Сешат — египетская богиня, пишущая жизнь
Древние египтяне высоко ценили мудрость и знания, а искусство письма ставилось наравне с талантами жрецов, умеющих общаться с богами. Покровительницей этих сфер была загадочная и прекрасная Сешат, богиня, что научила людей писать, помогала писцам и учёным.
Согласно легендам, она раскрыла человечеству многие тайны наук – от математики до архитектуры. Свои творения египтяне посвящали ей, ведь без Сешат не было бы ни процветания, ни развития их родного государства. Как проявляет себя эта богиня в мифах? Как выглядела Сешат?
Богиня жизни и письма
В переводе с древнеегипетского имя Сешат значит “женщина-писец” или “измеряющая жизнь”. Оба эти понятия довольно точно характеризуют богиню. Сешат считалась властительницей мира измерений и знаков, той, что учила людей своим наукам и премудростям.
Её связывали с Домом жизни, учебным заведением и хранилищем самых разных рукописей и древних текстов. Места, что были посвящены научной деятельности, искусству писцов, были своего рода храмами Сешат, где богиня неизменно присутствовала.
Я уверена, что для вас не секрет тот факт, что в Древнем Египте многие боги сравнивались с животным. Таким отождествлением Сешат была пантера, однако на фресках мы нечасто можем увидеть богиню в облике этого зверя.
Чаще всего Сешат показана молодой стройной женщиной, облачённой в шкуру пантеры. Подобный элемент одежды наброшен поверх простого платья Сешат, что указывает на её равенство с людьми и одновременно на стремление постичь великие таинства (нередко шкуру пантеры надевали служители богов).
Сешат – покровительница писцов
“Госпожа письма” – одно из многочисленных имён письма. Вероятно, именно поэтому она часто упоминается вместе с богом Тотом, функции которого были подобными. Правда, сложно сказать, кем приходилась ему Сешат.
Одни предания говорят, что богиня была дочерью Тота, другие же называют её сестрой и женой. Древние египтяне верили, что вместе с божественным супругом Сешат пишет историю их фараона, воплощения бога на земле.
Сам процесс письма в Древнем Египте считался священным действием, что было доступно далеко не каждому. Своему искусству писцы учились долгие годы, а получение такой должности делало человека одним из самых уважаемых представителей общества. Для письма использовались специальные принадлежности, что были освящены силой Тота и Сешат.
Как правило, это были специальная дощечка и палочка, с помощью которой можно было начертать иероглифы. И если писцы-новички сначала учились писать на восковых табличках, то вершиной и мастерства считалось выведение иероглифов с помощью чернил.
Поразительный факт, но только малая часть (не более 2%) всего населения Древнего Египта могла искусно писать иероглифы. В повседневной жизни в поздний период люди стали использовать упрощённый вариант письма. Однако те, кто мог творить чудеса своими руками, запечатлевать события историю в словах, пользовались высшим покровительством Сешат.
Сешат облачена в шкуру пантерыСешат-математик, Сешат-архитектор
Кроме того, Сешат принадлежала к богам, непосредственно связанных с Древом жизни. Оно означало саму историю, великий жизненный путь фараона. На Древе жизни можно было увековечить имя правителя, и именно эта миссия была возложена на Сешат.
Своей искусной рукой она выводила иероглифы со всеми титулами и именами фараона, датой его правления. Стереть или вычеркнуть то, что было на Древе жизни, не мог ни один смертный.
Но, согласитесь, функции Сешат были бы довольно ограниченными, если бы она влияла лишь на умение писать. Нет, эта богиня являлась покровительницей многих наук, в частности математики. Благодаря умению производить расчёты и точные измерения Сешат подарила людям такое искусство как архитектура.
Начиная строительство, необходимо было провести ритуалы, посвящённые Сешат, получить её одобрение и благословение. На место застройки часто приглашали жрецов, что проводили торжественную церемонию, призванную попросить у Сешат помощи в работе и успеха в завершении начатого дела.
Один из самых известных ритуалов, связанных с богиней, назывался “протягивание шнура”. Его целью являлось построение оси храма, для чего необходимо было произвести расчёты с помощью натягивания шнура в нескольких направлениях.
На подобных церемониях часто присутствовал сам фараон, а также жрица, что олицетворяла собой Сешат. Интересная запись о ритуале встречается на стене храма в Эдфу. От имени фараона говорится о вычислениях, проведенных в соответствии с положением звёзд и созвездий. При этом отмечается, что рядом неизменно находится Сешат, что следила за всем происходящим.
Важным ориентиром в строительстве для египтян были звёзды, а потому со временем Сешат стала покровительницей астрономов и их науки. Многие празднества и церемонии проводились в строгом соответствии с фазами Луны и положением Солнца в небе.
Кроме того, Сешат можно назвать богиней судьбы. Она – одна из немногих бессмертных, что восседает у колыбели новорожденного божества, имеет доступ к листьям жизни, где пишет историю каждого человека.
Сешат подарила людям науки и искусство письмаЗначимость Сешат для жителей Древнего Египта нельзя преувеличить. Практически все науки находились в подчинении у неё, ей приписывали процветание страны и строительство новых сооружений. Если изначально эта богиня была лишь местным божеством в Саисе, то со временем приобрела популярность во всём государстве. Её важность лишь в очередной раз доказывает, насколько просвещённым и талантливым был народ древнеегипетского царства.
Новый взгляд на египетскую богиню Сешат
Сегодня Я расскажу вам про мифы, легенды и религиозные вероисповедания, связанные с Сешат — египетской богиней письма, мудрости, хранителя записей и библиотек. Она была покровительницей книжников.
Сешат считалась супругой Тота — бога мудрости.
Сешат в египетской мифологии
Сешат, Египетская богиня письменности, математики, архитектуры и знаний, фигурирует в рассказах, мифах и легендах Египетской мифологии. Сешат также играет важную роль в Легенде о Древе Жизни. Древо жизни считалось обладающим знанием Божественного плана или равнозначным карте судьбы, существовавшей с момента создания мира и ознаменовавшей начало времени. Сешат и ее коллега Тот записывали имя фараона и продолжительность его правления на древе жизни, которое защищало правителя и увековечивало его имя. Тот и Сешат были хранителями священных иероглифов.
Сешат как Богиня письма
Древние египетские книжники считались важными и занимали престижные посты в обществе. Книжники являлись весьма уважаемыми членами общины ввиду их важности для передачи религиозной, политической и коммерческой информации. Только 1% древних египтян были искусны в написании иероглифов. Книжники использовали «набор» писца для письма (показаны на следующих рисунках). Тростниковые ручки использовались для письма и хранились в мешке, который был прикреплен льняным шнуром к емкости для воды. Также была прикреплена палитра для чернил, обычно красных и черных.
Сешат — богиня архитекторов
Сешат почиталась как богиня архитекторов как «Леди строителей» и как таковая фигурировала в ритуалах жрецов, которые часто проводились при строительстве новых храмов и других важных сооружений.
Церемония «протягивания шнура» (построение оси будущего храма с помощью шнуров), ритуал и процесс измерения были известны как Pedjeshes, во время которого царствующий фараон и высокая жрица, олицетворяющая Seshat, присутствовали на церемонии. Для обозначения положения оси будущего храма были использованы колышек и шнур. В этом ритуале участвовал Фараон, приведший место в соответствие с Урса-майором.На стенах храма гора в Эдфу присутствуют следующие записи:
«Я ухватился за Кол вместе с ручкой молотка. Я беру измерительный шнур в компании Сешат. Я наблюдаю прогрессивное движение звезд. Мой глаз теперь фиксируется на Месхетиу (большая отличительная 7-Звездная «Большая Медведица», в созвездии Урса майор). Бог соблюдения времени стоит рядом со мной, перед своим мерхетом. Затем я установил четыре угла храма.»
В церемонии «протягивания шнура» также упоминается и Палермский камень.
Символ Богини Сешат — Семиконечная звезда
Сешат была Богиней Луны и астрономии. Луна позволила древним египтянам измерять время без солнца. Фазы Луны придавали ей большое значение в ранней египетской астрологии и астрономии. Циклы Луны были центральными для организации и времени как гражданских, так и религиозных церемоний, ритуалов и событий.
Иероглиф перевернутых рогов представляет Луну. Считается, что символ семи точечных звезд связывает астрономию, обозначающую солнце и Луну, с пятью планетами, которые видны невооруженным глазом: Венерой, Сатурном, Юпитером, Марсом и Меркурием.
Сешат — Энциклопедия всемирной истории
Сешат (также называемая Сефхет-Абви и Сешет) — египетская богиня письменного слова. Ее имя буквально означает «женщина-писец», и ее регулярно изображают в виде женщины в леопардовой шкуре, накинутой поверх халата, с головным убором в виде семиконечной звезды, изогнутой полумесяцем в форме лука.Эта иконография была истолкована как символ высшей власти, поскольку в египетских легендах и мифологии распространено, что кто-то надевает кожу побежденного врага, чтобы взять на себя силы врага, звезды были тесно связаны с царством богов и их действиями. , а число семь символизировало совершенство и полноту.
Удалить рекламу
Реклама
Леопардовая шкура олицетворяла ее власть над опасностью и защиту от нее, поскольку леопарды были обычным хищником. Полумесяц над ее головным убором, напоминающий лук, мог олицетворять ловкость и точность, если интерпретировать его в духе стрельбы из лука, или просто божественность, если рассматривать этот символ как символ света, в соответствии с более поздними изображениями святых с нимбами.
В её обязанности входили делопроизводство, учет, обмеры, переписи, покровительница библиотек и библиотекарей, хранительница Дома Жизни (храмовая библиотека, скрипторий, писательская мастерская), Небесная Библиотекарь, Хозяйка строителей (покровительница строительства), и друг мертвых в загробной жизни. Ее часто изображают супругой (женой или дочерью) Тота, бога мудрости, письма и различных областей знаний.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Впервые она появляется во 2-й династии (ок. 2890–2670 гг. до н. э.) раннего династического периода (ок. 3150–2613 гг. до н. э.) как богиня письма и измерений, помогающая королю в ритуале, известном как «растягивание». веревки», что предшествовало строительству здания, чаще всего храма.
Древние египтяне верили, что то, что делалось на земле, отражалось в небесном царстве богов. Повседневная жизнь человека была лишь частью вечного пути, который продолжится после смерти. Сешат занимал видное место в концепции вечной жизни, дарованной писцам через их произведения. Когда автор создавал рассказ, надпись или книгу на земле, эфирная копия передавалась Сешату, который помещал ее в библиотеку богов; поэтому смертные писания были также бессмертны.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Сешат также иногда изображали помогающей Нефтиде оживлять умерших в загробной жизни в рамках подготовки к суду Осириса в Зале Истины. В этом качестве богиня помогла бы вновь прибывшему распознать заклинания Египетская книга мертвых
В обязанности Сешат входили ведение записей, бухгалтерский учет, измерения, перепись населения, покровительство библиотекам и библиотекарям.
В отличие от главных богов Египта, у Сешат никогда не было собственных храмов, культа или формального поклонения. Однако из-за большого значения, которое египтяне придавали письменности, и ее роли в строительстве храмов и загробной жизни, она широко почиталась благодаря обычным действиям и ежедневным ритуалам от Раннединастического периода до последней династии, правившей Египтом, династии Птолемеев. 323-30 гг. до н.э. Сегодня Сешат не так хорошо известна, как многие другие божества древнего Египта, но в свое время она была одной из самых важных и широко признанных в египетском пантеоне.
Удалить рекламу
Реклама
Ответственность и обязанности
Согласно одному из мифов, бог Тот был создан в начале времен и в образе ибиса отложил первозданное яйцо, из которого вылупилось творение. Существуют и другие версии рождения Тота, но все они упоминают о его обширных знаниях и о великом даре письма, который он подарил человечеству.Тоту поклонялись еще в додинастический период (ок. 6000 — ок. 3150 г. до н. э.), когда египетская письменность состояла из пиктограмм, изображений, представляющих определенные объекты, до того, как они превратились в иероглифы, символы, представляющие звуки и понятия. В то время Тота, по-видимому, считали богом мудрости и знаний — таким, каким он оставался, — и как только была разработана система письма, ее приписали ему.
Сешат, богиня письма
Фонд Чарльза Эдвина Уилбура (общественное достояние)
Возможно, из-за того, что у Тота уже было так много обязанностей, египтяне передали надзор за письмом богине Сешат. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон отмечает, что Сешат появляется на рельефах и надписях в ранний династический период как богиня измерений и письма, что ясно указывает на то, что в то время она уже была важным божеством:
Remove Ads
Реклама
Представления показывают, что король участвовал в ритуале основания, известном как «протягивание шнура», который, вероятно, имел место до того, как начались работы по строительству храма или какой-либо пристройки. На этих изображениях обычно изображен царь, совершающий обряд с помощью Сешат, богини письма и измерения, мифический аспект, который усиливал центральную и уникальную роль царя в строительстве храма. (Символ и Магия, 174)
Обязанностей у Сешат было много. В качестве регистратора она документировала повседневные события, но, начиная с Среднего царства (ок. 2613–ок. 2181 г. до н.э.), она также записывала военные трофеи в виде животных и пленников. Она также вела учет дани, причитающейся и выплачиваемой королю, и, начиная с Нового Царства (ок. 1570–1069 гг. До н. Э.), Была тесно связана с фараоном, записывая годы его правления и его юбилейные праздники.
Египтолог Розали Дэвид отмечает, как она «написала имя царя на дереве Персея, каждый лист которого представляет год из отведенной ему жизни» ( Религия и магия , 411). На протяжении всех этих периодов и позже ее самой важной ролью всегда была богиня точных измерений и всех форм письменного слова. Египтяне придавали большое значение вниманию к деталям, и это было так же верно, если не больше, в письменной форме, как и в любом другом аспекте их жизни.
Важность письма в Египте
Письменное слово считалось священным искусством. Греческое обозначение иероглифов для египетской системы письма означает «священная резьба» и является переводом египетской фразы 9.0027 medu-netjer
Удалить рекламу
Реклама
Основная цель письма не была декоративной и изначально не предназначалась для литературного или коммерческого использования. Его наиболее важная функция заключалась в том, чтобы предоставить средства, с помощью которых определенные понятия или события могут быть воплощены в жизнь. Египтяне верили, что если что-то было записано, то это можно было многократно «сделать так, чтобы это произошло» с помощью магии. ( Справочник ,199)
Заклинания Египетская книга мертвых являются лучшими примерами этой концепции. Книга Мертвых — это путеводитель по загробной жизни, написанный для умерших. Заклинания, которые произносит душа, помогают пройти через различные опасности, чтобы добраться до идеального рая Тростникового поля. Нужно было знать, как избегать демонов, как превращать себя в различных животных и как обращаться к сущностям, которых можно встретить в следующем мире, поэтому заклинания должны были быть точными, чтобы работать.
Книга Мертвых Аанеру, Фивы
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Книга Мертвых развилась из Текстов Пирамид Древнего Царства, но даже до этого времени можно увидеть египетскую точность письма в работе в Списках Подношений и Автобиографиях гробниц в последней части Ранний династический период. Письмо, как отмечает Давид, могло привести к существованию концепции или события — от царского указа и мифологической сказки до закона, ритуала или ответа на молитву, — но оно также удерживало и делало постоянным то, что исчезло.
Письмо превратило преходящий мир перемен в один вечный и вечный. Мертвые не исчезли, пока их истории можно было прочесть в камне; ничего никогда не было потеряно. Священная резьба египтян была настолько важна для них, что они посвящали целые участки храмов или храмовых комплексов литературному учреждению, известному как Дом Жизни.
Письмо сделало постоянным то, что исчезло. Это превратило преходящий мир перемен в один вечный и вечный.
Дом Жизни
Дом Жизни был комбинированной библиотекой, скрипторием, высшим учебным заведением, писательской мастерской, типографией/копировальным центром, издателем и дистрибьютором. Египтяне называли это учреждение Пер-Анх (буквально «Дом жизни»), и оно впервые упоминается в надписях Среднего царства.
Они располагались в храмах или храмовых комплексах и управлялись Сешат и Тотом, независимо от того, какому богу был посвящен храм. Поскольку считалось, что боги буквально обитают в своих храмах, такое расположение можно было бы сравнить с наличием в доме постоянного гостя, который выполняет обязанности, которые человек может ценить, но на которые у него просто нет времени. Уилкинсон отмечает, что «благодаря своей роли в церемонии основания [Сешат] была частью каждого храмового здания» (9).0027 Полные боги , 167). Она также была неотъемлемой частью храма благодаря своему надзору за Домом Жизни. Историк и египтолог Маргарет Бансон описывает их функцию:
.Исследования велись в Доме Жизни, потому что медицинские, астрономические и математические тексты, возможно, хранились там и копировались писцами. Учреждение служило мастерской, где священные книги сочинялись и писались высокопоставленными учеными того времени. Возможно, многие тексты не хранились в Пер-Анхе, а обсуждались и обсуждались там. Сотрудники учреждения, все писцы, считались учеными людьми своего времени. Многие были высокопоставленными священниками в различных храмах или известными врачами и служили различным королям на многих административных должностях. (204-205)
Писцы чаще всего ассоциировались с богом солнца Ра в более ранние времена и с Осирисом в более поздние периоды, независимо от того, какой бог проживал в конкретном храме. Бансон утверждает, что, вероятно, только очень важные города могли поддерживать Пер-Анх, но другие ученые, в том числе Розали Дэвид, приводят доказательства того, что «в каждом крупном городе был один» ( Handbook , 203). Теория Бунсона подтверждается известными сооружениями, идентифицированными как Пер-Анх в Амарне, Эдфу и Абидосе, всех важных городах Древнего Египта, но это не означает, что других не было в других местах; только то, что они еще не были положительно идентифицированы.
Папирус Лансинг
Попечители Британского музея (CC BY-NC-SA)
Роль Сешат в Доме Жизни была бы такой же, как и везде: она получила бы копию написанных там текстов для библиотеки богов, где они хранились бы вечно. Розали Дэвид пишет:
Казалось бы, Дом Жизни имел и практическое применение, и глубоко религиозное значение. Само его название может отражать силу жизни, которая, как полагали, существовала в боговдохновенных писаниях, составленных, скопированных и часто хранящихся там. .. В одном древнем тексте утверждается, что книги в Доме Жизни не только обладают способностью возобновить жизнь, но на самом деле быть в состоянии обеспечить пищу и средства к существованию, необходимые для продолжения жизни. ( Справочник , 203-204)
Достоверно известно, что большинство жрецов и писцов Пер-Анха были мужчинами, но некоторые ученые указывают на доказательства существования писцов-женщин. Поскольку Сешат сама была божественной женщиной-писцом, было логично, что женщины практиковали искусство письма так же, как и мужчины.
Женщины-писцы
Женщины в Древнем Египте пользовались равноправием, не имеющим себе равных в древнем мире. Хорошо доказано, что женщины могли быть и были писцами, поскольку у нас есть имена женщин-врачей и изображения женщин на важных религиозных должностях, таких как Божья жена Амона; обе эти профессии требовали грамотности. Египтолог Джойс Тилдесли пишет:
Хотя единственной египтянкой, изображенной на самом деле кладущей перо на бумагу, была Сешат, богиня письма, несколько женщин были проиллюстрированы в тесной связи с традиционным письменным набором писца, состоящим из палитры и кистей. Несомненно, что по крайней мере некоторые из дочерей короля были образованными, и должность частного наставника королевской принцессы могла быть одной из самых почетных. (118-119)
Палитра египетского писца
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Известно, например, что женщина-фараон Хатшепсут (годы правления 1479–1458 до н. э.) наняла репетитора для своей дочери Неферу-Ра и что царица Нефертити (годы правления 1370– ок. 1336 до н. э.) была грамотной, как и ее мать. невестка, королева Тия (годы правления 1398–1338 до н. Э.). Тем не менее, когда дело доходит до большинства женщин в Египте, изображения и надписи оставляют некоторые сомнения относительно того, сколько из них на самом деле умели читать и писать. Египтолог Гей Робинс объясняет:
В нескольких сценах Нового Царства женщины изображены с наборами писцов под стульями, и было высказано предположение, что женщины отмечали свое умение читать и писать. К сожалению, во всех случаях, кроме одного, женщина сидит с мужем или сыном таким образом, что было бы тесно, чтобы положить комплект под кресло мужчины, и поэтому он мог быть перемещен обратно на место под креслом мужчины. женский. Это происходит в похожей сцене, когда собаку мужчины кладут под стул женщины. Так что нельзя быть уверенным, что писцовый набор принадлежал женщине. Если в Древнем Египте и существовала большая группа грамотных женщин, они, похоже, не разработали каких-либо сохранившихся литературных жанров, уникальных для себя. (113)
Хотя это может быть правдой, нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что женщины-писцы были ответственны за литературные произведения, создавая или копируя их. Египетское общество было довольно консервативным, и письменные произведения обычно придерживались определенной структуры и темы на протяжении различных периодов истории. Даже в Новом царстве, где литература была более космополитичной, она по-прежнему придерживалась основной формы, возвышавшей египетские культурные ценности. Утверждение о том, что женщин-писцов было мало на том основании, что в Древнем Египте не было «женской литературы», кажется ошибочным, поскольку литературу этой культуры вряд ли можно было считать «мужской» в каком-либо отношении, за исключением царских монументальных надписей.
В знаменитой истории об Осирисе и его убийстве Сетом героем сказки является не Осирис, а его сестра-жена Исида. Хотя в самом известном мифе о сотворении мира бог Атум стоял на бен-бене в начале времен, в не менее популярном в Египте мифе богиня Нейт создала мир. Бастет, богиня домашнего очага, женского здоровья и секретов, была популярна как среди мужчин, так и среди женщин, а богиня Хатор регулярно призывалась как на фестивалях, вечеринках, так и на семейных собраниях.
Божество, руководившее варкой пива, самого популярного напитка в Египте, было не мужчиной, а богиней Тененет, а главным покровителем и защитником Исиды, когда она была матерью-одиночкой, охранявшей Гора, была богиня Серкет. Сешат — лишь одно из множества женских божеств, почитаемых в Древнем Египте, что отражает высокую степень уважения к женщинам и их способностям в различных областях повседневной жизни.
Сешат Фонд
Как уже отмечалось, хотя у Сешат никогда не было собственного храма, она была фундаментом храмов, построенных в ее роли Хозяйки Строителей и ее участия в ритуальной церемонии «натягивания веревки», которая измеряла размеры структуры до быть поднятым. План этажа храма был составлен посредством церемонии «протягивания шнура» после того, как был выбран соответствующий участок земли. Уилкинсон комментирует процесс установки храма и ритуальную роль Сешат в этом:
Обряд включал тщательную ориентацию храма с помощью астрономических наблюдений и измерений. По-видимому, это обычно достигалось путем наблюдения за звездами северного циркумполярного созвездия через деревянный инструмент с зазубринами, называемым мерхет, и, таким образом, приобретая истинную ориентацию север-юг, которая обычно использовалась для короткой оси храма. Согласно текстам, в этом ритуале царю помогала Сешат (или Сефхет-Абви), богиня письма и измерения. ( Храмы , 38)
Помимо закладки фундамента храма, Сешат также отвечала за письменные работы, которые храм производил и хранил в своем Доме Жизни, а также за сбор этих работ в своей вечной библиотеке в царстве богов. Хотя Тот был ответственен за первоначальный дар письма, его супруга Сешат с любовью собирала произведения, созданные этим даром, руководила ими в библиотеках на земле и хранила их в вечной безопасности на своих полках в небесах.
Поскольку письмо было одновременно созидательным и сохраняющим искусством, тем, которое оживляло концепции и заставляло их существовать, даровав вечную жизнь как писателю, так и предмету, древние египтяне считали Сешат богиней, ответственной за сохранение. египетской культуры и ее непреходящее очарование среди людей сегодняшнего дня.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Сешат | Ancient Egypt Online
Сешат (Сеша, Сешета или Сафех-Ауби) была богиней чтения, письма, арифметики и архитектуры, которая считалась либо женским аспектом Тота, либо его дочерью, либо его женой. У них был ребенок по имени Хорнаб. На самом деле это означает «золотой Гор», поэтому Сешат иногда ассоциировали с Исидой. Она была писцом фараона, записывая все его достижения и триумфы, в том числе записывая как добычу, так и пленников, взятых в бою. Считалось также, что она записывает действия всех людей на листьях священного дерева Персея.
Сешат была известна под прозвищем «Хозяйка Дома Книги», потому что она присматривала за библиотекой богов и была покровительницей всех земных библиотек. Она также покровительствовала всем формам письма, включая бухгалтерский учет, аудит и проведение переписи населения. Согласно одному мифу, письменность изобрела на самом деле Сешат, но именно ее муж Тот научил людей писать.
Интересно отметить, что она — единственный женский персонаж, который действительно был изображен в процессе написания. Ряд других женщин был изображен с палитрой и кистью писца, что указывает на то, что они могли писать, но на самом деле не занимались письмом.
Сешат также получила прозвище «Хозяйка Дома Архитекторов» и, по крайней мере, со Второй Династии она была связана с ритуалом, известным как «педж шес» («протягивание шнура»), который проводился как часть фонда обряды при возведении каменных построек. «Шнур» относится к линии каменщика, которая использовалась для измерения размеров здания.
Время от времени ее связывали с Нефтис. Например, в «Текстах пирамид» ей дается эпитет «Хозяйка дома» (nbt-hwt, т.е. Нефтида), а Нефтида описывается как «Сешат, первая из строителей».
До сих пор не было найдено ни одного храма, специально посвященного Сешат, и нет никаких документальных свидетельств того, что он когда-либо существовал. Тем не менее, она была изображена в ряде других храмов, и мы знаем, что у нее были свои священники, потому что принц Веп-эм-нефрет (Четвертая династия) был описан как «Надзиратель царских писцов» и «Жрец Сешат». Однако кажется, что по мере того, как значение Тота росло, он впитывал ее роли и ее священство.
Она была изображена как женщина, одетая в платье из леопардовой кожи (которое носили жрецы семов), в головном уборе, состоящем из цветка или семиконечной звезды поверх пары перевернутых рогов. Иногда ее называли «Сафех-Ауби» (или «Сафех-Абви», что означает «Она с двумя рогами») из-за этого головного убора, хотя также предполагается, что «Сафех-Ауби» на самом деле был отдельным (хотя и довольно неясным) богиня.