Сергий Радонежский и начало Московской Руси.: yar46 — LiveJournal
«Признаком великого народа служит его способность
подниматься на ноги после падения.
Пробьет час, соберет он силы,
и воплотит их в великом человеке».
В. Ключевский
Удивительно выглядит в истории «Зачало града Москвы» от Таганского Красного холма. Не менее сказочно предстает перед нами строительство Государства Российского вокруг былинного города Мóскова.
У истока государства три великих человека, и вовсе не полумифические варяги.
Вот они истинные герои. В середине XIV века патриоты Земли Русской Великий князь Иван II, митрополит Московский Алексий и преподобный Сергий Радонежский затеяли и реализовали величайшее в истории идеологическое строительство. Под крышей светской и духовной власти на территории Московского княжества была создана основа будущей России.
Карта Сергия Радонежского.
Фотография сделана в 2009 г. в Краеведческом музее, расположенном в кельях Саввино-Сторожевского монастыря под г. Звенигородом, Московская область.
Следует особо отметить размах строительства многочисленных монастырей с середины XIV века. Строительство ведется с привлечением значительных трудовых ресурсов и финансовых средств. Монастыри строятся на территории фактически не полностью христианской, да ещё в период т.н. ига. Продолжают существовать древние славянские верования. Волхвы сохраняют большое влияние и даже организуют религиозные восстания. Ещё жива Золотая Орда. Но строительство в основном завершается за четверть века. И монастыри не только крепости, но и сторожевые, и для охраны транспортных узлов. Прямо дух захватывает от частокола крепостей подготовленных для будущего Московского государства.
О таком количестве ударных строек на Руси молчит история. Удивляет и другое.
По неволе задумаешься, а от кого тогда готовились защищаться? Уж точно не от Востока. Некоторую информацию можно встретить в книгах по истории Православной церкви, но с иным контекстом.
Для чего строился укрепленный район «Московия»?
Строительство всех монастырей Карты Радонежского велось одновременно, и было выполнено за короткий срок. О силе созданных крепостей можно составить представление по бесплодной почти двухлетней осаде поляками Троице-Сергиевой лавры в смутное время. Захватчики так и не смогли овладеть духовным центром русской земли. В начале осады у поляков 12 тысяч человек, а в конце в 1610 году – едва две тысячи осталось, да и те бежали, лишь стоило показаться войскам Скопина-Шуйского, прибывшего на подмогу.
В память об освобождении Лавры от поляков учрежден крестный ход по стенам Лавры 12 января в день Святой мученицы Татианы.
Монастыри строили посланники Киево-Печерской обители и ученики Сергия Радонежского. Русские князья и Православная церковь не на словах, а на деле создавали политический центр в Москве.
Если Вы прочли быстро, прошу вторично обратить внимание, что строили монастыри-крепости для Москвы жители севера и выходцы из Киева, а не «москали» отнимали власть у Киева. Тогда о подобных глупостях и речи быть не могло.
И не могло быть по простой причине – власть у юга Руси тогда реально отнимали Литва и Польша.
Организаторы строительства.
Рассмотрим личности прорабов того малоизвестного строительства.
Князь Иван II.
При Иване II в состав Московского княжества вошли Костромские и Дмитровские земли, а сам князь сумел с помощью митрополита Алексея добиться не только ярлыка на великое княжение, но и права судебной власти над другими русскими князьями.
После его смерти, малолетний сын Дмитрий (будущий Донской), был оставлен на попечение митрополита Алексия, которому Иван II Иванович поручил управление и охрану княжества. Т.о. Алексий митрополит стал фактическим главой княжества.
Алексий Митрополит Московский.
Духовное звание Алексий получил в Константинополе от Вселенского Патриарха Каллиста будучи посвящен в архиепископа Киевского с титулом «всечестной митрополит и экзарх». Святитель Алексий был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта.
Для особо упорных обращаю внимание, что митрополит Всея Руси Алексий родился на юге Руси. Сегодня это другое государство, а в те далекие годы наши предки были единым народом.
Митрополит Алексий часто ездил в Орду, поддерживал мирные отношения и, согласно существующей легенде, исцелил жену хана Тайдулу от слепоты. Подобное лечение и сегодня дело непростое.
Игумен Земли русской Сергий Радонежский не только благословлял и жил отшельником, как о том повествуют жития. Кому мог быть известен скромный монах-затворник в глухом лесу. В реальной жизни Сергий активный участник общественных процессов в стране. Что называется, держал руку на пульсе.
Строил монастыри сам и направлял на это строительство своих учеников. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий лично основал ещё девять монастырей, и во все эти обители поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками. Почти в каждом селе русском, украинском, белорусском можно видеть храмы, сегодня во множестве разрушающиеся.
А когда-то именно Сергий дал начало массовому строительству, следы которого мы видим и поныне.
По словам современников, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Но мог и свое влияние употребить. А оно было превелико. В истории старообрядческой православной церкви рассказывается о выступлении суздальцев и нижегородцев против начавшегося возвеличивания Москвы. По поручению митрополита Алексия в 1364 год Сергий пришел к бунтующим и начал увещевания, а когда это не помогло, закрыл местные храмы, чем страшно напугал смутьянов. Порядок был восстановлен.
Событие так сильно запало в память нижегородцев, что когда наступили Смутные времена, именно здесь вокруг Нижнего Новгорода последнего оплота Русской земли собралось ополчение, спасшее Московскую Русь от польского нашествия.
Реконструкция событий.
Известно много подробностей из жизни Ивана II, Митрополита Алексия и Сергия Радонежского и в житиях и в светских повестях.
Достаточно заглянуть в общедоступные источники. Я же хочу обратить ваше внимание на известные факты с несколько иной стороны. Пользуясь теми же сведениями и простым жизненным опытом, попробую создать свою реконструкцию событий далекого времени.
Если князь Иван II в истории особо не отмечен, то личности митрополита Алексея и в особенности преподобного Сергия феноменальны. Их способности далеко опередили систему знаний своего времени. Жития переполнены сообщениями о совершенных чудесах. Современная наука может увидеть в них телепатию, гипноз, врачевание, но остается много непонятного и сегодня.
Такие люди самой судьбой или волей свыше были уготованы для подвига созидания нового государства.
Далее я выдвину тезис и попробую его обосновать.
В деяниях и Алексия и Сергия, несмотря на их однозначную христианскую принадлежность, просматривается и более древнее наследие.
А ещё в истории славян были волхвы.
Все честные историки отмечают, что реально в русском обществе христианство обрело силу только к XVII веку.
А до того? А до того в русском обществе реально присутствуют кроме христианских священников ещё и славянские волхвы со своей реальной властью и системой древних знаний, основанных на Ведах. Как увидим далее, в грозный для родины час волхвы не уходили в сторону. Вспомним их участие в деле освобождения южнорусских земель от Хазарского ига. Славянские ведуны тайно готовили вместе с княгиней Ольгой непобедимую армию для её сына князя Святослава. Не остались они сторонними наблюдателями и в XIV веке.
В житиях и митрополита Алексия и преподобного Сергия приведены события, трактуемые исключительно в духе христианства. Однако те же самые факты можно рассмотреть и с иных позиций.
Беда, что наша христианская церковь, а вслед за ней и официальная история до сих пор не признает существование волхвов в русской истории. Хотя волхвы упомянуты даже в Евангелии. Все помнят главу писания о поклонении волхвов младенцу Иисусу. Не признавать русских волхвов значит искажать историю народа.
Зачем славянскую веру и христианство противопоставлять друг другу.
Историческая справка.
Георгий Кутузов http://antipapism.kiev.ua/
Не будем забывать и международные события прошлого тысячелетия, особенно его начала.
«Для христианизации Руси определяющим, было влияние Христианского Востока в лице Византии. Однако уже в Х в. имели место первые контакты населения Руси с латинскими миссионерами. Как отмечают германские хроники, в 961 г. по просьбе крестившейся великой княгини Ольги, прибыл в Киев от Германского императора Оттона епископ Адальберт. Миссия Адальберта успехом не увенчалась, и вскоре он покинул Русь.
1054 г. В результате т.н. Великого Раскола было окончательно прервано общение между православными христианами Востока и Западной церковью. Возникают римская Католическая церковь и Православная церковь по византийскому обряду.
Раскол между Западным и Восточным Христианством окончательно закрепляется в начале XIII века. Константинополь был взят штурмом и разграблен латинскими крестоносцами.
К середине XIII в. происходит активизация деятельности западных миссионеров на Руси. В это время шведские и немецкие рыцари стремятся из Прибалтики овладеть Псковской и Новгородской землями. Однако святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский своими победами на Неве и Чудском озере надолго положил предел наступлению западных завоевателей на Русь.
Тот же XIII век. Юго-западные области Руси. Галицко-Волынский князь Даниил Романович, надеясь получить от папского Рима и латинских государств Европы помощь в борьбе с монголо-татарами, принимает от Римского папы Иннокентия IV
королевский титул с короной и обещает привести свои земли к католичеству. Эти области, став русским королевством, были от Руси отторгнуты Литвой и Польшей в течение следующего XIV столетия. На том первое и последнее русское королевство Rusae minorus и закончилось.
А теперь взглянем на даты жизни Сергия Радонежского 3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г. В этот период для Руси складывалась критическая ситуация.
С Запада католический натиск, а на Востоке Золотая орда.
Московская Русь в XIV веке сохраняет тенденцию к жесткому неприятию католицизма. Москва не поддержала попытку гибнущей Византийской империи заключить церковную унию (союз) с папским Римом в обмен на обещание помощи в борьбе с турками. Назначенный в Константинополе для Русской Церкви митрополит Исидор был ревностным приверженцем унии с Римом, которую греки при его активном участии заключили в 1439 г. на Флорентийском соборе. Известие об унии вызвало в Москве негодование. Исидор, возведенный папой в кардинальское достоинство за усердие, в Москве был арестован по приказу великого князя Василия II Темного. Позднее Исидор бежал в Рим. Флорентийскую унию в Москве категорически отвергли и осудили на Соборе 1441 г., что явилось причиной разрыва между православной Москвой и уже униатским (почти католическим) Константинополем. Русская Православная Церковь с этого времени становится автокефальной», т.е. самостоятельной.
Для чего эта справка? А вот для чего.
При жизни Сергии Радонежском возникла ситуация быть Руси на международной арене или исчезнуть.
Митрополит Алексий сам далеко не простой человек, вспомним его удачное лечение глаз ханской жены, окинув взглядом Русь, видит Сергия и его выдающиеся способности. И вот уже три патриота, упомянутые в начале этого повествования, принимают решение в духе древних славян: «Стоять за родимую землю до конца», а не подставлять ради выживания свои христианские щёки под римские пощечины. Ситуация требовала неординарных мер. Так появилась Карта Сергия Радонежского.
Кстати не забудем и ещё примечательный факт. Первый храм в своем уединении Сергий посвятил Святой Троице. На Руси храмы ставились и до Сергия, но с другими посвящениями. Все это наводит на соответствующие размышления.
Биография Сергия.
Теперь самое время рассмотреть биографию Преподобного Сергия, но не с общепринятой церковной точки зрения, а с позиции реальной жизни и конкретных фактов.
Люди большой духовной силы появляются в русском обществе, когда в них возникает большая нужда.
Одни вырастают на древних истоках, другим улыбается счастье при рождении, третьих созидает образование и самообразование.
Говоря о Сергии, мы видим, как все истоки духовности соединились в одном человеке, включая и христианство, и мудрость славянских предков. Как это произошло? Обратимся к известным житиям Преподобного.
Имеется множество сообщений, что в родительском доме постоянно присутствуют некие странники. Не они ли увидев несомненные природные способности отрока Варфоломея наделили его и древней ведической мудростью.
Подобным образом был облагодетельствован и Муромец.
Ещё из былин нам известно как неведомые странники вылечили молодца «сиднем сидевшего 33 года». Ильей то он стал только перед своей кончиной, приняв крещение. Считается, что Муромец личность сказочная, а он жил и работал свой булавой в Киеве, по
кончине был причислен к лику святых и покоится в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Муромец имел рост — 177 сантиметров, отличался недюжинным развитием мышечной системы.
Согласно экспертизе существующих мощей, Илья Муромец погиб от удара копьем предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет.
Рентгенология подтверждает, что до тридцати трех лет Илья был парализован – патологические изменения позвоночника выразились в утолщении свода черепа и изменении пропорций кисть/предплечье/плечо. Ратник Муромец имел зажившие переломы нескольких ребер и правой ключицы, а смертельным для него стало проникающее ранение грудной клетки плоским колющим предметом. Такая же рана обнаружена и на внутренней стороне левой руки. Таким образом, причиной его смерти стало смертельное ранение копьем. Под именем Илии принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра). Великий был человек, и церковь не отказалась от такого сильного духом человека, не смотря на его «языческое» (читай ведическое) вероисповедание почти до самой смерти. Объявлен святым. Созданы и ходят до сих пор былины про Илью Муромца, хотя во времена свершения подвигов носил иное не христианское имя.
Вот какие странники бродили по Русской земле. И что-то они мало похожи на греческих или русских епископов и иных служителей церкви. Христианские священники, конечно, обладали и обладают соответствующим посвящением. Но не они заложили в ум юного Варфоломея программу как стать волхвом. А именно уход в лесной затвор и молчание до просветления мы видим в житии. Что это как не обряд становления славянского волхва. И уж точно не христианские священники научили будущего игумена Земли русской способам отшельнической жизни в лесу, ещё не будучи постриженному в монахи, ни дня не жившего в монастыре, а сразу ещё молодым светским юношей ушедшим в лесной затвор.
Результат его волховского посвящения, случившегося в юные годы, мы видим в житиях. Летом и зимою ходил в одной одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек» и ростом был высок. Сегодня обычный монах едва ли имеет такие достоинства, не смотря на всю свою веру, да не будет сие ему в укоризну.
А дар телепатии у Сергия откуда?
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, проезжая в восьми верстах от монастыря преподобного Сергия и не имея времени навестить друга и наставника, остановился и поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат!» В это время Сергий сидел с братией за трапезой. Вдруг он встал, сотворил молитву и поклонился епископу в ответ: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господне да будет с тобой!» Братии же объяснил, что проезжающий мимо епископ Пермский Стефан остановился, чтобы поклониться Пресвятой Троице и «благословить нас, грешных». В память об этом событии в Лавре сохранился обычай за трапезой перед последним блюдом звонить в колокольчик: все встают и творят краткую молитву к святителю Стефану и преподобному Сергию, после чего садятся, чтобы завершить трапезу.
Похожее придание сохранилось и в монастыре возле поселка Махра Владимирской области. Здесь состоялась встреча двух игуменов Преподобного Сергия и Стефана Махрищского.
Однажды Стефан с братией вышел встречать Сергия Радонежского направлявшегося из Троицкого монастыря на реку Киржач для строительства нового монастыря. Еще не было видно путешествующего Сергия, а Стефан обратился к нему со словами приветствия. Игумены, находясь по разные стороны леса, просили благословения друг у друга. Эту «беседу на расстоянии» наблюдали присутствующие миряне и монахи Махринской обители.
Преподобный и тактиком был превосходным. Вспомним совет Сергия князю Дмитрию Московскому направить к Мамаю посольство Захария Тютчева и двух толмачей с богатыми дарами. Ведь посольство кроме подобострастных слов и вручения подарков провело самую настоящую разведку о намерениях Мамая, структуре и составе войска, находясь непосредственно в стане врага перед битой, когда Мамай только двигал свои войска к Полю Куликову.
И все эти таланты проявились у лесного отшельника, с молодых лет лишившегося родительского попечения, когда ему едва минуло 20 лет? Как-то все это не вяжется с реалиями жизни.
И не свяжется, если мы забудем тех неведомых странников в родительском доме, если не примем во внимание особость места, куда в затвор ушел молодой ещё человек.
Возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковец, находилось в 12 верстах от отчего дома в Радонеже, возле речки Кончуры. Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь. Место это поражало своей красотой, и, как летопись утверждает: «Глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, и инии огнь, а инии благоухание слышаху». Не сообщают летописи, что это место наследовано от других христанских подвижников, но издревне тут и свет и огонь и благоухание. Все основания считать место затвора заповедником волхвов. Именно сюда, а не просто на лесную поляну прибыл юноша, ещё неискушенный в государственных и церковных делах.
Множество событий в его жизни совершается от ведических знаний. Отдавая себе отчет, какой верой эти «чудеса» совершились, Сергий не разрушает современную ему религию, а просто запрещает собравшимся вокруг него подвижникам говорить о таких чудесах.
Помня о прошлом посвящении, он постоянно твердил о Хранителях Благих. Он призывал их в свидетели и знал, что нет тайны от Мира Высшего, Мира Огненного, и, прежде всего, учил признательности Высшему Миру. Не из славянских ли это Вед?
Сергий Радонежский соединил в себе древнюю славянскую мудрость от волхвов-странников и духовность христианства. Все народное достояние и величие соединилось в одном человеке чудесным образом. Вот от кого пошло становление Русского народного православия, соединившего прежнее и новое. Вот идеологическое ядро, вокруг которого и сожизделось государство Российское.
В рассказах о Сергии, часто упоминается слово радость. Оно звучит и в наставлении к труду, и в молитве, и в радости несения Подвига. Не эта ли радость привлекала к нему столько сердец и сделала его Обитель средоточием духовной Культуры Земли Русской?
Из пустынника, созерцателя, Сергий вырос в общественного деятеля, который неисповедимыми путями повел Русь к Московскому государству.
Прекрасно сказано у Ключевского: «По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, каждый оставался сам собою, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаической иконе различные камешки под рукою мастера укладывались в выразительное изображение».
Хочу отметить и ещё одну из главных черт Преподобного. Это аскетизм. Именно благодаря принятому образу жизни народ всецело доверял своему духовному отцу. Вспомним, какими словами он отказался принять знаки митрополичьей власти: «Я всю жизнь не был золотоносом, смогу ли теперь». Сегодня многие говорят правильные слова о Русском мире, но как их понять, если на нынешнее вече они приезжают в «навороченных» иномарках. Вроде бы мелочь, а величие дела страдает.
Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но и личным примером. Он обладал даром внушать уважение к себе и умел поддерживать самоуважение в окружающих.
Автор личным опытом свидетельствует о неизъяснимой радости, которую испытал лично, только случайно на краткое время, оказавшись рядом с Корнилием, митрополитом Московским и Всея Руси Старообрядческой Церкви. Многая ему лета.
От облика отдельных людей исходит неизъяснимая благодать. Такая же вероятно исходила и от Преподобного Сергия Радонежского. И становится понятной всенародная любовь и готовность выполнить любое сказанное такими людьми слово.
Очень непростые были люди устроители Московской Руси.
Вместо вывода.
Сергий обрел на родной земле величайший авторитет. Этот авторитет признается церковью, несмотря на его ведическую окраску. Сегодня Преподобный нам представлен как кроткий лесной отшельник, который, не смотря на кротость и житие в медвежьем углу, знает о событиях в стране и лично влияет на происходящее, строит и направляет строительство великого множества монастырей. С этой нестыковкой легко разобрались, написав правильные летописи и правильные жития, разумеется, исключив упоминание о волхвах и ведах.
Исключены упоминания о тех, кто участием своим многократно усилил простые возможности человека до исключительных высот, позволивших создать государство.
Мы не имеем права забывать, что никакое «прекрасно украсное» общество не сможет воссиять, если оно оторвано от своих истоков. Листья и цветы распускаются, если живы корни. Оторви растение от корней и жить ему останется недолго. Так устроена жизнь.
Сегодня стало модным создавать в России памятники примирения. Очень хотелось бы увидеть на них и славянскую память – неотъемлемую часть русской истории.
Примечание.
Роман Ослябя (в монашестве Родион) – инок Троице-Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из-под Калуги. По сказаниям о Мамаевом побоище, он сопровождал, вместе с иноком Пересветом , великого князя Димитрия, http://www.rulex.ru/01150210.htm
Пересвет (в монашестве Александр) — инок Троице-Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из Брянска; участвовал вместе с Ослябей в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Челибеем.
http://www.rulex.ru/01160237.htm
Источник:
1. История Москвы, http://yar46.livejournal.com/1858.html#cutid1
2. Елена Ивановна Рерих: Знамя Преподобного Сергия Радонежского,
http://www.urusvati.ru/sergiy/serg1.htm, http://roerich.name/sergiy2.html
3. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,
http://www.stsl.ru/lib/mesyaceslov/mesyaceslov.php
4. Саратовская епархия РПЦ, Священник Ярослав Шипов, Краткий справочник для детей и взрослых, Сергий Радонежский
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/24sh/shipov/mychurch/638.html
5. Юзерпик с картины С. Суворова «Сергий Радонежский».
6. Источник фотографии Ильи Муромца:
http://www.museum.ru/imgB.asp?34946
Илья Муромец. Реконструкция С.А. Никитина по методу Герасимова, 1990 год.
В список по темеСвятитель Московский Алексий
Отрывок статьи из «Православного календаря 2006 г.»
Среди сонма угодников Божиих, в Земле Российской просиявших, как яркие звезды на тверди небесной, сияют московские святые.
Это преподобные молитвенники за родную землю, Христа ради юродивые, великие князья и княгини, пастыри Церкви, а также иерархи, чья церковная и политическая деятельность была исполнена христианской мудрости и смиренной личной святости. После прославления новомучеников и исповедников Российских синодик московских святых пополнился многими новыми именами. В 2001 году Святейший Патриарх Алексий II благословил установить празднование в честь Собора Московских святых в воскресенье перед 26 августа.
В 2006 году Святая Церковь отмечает целый ряд памятных дат Московских святых: 600-летие преставления святителя Московского Киприана и преподобного Стефана Махрищского, 575-летие обретения мощей святителя Московского Алексия и преставления святителя Московского Фотия, 450-летие преставления преподобного Максима Грека и 400-летие перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву.
Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года, в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда Русь подвергалась набегам завоевателей, которые грабили и убивали русских людей, уводили их в плен, оставляя после своих набегов одни развалины и пожарища.
Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.
Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Его родители Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича — княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е. «мешок с деньгами»).
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». Отрок тотчас пробудился, но вокруг никого не было. С этого дня Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания, стал уединяться, часто посещать церковь.
Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.
В возрасте около двадцати лет юноша принял монашеский постриг в одном из московских монастырей с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий. По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город). Более двадцати лет святой Алексий подвизался в той обители в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники ее — старец Геронтий и инок Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. О большей части этого периода жизни святого известно лишь, что Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона пройде».
Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах.
Уже в это время роль будущего святителя в государственных делах Великого княжества Московского была велика — согласно духовной грамоте великого князя Симеона Иоанновича Гордого святой Алексий оставался советником его младших братьев — князей Иоанна и Андрея.
По инициативе великого князя Симеона Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност в конце 1352 года посвятил Алексия во епископа Владимирского, предполагая назначить его своим преемником. К Константинопольскому Патриарху было направлено посольство от великого князя Симеона Гордого и святителя Феогноста для получения согласия на утверждение кандидатуры Алексия. Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на митрополичьей кафедре.
После возвращения в Москву посольства, заручившегося согласием Патриарха Филофея, Алексий отправился в Константинополь.
В столице Византии он провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года, согласно ей Алексий, не являясь греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Той же грамотой по просьбе святого Алексия Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.
Выдвижение и одобрение Константинопольским Патриархом преемника митрополита Феогноста при жизни последнего были вызваны стремлением сохранить единство митрополии и ограничить вмешательство в дела Церкви неправославных светских правителей, поскольку к тому времени территория Киевской митрополии в политическом отношении была подвластна помимо русских князей частично польским королям-католикам и язычникам — великим князьям литовским. С конца XIII века периодически повторялись попытки (по разным причинам непродолжительные, но отражавшие общую тенденцию) создания отдельных митрополий на юго-западнорусских землях, первоначально по инициативе православных галицко-волынских князей, позднее — польских королей и великих князей литовских.
Особенно эти попытки усилились при великом князе Ольгерде, подчинившем большинство западных и юго-западнорусских земель и претендовавшем на господство над всеми русскими княжествами.
Уже во время пребывания Алексия в Константинополе туда прибыл тверской инок Роман, которому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для литовских владений. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея Каллист поставил Романа в 1355 году на восстановленную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке, включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывшего Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за Алексием вместе с титулом «митрополита всея Руси». Однако Роман сразу же нарушил определенные ему пределы.
Осенью 1355 года, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель Алексий отправился в Константинополь (куда еще раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».
На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Москве.
Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.
В 1357 году хан Джанибек потребовал у великого князя Иоанна Иоанновича (1353-1359), чтобы тот отпустил святителя Алексия в Орду для исцеления его супруги — ханши Тайдулы от глазной болезни, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть.
«Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».
Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Святой Алексий взял часть этой свечи и отправился в Орду. Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю земельный участок в Московском Кремле, на котором в 1365 году святитель Алексий заложил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь.
В Орде святитель Алексий вел в присутствии хана прение о вере.
В январе 1359 года во время смоленско-московско-литовских военных действий святитель Алексий отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южно-русских князей), но был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности. Однако святителю Алексию удалось бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву. За время его отсутствия в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (будущем Донском; родился в 1350).
Много пришлось святому владыке потрудиться в деле примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств.
Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.
В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении своей паствы и ее духовном просвещении. Почти за четверть века он поставил 21 епископа, с его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова (ок. 1360), Чудова (ок. 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей по его благословению в 1360-1362 годах был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексиевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (ок. 1358).
Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести.
Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как «игумена всей Русской земли».
Перед своей блаженной кончиной митрополит Алексий, святитель Московский, заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудовом монастыре. Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года, на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов и великого князя. По настоянию великого князя Димитрия Донского (1363-1389), глубоко почитавшего святого владыку, Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389-м году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий.
Мощи святителя Алексия были открыты 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425-1462). Однажды во время Божественной литургии обрушился свод ветхого храма Чудова монастыря, в котором покоился Святитель. При этом никто из молившихся в храме не пострадал. По повелению великого князя на месте старого храма начали строить новый. При копании рвов под его фундамент и были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором положили многоцелебные мощи святителя Алексия.
В 1448 году митрополит Иона установил празднование преставления (12 февраля) и обретения мощей (20 мая) святителя Алексия. После этого почитание Святителя получило самое широкое распространение, к нему обращались как к великому заступнику и молитвеннику земли Русской.
В 1484 году в Чудовом монастыре началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия.
В 1485 году святые мощи святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. В ноябре 1518 — июне 1519 года у раки святителя Алексия совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами. В 1522 году во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя заступничество от вражеского нашествия.
В XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.
В 1596 году был установлен совместный праздник трем святителям Московским: Петру, Алексию и Ионе.
При раке святителя Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох.
К выносному образу святителя Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень — по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. 20 мая 1686 года при патриархе Иоакиме мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенным храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто.
После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, где и покоятся до настоящего времени.
Преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год.
Вернуться назад
Отец монашества и друг преподобного Сергия Радонежского
Видный общественный деятель России 14 века, а также отец монашества, основавший множество монастырей.
Друг преподобного Сергия Радонежского, он пытался уговорить его стать его преемником на посту митрополита, но безуспешно. Он также является ангелом-хранителем Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси в 1990 – 2008 годах.
Родители святого Алексия были сановниками российского царского двора. Они дали ему блестящее образование и подготовили его к придворной службе, но Алексий не тянулся к мирскому успеху и стал монахом в двадцать с небольшим лет. В конце концов, он стал епископом Владимирским, а затем митрополитом Московским, высшим постом в Русской Церкви, находившейся тогда под властью Константинопольского Патриархата.
Служил в эпоху господства татар над Русью. Он дважды ездил ко двору татарского хана в Золотой Орде, где исцелил ханскую дочь, смягчив сердце хана к своей родине и сохранив свободу Церкви.
Святой Алексий дожил до семидесяти восьми лет. Преставился в 1378 г. и был погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Его мощи были чудесным образом обретены через пятьдесят лет, после чего стала праздноваться память великого святителя и молитвенника.
27 февраля 2023 г.
- Вверх
- Новый
Ответить
Житие святого Владимира Великого как непреходящее чудо
Святые Пост дня
В связи с приближением праздника святого Владимира Великого Киевского мы готовимся петь на всенощное бдение и Божественная литургия – песнопения, прославляющие его великий подвиг и апостольское служение в этой части мира.
Мученик Петр Алеут – молодой святой с Аляски
Сообщение дня Святые
Мученик Петр Алеут († 1815) был молодым алеутом, родившимся и выросшим на одном из островов Кадьякского архипелага. В 1815 году, будучи юношей, вместе с тринадцатью товарищами-алеутами, рыбаками и охотниками, он отплыл к берегам Калифорнии…
Мои открытия в день памяти святителя Николая
Сообщение дня Святые
Святитель Николай продолжает преподает нам ценные уроки и хранит еще много других для людей сегодня и для будущих поколений.
Он жил очень давно, но и сегодня остается одним из самых широко известных и почитаемых христианских святых.
Благословенны Сонмы Царя Небесного
Сообщение дня Святые
Главным итогом кровавого ХХ века в России стало беспримерное историческое явление святости. Трудно найти что-либо сравнимое с подвигом этих людей во всей мировой истории.
Святой Антоний Великий, отец всех монахов
Сообщение дня Святые
Святой Антоний Великий, отец всех монахов, является почитаемым и известным святым среди многих христиан, в том числе православных и католики. Его необыкновенный образ жизни и вера до сих пор вдохновляют людей становиться монахами.
Праздник Святителя Николая Чудотворца в монастыре
Святая почта дня
Святитель Николай Чудотворец – глубоко почитаемый святой в монастыре, и в его истории есть множество примеров его заступничества Святитель Николай Чудотворец был жили в Малой Азии в конце третьего и начале четвертого веков, но…
Оптинские старцы.
Утешители земли русскойСообщение дня Святые
Оптина Лавра — известная ставропигиия Русской Православной Церкви, расположенная в Калужской области. Ставропигией называется церковь или монастырь, освобожденный от юрисдикции местного архиерея и подчиняющийся непосредственно высшей власти…
Апостол Лука факты, биография, чудеса и цитаты
Святые
Святой Лука был одним из самых скромных учеников Христа. Он не был одним из двенадцати избранных, которые постоянно находились рядом с Сыном Божьим, ловя каждое Его слово и свидетельствуя о Его благословенных делах.
Сага о святом | КНЭВА
- Троицкий монастырь в настоящее время функционирует как главный богослов Русской Православной Церкви. (фото: Шон Спраг)
- В марте 2000 года в Троицком монастыре была отслужена специальная заупокойная литургия по группе российских милиционеров, убитых под Грозным, столицей Чечни.
(фото: Reuters New Media Inc./Corbis) - Современная икона преподобного Сергия Радонежского. (фото: Шон Спрэг)
- Вновь позолоченные купола Троицкого монастыря блестят на осеннем солнце. (фото: Шон Спраг)
- Позолоченные башни Троицкого монастыря встречают паломников. (фото: Шон Спраг)
- Паломник с иконой в руке присоединяется к процессии. (фото: Ричард Лорд)
Преподобный Сергий Радонежский, православный монах, ставший одним из самых влиятельных религиозных деятелей России, родился 3 мая 1314 года в русском городе Ростове. Крещенный Варфоломеем, он был благочестивым сыном богатого боярин, или дворянин, поздно потерявший свое состояние и ушедший в монастырь. Его жена, мать Варфоломея, ушла в монастырь в то же время.
Юный Варфоломей вырос в неспокойную эпоху. Область, которой суждено было стать русской нацией, состояла из независимых городов-государств, князья которых непрестанно воевали друг с другом.
Татары, свирепое среднеазиатское племя, впервые вторгшееся в Россию в 13 веке, продолжали укреплять свою власть частыми набегами. Русские князья были вынуждены признать сюзеренитет татарских ханов, которые посылали сборщиков налогов для сбора дани с этих побежденных правителей; они, в свою очередь, собирали дань с менее могущественных русских, таких как отец Варфоломея. В противном случае татары, похоже, оставили князей в покое. Историки отмечают, что практически не было смешанных браков, религиозных преследований и конфискации земель или поместий.
На протяжении всего этого периода лидеры городов-государств, особенно Москвы, Новгорода, Пскова и Твери, соперничали за первенство. В итоге Москва вышла победителем. Когда Ростов попал в руки великого князя Московского, его князья и бояре были лишены власти, имущества и чина. Недавно обедневший отец Варфоломея бежал с семьей из Ростова в Радонеж.
В 1336 году, после смерти родителей, Варфоломей и его старший брат Стефан, монах, устроили скит в лесах под Радонежем.
Вместе они воздвигли часовню, посвященную Святой Троице, и начали свою трудовую и молитвенную жизнь. Стефан, однако, устрашенный пережитыми невзгодами, вскоре покинул это уединенное убежище и отправился в Москву, где поступил в Богоявленский монастырь. Там он познакомился с будущим митрополитом Алексием, который тогда вел тихую монашескую жизнь. Алексей однажды возьмет на себя ответственность за Русскую Церковь и вскоре после смерти будет причислен к лику святых.
Несмотря на свой пыл, Варфоломей еще не принял монашеский постриг. В детстве он столкнулся со многими трудностями в обучении чтению и письму, в отличие от своего брата Стефана, способного ученика, который рано освоил Священное Писание. Напротив, Варфоломей наслаждался ручным трудом и имел способности к рукоделию, навыки, которые он нашел полезными в своей уединенной жизни. Тем не менее молодой отшельник обратился к настоятелю близлежащего монастыря за наставлением в монашеской жизни и 7 октября 1337 года, в возрасте 23 лет, принял монашеский постриг.
Поскольку он был пострижен в праздник св. Сергия и Вакха, он получил имя Сергий. Затем будущий святой вернулся в свое уединенное пристанище.
О жизни преподобного Сергия отшельником ходит много легенд. Говорят, что он боролся с демонами; говорят, что он жил невредимым среди диких зверей. Пожалуй, самая очаровательная легенда гласит, что к преподобному Сергию ежедневно приходил медведь, и он давал зверю кусок хлеба. Если бы у него был только один кусок хлеба, святой отшельник отдавал бы его медведю. Если не было хлеба, голодал и он, и медведь.
Никто не знает, сколько времени преподобный Сергий жил один в своей лесной глуши; что известно, так это то, что в конце концов к нему присоединились другие монахи. С их приходом начал формироваться Троицкий монастырь, которому суждено было стать главным русским центром религиозного обновления и символом национального самосознания. Зарождающемуся монастырю нужен был настоятель. По настоянию братии преподобный Сергий отправился в город Переславль, где епископ рукоположил его во священники и поставил игуменом.
Когда он вернулся в Троицу, община, включая игумена, насчитывала 13 монахов.
Небольшая община медленно росла по мере того, как мужчины, привлеченные преподобным Сергием – репутация подвижников, чудотворцев и сострадателей к бедным, вступали в монашескую жизнь. К 1354 году Троицкий монастырь — считавшийся первым в России культовым домом, названным в честь Троицы — стал центром миссионерской деятельности на севере России, основав до 75 зависимых монастырей. Более того, учение преподобного Сергия об общинной жизни и его социальные программы (он обучал крестьян лучшим приемам земледелия) сделали его одним из самых уважаемых духовных лидеров России.
Среди многих чудес, приписываемых преподобному Сергию, есть два, которые получили непреходящую известность. Рассказывают, что когда заболел единственный ребенок благочестивого христианина, жившего неподалеку, отец привел мальчика к святому и попросил его молитв. Пока обезумевший отец говорил, его ребенок умер и был положен в келье настоятеля.
Отец ушел готовиться к похоронам; святитель вошел помолиться над умершим младенцем. Внезапно мальчик ожил и начал двигаться. Вернувшись, отец нашел своего маленького сына живым. Удивленный отец бросился к ногам преподобного Сергия и горячо благодарил его.
Сообщается, что аббат сказал благодарному отцу, что его сын на самом деле не умер; лютый холод заморозил ребенка, а тепло аббатской кельи оживило его. По словам преподобного Сергия, никто из действительно умерших не мог вернуться к жизни до Дня Воскресения.
Второе чудо произошло с человеком, пораженным злым духом, родственники которого привели его в монастырь. Когда собрались монахи и запели «Te Deum», бесноватый успокоился. С помощью молитв святителя он выздоровел и пришел в здравый смысл.
В жизни аббата не обошлось без проблем. Его брат Стефан прибыл в Троицкий монастырь в 1355 году. Будучи старшим братом в феодальном обществе, Стефан имел власть над преподобным Сергием, но в религиозной жизни все изменилось.
Как игумен, преподобный Сергий имел власть над Стефаном, завидовавшим его младшему брату. Можно также утверждать, что Стефан был истинным основателем Троицкого монастыря, поскольку он, а не преподобный Сергий, был священником и монахом, когда два брата основали первоначальный скит.
Более того, некоторые монахи были недовольны спартанским правлением монастыря, с его упором на аскетизм, созерцательность, физический труд и нищету, и обратились к Стефану за руководством. Правило, уходящее своими корнями в Византийскую Церковь, было относительно новым для русского монашества. В некоторых монастырях монахи владели имуществом и содержались на частные средства; в других монахи занимались торговлей. Однако в Троицком монастыре имущество было общим, имущество принадлежало всем, и монахи занимались литургической и созерцательной молитвой, самоотречением и строгим физическим трудом, полагаясь на милостыню населения для поддержки. Этот монашеский образ жизни, установленный в Троицком монастыре преподобным Сергием, был одобрен Византийской Церковью, которая воспользовалась возможностями для общения, которые стали возможными благодаря установлению торговых путей, и установила прочные связи с Русской Церковью.
Вселенский Константинопольский Патриарх Филофей, первый среди равных в православной иерархии, послал в знак благосклонности преподобному Сергию и троицким монахам свое личное благословение.
Во избежание разногласий преподобный Сергий оставил Троицкий монастырь и испросил у митрополита Алексия разрешения построить у реки Кержач храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Непорочной и Пресвятой Богородицы. Когда к нему стали присоединяться мужчины, образовалась вторая монашеская община. Но иноки Троицкого монастыря просили Алексия вернуть к ним преподобного Сергия. Митрополит удовлетворил их просьбу и приказал преподобному Сергию вернуться, пообещав удалить из монастыря иноков, недовольных его руководством. Выбрав настоятеля для второй общины, преподобный Сергий вернулся в Троицу.
Еще одно, более серьезное испытание ждало святого настоятеля. Среди слухов и опасений нового татарского нашествия великий князь Дмитрий Донской Московский пытался объединить разрозненные русские княжества под своей властью.
С этой целью он послал преподобного Сергия с несколькими дипломатическими миссиями. Тогда князь Дмитрий спросил преподобного Сергия, идти ли ему против языческих татар. Отступив от традиционной ненасильственной позиции русского православия, святитель посоветовал князю бросить вызов татарам и предсказал победу русских войск.
В 1380 году князь Дмитрий, вдохновленный наставлением преподобного Сергия и благословленный святой иконой с изображением Божией Матери, возглавил собранные русские войска в отражении татарских и монгольских войск у Куликова, равнины к югу от Москвы у р. Река Дон. В результате преподобный Сергий был провозглашен «Покровителем России» и носит этот титул по сей день.
На тот момент стареющему настоятелю оставалось всего 12 лет до смерти. Однако его пыл, казалось, возрастал по мере того, как его тело слабело; он продолжал поститься, трудиться и совершать литургии Русской Православной Церкви. В сентябре 139 г.2 он тяжело заболел и 25 сентября в возрасте 78 лет скончался.
Большую часть XIV века, в период насилия, беспорядка и нравственного разложения, преподобный Сергий своей личной святостью и подвижническим правлением был источником вдохновения для русского народа. Как крупный лидер Русской православной церкви, он также был значительной объединяющей силой. Его наставник, митрополит Алексей, воспитал князя Дмитрия Донского и, попирая татарское засилье, помог князю положить конец феодальным распрям, разделившим русские города-государства. Именно митрополит Алексей уговаривал князя Дмитрия посоветоваться с преподобным Сергием.
Монастыри были центрами образования, которые помогли сохранить русскую национальную идентичность во время татарской оккупации, и Троицкий монастырь, безусловно, был самым влиятельным. Учреждая дочерние монастыри и монашеские школы, преподобный Сергий внес большой вклад в восстановление России после разрушительного монгольского нашествия.
Троицкий монастырь также сформировал русское монашество, введя новый тип общинной жизни, в которой имущество было общим; учения его святого настоятеля вдохновили устную традицию, оказавшую сильное влияние на русскую духовность.
Приняв монашество и основав новые монастыри по всей северной Руси, преподобный Сергий и его ученики также способствовали колонизации и освоению края. Троицкий монастырь вскоре стал центром русской культуры. К XV веку монастырь имел свою литературную традицию, в его стенах взращивался талант прославленного иконописца Андрея Рублева.
В 1920 году большевики закрыли монастырь и превратили его в государственный музей. Десять лет спустя Советы назвали город, в котором он располагался, Загорском в честь малоизвестного секретаря Московского комитета партии Владимира Загорского. В 1946 году, со смягчением официального отношения к религии, Троицкий снова стал действующим монастырем. В настоящее время здесь живут, работают и молятся около 150 монахов, а также 1000 семинаристов. Семинария, основанная в 1742 году, остается главным православным богословием.
Сегодня Троицкий монастырь вновь является маяком веры для русского народа. Паломники, ищущие свои культурные корни и религиозную идентичность, стекаются в недавно переименованный город Сергий Посад (в двух часах езды на пригородном поезде от Москвы), который окружает монастырь – крепостные стены.

(фото: Reuters New Media Inc./Corbis)