Самаведа. Тексты
Самаведа состоит из коллекции гимнов и священных текстов, которые предполагается петь, а не просто читать. В классической Самаведе гимны поются во славу Бога и носят в основном религиозный и философский характер. Гимны Самаведы выходят из Ригведы и таким образом передают уроки Ригведы. Её можно назвать сокращенной версией Ригведы в мелодичной форме. Мелодичные записи называются «Саманами», отсюда и название Самаведа. Самаведа содержит около 1900 стихов, 95% из которых были получены из Ригведы. Каждый слог Самаведы поется в соответствии с семи «шварами» или музыкальными нотами по возрастанию гаммы, по убыванию, или в разнообразных сочетаниях. Хотя Веды считаются источником классической музыки, понятия Рага, Талас и другие были введены гораздо позже.
Содержание Самаведы
Музыкальная аннотирование Самаведы это то, что придает ей уникальный характер. Самаведа является образом восхищения преданности и духовности. Суть Самаведы и Ригведы были прекрасно сформулированы великим знатоком Вед ученым Дэвидом Фроули. Он говорит, что если Ригведа это слово,то Самаведа это песня, если Ригведа является знанием, Самаведа является реализацией, если Ригведа является женой, Самаведа является мужем.
Состав
Из многих книг или Самхит из Самаведы, документально известно существование по крайней мере 1000 Самхит, мы знаем сейчас только три книги. Этими тремя Самхитами являются: Каутхомия, Рахаяния и Джайминия. На самом деле Каутхомия и Рахаяния почти неотличимы по своему содержанию. Единственная разница существует в том, как гимны расположены из строф. В Джайминие сушествует не так много гимнов по сравнению с Каутхомия и Рахаяния. В общем Сама Веда делится на две основные части: Арчика (сборник стихов ) и Уттарчика (второй сборник стихов). Арчика содержит пятьсот восемьдесят пять мелодичных гимнов. Именно эти гимны используются во время жертвоприношения. Уттарчика состоит из четырехсот гимнов, которые как предполагается, будут петь во время главных жертвоприношений.
Песнопения первого сборника стихов отличается от второго сборника стихов тем, что они расположены по порядку обращения к богам, но в Уттарчике песнопения собраны в соответствии с главными жертвами. Эти различные части Самаведы различаются по времени их происхождения, обычно считается, что Арчикавозникла до Уттарчики. Гимны или песнопения в Арчике более мелодичны, чем в Уттарчике. Также, Уттарчика необходима Арчике, потому что завершает ее.
Арчика также имеет две основные части: Грамагеяджана, которая является книгой песнопений жителей деревень и Аранйягана, книга гимнов, которые предназначены для пения исключительно в лесах. Аранйягана была отдельной от Грамагейяджаны, поскольку песнопения, содержащиеся в ней, считались очень мощным и опасными для пения в населенном пункте, поэтому их использование и пение было ограничено в леса и свободных местах. Было также две других книги, которые назывались Ухагана и Ухйагана. Ухагана является частью Грамагейяджаны, а Ухйагана частью Аранйяганы.
Существует книга, которая называется Самавидхана Брахмана, это ритуальная книга, полная магических заговоров и песнопений, которая принадлежит Самаведе. Она посвящена исключительно магии и оккультизму.
Метричный размер и мелодия: Стихи или гимны в Самаведе приведены в метрике Гаятри. Они упорядочены в строфы, которые также типично состоят из Гаятри и Джагати, это позволяет сделать их мелодичными с целью пения. Самаведа состоит из Сама стихов. Эти Сама стихи учили устно в виде песен, а иногда с помощью музыкальных инструментов. Позже, эти стихи учили в виде музыкальных записей. Это означает, что текст был теперь изображен в том виде, в котором он должен был спет. Предполагается, что с самого начала каждая мелодия имела специальное имя. В связи с этим, мелодии упоминаются в ритуальных книг под своим определенным именем. Эти мелодии не были просто какими-то простыми музыкальными сборниками, эти мелодии или гимны имеют символическое значение и мистические эффекты. Две из важнейших мелодии Самаведы, используются в Ригведе: Брихат и Ратхантара. Эти мелодии восходят к временам, когда религиозные песни пелись в благоприятные самые короткие и самые длинные дни в году, и на другие местные и национальные религиозные праздники. Есть некоторые мелодии, которые так стары, как песни пре брахманских оккультных жрецов, используемые в диких обрядах и ритуалах. Сама строфы являются основой индийской музыки.
Тексты Самаведы
Для просмотра текстов на Санскрите и транслитерации нужно установить шрифты Sanskrit
Шанти-патха Самаведы и Савитри-упанишад
Ом, да станут сильными мои части тела, речь, прана, глаз, ухо также сильными (да станут) все способы восприятия!
Да не буду я разделён с Благом (Брахмой) (описанном в) Брахма-упанишаде!
Да не будет разделено Благо (Брахма) со мной! Нераздельность да будет! Нераздельность со мной да будет!
Когда Тот Атман удовлетворён, что (описан в Упанишаде), добродетели (дхармы) те – во мне да станут, они – во мне да станут!
Ом! Спокойствие, невозмутимость, тишина! Да будет ОМ – для Хари (Вишну)!
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Агни (Огонь) – это Савитар, Земля – Савитри. Где тот Агни, там – Земля, и конечно где Земля, там Агни. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Варуна (Божество Вод)– это Савитар, Воды – Савитри. Где тот Варуна, там – Воды, и конечно где Воды, там Варуна. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Ваю (Божество Ветра)– это Савитар, Пространство (Акаша) – Савитри. Где тот Ваю, там – Пространство, и конечно где Пространство, там Ваю. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Яджня (Молитва)– это Савитар, Метрические размеры (Чхандас) – Савитри. Где та Молитва, там – Метрические размеры, или где Чхандасы, там Яджня. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Грозовая туча– это Савитар, Молния – Савитри. Где та Грозовая туча, там – Молния, или где Молния, там Грозовая туча. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Адитья– это Савитар, Небеса – Савитри. Где тот Адитья, там – Небеса, или где Небеса, там Адитья. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Чандра– это Савитар, Накшатры (лунные созвездия) – Савитри. Где тот Чандра, там – Накшатры, или где Накшатры, там Чандра. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Манас (различающее сознание)– это Савитар, Вач (речь) – Савитри. Где тот Манас, там – Вач, или где Вач, там Манас. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Кто такой Савитар, кто – Савитри? Так Пуруша (Мужчина)– это Савитар, Женщина – Савитри. Где тот Пуруша, там – Женщина, или где Женщина, там Пуруша. Они оба – лона, составляющие единую пару.
Шанти-патха Самаведы и Савитри-упанишад в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.
vohuman.ru
Самаведа
Самаведа (в переводе saman «ритуальное песнопение» и veda «знание») состоит из собрания гимнов и священных текстов, которые предполагается петь. В классической Самаведе гимны поются во славу Бога и носят в основном религиозный и философский характер. Гимны Самаведы выходят из Ригведы и таким образом передают уроки Ригведы. Её можно даже назвать сокращенной версией Ригведы в мелодичной форме. Мелодичные записи называются «Саманами», отсюда и название Самаведа. Самаведа содержит около 1900 стихов, 95% из которых были получены из Ригведы. Каждый слог Самаведы поется в соответствии с семи «шварами» или музыкальными нотами по возрастанию гаммы, по убыванию, или в разнообразных сочетаниях. Хотя Веды считаются источником классической музыки, понятия Рага, Талас и другие были введены гораздо позже.
Содержание и суть Самаведы
Музыкальная аннотирование Самаведы это то, что придает ей уникальный характер. Самаведа является образом восхищения преданности и духовности. Суть Самаведы и Ригведы были прекрасно сформулированы великим знатоком Вед ученым Дэвидом Фроули. Он говорит, что если Ригведа это слово,то Самаведа это песня, если Ригведа является знанием, Самаведа является реализацией, если Ригведа является женой, Самаведа является мужем.
