Загадка Сфинкса — Мифы Древней Греции
- Подробности
- Категория: Мифы Древней Греции
«Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?»
Почти наверняка, можно сказать, что это была самая первая в мире загадка. Она была придумана мерзким созданием, которое однажды появилось в окрестностях города Фивы в Древней Греции. Существо звали Сфинксом. У него была голова женщины, туловище льва, крылья орла и хвост змеи. В Фивы вела только одна дорога, никто не мог попасть в город в обход Сфинкса. Ты не смог бы пройти мимо создания (которое было очень большим и быстрым) без того, чтобы оно не загадало тебе загадку.
Одним из первых, кто встретился со Сфинксом, был молодой человек по имени Гемон. Он шел, чтобы встретиться со своим дядей, который на тот момент был фиванским царем. Многие другие люди в страхе бежали от странной помеси птицы, льва, змеи и женщины, но Гемон, будучи царских кровей, ничего не боялся.

— Стой, где стоишь! — потребовал Сфинкс голосом грозной школьной учительницы. Его хвост извивался в пыли, а крылья хлопали по воздуху.
— Чего ты хочешь? — спросил Гемон, хватаясь рукой за меч.
— У меня есть для тебя загадка, — сказал Сфинкс.
— Загадка? — успокоился Гемон. — Здорово. Какая?
— Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
— Ну… дайка подумать. Четыре ноги утром? Это собака или что-то типа того? Однажды я видел козла с тремя ногами, но он не был жив, поэтому, полагаю, это не считается. Может, лягушка? Не знаю… Я сдаюсь…
Не успел он и слова дальше сказать, как Сфинкс его атаковал. Взмахнув крыльями, он подпрыгнул в воздухе. Его хвост обвился вокруг шеи Гемона и начал его душить. И наконец, пока его женское лицо зловеще хохотало, когти разорвали его на несколько частей, и через секунду дорога стала скользкой от крови, а это была одна из самых первых шуток, потому что «гемон» по-гречески значит кровь. Но Гемон, который в тот момент был погублен, явно не счел ее смешной.

Так же посчитали и жители Фив. Когда они узнали, что невозможно попасть в окрестности города, не встретив ужасного монстра, который задавал нерешаемую задачку и разрывал их на части, если они не могли ее разгадать, практически были в отчаянии. Это был плохой год для бизнесменов Фив. Город пришел в упадок, туристов не было. Хотя царь Лай и царица Иокаста, правящие в городе, предложили большую награду любому, кто избавит их от Сфинкса, приз так и не нашел своего хозяина.
Конечно, царевичи и воины приходили со всех концов земли, чтобы померяться силами со страшным существом, но уничтожить мечом или стрелами Сфинкса было невозможно. Его шкура была твердая, как сталь. Его огромные когти были острые, как бритвы. Крылья поднимали его в воздух, а хвост обвивался вокруг шеи прежде, чем жертва успевала моргнуть. Некоторые люди пытались разгадать загадку. Спустя несколько месяцев перепробовали все варианты ответов: крысы, летучие мыши, кошки, комары и оцелоты — ни один из них не был правильным.

В конце концов ситуация ухудшилась настолько, что царь решил, что ему стоит самому принять какие-то меры.
— Если бы мы знали, почему это ужасное создание здесь, — задумчиво сказал он. — Тогда мы могли бы найти способ, как от него избавиться.
— Почему бы не спросить у оракула? — предложила царица Иокаста.
Оракулом звали жрицу, которая могла не только предсказывать будущее, но и ответить на любой вопрос. Как только царица сказала об этом, Лай удивился, как он сам не догадался об оракуле.
— Отличная мысль, моя дорогая, — сказал он. — Я тут же к ней отправлюсь.
Теперь, если бы царь Лай дошел до оракула, то был бы неприятно шокирован. На самом деле в появлении Сфинкса был виноват он сам, даже если и не догадывался об этом.
Незадолго до этого Лай отправился к своему другу и влюбился в его сына. И зашел настолько далеко, что похитил юношу Хрисиппа, заточил его во дворце в Фивах и сделал своим слугой.

Но царь Лай так и не добрался до оракула и, соответственно, об этом не узнал, потому что по дороге встретил юношу, направлявшегося в Фивы сразиться со Сфинксом. Дорога была узкая, им вдвоем было не разойтись. Они поругались. А потом Лай проехал своей колесницей по ноге юноши. Молодой человек, который был достаточно жестокого нрава, ответил тем, что вонзил свой клинок в живот царя прежде, чем продолжить путь.
— Стой, где стоишь! — закричал Сфинкс. — И скажи мне — если тебе дорога жизнь, — что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
Эдип думал, пока Сфинкс облизывал губы, распускал и прятал когти.

— Я знаю, — наконец сказал Эдип. — Ответ — человек. Утром, когда он ребенок, он ползает на четвереньках. Днем своей жизни он ходит прямо на двух ногах. А когда он стареет, вечером, передвигается, опираясь на посох.
Когда Сфинкс услышал, что загадка наконец разгадана, он покраснел от злости. Женская голова кричала, львиное тело извивалось, перья посыпались с крыльев, а змеиный хвост скрутился в клубок.
Что касается Эдипа, в награду его сделали царем Фив, он женился на царице Иокасте. Ни на минуту он не задумывался о том, что на самом деле она была давно потерянной им матерью, а что на дороге он убил своего отца…
Но это уже совсем другая история.
— КОНЕЦ —
Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
Опубликовано
В фонде миниатюры отдела изобразительных материалов ГИМ хранится небольшой (9,5х7,5 …
Читать далее «Миниатюрный портрет Рейтерна Магнуса Карловича (он же Магнус Магнусович, он же Максим Максимович)»
Опубликовано
Pantone объявили цвет наступающего 2023 года – Viva Magenta. Это оттенок …
Читать далее «Цвет 2023 года в коллекции ГИМ»
Опубликовано
Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн (24.12.1840 – 12.11.1924) – …
Читать далее «О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой»
Опубликовано
История войска началась с казачьих поселений, основанных в первой половине …
Читать далее «Амурские казаки в проекте ГИМ «История казачества в России»»
Опубликовано
На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге тульский купец …
Читать далее «Про тульских оружейников, самоварщиков и дверные ручки»
Опубликовано
Уральское войско (до 1775 года — Яицкое казачье войско), существовавшее …
Читать далее «Уральское казачье войско в проекте ГИМ «История казачества в России»»
Опубликовано
В новом онлайн-проекте впервые в таком объёме собраны материалы, посвящённые …
Читать далее «Исторический музей запустил новый онлайн-проект «История казачества в России»»
Опубликовано
Витрины пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» рассказывают не …
Читать далее «Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп»
Опубликовано
В отделе тканей и костюма ГИМ хранится удивительная коллекция шалей, …
Читать далее «Две Надежды: шарф, соединивший Мерлину и Ламанову»
Опубликовано
Мало кто знает о существовании в собрании Исторического музея двух …
Читать далее «Два портрета императора Николая I, гравированные священником Андреем Смирновым»
Опубликовано
12.10.2022В одной из витрин пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. …
Читать далее «36 лет спустя, или кутюрное платье Givenchy»
Опубликовано
История фирмы Фаберже — яркий пример того, как в Санкт-Петербурге …
Читать далее «180 лет фирме Фаберже»
Сфинкс • Греческие боги и богини
Сфинкс, возможно, является одним из самых известных изображений в мире. Существо тесно связано с Египтом, в основном из-за 5000-летней статуи, которая по сей день стоит на страже плато Гизы.
Однако это не единственное изображение Сфинкса в древней культуре. У греков тоже был свой Сфинкс, и он был почти таким же знаменитым.
Греческий Сфинкс
Египетский Сфинкс почитался как королевский страж, но греческая версия была гораздо менее благородной. В Древней Греции Сфинкс был женщиной с широкими крыльями, плохим отношением и еще худшей репутацией. Она была коварна, порочна и жаждала крови.
Согласно Гесиоду, Сфинкс был потомком огнедышащей Химеры и чудовищного двуглавого пса по имени Ортрус.
Однако чаще считается, что Сфинкс был дочерью Ехидны и Тифона, что делало бы ее братом Химеры, Цербера, Лернейской Гидры и Немейского Льва. По общему мнению, греческий Сфинкс был мифическим чудовищем с головой женщины, телом льва, крыльями орла и хвостом змеи.
В качестве еще одного примера сложных отношений между богами и людьми боги послали Сфинкса в город Фивы, чтобы он охотился на его жителей и пожирал всех, кто не смог разгадать ее загадку.
Она произвела такое опустошение, что царь Креонт, регент Фив, предложил свой трон любому, кто убьет ее. Эдип был единственным, кто принял вызов и добился успеха.
Греческий сфинкс против египетского сфинкса
В египетских преданиях Сфинкс был символом, а не отдельной сущностью. Существо считалось фигурой-хранителем. Это был защитник великих пирамид и разрушитель врагов бога солнца Ра. Это также рассматривалось как представление фараона и его божественной силы.
В греческих мифах Сфинкс был не более чем чудовищем. Однако, как ни странно, эта фигура была введена в греческую мифологию греками, путешествующими туда и обратно через Средиземное море в Египет, единственную другую сопоставимую цивилизацию в то время.
Так как же образ Сфинкса так исказился в глазах грека? Легенда ясно указывает, в каком именно квартале он был введен в греческую мифологию. В то время как исходная египетская или эфиопская фигура не имела крыльев и имела верхнюю часть туловища и лицо мужчины, ястреба или барана, а не женщины, фигура Сфинкса была значительно изменена после его включения в греческую историю.
Египетский Сфинкс ясно изображает бескрылого льва с человеческой верхней частью туловища. Хотя его верхняя часть была человеческой, Сфинкс описывался как лев.
Греческий Сфинкс был совсем другим. Его тело было также львиным, но у него были крылья, змеиный хвост, а также лицо и верхняя часть туловища женщины. Греческие сфинксы также появляются в разных позах, а не просто лежат вперед, как их египетские собратья.
Эдип и Сфинкс
В классической греческой истории об Эдипе богиня Гера послала Сфинкса бичевать жителей Фив в наказание за какое-то древнее неизвестное преступление. Некоторые считают, что это произошло из-за того, что он не извинился и не искупил преступления, совершенные бывшим фиванским царем.
Сфинкс сидел на склоне горы за пределами древнего города и заставлял любого, кто надеялся войти или выйти, решить неразрешимую загадку. Она узнала загадку от муз, и каждый раз, когда путник не мог правильно ее разгадать, она пожирала их, в результате чего никто не мог выйти или войти в город. Сложность загадки и хитрость Сфинкса означали, что никто не мог перехитрить ее.
Однажды пропавший принц Фив по имени Эдип направлялся к городу, чтобы сразиться с существом и разгадать ее загадку. В самых ранних отчетах не упоминалась конкретная загадка, данная ему Сфинксом, но более поздняя версия включала ее, и с тех пор она стала очень известной.
Загадка
Тех, кто подходил к чудовищу, спрашивали: «У какого существа один голос, но оно становится четвероногим, двуногим и трехногим?»
Когда Эдип услышал эту загадку, он просто ответил: «Человек». В детстве человек ползает на руках и коленях/ступнях, поэтому у него четыре ноги. В зрелом возрасте ходит на двух ногах. В старости он использует трость или трость в качестве третьей ноги.
Вторая загадка
По некоторым сведениям, Эдипу была дана вторая загадка после успешного ответа на первую: «Есть две сестры: одна рождает другую, а она, в свою очередь, рождает первую. Кто эти две сестры?
Ответ, который снова угадал Эдип, — «день и ночь». Отгадав ее загадки, Эдип смог пройти.
Смерть Сфинкса
После правильного ответа на оба вопроса Эдипу не нужно было ничего делать, чтобы уничтожить чудовище. В большинстве мифов говорится, что она покончила с собой, спрыгнув со скалы, на которой сидела, и кувыркнувшись насмерть внизу. Однако, по некоторым данным, она поглотила себя.
В любом случае история Эдипа и Сфинкса признана поворотным моментом, помогающим перейти от старых религиозных практик к тем, которые сосредоточены вокруг олимпийских богов.
Современная интерпретация
Многие греческие источники признают, что Сфинкс не был греком по происхождению. Согласно нескольким текстам, она пришла из далекой Африки. И в современном, и в древнем мире самые известные сфинксы жили в Египте.
Вдоль Нила процветала торговля, вероятно, именно так греки познакомились с этим древним существом.
В Египте было много сфинксов, но самым известным из всех был гигантский страж Гизы. Когда был рассказан греческий миф об Эдипе, эта достопримечательность простояла уже почти две тысячи лет.
Торговля с египтянами через Средиземное море, греки были хорошо знакомы с изображением Сфинкса и других египетских божеств. Однако, в отличие от египтян, в их рассказах упоминался только один Сфинкс. Она была единственной в своем роде.
Сфинксы, изображенные в египетском искусстве, несколько отличаются от греческих сфинксов. Во-первых, египетские сфинксы, такие как Великий Сфинкс Гизы, почти всегда самцы. Однако греческий Сфинкс изображается женщиной.
Греческое существо также имело крылья и змеиный хвост, которые никогда не изображались в египетской иконографии. Кроме того, в отличие от греческого сфинкса, египетские и месопотамские сфинксы принимали разные формы. Хотя наиболее известен лев с человеческой головой, на изображениях также изображены сфинксы с головами баранов или соколов.
Несмотря на эти различия, греческий сфинкс, несомненно, был основан на образах сфинксов в Египте. Греческая мифология даже утверждает, что он пришел из чужой земли.
Однако при адаптации к греческой мифологии черты были изменены и добавлены, чтобы сделать существо уникальным греческим. Змеиный хвост и орлиные крылья греческой версии Сфинкса были знакомыми чертами, обычно связанными с мифологическими монстрами.
Женщина-сфинкс также больше соответствовала греческому обычаю. Сирены, гарпии и многие другие монстры-гибриды имели тела животных и лица красивых женщин.
Наконец, египетский сфинкс имел атрибуты царя или бога и был боготворим как защитник-хранитель. Однако в Греции это было кровожадное чудовище, действовавшее от имени богини Геры.
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, пожалуйста, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.
Сфинкс: https://greekgodsandgoddesses.net — Греческие боги и богини, 10 января 2022 г.
Ссылка появится как Сфинкс: https://greekgodsandgoddesses.net — Греческие боги и богини, 10 января 2022 г.
Сфинкс | Определение, история, примеры и факты
сфинкс
Все медиа
- Похожие темы:
- миф лев
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
сфинкс , мифологическое существо с телом льва и головой человека, важный образ в египетском и греческом искусстве и легендах. Слово сфинкс было получено греческими грамматиками от глагола sphingein («связывать» или «сжимать»), но этимология не связана с легендой и сомнительна. Гесиод, первый греческий автор, упомянувший это существо, назвал его Фикс.
Крылатый сфинкс из Беотийских Фив, самый известный в легендах, как говорят, терроризировал людей, требуя ответа на загадку, которой ее научили Музы: что это такое, что имеет один голос, но становится четвероногим и двуногим? — трехногий и трехногий? — и пожирать человека каждый раз, когда загадка давала неверный ответ. В конце концов Эдип дал верный ответ: человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох. После этого сфинкс покончил с собой. Из этой сказки, по-видимому, выросла легенда о том, что сфинкс был всезнающим, и даже сегодня мудрость сфинкса вошла в поговорку.
Раскройте мифы и загадки поврежденного лица Великого Сфинкса
Просмотреть все видео к этой статье Самый ранний и самый известный пример в искусстве — колоссальный лежачий Большой Сфинкс в Гизе, Египет, датируемый правлением царя Хафры (4-й царь 4-й династии, г. г. 2575– г. г. 2465 г. до н.э.). Известно, что это портретная статуя царя, и сфинкс оставался типом королевского портрета на протяжении большей части истории Египта. Арабы, однако, знают Великого Сфинкса Гизы по имени Абу аль-Хавль, или «Отец Ужаса».
Благодаря египетскому влиянию сфинкс стал известен в Азии, но его значение там неизвестно. Сфинкс не встречался в Месопотамии примерно до 1500 г. до н.э., когда он явно был завезен из Леванта. По внешнему виду азиатский сфинкс наиболее заметно отличался от своей египетской модели добавлением крыльев к львиному телу, черта, которая сохранялась в его последующей истории в Азии и греческом мире. Еще одним нововведением стала женщина-сфинкс, которая впервые начала появляться в 15 веке до нашей эры. На печатях, изделиях из слоновой кости и металлических изделиях сфинкс изображался сидящим на корточках, часто с поднятой лапой, и часто в паре со львом, грифоном (наполовину орлом и наполовину львом) или другим сфинксом.
Около 1600 г. до н.э. сфинкс впервые появился в греческом мире. Предметы с Крита в конце среднего минойского периода и из могил шахты в Микенах на протяжении поздней элладской эпохи показывают сфинкса с характерными крыльями. Хотя греческие экземпляры произошли от азиатского сфинкса, они не были идентичными по внешнему виду; они обычно носили плоскую кепку с выступом в виде пламени наверху. Ничто в их контексте не связывает их с более поздней легендой, и их значение остается неизвестным.
После 1200 г. до н. э. изображения сфинксов исчезли из греческого искусства примерно на 400 лет, хотя они сохранились в Азии в формах и позах, сходных с таковыми в бронзовом веке. К концу 8 века сфинкс снова появился в греческом искусстве и был обычным явлением до конца 6 века. Часто ассоциируемый с восточными мотивами, он явно происходил из восточного источника и по своему внешнему виду не мог быть прямым потомком греческого сфинкса бронзового века. Более поздний греческий сфинкс почти всегда был женщиной и обычно носил многоярусный парик, известный на современных скульптурах дедальского стиля; тело стало изящным, а крылья приобрели красивую изогнутую форму, неизвестную в Азии. Сфинксы украшали вазы, изделия из слоновой кости и изделия из металла, а в позднеархаический период использовались в качестве украшений храмов. Хотя их контекст обычно недостаточен, чтобы можно было судить об их значении, их внешний вид на храмах предполагает защитную функцию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
К V веку на вазах появились четкие иллюстрации встречи Эдипа и сфинкса, обычно со сфинксом, сидящим на колонне (как это можно увидеть на краснофигурной амфоре Нолана художника Ахиллеса в Музее изящных искусств в Бостоне или на чердаке музея Ватикана). Другие памятники классической эпохи изображали Эдипа в вооруженном бою со сфинксом и предполагали более раннюю стадию легенды, в которой состязание было физическим, а не умственным. Литература не давала намёка на такую стадию, но битвы людей и чудовищ были обычным явлением в азиатском искусстве с доисторических времён вплоть до ахеменидских персов, а греческое искусство, возможно, переняло с Ближнего Востока изобразительную тему, которой не разделяла греческая литература.