Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
Николай Щедрин – псевдоним, настоящее имя – Михаил Евграфович Салтыков; Российская империя, Тверская губерния, село Спас-Угол; 15.01.1826 – 28.04.1889
Книги Салтыкова-Щедрина известны далеко за пределами нашей страны. Михаила Евграфовича по праву относят к классикам русской литературы, а его вклад в мировую литературу сложно переоценить. Труды Салтыкова-Щедрина переведены на многие языки мира, а в нашей стране многие произведения писателя включены в школьную программу.
Биография Михаила Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 года в семье дворянина Евграфа Васильевича. Он был шестым ребенком в семье. Семья жила в имении Спас-Угол Колязинского уезда. Здесь-то мальчик и получил первое образование. Первоначально его учителем был крепостной отца, затем его воспитанием занималась старшая сестра, потом священник, затем гувернантка и наконец, студент духовной семинарии.
Пока в 1836 году он не поступил в Московский дворянский институт. За прилежное обучение уже через два года он был переведен в Царскосельский лицей. Здесь-то Салтыков-Щедрин и сделал свои первые шаги в литературе. Писал он преимущественно стихи, причем зачастую «неодобрительного характера». Но впоследствии понял, что поэзия это не его. В 1844 году он окончил лицей чином второго класса. Причем из 22 двух учеников, которые начинали учиться вместе с ним, сделать это смогли только пятеро.
В августе 1945 года Михаил Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства. Но получить штатное место помощником секретаря он смог лишь через два года. Зато в литературе у него было все намного лучше. Его библиографические заметки печатает журнал «Современник», в 1847 году выходит первая повесть Салтыкова-Щедрина «Противоречия», а буквально через полгода «Запутанная история». Написанное под влиянием повести Гоголя «Шинель», повесть «Запутанная история» попала в немилость властей. В результате в 1848 году писатель был сослан в Вятку.
В Вятке Салтыков-Щедрин работал в канцелярии и даже несколько раз возглавлял ее. Ссылка окончилась только в 1855 году. А уже в 1856 году он был отправлен Министерством внутренних дел с проверкой делопроизводства в Тверскую и Владимирскую губернии. Примерно в это же время он начинает печататься в «Русском вестнике». Его «Губернские очерки» становятся очень популярны, и даже несколько раз переиздаются полным собранием сочинений. В 1858 году писателя назначают вице-губернатором в Рязань, а через два года в Тверь. В это время он печатается практически во всех известных журналах. Но, начиная с 1860 года, практически все произведения Михаила Салтыкова-Щедрина выходят в «Современнике». Сам же писатель, как и журнал начинает переживать притеснения. Поэтому Михаил Евргафович переводится на службу в казенную палату.
С переходом «Отечественных записок» под редакцию Николая Некрасова, Салтыков-Щедрин становится одним из самых активных сотрудников. В 1868 году он полностью переходит на работу в журнал.
Сначала он был одним из сотрудников, а после смерти Некрасова занял его место редактора. Этот период по праву считают одним из наиболее плодотворных в творчестве писателя. Именно на него припадают выход книг Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы», а также большинства сказок писателя. Михаил Евграфович полностью отдавал себя работе. Отчасти из-за этого здоровье его пошатнулось еще в середине 70-х годов. Запрет же «Отечественных записок» в 1884 году стал для него поистине огромным ударом. По инерции он продолжал писать и эти поздние произведения нечем не уступали его более ранним работам, но без связи с читателем он угасал. Умер Салтыков-Щедрин в 1889 году. И по его собственному завещанию был похоронен рядом с могилой Ивана Тургенева.
Военная служба. Ссылка в Вятку
В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Книги Михаила Салтыкова-Щедрина на сайте Топ книг
Книги Салтыкова-Щедрина читать было популярно во все времена. Недаром многие из них представлены в нашем рейтинге лучшей отечественной классики, и занимают там далеко не последние места. При этом отдельным элементом следует отметить сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, которые по сей день востребованы и актуальны. Недаром многие из них представлены в нашем рейтинге лучших сказок, а также лучшей детской литературы. И учитывая наличие произведений писателя в школьной программе мы еще не рах встретим произведения Салтыкова-Щедрина в рейтингах нашего сайта.
Михаил Салтыков-Щедрин список книг
Романы:
- Господа Головлёвы
- История одного города
- Пошехонская старина
- Убежище Монрепо
Очерки:
- Благонамеренные речи
- В больнице для умалишённых
- Господа Молчалины
- Господа ташкентцы
- Губернские очерки
- Дневник провинциала в Петербурге
- За рубежом
- Невинные рассказы
- Письма к тетеньке
- Помпадуры и помпадурши
- Сатиры в прозе
- Современная идиллия
Сказки:
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орел-меценат
- Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
- Праздный разговор
- Премудрый пискарь
- Приключение с Крамольниковым
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка о ретивом начальнике
- Соседи
- Христова ночь
Рассказы:
- Годовщина
- Добрая душа
- Испорченные дети
- Смерть Пазухина
- Соседи
- Тени
- Чижиково горе
Государственная деятельность.
Зрелое творчествоВернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Интересные факты
- Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
- Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.

- Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
- Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
- В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
Художественные приемы сказок
Сатира
Автор активно пользуется художественными приемами сатиры. Это сатирическая типизация. Читатель найдет здесь фантастику, гротеск в паре с гиперболой. В тексте появляется и аллегория. Это основные приемы, используемые писателем.
Олицетворение
Обращение к образам животных – типичный прием, который мы находим в сказках, притчах и баснях. И это не случайность. Заяц пишет в газетную колонку, медведь путешествует и ездит по командировкам, а рыбы спорят о политике и реформах. Образы этих героев не отличаются условностью, это полноценный художественный образ.
Автор сосредотачивает внимание на свойствах, на облике персонажей, на повадках.
Контрастность
Другой популярный метод русского писателя – это противопоставление и контраст. Мужик противопоставляется генералам, богатые – бедным, хищники – добыче и т. д. Салтыков-Щедрин часто изображает идейную полемику, спор между персонажами. Диалоги даже составляют содержание некоторых отдельных текстов, которые суть – один разговор героев. В этом контексте можно вспомнить проанализированного нами выше «Карася-идеалиста».
Символичность
Еще один распространенный прием называется символикой. Этот прием обладает эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, вспоминается пейзаж – мощный символ из сказки о «Коняге».
Ирония
Конечно же, в сказках не обошлось без иронии. Салтыков-Щедрин – признанный мастер иронии, и это отличает, пожалуй, все произведения этого автора, а не только сказки. Ирония предполагает своеобразный юмор, пусть и немного злобный. О юморе любопытно писал Белинский.
Например, гоголевский юмор критик считал спокойным даже в раздражении и возмущении, добрый, даже если лукавый. А вот юмор нашего автора сказок критик находил грозным, открытым, желчным, ядовитым и беспощадным.
Политические сказки
Итак, Салтыковым-Щедриным было создано новое явление. Писатель – изобретатель нового жанра – политической сказки. Богатая галерея героев произведений сатирика представляет реалии российского общества времен реформы. Салтыков-Щедрин – это анатом от литературы, который препарирует социальные реалии, классы, разрезает и изучает патологии дворян, буржуа, мещан, бюрократов, интеллигентов…
О политической сатире писателя отзывался, в частности, Тургенев:
В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы…
Политическая сатира автора похожа на басню.
Салтыков-Щедрин тоже снабжает свои тексты (в конце) моралью-выводом. Герои сказок проявляют признаки статичности, воплощая те или иные пороки, отрицательные черты людей. Обычно в произведениях нет положительного персонажа как такового. Но есть в этих сказках и отличие от обычной нравоучительной басни, популярной в эпоху Просвещения. Это реализм текстов Салтыкова-Щедрина, отображение злобы дня. Вот как писал об этом сам автор:
Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности…
Творческая манера автора
Писатель отличается уникальной творческой манерой. Он укрупненно, заостренно изображает действительность, обнажает скрытый «механизм» реальности. Автор уделяет внимание единству обыденности и чуда, социального начала и фантастики. Жгучая ирония, сердечная боль и ярый гнев пронзаю все тексты сатирика.
Автор – исследователь, потому что старается познать глубину и полноту жизни – под микроскопом.
О либералах и обывателях
Время, когда жил Салтыков-Щедрин, отличилось разгулом либеральных настроений. Эти настроения превратились в основу общедемократического движения XIX столетия. Сам писатель тоже поддерживал подобные идеи, выступая против самодержавной власти. Но во время революции 1905 года эта форма российского либерализма показала свою нежизнеспособность. Революция 1917 года же тотально доказала бесплодность попыток либералов. Писатель, предчувствуя грядущее, обличает половинчатость идей либералов, бесхарактерность, соглашательство, ведомость Европой – черты российских либералов из интеллигенции. Даже сказку, отражающую эту критику, автор назвал «Либералом». Об этом тексте в свое время отзывался даже Ленин:
Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»…
Таким образом, писатель продолжает традиции своих коллег, которые тоже обличали эгоистичные, трусливые характеры русских либералов.
Это делал, например, Тургенев, писавших о похожих вещах в «Отцах и детях». Либерализм – это страна упущенных возможностей, вселенная замков из песка. В этом контексте можно вспомнить мнение Чехова, совпадающее с позицией Салтыкова-Щедрина:
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр…
«Премудрый пескарь»
Это философская сказка, где писатель рассуждает о вечных вопросах: о смысле жизни, о предназначении личности, об идеалах, о том, как стоит жить в целом. Вот читатель видит мелкую, жалкую рыбешку, беспомощную и трусливую – это образ мещанина, обывателя. Человек буквально наделяется чертами рыбы. А мы ведь все помним известную присказку: «ни рыба ни мясо». «Пескарь» является художественной формулой, выразителем породы обывателей. Для Салтыкова-Щедрина сущность обывателей выражается короткой формулой: Жил – дрожал и умирал – дрожал…
О бюрократах и народе
Писатель кричал – в своих текстах – о том, что примирить социальные противоречия невозможно.
Необходимо разрушить иллюзии о добровольности, бескровности, легкости социальных трансформаций, реформ. Чиновник, бюрократ привык эксплуатировать, а народ – привык проявлять свою рабскую, покорную натуру. Ни тот, ни другой не станут изменять себе. Общество – это мир социальных стигм и стереотипов.
«Медведь на воеводстве»
Показательный пример – сказка о медведе. Здесь писатель яростно критикует монархические устои Российской империи. Медведи используются монархом-львом в борьбе с «внутренними супостатами», то есть с народом. Таким образом, бюрократы предстают преданными, бездумными слугами царя. Борьба оборачивается на практике разнообразными злодействами: поеданием чижей, воровством домашнего скота… Однако не все медведи позволяли себе злодействовать. Один из героев – приверженец либерализма – пошел путем реформ. И за это крестьяне его благодарили, но в итоге все равно отомстили и ему тоже, учинив расправу. Так автор показал, что волнения народа происходит не только из-за произволов чиновников, но также по причине порочности самой системы.
Впрочем, люди и сами часто не прочь себя околпачить, попадаясь на удочку обещаний.
Последние годы жизни писателя
С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание), в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».
В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
Краткая биография Михаила Салтыкова-Щедрина | Биографии известных людей
| ФИО: | Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
| Дата рождения: | 15 (27 января) 1826 г. |
| Место рождения: | Спас-Угол |
| Знак зодиака: | Водолей |
| Деятельность: | Писатель, журналист |
| Дата смерти: | 28 апреля (10 мая) 1889 г. (63 года) |
Содержание:
- Ранние годы сатирика
- Основные творческие достижения
- Личная жизнь
- Итоги жизни
Ранние годы сатирика
Михаил Салтыков-Щедрин – гениальный писатель XIX века, отметившийся в русской литературе как великолепный сатирик, высмеивающий пороки общества. У его родителей были дворянские корни. Образование, будучи совсем маленьким, он получал дома. Гораздо позже он стал использовать псевдоним – Николай Щедрин.
Мать и отец Михаила
Его отец был старше матери на 25 лет. В семье было 6 детей (3 девочки и 3 мальчика). Хозяйка дома, Ольга Михайловна, была человеком властным и в случае чего могла «угостить» детей розгами, поэтому обстановка в доме была неспокойной. По воспоминаниям очевидцев, будущий писатель ненавидел свою мать.
Михаил в детские годы
Основные творческие достижения
- К моменту поступления в Московский дворянский институт маленький Миша знал несколько иностранных языков, а также блестяще владел остальными науками.
- После этого, мальчику, проявившему старательность и прилежность, улыбнулась удача – его перевели в Царскосельский лицей, где и он и начал писать стихи и рассказы. Однако там он не обзавёлся близкими друзьями и товарищами из-за скверного бунтарского характера.
- Окончив лицей в 1844 году, Михаил получил секретарский вместо высшего ранга. К своему выпуску он уже имел несколько опубликованных стихотворений.

- Летом 1844 года он устроился работать секретарём в военную канцелярию. В это время он продолжает сочинять рассказы.
- Осенью 1847 года он пишет повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Однако, опубликовав их в «Отечественных записках» — журнале, который находился в то время под строгой цензурой, писатель был наказан ссылкой в Вятку.
- В провинции он не ленится и тщательно изучает историю России, занимается переводами, общается с простым народом. После того, как на трон вступил Александр II, Пётр Ланской вместе с братом (министром внутренних дел) походатайствовали насчёт возвращения Михаила обратно в Петербург.
- В 1855 году писатель возвращается обратно и начинает вплотную заниматься писательской деятельностью. Публикует первый цикл рассказов «Губернские очерки», в которых с большой любовью оказываются воссозданы образы простых трудяг, а также создаются карикатурные образы чиновников и повествуется о моральных принципах высшего общества.
Рассказы приобрели огромную популярность. Историки, изучающие жизнь и творчество великого писателя, назовут этот период знаковым для развития русской культуры и литературы. - В 1858 году он стал вице-губернатором города Рязани.
- В 1860 году был переведён в Тверь в этой же должности. Этот период отмечается его сотрудничеством с такими журналами как «Русский вестник», «Московский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».
- В 1862 году писатель пытается открыть собственный литературный журнал, но когда проект терпит неудачу, и Салтыков-Щедрин возвращается в Санкт-Петербург.
- Затем Салтыков-Щедрин периодически работает в журнале «Современник», однако вскоре возвращается обратно на службу из-за низкой заработной платы.
- 1864 год отмечается для писателя назначением в чин председателя Пензенской казённой палаты, затем в этой же должности он работает в Туле.
- Вплоть до 1867 года он работает главой этой же палаты, но уже в Рязани.

- Самые свои знаменитые повести он пишет в 1868 году: «История одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Пошехонская старина». Примечательно, что первая повесть была воспринята обществом отрицательно, и лишь позже приобрела своих сторонников.
- С 1868 года творчество писателя играет новыми красками, поскольку он начинает работать в журнале «Отечественные записки» в качестве главы одного из отделов, который занимался беллетристикой и переводом произведений. В эти года на страницах журнала выходит множество его карикатурных и сатирических произведений, высмеивающих общество и его порядки («Убежище Монрепо», «Помпадуры и помпадурши» и т.д.)
- В 1880 происходит публикация книги «Господа Головлевы», повествующей о людях, которые, сами того не ведая, встали на путь самоуничтожения.
- «Отечественные записки» были закрыты в 1884 году. Это сильно подорвало здоровье уже немолодого писателя, которого, как и всех членов журнала, обвинили в распространении вредоносных идей, разрушающих общество.

- Михаил Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля 1889 г. в возрасте 63 лет после продолжительной болезни и осложнений, которые вызвала обычная простуда.
Личная жизнь
С будущей женой писатель познакомился, когда был сослан в ссылку. Молодые люди понравились друг другу, Елизавета оказалась родной дочерью начальника писателя.
Елизавета Аполлоновна
К сожалению, они поженились не сразу, потому что отца Елизаветы перевели на службу в другой город, и вся семья была вынуждена последовать за ним. Михаилу же было запрещено покидать пределы области, в которой он был заточен. Против брака была и мать великого писателя. Она считала Елизавету чересчур молодой и была недовольна тем, что за ней дают небольшое приданое.
Однако молодые люди всё же поженились. Отношения в семье были сложные, супруги были совсем разными по характеру и темпераменту, и интересовались разными вещами. Михаил был суров нравом, пылкостью и прямотой пугал всех домашних, любил крепко выругаться.
Елизавета же была мягкой кокеткой, не слишком вникала в науку и любила красиво жить. Супруг мог обеспечить её всем, но считал её образ жизни расточительным.
Однако супруги прожили всю жизнь. Елизавета Аполлоновна переписывала повести супруга, исправно вела хозяйство, а после того, как умер Салтыков-Щедрин, смогла с умом распорядиться оставленным им завещанием, поэтому домашние никогда больше не нуждались в деньгах. У великого писателя и его супруги родилось двое детей: сын Константин и дочь Елизавета. Они не обладали способностями отца, от чего он очень расстраивался.
Итоги жизни
Михаил Салтыков-Щедрин подарил русскому народу множество сатирических произведений. Лучшим из написанного его рукой считается «История одного города», но также очень популярны сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
Михаил Евграфович – это самая яркая фигура среди сатириков русской прозы, который с витиеватой виртуозностью сочинял литературу, по нынешний день не утратившую своей злободневности.
Кроме того, он успел придумать несколько терминов, которые используются в обиходе до сих пор: например, слово «мягкотелый» вышло из-под его пера, как и слова «благоглупость», «головотяпство». Оставив след в русской литературе, Салтыков-Щедрин был и остаётся великим писателем.
Михаил Салтыков-Щедрин, русский писатель. Салтыков-Щедрин (1826-1889), более известный как Щедрин, был выдающимся писателем-сатириком. Он был редактором журнала «Отечественные записки», пока он не был запрещен российским правительством в 1884 году. Был сослан в Киров (тогда он назывался Вятка) на 8 лет после публикации его «Запутанного дела» в 1854 году. Находится в собрании Институт русской литературы ИРЛИ (Пушкинский дом)
© Fine Art Images
Media ID 14887108
Альбуминовая фотография Изгнание Изгнанный Михаил Михаил Салтыков Щедрин Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Салтыков Щедрин Сатирик
Полный ассортимент художественной печати
Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеально подходит для оформления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления
Печать в рамке
Современная печать в рамке и вклейке — профессионально сделанная и готовая к развешиванию
Поздравительные открытки для поздравительных открыток
8 9 , Свадьбы, Юбилеи, Выпускные, Спасибо и многое другое
Печать на холсте
Печать на холсте добавит цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готово повесить
Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу
Старинные рамки
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и на рамах — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Лучшее рядом с репродукцией
Обладая оригинальными произведениями искусства, с мягкой фактурной натуральной поверхностью, наши репродукции произведений изобразительного искусства соответствуют стандартам самых требовательных музейных кураторов.
Кружка с изображением
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные именные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе
Фотография в рамке
Распечатанные фотографии поставляются в индивидуальной упаковке, готовой для рамки
Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Каркас премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой консервационной подставкой — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию
Коврик для мыши
Фотографическое качество архивного качества в прочном коврике для мыши с нескользящей подкладкой, который можно протирать. Работает со всеми компьютерными мышами
Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных печатных технологий, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный настольный принт
Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка.
Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки под тарелки
Рамка из стекла
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенных дисплеев, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке
Большая сумка
ремень для удобной переноски
Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Подставки также могут быть в наличии
Анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, основная идея и тема произведения
Для того, чтобы сделать правильный анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, нужно не только прочитать это произведение, но и досконально его изучить. Постарайтесь раскрыть суть и смысл того, что пытался донести до читателя Михаил Евграфович. Для этого нужно проанализировать сюжет и идею рассказа. Кроме того, следует обратить внимание на образы мэров.
Как и во многих других произведениях автора, он уделяет им особое внимание, сравнивая с простолюдином.
Опубликованная работа автора
«История одного города» — одно из известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он был опубликован в «Отечественных записках», что вызвало большой интерес к роману. Чтобы иметь четкое представление о произведении, необходимо его проанализировать. Итак, анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. По жанру — роман, по стилю написания — историческая хроника.
Читатель сразу знакомится с необычным образом автора. Это «последний летописец-летописец». С самого начала М. Е. Салтыков-Щедрин сделал небольшую заметку, в которой указывалось, что все оформлено на основании подлинных документов. Почему это сделал писатель? Придать достоверность всему, о чем будет рассказ. Все дополнения и авторские примечания способствуют созданию исторической правды в произведении.
Достоверность романа
Анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина призван указать на историю написания, использование средств выразительности.
А также мастерство писателя в способах раскрытия характеров литературных образов.
В предисловии раскрывается замысел автора создать роман «История одного города». Какой город удостоился чести быть увековеченным в литературном произведении? В архиве города Глупова имелись описания всех важных дел городских жителей, биографии градоначальников, менявших свои посты. В романе указаны точные даты того периода, который описан в произведении: с 1731 по 1826 год. Цитата из известного на момент написания стихотворения Г.Р. Державин. И читатель в это верит. Как еще!
Автор использует конкретное имя, рассказывает о событиях, происходивших в каком-либо городе. М. Е. Салтыков-Щедрин прослеживает жизнь городских начальников в связи со сменой различных временных исторических эпох. Каждая эпоха меняет людей у власти. Они были безрассудны, умело распоряжались казной города, были галантно рыцарственны. Но как бы они ни меняли свое время, они управляют и командуют простыми людьми.
Что написано в анализе
Анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Написан, как и всякий анализ произведения, написанного в прозе, по определенному плану.
В плане следующие характерные черты прозаического произведения: история романа и сюжетных линий, композиция и образы, стиль, направление, жанр. Иногда свое отношение к произведению может добавить и критик, производящий анализ, или наблюдатель из читательского круга.
Теперь следует обратиться к конкретному произведению.
История создания и основная идея произведения
Салтыков-Щедрин давно задумал свой роман, много лет вынашивал его. Его наблюдения над самодержавным строем давно искали воплощения в литературных произведениях. Писатель работал над романом более десяти лет. Не раз исправлял и переписывал целые главы Салтыкова-Щедрина.
Основная идея произведения – взгляд сатирика на историю российского общества. Главное в городе не золото и заработок, а дела. Таким образом, весь роман «История одного города» содержит тему сатирической истории общества. Писатель как бы предсказывал гибель самодержавия. Это чувствуется в решениях глуповцев, не желающих жить в режиме деспотизма и унижений.
Сюжет
Роман « История одного города» имеет особое содержание, не похожее и до сих пор не описанное ни в одном классическом произведении. Это социально-политическая сатира на современное автору общество, и в этом государственном строе есть враждебная народу власть. Для описания города Глупова и его быта автор берет временной разрыв в сто лет. История города меняется со сменой очередной власти. Очень кратко и схематично можно представить весь сюжет произведения в нескольких предложениях.
Первое, о чем рассказывает автор, это происхождение людей, населяющих город. Давным-давно племени ублюдков удалось победить всех соседей. Они ищут князя-правителя, вместо которого у власти вор-правитель, за что и поплатился. Это продолжалось очень долго, пока князь не решил сам отправиться к Глупову. Дальше идет рассказ обо всех значимых людях города. Когда речь заходит о воеводе Угрюм-Бурчееве, читатель видит, что народный гнев нарастает. Ожидаемый взрыв заканчивает работу.
Ушел Угрюм-Бурчеев, начинается новый период. Наступает время перемен.
Конструкция композиции
Композиция имеет фрагментарный вид, но ее целостность от этого не нарушается. План работы прост и в то же время чрезвычайно сложен. Его легко представить в таком виде:
- Знакомство читателя с историей жителей города Глупова.
- 22 линейки и их характеристики.
- Мэр Бруды и его орган в голове.
- Борьба за власть в городе.
- Двукуров у власти.
- Годы мира и голода на Фердыщенко.
- Деятельность Василиска Семёновича Бородавкина.
- Изменения в образе жизни города.
- Развратные нравы.
- Угрюм-Бурчеев.
- Бородавкин об обязательствах.
- Микаладзе о появлении правителя.
- Беневольский о доброте.
Отдельные эпизоды
Интересна «История одного города» по главам. В первой главе «От издателя» помещен рассказ о городе, его истории. Сам автор признает, что сюжет несколько однообразен и содержит историю управления городом.
Рассказчиков четыре, и повествование ведется каждым из них по очереди.
Во второй главе «О корнях происхождения глуповцев» рассказывается о доисторическом периоде существования племен. Кого только не было в то время: гущщады и лукойды, лягушки и головтяпы.
В главе «Органчик» идет разговор об управлении мэра по имени Брудастый. Он немногословен, в голове совершенно пусто. Мастер Байбаков по просьбе народа раскрыл тайну Бруды: у него в голове был небольшой музыкальный инструмент. В Глупове наступает период анархии.
Следующая глава полна событий и динамики. Она называется «Легенда о шести градоначальниках». С этого момента наступают один за другим моменты смены правителей: Дворуров, правивший восемь лет, с правителем Фердыщенко, народ жил шесть лет радостно и в достатке. Активность и деятельность очередного мэра Бородавкина позволили ступовцам узнать, что такое изобилие. Но все хорошее имеет свойство когда-то заканчиваться. Так случилось и с Глуповым, когда к власти пришел капитан Негодяев.
Жители города теперь видят мало хорошего, никто не занимается, хотя некоторые правители пытаются разобраться с законодательством. Чего только не пережили глуповцы: голод, нищета, разруха. «История одного города» по главам дает полное представление об изменениях, происходивших в городе.
Образы героев
Много места занимают в романе «История одного города» мэры. У каждого из них свои принципы управления городом. Каждому посвящена отдельная глава в работе. Для сохранения стиля летописного повествования автор использует ряд сатирических художественных средств: анахронизм и фантастику, ограниченность пространства и символические детали. Роман раскрывает всю современную действительность. Для этого автор использует гротеск и гиперболу. Каждый из мэров ярко нарисован автором. Образы получались красочными, вне зависимости от того, как их правление влияло на жизнь города. Категоричность Бруды, реформа Дворурова, борьба за просвещение Бородавкина, жадность и любовь Фердыщенко, невмешательство ни в какие дела Прыща и Угюм-Бурчеева с его идиотизмом.
Направление
Жанр произведения — сатирический роман. Это хронологический обзор. Выглядит своеобразной оригинальной пародией на хронику. Полный анализ Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» готов. Остается только перечитать произведение. Читатели по-новому взглянут на роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Суть иногда кроется в деталях
В произведении «История одного города» отрывок любой настолько хорош и ярок, что каждая мелочь на своем месте. Взять хотя бы главу «О корнях происхождения глуповцев». Отрывок похож на сказку. В главе много выдуманных персонажей, придуманных нелепых названий племен, составивших основу города Глупов. Элементы фольклора еще не раз прозвучат из уст героев произведения, один из растяп поет песню «Не шуми, матушка зеленая марихуана». Смешно выглядят заслуги глуповцев: умелое поедание макарон, торговля, исполнение непристойных песен.
«История одного города» — вершина творчества великого русского классика Салтыкова-Щедрина.



Рассказы приобрели огромную популярность. Историки, изучающие жизнь и творчество великого писателя, назовут этот период знаковым для развития русской культуры и литературы.