Состав
Из многих книг или Самхит из Самаведы, документально известно существование по крайней мере 1000 Самхит, мы знаем сейчас только три книги. Этими тремя Самхитами являются: Каутхомия, Рахаяния и Джайминия. На самом деле Каутхомия и Рахаяния почти неотличимы по своему содержанию. Единственная разница существует в том, как гимны расположены из строф. В Джайминие сушествует не так много гимнов по сравнению с Каутхомия и Рахаяния. В общем Сама Веда делится на две основные части: Арчика (сборник стихов ) и Уттарчика (второй сборник стихов). Арчика содержит пятьсот восемьдесят пять мелодичных гимнов. Именно эти гимны используются во время жертвоприношения. Уттарчика состоит из четырехсот гимнов, которые как предполагается, будут петь во время главных жертвоприношений.
Песнопения первого сборника стихов отличается от второго сборника стихов тем, что они расположены по порядку обращения к богам, но в Уттарчике песнопения собраны в соответствии с главными жертвами. Эти различные части Самаведы различаются по времени их происхождения, обычно считается, что Арчикавозникла до Уттарчики. Гимны или песнопения в Арчике более мелодичны, чем в Уттарчике. Также, Уттарчика необходима Арчике, потому что завершает ее.
Арчика также имеет две основные части: Грамагеяджана, которая является книгой песнопений жителей деревень и Аранйягана, книга гимнов, которые предназначены для пения исключительно в лесах. Аранйягана была отдельной от Грамагейяджаны, поскольку песнопения, содержащиеся в ней, считались очень мощным и опасными для пения в населенном пункте, поэтому их использование и пение было ограничено в леса и свободных местах. Было также две других книги, которые назывались Ухагана и Ухйагана. Ухагана является частью Грамагейяджаны, а Ухйагана частью Аранйяганы.
Существует книга, которая называется Самавидхана Брахмана, это ритуальная книга, полная магических заговоров и песнопений, которая принадлежит Самаведе. Она посвящена исключительно магии и оккультизму.
Метричный размер и мелодия: Стихи или гимны в Самаведе приведены в метрике Гаятри. Они упорядочены в строфы, которые также типично состоят из Гаятри и Джагати, это позволяет сделать их мелодичными с целью пения. Самаведа состоит из Сама стихов. Эти Сама стихи учили устно в виде песен, а иногда с помощью музыкальных инструментов. Позже, эти стихи учили в виде музыкальных записей. Это означает, что текст был теперь изображен в том виде, в котором он должен был спет. Предполагается, что с самого начала каждая мелодия имела специальное имя. В связи с этим, мелодии упоминаются в ритуальных книг под своим определенным именем. Эти мелодии не были просто какими-то простыми музыкальными сборниками, эти мелодии или гимны имеют символическое значение и мистические эффекты. Две из важнейших мелодии Самаведы, используются в Ригведе: Брихат и Ратхантара. Эти мелодии восходят к временам, когда религиозные песни пелись в благоприятные самые короткие и самые длинные дни в году, и на другие местные и национальные религиозные праздники. Есть некоторые мелодии, которые так стары, как песни пре брахманских оккультных жрецов, используемые в диких обрядах и ритуалах. Сама строфы являются основой индийской музыки.
Описание
По святости и значению для ритуала «Самаведа», или «Веда песнопений», идёт сразу же после Риг–веды (этим определен порядок ее расположения на нашем сайте). Её самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. «Сама–веда», возможно, была составлена около 1300 г. до н. э.–1000 г. до н. э.
Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из «Риг–веды», расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (нот). Такие песни называются саманами, и в этом смысле «Сама–веда» – действительно книга гимнов.
В гимнах периодически встречаются отличия от текстов Ригведы. Некоторые являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант Ригведы. При пении эти стихи всё же изменяются из–за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами, или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или «Собранная», и Араньягана (Aranyagana), или «Лесная книга песен», следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна,– второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих – часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.
«Сама–веда» сохранилась полностью в одной шакхе (редакции), Каутхуме; во второй шакхе – Джайминия, или Талавакара, она сохранилась частично, в виде Джайминия–самхиты. В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия–брахмана, Джайминия–упанишад–брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена–упанишада.
Самаведа при перечислении четырех Вед занимает обычно третье место, но по сакральной значимости – второе за Ригведой. Однако «Айтарейя Брахмана» указывает, что слова Самаведы важнее, чем слова Ригведы. В «Чхандогхья Упанишаде» при разборе соотношения значимости Риг– и Сама–веды предпочтение отдается последней (кханды 5–7).
Самхита Самаведы, или метрическая часть, состоит, в основном, из гимнов, которые предписывалось петь удгатарам, священнослужителям при совершении ритуалов жертвоприношения с использованием сока сомы, смешанного с молоком и другими компонентами. Сому предлагали различным божествам в качестве возлияний. Выделяют две разновидности мантр Самаведы: мантры, открытые риши, называются кантапта мантры, которые были явлены в результате воспоминаний, известны как калпъя. Эта классификация основана на пуранах. Якшачарья классифицировал мантры в три категории: парокшакрута, пратъякшакрута и адхъятмика.
Историки выделяют «Вишну Пурану» как наиболее подлинную среди восемнадцати пуран. Согласно «Вишну Пуране», Кандарши Джаймини, ученик Махарши Ведавьясы, тщательно изучил Самаведу и разделил ее на две части. Одну часть Джаймини преподал своему сыну Суманте, а другую часть – внуку Сукарме. Сын и внук передавали полученное знание своим ученикам. Один из учеников Сукармы, Хираньянабха, также разделил полученную им от учителя часть на пятнадцать частей и передал своим пятнадцати ученикам каждому по одной части. Эти 15 учеников стали известны как Удинья Самайя. Ученики Риши Поушьянджи – Локакши, Кутхуми, Кусиди Тангали и другие – изучали части Самаведы, слушая наставления Хираньянабхи. Они прославились как Прачья Самага. Лучший ученик Хираньянабхи – Крутинабха – преподал свою часть двадцати пяти ученикам, а они, в свою очередь, распространяли знание дальше.
В таких авторитетных писаниях, как «Патанджала Махабхашья», «Сутасамхита», «Муктикопанишада», «Сканда Пурана», говорится о тысяче частей Самаведы. «Вишну Пурана» цитирует девять частей «Ранайянейи», вот их названия: Сатьяйянейя, Сатвала, Мудгала, Кхалвала, Махакхалвала, Тангала, Каутхумия, Гоутама, Джайминейя.
Самаведа имеет три редакции: Каутхумия, Ранаянийя, Джайминейя. Первые две практически идентичны в аспекте текста и интонационной подачи материала, отличаются они друг от друга только группировкой стихов, или мантр. В настоящем издании приводится текст редакции Каутхумия, это первая, древнейшая версия Самаведы. Самхита здесь категоризируется в понятиях прапатхака, ардха–прапатхака, дашати и рина в Пурва–Арчике. В Уттара–Арчике сукта замещает дашати. Ранаянийя категоризирует самхиту следующим образом: адхьяи, кханды и рича в Пурва–Арчике и адхьяя, кханда, сукта и рича в Уттара–Арчике. Джайминейя содержит меньшее количество мантр (1693), но в ней больше ган, или заключительных песен (3681). Различие между текстами подробно обсуждается в издании Сатвалекара. Каждая глава (адхьяя) заимствует стихи для различных мандал из Ригведы.
Нумерация стихов в издании оригинального текста:
первая цифра относится к арчике, в которой находится данный стих;
вторая цифра относится к прапатхаке;
третья цифра относится к ардхе;
две четвертые цифры относятся к дашати, или сукте;
две пятые цифры относятся к рике внутри дашати;
шестая буква относится к строке стиха рики.
В ведических книгах можно выделить три типа мантр: рык, яджус и сама. Метрический стих называется рик, стих в прозе – яджус, стих для пения – самана. Один и тот же стих можно петь как рик–мантру или как сама–мантру. Яджурведа – собрание яджур–мантр, используемых в ритуалах + несколько рик–мантр; Самаведа – собрание сама–мантр. Атхарваведа состоит из рик– и яджур–мантр.
«Брихадараньяка Упанишада» (6.4.20) сравнивает отношения между этими двумя текстами, уподобляя их супружеским: «Затем муж обнимает жену и говорит: «Я – ама (дыхание), ты – са (речь). Я – сама, ты – рик. Я – небо, ты – земля». Об этом же говорится и в Атхарваведе (14.2.71).
Составитель Самаведы исходил из музыкальных соображений. Все стихи в пределах одной адхьяи (декады) имеют общий размер и ориентированы на обращение к одному божеству.
В «Чхандогхья Упанишаде» (1.3.4) говорится: «Собрание шлок известно как Сама». А также (1.6.1): «Сама зависит от шлок». «Красота речи пребывает в шлоках, красота шлок пребывает в Саме, а красота Самы пребывает в способе произношения и пения».
Непосредственное знание Самы – Самаведа. Пение Самы может укрепить и успокоить ум. Такое пение начинается на высокой ноте и постепенно снижается. Звуковые волны Самы способны умиротворить ум.
Сам Господь Кришна отметил важность Самаведы: «Из Вед Я – Самаведа» («Бхагавад–Гита» 10:22).
Выделяют две части Самаведы: Пурва–Арчика (первоначальное поклонение) и Уттара–Арника (завершающее поклонение), в которых содержатся стихи, адресованные трем богам: Агни, Индре и Соме. (О Пурва–Арчике и Уттара–Арчике мы еще поговорим далее). Стихи должны декламироваться в соответствии с определенно обозначенными мелодиями, использующими семь свар (нот). Такие песни называются самагана, и в этом смысле Самаведа – действительно книга гимнов. Ригведа большинством исследователей считается древнейшим источником сакральных текстов индуизма. Она содержит различные риги (стихи), восхваляющие такие божества, как Индра, Варуна, Агни, Вайю. Выдающиеся риши – Вишвамитра, Атри, Бхарадваджа, Васиштха – были также и великими композиторами, подарившими людям восхитительные гимны.
Веды были записаны Брахмой, Создателем Вселенной. Это означает, что ведическая литература существует с незапамятных времен, и никакой человек не может претендовать на ее авторство.
Есть и другое мнение: на основе изучения грамматического состава текста именно Самаведа некоторыми исследователями признается самой древней. Хотя считается, что большинство гимнов Самаведы заимствовано из Ригведы (тексты мантр Самаведы идентичны текстам некоторых мантр Ригведы), на самом деле, невозможно точно определить, какая Веда была составлена раньше, и откуда происходило заимствование. Из общего количества стихов Самаведы, по меньшей мере, 78 не совпадают со стихами Ригведы. Кстати, «Прашна Упанишада» гласит, что мудрый приобщается Ригведой к земле, Яджурведой – к срединному царству, а Самаведой – к высшему (5.5–7). Видимо, любые попытки установить хронологический порядок возникновения Вед обречены: Веды вечны.
Возникает любопытная проблема. Вся ведическая литература, включая «Муктикопанишаду», указывает, что деление сакрального текста Вед на 1130 частей по числу мантр, слов и букв извечно и неизменно. Как же тогда риши могут «вводить» дополнительные Веды и самхиты? «Пурушасукта Яджурведа» упоминает, что Веды разделены на 4 части, и это деление вечно и независимо ни от чего: Rehah saamaani jajnnirey, chandaamsi jajnnirey tasmaadyajustasmaadajaayata. Изначально Веды изучались только в совокупности, однако в связи с нарастающим невежеством большинства людей мудрецам приходилось дробить священное знание и подавать его «порционно» – даже лучшим своим ученикам.
При принесении жертвы Хотар читает мантры, чтобы вызвать богов. Этот процесс известен как хоутра. Мудрец, непосредственно совершающий ритуал, называется Лдхварью. Деятельность Адхварьи известна как Лдхварьява. Удгатар – это тот, кто поет сама–гимны с целью умилостивления богов. Его деятельность известна как Удгатра.
Саяначарья написал комментарий к знаменитой «Каутхума Сам–хите» Самаведы. Он имел большое хождение в среде Шримали и Нагара брахманов Гуджарата. Эта Самхита (самхита – «собрание», от причастия прошедшего времени женского рода samdadhati) состоит, как указывалось выше, из двух частей: Пурва–Арчика и Уттара–Арчика. Пурва–Арчика также известна как Чанда, Чандаси или Чандасика. В зависимости от содержания Пурва–Арчика классифицируется далее по четырем разделам: Агнейя, Индра, Павамана и Араньяка. Уттара–Арчика классифицируется подобным образом, но уже по семи разделам: Дашаратра, Самватсара, Эка, Ахина, Сатра, Прайясчитта и Кшудра.
Выделяют четыре части Самаганы: Гейя, Араньяка, Уха и Ухья. В Пурва–Арчику (650 мантр) входят первые две упомянутые части, а в Уттара–Арчику (1225 мантр) – последние две.
Пурва–Арчика и Уттара–Арчика Самаведы содержат шесть и три прапатак соответственно. Всего насчитывается 29 глав.
Некоторые считают, что только инициированный учитель может объяснить, как именно следует петь гимны. Некоторые рекомендации содержатся в «Сукта Уттара–Арчике». Но даже там четко не говорится, используются ли при пении Самаганы все семь свар – шадджа, ришабха, гандхара, мадхъяма, паннама, дайвата и нишада. Каждому гимну предшествует декламация ОМ. Величие и важность трансцендентного звука ОМ подробно описаны в «Чхандогхья Упанишаде», входящей в Самаведу.
В то время как мантрическая часть Самаведы изучена достаточно плохо, брахманы и упанишады Самаведы пользуются достаточно большим интересом. Между Пурва–Арчикой и Уттара–Арчикой находится Маханамная–Арчика, включающая в себя 10 песен. В Пурва–Арчике четыре части: Агнейя, Аиндра, Павамана и Аранья.
Сканда (Часть) – Число мантр
Агнейя – 114
Аиндра – 352
Павамана – 119
Аранья – 55
Маханамная–Арчика – 10
общее количество – 650
Уттара–Арчика насчитывает 21 главу, в которой содержится 1225 мантр. Итак, Самаведа насчитывает 1875 мантр. Изначальная Самаведа насчитывала тысячи стилей пения и произношения мантр, но постепенно древнее знание угасало. Сейчас уже не встретить многие стили пения, указываемые Самаганой. Большинство из сохранившихся стилей можно услышать в Южной Индии, особенно в Майсоре. Три основных стиля известны как ранайяни, каутхуми и джаймини (названия стилей соответствуют названиям сакх Самаведы, см. далее).
Самаведа Самхита по своему объему составляет примерно половину Ригведы Самхиты. Хотя считается, что в оригинальной Самаведе было 1000 сакх, до настоящего времени дошли названия тринадцати: Ранайяна, Шатьямукхья, Вьяса, Бхагури, Улунди, Гулгуви, Бхануман–Упамайява, Карати, Машака Гаргья, Варшагагавья, Каутхума, Скакугитра, Джаймини. Из них только три действительно доступны: Ранайяна, Каутхума и Джаймини. Другими словами, имеющаяся в нашем распоряжении Самаведе состоит из трех сакх.
Семь брахман Самаведы:
Тандья Брахмана (Прудра, или Панчавимша Брахмана)
Шадавимша Брахмана
Самавидхана Брахмана
Аршейя Брахмана
Деватадхьяя Брахмана
Упанишад Брахмана (или Мантра Брахмана)
Вамша Брахмана
Ранайяни в сравнении с Каутхумой меньше: она содержит 1549 мантр. Последователи Ранайянеи обитают, в основном, в областях Махараштра и Дравида. Джаймини практикуется в Карнатаке.
Хотя, как говорилось выше, и считается, что большая часть мантр Самаведы – заимствования из Ригведы, важно знать, что методы произношения мантр Ригведы и Самаведы различаются. Санскрит – удивительный язык: один и тот же текст, записанный на нем, может звучать в зависимости от обстоятельств по–разному, при этом меняется значение и контекст мантры в целом. Как указывалось выше, следующие по значению за Ведами священные тексты – брахманы. Среди брахманов Самаведы наиболее известен такие тексты, как «Тандава» и «Самавидхана». Поскольку «Тандава Брахмана» состоит из 25 глав, она известна как «Панчавиша Брахмана». В этой брахмане содержится много удивительных историй, поэтому она также упоминается как «Адхибхута Брахмана». Другие брахманы Самаведы: Аршейя, Ванша, Самхитопанишад Брахмана.
Араньяка–тексты состоят из цитат из упанишад. Араньяка Самаведа известна как Самасамхита. В брахманах Самаведы содержатся ритмические мантры, название этой араньяки – Чхандогхья Упанишада. Среди упанишад Самаведы наиболее известны Чхандогхья и Кена Упанишады, рассказывающие о безличном аспекте Абсолютной Истины. Мудрецы утверждают, что брахманы, араньяки и упанишады представляют три различных состояния жизни: грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной отшельник) и саньяси (аскет). Все мантры Самаведы предназначены для пения. При принесении жертвы или подношения тому или другому божеству воспеваются посвященные ему мантры. Музыкальным принципам декламации гимнов Самаведы посвящена отдельная глава. Самагана способна даровать слушателю и певцу ощущение божественного мира и покоя.
Основные положения Самаведы: извечность Бога, понятие пракрита и индивидуальной души, бесчисленность душ, переселение душ, возрождение, направленный характер Вселенной, освобождение души из цикла рождений и смерти, кармический закон.
Страдание понимается как наставник. Бедствия развивают в людях мудрость и вынуждают выйти их на путь следования высшему закону и праведности. Страдание, через которые проходят люди – не наказание, потому что Бог не мстителен, ни тиран. Он любит этот мир и воздает в соответствии с кармическими законами, чтобы помочь Своим детям достигнуть мокши, освобождения.
Выход из кармической неволи, из круга рождения и смерти, боли, страдания и нищеты можно осуществить несколькими способами:
Добродетельные дела
Осознав, что злодеяния приводят к боли, позору, лишениям, люди пытаются следовать путем достоинства и справедливости.
Искренность
Стремление к роскоши и удовольствию ведет к обнищанию души, нищете, болезням и смерти.
Сострадание
Осознав необходимость помощи другим людям, люди могут даровать им свое сострадание, помогая тем самым, прежде всего, собственной душе.
Гимны Самаведы
Самаведа содержит порядка 1875 гимнов–мантр. В сокращенном варианте Самаведа состоит из 1017 гимнов (1028 + недостоверные гимны Валакхилья 8.49–8.59). Гимны собраны в 10 книгах, известных как мандалы. Это собрание песнопений гимнов посвящено, в основном, восхвалению богов. Однако, содержатся также фрагментарные ссылки на исторические события, борьбу между ранними ведическими народами (известными как арии) и их врагами – дасами. Ведические гимны называют Бога различными именами, которые представляют или обозначают Его соответствующие признаки. В данной книге приводится подлинный текст Самаведы с транслитерацией всех мантр, а также толкование, объяснение их. Имеет смысл говорить здесь, разумеется, только о толковании гимнов, носящем справочный характер. Это не литературный перевод и не подстрочник (переводить мантры – занятие, лишенное какой бы то ни было научной и религиозной основы), а попытка передать идейное содержание и семантическую нагрузку гимнов–обращений к богам. Текст несколько раз тщательно выверялся, транслитерация соответствует нормам рецитации священных ведических текстов, а также международным нормам передачи санскритской фонетики. Следует учитывать, что язык Самаведы уникален, фразы на санскрите строятся по нормам, несколько отличным от построения фраз современного русского языка.
www.evaveda.com
Сама–веда
Сама–веда (saman «ритуальное песнопение» и veda «знание») – третья в обычном порядке нумерации четырёх Вед, древнего ядра писаний индуизма.
По святости и значению для ритуала «Сама–веда», или «Веда песнопений», идёт сразу же после Риг–веды (этим определен порядок ее расположения на нашем сайте). Её самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. «Сама–веда», возможно, была составлена около 1300 г. до н. э.–1000 г. до н. э.
Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из «Риг–веды», расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (нот). Такие песни называются саманами, и в этом смысле «Сама–веда» – действительно книга гимнов.
В гимнах часто встречаются отличия от текстов «Риг–веды» – иногда более важные, иногда менее. Некоторые по сути явно являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант «Риг–веды». При пении эти стихи всё же изменяются из–за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами, или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или «Собранная», и Араньягана (Aranyagana), или «Лесная книга песен», следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна,– второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих – часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.
«Сама–веда» сохранилась полностью в одной шакхе (редакции), Каутхуме; во второй шакхе – Джайминия, или Талавакара, она сохранилась частично, в виде Джайминия–самхиты. В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия–брахмана, Джайминия–упанишад–брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена–упанишада.
Сущность Самаведы
Самаведа – самая ранняя из известных систематизированная компиляция гимнов, ориентированная на сочетание мелодии и произносящегося текста. Большинство людей, которые слышали гимны Самаведы, рассказывают о чувстве глубокой взволнованности или экстаза, охватывавшего их. Каждая мантра Самаведы содержит в себе не только глубочайшее духовное значение соответствующей мантры Ригведы, но распространяется также в дополнительном измерении – сфере музыки. Самаведа – основа всех музыкальных систем Индии.
Самаведа при перечислении четырех Вед занимает обычно третье место, но по сакральной значимости – второе за Ригведой. Однако «Айтарейя Брахмана» указывает, что слова Самаведы важнее, чем слова Ригведы. В «Чхандогхья Упанишаде» при разборе соотношения значимости Риг– и Сама–веды предпочтение отдается последней (кханды 5–7).
Самхита Самаведы, или метрическая часть, состоит, в основном, из гимнов, которые предписывалось петь удгатарам, священнослужителям при совершении ритуалов жертвоприношения с использованием сока сомы, смешанного с молоком и другими компонентами. Сому предлагали различным божествам в качестве возлияний. Выделяют две разновидности мантр Самаведы: мантры, открытые риши, называются кантапта мантры, которые были явлены в результате воспоминаний, известны как калпъя. Эта классификация основана на пуранах. Якшачарья классифицировал мантры в три категории: парокшакрута, пратъякшакрута и адхъятмика.
Историки выделяют «Вишну Пурану» как наиболее подлинную среди восемнадцати пуран. Согласно «Вишну Пуране», Кандарши Джаймини, ученик Махарши Ведавьясы, тщательно изучил Самаведу и разделил ее на две части. Одну часть Джаймини преподал своему сыну Суманте, а другую часть – внуку Сукарме. Сын и внук передавали полученное знание своим ученикам. Один из учеников Сукармы, Хираньянабха, также разделил полученную им от учителя часть на пятнадцать частей и передал своим пятнадцати ученикам каждому по одной части. Эти 15 учеников стали известны как Удинья Самайя. Ученики Риши Поушьянджи – Локакши, Кутхуми, Кусиди Тангали и другие – изучали части Самаведы, слушая наставления Хираньянабхи. Они прославились как Прачья Самага. Лучший ученик Хираньянабхи – Крутинабха – преподал свою часть двадцати пяти ученикам, а они, в свою очередь, распространяли знание дальше.
В таких авторитетных писаниях, как «Патанджала Махабхашья», «Сутасамхита», «Муктикопанишада», «Сканда Пурана», говорится о тысяче частей Самаведы. «Вишну Пурана» цитирует девять частей «Ранайянейи», вот их названия: Сатьяйянейя, Сатвала, Мудгала, Кхалвала, Махакхалвала, Тангала, Каутхумия, Гоутама, Джайминейя.
Самаведа имеет три редакции: Каутхумия, Ранаянийя, Джайминейя. Первые две практически идентичны в аспекте текста и интонационной подачи материала, отличаются они друг от друга только группировкой стихов, или мантр. В настоящем издании приводится текст редакции Каутхумия, это первая, древнейшая версия Самаведы. Самхита здесь категоризируется в понятиях прапатхака, ардха–прапатхака, дашати и рина в Пурва–Арчике. В Уттара–Арчике сукта замещает дашати. Ранаянийя категоризирует самхиту следующим образом: адхьяи, кханды и рича в Пурва–Арчике и адхьяя, кханда, сукта и рича в Уттара–Арчике. Джайминейя содержит меньшее количество мантр (1693), но в ней больше ган, или заключительных песен (3681). Различие между текстами подробно обсуждается в издании Сатвалекара. Каждая глава (адхьяя) заимствует стихи для различных мандал из Ригведы.
Нумерация стихов в издании оригинального текста следующая:
- первая цифра относится к арчике, в которой находится данный стих;
- вторая цифра относится к прапатхаке;
- третья цифра относится к ардхе;
- две четвертые цифры относятся к дашати, или сукте;
- две пятые цифры относятся к рике внутри дашати;
- шестая буква относится к строке стиха рики.
В ведических книгах можно выделить три типа мантр: рык, яджус и сама. Метрический стих называется рик, стих в прозе – яджус, стих для пения – самана. Один и тот же стих можно петь как рик–мантру или как сама–мантру. Яджурведа – собрание яджур–мантр, используемых в ритуалах + несколько рик–мантр; Самаведа – собрание сама–мантр. Атхарваведа состоит из рик– и яджур–мантр.
«Брихадараньяка Упанишада» (6.4.20) сравнивает отношения между этими двумя текстами, уподобляя их супружеским: «Затем муж обнимает жену и говорит: «Я – ама (дыхание), ты – са (речь). Я – сама, ты – рик. Я – небо, ты – земля». Об этом же говорится и в Атхарваведе (14.2.71).
Составитель Самаведы исходил из музыкальных соображений. Все стихи в пределах одной адхьяи (декады) имеют общий размер и ориентированы на обращение к одному божеству.
В «Чхандогхья Упанишаде» (1.3.4) говорится: «Собрание шлок известно как Сама». А также (1.6.1): «Сама зависит от шлок». «Красота речи пребывает в шлоках, красота шлок пребывает в Саме, а красота Самы пребывает в способе произношения и пения».
Непосредственное знание Самы – Самаведа. Пение Самы может укрепить и успокоить ум. Такое пение начинается на высокой ноте и постепенно снижается. Звуковые волны Самы способны умиротворить ум.
Сам Господь Кришна отметил важность Самаведы: «Из Вед Я – Самаведа» («Бхагавад–Гита» 10:22).
Выделяют две части Самаведы: Пурва–Арчика (первоначальное поклонение) и Уттара–Арника (завершающее поклонение), в которых содержатся стихи, адресованные трем богам: Агни, Индре и Соме. (О Пурва–Арчике и Уттара–Арчике мы еще поговорим далее). Стихи должны декламироваться в соответствии с определенно обозначенными мелодиями, использующими семь свар (нот). Такие песни называются самагана, и в этом смысле Самаведа – действительно книга гимнов. Ригведа большинством исследователей считается древнейшим источником сакральных текстов индуизма. Она содержит различные риги (стихи), восхваляющие такие божества, как Индра, Варуна, Агни, Вайю. Выдающиеся риши – Вишвамитра, Атри, Бхарадваджа, Васиштха – были также и великими композиторами, подарившими людям восхитительные гимны.
Веды были записаны Брахмой, Создателем Вселенной. Это означает, что ведическая литература существует с незапамятных времен, и никакой человек не может претендовать на ее авторство.
Есть и другое мнение: на основе изучения грамматического состава текста именно Самаведа некоторыми исследователями признается самой древней. Хотя считается, что большинство гимнов Самаведы заимствовано из Ригведы (тексты мантр Самаведы идентичны текстам некоторых мантр Ригведы), на самом деле, невозможно точно определить, какая Веда была составлена раньше, и откуда происходило заимствование. Из общего количества стихов Самаведы, по меньшей мере, 78 не совпадают со стихами Ригведы. Кстати, «Прашна Упанишада» гласит, что мудрый приобщается Ригведой к земле, Яджурведой – к срединному царству, а Самаведой – к высшему (5.5–7). Видимо, любые попытки установить хронологический порядок возникновения Вед обречены: Веды вечны.
Возникает любопытная проблема. Вся ведическая литература, включая «Муктикопанишаду», указывает, что деление сакрального текста Вед на 1130 частей по числу мантр, слов и букв извечно и неизменно. Как же тогда риши могут «вводить» дополнительные Веды и самхиты? «Пурушасукта Яджурведа» упоминает, что Веды разделены на 4 части, и это деление вечно и независимо ни от чего: Rehah saamaani jajnnirey, chandaamsi jajnnirey tasmaadyajustasmaadajaayata. Изначально Веды изучались только в совокупности, однако в связи с нарастающим невежеством большинства людей мудрецам приходилось дробить священное знание и подавать его «порционно» – даже лучшим своим ученикам.
При принесении жертвы Хотар читает мантры, чтобы вызвать богов. Этот процесс известен как хоутра. Мудрец, непосредственно совершающий ритуал, называется Лдхварью. Деятельность Адхварьи известна как Лдхварьява. Удгатар – это тот, кто поет сама–гимны с целью умилостивления богов. Его деятельность известна как Удгатра.
Состав Самаведы
Саяначарья написал комментарий к знаменитой «Каутхума Сам–хите» Самаведы. Он имел большое хождение в среде Шримали и Нагара брахманов Гуджарата. Эта Самхита (самхита – «собрание», от причастия прошедшего времени женского рода samdadhati) состоит, как указывалось выше, из двух частей: Пурва–Арчика и Уттара–Арчика. Пурва–Арчика также известна как Чанда, Чандаси или Чандасика. В зависимости от содержания Пурва–Арчика классифицируется далее по четырем разделам: Агнейя, Индра, Павамана и Араньяка. Уттара–Арчика классифицируется подобным образом, но уже по семи разделам: Дашаратра, Самватсара, Эка, Ахина, Сатра, Прайясчитта и Кшудра.
Выделяют четыре части Самаганы: Гейя, Араньяка, Уха и Ухья. В Пурва–Арчику (650 мантр) входят первые две упомянутые части, а в Уттара–Арчику (1225 мантр) – последние две.
Пурва–Арчика и Уттара–Арчика Самаведы содержат шесть и три прапатак соответственно. Всего насчитывается 29 глав.
Некоторые считают, что только инициированный учитель может объяснить, как именно следует петь гимны. Некоторые рекомендации содержатся в «Сукта Уттара–Арчике». Но даже там четко не говорится, используются ли при пении Самаганы все семь свар – шадджа, ришабха, гандхара, мадхъяма, паннама, дайвата и нишада. Каждому гимну предшествует декламация ОМ. Величие и важность трансцендентного звука ОМ подробно описаны в «Чхандогхья Упанишаде», входящей в Самаведу.
В то время как мантрическая часть Самаведы изучена достаточно плохо, брахманы и упанишады Самаведы пользуются достаточно большим интересом. Между Пурва–Арчикой и Уттара–Арчикой находится Маханамная–Арчика, включающая в себя 10 песен. В Пурва–Арчике четыре части: Агнейя, Аиндра, Павамана и Аранья.
Сканда (Часть) – Число мантр
- Агнейя – 114
- Аиндра – 352
- Павамана – 119
- Аранья – 55
- Маханамная–Арчика – 10
общее количество – 650
Уттара–Арчика насчитывает 21 главу, в которой содержится 1225 мантр. Итак, Самаведа насчитывает 1875 мантр. Изначальная Самаведа насчитывала тысячи стилей пения и произношения мантр, но постепенно древнее знание угасало. Сейчас уже не встретить многие стили пения, указываемые Самаганой. Большинство из сохранившихся стилей можно услышать в Южной Индии, особенно в Майсоре. Три основных стиля известны как ранайяни, каутхуми и джаймини (названия стилей соответствуют названиям сакх Самаведы, см. далее).
Самаведа Самхита по своему объему составляет примерно половину Ригведы Самхиты. Хотя считается, что в оригинальной Самаведе было 1000 сакх, до настоящего времени дошли названия тринадцати: Ранайяна, Шатьямукхья, Вьяса, Бхагури, Улунди, Гулгуви, Бхануман–Упамайява, Карати, Машака Гаргья, Варшагагавья, Каутхума, Скакугитра, Джаймини. Из них только три действительно доступны: Ранайяна, Каутхума и Джаймини. Другими словами, имеющаяся в нашем распоряжении Самаведе состоит из трех сакх.
Вот семь брахман Самаведы:
- Тандья Брахмана (Прудра, или Панчавимша Брахмана)
- Шадавимша Брахмана
- Самавидхана Брахмана
- Аршейя Брахмана
- Деватадхьяя Брахмана
- Упанишад Брахмана (или Мантра Брахмана)
- Вамша Брахмана
Ранайяни в сравнении с Каутхумой меньше: она содержит 1549 мантр. Последователи Ранайянеи обитают, в основном, в областях Махараштра и Дравида. Джаймини практикуется в Карнатаке.
Хотя, как говорилось выше, и считается, что большая часть мантр Самаведы – заимствования из Ригведы, важно знать, что методы произношения мантр Ригведы и Самаведы различаются. Санскрит – удивительный язык: один и тот же текст, записанный на нем, может звучать в зависимости от обстоятельств по–разному, при этом меняется значение и контекст мантры в целом. Как указывалось выше, следующие по значению за Ведами священные тексты – брахманы. Среди брахманов Самаведы наиболее известен такие тексты, как «Тандава» и «Самавидхана». Поскольку «Тандава Брахмана» состоит из 25 глав, она известна как «Панчавиша Брахмана». В этой брахмане содержится много удивительных историй, поэтому она также упоминается как «Адхибхута Брахмана». Другие брахманы Самаведы: Аршейя, Ванша, Самхитопанишад Брахмана.
Араньяка–тексты состоят из цитат из упанишад. Араньяка Самаведа известна как Самасамхита. В брахманах Самаведы содержатся ритмические мантры, название этой араньяки – Чхандогхья Упанишада. Среди упанишад Самаведы наиболее известны Чхандогхья и Кена Упанишады, рассказывающие о безличном аспекте Абсолютной Истины. Мудрецы утверждают, что брахманы, араньяки и упанишады представляют три различных состояния жизни: грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной
gitak.ru
Сама-Веда. Часть Первая. Книга 1
- Просмотров: 1630
Сама—веда
Перевод Матвеева С. А.
Часть Первая
Книга I
Глава I
Ом. Слава Самаведе! Слава Господу Ганеше! Ом.
Декада I К Агни
- О Агни, приди вкусить предложенное в жертву и отдать подношения богам.
- Мы прославляем Тебя: подобно жрецу хотару, воссядь на это сиденье из священной травы!
- Агни мы выбираем как посланца, умелого исполнителя священного обряда, хотара, обладателя всех богатств.
- Умилостивленный подношениями, зажженный, светлый, пусть Агни, дарующий богатство, силою любви этой песни нанесет Врит-рам смертельный удар!
- Я восхваляю самого желанного гостя, хвалю как дорогого друга Агни, Его! Он, подобно колеснице, завоевывает для нас богатство.
- О Агни, Своей великой силой охрани нас от всего пагубного, от ненависти смертных!
- О Агни, явись! Тебе спою я еще и другие песни восхваления. Возрасти при помощи капель Сомы!
- Пусть Ватса уведет Твой ум далеко от Твоей желанной обители, Агни, я взываю к Тебе песней.
- Агни, атхарван добыл Тебя трением с небес, повелителя всех тех, кто предлагает жертву.
- О Агни, даруй нам сияющий свет, пусть он станет нашей могущественной поддержкой, Ты — зримый нами Бог!
Декада II К Агни
- О Агни, Бог, Твоей силе поют почтительную хвалу; потряси врага Своей мощью!
- Я своей песней призываю Тебя, посланца, переносящего приносящего жертву, Господа богатства, бессмертного, лучшего свершителя обряда.
- Подошли к Тебе перед лицом ветра обращающиеся к своей цели родственные гимны жертвователя.
- К Тебе, просветитель ночи, о Агни, день изо дня обращаясь с молитвой, оказывая Тебе почтение, приходим мы.
- Помоги, о знающий похвалы, сложить прекрасный гимн в честь Рудры, Которому поклоняются в каждом доме.
- О Агни, Тебя призывают, явись с Марутами на этот прекрасный обряд испить молочного сока!
- Со смирением буду почитать Тебя, Агни, подобно коню с длинным хвостом, о царственный Бог священных обрядов.
- Подобно тому, как вызывал Аурва, Бхрига и Апнавана, взываю и я к сияющему Агни, облаченному морем.
- Возжигая Агни, следует всем сердцем петь песню: «Я зажигаю Агни, пока Он не начнет гореть».
- Тогда воистину увидят все легкий, сияющий из древнего семени свет, разожженный по ту сторону небес.
Декада III К Агни
- Сюда я призываю Агни ради сильного родства, Того, Кто дарует вам процветание, Кого чаще всего обращаются в наших торжественных обрядах.
- Пусть Агни Своим острым пламенем повергнет любого злонамеренного злодея! Пусть Агни завоюет нам богатство!
- Агни, смилостивься, Ты велик. Ты приблизился к праведному, Ты уселся на священную траву.
- Агни, сохрани нас Своим от бедствий, о извечный Господь, пожри наших врагов самым жарким пламенем!
- Запрягай, о Агни, Господь, своих прекрасных коней, которые несут Тебя столь быстро!
- Господь племен, к Которому все должны стремиться, мы устанавливаем Тебя, всепоклоняемого, лучезарный, Агни, богатый доблестными!
- Агни — глава и вершина небес, хозяин земли; Он оживляет семена вод.
- О Агни, торжественно объяви удачу Богов, этот наш самый новый хвалебный гимн!
- Песней, о Агни, Ангирас, Гопавана принес Тебя. Улышь мой зов, о лучезарный!
- Агни, мудрец, Господь силы, обошел священные дары, раздавая предлагающему их милости.
- Его вестники превозносят Его, Бога, ведающего всем живым, Солнце, на которое все могут смотреть.
- Славьте, Агни, при жертвоприношении, Мудреца, чьи священные законы непреложны, Бога, прогоняющего печаль!
- Да будут милостивы и добры Богини, дарующие нам помощь, чтобы мы могли пить; пусть Их потоки принесут нам здоровье и богатство!
- Господь храбрых, чьи песни сейчас Ты вдохновишь? Чьи гимны помогут завоевать коров?
Декада IV К Агни
- Каждой песней и каждой жертвой ради обретения силы стремимся воспеть вашего Агни. Давайте восхвалим мудрого, вечного Бога как дорогого, любимого друга!
- Агни, защити нас одной, защити нас второй песней, защити нас тремя гимнами, о Господь силы и власти, яркий Бог, четырьмя гимнами надежно охрани нас!
- О Агни, Своими высокими лучами, Своим чистым сиянием, о Господь, самый юный, зажженный рукой Бхарадваджи, богато воссвети нам, святой Бог!
- О Агни, прославленный, всепоклоняемый, пусть будут милы Тебе наши покровители, богатые правители людей, которые раздаривают загоны коров!
- Агни, певец хвалы! Бог людей, Господь, сжигающий ракшасов, Ты могуществен, вездесущ, Ты — Бог домашнего очага, друг дома, небесный покровитель.
- Бессмертный Джатаведа, Ты яркий сияющий дар Ушас. Агни, привези сегодня к возлиятелю Богов, которые пробуждаются на заре!
- О прекрасный, Своей помощью яви нам Свою щедрость, милостивый Бог! Ты — колесничий, Агни, земного богатства; даруй покой и безопасность для наших потомков!
- Прославленный Агни, далекий и широкий, охранитель, справедливый, мудрец! Песнопевцы, о возженный и лучезарный, устроители обрядов, призывают Тебя явиться.
- О святой Агни, даруй нам богатство, прославленное средилюдей и укрепляющее жизнь! Даруй нам блага, о помощник, которые многие алчут, еще более светлое благодаря своей праведности!
- К Нему, распределяющему все богатства, искусному хотару, к Агни, движутся восхваления, подобно первым сосудам, наполненным сладким соком!
Декада V К Агни
- Почтительно призываю я для вас Агни, Сына Силы, дорогого, всеведущего посланника, искусного в жертвах, всеобщего бессмертного посланца.
- Ты пребываешь в бревнах, которые являются Твоими матерями; смертные возжигают Тебя.
Порождаясь, Ты переносишь дар жертвователя, а потом светишь Богам. - Он появился, лучше всех дарующий процветание, кому люди посвящают свои священнодействия. Пусть наши хвалебные песни достигнут Агни, рожденного, чтобы даровать силу ариям!
- При восхвалении главный жрец — Агни, подобно камням и траве при жертвоприношении. Боги! Маруты! Брахманаспати! Жажду обрести с этой песней самую прекрасную помощь.
- Молитесь о помощи Агни с острым пламенем, пойте священные песни! Прославленному Агни ради богатства, о мужи и Пурумилха! Он — надежная защита Судити.
- Услышь вместе с Богами, Агни, имеющий уши, чтобы слышать! Пусть с приходящими на рассвете Митра и Арьяман воссядут на жертвенную траву!
- Агни Диводасы, Господь, выходит вперед в мощи Своей, подобно Индре. Он быстро прошел по Своей Матери-Земле, Он пребывает в высокой небесной обители.
- Приходишь ли Ты с Земли или из ясного небесного царства, возрастай через мою хвалебную песнь еще сильнее телом Своим, наполни всех существ, о мудрейший!
- Если, возлюбив леса, Ты отправился к Своим материнским водам, не забудь, Агни, о возвращении Своем, будучи далеко, что Ты был здесь.
- О Агни, Ману установил Тебя, свет для всех племен людей. С Канвой Ты сверкал, рожденный Законом и возрастающий силой, Ты, кого почитают люди.
Глава II
Декада I К Агни
- Бог, дарующий богатство, принимает ваши возлияния. Излейте их и наполните чашу снова, чтобы Бог смог обратиться к вам!
- Пусть выйдет вперед Брахманаспати, пусть выйдет вперед богиня Сунрита, и Боги поведут нашу жертву к сильному, который приносит герою пятикратные дары!
- Встань прямо, чтобы помочь нам, как Бог Савитар! Встань прямо как даритель силы, когда мы призываем Тебя со жрецами, которые умащают наши подношения!
- Приносящий Тебе дары, светлому Богу, приводящему к богатству, обретает себе храброго сына, Агни, искусного в хвале, процветающего тысячами способами.
- Гимнами и хвалебными речами молим мы вашего Агни, многовозжигаемого, Господа многих семей, ежедневно служащих Богам.
- Этот Агни — Бог процветания, герой, силы, богатства в благородных отпрысках и коровах, Бог сражений с противником.
- Ты, Агни, Бог нашего очага, наш жрец-хотар при принесении жертвы. Бог всех милостей. Ты — Потар, всемудрый. Совершайте поклонение и наслаждайтесь благостью!
- Мы как Твои друзья, избрали Тебя, смертные избрали Бога на помощь себе. Дитя вод, благословенный, самый могущественный, завоеватель, несравненный.
Декада II К Агни
- О подношения, украсьте его: установите Его как хотара в Его обители, Бога домашнего очага, почитаемого дарами, когда любит возлияния! Почитайте Его, достойного поклонения в наших домах!
- Поистине восхитителен рост молодого дитя, которое никогда не подходит к своим матерям попить молока! Как только лишенная вымени родила его, Он приступил к Своей великой миссии и сразу вырос.
- Вот один свет для Тебя, а вот еще один; войди в третий свет и соединись с ним! Да будет прекрасен союз Твой с телом, возлюбленный на высшей родине Богов!
- Для Джатаведы, достойного наших восхвалений, хотим мы создать в умах своих хвалебную эту речь, как будто колесницу. Ведь благостна в собрании Его забота о нас. Пусть мы, о Агни, дружа с Тобой, не пострадаем от вреда!
- Агни Вайшнавара, рожденный по Высшему Закону, посланец земли, глава небес, мудрец, самодержец, желанный гость, чаша наша уже готова для их ртов, Богами рожденный.
- Подобно водам с горных хребтов вышли из Тебя, благодаря хвале, Боги, о Агни. К тебе направлены гимны и хвалебные речи, они спешат, как быстрые кони, неся в бой любителя песен.
- Привлеките на защиту Рудру, Господа поклонения, жрец обоих миров, успешного жертвователя, Агни, золотоцветного, до того, как грянет гром и лишит вас чувств!
- Царь, чей лик покрыт жиром, возжигается с поклонениями, предложенными преданным слугой. Мужи, жрецы восхваляют Его подношениями. Агни засиял во главе утра.
- Агни шествует вперед со Своим высоким знаменем; на земле и в небесах громко Бык взревел. Он снизошел с дальних пределов небес, Бык возрос в цветении воды.
- С помощью двух кусков дерева движениями рук, силою молитв, породили великолепного Агни, далеко видного, пламенеющего, Бога домашнего очага.
Декада III К Агни
- Агни пробуждается дровами людей — навстречу Ушас, которая приходит подобно дойной корове. Подобно молодым деревьям, раскидывающим свои ветви, Его огонь вздымается к небосводу.
- Устанавливайте сверкающего, вдохновителя песен, мудрого среди глупцов, разрушителя крепостей, направляющего с помощью гимнов к победе, златобородого, великолепно вооруженного.
- Ты подобен небесам: одна Твоя форма ярка, другая полна святости, подобно дню и ночи различающаяся по цвету. Ты даруешь все магические силы; о Пушан, пусть Твоя милость будет благостна!
- О Агни, даруй постоянно призывающему Тебя как святую пищу богатство в коровах! Пусть родится у нас сын, прекрасный отпрыск, Агни, пусть снизойдет на нас Твое благословение!
- Тебе поручено наполнить сок жизненной силой, о дарующий богатства, охраняющий тело Своего преданного, великий жрец, ведающий облаками, живущий с людьми, пребывающий в вихре вод!
- Пусть эта песня, прославляя лучшего, воздаст хвалу самому известному правителю асуров, возвеличит деяния могущественного, деяния, подобные деяниям Индры, мужественного, в Яком должны праздновать победу люди!
- Между двух деревянных досок пребывает Джатаведа — подобно взлелеянному зародышу в беременной женщине; Агни, Которому день за днем должны поклоняться люди и почитать Его жертвами.
- Агни, издревле Ты убиваешь демонов. Никогда в сражении не одолеют Тебя ракшасы. Сожги глупцов, пожирателей сырого мяса: пусть ни один из них не избежит Твоей небесной стрелы!
Декада IV К Агни
- Принеси нам самый могущественный блеск, Агни непреодолимый! Укажи нам путь, ведущий к лучезарному богатству и силе!
- Пусть полный стремления храбрец послужит и разожжет пламя Агни; каждый день преподнося священные дары, пусть насладится он помощью и защитой Богов!
- К небесам восходит Твой светлый дым; далеко распространяется он в небесах. Ведь, Очищающий, подобно Солнцу, Ты светишь Своим лучезарным обликом.
- Ты, Агни, подобно Митре, исполнен собственной славой. Яркий, деятельный Бог, Твоя слава процветает подобно богатству и пище.
- На рассвете пусть славится Агни, самый возлюбленный и желанный в каждом доме гость, в Ком, извечном, все смертные обретают сияние для своих жертв.
- Пусть будет посвящена Агни та песня, которая лучше всех переносит жертву! Сияй высоко, о богатый лучезарным светом! Прекрасное, как главная жена царя, богатство, исходит от Тебя.
- Наделяя свою силу мыслями о силе, мы прославляем в речах Агни, вашего дорогого друга, желанного в каждом доме гостя.
- Его луч несет силу жизни: пойте похвалу Агни, Богу, которому люди поставили на первое место в своих гимнах, подобно Митре!
- К благороднейшему Агни, другу людей, главному убийце Вритры пришли мы — перед Чьим ликом процветает Шрутарван, сын Рикшы.
- Рожденный по высшему Закону, друг тех, кто рос вместе с ним, Агни, прародитель веры Кашьяпы, мать, Ману, мудрец.
Декада V К Агни
- В царе Соме обретаем свою веру, в Агни, и в Варуне, Адитье, Вишну, Сурье и брахмане-жреце Брихаспати.
- Поскольку Они вознеслись и вошли в обитель небес, обрети путь, по которому Ангирасы шли на небо!
- О Агни, чтобы Ты смог послать нам обильное богатство, мы возжем Тебя! Мы будем молить Небеса и Землю, чтобы ради великой жертвы, Бык, Ты явился к нам!
- Он мчится на зов, это молитва Его преданного. Он владеет всеми знаниями, подобно тому, как обод обвивает колесо.
- Стреляй же, о Агни, Своим пламенем: везде уничтожь врагов! Разрушь мощь Ятудханы, силу ракшасов!
- Почти здесь Васу, Агни, Рудр и Адитьей — всех Тех, Кто знает прекрасные обряды, происходящих от Ману; ниспосылающих благословения!
Вернуться в раздел Сама—веда
gitak.ru
Самаведа — это… Что такое Самаведа?
Са́ма-ве́да (санскр. सामवेद, sāmaveda?, татпуруша: सामन्, sāman?, «ритуальное песнопение» и वेद, veda?, «знание») — третья в обычном порядке нумерации четырёх Вед, древнего ядра писаний индуизма.
По святости и значению для ритуала Самаведа, или Веда декламирования восхвалений, идёт сразу же после Ригведы. Её Самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатар (Udgatar) во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния Сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. Самаведа, возможно, была составлена около 1300 г. до н. э.-1000 г. до н. э.
Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из Ригведы, транспонированных и реаранжированных, расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (svaras) (нот). Такие песни называются Самагана (Samagana), и в этом смысле Самаведа — действительно книга гимнов.
В гимнах часто встречаются отличия от текстов Ригведы — иногда более важные, иногда менее. Некоторые по сути явно являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант Ригведы. При пении эти стихи всё же изменяются из-за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами (Ganas), или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или Cобранная, и Араньягана (Aranyagana), или Лесная книга песен, следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна, — второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих — часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.
Самаведа сохранилась полностью в одной шакхе (shakha) (редакции), Каутума Шакхе (Kauthuma shakha), во второй шакхе — Джайминия (Jaiminiya), или Талавакара (Talavakara), она сохранилась частично, в виде Джайминия Самхиты (Jaiminiya Samhita). В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия Брахмана (Jaiminiya Brahmana), Джайминия Упанишад Брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена Упанишад (Kena Upanishad).
Изначально существовала тысяча шакх Самаведы. Вот имена некоторых:
- Ранаяна (Ranayana)
- Шатьямукхья (Shatyamukhya)
- Вьяса (Vyasa)
- Бхагури (Bhaguri)
- Оулунди (Oulundi)
- Гоулгулви (Goulgulvi)
- Бхануман-оупамаява (Bhanuman-oupamayava)
- Карати (Karati)
- Машака Гаргья (Mashaka Gargya)
- Варсгагавья (Varsgagavya)
- Кутума (Kuthuma)
- Сгакугитра (Sgakugitra)
- Джаймини (Jaimini)
Одним из основных распространителей Самаведы был Пандит Ревашанкар Шастри (Pandit Rewashankar Shastri) из Пададхари (Padadhari) (индийский штат Гуджарат (Gujarat)). Его Святейшество Парамачарья Шанкарачарья (Paramacharya Sankaracharya) из Канчи Камакоти Питам (Kanchi Kamakoti Peetam) в 1960 г. в Мадрасе (Индия) удостоил его титула Самаведа Мартанды (Samaveda Martanda).
Поскольку Самаведа записана стихами, её можно петь. Доктором Мридул Кирти (Dr. Mridul Kirti) был сделан поэтический перевод Самаведы на хинди, озаглавленный «Samveda Ka Hindi Padyanuvad».
См. также
Внешние ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Древние веды — Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа
Веды представляют собой сборник священных древнеиндийских текстов, в светской науке они имеют важное культуро-философское значение, являясь памятником индийской культуры, изучение которого помогает составить представление о древнейших культурах. Этот сборник гимнов и легенд относится к области мифологизированного сакрального знания. В индийской культуре они являются шутри («услышанным»), молитвы содержащиеся в них являются неотъемлемым атрибутом ритуалов.
Первоначально Веды передавались из уст в уста, как корпус письменных текстов они были оформлены гораздо позже. В индуизме эти тексты имеют статус апаурушея («несотворенного», «вечного богооткровения»). С санскрита «веда» переводится как «мудрость».
В индийской традиции считается, что этот сборник создавался в течении 1000 лет. Исследователи считают, что Веды были написаны с середины II тыс. летия до н.э до VI в. до н.э. Самым древним текстом считаются «Ригведы».
Четыре веды: основной корпус сакральных текстов
Веды, являясь сборником мантр, разделены на четыре основные самхиты (сборника): Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарведа. Каждый предназначен для отдельной категории индийских служителей церкви: главный священник, адхварь (помощник), удгатри (песнопевцы), последняя часть – Атхарведа является сборником мантр. Кроме того, к каждой из четырех вед примыкает 3 сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Первые являются дополнением к магическим формулам, а араньяки и упанишады несут в себе философское содержание.
В индийской традиции правом чтения Вед обладали представители лишь трех каст: брахманы, кшатрии и вайшьи. Также запрет на чтение сакрального текста существовал и для женщин
Содержание материала
Ригведа – древнейший памятник сакральных текстов
Ригведа является самой древней частью Вед, она состоит из 1028 гимнов, они разделены на 10 кругов.
Сегодня известно две разновидности текста: 1) самхита – текст не разделен на слова, важное значение при чтении приобретает ритм; 2) парапатха – текст имеет деление на слова, неудобен для чтения, т.к. при такой подаче теряется ритмика.
Основное содержание Ригведы – мифологическая система, рассказывающая о сотворении мира, вселенском Человеке – Пуруше, богах.
Основу божественного пантеона составляют Брахма, Шива и Вишну. Тексты представляют собой обращение к богам, их восхваление.
Яджурведа – правила жертвоприношений
Яджурведа дословно переводится с санскрита как «знание о правилах жертовоприношения», этот перевод вполне отражает содержание текстов. Большинство исследователей сходится на мнении о том, что эсамхита была написана в Железном веке. В текстах изложена концепция числовой бесконечности, есть первые упоминания чисел.
Яджур веда состоит из 2-х самхит: Шукла и Кришна.
Самаведа — ритуальные песнопения
Самаведа является вторым по святости текстом после Ригведы, она состоит из гимнов, которые должны произноситься во время жертвоприношений. Этот текст является собранием стихов из Ригведы, структурированных удобным для совершения религиозных церемоний порядком. При этом несколько утрачиваются «корни» гимнов, их контекстуальные смыслы.
Некоторые тексты могут содержать изменения. При чтении Самаведы рекомендуется использовать правила о паузах, повторениях и т.п., описанных в Ганами (Книге песен).
Атхарваведа – важный культурный памятник
В свете других частей Веды, Атхарваведа приобретает особое значение, поскольку она посвящена не мифологии, а нуждам и интересам людей того времени. В этом смысле она является важнейшим культурным памятником, который позволяет ученым восстанавливать традиции и быт древних жителей Индии.
В Атхарваведе рассказывается об общественной жизни, страхах и чаяниях людей. В ней можно почерпнуть самые разные сведения, начиная от того, как строить жилье, до правил проведения похорон и традиции помазания царя.
Веды — Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа
5 (100%) 8 голосosoznannye-snovidenia.ru
Самаведа Википедия
Статья по тематике |
Литература индуизма |
Веды |
|
Упанишады |
|
Веданга |
|
Итихасы |
|
Пураны |
|
Другие писания |
|
Портал «Индуизм» |
Са́маве́да (санскр. सामवेद, sāmaveda IAST, татпуруша: सामन्, sāman IAST, «ритуальное песнопение» и वेद, veda
ru-wiki.ru