Семья бетховен: Личные и семейные проблемы. Борьба за опеку

Содержание

Личные и семейные проблемы. Борьба за опеку

Личная жизнь Бетховена осложнялась тем, что будучи представителем артистической элиты и вращаясь в аристократических кругах, он оставался простолюдином по происхождению. В конце 1801 года через семейство Брунсвик, где он давал уроки фортепьяно сестрам Терезе и Жозефине, композитор познакомился с их кузиной, юной графиней Жюли (Джульеттой) Гвиччиарди. В ноябре этого года он пишет другу детства Францу Вегелеру о своей новой привязанности: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною.» Однако, вероятно, Бетховен понимал, что он никогда не сможет сделать предложение своей возлюбленной из-за сословных предрассудков (в 1803 году она вышла замуж за графа фон Галленберга). В том же 1801 году композитор посвятил Джульетте фортепианную сонату №14, известную как «Лунная соната». См. также.

В свою очередь, отношения Бетховена и Жозефины Брунсвик наполнились новым звучанием после смерти в 1804-м году ее первого мужа, графа Йозефа Дейма. В период с 1804-го по 1810-й год композитор отправил ей пятнадцать страстных любовных писем; дама ответила взаимностью его чувствам, однако в 1807-м году под давлением семьи была вынуждена разорвать эти отношения. Графиня была обязана соблюсти реноме и рисковала потерять право опеки над детьми, рожденными в браке с Деймом, если бы вышла замуж за простолюдина. После того, как в 1810 году Жозефина обручилась с бароном фон Стакельбергом, Бетховен делал предложение Терезе Мальфатти, которой, по некоторым данным, он посвятил багатель «К Элизе», но также получил отказ по причине своего неблагородного происхождения.

 

Весной 1811 года Бетховен тяжело заболел: его мучила лихорадка и головные боли. По совету врача он провел шесть недель на курорте Теплиц. Следующей зимой, во время работы над Седьмой симфонией состояние композитора опять ухудшилось, и лето 1812 года он также провел в Теплице, где написал знаменитое письмо «Бессмертной возлюбленной». Кто был его адресатом – Джульетта Гвиччиарди, Терезае Мальфатти, Жозефина или Антония Брентано – остается загадкой для биографов.

Осенью этого же года он нанес визит своему брату Иоганну с целью настоять на прекращении его незаконного сожительства с Терезой Обермайер – женщиной небезупречной репутации, уже имевшей одного незаконнорожденного ребенка. Бетховену не удалось уговорить брата расторгнуть этот «неприличный союз», однако, ссылаясь на авторитет церкви и общественного мнения, получилось склонить его к заключению брака, что и произошло 9 ноября.

В начале 1813 года Бетховен пережил эмоциональный и творческий кризис, негативно отразившийся и на его финансовом положении. Тем не менее, он продолжал заботиться о брате Карле, больном туберкулезом, и поддерживать деньгами его семью, вопреки давней ссоре и обещанию оставить брата без гроша.

 

Моментом душевного возрождения для композитора стало сообщение о сражении при Ватерлоо (или по европейской традиции — при Виттории), где наполеоновская армия была разбита войсками коалиции под командованием герцога Веллингтона.

Батальная симфония «Победа Веллингтона» и Седьмая Симфония были представлены слушателям 8 декабря 1813 года на благотворительном концерте в пользу жертв военной кампании. Сочинение пользовалось успехом у широкой публики, благодаря не только идеологической подоплеке, но и простой композиции, патетическому и возвышенному настрою. «Победа Веллингтона» (или «Битва при Виттории»)неоднократно повторялась в следующих концертах — в январе и феврале 1814 года. На фоне укрепления композиторской репутации и роста популярности, Бетховен получил заказ на возобновление и доработку оперы «Фиделио», которая также успешно была представлена публике в июле 1914 года. Тогда же, впервые за пять лет он вернулся к созданию фортепьянных сонат — сонату №27 Oр.90, написанную летом 1814 года, можно считать важной точкой в развитии этого жанра в творчестве Бетховена. Кроме того, он вошел в число композиторов, получивших заказ на создание патриотических музыкальных произведений, приуроченных к Венскому Конгрессу, который начался в ноябре 1814 года и привлек в австрийскую столицу глав государств и дипломатических представителей разных стран.

В период между 1815-м и 1817-м творческая продуктивность композитора вновь пошла на спад. Отчасти причина была в длительной болезни – хроническое воспаление и лихорадка не отпускали его более года, но большее влияние имели негативные факторы его личной и общественной жизни: неразделенные сердечные увлечения, жесткая цензура со стороны австрийского правительства, а также болезнь и смерть от туберкулеза брата Карла.

 

В период болезни брата Бетховен оказывал финансовую помощь его семье, а после его смерти в ноябре 1815-го года оказался втянутым в долгое судебное разбирательство по поводу опеки над своим девятилетним племянником Карлом. Бетховен заявил свои единоличные права на опекунство, поскольку считал мать ребенка, Джоанну недостойной исполнять родительские обязанности (помимо финансовой несостоятельности женщина имела проблемы с законом и репутацией – помимо Карла у нее был старший незаконнорожденный сын, а также судимость за воровство). В то же время, согласно последней воле усопшего Людвиг и Джоанна получали равные права на опеку над ребенком. Решением суда в феврале 1816-го года права на опеку были признаны за композитором, но вплоть до 1820-го года вдова брата отсылала повторные иски, и следователи регулярно докучали ему требованиями подтвердить благополучие мальчика, которого Бетховен отправил учиться в частный пансион.

Тяжба по поводу опеки усугублялась сложностью австрийской системы правосудия. В стране действовали несколько судов для разных общественных сословий: отдельный суд для дворян, земский суд и несколько судов для простолюдинов, в том числе – гражданский суд при венском магистрате. При выборе судебной инстанции Бетховен скрыл тот факт, что голландская частица «ван» не является эквивалентом германской частицы «фон», указывающей на дворянское происхождение гражданина. Благодаря этой уловке Бетховену удалось добиться рассмотрения дела об опеке в земском суде и рассчитывать на решение в свою пользу. Однако во время слушания показаний сторон композитор случайно обмолвился о своем неблагородном происхождении, и в декабре 1818-го года дело было передано в гражданский суд магистрата, который, в свою очередь, отказал Бетховену в единоличной опеке над ребенком.

Композитор подал апелляцию и восстановил опекунство, тогда как протест Джоанны не смог изменить судебного решения. Все следующие годы Бетховен был крайне озабочен тем, чтобы юный Карл вел достойный и высокоморальный образ жизни. Как известно, композитор не отличался обходительностью и тактом, и нередко грубо вмешивался в дела и личную жизнь племянника. Постоянное нервное напряжение довело молодого человека до попытки самоубийства – 31 июля 1826-го года он выстрелил себе в голову. К счастью, рана оказалась не смертельной, и после выписки из больницы Карл вернулся в дом своей матери. Он простил своего дядю, однако после восстановления здоровья записался в армию и оставил семью. В последний раз он виделся со своим опекуном в начале 1827-го года.

Читать дальше →

Тереза Обермайер (ван Бетховен) — супруга Николауса Иоганна

Мы, наконец, завершаем рубрику «Семья Бетховена», и сегодня мы поговорим о Терезе Обермайер — супруге Николауса Иоганна ван Бетховена.

Напомним, что в предыдущем выпуске мы коротко рассмотрели биографию Николауса Иоганна, младшего брата Людвига ван Бетховена. Сегодня же мы поговорим о его супруге. Выпуск будет не очень подробный, так как о Терезе мы, к сожалению, знаем слишком мало. Поэтому, данная статья будет как бы небольшим «дополнением» к предыдущей, где мы уже упоминали эту женщину.

Итак, Тереза ван Бетховен (девичья фамилия Обермайер) известна нам, как одна из двух невесток великого Людвига ван Бетховена. Напомним, что второй невесткой (точнее, первой, если рассуждать в порядке хронологии) была Иоганна Рейс, супруга другого брата композитора, Каспара.

Тереза родилась 18 августа 1787 года в Вене в семье пекаря,

Вольфганга Обермайера и его супруги, Терезии (девичья фамилия Вальдман). У нее также был брат, Леопольд и три сестры: Катарина, Жозефа и Агнес.

Известно, что в молодости девушка не стыдилась «случайных связей», и 30 января 1807 года девятнадцатилетняя Тереза, работавшая в то время служанкой в Маргаретене (в то время он был пригородом Вены, а сейчас считается «Пятым районом» Вены), родила девочку.  Учитывая, что Тереза в тот момент не была замужем, ее дочь, Амалия Вальдман, считалась незаконнорожденной.

Обратите внимание: нам не известно, почему именно девочка получила фамилию Вальдман (фамилию своей бабушки по материнской линии. Вполне возможно, что это было сделано, чтобы «защитить честь» фамилии отца Терезы, Леопольда Обермайера, от дурных (хотя и правдивых) слухов о похождениях ее дочери. Известно также, что в качестве крестного родителя Амалии была указана Катарина, одна из сестер Терезы.

Молодая мать была явно не в состоянии самостоятельно воспитывать свою дочь, и девочка была передана приемной семье, а потом и вовсе, в приют для сирот.

Уже 23 апреля 1808 года, двадцатилетняя Тереза ​​вновь оказалась в том же положении и родила еще одного незаконнорожденного ребенка. Однако судьба второго ребенка была обречена: маленькая Магдалина Обермайер умерла буквально через год после рождения, 26 мая 1809 года.

Замужество за Николаусом Иоганном

Через несколько лет в жизни Терезы произошли важные перемены, обеспечившие ей определенное место в биографии Людвига ван Бетховена.

Суть в том, что Агнес (некоторые переводят, как Агнесса), сестра Терезы, была замужем за врачом, 

Георгом Иоганном Саксингером. Супруги снимали жилье в Линце. А владельцем дома, в котором они снимали жилье, как и аптеки, входившей в состав этого дома, был некто иной, как Николаус (Иоганн) ван Бетховен.

Так уж получилось, что Тереза часто приезжала гостить к своей сестре и оставалась у нее на ночь. Молодая девушка быстро обратила внимание на Николауса (Иоганна) — молодого аптекаря, разбогатевшего на австро-французской войне.

Тереза, нуждавшаяся в деньгах, устроилась работать экономкой в доме Иоганна (Николауса). А в скором времени их профессиональные отношения переросли в романтические, и уже 8 ноября 1812 года все там же, в Линце, двадцатипятилетняя Тереза Обермайер выйдет замуж за брата великого композитора.

Напомним, что незадолго до этой свадьбы Людвиг ван Бетховен, узнавший о намерении своего брата, Иоганна, совершить данную, как он считал, глупость

, пытался всячески расстроить эту женитьбу (подробнее об этом мы уже говорили в статье про самого Николауса Иоганна).

Однако все его попытки были напрасны, и свадьба Терезы с Иоганном все-таки состоялась. Более того, Иоганн (Николаус) взял на себя обязательство опекать и дочь Терезы, пятилетнюю Амалию.

Отношения Терезы Обермайер с Бетховеном

Из предыдущей статьи Вы уже знаете, что Бетховен с самого начала не полюбил избранницу Иоганна (Николауса). Ситуация очень напоминала отношение композитора к его другой невестке, Иоганне Рейс (супруге Каспара). Однако здесь проблема осложнялась еще и наличием у Терезы незаконнорожденного ребенка.

Более того, Бетховен обвинял Терезу в корысти (мол, она с Иоганном только из-за его денег), а также в развращенном поведении, но еще больше он раздражался по поводу своего брата, который, по мнению композитора, не замечал этих недостатков своей избранницы.

Ситуация осложнилась в 1823 году, когда до Бетховена дошла новость о том, что во время болезни Иоганна (Николауса) его супруга не оказала своему больному мужу должного внимания и, более того, привела в квартиру любовника. Рассуждать об истинности данной истории мы не будем, однако мы точно знаем, что разгневанный Бетховен после этого случая неоднократно призывал брата расстаться с Терезой и ее дочерью. Однако этого так и не произошло.

Стоит принять во внимание, что Тереза, зная об отношении Бетховена к ней и к ее дочери, старалась не огрызаться и не провоцировать композитора, известного своей эмоциональностью и даже конфликтностью.

Даже, когда Бетховен с племянником, недавно совершившим попытку самоубийства, приехали в Гнейксендорф, в усадьбу Николауса (Иоганна), его супруга пыталась не раздражать композитора своим видом (композитор жил в отдельной комнате в другой части усадьбы).

Есть даже свидетельства, что Тереза наняла сына одного из виноделов их усадьбы, Михаэля Крена, ухаживать за своим деверем.

Вполне возможно, что 26 марта 1827 года Тереза Обермайер находилась в комнате Бетховена в последние часы его жизни. По крайней мере, об этом свидетельствовал Ансельм Гютенбреннер, который своими глазами видел момент смерти композитора (подробнее об эпизоде: читать).

Именно последний находился в комнате умирающего композитора, пока его друзья, Брёйнинг и Шиндлер (возможно, с ними был и Николаус Иоганн), ушли решать организационные вопросы по поводу захоронения композитора, так как его кончина была уже неминуема.

Однако в последнее время также популярна версия, будто бы господин Гютенбреннер, мало знакомый с семьей Бетховена, перепутал Терезу с сиделкой композитора, по прозвищу

Сали (или Зали, полное имя — Розалия). Но эта версия не имеет каких-либо внушительных доказательств.

Смерть Терезы и судьба ее дочери

Тереза Обермайер, она же Тереза ван Бетховен, умерла 20 ноября 1828 в Гнейксендорфе, предположительно от нервной горячки (раньше так называли «тиф»), то есть, буквально через полтора года после смерти своего деверя, великого композитора.

Единственным наследником Терезы, унаследовавшим все ее состояние (половину совестно нажитого с Николаусом Иоганном имущества) была та самая дочь, Амалия (других детей у семьи не было, так как после вторых родов Тереза больше не могла иметь детей).

Николаус Иоганн, вдовец Терезы, был просто в недоумении от предсмертной воли своей супруги, так как еще 23 декабря 1820 года, после серии систематических «атак» Бетховена на их отношения (композитор не только призывал младшего брата бросить Терезу и ее дочь, но также и требовал у Николауса Иоганна назначить Карла, их общего племянника, своим наследником), пара заключила между собой своеобразный

контракт, в котором каждый супруг в случае своей смерти обязался оставить все свое имущество другому супругу и больше никому.

Однако 21 мая 1827 года, буквально через два месяца после смерти Бетховена, Тереза изменила свое завещание, и, таким образом, Николаус Иоганн был вынужден передать огромную по тем временам сумму (около 20 тысяч флоринов) своей падчерице.

Известно, что 11 февраля 1830  года Амалия вышла замуж за Карла Стёльцля (или Штёльцля), лесного комиссара из Граца. Брак состоялся в Вене, и, судя по всему, пара переехала туда на постоянное место жительства.

Есть свидетельства, что в Вене Амалия какое-то время подрабатывала экономкой, однако эту информацию мы не перепроверяли.

Известно, что 24 ноября 1830 года у Амалии и Карла родился сын, которого назвали Карлом, в честь отца. Все было бы замечательно, вот только уже 10 марта 1831 года двадцатичетырехлетняя Амалия умерла от оспы.

Таким образом, наследство Амалии, полученное от покойной Терезы, досталось ее вдовцу, Карлу Штёльцлю, который потом женился на другой женщине. Известно, что после этого Карл (вдовец Амалии) работал директором стекольной фабрики, а у сына Амалии (он же внук Терезы Обермайер) впоследствии было 10 детей (потомки некоторых живут и в наше время).

Современного образа Терезы, к сожалению, нет. Музыковед Александр Тейер описал Терезу, как «обладающую очень изящной и точно пропорциональной фигурой и приятным, хотя и не особо красивым лицом»

.

На счет «красоты лица» Терезы спорить не будем, ибо не видели. Однако на счет «изящной и пропорциональной фигуры» сразу возникает противоречие, ибо Бетховен при жизни как-то назвал ее «толстухой». В свою очередь, ее дочь, Амалию, композитор наградил другим эпитетом: «Бастард».

Семья Бетховена — Classic FM

Семья Бетховена — Classic FM

Семья Бетховена оказала на него сильное влияние, помогая создать как напряжение, так и страсть, лежащие в основе его величайшей музыки. Джон расскажет о влиянии семьи Бетховена на его музыку в своей серии из 12 частей «Бетховен: раскрытие личности

».

Подробнее Бетховен новейший

Сила «Похоронного марша Бетховена», музыкального шедевра, исполняемого во время процессии королевы

Как звучит лирика триумфальной «Оды к радости» Бетховена?

Симфония Бетховена исключена из Эдинбургского международного фестиваля из-за разногласий по поводу маски Covid-19

Исследование показало, что дельфины лучше ведут себя после прослушивания Баха и Бетховена

Учительница математики случайно сделала музыкальный мем, который затроллил мир

Откройте для себя музыку

Пианист создал гениальный дабстеп-ремикс на «Лунную сонату» Бетховена перед публикой

«К Элизе» Бетховена звучит удивительно очаровательно, когда «перевернута» с ног на голову.

Лиззо играет на флейте «Оду к радости» Бетховена в веселом оркестровом скетче.

Классическая музыка может стать ключом к дальнейшему развитию аккумуляторов электромобилей

Российские студенты-музыканты смело осуждают пропутинский трюк дирижера с буквой Z

Узнать больше Лучшая классическая музыка

10 произведений классической музыки, которые на 100% изменят вашу жизнь

Откройте для себя музыку

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Откройте для себя музыку

15 самых известных мелодий классической музыки

Откройте для себя музыку

25 лучших пианистов всех времен

Откройте для себя музыку

15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете

Откройте для себя музыку

Последнее на Классическом FM

Лучшие радиопередачи на этой неделе, в том числе «Альбом недели» и «Drive Discovery».

Ведущие британские оперные труппы урезали финансирование в заявлении Совета искусств

«У тебя все еще есть это!» — 90-летний Джон Уильямс случайно играет концерт Брамса во время записи

Уильямс

Pet Classics, наша специальная программа для успокоения домашних животных в Ночь костров, возвращается в 2022 году.

Бесстрашное насекомое присоединилось к классическому гитаристу для дуэта в забавном моменте концерта

Xuefei Yang

Активисты Extinction Rebellion останавливают Реквием Верди в Концертгебау, сравнивая его с «тонущим Титаником»

Во Франции нашли давно потерянную скрипку Страдивари, украденную нацистами во время Второй мировой войны.

Откройте для себя музыку

«Катастрофа»: музыкальные инструменты залиты водой из-за неисправности системы полива концертного зала

Мы можем точно угадать месяц вашего рождения по вашим предпочтениям в классической музыке

Образ жизни

Лучшие балетные партитуры всех времен

Откройте для себя музыку

Как вымерла семья Бетховена? – Popular Beethoven

В этой статье мы узнаем, что случилось с семьей Бетховена после смерти композитора Людвига ван Бетховена.

Людвиг ван Бетховен никогда не был женат и не имел детей . Таким образом, не является продолжением родословной от знаменитого композитора. В его семье родилось семеро детей, но детство пережили только трое: сам Людвиг, Каспар и Николаус. Из трех братьев только у Каспара были дети, сын по имени Карл.

|По теме: Братья и сестры Людвига ван Бетховена

После смерти Каспара в 1815 году Бетховен подал в суд на мать Карла добивается единоличной опеки над мальчиком . Он считал Джоанну (мать) непригодной для опеки. Поскольку его брат в своем последнем завещании назначил их обоих соопекунами, ожесточенная судебная тяжба длилась годами. В конце концов он победил, но мальчику был нанесен непоправимый эмоциональный ущерб, который позже в своей жизни совершил неудачное самоубийство.

Каспар умер в 1815 г., Людвиг — в 1827 г., а Николаус — в 1848 г. Карл, вопреки желанию дяди, вступил в армию в Богемии, в декабре 1826 г. Вскоре умер Людвиг ван Бетховен (1827 г.) и в своем последнем завещании оставил все Карлу .

Карл оставался в армии до 1832 года, затем женился на Каролине Наске, от которой у них было пятеро детей, четыре дочери и мальчик, которого назвали Людвигом в честь знаменитого дяди. Людвиг Иоганн ван Бетховен получил образование в гимназии пиаристов в Вене, затем, как и его отец, пошел в армию.

Этот человек, Людвиг Иоганн ван Бетховен, недостоин имени семьи! В 1862 году он украл деньги из своего полка, а через шесть лет ему пришлось бежать из Вены, спасаясь от кредиторов и уголовного суда. В обоих случаях ему помогала мать. Он поселился в Мюнхене, Бавария.

Здесь он был представлен Рихарду Вагнеру и через него королю Баварии, который оказался другим Людвигом, королем Людвигом II. Чтобы добиться благосклонности, он ложно объявил себя внуком Бетховена , композитора. Уловка сработала, так как король был настолько впечатлен, что платил ему ежемесячный доход на жизнь! Для некоторых он представлял себя бароном, выманивая у них деньги.

В 1871 году Людвигу Иоганну и его жене Мари (пианистке) вместе с сыном Карлом Юлиусом пришлось бежать в Гамбург и там отплыть в Америку. Обоим были предъявлены уголовные обвинения, Иоганну — четыре года, Мари — шесть месяцев тюрьмы.

В Америке он сменил имя на Луи Ван Ховен, работал в Детройтской железнодорожной компании, позже начал бизнес по аренде инвалидных колясок в Нью-Йорке. Мари стала учителем игры на фортепиано и гастролировала по США. У пары было шестеро детей, но детство пережил только Карл Юлий.

Позже семья вернулась в Европу (предположительно в 80-х), ненадолго в Вену, затем в Париж и Брюссель. Луи ван Ховен (он же Людвиг Иоганн ван Бетховен) умер в нищете в Брюсселе в 1913. Его жена Мария в 1917 году.

Единственный оставшийся Бетховен, Карл Юлий, вначале работал журналистом в газетах в Брюсселе, позже вступил в австрийскую армию в 1916 году. Через год после операции он умер от перитонита. Его смерть привлекла большое внимание, так как люди поняли, что последний носитель имени Бетховен умер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *