Сеньоры или синьоры: «сеньор» и «синьор» / Статьи / Newslab.Ru

Джуны, мидлы и сеньоры: в чём разница | GeekBrains

Кто есть кто в корпоративной IT-иерархии

2 минуты

10144

Автор статьи

GeekBrains

Автор статьи

GeekBrains

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/2859/og_image/a356276fe2c299a66a3f0c3a36a39126.png

HR-специалисты и работодатели придумали систему грейдов, чтобы было проще определять стоимость специалиста на рынке труда. Суть грейдов в том, что зарплата работника зависит от совокупности факторов: уровня ответственности, условий работы, цены ошибки.

Какие грейды есть в IT

В IT-среде выделяют три основных грейда:

  • Junior (джун) — решает простые задачи под присмотром более опытных товарищей.
  • Middle (мидл) — пишет код самостоятельно, но всё ещё находится под присмотром старших.
  • Senior (сеньор) — делает всё сам: занимается архитектурой, взаимодействием систем и другими высокоуровневыми вещами.

Деление условное, в разных компаниях требования к работникам могут различаться.

Кто такие джуны

Младшие разработчики, или джуны, — начинающие программисты. Они многое умеют, но у них нет главного — опыта работы. Джуны выполняют простые задачи под руководством наставников, например какую-то часть проекта. Зачастую они не понимают, зачем это делают, но это нормально. Главная цель джуна — чтобы всё работало.

От джуна ждут, что он:

  • знает основы своего языка программирования;
  • умеет писать и читать базовый программный код;
  • умеет пользоваться Git;
  • примерно понимает, как строятся процессы.

Через 6–8 месяцев джун может вырасти до junior+. Знак «+» говорит о том, что у разработчика есть базовые навыки и он может самостоятельно решать простые задачи.

Кто такие мидлы

Разработчики уровня middle (мидлы) — программисты с опытом от 2 до 4 лет. Это промежуточная должность в карьере IT-специалиста. В отличие от джунов, мидлы разрабатывают более крупные части проекта и осознают весь масштаб архитектуры.

От мидла ждут, что он:

  • умеет писать работающий код;
  • хорошо знает язык, на котором пишет, и понимает базовые концепции;
  • может самостоятельно выполнять сложные технические и базовые управленческие задачи;
  • умеет работать в команде и взаимодействовать с коллегами.

В некоторых компаниях в процессе работы мидл может получить два повышения:

До middle+ — знает свой фреймворк, на котором работает, и осваивает другие.

До middle++ — почти сеньор: может проектировать несложные системы и напрямую взаимодействовать с заказчиком.

Кто такие сеньоры

Старшие разработчики, или сеньоры, — ключевые люди в команде. Это специалисты с прокачанными гибкими (soft skills) и твёрдыми (hard skills) навыками. До этой ступени сложно дорасти. С неё открывается дорога на управленческие должности: тимлида или архитектора.

От сеньора ждут, что он:

  • глубоко понимает устройство библиотек, фреймворков, инструментов разработки;
  • умеет разрабатывать архитектуру продукта: сайта или приложения;
  • имеет управленческие навыки: может ставить цели команде и достигать их;
  • может самостоятельно реализовать новый проект с нуля;
  • может выступать наставником.

При должном старании сеньор может перейти на управленческие должности:

Стать тимлидом (team lead) и работать с людьми: организовывать и контролировать команду, грамотно расставляя приоритеты по задачам.

 

Стать архитектором (architect) и работать со сложными техническими системами, формировать структуру продукта. Архитектор не только создаёт продукт, но и доносит своё видение до заказчика и разработчиков.

Что в итоге

Плох тот джун, что не хочет стать сеньором. Система грейдов, выстроенная рекрутерами и работодателями, служит как мотиватором, так и лакмусовой бумажкой. Она помогает определить готовность работника перейти на следующий уровень: с новой нагрузкой, ответственностью, зарплатой, бонусами и премиями.

карьеракарьера в itпоиск работысобеседование

Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.

Не каждый, кого называют сеньором — сеньор. Но как им стать? / Хабр

Привет! Я — Александр Болжеларский, QA Automation Lead & Team Lead в NIX и спикер NIXMulticonf. Начну с небольшого дисклеймера. Каждый описывает сеньора так, как может, хочет и видит рядом с собой. При этом можно сказать, что в целом по отрасли портрет сеньора очерчен. Также важно понимать, что мы будем говорить о сеньоре в контексте уровня подготовки специалиста. В некоторых компаниях бывает так, что человеку дают погоны сеньора только для того, чтобы заманить его к себе. Хотя, объективно, он еще джун. Это не наша история.

Как тимлид и QA Automation-лид, я занимаюсь развитием своих подопечных. Мы рассматриваем с ребятами разные пути карьерного роста на 1:1 митингах, строим их личные планы развития, обсуждаем развитие всего отдела. В том числе пытаемся вместе построить путь к уровню сеньора для конкретного человека. И я обратил внимание, что люди по-разному формулируют для себя, кто такой сеньор. Хотел бы поделиться своими наблюдениями и развеять заблуждения о сеньорах, которые мне доводилось слышать.

Говоря о желании стать сеньором, люди могут подразумевать разное. Например:

  • Я хочу выполнять более сложные задачи. Если сложность задач не растет, я застоялся.

  • Я хочу получать более разнообразный опыт. Если я долго работаю в одном проекте, я застоялся.

  • Я хочу осваивать новые обязанности. Если характер задач не меняется, я застоялся.

  • Я хочу стать сеньором. Если мое звание не растет, я застоялся.

Интересно, что формулировка «хочу стать сеньором» существенно отличается от остальных.

В первых трех репликах акцент на том, что и как человек хочет делать. Хочет сложных, разнообразных задач и новых проектов. Такие специалисты понимают, что им нужно делать, чтобы получить желаемое. Они определяют путь, но никак не фиксируют конечный результат. Можно хоть 20 лет идти по пути «хочу более сложных задач».

А в последней реплике четко звучит конечная цель — получить звание сеньора. Но путь здесь не понятен. С такой формулировкой между мной сегодняшним и мной, который достиг цели — пропасть. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы дойти к цели. Возможно, это не для всех так. И я очень рад, если не для всех. При этом я встречаю ребят, которые не видят конкретного пути, хотя отчаянно хотят достичь цели.

Вернемся к профессиональному пути, который непонятен и неизвестен. Я попытаюсь его описать. Но не через перечисление всяких «сеньор должен…», а через ошибки в представлении, каким же должен быть сеньор. Если среди вас есть те, кто хочет получить этот тайтл, но не знает как, надеюсь, моя статья вам поможет этот путь разглядеть. Если вы хотите в сеньоры и знаете, как этого добиться, сверьте свой вариант с моим. Возможно, вы захотите что-то скорректировать в своем плане.

Заблуждение 1. Сеньор — знает абсолютно все

В этом заблуждении есть две проблемы. Во-первых, те, кто так думает, обрекают себя на то, чтобы никогда не ощутить себя сеньором. Ты думаешь, что твой «кумир» знает все. Ты стремишься достичь его высот. Ты учишься, узнаешь больше и больше… Но цель «знать все» как будто все дальше и дальше. А все потому, что так мы устроены: чем больше мы знаем, тем больше осознаем, как много еще не знаем. У этого качества есть название — эффект Даннинга — Крюгера.

Во-вторых, те, кто так думает, фокусируются исключительно на технических знаниях. Они улучшают свой код, качество написания документации, стремятся досконально изучить инструментарий. Они стремятся к техническому совершенству. И проблема тут в перекосе. За техническим совершенством теряются бизнес-задачи, которые требуют решения.

На самом деле сеньор не знает все. Он знает много. Учится много. При этом он ежедневно много гуглит. Не раздумывая, изучает все новое, что требуется для решения задачи. Сеньор умеет обобщать, находить закономерности. Если речь о проблемах, то он находит в них закономерности, определяет истинную причину и решает проблему. Он умеет видеть различия, потому в, казалось бы, похожих ситуациях предлагает разные решения.

Сеньор всегда стремится увидеть общую картину, охватить проект целиком. Именно это помогает ему принимать правильные решения, когда кто-то обращается к нему за помощью. Он умеет видеть перспективу. Раньше мы делали так, потому что ситуация была такая-то, а сейчас стоит поступить по-другому, потому что ситуация поменялась. И нужно быть готовым к такому, ведь все может поменяться еще и вот так.

Все это вместе может создавать впечатление, что специалист знает все, но это не так. И не к этому нужно стремиться.

Заблуждение 2. Сеньору любое задание под силу

Так получается, что сеньору редко поручают именно задачи. Задачи — это слишком просто. Задача — значит понятно, что и как делать, в этом есть опыт. В зависимости от сложности тасков, они уходят мидлам или джунам. А вот сеньору достаются проблемы. Что-то пошло не так, и есть только догадки почему. Нет готовых решений или похожих примеров в чужих проектах. Иди и разбирайся, анализируй, ищи решение, внедряй. Вот тут как раз пригодятся все те качества, которые мы рассматривали выше: способность видеть целую картину, умение декомпозировать проблему, находить закономерности и видеть отличия. Также в решении проблем важным считается умение действовать в обстановке полной (большой) неизвестности. Таким образом, если вы хотите в сеньоры, тяжелая реакция на неизвестность будет мешать вам этого достичь. Хорошая новость в том, что умение действовать в ситуации с многими неизвестными — это не врожденное качество и его можно тренировать.

Многие задачи сеньор генерирует сам. Ему их не ставят. Не потому, что ему никто не указ. Просто нередко он разбирается в вопросе лучше своих руководителей и может увидеть то, чего не видят они. Этот специалист предлагает такое, что остальным нужно, но сами они этого не умеют. Это качество из области проактивности. Сеньор не ждет, когда скажут, что делать. Он сам находит то, что нужно проекту, и предлагает решения.

Заблуждение 3. Сеньор поможет всегда и во всем

Сидит такой себе китайский учитель Ши-Фу в хижине на вершине горы. К нему приходят люди из окрестных селений и задают вопросы. А он — великий мудрец — на все эти вопросы имеет ответ. Это так не работает. Сеньоры очень плотно и активно участвуют в обучении. Они целенаправленно учат других. Они растят свою команду, подмогу или даже замену. Если он один будет великий гуру на 20 человек, то всю сложную работу будет выполнять сам. А 19 человек выстроятся в очередь, чтобы попросить помощи по своей задаче. Такая ситуация не радует сеньора. Он хочет, чтобы все умели свои задачи решать самостоятельно. Тогда он смог бы заняться решением проблем или задач, которые сложны для него самого.

Заблуждение 4. Софт скилы — вспомогательные навыки

Тут скрыто несколько ошибок. Во-первых, якобы все эти разговоры о софт скилах для РМ’ов и тимлидов. Логика размышлений здесь пример такая: «Красиво говорить нужно уметь тем, кто работает с заказчиками и управляет командами. Я не хочу быть ни РМ’ом, ни тимлидом. Я хочу быть классным инженером. Поэтому мне не надо».

Во-вторых, часто думают, что софт скилы для экстравертов. «Я не рвусь в менеджеры, потому что я интроверт. Мне комфортнее решать технические задачи, чем общаться с людьми. А вот РМ’ы и лиды — экстраверты. Им нравится общаться. Вот они и профессию себе такую выбрали. Все логично и на своих местах. Каждому свое».

В-третьих, позиция «мне не надо, у меня и так все хорошо. Я и так нормально общаюсь с командой. У меня нет проблем с пониманием заказчиков. Люди тоже вроде бы нормально меня понимают. Тут и решать нечего».

На самом деле софт скилы — это не про «красиво говорить». Это про умение за словами разглядеть суть, докопаться до главного. Про умение отделять эмоции от сути и фокусироваться на ней. Про умение задавать правильные вопросы. Формировать свою точку зрения и отстаивать ее. Способность различать отстаивание точки зрения и упертость. Умение различать гибкость и мягкость. Умение договариваться. Софт скилы — это про эффективное профессиональное общение. Все это сеньор делает ежедневно по многу раз. Сеньор без мягких навыков — это в лучшем случае стронг мидл.

Задайте вопрос каждому знакомому РМ’у и тимлиду: экстраверт он или интроверт. 9 из 10 (если не 10 из 10) ответят, что они интроверты. Не путайте причину и следствие. Они умеют хорошо общаться не потому, что экстраверты. Они выглядят как экстраверты, потому что научились хорошо общаться. И они этому именно учились. И постоянно учатся.

Вообще это сложный пункт. Все другие пункты о том, что человек думает о других людях. А здесь о том, что человек думает сам о себе, и свои скилы он оценивает высоко. Если бы оценивал плохо, я мог бы сказать «Не будь к себе слишком строг. Я вижу, что у тебя получается». Он бы услышал. Но сказать «Не переоценивай себя. Я вижу, что у тебя не очень-то и хорошо получается» — попытка, обреченная на неудачу. Поэтому я скажу так: если ты абсолютно уверен в том, что твои софт скилы на высоте, можешь проигнорировать этот пункт в статье. Если же тебе интересно проверить, действительно ли мягкие навыки хороши, спроси у своего лида, существуют ли такие задачи (или позиция в каком-либо проекте), которую он не готов тебе поручить именно из-за нехватки софт скилов. Попроси своего лида ответить максимально четко и развернуто.

Мое мнение: софт скилы — наша общая самая большая слабость. Среди нас есть люди с отличными мягкими навыками. Но их слишком мало на общем фоне. Возможно, это ты. А может, нет. Знаете это исследование, которое показало, что 80% людей считают, что они попадают в 20% людей с интеллектом выше среднего? Если действительно хочешь стать сеньором, не попадись в эту ловушку 80/20. Перепроверь, поинтересуйся, поучись.

Чтобы стать сеньором, надо мыслить широко и хорошо разбираться в проекте. Думай широко, даже если тебе выдали узкую задачу в конкретной области. Из своего лексикона точно нужно убрать такие выражения, как «я не могу», «меня это не касается». Именно те люди, которые не пасуют перед трудностями, доходят к вершине под названием Senior.

Во главе угла ставьте цель решить бизнес-задачу. Будьте готовы искать решения для сложных проблем или нетипичных задач.

Не страдайте от того, что вам не дали отрефакторить, дотестить регрессию. Найдите способ сделать максимум возможного в отведенное время и порадуйтесь, когда заказчик примет работу, продукт заработает, клиенты будут довольны. Учитесь действовать в обстановке с повышенной неизвестностью.

Делитесь опытом с другими: проводите лекции, организовывайте практики для своих команд, выступайте ментором, ведите за собой людей. Подкованная команда = успех в реализации проекта. Всегда осваивайте новые и оттачивайте имеющиеся навыки. Учитесь. Практикуйтесь. Считаю, что все это — прямая дорога к уровню сеньора.

Senior vs. Senior Adult: расшифровка терминологии пожилых людей