Сенека философ: Who Is Seneca? Inside The Mind of The World’s Most Interesting Stoic

Сенека — биография, личная жизнь, философия, причина смерти

Биография

Сенека (Луций Анней Сенека) — римский писатель, поэт, философ, политик. Он являлся одним из самых значимых последователей философии стоицизма, а также учителем императора Нерона

Детство и юность

Луций Анней Сенека родился в 4 году до н. э. в испанском городе Кордова в достаточно знатной семье, принадлежавшей к роду всадников. Отец Сенека-старший и мать Гельвия были образованными людьми, изучали историю, философию и риторику. Чуть позже, когда Луций и его старший брат Юний Галлион были юными, супруги решили перебраться в Рим. Там молодой Луций был учеником стоиков Папиния, Секстия, Аттале.

Отец мальчика обладал хорошими связями и деньгами, поэтому мог не экономить на образовании и развитии сына. Сенека-старший пророчил своему ребенку блестящую карьеру адвоката. И действительно — благодаря личной харизме, ораторскому таланту и замечательной эрудиции адвокатские дела Сенеки-младшего шли в гору.

Барельеф Сенеки

Но неожиданная тяжелая болезнь, которая требовала отъезда в Египет на длительное восстановление, нарушила все планы начинающего адвоката. Свалившееся горе подкосило Луция, и он чуть не покончил жизнь самоубийством.

После возвращения из Египта в Рим Сенека начинает обличать существующий строй в Римской империи, политиков в падении нравов, создает работы, связанные с моральной проблематикой.

Государственная деятельность

В 37 году к власти пришел Калигула. Он настолько не одобрял деятельность Сенеки, что принял решение убить его. И только случай спас философа от незавидной судьбы — любовница Калигулы отговорила императора от совершения преступления, считая, что Луций и так скоро умрет из-за болезни.

Император Калигула

Окончание правления Калигулы не стало для Сенеки успокоением — в 41 году к власти пришел Клавдий, который продолжил традицию прежнего императора. Он также негативно относился к харизматичному, властному и сильному политическому лидеру и по совету своей жены Мессалины отправил Сенеку в ссылку на остров Корсика, где ему пришлось пробыть долгих 8 лет.

По иронии судьбы вернуться на родину Луцию помогла новая жена Клавдия Агриппина. Властная женщина в то время была озабочена вопросом восхождения на престол своего 12-летнего сына Нерона после смерти императора. Ее тревожил сын Клавдия от первого брака — Британик, который также претендовал на престол. Именно поэтому она, влияя на мужа, вернула Сенеку в Рим — чтобы тот стал воспитателем юного Нерона.

Нерон и Сенека

Покровительство талантливого философа не прошло даром — Нерон стал великим и знаменитым императором в 17 лет. При его правлении Сенека получил должность консула и статус всемогущего советника.

Как обычно, у любой ситуации есть несколько сторон: с одной – Луций обладал почти безграничной властью, с другой – находился в полной зависимости от властвующего императора, с третьей – являлся объектом ненависти для римского народа и сената. Это повлияло на его решение уйти добровольно в отставку в 64 году. Он оставил все свое богатство в пользу государственной казны и укрылся в одном из своих имений.

Философия и поэзия

Сенека придерживался философии стоицизма. Ключевыми чертами этого направления являются безразличие, апатия, спокойное отношение ко всем ударам судьбы, фатализм. Очень четко философия стоицизма выражена в высказывании:

«Идущего судьба ведет, а упирающегося волочит».

И Сенека, являясь продолжателем этого направления, затрагивал темы счастья, гнева, добродетели, милосердия. Взгляды Сенеки отличались от взглядов представителей римского стоицизма: он пытался познать, что есть мироздание, что управляет миром и из чего он состоит, изучал теорию познания.

Итог его философской деятельности — «Нравственные письма к Луцилию». В них стоик показал, что философия учит прежде всего делать, а не рассуждать. Философия не может быть потехой для толпы, это не шоу. Она образует и формирует душу, упорядочивает жизнь и управляет действиями человека.

Бюст Луцилия

Луцилий — реальный человек, который являлся эпикурейцем. В античном мире не было настолько противоположных течений, как стоицизм и эпикуреизм, ключевыми моментами которого являлся гедонизм и наслаждение жизнью. Стоики же — это люди, которые жили в предельном аскетизме и старались контролировать свои эмоции и желания.

У Сенеки много работ, посвященных моральной проблематике, например, «О гневе». В ней он говорил, что важно не просто подавлять в себе гнев, но и проповедовать любовь к ближнему. В другой своей работе мужчина заговорил о милосердии — оно всегда приносит с собой счастье, успокоение в каждом доме; особенно ценно милосердие в царском доме, где оно, как правило, редкий гость.

Памятник Сенеке в Кордове

В целом труды Сенеки включают в себя 12 трактатов — упомянутый выше «О гневе», «О спокойствии духа», «О счастливой жизни» и т. д., также 3 более весомые работы — «О милосердии», «О добрых делах», «Исследования о природе». Кроме того, философ написал 9 трагедий, основанных на мифологии. Самыми известными работами являются «Эдип», «Медея», «Агамемнон», «Федра» и другие.

Современники ценят его прежде всего за мудрые изречения и глубокомысленные высказывания, которые не теряют свою актуальность и сегодня. Книги с его трудами активно печатаются и распродаются до сих пор.

Личная жизнь

Достоверно известно, что у Сенеки была как минимум одна жена Помпея Паулина, которая вдвое младше философа. Однако мнение историков разнится относительно того, с какого периода супруги состояли в браке и были ли у Сенеки женщины до Паулины. По версии античных авторов, Помпея — вторая жена философа, они познакомились у нее дома, Сенеке было за 50 лет.

Сенека

Этому мнению противоречит тот факт, что в трактате «О гневе» автор упоминает свою привычку каждый вечер анализировать в присутствии жены прошедший день. Трактат был написан еще при императоре Клавдии, когда Луцию было около 40 лет. По второй версии, философ женился на Паулине в 36 лет и прожил с ней в любви и согласии до самой своей смерти.

Так или иначе, количество браков и год женитьбы на Помпее официально не доказаны — эта страница биографии философа не до конца раскрыта. Личная жизнь гения так и останется секретом для современников. Но главным и незыблемым является то, что любовь женщины к Сенеке была самоотверженной и всепрощающей, она даже решилась на смерть вместе с супругом.

Смерть

Причиной смерти поэта и философа стала нетерпимость императора Нерона к своему бывшему воспитателю. Возникший заговор Пизона в 65 году раскрылся, и имя Сенеки совершенно случайно всплыло, хотя его никто не обвинял. Это стало поводом для Нерона распрощаться с философом — он приказал Сенеке перерезать себе вены.

Смерть Сенеки

Смерть Луция описал Тацит. По его словам, приговоренный в последние минуты жизни был тверд и спокоен, сам ободрял многочисленных друзей, всего один раз дрогнул — когда прощался с женой Паулиной. Он старался ее утешить, но женщина решила последовать за ним. Паулину вовремя остановили, и она пережила мужа на несколько лет.

Сенека, будучи стоиком, не колеблясь перерезал себе вены, но из-за преклонного возраста и малоподвижной крови никак не умирал. Мужчина приказал своим слугам перенести его в ванну и там, дыша горячими парами и обливаясь густой кровью, скончался.

Цитаты

«Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их».
«Если хочешь жить для себя, живи для других».
«Если сегодняшний день в твоих руках, меньше будешь зависеть от завтрашнего. Пока мы откладываем жизнь, она проходит».
«Задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление».

Библиография

  • 40 н. э. — «Утешение к Марции»
  • 41 н. э. — «О гневе»
  • 42 н. э. — «Утешение к Гельвии»
  • 44 н. э. — «Утешение к Полибию»
  • 49 н. э. — «О кратковременности жизни»
  • 62 н. э. — «О досуге»
  • 63 н. э. — «О душевном покое» или «О душевном спокойствии»
  • 64 н. э. — «О провидении»
  • 65 н. э. — «О стойкости мудреца»
  • 65 н. э. — «О счастливой жизни»

СЕНЕКА • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. Е. Кузнецов

СЕ́НЕ́КА Лу­ций Ан­ней (Lucius Annaeus Seneca) (Фи­ло­соф, или Млад­ший) (ок. 4 г. до н. э., Кор­ду­ба, ны­не Кор­до­ва – 65 н. э., Рим), рим. пи­са­тель, фи­ло­соф, гос. дея­тель. Сред­ний из 3 сы­но­вей Лу­ция Ан­нея Се­не­ки (Ри­то­ра, или Стар­ше­го). В Ри­ме по­лу­чил грам­ма­тич. и ри­то­рич. об­ра­зо­вание, уг­луб­лён­но изу­чал фи­ло­со­фию. Про­сла­вил­ся как су­деб­ный ора­тор. В сер. 30-х гг. стал се­на­то­ром. В 41 по во­ле Мес­са­ли­ны, суп­ру­ги Клав­дия, был со­слан на Кор­си­ку. В нач. 49 воз­вра­щён в Рим и на­зна­чен вос­пи­та­те­лем 11-лет­не­го Не­ро­на, по­сле при­хо­да к вла­сти ко­то­ро­го в 54 – фак­ти­че­ский пра­ви­тель Ри­ма (вме­сте с Аф­ра­ни­ем Бур­ром). Пи­сал для Не­ро­на ре­чи, фор­му­ли­ро­вал по­ли­тич. и юри­дич. ре­ше­ния выс­шей вла­сти. В 56 на­зна­чен на долж­ность кон­су­ла. При­ни­мал уча­стие в убий­ст­ве ма­те­ри Не­ро­на – Аг­рип­пи­ны (59). В 62 уда­лился от гос. дел, вёл скром­ный об­раз жиз­ни, по­свя­тив се­бя фи­ло­со­фии. Об­ви­нён­ный в за­го­во­ре, по при­ка­зу Не­ро­на по­кон­чил с со­бой.

С. был пло­до­ви­тым пи­са­те­лем; мно­гое из на­сле­дия ут­ра­че­но, в т.  ч. ре­чи, на ко­то­рых пре­ж­де все­го ос­но­вы­ва­лась его лит. ре­пу­та­ция. С 11 в. из­вес­тен сб. «Диа­ло­ги», со­став­лен­ный зна­чи­тель­но рань­ше, в ко­то­рый во­шли 12 на­пи­сан­ных в раз­ное вре­мя книг: «О про­ви­де­нии» («De providentia», по­сле 62), «О стой­ко­сти муд­ре­ца» («De constantia sa­pientis», 47–63), «О гне­ве» («De ira», 41), «Уте­ше­ние к Мар­ции» («De conso­la­tione ad Marciam», ок. 40), «О сча­ст­ли­вой жиз­ни» («De vita beata», ок. 58), «О до­су­ге» («De otio», ок. 62), «О спо­кой­ст­вии ду­ши» («De tranquillitate animi», по­сле 49), «О крат­ко­сти жиз­ни» («De brevi­tate vi­tae», 50–55), «Уте­ше­ние к По­ли­бию» («De consolatione ad Polybium», 44), «Уте­ше­ние к ма­те­ри Гель­вии» («De con­solatione ad Helviam matrem», 42). Со­хра­ни­лись трак­та­ты «О мяг­ко­сти» («De clementia», 56), «О бла­го­дея­ни­ях» («De beneficiis», ок. 60), а так­же «Нрав­ст­вен­ные пись­ма к Лу­ци­лию» («Epistolae morales ad Lucilium», созд. в 62, рус. пер. 1893, 1977), за­ду­ман­ные как це­ло­ст­ное лит. про­из­ве­де­ние (что не ис­клю­ча­ет на­ли­чия ре­аль­ной пе­ре­пис­ки С. с дру­гом – эпи­ку­рей­цем Лу­ци­ли­ем).

Фи­ло­со­фия С. в це­лом со­от­вет­ст­ву­ет клас­сич. стои­циз­му; на её фор­ми­ро­ва­ние ока­за­ли так­же влия­ние пи­фа­го­рей­цы, ки­ни­ки и идеи По­си­до­ния. С. не одоб­рял ло­ги­ку, счи­тая её бес­по­лез­ной; за­да­ча фи­ло­со­фии, со­глас­но С., – дать со­ве­ты че­ло­ве­ку в труд­ной си­туа­ции, нау­чить жить в со­гла­сии с при­ро­дой, на­пра­вить к бла­жен­ной жиз­ни – пол­но­му очи­ще­нию от по­ро­ков и аф­фек­тов и об­ре­те­нию безу­преч­ной доб­ро­де­те­ли. По­сколь­ку фи­ло­со­фия мыс­ли­лась С. как ду­шев­ная те­ра­пия, то его со­чи­не­ния об­ра­ще­ны пре­им. к «не­здо­ро­вой ду­ше»; про­из­ве­де­ния обык­но­вен­но оформ­ле­ны как диа­ло­ги или пись­ма и от­ме­че­ны пря­мо­ли­ней­ным мо­ра­лиз­мом. Со­сре­до­то­чив­шись на ре­ше­нии стои­че­ской про­бле­мы сво­бо­ды во­ли, С. осоз­на­вал, что пря­мо­ли­ней­ный де­тер­ми­низм не­со­вмес­тим с прак­ти­кой ду­шев­ной те­ра­пии и эти­кой мо­раль­ной от­вет­ст­вен­но­сти. Он не­од­нократ­но вы­ска­зы­вал­ся о соз­на­тель­ном ухо­де из жиз­ни как о пу­ти к сво­бо­де; в ча­ст­но­сти, оце­ни­вал са­мо­убий­ст­во Ка­то­на Млад­ше­го как фи­лос. акт.

Под име­нем С. из­вест­ны неск. ми­фо­ло­гич. тра­ге­дий, в це­лом от­ра­жаю­щих идеа­лы сто­ич. фи­ло­со­фии, в т. ч. «Ага­мем­нон» («Agamemnon»), «Бе­зум­ный Гер­ку­лес» («Hercules furens»), «Ме­дея» («Medea», сокр. рус. пер. М. В. Ло­мо­но­со­ва, 1748), «Эдип» («Oedi­pus»), «Фед­ра» («Phaedra»), «Фи­ни­ки­ян­ки» («Phoenissae»), «Фи­ест» («Thyes­tes»), «Тро­ян­ки» («Troades»). Сре­ди про­чих до­шед­ших до нас про­из­ве­де­ний – эпи­грам­мы, био­гра­фия от­ца – Се­не­ки Стар­ше­го, на­уч. труд «Ис­сле­до­ва­ния о при­ро­де» («Naturales quaestiones», по­сле 62). С. при­пи­сы­ва­ет­ся ин­век­ти­ва в ду­хе ме­нип­по­вой са­ти­ры «Отыкв­ле­ние бо­же­ст­вен­но­го Клав­дия» («Apocolocyntosis di­vi Claudii», др.-греч. ’Αποϰολοϰύνθω­σις, от ϰολοϰύνϑη – ты­к­ва, по ана­ло­гии с ἀποθέωσις  – обо­же­ст­в­ле­ние; 54 или 55, рус. пер. 1891 под назв. «Са­ти­ра на смерть им­пе­ра­то­ра Клав­дия»; в рус. пер. 1899 – «Псев­до­апо­фе­оз им­пе­ра­то­ра Клав­дия»; в рус. пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го – «Апо­фе­оз бо­же­ст­вен­но­го Клав­дия», 1957), на­пи­сан­ная в фор­ме про­зи­мет­ра.

Твор­че­ст­во С. поль­зо­ва­лось по­пу­ляр­но­стью у ран­них хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей (в т. ч. у Тер­тул­лиа­на и Ав­гу­сти­на). К кон. 4 в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние под­лож­ная пе­ре­пис­ка С. с апо­сто­лом Пав­лом. В сред­ние ве­ка С. – один из са­мых чи­тае­мых и ав­то­ри­тет­ных рим. ав­то­ров. На рус. яз. ак­тив­но пе­ре­во­дил­ся с 18 в.

Кто такой Сенека? Внутри разума самого интересного стоика в мире

Профили, профили философов-стоиков и многое другое

Это часть нашей серии из трех частей, посвященной трем наиболее важным философам-стоикам: Марку Аврелию, Сенеке и Эпиктету. Здесь вы найдете краткое введение в Сенеку, рекомендуемую литературу, три упражнения/урока от него, а также подборку цитат. Вы также можете прочитать наше введение в стоицизм, если вы не знакомы с его философией.

Если вы хотите глубже погрузиться в стоицизм и научиться применять его философию в своей жизни, ознакомьтесь с нашим самым популярным курсом «Стоицизм 101: древняя философия для вашей реальной жизни». Это 14-дневный курс, который предоставит вам инструменты, чтобы жить такой же яркой и экспансивной жизнью, как стоики. Наряду с 14 ежедневными электронными письмами будет 3 видеосессии в прямом эфире с автором бестселлеров Райаном Холидей, одним из выдающихся мыслителей и писателей в мире, посвященных древней философии и ее месту в повседневной жизни. Узнайте больше здесь и обязательно зарегистрируйтесь до того, как 22 марта начнется живая группа!

Введение

Автор Нассим Талеб любит рассказывать историю Фалеса Милетского, древнегреческого философа, который, как шутит Нассим, «устал от шуток своих приятелей о том, что «те, кто может, делают, другие философствуют». И, по-видимому, Фалес принял это близко к сердцу — после некоторых умных ходов он заработал огромную сумму денег, которая позволила ему подтвердить, что его стремление к философии было искренним. Чтобы показать, что он не осуждал богатство как «кислый виноград» из-за неспособности добиться успеха.

И Сенека был еще одним философом, для которого проблема богатства и богатства занимала центральное место — как может так называемый философ-стоик в какой-то момент стать одним из самых богатых людей в Римской империи? Один только этот парадокс делает Сенеку одной из самых очаровательных фигур древности и достойной нашего изучения. Но, как мы увидим ниже, это лишь один из многих заставляющих задуматься аспектов его жизни.

Он родился на юге Испании более 2000 лет назад и получил образование в Риме. Он был сыном Сенеки Старшего, известного римского писателя, а позже дядей поэта Лукана. Сенека сделал карьеру в политике и стал высокопоставленным финансовым клерком. В этот период он также написал трагедии, а также свои Утешение Марсии , которое является частью его произведений об утешении.

В его жизни произошел крутой поворот в 41 г. н.э., когда Клавдий стал императором и сослал Сенеку на остров Корсика за предполагаемую супружескую измену с Юлией Ливиллой, племянницей императора и сестрой Калигулы. Во время ссылки он написал письмо матери, утешая ее во время ссылки. Восемь лет спустя, по другому сценарию, Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, добилась разрешения Сенеке вернуться и стать наставником и советником ее сына. Позже Нерон стал одним из самых печально известных и тиранических императоров в истории Римской империи, что вызвало еще больше вопросов о характере Сенеки. Неудивительно, что богатство Сенеки пришло в основном во время службы Нерону. Здесь уместно упомянуть, что смерть Сенеки в 65 г. н.э. наступила по приказу самого Нерона (который думал, что Сенека был частью заговора против него, цель которого состояла в том, чтобы убить Нерона и заменить его Гаем Писоном).

Во все эти неспокойные периоды стоицизм оставался постоянным в его жизни. Знакомство Сенеки с этой философией произошло от Аттала, философа-стоика, который был ранним учителем Сенеки. Сенека также был поклонником Катона, имя которого регулярно появляется в его трудах. Тем не менее Сенека не ограничивался только стоицизмом — он широко заимствовал идеи из других школ, поскольку мы видим, как он в нескольких случаях цитирует Эпикура. После его смерти Сенека оказал влияние на таких известных деятелей, как Эразм, Фрэнсис Бэкон, Паскаль, Монтень, вплоть до наших дней, поскольку мы наблюдаем возрождение интереса к нему. Два примечательных примера среди многих включают автора бестселлеров и бывшего трейдера Нассима Талеба, который посвятил Сенеке целую главу в своей последней книге, а также писателя и предпринимателя Тима Ферриса, который опубликовал аудиокнигу о Сенеке и часто упоминал Сенеку в своем популярном блоге.

И большой интерес к нему, конечно, неудивителен. Сенека не только писал о философии, но и использовал ее так, как она должна была использоваться: чтобы управлять и ориентироваться в преимуществах и недостатках судьбы. И тех, кого он знал очень хорошо — от огромных богатств до изгнания и достойного исполнения приказа о самоубийстве от собственного ученика Нерона.

Там есть уроки для всех нас, независимо от того, с чем мы сейчас сталкиваемся.

Прежде чем мы это сделаем, остается вопрос. Как понять такую ​​жизнь? Философ, который был сверхбогат, наставник одного из самых ужасных императоров в истории Римской империи, но его моральные труды призывали нас быть лучше. В статье 9.0005 The New Yorker , Элизабет Колберт пишет, что, хотя некоторые, например критик Роберт Хьюз, называют Сенеку «лицемером, которому почти нет равных в древнем мире», более поздние ученые предлагают более тонкую точку зрения. «Возможно, — пишет она, — по их мнению, в Сенеке лицемер , а в — сила морального сдерживания». Здесь важно отметить, что Сенека осознавал это, чтобы понять это. Как он писал: «Я не мудрец и никогда им не буду».

Он достаточно хорошо понимал, что он несовершенен и вынужден идти невероятно трудными путями. Его жизнь была наполнена богатством, властью, амбициями, политикой, но также и жизнью — в меру его возможностей — философии, самоанализа и самосознания.

Известные работы и рекомендуемая литература

Одна вещь, которая выделяется у Сенеки, это то, что он является одним из самых интересных и доступных для чтения древних философов. Частично это было связано с тем, что его самые известные работы были написаны в виде писем. У нас есть две основные рекомендации для вас:

О краткости жизни  Этот сборник из трех коротких писем может быть лучшим введением в Сенеку. Главный, О краткости жизни — строгое напоминание о невозобновляемости нашего самого важного ресурса: нашего времени. Одна из его самых известных цитат взята из этого сочинения и над ней стоит задуматься: «Нам не дается короткая жизнь, но мы делаем ее короткой, и мы не бедны, а расточительны».

Письма стоика Судя по всему, Сенека был надежным другом, который давал своим друзьям отличные советы. Теперь мы можем читать эти письма, и они могут вести нас через проблемы с горем, богатством, гневом, бедностью, успехом, неудачей, образованием и многими другими вещами. Если вы предпочитаете аудиокниги, вам следует послушать сборник «Дао Сенеки», недавно выпущенный Тимом Ферриссом.

Если вам все еще любопытно, мы рекомендуем взглянуть на пьесы Сенеки, Умирая каждый день , великолепную биографию Сенеки, а также взять упомянутый выше Антихрупкость , в котором есть увлекательная глава, посвященная ему. Те, у кого есть склонность к науке, могут найти академическую статью «Сенека на суде», если хотят углубиться в нее.

3 Упражнения и уроки от Сенеки

1. Найдите якорь

Сенека в своих письмах к Луцилию призывает его выбрать образец для подражания, чтобы обеспечить стандарт для жизни. Это, конечно, идея, которая никоим образом не является уникальной для стоицизма, но Сенека лаконично объясняет, почему это необходимый шаг в нашем стремлении к хорошей жизни. Выбранный нами человек может дать нам принципы, которые помогут нам ориентироваться даже в самых трудных и коварных обстоятельствах, а также стандарты, по которым мы можем судить о своем повседневном поведении. Как писал Сенека,

«Так что выбери себе Катона — или, если Катон покажется тебе слишком суровым, Лелия, человека с не столь строгим характером. Выберите того, чей образ жизни, слова и само лицо, отражающее характер, скрывающийся за ним, заслужили ваше одобрение. Всегда указывайте на него себе как на своего опекуна или как на образец. На мой взгляд, необходим кто-то в качестве эталона, по которому наши персонажи могли бы мерить себя. Без линейки, чтобы сделать это против, вы не сделаете кривое прямым».

2. Никогда не будь рабом своего богатства

Вернемся к парадоксу о философии и богатстве. Нассим Талеб рассуждает о богатстве Сенеки следующим образом: Сенека хотел только верха богатства, но всегда был готов использовать его и никогда не зависел от него. Он был ее хозяином, а не ее рабом. Все плюсы, ни одного минуса. Нам нужно постоянно пересматривать, не попались ли мы в ловушку даров удачи настолько, что боимся потерять и поэтому превращаем ее в своего хозяина. Как писал Сенека в О счастливой жизни рассуждая о своем богатстве:

«Ибо мудрец не считает себя недостойным каких-либо даров из рук Фортуны: он не любит богатства, но хотел бы иметь его; он впускает не в свое сердце, а в свой дом; и какое богатство он не отвергает, но сохраняет, желая, чтобы оно предоставило ему больше возможностей для практики своей добродетели ».

Как он резюмировал свое отношение к тому, чтобы быть хозяином, а не рабом удачи: «Ибо мудрый человек считает богатство рабом, а глупец — господином».

3. Боритесь со своим эго

Сенека хорошо понимал, как наше эго может мешать нам учиться и развиваться. В сегодняшней культуре завышения самооценки каждого мы привыкли слышать только похвалу. Понемногу мы начинаем покупать его все больше и больше. Перефразируя то, что один журналист написал о лидерах-тиранах, когда постоянно слышишь, что ты супермен, начинаешь в это верить. Сенека предостерегал Луцилия от такой снисходительности:

«Главное препятствие в том, что мы быстро довольствуемся собой. Если мы находим кого-то, кто называет нас хорошими людьми, осторожными и принципиальными, мы признаем его. Мы не довольствуемся умеренной хвалебной речью, но принимаем как должное любую лесть, которой нас бессовестно осыпают. Мы согласны с теми, кто называет нас лучшими и мудрейшими, хотя знаем, что они часто произносят много лжи: мы так балуем себя, что хотим, чтобы нас хвалили за добродетель, противоположную нашему поведению. Человек слышит, как его называют «милостивейшим», когда он причиняет мучения. Отсюда следует, что мы не хотим меняться, потому что мы верим, что мы уже превосходны».

Seneca Quotes

«Продумай свой путь через трудности: суровые условия можно смягчить, ограниченные можно расширить, а тяжелые могут облегчить тех, кто умеет их выносить».

«Пусть вся твоя деятельность будет направлена ​​на какой-нибудь предмет, пусть она будет иметь какую-то цель».

«Часто очень старый человек не имеет другого доказательства своей долгой жизни, кроме своего возраста».

«Мы говорим, что с мудрецом ничего не случается вопреки его ожиданиям».

«Поверьте мне, лучше понимать баланс собственной жизни, чем торговли зерном».

«Нам не дана короткая жизнь, но мы делаем ее короткой, и мы не бедны, а расточительны».

***

P.S. Авторы бестселлеров The Daily Stoic Райан Холидей и Стивен Хансельман снова объединились в своей новой книге «Жизнь стоиков: искусство жизни от Зенона до Маркуса». Наряду с представлением увлекательных жизней всех известных и не очень известных стоиков, «Жизнеописания стоиков» содержат вневременные и применимые уроки о счастье, успехе, стойкости и добродетели. Книга доступна для предзаказа и выйдет 29 сентября. !

———
Познакомьтесь со стоиками:

Кто такой Марк Аврелий? Знакомство с римским императором

Кто такой Сенека? Внутри разума самого интересного стоика в мире

Кто такой Эпиктет? От раба до самого востребованного философа в мире

Кто такой Клеанф? Преемник Зенона и второй глава школы стоиков

Кто такой Катон? Роман Сенатор. Смертельный враг Юлия Цезаря.

Кто такой Зенон? Знакомство с основателем стоицизма

Кто такой Цицерон? Знакомство с величайшим политиком Рима

Кто такой Посидоний? Самый академический стоик

Кем был Панетий? Распространение стоицизма из Греции в Рим

Кто такой Паконий Агриппин? Введение в Red Thread Contrarian

Кто такая Порция Катон? Введение в стоическую суперженщину

Кто такой Гай Рубеллий Плавт? Знакомство с соперником Нерона

Кто такой Хрисипп? «Второй основатель стоицизма», который умер со смеху

Кто такой Диотим? Знакомство с человеком, который совершил невероятную ошибку


Исследуйте наш ежедневный стоический магазин

Сенека | Биография и факты

Seneca

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
c. 4 до н.э. Испания
Умер:
65 Рим Италия
Известные работы:
«Утешения»
Механизм/стиль:
Серебряный век

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Seneca важен?

Сенека был римским философом, государственным деятелем, оратором и трагиком. Он был ведущей интеллектуальной фигурой Рима в середине I века н. э. и был фактическим правителем со своими друзьями римского мира между 54 и 62 годами, во время первой фазы правления императора Нерона. Трагедии Сенеки оказали влияние на Уильяма Шекспира и Джона Вебстера.

Какой была семья Сенеки?

Сенека был вторым сыном в богатой семье. Его отец, Сенека Старший, был известным учителем риторики в Риме. Его мать звали Хельвия. Его старшим братом был Галлион, который встретил святого апостола Павла в Ахайе в 52 году н. э., а его младший брат был отцом поэта Лукана.

Что написал Сенека?

Сенека написал стоические философские трактаты, такие как Моральные письма Луцилию , серия эссе, в которых обсуждается ряд моральных проблем. Он также написал трагедии, основанные на особенно кровавых и мстительных эпизодах греческого мифа, таких как Thyestes , в котором семейный конфликт приводит к тому, что сыновья подаются своему невольному отцу в качестве тушеного мяса.

Каковы были политические достижения Сенеки?

Будучи наставником Нерона, Сенека имел значительное политическое влияние в первые годы правления этого императора. Вместе со своим другом Буррусом Сенека провел налоговую и судебную реформы и способствовал более гуманному отношению к рабам. Но, как фаворит тирана, он также должен был потворствовать — или изобретать — убийство матери Нерона, Агриппины.

Как умер Сенека?

Сенека впал в немилость у Нерона в 62 г. Он отошел от общественной жизни, а в оставшиеся годы написал несколько своих лучших философских работ. В 65 году враги Сенеки обвинили его в участии в заговоре с целью убийства Нерона, и ему было приказано совершить самоубийство.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Сенека , полностью

Луций Анней Сенека , имя Сенека Младший (род. ок. 4 г. до н. э., Кордуба (ныне Кордова), Испания — умер в 65 г. н. э., Рим [Италия]), римский философ, государственный деятель, оратор и трагик. Он был ведущей интеллектуальной фигурой Рима в середине I века н.э. и был фактическим правителем со своими друзьями римского мира между 54 и 62 годами, во время первой фазы правления императора Нерона.

Молодость и семья

Сенека был вторым сыном в богатой семье. Его отец, Сенека (Сенека Старший), был известен в Риме как учитель риторики. Его мать, Гельвия, отличалась прекрасным характером и образованием. Его старшим братом был Галлион, который встретил апостола Павла в Ахее в 52 г. н.э., а его младший брат был отцом поэта Лукана. Тетушка взяла юного Сенеку мальчиком в Рим, и там он выучился на оратора и получил философское образование в школе Секстиев, в которой стоицизм смешивался с аскетическим неопифагорейством. Здоровье Сенеки пошатнулось, и он отправился поправляться в Египет, где жила его тетка со своим мужем, префектом, Гаем Галерием. Вернувшись в Рим примерно в 31 году, он начал карьеру в политике и юриспруденции. Вскоре он поссорился с императором Калигулой, которого удержал от убийства только тот аргумент, что его жизнь наверняка будет короткой.

В 41 году император Клавдий сослал Сенеку на Корсику по обвинению в прелюбодеянии с принцессой Юлией Ливиллой, племянницей императора. В этой неблагоприятной среде он изучал естествознание и философию и написал три трактата под названием « утешений » (« утешений »). Под влиянием Юлии Агриппины, жены императора, он был отозван в Рим в 49 г. Он стал претором в 50 г., женился на Помпее Паулине, богатой женщине, создал влиятельную группу друзей, включая нового префекта гвардии Секста Афрания. Бурруса и стал воспитателем будущего императора Нерона.

Убийство Клавдия в 54 г. выдвинуло Сенеку и Бурруса на вершину. Их друзья командовали крупными армиями на германской и парфянской границах. Первая публичная речь Нерона, составленная Сенекой, обещала Сенату свободу и конец влиянию вольноотпущенников и вольноотпущенниц. Агриппина, мать Нерона, решила, что ее влияние должно продолжаться, и были другие могущественные враги. Но Сенека и Буррус, хотя и были провинциалами из Испании и Галлии, понимали проблемы римского мира. Они провели налоговую и судебную реформы и способствовали более гуманному отношению к рабам. Их кандидат Корбулон победил парфян; в Британии более просвещенная администрация последовала за подавлением восстания королевы Боудикки.

Викторина по Британике

Философия 101

Что такое экзистенциализм? Кем был Сократ? Что такое идеализм? Проверьте свои знания по этим и другим темам с помощью викторины Philosophy 101!

Но, как сказал историк Тацит, «Нет ничего более неустойчивого и ненадежного в человеческих делах, чем власть, не опирающаяся на собственную силу».

Сенека и Буррус были любимцами тирана. В 59 г. им пришлось потворствовать — или придумать — убийство Агриппины. Когда Буррус умер в 62 г., Сенека понял, что так продолжаться не может. Он ушел из общественной жизни, а в оставшиеся годы написал несколько своих лучших философских работ. В 65 г. враги Сенеки обвинили его в участии в заговоре Пизона с целью убийства Нерона. Получив приказ покончить жизнь самоубийством, он встретил смерть стойко и хладнокровно.

Философские произведения и трагедии

The Apocolocyntosis divi Claudii ( Тыквение божественного Клавдия ) стоит особняком от остальных сохранившихся работ Сенеки. Политическая пародия, остроумная и беспринципная, имеет своей темой обожествление — или «тыквение» — императора. Остальные делятся на философские произведения и трагедии. Первые излагают эклектичную версию среднего стоицизма, адаптированную для римского рынка Панэцием Родосским (II век до н. э.) и развитую его соотечественником Посидонием в I веке до н.

э. Посидоний лежит за книгами по естествознанию, Naturales quaestiones ( Естественные вопросы ), где возвышенные общие сведения об исследовании природы компенсируются простым изложением фактов. Из Consolations , Ad Marciam ( To Marcia ) утешает даму в связи с потерей сына; Ad Helviam matrem ( Матери Хельвии ), матери Сенеки в изгнании; и Ad Polybium ( To Polybius ), могущественный вольноотпущенник после потери сына, но с подхалимской мольбой об отзыве с Корсики. De ira ( О гневе ) подробно рассматривает страсть, ее последствия и контроль. В De clementia ( О милосердии ), увещательном обращении к Нерону, милосердие прославляется как суверенное качество римского императора.
О транквилизате аними
( О душевном спокойствии ), De Constantia sapientis ( О стойкости мудреца ), De vita beata ( О счастливой жизни 0) и De

006 (

На досуге ) рассмотреть различные аспекты жизни и качества философа-стоика. De beneficiis ( On Favors ) представляет собой расплывчатую трактовку благ с точки зрения дарителя и получателя. De brvitate vitae ( О краткости жизни ) показывает, что человеческий век достаточно велик, если правильно использовать время, что случается редко. Лучше всего написаны и наиболее убедительны « Ad Lucilium epistulaemorales » (« моральных писем к Луцилию 9»).0006). Эти 124 блестящих эссе рассматривают ряд моральных проблем, которые нелегко свести к одной формуле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Из 10 «Сенеканских» трагедий Октавия безусловно, а Геркулес Этей вероятно подделка. Другие обрабатывают знакомые греческие трагические темы с некоторой оригинальностью деталей. Попытки оформить их как схематическую трактовку стоических «пороков» кажутся слишком изощренными. Предназначенный для чтения пьесы, а не для публичного представления, тон очень монотонный, подчеркивающий зловещее и сверхъестественное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *