Сергий радонежский благословил на битву дмитрия донского благословил: Почему Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву? – Православный журнал «Фома»

Крест, которым Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву хранится в Киеве

Крест, которым Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву хранится в Киеве

— Широкая публика не знает, что в наших фондах хранится крест, которым в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил игумена и основателя Троицко-Сергиевского монастыря великого князя Московского Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой, закончившейся победой над полчищами хана Мамая, — говорит заведующий отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Константин Крайний

.  — У этой реликвии очень интересная история. После Куликовской битвы она хранилась в Москве в великокняжеской ризнице как святыня, символ победы в грандиозном сражении. Веря, что крест приносит воинскую удачу, царь Иван Грозный, отправляясь в 1552 году завоевывать Казань, благословил этим крестом свое войско и взял его с собой. По одной из версий, святыня была прикреплена к древку знамени. Поход завершился успехом и присоединением Казанского ханства к Московии. В Смутные времена (начало XVII века), наступившие после смерти Бориса Годунова, крест исчез. О том, где он находится, не было известно два с половиной века.

— Куда же делся крест Сергия Радонежского? — спрашиваю у Константина Крайнего.

— Вы, наверное, знаете, что в 1610 году польское войско и входившие в его состав украинские казаки заняли Москву. Царская ризница была разграблена, крест исчез. В поле зрения историков он вновь попал благодаря французскому инженеру и собирателю предметов старины Траншеру, который участвовал в строительстве железной дороги из Москвы в Киев в 1860-е годы и пополнял здесь свою коллекцию древностей.

Как выяснил профессор Киевской духовной академии Владимир Завитневич, этот крест Траншер купил на Слобожанщине в казацкой семье, где реликвия переходила по наследству из поколения в поколение, и вместе с другими сделанными в Украине приобретениями вывез в Париж. Кстати, его коллекция отличалась исключительной тщательностью подбора экспонатов. Знаете, многие ценители старины скупают все подряд, в том числе подделки, но Траншер в этом отношении был весьма осмотрителен.

В Париже инженер встретил бывшего городского голову Киева князя Павла Демидова-Сан-Донато и продал ему коллекцию. Замечу, что князь Павел был первым в истории Киева избранным городским главой.

— Фамилия у него необычная…

— Он из рода знаменитых уральских промышленников Демидовых. А Сан-Донато — это название небольшого итальянского княжества, которое находится недалеко от Флоренции. Вместе с княжеским титулом его купил дядя Павла Анатолий Николаевич, женившийся в 1847 году на племяннице императора Наполеона принцессе Матильде де Монфор.

У Анатолия и Матильды не было детей, поэтому титул князя и длинную фамилию унаследовал Павел, племянник Анатолия Николаевича.

[Spoiler (click to open)]

*То, что для креста Сергия Радонежского изготовили серебряные оклады, говорит об особом его почитании

Кстати, отец князя Павла — Павел Николаевич — скончался вскоре после рождения сына. Его женой была бесприданница Аврора Шернваль, славившаяся не только красотой, но и тем, что два предыдущих ее жениха умерли перед свадьбой. Влюбившегося в нее Демидова это не остановило. В качестве свадебного подарка невесте он купил один из легендарных в истории Европы бриллиант «Санси» (11,046 карата). Интересно, что правивший в XVII веке английский король Яков I не смог позволить себе заплатить сразу всю сумму, поэтому купил драгоценность в кредит. Так вот, молодожен Павел Демидов дожил до рождения сына, но вскоре заболел и оставил службу, чтобы заняться лечением. Увы, врачи помочь не смогли — Павел Николаевич скончался через три года после свадьбы в возрасте 42-х лет.

— Купив в Париже крест Сергия Радонежского, князь Демидов-Сан-Донато привез его в Киев?

— Нет. Павел Павлович осел в Европе, где и умер, — говорит Константин Крайний. — Свою коллекцию завещал (по другой версии — продал. — Авт.) католическому монастырю в Риме. Вдова князя Елена Павловна рассудила, что эта реликвия должна храниться на родине, поэтому выкупила крест и остальные вещи из коллекции мужа. Сколько ей пришлось заплатить, к сожалению, неизвестно. Она подарила все это Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии. Его закрыли во время Первой мировой войны — опасаясь оккупации Киева немцами, экспонаты подготовили к эвакуации. В 1920-е их перевезли в Киево-Печерскую лавру — здесь планировалось создать новый музей на основе многих коллекций. Собственно, таким образом у нас и оказался крест Сергия Радонежского.

— Приходилось читать, что его подлинность ставилась под сомнение.

— Да, в XIX веке было немало скептиков, заявлявших, что это подделка. Тогда за проведение экспертизы взялись знаменитый искусствовед, академик архитектуры Адриан Прахов (возглавлял работы по раскрытию старинных фресок в Кирилловской церкви и роспись Владимирского собора в Киеве.Авт.) и академик Николай Петров. Они пришли к выводу, что крест изготовлен не позже XVI века — времен Ивана Грозного. Об этом свидетельствует печать мастера Мюллера, сделанная на этом серебряном окладе. Есть еще один оклад — серебряный с позолотой, — изготовленный в XVIII веке, с надписью «Сим побеждай врага». Эту фразу произнес Сергий Радонежский, благословляя великого князя Дмитрия перед Куликовской битвой.

Историю этого креста до времен Ивана Грозного проследил уже упоминавшийся профессор Владимир Завитневич.

— Кстати, преподобный направил в войско двух своих воспитанников Пересвета и Ослябю, — вступает в разговор преподаватель Киевской духовной академии Игорь Храненко. — Пересвету выпало в самом начале сражения на Куликовом поле сойтись в бою с богатырем из вражеского стана Челубеем. Они убили друг друга. Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых.

— Сергий Радонежский вручил великому князю Дмитрию крест, которым благословил его на битву, — продолжает Константин Крайний. — Профессор Владимир Завитневич сравнил этот крест с другими крестами Сергия Радонежского. Оказалось, они очень похожи по форме и размерам, как и все распятия той эпохи, сделаны из дерева.

То, что для креста затем изготовили серебряные оклады, свидетельствует об особом его почитании. Показ этого раритета на Всероссийском археологическом съезде в Москве в 1890 году стал сенсацией.

— Доказательством подлинности креста является и то, что на нем есть следы отверстий, которые были проделаны перед походом Ивана Грозного на Казань — с их помощью реликвию прикрепили на древко флага в качестве навершия, — замечает Игорь Храненко.

— Иван Грозный пытался наследовать политику своего предка Дмитрия Донского, победившего Мамая на Куликовом поле, — подчеркнул Константин Крайний. — Мол, великий князь Дмитрий начал освобождение от ордынского владычества, а Иван Грозный завершил, завоевав Казанское и Астраханское ханства.

В нашей коллекции есть еще несколько очень ценных крестов. Например, преподобного Марка Печерника — монаха Киево-Печерской лавры, жившего в конце XI века. Также имеется подпрестольный крест, заложенный в основание Троицкой церкви в XII веке. Еще есть крест патриарха Иерусалимского Феофана III, который пришел в 1620 году в Украину, чтобы восстановить православную иерархию, упраздненную после Брестской унии.

Сейчас историческая реликвия  находится в сокровищнице Нацбанка Украины.

Теги: история, киев, культура, религия, русь

Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского на битву с Мамаем? » Перуница

Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок «произведений куликовского цикла»):

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот,

при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать… Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: «И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа». Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе…), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. «Задонщина» – поэтическое произведение на мотив и в стиле «Слова о полку Игореве». Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

На самом древнем списке «Задонщины» имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве «прешло лет 100». То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе «Задонщины» в начале XVI в. появился прозаический литературный текст «Сказание о Мамаевом побоище». Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: «…Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители… Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!..»

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи «Москва — третий Рим» или с окончательным освобождением от власти татар — сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием — это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.

Жития святых

./images/bg_header.jpg»>

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу

Святой Великий Князь Димитрий Донской

1 июня (19 мая) г. по старому стилю) церковь празднует память святого великого князя Димитрия Донского.

Святой князь Димитрий, сын князя Ивана Красивого и княгини Александры, родился 12 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и Святой Церкви под опекой святителя Московского Алексия. В воспитании князей святителю большую помощь оказал преподобный Сергий Радонежский. Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с талантом видного государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель под верховенством великих князей Московских и освобождению России от татарского ига. На всю свою деятельность Великий Князь получил благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с татарскими полчищами хана Мамая, святитель Димитрий посетил под Москвой Свято-Троицкий монастырь (в то время он назывался Троицким Домом) и поделился со святителем Сергием своими сомнениями относительно боеспособность его небольшого войска по сравнению с великим Мамаевым войском. Преподобный помолился Богу и благословил князя, пророча победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его воинов, послав с ними двух бывших великих воинов, а ныне троицких схимонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).


ул. Дмитрия Донского

Перед сражением святой Димитрий усердно молился Богу, а затем обратился к своим воинам со словами: Братья, пришло время нам испить из нашей чаши, и пусть это место станет нашей могилой ради Христа Битва состоялось на Куликовом поле, в междуречье Дона и Непрядвы, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года. За эту победу великий князь Димитрий удостоился наименования Донского. В благодарность Богу и Его Пресвятой Богородице святитель Димитрий основал на реке Дубенке Успенский монастырь и построил над могилами павших воинов храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В то же время в Троицком монастыре святой князь установил обычай всеобщего поминовения павших воинов (так возникли Дмитриевские родовые субботы). Перед смертью великий князь написал духовное завещание, повелев своим детям чтить мать свою великую княгиню Евдокию (Ефросинию в монашестве; преставилась 7 (20) июля 1407 г., поминается в лике святой), а правителям правительства жить по заповеди Божии, устанавливающие мир и любовь среди людей.

Преставился святитель Димитрий ко Господу 19 мая 1389 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Почитание великого князя Димитрия началось вскоре после его кончины. Жизнь святых являла собой яркий пример любви к Богу, ближним и Родине.

© 2000-2010 Русская Православная Церковь Преображения Господня.

Достопримечательности Московской области. Свято-Троицкая

достопримечательности Подмосковья. Свято-Троицкая — Сергиева Лавра. исследовать

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший русский православный монастырь, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Монастырь делился на три части — жилую, общественную и оборонительную. Троицкий монастырь вскоре стал духовным центром московских земель и опорой московских князей. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского, отправившееся на битву с татарами. Обитель облюбовали русские звезды, которые регулярно совершали паломничества по святыням Троице-Сергиевой. Ивана Грозного окрестили монастырем. В XVIII-XIX веках Свято-Троицкая Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России и одним из крупнейших землевладельцев.

В первые годы ХХ века монастырь продолжал строить новые кельи и здания, а в 1905 году была организована Лаврская типография. После революции 1917 года, в 1920 году, советское правительство закрыло лавру. Его здания были объявлены музеями или переданы различным общественным учреждениям. Монастырские колокола, в том числе Царь-колокол весом 65 тонн, были уничтожены в 1930 году. В 1945 году Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. 16 апреля 1946 года в Успенском соборе возобновилось богослужение. Важные реставрационные работы были проведены в 19 в.60-70-е годы.

В 1993 году Троицкая Лавра была включена в Список всемирного наследия ООН. Многочисленные памятники Троице-Сергиевой Лавры были построены лучшими зодчими страны в XV-XIX веках. В ансамбль монастыря входит более 50 зданий различного назначения. Самая ранняя постройка монастыря — белокаменный Троицкий собор, построенный в 1422—1423 годах на месте одноименной деревянной церкви, один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков.

Архитектурный ансамбль Лавры постепенно формировался вокруг Троицкого собора. Самым крупным сооружением монастыря является Успенский собор, построенный в 1559-1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Одной из архитектурных доминант является монастырская трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1686-1692 гг., почитаемая как один из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас XVII века в церкви преподобного Сергия Радонежского установлен в 1948. Святыни монастыря — мощи преподобного Сергия и других святых — привлекают тысячи паломников со всей России. В Лавре захоронены представители знатных русских родов, многие московские и другие архиереи. В ризнице хранится множество сокровищ — уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, дары звезд и состоятельных людей монастырю. Библиотека Лавры отличается значительным количеством рукописей — здесь хранятся русские летописи XV-XVII веков, уникальные образцы русских старопечатных книг, исторические документы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *