функции собственника от функции управляющего порождает так называемое оппортунистическое поведение ex post (после заключения договора о найме).

Эффекты информационной асимметрии наряду с прочими проблемами приводят к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики. В круг проблем входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации, процедуры торгов, схемы налогообложения, способы оптимизации контрактов. Нобелевская премия 1996 г. по экономике была присуждена Уильяму Викри и Джеймсу Миррлизу за фундаментальный вклад в развитие теории поведения экономических агентов в условиях асимметричной информации. [4]

Нассим Талеб о переносе хрупкости и проблеме принципал – агент

В ставшей бестселлером Антихрупкости… Нассим Талеб пишет: «Одна из худших проблем нового времени – это пагубный перенос хрупкости [5] с одной группы людей на другую; в итоге одни извлекают выгоду, а другие вынуждены мириться с потерями (хотя они ничего не делали). Из-за этого переноса пропасть между этическим и законным все время расширяется. Суть, конечно, в агентской проблеме. И агентская проблема, конечно же, асимметрична».

О чем речь? Рассмотрим таблицу (рис. 3). Здесь мы видим тех, кто не ставит на кон свою шкуру, но извлекает выгоду за счет других, а также тех, кто принимает риск и ощущает на себе негативные последствия. Как решить эту проблему? На помощь приходят, как обычно, древние. Законы Хаммурапи, созданные около 3800 лет назад, предписывают восстанавливать симметрию хрупкости так: если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, должны убить сына этого строителя. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

Рис. 3. Перенос хрупкости

Как можно видеть, 3800 лет назад люди были мудрее, чем сегодня. Идея этих параграфов состоит в том, что строитель знает куда больше, чем любой инспектор по технике безопасности, особенно о том, из каких материалов делается фундамент. Это лучшее правило управления риском на все времена, ведь фундамент с его отсроченной способностью к разрушению – главное вместилище скрытого риска. Хаммурапи и его советники знали толк в маленьких вероятностях. Ясно, что цель этого закона – не столько наказывать за разрушившиеся дома, сколько спасать жизни, побуждая строителей всячески избегать причинения вреда кому бы то ни было. Подобная асимметрия особенно сильно проявляется, когда дело доходит до очень маловероятных событий, то есть до Черных лебедей, – мало кто понимает, что это такое, и скрыть риск тут легче всего.

Ральф Нейдер придумал простое правило: у каждого, кто голосует за войну, должен быть по крайней мере один потомок (сын или внук), который отправится на фронт. В Древнем Риме инженеры обязаны были какое-то время жить под мостом, который построили. Талеб считает, что всякий, кто принимает решение, должен «поставить на кон свою шкуру», чтобы разделить ущерб, который будет нанесен, если мнение этого человека или запущенная им информация окажутся неверными. Второе правило гласит, что нам нужны перестраховка и запас прочности; мы должны избегать оптимизации и уменьшать (а то и сводить к нулю) асимметрию нашей чувствительности к риску.

Мы привыкли воспринимать интеллектуала и комментатора как непредвзятых и защищенных членов общества, однако Талеб утверждает, что глубоко неэтично говорить, ничего не делая, не подвергая себя потенциальной опасности, не ставя на кон собственную шкуру и совершенно ничем не рискуя. Вы выражаете свое мнение; оно может навредить другим (тем, кто вам доверяет), а вы при этом не несете никакой ответственности. Разве это честно?

В старину привилегии появлялись вместе с обязательствами. Хотите быть феодалом – вы будете первым, кто в случае чего умрет. Хотите войны? Пожалуйте сразу же в бой. Наполеон подвергался риску: когда он появлялся на поле боя, армия будто увеличивалась на 25 тысяч бойцов. Черчилль доказал, что в боевых условиях он отважен как лев. Эти полководцы воевали и верили в то, за что они воевали. Статус предполагает, что вы подвергаетесь риску физически. В традиционных обществах даже те, кто проиграл, но брал на себя риск, – имеют более высокий статус, чем те, кто не подвергался риску вовсе.

Возможно, социальной справедливости сегодня больше, чем до эпохи Просвещения, но что касается переноса опциональности, его сегодня тоже больше – и вообще больше, чем когда-либо, а это очевидный шаг назад. Как и всегда, когда вместо дела на кону слова, побеждает не тот, кто близок к истине, а тот, кто более очарователен, – или тот, кто способен выдать самый наукообразный текст.

Лекарство от многих этических болезней таково: никогда никого не просите высказать мнение, сделать прогноз или дать совет. Спрашивайте только, какие инвестиции человек сделал – или не сделал. У психолога Герда Гигеренцера есть простое эвристическое правило. Никогда не спрашивайте врача, что вам нужно делать. Спросите его, что он сделал бы на вашем месте. Вы удивитесь разнице между ответами. [6]

Обобщая, можно сказать, что Мать-Природа и в грош не ставит мнения и предсказания; существенно только выживание.

Вопиющее проявление агентской проблемы состоит в следующем. Есть разница между бизнесом, который управляется наемными менеджерами, и бизнесом, который управляется собственником; в последнем случае владелец отчитывается сам перед собой и готов нести убытки. У менеджеров корпораций есть стимулы, но не ограничители, однако общественность этого не понимает, сохраняя иллюзию, что менеджеры «стимулируются» должным образом.

В «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» Адам Смит весьма осторожно отнесся к идее позволить кому-либо получать прибыль и не нести убытки: «Однако от директоров подобных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем своими собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Подобно управляющему на службе у богатых людей, они склонны считать мелкие дела ниже достоинства своих хозяев и очень легко освобождают себя от заботы о них. Поэтому небрежность и расточительность должны всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении делами такой компании. Вследствие этого акционерные компании для внешней торговли редко обнаруживали способность выдерживать конкуренцию частных торговых товариществ. Они редко имели успех без исключительных привилегий; часто не имели успеха и с привилегиями. Без исключительных привилегий они обыкновенно расстраивали торговлю. При исключительных привилегиях они и расстраивали, и стесняли ее». [7]

Талеб считает, что чем меньше людей из левой колонки (см. рис. 3) будет в любой версии «капитализма» или какой-либо иной экономической системы, тем лучше для экономики. Никто не понимает, в чем заключалась главная беда советской системы: каждого, кто был связан с экономикой, она вынуждала перейти в отвратительную левую колонку, отвечающую за хрупкость.

В долгосрочном плане корпорации хрупки настолько, что в итоге рушатся под весом агентской проблемы, ну а менеджеры доят их, получают премии и бросают косточки налогоплательщикам. Корпорации обанкротились бы раньше, если бы не лоббисты: те берут государство в заложники.

Чхан Ха Джун о проблеме принципал – агент наоборот

В книге 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм Чхан Ха Джун обращает внимание на обратную проблему. Считается, что компании принадлежат акционерам. Поэтому компании должны работать в их интересах. Это не только моральный постулат. Акционерам не гарантированы фиксированные выплаты, в отличие от работников (которые получают фиксированные зарплаты), от поставщиков (которым выплачивают определенные цены), от банков-кредиторов (которые получают фиксированные проценты) и от других участников бизнеса. Доходы акционеров варьируются в зависимости от показателей компании, что дает им мощнейший стимул заботиться о том, чтобы компания показывала хорошие результаты. Когда компания становится банкротом, держатели акций теряют все, тогда как остальные заинтересованные лица получают хотя бы что-то. Тем самым, акционеры несут риск, который не несут остальные участники, что заставляет первых максимизировать результаты компании. Когда вы управляете компанией на пользу акционерам, ее доход (то, что остается после осуществления всех фиксированных выплат) максимально увеличивается, что, в свою очередь, максимально увеличивает ее общественный вклад.

Всё это красиво в теории, но… Возможно, акционеров и можно считать владельцами корпораций, но их, как наиболее непостоянных из всех «участников процесса», зачастую меньше всего заботит отдаленное будущее компании (за исключением случаев, когда они являются столь крупными пайщиками, что не могут продать свои акции, не нанеся при этом серьезного ущерба бизнесу). Поэтому акционеры, особенно мелкие, но не только они, предпочитают корпоративные стратегии, которые максимально увеличивают краткосрочную прибыль, обычно в ущерб долгосрочным инвестициям, и максимально увеличивают дивиденды с этой прибыли, что еще больше ослабляет долгосрочные перспективы компании — тем, что сокращают объем нераспределенной прибыли, которую можно было бы пустить на реинвестирование. Когда компанией управляют акционеры, это нередко снижает ее возможности долгосрочного развития.

И, наконец, вклад законов Хаммурапи в проблему принципал – агент

Посмотрите, как изящно в 1755 г. до н. э. проблему принципал – агент решали вавилоняне. Вспомните, что упомянутая проблема связана с асимметрией информации: агент располагает значительной информацией, но в соответствии с логикой Талеба «не ставит шкуру на кон», принципал же знает меньше, зато рискует всем. Современное право опутывает агента всевозможными законами, пытаясь предусмотреть как можно больше нюансов (отсюда и многостраничные контракты, описывающие всё и вся). Древние просто «переводят стрелки» на агента: раз ты располагаешь информацией, ставь на кон свою шкуру!

§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель должен быть убит.
§ 9. Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед Богом то, что они знают, и тогда продавец – вор. Он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
§ 10. Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель – вор. Он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.
§ 11. Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он – лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.
§ 42. Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
§ 109. Если шинкарка, в доме которой собирались преступники, не схватила этих преступников и не привела их во дворец к властям, то эта шинкарка должна быть убита.
§ 120. Если человек ссыпал свое зерно в доме другого человека для хранения, а в амбаре произошла пропажа, или же хозяин дома открыл амбар и взял зерно, или же он совсем отрицал, что зерно было ссыпано в его доме, то хозяин зерна может перед Богом поклясться относительно своего зерна, и хозяин дома должен будет удвоить количество зерна, которое он взял, и отдать хозяину зерна.
§ 138. Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.
§ 188. Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
§ 189. Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
§ 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом н убил этого человека, то ему должны отрубить кисть руки.
§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
§ 230. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
§ 231. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
§ 232. Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.
§ 234. Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
§ 253. Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.

[1] Цитируется по «Законы вавилонского царя Хаммурапи», см., например, здесь.

[2] Используются материалы из Курса экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой, главы 8 и 9.

[3] Подробнее о проблеме «принципал–агент» в отношениях между избирателями и законодателями см. в книге Дугласа Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики».

[4] Подробнее см. «50 лекций по экономике», лекция 49 Асимметрия информации.

[5] Под хрупкостью Талеб понимает свойства нашей организации ведения дел, которая не способствует выживанию… фирм, сообществ, человечества в целом. Мать-природа предусмотрела много резервных ресурсов, что помогает выживать организмам и целым экосистемам, даже в условиях катастроф. С другой стороны, наши организации оптимизированы настолько, что незначительные колебания конъюнктуры способны их убить. «Заточенность» на извлечение прибыли делает наши компании хрупкими при появлении Черных лебедей – неожиданных негативных событий.

[6] См., например, эссе Герда Гигеренцера (на русском языке), посвященное тому, как научиться брать на себя ответственность и жить в ситуации неопределенности. Книги Гигеренцера на русский язык не переводились, но на английском их вышло немало; см., например, на Ozon.ru или Amazon.com. Дополнение от 6 мая 2017 г. В 2015 г. на русском языке вышла книга Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс.

[7] Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — С. 691.

Законы вавилонского царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи — один из древнейших памятников права, появление которого относится к последним годам царствования Вавилонского правителя – царя Хаммурапи и датируется сер. XVIII в. до н. э.

  1. 1 История создания законов Хаммурапи
  2. 2 Общая характеристика и структура законов
  3. 3 Принципы правосудия
  4. 4 Общинная, храмовая и царская собственность
  5. 5 Земельные наделы воинов
  6. 6 Правонарушения и операции с недвижимостью
  7. 7 Торговля и коммерческая деятельность
  8. 8 Наследство и семейные отношения
  9. 9 Защита прав личности
  10. 10 Правила найма и рабского труда
  11. 11 Историческая ценность законов Хаммурапи

История создания законов Хаммурапи

Хаммурапи – правитель Вавилона, живший в 1792-1750 гг. до н. е. В правление он получил небольшую страну, которая включала в себя кроме Вавилона ещё несколько крупных городов. Царю удалось захватить практически всю Месопотамию. Он показал себя как хороший политик и военный стратег.

До появления законов Хаммурапи общество управлялось на основании обычного права – неписаных законов, эти законы могли сильно отличатся в разных регионах страны. Для эффективного управления был необходим единый кодекс законов. Основой для него послужили ранние кодексы, более узкой направленности и нормы обычного права.

Законы выбиты клинописью на аккадском языке на каменной стеле. Верх стелы украшает рельефный рисунок и изображением бога солнца Шамаша, сидящего на троне и самого Хаммурапи. Шамаш протягивает к царю некий предмет. Данный рисунок словно подтверждал богоизбранность царя и, соответственно, сами законы переданы богами, а не придуманы людьми.

Общая характеристика и структура законов

Текст закона включает в себя пролог, основную часть, состоящую из 282 пунктов и эпилог. 35 пунктов из 282 затёрты на самой стеле, но исследователи смогли их восстановить часть из них по глиняным табличкам с текстами законов, найденных в Сузах и Ниневии.

Законы Хаммурапи составлены максимально продуманно. Они охватили все сферы жизни и все слои населения. Именно эти законы стали основным источником информации, наряду с археологическими находками, позволившими систематизировать знания по организации власти и общества, а так же, быт жителей древнего Вавилона. Все статьи можно условно разделить на несколько частей по смысловому значению.

  • 1- 5, основные принципы правосудия;
  • 6- 126, право собственности и договоры;
  • 127 – 195, семейное право и порядок наследования;
  • 196 – 214, преступления против личности;
  • 215 – 282, кража имущества и договорные отношения.

Пролог и эпилог написаны в эпическом стиле. Пролог даёт божественное обоснование прав Хаммурапи на престол. В эпилоге подчёркивается божественное начало в самих законах. Кроме наказания, установленного в кодексе, тем, кто не чтит и не исполняет кодекс, сами боги пошлют кару. К тем же, кто законы почитает, боги будут благоволить.

Принципы правосудия

Первые несколько статей посвящены основным принципам правосудия. Так, человек, обвинивший другого, был сам наказан, если не предоставлял доказательств вины обвинённого. За ложные обвинения в самых страшных преступлениях, таких как убийство или колдовство и наказание было максимально жестокое – смерть.

Чтобы судья внимательно относился к каждому делу, для него тоже предусматривалось наказание. В случае, если судья изменит решение, он должен выплатить сумму иска в двенадцатикратном размере и лишался своего судейского места пожизненно.

Общинная, храмовая и царская собственность

Кража храмового или дворцового имущества непосредственно с территории каралась смертной казнью. Та же участь постигала мародёров во время пожаров и стихийных бедствий. За создание пролома в стене с целью проникнуть на территорию, виновного казнили и закапывали прямо на месте преступления.

Если вор украл царское или храмовое имущество вне территории дворца или храма, его обязывали выплатить нанесённый ущерб в тридцатикратном размере. За кражу у мушкенумов — свободных общинников, вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если у преступника не было денег для возмещения ущерба, наказание – смертная казнь.

Земельные наделы воинов

Недвижимость военного класса особо защищалась законом. Речь идёт именно о той земле, которую воин получал за службу, кроме этого, он мог иметь собственный земельный надел, на косоротый распространялись те же правила, что и на общинные земли.

Землевладение, давали за службу без права распоряжения. Надел можно было передать по наследству только с условием несения службы наследником. Если воин отсутствовал более трёх лет, надел отчуждался, его могли передать наследнику, или забрать. Если воин отсутствовал менее года, своё имущество он получал обратно без всяких разбирательств. В индивидуальном порядке рассматривались случаи, когда воин отсутствовал от 1 до 2 лет.

Если воин находился в плену, то ему возвращается поле и сады, не зависимо от времени отсутствия. В это время его наделом может управлять сын, если он уже способен нести службу, если нет, жене давалась лишь треть надела, до тех пор, пока сын не вошёл в возраст.

Правонарушения и операции с недвижимостью

Большое внимание в законах Хаммурапи отводится вопросам земельной собственности и отношениям между арендатором и арендодателем. В аренду задавались территории пахотного земледелия и сады. В условиях жаркого климате Вавилона основной была ирригационная система земледелия, поэтому в стране тщательно следили за надлежащим использованием всех пригодных земель.

Если арендатор не обработал землю, он обязывался выплатить арендатору ущерб, в размере возможного урожая. Если урожай погибал, независимо от причины, до уплаты аренды все убытки нёс арендатор, после уплаты – убыток делился пополам между арендатором и владельцев земли.

За безответственное ведение хозяйства тоже следовало наказание. Каждый землепользователь обязан следить за частью ирригационной системы, на его участке. Если по халатности заливало соседские поля, он обязан был выплатить полный ущерб. Ущерб так же в полной мере возмещался, в случае потравы урожая скотом.

Особые условия были по аренде садов. Основной садовой культурой была финиковая пальма. Дерево требует постоянного ухода, и начинает плодоносить лишь на 10 – 15 год с момента высадки, поэтому и аренда садов стоила намного больше, чем участков под вспашку.

За вырубку дерева без ведома хозяина, полагался штраф в размере 0.5 мины серебра (примерно 250 гр.). Если урожай оказался плохим из-за плохого ухода, он полностью отдавался владельцу земли. Однако, закон защищал и простого человека, так запрещалась сдавать в кабальную аренду финиковые сады. Земледельцу давали отсрочку до созревания урожая и получения прибыли в уплату долга.

Торговля и коммерческая деятельность

Многие записи из этой категории были разрушены и не восстановлены. Законом ограничивался рост процентов по займу. Заёмщику разрешалось расплачиваться не только деньгами, но и натурой. Злоупотребления со стороны кредитора ограничивались. Контролировалась и деятельность корчемниц. Такие, казалось бы, несерьёзные нарушения, как отказ принимать в уплату за сикеру зерно, или использование гирь с повышенным весом карались смертной казнью.

При получении долго в залог можно было оставить члена семьи или раба. Если в залог был оставлен свободный человек, после трёх лет служения его отпускали, раба же могли перепродать дальше. Заложника запрещали убивать, но если он умирал по естественным причинам, кредитору это ничем не грозило.

Распространена была практика отдавать на хранение вещи или зерно, за определённую плату. Акт передачи подкреплялся договором и проводился при свидетелях. Без договора претензии не принимались. В случаи кражи имущества хранителем или отказа от факта передачи, при доказательствах хранитель обязывался возместить все в двойном размере. Если хранимое имущество украли воры, хранитель должен возместить утерянное. Если человек заявлял о краже, которой не было, с него взималось указанное им в двойном размере в пользу общины.

Наследство и семейные отношения

Статьи, касающиеся семейного права, ярко показывали патриархальный уклад общества. Развод разрешался только в случае измены со стороны жены или её отказа от близости. Если муж попадал в плен, жена имела право на новое замужества только в случае крайней нищеты, но когда возвращался первый супруг, она обязывалась вернуться к нему. Если же жена повторно вышла замуж, а вернувшийся муж мог доказать, что пропитание у неё было, это приравнивалось к измене и виновницу топили.

В то же время, закон защищал женщин. За изнасилование карали смертной казнью. Женщина имела право на имущество, и его не могли забрать за долги мужа. Вдова могла распоряжаться имуществом мужа, пока не вырастали наследники мужского пола. Вопрос о повторном замужестве решался только через суд.

Закон защищал права детей от рабынь и приёмных детей. Бесплодная женщина могла позволить рабыне родить сына, и он считался законным наследником. Ребёнок, которого приютили в младенчестве, навсегда оставался в приёмной семье. Если же ребёнок усыновлён в сознательном возрасте, он мог вернуться к найденным родителям.

Защита прав личности

В случае нанесения побоев в драке или убийства наказание зависело от сословного положения потерпевшего. За авилума наказание давалось по принципу «око за око», за мушкенума наказание ограничивалось соразмерным штрафом. Рабы относились к категории собственности и рассматривались как ущерб имуществу.

За телесные повреждения женщине наказаний не предусматривалось, кроме особого случая. Если у избитой беременной произошёл выкидыш, на избивавшего налагался штраф, размер которого зависел от социального положения женщины. За убийство свободной женщины наказанием было убийство, а более низкого ранга – соответствующий штраф.

Правила найма и рабского труда

Сюда относятся правила регулирующие следующие отношения:

  • Ответственность за лечение врачей и ветеринаров и оплата их работы;
  • Правила работы строителей и корабельщиков;
  • Правила аренды сельскохозяйственного инвентаря, скота и судна;
  • Установленные тарифы найма разных категорий работников и оплата труда. Сельхоз работники получали оплату зерном, все остальные – серебром;
  • Купля продажа рабов.

В данном разделе чётко фиксировалась оплата за любой наёмный труд и здесь же прописывалась ответственность за проделанную работу, или порчу арендуемого скота. К примеру, самым распространённым наказанием для рабов было отрезание мочки уха. За некачественную работу наказание было разнообразным, от компенсации убытков и наложения штрафа, до смертной казни. Смертью, к примеру, карались строители, если поствоенный ими дом рушился, и хозяин при этом погибал.

Историческая ценность законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи являются важным источником для изучения истории древнего востока. Он дал возможность углубить и расширить умение расшифровывать клинописные тексты. Кодекс снабдил исследователей обширным материалом для исследований.

Из него узнали не только о восточном праве. Здесь сконцентрирован огромный пласт информации о классовой структуре общества, сведения о хозяйственной деятельности, торговле, семейных отношениях. Сегодня исследователи продолжают работу по восстановлению затёртых статей по другим, дошедшим до нас спискам.


Литература и дополнительные материалы по теме:

  • Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М. 1994.
  • Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952.
  • Кузищин В.И. История древнего востока. М. 2003.
  • Кузищин В.И. История древнего востока. Тексты и документы. М. 2002.

Кодекс Хаммурапи: законы и факты

Автор: History.com Editors

Обновлен: | Оригинал:

iStock / Getty Images Plus

Кодекс Хаммурапи был одним из самых ранних и полных письменных сводов законов и был провозглашен вавилонским царем Хаммурапи, правившим с 1792 по 1750 г. до н.э. Хаммурапи расширил город-государство Вавилон вдоль реки Евфрат, чтобы объединить всю южную Месопотамию. Свод законов Хаммурапи, сборник из 282 правил, установил стандарты для коммерческих взаимодействий и установил штрафы и наказания, отвечающие требованиям справедливости. Кодекс Хаммурапи был высечен на массивной черной каменной стеле (столбе) в форме пальца, которая была разграблена захватчиками и вновь обнаружена в 1901.

ПОДРОБНЕЕ: Влияние Кодекса Хаммурапи на современные правовые системы 1894-1595 гг. до н.э.

Его семья происходила от амореев, полукочевого племени в западной Сирии, и его имя отражает смешение культур: Хамму, что означает «семья» на аморейском, в сочетании с рапи, что означает «великий» на аккадском, повседневный язык Вавилона.

На 30-м году своего правления Хаммурапи начал расширять свое царство вверх и вниз по долине рек Тигр и Евфрат, свергая царства Ассирии, Ларсы, Эшунны и Мари, пока вся Месопотамия не оказалась под его властью.

Хаммурапи сочетал свои военные и политические успехи с ирригационными проектами и строительством укреплений и храмов в честь божества-покровителя Вавилона, Мардука. Вавилон эпохи Хаммурапи теперь погребен ниже уровня грунтовых вод в этом районе, и все архивы, которые он хранил, давно растворились, но глиняные таблички, обнаруженные в других древних местах, дают проблески личности царя и государственного управления.

В одном письме записана его жалоба на то, что его заставляют обеспечивать обеденными нарядами послов из Мари только потому, что он сделал то же самое для некоторых других делегатов: «Вы думаете, что можете контролировать мой дворец в вопросе формальной одежды?»

Что такое Кодекс Хаммурапи?

Черная каменная стела, содержащая Кодекс Хаммурапи, была вырезана из цельной четырехтонной плиты диорита, прочного, но невероятно сложного для резьбы камня.

В его верхней части находится барельеф высотой два с половиной фута, изображающий стоящего Хаммурапи, принимающего закон, символизируемый измерительной рейкой и рулеткой, от сидящего Шамаша, вавилонского бога правосудия. Остальная часть памятника высотой семь футов пять дюймов покрыта колоннами точеной клинописи.

Текст, составленный в конце правления Хаммурапи, представляет собой не провозглашение принципов, а собрание юридических прецедентов, расположенных между прозой, прославляющей справедливое и благочестивое правление Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи содержит некоторые из самых ранних примеров доктрины «lex talionis», или законов возмездия, иногда более известных как «око за око».

Знаете ли вы? Кодекс Хаммурапи включает в себя множество суровых наказаний, иногда требующих отрезать виновному язык, руки, грудь, глаз или ухо. Но кодекс также является одним из самых ранних примеров того, как обвиняемый считался невиновным до тех пор, пока его вина не была доказана.

Все 282 указа написаны в форме «если-то». Например, если человек украл быка, то он должен заплатить в 30 раз больше его стоимости. Указы варьируются от семейного права до профессиональных договоров и административного права, часто излагая различные стандарты справедливости для трех классов вавилонского общества — класса имущих, вольноотпущенников и рабов.

Гонорар врача за лечение тяжелой раны составит 10 шекелей серебра для джентльмена, пять шекелей для вольноотпущенника и два шекеля для раба. Наказания за злоупотребление служебным положением следовали той же схеме: врачу, убившему богатого пациента, отрубали руки, а если жертва была рабом, требовалась только финансовая реституция.

Открытая заново стела Хаммурапи

В 1901 году Жак де Морган, французский горный инженер, возглавил археологическую экспедицию в Персию для раскопок эламской столицы Сузы, расположенной более чем в 250 милях от центра царства Хаммурапи.

Там они обнаружили стелу Хаммурапи, разбитую на три части, которая была доставлена ​​в Сузы в качестве военной добычи, вероятно, эламским царем Шутрук-Наххунте в середине 12 века до н.э.

Стела была упакована и отправлена ​​в парижский Лувр, и в течение года она была переведена и широко разрекламирована как самый ранний образец письменного свода законов, который предшествовал, но имел поразительные параллели с законами, изложенными в древнееврейском Ветхий Завет.

В здании Верховного суда США Хаммурапи изображен на мраморных скульптурах исторических законодателей, которые украшают южную стену зала суда.

Хотя другие обнаруженные впоследствии письменные месопотамские законы, в том числе шумерские «Липит-Иштар» и «Ур-Намму», старше Хаммурапи на сотни лет, репутация Хаммурапи остается новаторским законодателем, который работал — по словам его памятника — «Чтобы сильные не угнетали слабых и следили за справедливостью в отношении вдов и сирот».

Хаммурапи, царь Вавилона. История прикладной науки и техники

Глава 1. Технологии и строительство империи: царь Вавилона Хаммурапи

Стефани Герен-Йодис

Хаммурапи, царь Вавилона: около 1795–1750 гг. до н. э. 4 9001 Хаммурапи. Google изображения. CC-BY.

Хаммурапи был шестым царем династии амореев (с 2400 г. до н.э. по 1595 г. до н.э.). Он установил город Вавилон в качестве столицы во время своего правления. Подобно правителям до него, он медленно вторгался в окружающие регионы с помощью войны и силы, но он также известен своим использованием дипломатии. Хаммурапи благоразумно возвысил Мардука, бога плодородия и изначального бога гроз, как главное божество Вавилона. Мардук стал синонимом бога Ашура, который был главным божеством в месопотамском пантеоне богов и богинь вплоть до правления Хаммурапи. Установив новое божество, Хаммурапи также смог издать свод законов, в которых он утверждал, что они исходят из божественного слова самого Мардука.

Рисунок 20. Вавилонская империя. Google изображения. CC-BY.

В 1901 году археологи обнаружили большую базальтовую стелу высотой 7,4 фута, покрытую клинописью. В верхней части стелы Хаммурапи стоит перед сидящим Мардуком и ведет нечто похожее на беседу, а под двумя фигурами эпиграфисты смогли расшифровать почти 300 законов. Новаторский свод законов Хаммурапи указывает на переходный характер его общества, поскольку он стандартизировал набор правил, заложивших основу для передовых форм управления. Хаммурапи установил стелу или табличку в каждом городе-государстве, чтобы регулировать повседневную жизнь его жителей и информировать людей о наказаниях, которые последуют за нарушением правил.

Хаммурапи сделал еще один шаг в консолидации Саргона, объединив свод законов, которым должен был следовать каждый город-государство на вавилонской территории, и закрепив в камне действия, которые необходимо предпринять в случае нарушения законов.[1] Кроме того, хитрое использование Хаммурапи авторитета Мардука как главного бога позволило ему изобразить себя доброжелательным божественным авторитетом. Он также позаботился о том, чтобы сам не нес прямой ответственности за исполнение наказания в случае нарушения законов, поскольку на самом деле они были продиктованы Мардуком. Из этого централизованного свода законов историки и культурные антропологи получили представление о повседневной жизни людей в древней Месопотамии и проблемах, с которыми сталкивались их общества.

Рис. 21. Стела с изображением Кодекса Хаммурапи. Google изображения. CC-BY.

В то время как реестры отображают один и тот же набор законов, наказания для владельцев собственности, вольноотпущенников и рабов были разными. Закладывая основу современной судебной аргументации, законы Хаммурапи касались таких вопросов, как собственность, воровство, торговля, контракты, ресурсы и семейные дела. Они также продемонстрировали видение Хаммурапи коллективизированного сообщества людей, которые были вынуждены разделить ответственность: не только за свои собственные действия, но и за действия других. Один закон, например, подчеркивает важность истины: «Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет, в чем он обвиняется, он должен, если это обвинение в совершении тяжкого преступления, быть предан смерти. [2] Другой закон о краже также показывает, что наказания определялись социальным классом человека: «Если кто украдет крупный рогатый скот, или овцу, или осла, или свинью, или суд, вор должен заплатить за это в тридцатикратном размере; если они принадлежали вольноотпущеннику короля, он должен заплатить в десятикратном размере; если у вора нечем заплатить, он должен быть предан смерти».

[3]

В отношении рабов закон гласил: «Если кто-либо найдет беглых рабов или рабынь в открытой местности и приведет их к их хозяевам, то господин над рабами должен заплатить ему два сикля серебра… Если он держит рабов в своем доме , и они будут пойманы там, он должен быть предан смерти … Если раб, которого он поймал, убежит от него, то он должен поклясться владельцами раба, и он свободен от всякой вины». кодексы и многие другие демонстрируют необходимость поддержания порядка среди людей, но наказание применялось на основе социальных различий.

Свод законов Хаммурапи представляет собой сплав технологий и эпистемологических знаний, которые объединили традиционное поведение, религиозный авторитет и политическое соответствие в свод законов, предшествующий Ветхому Завету. Внедрив принцип lex talionis (око за око) в процесс государственного строительства, Хаммурапи сумел укрепить свое положение одного из великих лидеров древней Месопотамии. Быстрое и ясное наказание оказалось эффективным средством регулирования поведения масс, позволив Хаммурапи контролировать более важные элементы государственного строительства, такие как бюрократическая эффективность, территориальная экспансия и экономическое процветание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *