Сет египетские боги: Egypt Tours and Trips: Egypt Travel

Содержание

Сет мифология. Египетский бог сет. Чему покровительствовал бог Сет

Бог Сет в Древнем Египте изначально не имел отрицательного оттенка. У древних египтян он был ярости, хаоса, песчаных бурь, войны. Его изображали с головой осла или трубкозуба: длинные уши, красные грива и глаза. Красный цвет считался у египтян цветом смерти, потому что песок пустыни имел такой же оттенок (несмотря на то, что были и другие оттенки). Однако не существует мнения о том, какое животное является точным изображением Сета. Его священными животными являлись свинья, жираф, антилопа, но основным считался осел.

В Древний период Сет являлся олицетворением власти правителей Египта. Этот факт отражен в древних документах и именах, которые носили фараоны II династии. Во времена захвата части египетских земель гиксосахами он был приравнен к их главному божеству, местом поклонения ему стала столица государства Аварис.

Древние египтяне восхищались и превозносили мужественность, ловкость и воинственность Сета. Поэтому у его имени был эпитет «могучий». Вследствие этого фараонам давали имя «Сети». Для того чтобы заручиться покровительством этого божества, ему поклонялись, строили храмы в границах дворцов фараонов, носили различные украшения, на которых было его изображение.

Впервые рисунки, связанные с Сетом, были найдены в эпоху правления Накада I. Предметы, имеющие его изображения, были обнаружены в районе Накады. Родиной Сета считался Омбос, а его некрополь располагался в Накаде. В тот период он был особо почитаем в Верхнем Египте, и в его личности еще не было нелицеприятных черт. Сет считался покровителем южных египетских земель.

В период, предшествовавший объединению Верхнего и Нижнего Египта, происходила борьба почитателей Сета и Гора. Одержали победу сторонники Гора, поэтому с тех пор, если эти два бога изображались вместе, Гор находился впереди Сета. Ему поклонялись в следующих районах Египта:

  • Омбосе;
  • Ком-Омбосе;
  • Гипселе;
  • оазисах Дахла и Харга;
  • в северо-восточной дельте Нила.

Сет — младший сын богини Нут, которая считалась повелительницей неба, и бога Геба — повелителя земли. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида, последняя стала его женой. День, когда он появился, был в Древнем Египте третьим предновогодним и считался неблагоприятным у египтян. В этот день не начинали новые дела и старались вообще ничего не начинать.

Изначально Сет считался защитником бога Ра и помогал ему в борьбе с Апопом. Он был единственный из богов, кто мог одолеть Апопа во тьме. Кроме Нефтиды, женой Сета была также богиня Таурт (покровительница деторождения). Началом проявления злого начала в этом божестве стала жажда власти. В мифологии древних египтян это видно в цикле сказаний об Осирисе и Горе.

Власть над Древним Египтом получил Осирис, потому что он был старшим братом. Но его младшему брату стало завидно, ему хотелось получить еще больше власти, он считал себя достойнее Осириса. Поэтому Сет решился на убийство брата, и после этого жене Осириса Исиде пришлось скрываться с сыном Гора от злобного божества.

Но пришло время, когда Гор вырос, стал сильным и смелым юношей и вызвал Сета на бой.

Во время поединка бог ярости, хаоса и песчаных бурь лишает юношу глаза. Но Гору удается кастрировать Сета, что лишило последнего мужского начала. Впоследствии, земли, в которых главенствовал он, были пустынными и лишенными жизни как знак того, что сделал Гор с Сетом. Долгое время бились они, и боги устали наблюдать за их поединком.

Тогда они предложили устроить соревнования, которые определили бы, кто достоин того, чтобы править Египтом. В результате победителем был объявлен Гор. Дальнейшая судьба Сета имеет несколько трактовок, которая выбиралась, исходя из желания превознести те факты, которые были приближены к личностным идеалам. Есть еще две версии, почему в древнеегипетских сказаниях победу одержал Гор.

Сета стали считать злобным божеством в период Нового царства, когда гиксосы завоевали Северный . Они почитали его, в их землях воцарился культ, строились храмы. После этого события Сет стал ассоциироваться с чужеземцами, что усилило его отрицательные черты. После объединения египетских земель фараоны пренебрегали поклонению Сету, но позже оно возобновилось, а некоторым стали давать имена этого божества.

Бог Сет в Древнем Египте имеет противоречивое значение для египтян. С одной стороны, он — олицетворение хаоса, войны, песчаных бурь, но, с другой — воплощение силы, воинственности и мужественности. Возведение его в ранг злого божества связано с историческими событиями, такими как изгнание чужеземцев с северных земель Египта. Легенды о Сете являются показателем того, что древнеегипетская мифология многогранна, как и верования других древних цивилизаций.

Которого также в литературе называют Сетх и Сутех, был одним из наиболее важных персонажей в пантеоне. С ним связано большое количество мифов и преданий, его просили о милости и боялись.

Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.

Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.

У этого персонажа древнеегипетской мифологии было много Но главным среди них был осел. Потому и самого Сета изображали высоким, стройным человеком с ослиной головой. У него были красные волосы и глаза, что считалось цветом мертвой земли — пустынь. В руках у бога изображалось копье.

Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.

Предательство Сета

Во времена, когда верили в и Сета, было принято заранее начать заботиться о своей загробной жизни. Еще в молодости заказывали саркофаги и строили гробницы. Когда строительство было закончено, можно было отпраздновать. Вот и Сет заказал для себя саркофаг. Но вот только он оказался богу не по размеру.

Как рассказывает мифология, Сет пригласил в свой дом гостей и сказал, что подарит прекрасный саркофаг тому, кому он придется в пору. Тогда все гости коварного бога стали по очереди примерять подарок. Но вот только подошел он лишь Осирису. Стоило ему лечь в саркофаг, как крышка закрылась. Сет облил саркофаг свинцом и бросил тело брата в воды Нила.

Жена Осириса Исида надела траур. Она долгое время искала своего мужа и скиталась по разным землям. Наконец она узнала, что гроб её супруга стал колонной в одном из дворцов. Исида скрыла свое божественное происхождение и стала няней, лишь бы быть рядом с телом мужа. Но её обман скоро открылся. И тогда Исида попросила отдать ей гроб.

Свое странствие и его исход богиня смогла скрыть от жестокого брата. Сету она также не рассказала и про свою беременность, а затем про рождение сына Гора.

Сет против Гора

Как рассказывает мифология, Гор вырос сильным юношей, могучим воином. И ничего он не желал сильнее, чем отомстить за отца.

Битва между двумя богами отражена в мифах. Изначально сын Осириса терпел поражения. Сет вырвал у своего племянника глаз. Тот же в свою очередь кастрировал дядю. Боги были обеспокоены этой кровопролитной битвой. И тогда они решили устроить суд, чтобы решить, кто прав — сын Осириса или Сет. Мифология рассказывает о том, что победа была отдана Гору. Ему вернули глаз, который и помог оживить Осириса. Сет был наказан за свое вероломство.

Оживший Осирис мог снова стать правителем. Но он не желал оставаться среди богов после пережитого. Тогда он стал правителем загробного мира, а свою прежнюю власть передал сыну Гору.

Сет — воин и защитник

Не только покровителем зла был Сет. Мифология редко включает в себя героев, в которых только отрицательные качества. Так и в боге с ослиной головой были черты, которые делали его привлекательным для древних египтян.

Сет был покровителем металлов, и в честь него было названо железо. А так как этот бог был еще и сильным, его своим владыкой выбирали воины. Он умел сражаться копьем и нередко одерживал верх над своими соперниками. Его сила привлекла внимание и фараонов. Потому Сет имел причастие и к власти. Его изображали рядом с фараонами.

Как рассказывает мифология, Сет играл важную роль при смене дня и ночи. Своим копьем он убивал змея, который хотел напасть на колесницу Несмотря на свой характер, Сет возвращал людям солнечный свет.

Истории богов включают в себя вечное противостояние добра и зла, как и любая другая мифология. Сет предстает в ней олицетворением дурного, но его не забывали и поклонялись ему. Считалось, что он способен на любое коварство. Но он же мог и защитить от зла. Его считали покровителем воинов, но и ассоциировали с загадочными землями за границами Египта.

Про Сета существует множество мифов. И не во всех он предстает злодеем. Одним из важнейших богов считается Сет. Мифология Египта рассказывает историю его взлета и падения.

Согласно египетской мифологии, бог Сет являлся божеством пустыни и олицетворением зла.

Родителями Сета были Геб и небесная богиня Нут. Согласно мифам и легендам, бог Сет, желал овладеть сестрой своего брата Осириса и отобрать у него земной престол. В первую очередь для этого он осуществил свой коварный замысел.

По его приказу, мастера изготовили золотой саркофаг (по другим версиям сундук), как раз в рост Осириса. Пригласив к себе в дом множество гостей (в том числе и брата Осириса) он поведал, что решил подарить этот саркофаг тому, кто в него поместится. В тот момент, когда Осирис лег, предатели закрыли крышку, а сам саркофаг сбросили в Нил. Путешествуя таким образом, по Нилу его прибило к берегам Финикии, где его отыскала жена Исида . И тут же Осирис был возвращен в дельту Нила. Здесь его отыскал коварный Сет и разрубил на четырнадцать частей. После смерти Осириса, Сет стал полноправным хозяином Египта. Сын Осириса бог Гор вступает в схватку с убийцей и побеждает благодаря помощи Ра. Однако Сет остается жив и противники решают обратиться в божественный суд, для выяснения прав царствования.

Судебная тяжба длилась более восьмидесяти лет, но боги никак не могли прийти к единому мнению. Лишь вмешательство ожившего Осириса помогло отыскать верное решение. Сет был лишен египетского трона, а Амон Ра забрал его с собой на небо, чтобы всех устрашать.

Бог Сет изображался в облике животного, которое достаточно сложно точно определить в зоологическом смысле. Попытки толкования были достаточно обширны – начиная от трубкозуба через окапи и семейство собачьих и заканчивая антилопой. В период Древнего царствования он больше походил на осла.

Но, в любом случае в образе данного животного у кочевников Верхнего Египта олицетворялась власть, в то время, как у земледельцев Нижнего Египта он был главным символом беды. Таким образом, Сет стал партнером Гора и правил наравне с ним другой частью Египта.

Любой египетский фараон был объединенным олицетворением обоих братьев.

Стоя на носу солнечного корабля, египетский бог Сет борется со змеем Апопом. До появления на территории Египта гиксов, Сет был верховным богом, а во времена восемнадцатой и девятнадцатой династии он защищал Рамессидов (отсюда и имя фараона — Сетос).

В качестве «красного» божества Сет стал олицетворением всех злых сил – «через его дыхание на землю приходят черви». Он властелин всех металлов – железные руды назвали «костями» этого бога. С распространением культа Осириса, Сет на некоторое время становится вне закона.

В качестве животных, которые отождествлялись с Сетом, рассматриваются, в первую очередь, осел, антилопа, бегемот, свинья, рыба и крокодил.

Практически в любой мировой мифологии присутствует два начала – злое и доброе. В египетской мифологии роль злого начала отводится именно Сету – правда существуют и более мрачные, злые, космические силы, к примеру, змей Апоп. Но они отождествляются в первую очередь со стихиями, в то время, как Сет наделен вполне человеческими качествами (жестокостью, завистливостью, коварством) и предстает чаще всего в образах богочеловека.

В период Древнего Царства Сету придавались и некоторые положительныечерты. К примеру, доблесть и сила были приписаны к нему после спасения им Амона Ра от Апопа: располагаясь в ладье Ра, Сет поражает змея копьем. Но постепенно он набирает злых качеств – убийство Осириса сделало его богом враждебных к Египту стран, вредоносным богом, властелином пустыни. По своему происхождению Сет относился к верховным богам – он был третьим по счету ребенком у Геба и Нут (после Исиды и Осириса). Четвертый ребенок этой божественной четы (богиня Нефтида) была по легенде женой Сета.

Видимо, первоначально боги были очень похожи с людьми, они также были очень противоречивы, что нормально для людей, но никак не подходит к божественным символам. Со временем, человеческие и божественные черты отделились и в таком смысле, в боге Сете сознание египтян могло выражать непрекращающийся процесс опустынивания земли вокруг дельты Нила. В связи с деятельностью человека, подобный процесс идет уже несколько тысячелетий.

Set — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Setech — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Seteh — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Setekh — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Setesh — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Seth — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Soutekh — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Sutech — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Sutej — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Sutekh — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Suty — вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей вариант написания имени «Сет» латиницей

Сети — вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей

Сетх — вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей

Сута — вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей

Сутех — вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей вариант написания имени «Сет» кириллицей

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета , появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н. э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг .

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором — сочетание имен Сета и Гора означает «царь»). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. «Тексты Пирамид» изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом . Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами . Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с «богиней семени», которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил…

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора . Победа досталась Гору , и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демон изироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета .

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета , относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев — гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис . В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете . С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество .

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя,

Жестокий тиран, в сердце которого существует только злоба и зависть, – таким предстает египетский бог Сет в большинстве современных произведений. На самом деле, родной брат с момента рождения служил помощником и поддержкой верховному богу . Увы, добрые поступки божества давно померкли на фоне многолетней войны за престол, которая сопровождалась убийствами и пытками родных и близких.

История происхождения

Истоки культа, прославляющего Сета, скрыты в городе Нагада, где зародилось идолопоклонничество неоднозначному богу. Первое изображение мужчины датируется 3100 годом до нашей эры. Образ Сета вырезан на булаве владыки Египта по имени Скорпион.

Во время правления второй династии Сет распространил собственное влияние на верхнеегипетские города, вытеснив из пантеона богов Ашема. Мифология подтверждает, что в этот период Сет почитался как бог-защитник Ра и покровитель фараонов.

Демонизация мужчины произошла в Новом Царстве. Подобная трансформация связана с политическими событиями в Древнем Египте – государство попало под влияние гиксосов, у которых Сет соотносился с национальным богом Ваалом. Основным местом поклонения персонажу провозгласили город Аварис.

Появление на границах государства ассирийцев и персов лишь усугубило отрицательное значение Сета. Теперь бог олицетворял для египтян покровителя чужестранцев, властвовал над пустыней и прослыл богом разрушений.


Внешность Сета тоже претерпела изменения. Изначально бога изображали в виде животного, схожего с лисицей или шакалом. Позже Сет приобрел облик худощавого мужчины с головой осла (в других источниках – трубкозуба). Затем к облику добавились красные глаза, которые символизировали смерть.

Сета также рисовали в виде кровожадного крокодила, змея или гиппопотама, но полузооморфный образ божества так и остался самым запоминающимся изображением.

Мифы и легенды

Сет – младший ребенок супружеской пары Нут и Геба. Родители бога уже воспитывали трех детей: Осириса, и Нефтиду. Дети росли дружно и не испытывали нехватки любви. Однако, в отличие от брата и сестер, Сет не чувствовал радости и благодарности к родным.


Выросшие братья и сестры заняли предначертанные места. Осирис стал править Египтом, Исида вышла замуж за старшего брата и помогала управлять страной. Нефтида связала жизнь с Сетом, и младший бог вместе с собственным прадедом Ра путешествовал по территории подземного мира, охраняя бога от чудовища Апопа.

Но вскоре сердце Сета охватила зависть. Мужчина жаждал заполучить трон Египта и завладеть женой старшего брата. Осознавая, что в честном поединке фараона не победить, бог ярости разработал коварный план. По заказу Сета великие мастера создали саркофаг, превосходящий по красоте все известные изделия и идеально совпадающий с ростом Осириса.


Сет, который часто навещал фараона, предложил брату примерить саркофаг. Мужчина провозгласил, что подарит драгоценный гроб тому, кому изделие подойдет по размеру. Осирис с удовольствием примерил саркофаг. Воспользовавшись ситуацией, Сет запер мужчину и забросил гроб в море.

Египет остался без правителя. Исида, испуганная за судьбу еще не родившегося сына, бежала из дворца. Так Сет стал править государством, установив в стране жесткие правила и высокие налоги.

Долгое время тирании бога ничего не угрожало. Первый удар ожидал Сета во время охоты. Мужчина случайно наткнулся на саркофаг, в котором мирно лежало тело мертвого Осириса. Бог понял, что Исида нашла собственного мужа и не оставила попыток возродить возлюбленного. В ярости Сет разорвал тело старшего брата на куски, которые раскидал по свету.


Боги, недовольные узурпатором, пытались противостоять богу хаоса. Но Сет, который успел сформировать собственную кровожадную армию, отражал все удары. Одним из ярых противников бога стал , поддерживающий Исиду и помогающий той воспитывать сына.

Вскоре Гор, долгожданный потомок Осириса, возмужал и вступил в схватку с тираном. Мужчины воевали за египетский трон на протяжении 80 лет. Остальные боги решили не вмешиваться в конфликт, издалека наблюдая за сражениями. Хитрый Сет отвлек внимание Гора и вырвал наследнику фараона глаза, в которых скрывалась магическая сила бога.


Мужчина сложим магические Ока Уджат (глаза Гора) в шкатулку, которую разместил в скале. Не доверяя даже собственным подчиненным, Сет принял вид крокодила и лично охранял сокровища. Анубис, увидевший, что сделал бог, принял вид крылатого змея и выкрал глаза Гора.

Схватка возобновилась, но на этот раз Гор одержал победу. Последним ударом сын Осириса отрубил Сету мужское достоинство. На совете боги решили сослать побежденного бога в пустыню, где дозволили тирану руководить землями по собственному разумению.

Экранизации

Многосерийный мультфильм «Приключения Папируса», вышедший на экраны в 1998 году, использовал образ бога пустыни как главного антагониста. Изгнанный Сет прилагает максимум усилий, чтобы юный рыбак Папирус не воскресил Гора из небытия.


Очередное появление Сета состоялось в мультсериале «Тутенштейн». Мультфильм рассказывает о мальчике-фараоне, внезапно воскресшем в современном мире. Бог Сет применяет различные уловки, чтобы завладеть скипетром Уас, гарантирующим власть над всем живым. Русский дубляж Сета доверили .

В 2016 году Сет стал героем фантастического фильма «Боги Египта». Сюжет кинокартины основан на мифе о противостоянии бога ярости и сына Осириса. Сет захватывает трон Египта и устанавливает в государстве собственные правила. Роль бога-тирана сыграл актер .


В 2017 году состоялась премьера фильма «Мумия», в котором бог пустыни вновь стал главным антагонистом. Кинолента – перезапуск серии о воскресшей мумии. Принцесса Аманет в погоне за троном отца принимает от Сета проклятый клинок. Спустя тысячелетия королевская особа возвращается в современный мир, желая вернуть собственную власть и воскресить бога разрушения. Образ Сета на экране воплотил актер .

  • Священное животное Сета – черная свинья.
  • После демонизации у Сета появилась вторая жена, не игравшая заметной роли в жизни мужчины. Бог сочетался узами брака с Таурт – богиней беременных.
  • Помимо разрушения и ярости, Сета считали покровителем сексуальности. При этом у бога не было родных детей.

Египетский бог Сет, его характеристика и фото :: SYL.ru

В каждой культуре присутствуют свои олицетворения злых сил. Они имеют самые разнообразные обличья и играют немаловажную роль в судьбах людей. И если нет возможности им противостоять, то приходится как-то с ними уживаться и ладить. Вот таким сугубо отрицательным персонажем мифологии был древнеегипетский бог Сет — один из могущественнейших повелителей пустыни.

Молодость и борьба за власть

К сожалению, так уж повелось с незапамятных времён, что не всегда у почтенных родителей появляются на свет достойные дети. Вот и у весьма уважаемой пары — Геба — бога земли и его супруги красавицы Нут — хозяйки неба — родился сын, доставивший им много неприятностей в детстве, а уж с возрастом окончательно повергший их в печаль. Едва достигнув юношеских лет, он воспылал страстью к Исиде — жене своего старшего брата Осириса. Кроме того, он вознамерился сместить его с земного престола, где тот восседал на законном основании. С этой целью коварный бог Сет предпринял следующее.

По его приказу был изготовлен дивной красоты золотой саркофаг, размеры которого в точности соответствовали росту и комплекции Осириса. И вот однажды молодой интриган устроил званый обед, на который среди прочих гостей пригласил и брата. Когда веселье было в полном разгаре, слуги внесли саркофаг в зал, и хозяин дома объявил, что подарит его тому из присутствующих, кто в него поместится с наибольшим удобством.

Вероломство под видом щедрости

Столь ценный подарок привёл всех в возбуждение, и гости стали по очереди укладываться в золотые недра. Но, как мы знаем, бог Сет вынашивал коварные замыслы, и, когда Осирис оказался внутри сделанного по его мерке саркофага, закрыл тяжёлую крышку. Тут же подоспели слуги и сбросили несчастного брата в его злосчастном ковчеге в Нил, где его тут же подхватило течение и унесло к берегам Финикии.

Дальнейшие события, как повествует древнеегипетская мифология, подобны поэме о преданности, любви и вероломстве. Красавица Исида отвергла домогательства Сета и отправилась на поиски мужа. Она нашла его в прибрежных камышах, освободила из саркофага и привезла домой. Но коварный брат довёл до конца своё чёрное дело — выхватив меч, он разрубил несчастного Осириса на четырнадцать частей (не больше и не меньше). Таким преступным путём захватил бог Сет нераздельную власть над Египтом.

Суд и счастливый конец истории

Но радость его была преждевременной. Оказалось, что у убитого им брата был сын, тоже бог, по имени Гор. И вот племянник решает отомстить дяде за смерть своего родителя, а заодно и получить права на царствование. Понимая, что одному ему не справиться, он берёт в помощь своего друга — солнечного Ра. Вдвоём они одолевают презренного братоубийцу, но, несмотря на множество ран, тот остаётся жив. Негодяи вообще народ живучий…

Тогда они (все втроём) обратились в божественный суд, чтобы тот решил, кому же править миром. Нельзя сказать, чтобы в те времена правосудие вершилось быстрее, чем в наши дни. Их тяжба тянулась в течение восьмидесяти лет и, вероятно, продлилась бы ещё дольше, если бы неожиданно всей этой истории не наступил счастливый конец. Чудесным образом ожил из мёртвых сам Осирис. Он и стал обладателем и верховной власти, и красавицы жены — верной Исиды. Зло же было наказано. Бог Ра забрал своего друга на небо, но там ему была уготована весьма незавидная роль — наводить на всех страх. Впрочем, с этим он прекрасно справлялся.

Символ злого начала

За всё содеянное бог Сет стал у древних египтян олицетворением хаоса и беспорядка. Знаменитая «Книга мёртвых» именно ему приписывает все беды, причиняемые ураганами и штормами. Его боялись и старались по возможности умилостивить. Не удивительно, что в обширнейшем небесном пантеоне одной из центральных фигур был именно бог Сет. Фото, приведённое в начале статьи, представляет одну из дошедших до нас его фигур. Таких памятников сохранилось довольно много. В разные исторические периоды облик божества менялся, но всегда ему придавались черты некоего животного.

Археологические раскопки, производившиеся на территории Египта, показывают, что поклонение ему началось ещё в доисторические времена. Об этом свидетельствуют найденные в различных районах страны скульптуры и амулеты, на которых изображён Сет — бог пустыни. Наиболее ранней из них является булава одного из первых фараонов, жившего в четвёртом тысячелетии до нашей эры. На ней отчётливо видны символы, олицетворяющие грозного повелителя злых сил.

Некоторые положительные стороны

Говоря об этом персонаже, следует заметить, что не всегда ему придавались столь отрицательные черты. На ранних этапах истории его имидж был значительно привлекательнее, и только со временем принял столь негативный окрас. Историки склонны видеть причину такой метаморфозы в череде политических и социальных бедствий, получивших своё отражение в мифологии, и, как результат, Сет — бог Египта — стал их олицетворением.

Но было бы несправедливо сводить его роль исключительно к проявлению зла. Когда на берегах Нила научились выплавлять железо, которое было по тем временам самым твёрдым из всех известных материалов, ему было дано название, в переводе означающее «кость Сета». Причина кроется в том, что этому божеству приписывалось покровительство всем, кто работает с металлами.

Помощник в ратных делах

И ещё одна немаловажная деталь. Как мы уже упоминали, одним из самых грозных богов был Сет, но это его качество во многом импонировало воинственным египетским фараонам. В нём видели олицетворение силы и военной мощи. Из дошедших до нас мифов известно, что он превосходно владел копьём, а главным его оружием была гигантская булава. Прежде чем начать военные действия, правители страны всегда старались заручиться его поддержкой. С этой целью жрецами был разработан обширный комплекс ритуальных действий, включающих в себя и жертвоприношения.

Давно замечено, что любой, даже самый кровожадный обитатель небесного пантеона, всегда имел положительные стороны. Собственно, само понятие зла рассматривалось как необходимый элемент для выражения добра — его антипода, а следовательно несло в себе позитивную нагрузку. Сет — египетский бог, символ хаоса — не был исключением. Ему отводилась важная роль — поражать копьём ужасного змея Аропа, нападавшего на ладью Ра, когда тот совершал свои еженощные плаванья по подземному миру. Но в целом дурная репутация следовала за ним неотступно. Недаром, например, считалось крайне неразумным начинать какое-либо дело в день его рождения.

Культовые центры

Вполне понятно, что с такой сильной и непредсказуемой личностью старались жить в мире. Сет и Гор — египетские боги, поровну распределившие своё влияние на Верхний и Нижний Египет. Поэтому каждый из них получал в своей части страны причитающиеся ему почести. В наши дни археологические находки свидетельствуют о преобладании в верховьях Нила культовых центров, посвящённых Сету. Самый крупный из них находился на его родине, в городе Нубте. Также известно место поклонения ему в древней столице фараонов Пи – Рамзесе.

Зрительный образ повелителя пустынь

Сет, бог древнего Египта, на своих изображениях, как правило, имел облик существа с человеческим телом и головой некоего фантастического животного, похожего на осла или муравьеда. Сходство нарушали только чрезмерно большие уши прямоугольной формы. Впрочем, известны и другие варианты. Например, тело хищника с длинным разветвлённым хвостом. Кроме этого, он нередко представал в облике животных, отношение к которым было в то время двояко. Среди них гиппопотам, крокодил, гиена и даже свинья. Очевидно, древние художники не были стеснены жёсткими каноническими рамками, и при создании имиджа многое зависело от их фантазии.

В мифах Египта говорится, что Сет имел красные глаза и волосы. Это не случайно. Такой цвет в сознании людей ассоциировался с горячим песком пустынь, повелителем которых он был. Любопытно, что впоследствии животных, мех которых имел красноватый оттенок, и даже рыжеволосых людей принято было считать, в той или иной степени, последователями этого бога. К ним относились настороженно и уж точно старались избегать с ними ссор.

Двойная корона на челе повелителя

Для того чтобы уберечь себя от негативного влияния враждебных сил, делали амулеты, на которых изображался Сет. Египетский бог всегда брал под защиту их владельцев. Чтобы добиться по возможности большего его расположения, на голову покровителя помещали двойную корону – это символизировало верховную власть над всей страной и, разумеется, ему льстило. Таких медальонов сохранилось не так уж много, увидеть их можно в разных музеях мира. Прекрасная экспозиция имеется в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Set – Mythopedia

Египетский бог

Автор: Evan MeehanПоследнее обновление: 29 ноября 2022 г.

Сет был источником хаоса в египетской мифологии и лихо убил своего брата Осириса, но, будучи воплощением зла, пал перед другим богом.

  • Почему Анубис убил Сета?

    Сет не переставал пытаться украсть и уничтожить тело своего брата Осириса, и в конце концов Анубис устал наказывать Сета и вместо этого убил его.

  • Был ли Сет отцом Анубиса?

    В большинстве версий легенды о происхождении Анубиса говорится, что он сын Нептиды и Осириса, а не Нептиды и ее мужа Сета.

  • Table of Contents

    • Overview
    • Etymology
    • Attributes
    • Family
    • Mythology
    • Pop Culture

    Overview

    A wily trickster, Set was the Egyptian god of confusion and disorder . Хотя обычно он играл антагонистическую роль в египетской мифологии, Сет по-прежнему играл ключевую роль в египетском космосе. В конечном итоге он объединится с Озирисом, едущим на передней части солнечной барки и защищающим ее от Апофиса – стихийного зверя хаоса.

    Сет (справа) со своей сестрой/женой Нефтидой (ок. 1279–1213 гг. до н. э.). Лувр, Париж, Франция.

    RamaCC BY-SA 3.0

    Этимология

    Как и в случае со многими египетскими божествами, значение имени Сета остается неясным. Имя Сета могло означать что-то вроде «тот, кто внизу», на том основании, что Сет был противоположностью Гора. Обратите внимание, что имя Гора, вероятно, означало «тот, кто выше». [1]

    Атрибуты

    Сет был легко узнаваемым богом в иероглифах, так как он всегда выглядел как неопознаваемый человек с головой трубкозуба/муравьеда. Хотя большинство египетских божеств были связаны с определенным животным, было высказано предположение, что форма Сета вообще не представляла животное; скорее, он мог представлять собой мифического химерического зверя. [2]

    Как и многие египетские боги, Сет был способен изменять форму. Он мог превратиться в быка, сернобыка, бегемота, быка, крокодила и пантеру. Он также мог принимать форму Анубиса. [3]

    Статуя Сета (1184-1153 гг. до н.э.). Эта гранитная фигура является частью экспозиции, изображающей коронацию Рамзеса II, на которой Гор и Сет предлагают свои благословения только что коронованному фараону. Музей Каира, Египет.

    tutincommonCC BY-NC-SA 2.0

    Будучи богом-обманщиком, Сет выступил против египетской концепции  maat , или божественного порядка. Сет был не просто силой беспорядка, но вместо этого служил богом хенэну , или беспорядка. [4]  Он часто ассоциировался с песчаными бурями, грозами и наводнениями; учитывая зависимость Египта от вод Нила, все эти силы считались разрушительными помехами. [5]

    Считающийся самым могущественным из богов, Сет доказал свою силу в ночных битвах с Апофисом, монстром хаоса. [6]

    Семья

    Сет родился от богов земли и неба Геба и Нута. Среди его братьев и сестер были Осирис, Гор ( Примечание: не во всех мифологических версиях ), Исиды и Нефтиды. Его дедом был бог солнца Ра .

    Сет взял в жены свою сестру Нефтиду. Сформировав связь в утробе матери, они поженились еще до рождения.

    Ключевым элементом мифологии Сета была его безжалостная ревность к старшему брату Осирису. Отчасти эта ревность могла быть оправдана — его жена в конце концов родила незаконнорожденного ребенка от Осириса.

    Семейное древо

    • Parents
      Father
      Mother
      • Geb
      • Nut
    • Siblings
      Brother
      Сестры
      • Осирис
      • Исида
      • Осирис0014
    • Consorts
      Wife
      • Nephthys
    • Children
      Son
      • Wepwawet

    Мифология

    Хотя Сет был чрезвычайно важным богом в египетском пантеоне, его мифология была в основном Осирисоцентричной. Хотя было найдено несколько независимых мифов, данные свидетельствуют о том, что Сет существовал до его включения в египетские мифы, и почти наверняка такие мифы тоже существовали.

    На этой стеле изображен Сету (слева), которому поклоняется ремесленник или ремесленник в древней деревне Дейр-эль-Медина. Хотя Сета прежде всего связывали с хаосом и разрушением, божество также ассоциировалось с силой.

    Попечители Британского музеяCC BY-NC-SA 4.0

    Первоначально Сету поклонялись в Верхнем (Южном) Египте как богу пустыни. После объединения Верхнего и Нижнего Египта поклонение Сету было включено в более крупные египетские мифы. Хотя он сохранил свои ориентированные на пустыню характеристики, такие черты не вписывались четко в аграрные рамки египетского общества, связанного с Нилом. Это несоответствие может объяснить, почему его считали силой зла и беспорядка.

    Миф о происхождении

    В отличие от своих братьев и сестер, у Сета не было традиционного рождения. В некоторых рассказах он вырвался из чрева Нут; в других его мать выплюнула его. [7]  В любом случае считалось, что его нетрадиционное рождение предвещало его воплощение беспорядка и хаоса.

    Убийство Осириса

    Наиболее важным из сохранившихся мифов Древнего Египта было убийство Осириса. Сказка, в которой участвовали почти все значимые боги и богини, была уникальна тем, что сумела уловить смысл египетской системы ценностей.

    [Вы можете прочитать весь миф по адресу  Убийство Осириса .]

    Завидуя успеху своего брата Осириса, Сет задумал свергнуть его. Используя сложную ловушку с искусно сделанным саркофагом, он убил своего старшего брата. Какое-то время казалось, что его братоубийство сошло ему с рук, поскольку он продолжал править Египтом как его царь. Сет заключил Исиду в тюрьму вскоре после прихода к власти; он считал ее угрозой своей власти.

    Набор «Похищение Исиды»

    Общей темой в мифологии Сета было нарушение им сексуальных норм и общие сексуальные отклонения. Один миф гласит, что он изнасиловал свою сестру Исиду, оплодотворив ее в процессе. Младенец, родившийся раньше срока, превратился в отвратительное существо — наполовину черного ибиса, наполовину бабуина. [8]

    В другой сказке Исида атаковала силы Сета под видом богини Сехмет. Когда Сет заметил ее, он сразу же узнал богиню такой, какой она была на самом деле. Разъяренный и возбужденный, Сет превратился в быка и погнался за ней. В ответ Исида превратилась в собаку, вооруженную острым ножом на хвосте. Ей удалось уклониться от преследования Сета, в результате чего ее ужасно возбужденный брат эякулировал на землю. Исида насмехалась над ним за его неудачу, говоря: «Это мерзость — разбрасывать [свое семя], о Бык». [9]

    Гор бросает вызов царству Сета

    Когда сын Осириса Гор достиг совершеннолетия, он решил бросить вызов Сету за то, что он считал своим законным троном. В зависимости от мифа эти двое либо вступили в битву, чтобы решить, кто будет править, либо поставили дело перед судом под председательством Ра. Гор победил и получил царский сан.

    [Более полный пересказ см.  Исида и восхождение Гора .]

    В основании этой статуэтки Гора изображена антилопа, пустынное животное, иногда ассоциируемое с Сетом. Фигура Гора когда-то держала копье над антилопой, создавая картину, изобилующую символикой.

    The Walters Art MuseumCC0

    Этот миф можно рассматривать как создание прецедента первородства — практики, посредством которой первенец унаследовал трон своего отца. Без четко определенной практики преемственности было сложно поддерживать непрерывность цивилизации. В то время как Египет имел свою долю династических конфликтов, в целом преемственность следовала парадигме, изложенной в мифе об Осирисе. [10]  Даже за пределами сферы политической преемственности первородство (или его варианты) было де-факто практикой наследования.

    Смерть Сета

    Повторяющимся элементом мифов о Сете была его целеустремленная решимость уничтожить тело Осириса. Сколько бы раз он ни терпел неудачу, он не остановится, пока не завершит свою миссию.

    Несмотря на свою огромную силу, Сет встретил достойного соперника, когда попытался украсть тело Осириса из-под бдительного ока Анубиса. Хотя Сету удавалось несколько раз ненадолго украсть труп Осириса, каждый раз его ловили и жестоко наказывали.

    [Полная версия этого мифа изложена в Битвы Ануби с Сетом .]

    В конце концов Анубис устал от проказ Сета и убил злого бога, содрав с него кожу и поджег его труп. Надев кожу Сета в качестве маскировки, Анубис пробрался в военный лагерь Сета и убил всех его последователей. [11]

    Сет на солнечной барке Ра

    В отличие от зла ​​и разрушения, которые он творил при жизни, Сет был силой добра в загробной жизни. Он ехал впереди солнечной барки Ра и защищал бога солнца от Апофиса, великого монстра хаоса. [12]

    Апофис, которого обычно изображают в виде гигантской змеи или крокодила, каждую ночь атакует Ра. Хотя Апофиса можно было убить, он регенерировал каждый день, что обеспечивало необходимость постоянной бдительности. Некоторые мифы объясняли гром звуком эпической битвы между Сетом и Апофисом. [13]

    На этом рельефе из Храма Гибиса, Устройте битвы против змееподобного Апофиса.

    NeferTiyiCC BY-NC-ND 2.0

    Секретное имя набора

    В истории, отражающей отравление Ра Исидой, Сет был укушен неустановленным существом на борту солнечной барки Ра. Укус причинил ему большие страдания, и Гор, отложив в сторону свои разногласия с дядей, предложил исцелить его. Однако для этого ему понадобится тайное имя дяди.

    Сет не хотел раскрывать свое тайное имя Хорусу, ибо имена обладали огромной силой. Как его дедушка Ра до него, Сет вертелся:

    Я Вчера, Я Сегодня, Я Завтра, которое еще не наступило.

    Неудовлетворенный этим ответом, Хорус настаивал на том, что Сет не был ни тем, ни другим и что он может исцелить его только своим настоящим именем. Сет попытался снова, заявив, что он «колчан, полный стрел, и горшок, полный беспокойства».

    Хорус снова сказал ему, что этот ответ был неадекватным.

    Все еще не готовый открыть правду, Сет сказал Гору: «Я человек в тысячу локтей, чья репутация неизвестна, я гумно, укрепленное, как медь, которую не мелет корова. Я Кувшин Молока, выдоенный из груди Бастет».

    Хорусу этого ответа было недостаточно. Оставшись без другого выхода, Сет наконец назвал свое настоящее имя:

    Я человек в миллион локтей, чье имя Злой День. Что же касается дня рождения или зачатия, то нет рождения, и деревья не приносят плодов.

    Раскрыв, наконец, тайное имя своего дяди, Хорус смог залечить рану Сета. [14]

    Поп-культура

    Сет широко появлялся в популярной культуре в книгах, на телевидении, в фильмах, видеоиграх и музыке.

    Сет упоминается в книге Нила Геймана « американских богов ». В книге Ибис (другое имя Тота) упомянул, что в последний раз боги слышали о Сете в 1905 или 1906 году через открытку из Сан-Франциско. [15]

    Сет послужил источником вдохновения для Сутеха, антагониста в Пирамидах Марса , 3-й серии 13-й серии Доктор Кто . Сериал основывался на часто повторяемом образе египетских богов, которые были инопланетянами — в данном случае расой, называемой осирианцами. [16]

    Джерард Батлер играет Действие происходит в фильме 2016 года Боги Египта . Хотя фильм взял несколько сюжетных элементов из мифа о смерти Осириса, он также получил значительную художественную лицензию. [17]

    Возможно, благодаря своему статусу мифологического антагониста, Сет часто упоминается в дэт- и блэк-метале:

    • «In the Desert of Set» из альбома Therion 1996 года Theli .

    • «Sculpting The Throne Ov Seth» из альбома Behemoth 2004 года

    • «Туннель Сета» из альбома 1349 2010 года  Demonoir . Эта песня была разделена на семь мини-треков.

    Список литературы

    Примечания

    1. Badge, 243.

    2. , 192.

    3. , 192; 192; Шоу, 80.

    4. Те Вельде, 37.

    5. Те Вельде, 38; Шоу, 55.

    6. Пинч, 107.

    7. Шоу, 55; Вельде, 38.

    8. Шоу, 91.

    9. Шоу, 91-92.

    10. Липперт, 1-2.

    11. Shaw, 80.

    12. ПИНЯ, 193.

    13. ПИНЯ, 107.

    14. SHAW, 100.

    15. 2008 NEIL GAMAN,

      , , , , , , , Americs Gods, , American, , American, American, American, American, American, American God, , American, American God, , American. Восемь.

    16. «Сутех». Тардис. По состоянию на 8 января 2020 г. https://tardis.fandom.com/wiki/Sutekh.

    17. «Боги Египта». IMDb. IMDb.com. По состоянию на 6 января 2020 г. https://www.imdb.com/title/tt2404233/characters/nm0124930?ref_=ttfc_fc_cl_t15.

    Цитата

    Михан, Эван. «Поставил.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/set.

    Михан, Эван. «Поставил.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/set. По состоянию на 9 января 2023 г.

    Михан, Э. (2022, 29 ноября). Набор . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/set

    Авторы

    Сет (Сет), Бог бурь, Убийца Апопа, Равный и Соперник Гора

    (Варианты: , , )

    Сет (Сет , Сетех, Сут, Сутех, Сути) был одним из самых ранних богов Древнего Египта, богом хаоса, неразберихи, бури, ветра, пустыни и чужих земель. В легендах об Осирисе он был претендентом на трон Осириса и соперником Гора, но спутником бога солнца Ра. Первоначально почитаемый и рассматриваемый как амбивалентное существо, в течение Третьего промежуточного периода люди очерняли его и превратили в бога зла».0003

    Изображенный как человек с головой «животного сут» (или «тифонского животного» из-за греческого отождествления с Тифоном), или как полное «животное множества», бог неузнаваем как какое-либо конкретное животное Cегодня. Его также отождествляли с другими животными, такими как гиппопотам, свинья и осел, которых египтяне часто ненавидели. Эти животные были для него священными. Последователи Сета принимали облик этих животных, а также крокодилов, скорпионов, черепах и других «злых» или опасных существ. Некоторые рыбы также были священными для Сета — нильский карп, оксиринх или рыба фагрус, — потому что считалось, что они съели фаллос Осириса после того, как Сет разрубил его на куски.

    У «Сетового животного» длинные квадратные уши и длинная, повернутая вниз морда, собачье тело с торчащим раздвоенным хвостом. Он мог быть составным животным, которое было наполовину трубкозубом (трубкозубом, которого видели древние египтяне, был ночной Orycteropus aethiopicus, длина которого составляла от 1,2 до 1,8 метра, а высота почти 1 метр, и обычно он был красноватого цвета из-за тонкого тела). волосы, сквозь которые видна кожа), частично собачий (возможно, салава, существо, обитающее в пустыне) или даже верблюд или окапи. Знак его имени, начиная с иератики Среднего Царства и далее, имел тенденцию заменять знак «осел» и «жираф», поэтому он, возможно, также был связан с жирафом.

    Также считалось, что у него белая кожа и рыжие волосы, а египтяне сравнивали его волосы со шкурой осла. Из-за его ассоциации с красным цветом

    (dshr — добавление буквы t делает слово пустыней, dshrt),

    красных животных и даже людей с рыжими волосами считались его последователями. Этих животных иногда приносили в жертву, а связь между Сетом и рыжеволосыми — обычно иностранцами — давала ему божественность над чужими землями. Что касается отношений с иностранными народами, Сет также был богом заморской торговли маслом, деревом и металлами из-за моря и по пустынным путям. Из-за этого ему была дана власть над Западной Азией.

    Ас Сет был богом пустыни и, вероятно, символизировал разрушительный жар послеполуденного солнца, поэтому считался бесплодным. Иероглиф Сета использовался в таких словах, как «беспорядок», «замешательство», «болезнь», «буря» и «ярость». Ему приписывали странные события, такие как затмения, грозы и землетрясения. Гор захватил Сета,

    , он поместил его под вами, чтобы он мог поднять вас. Он будет стонать под вами, как землетрясение… —

    Тексты пирамид, Заклинание 356

    Также считалось, что у него довольно странные сексуальные привычки, что является еще одной причиной, по которой египтяне считали, что аномалии связаны с Сетом. В стране, где отцовство делает мужчину, отсутствие детей у Сета, связанное с рассказом о том, как Гор оторвал его яички (в то время как Сет вырвал Гору глаз), было бы причиной, по которой на него смотрели свысока. Его любимой — некоторые говорят, единственной — пищей был салат (который выделял белое молочное вещество, которое египтяне связывали со семенем и которое было посвящено богу плодородия Мину), но даже с этим афродизиаком он все еще считался бесплодным.

    Его бисексуальность (он был женат и ему давали наложниц, чтобы ублажить его, но он также изнасиловал Хоруса, начав с приветственной фразы «Как прекрасен твой зад!») и его преследование Исиды были причинами, по которым Сет никогда не мог быть правитель Египта вместо Осириса, несмотря на то, что изначально был владыкой Верхнего Египта.

    Когда Сет увидел там Исиду, он превратился в быка, чтобы преследовать ее, но она сделала себя неузнаваемой, приняв форму суки с ножом на хвосте. Тогда она начала убегать от него и Сет не смог ее догнать. Затем он эякулировал на землю, и она сказала: «Противно эякулировать, бык!» Но его сперма выросла в пустыне и превратилась в растения, называемые грядками-кау 9.0003

    . — Jumilhac Papyrus

    В Старом и Среднем царствах есть изображения этих двух богов вместе, либо ведущих пленников фараона, либо связывающих вместе растения Верхнего и Нижнего Египта (как это делают боги-близнецы Хапи), чтобы символизировать союз Верхний и Нижний Египет. Он считался равным богу-ястребу. Это был Гор Старший, бог дневного неба, а Сет считался богом ночного неба. Когда эти два бога были соединены, то говорили, что они были Гором-Сетом, человеком с двумя головами: одна — ястреба Гора, другая — животного Сета.

    «Почтение тебе, о божественная Лестница! Почтение тебе, о Божественная Лестница! Встань прямо, о божественная Лестница! Встань прямо, о Лестница Сета! Встань прямо, о Лестница Гора, по которой Осирис вышел в небеса. »

    — Тексты пирамид,

    Пепи I В Текстах пирамид он считался другом мертвых и помог Осирису подняться на небеса по лестнице. На одном из рельефов Сети I изображены Сет и Гор, предлагающие символ жизни фараону, причем Сет говорит: «Я возлагаю на твою голову корону, подобную Диску на голове Амон-Ра, и дам тебе всем жизни, сил и здоровья». У Тотмоса III была сцена, в которой Сет обучал его использованию лука, а Гор учил его еще одному оружию.

    Что касается его роли друга мертвых, то считалось, что «Гор очищает и укрепляет Сет, а Сет очищает и Гор укрепляет» умершего, в то время как хребет умершего становится позвоночником Сета, и Сет «соединился воедино». моя шея и моя спина крепки, и они такие же, как были в прошедшее время; пусть ничто не разлучит их».

    Рамсес II, как и его отец Сети I, оба были рыжими и таким образом присоединились к богу хаоса. Оба были известными фараонами-воинами, которые использовали жестокий характер Сета, чтобы помочь в своих военных действиях. В кампании Рамсеса II против хеттов он разделил свою армию на четыре отряда и назвал их в честь четырех богов. Один был для Амона, один для Ра, один для Птаха и один для Сета. Но победу в битве одержал сам фараон:

    После этого силы Врага из Хатти окружили сторонников его величества, которые были на его стороне. Когда его величество увидел их, он быстро поднялся, разгневанный на них, как его отец Монт. Взяв оружие и надев доспехи, он был подобен Сету в момент своей силы. Он оседлал «Победу-в-Фивах», своего великого коня, и быстро двинулся в путь в одиночестве. Его величество было могущественным, его сердце было крепким. перед ним нельзя было устоять.

    Вся его земля была охвачена огнем; он сжег все страны своим взрывом. Его глаза были дикими, когда он смотрел на них; его сила вспыхнула против них, как огонь. Он не обращал внимания на чужеземную толпу; он считал их мякиной. Его величество бросился в бой с силами Врага из Кхатти и многих стран с ним. Его величество было подобно Сету, могучему, как Сехмет в момент гнева. Его величество перебил все войско Врага из Хатти вместе с его великими вождями и всеми его братьями, а также всеми вождями всех стран, которые пришли с ним, их пехота и их колесницы пали ниц один на Другой. Его величество зарезал их на своих местах; они растянулись перед его лошадьми; и его величество был один, никто другой с ним.

    — Отчет о битве при Кедеше, Рамессеум

    Вполне вероятно, что культ Гора в древние времена обогнал культ Сета и начал убирать его положительные стороны, чтобы придать богу Гору больший статус. Два бога, Гор Старший и Гор, сын Осириса и Исиды, были сбиты с толку, поэтому Сет превратился из равного своему брату Гору Старшему во врага сына Исиды. И только после того, как гиксосы сделали Сета своим главным богом, после того как египтяне избавились от чужеземцев, он перестал символизировать Нижний Египет, его имя было стерто, а его статуи уничтожены.

    Сету поклонялись с додинастических времен. Первое изображение Сета, которое было найдено, было на резном гребне из слоновой кости, амратском артефакте. Он также был показан на булаве Скорпиона. Ему поклонялись и умилостивляли на протяжении всей египетской истории до Третьего промежуточного периода, когда он считался злой и нежелательной силой. С этого времени некоторые из его статуй были переделаны, чтобы стать статуями других богов, и было сказано, что он на самом деле был побежден богом Гором.

    В оригинальном рассказе о битве между Сетом и Гором египтяне верили, что эти двое будут продолжать свою битву до конца времен, когда хаос охватит Маат и воды Нун поглотят мир. Это изменилось только тогда, когда Сета осудили, и египтяне начали верить, что Гор выиграл битву, победив Сета как версию победы добра над злом.

    В легенде об Осирисе Сет был третьим из пяти детей Нута, родившихся, как считается, в районе Нубта (Накада). Вместо того, чтобы родиться обычным образом, как родились его братья и сестры, он яростно вырвался из чрева матери.

    Ты, кого родила беременная богиня, когда ты разделил ночь надвое —
    Ты облечен в форму Сета, вспыхнувшего в насилии.

    — Тексты пирамид

    Завидуя своему старшему брату Осирису — то ли из-за рождения сына его сестры-жены, Анубиса, то ли из-за того, что Осирис правил Египтом, — Сет составил план убить своего бездетного брата и захватить трон. Он устроил большой пир якобы в честь Осириса и, имея наготове 72 сообщника, обманом заставил Осириса лечь в сундук — тот, кто поместится в богато украшенный сундук, получит его — и, учитывая, что он измерил его по размеру своего точно брат, Осирис вписался идеально… а сообщники Сета заколотили крышку и бросили в Нил.

    Когда Исида узнала об этом, она отправилась на поиски по миру, чтобы найти своего мужа. Вернув его, Сет наткнулся на сундук, разорвал его и разрезал труп своего брата, разбросав части тела по земле Египта. Исида и жена Сета Нефтида (которая оставила его, чтобы присоединиться к своей сестре) отправились на поиски восстановления Осириса. Им это удалось настолько, что Исида зачала сына Осириса и в конечном итоге родила ребенка Гора в районе Дельты, где он вырос. К этому времени Гор достиг зрелого возраста

    … После этого Гор сразился с Сетом,

    победа досталась то одному, то другому … Говорят, Гор и Сет все еще сражаются друг с другом, но победа не досталась ни одному из них. — Египет — Мифы и легенды, Льюис Спенс Еще Сет считался последователем Ра. Именно он защищал Солнечную Барку каждую ночь, когда она путешествовала по подземному миру, единственное египетское божество, которое могло убить змея Апепа — самого опасного врага Ра — каждую ночь, когда он угрожал проглотить Барк.

    Тогда Сет, сильный, сын Нута, сказал: «Что касается меня, то я Сет, сильнейший из Божественной Компании. Каждый день я убиваю врага Ра, когда стою у руля Барка миллионов лет, на что не осмелится ни один другой бог».

    Даже здесь Сет считался хвастуном,

    дразнившим Ра и угрожавшим, что если с ним не будут обращаться хорошо, то он вызовет бури и гром против бога солнца. В этот момент в «Книге мертвых» Ра отгоняет Сета от барка за его дерзость и продолжает курс без бога бурь.

    Помимо Нефтиды, у Сета были и другие жены/наложницы. Считалось, что он живет в северной части неба в созвездии Большой Медведицы. Для египтян север символизировал тьму, холод и смерть. Считается, что именно там его жена Таверет, богиня деторождения бегемота, держала его в цепях. Похоже, ему не везло с женщинами — как и в случае с Нефтидой, Таверет следовала за Осирисом.

    В одной части рассказа о споре Сета с Гором из-за власти боги спросили богиню Нейт, а не Ра, который встал на сторону Сета, кому отдать трон Осириса.

    Ее ответ был таким:

    «Отдайте должность Осириса его сыну Гору! Не продолжайте совершать эти великие злодеяния, которых нет на месте, или я разгневаюсь, и небо рухнет на землю. Но также скажи Владыке Всего, Быку, живущему в Гелиополе, удвоить имущество Сета. Отдай ему Анат и Астарту, двух своих дочерей, и поставь Гора на место его отца.

    » — Миф и символ в Древнем Египте , RT Рандл Кларк

    Итак, ему были даны две иностранные богини Анат и Астарта, обе богини войны из сирийско-палестинской области и дочери Ра.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *