Чем торговали в Древней Руси и с кем?
Картина С. В. Иванова Торг в стране восточных славян
Внутренняя торговля.
Поскольку в экономике Руси господствовало натуральное хозяйство, развита была больше меновая торговля. Внутренний рынок рос в основном за счёт развития ремесла, а ремесленники составляли значительный процент городского населения. Во многих городах, а также в относительно крупных населённых пунктах складывались рынки, которые также именовались «торгами». Крестьяне из окрестных мест здесь обменивали продукты своего труда на железные или медные орудия, утварь и т. д. Многие торговцы имели свои лавки и для взвешивания использовали миниатюрные весы. Торговые площади были местом большого собрания людей, поэтому на них часто делали объявления о насущных и волнующих делах (согласно «Русской правде», например, поймавший вора должен был заявить об этом именно на рыночной площади). Кроме того, на городских рынках народ собирался на вече.
До −50% на игрушки Chicco на OZONРазвивающие игрушки для малышей Chicco со скидками до −50%. Выбирайте на OZON.ruРазвивающие игрушки для малышей Chicco со скидками до −50%. Выбирайте на OZON.ruozon.ruУдобная доставка20 способов оплатыШирокий ассортиментГарантия качестваПерейти₽
Из ряда источников нам известны следующие товары, продаваемые на рынках в Древней Руси: оружие, изделия из металла, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, лес, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки и дичь. Значительную роль в формировании этого перечня при этом играла сельская местность. Горожане зависели от снабжения их сельскохозяйственной продукцией крестьянами, которые, в свою очередь, зависели от орудий труда и других товаров, производимых городскими ремесленниками.
Внешняя торговля с Византией
Внешняя торговля в целом была связана с такой системой как данничество. Дань – плата за несостоявшийся набег с несвободных, не принадлежащих к главенствующей общности. Взимали её денежными средствами и мехами пушных зверей. Каждый год после её сбора значительная часть продавалась на внешнем рынке, в основном в Византии. В X веке благодаря ряду военных конфликтов киевские князья создали благоприятные условия для торговли на Чёрном море, в Византии, Хазарском каганате и Волжской Булгарии. При этом, стоит сразу отметить, что грань между торговцем и разбойником в те времена была достаточно зыбкая: купец, если представлялась возможность, легко мог попытаться завладеть чужим имуществом. Дружины играли значительную роль в древнерусской торговле, и за один поход могли принять участие в грабительском набеге, а затем торговать награбленным.
Византийская империя к 1081 году
Из Руси в Византию в огромных количествах ввозились такие товары как мед и воск, меха, а также изделия русских ремесленников, оружейников и ювелиров, и рабы (особенно востребованы были женщины).
На Русь из Византии привозили предметы роскоши, виноградные вина, шелковые ткани, благовония, приправы и дорогое, красивое, качественное оружие.
Внешняя торговля со странами Востока
Волжский торговый путь (также называемый путём «из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье, был одним из самых ранних речных торговых путей, связывавших Скандинавию с Арабским Халифатом в раннем средневековье. Столица Волжской Булгарии, Булгар, являлась в IХ—ХІІІ вв. важнейшим торговым центром севера Восточной Европы, а арабские монетные клады подтверждают значение Волги в русской торговле с халифатом. Русские купцы привозили сюда те же, уже упоминаемые нами, товары, которыми торговали с византийцами и хазарами, — меха, мёд, воск и рабов. С юга и юго-востока в Булгар прибывали восточные купцы, которые везли с собой ткани, украшения и другие изделия ремесел, оружие и деньги, серебряную монету восточных стран. Из Булгара вывозились меха куньи, собольи, беличьи, горностаевые, лисьи бобровые, заячьи, шкуры козьи, бобровая струя, крупная рыба, янтарь, юфть, воск, мед, орехи, кольчуги, мечи, овцы, крупный рогатый скот, хлеб, невольники.
) и Путь из варяг в греки по Днепру (фиолет.). Другие торговые пути VIII—XI веках показаны оранжевым цветом.
К резкому сокращению всех видов контактов с зарубежными странами привело татаро-монгольское нашествие. Надолго парализованные связи в Восточной Европе возродились только во время становления централизованного Русского государства, но уже по другим руслам и торговым путям.
https://zen.yandex.ru/media/vestnikistorii/chem-torgovali-v-drevnei-rusi-i-s-kem-5dee88ab2beb4900af8d824e
Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь
О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало 12-го в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надёжного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.
Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).
Путь «из варяг в греки» (iamruss.ru)
По такому пути, который сложился в 9−10 вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долблёных однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединённых водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.
Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать.
Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.
«Заморские гости», худ. Н. Рерих. (Wikimedia Commons)
Ещё одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.
Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину.
Из-за этой неопределённости под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.
«Волокут волоком», худ. Н. Рерих. (sibro.ru)
Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мёд, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…
В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода.
На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведённые в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шёлковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.
Византийские украшения 10−12 вв., ГИМ. (Каталог выставки ГИМ, М., 1996)
Торговля стимулировала развитие ремесёл — в 10−12 вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племён под началом сначала новгородского, а затем киевского князя.
Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнёры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства. Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала 10-го в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.
Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10-м — первой половине 11-го вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными (варяжские и русские наёмники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.
). В 12-м в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее. А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил своё историческое предназначение.
Сборник: Веймар
Главный вопрос истории Веймарской республики — как стала возможна катастрофа 1933 года, когда к власти в Германии пришёл Гитлер.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»
«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»
Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год.
Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Гитлер «купил» голоса немцев
Как Гитлер «купил» голоса немцев
Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.
- Статьи
- Европа
- XX век
Миллионы и миллиарды марок
Миллионы и миллиарды марок
В 1923 году Германия переживала экономическую катастрофу. Инфляция быстро переросла в гиперинфляцию.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Веймарская республика
Веймарская республика
Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов к власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство?
- Статьи
- Европа
- XX век
Веймарская Германия: искусство меж двух войн
Веймарская Германия: искусство меж двух войн
В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.
- Статьи
- Европа
- XX век
Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая
Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая
Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.
- Статьи
- Европа
- XX век
Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию
Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию
Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»
Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год. Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Гитлер «купил» голоса немцев
Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.
- Статьи
- Европа
- XX век
Миллионы и миллиарды марок
В 1923 году Германия переживала экономическую катастрофу.
Инфляция быстро переросла в гиперинфляцию.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Веймарская республика
Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов к власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство?
- Статьи
- Европа
- XX век
Веймарская Германия: искусство меж двух войн
В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.
- Статьи
- Европа
- XX век
Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая
Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.
- Статьи
- Европа
- XX век
Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию
Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Тесты
- Европа
- XX век
«Собачье сердце»
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Совершенно никакой адвокат»
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы победил Бухарин
- Статьи
- Европа
- X-XI вв.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
- Статьи
- Африка
- I век до н.э.
Плод любви Цезаря и Клеопатры
- Статьи
- Европа
- XVI-XVIII вв.
Эпоха Великих географических трагедий
- Статьи
- Европа
- XX век
Детство Юрия Гагарина в оккупации
- Статьи
- Европа
- XVI век
95 тезисов Мартина Лютера
- Статьи
- Америка
- XX век
Джон Диллинджер: враг общества №1
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.

Ришельё — самый известный кардинал
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Европа
- XIX век
Покушения на Александра II
- Тесты
- Европа
- XX век
«Собачье сердце»
- Статьи
- Азия
- III-XIV вв.

Манихейство: религия, не признанная ни одним государством
- Статьи
- Европа
- XX век
Особое мнение Александра Керенского
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Сапог Петра Великого
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Совершенно никакой адвокат»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Тесты
- 👀 120599
- 📚 Статьи
- 👀 99792
- 📚 Статьи
- 👀 79809
- 📚 Статьи
- 👀 57454
- 📚 Статьи
- 👀 56298
- 📚 Статьи
- 👀 50459
- 📚 Статьи
- 👀 42823
- 📚 Статьи
- 👀 40153
- 📚 Статьи
- 👀 32848
- 📚 Статьи
- 👀 32424
- 📚 Статьи
- 👀 694580
- 📚 Статьи
- 👀 638022
- 📚 Статьи
- 👀 513040
- 📚 Статьи
- 👀 191066
- 📚 Статьи
- 👀 122478
- 📚 Тесты
- 👀 120599
- 📚 Статьи
- 👀 115167
- 📚 Статьи
- 👀 114106
- 📚 Статьи
- 👀 102906
- 📚 Статьи
- 👀 99792
Трансатлантическая работорговля | История и факты
трансатлантическая работорговля
Просмотреть все СМИ
- Похожие темы:
- работорговля
Просмотреть весь связанный контент →
трансатлантическая работорговля , сегмент глобальной работорговли, в ходе которой от 10 до 12 миллионов порабощенных африканцев переправились через Атлантический океан в Америку с 16 по 19 века.
век. Это был второй из трех этапов так называемой треугольной торговли, в ходе которой оружие, ткани и вино доставлялись из Европы в Африку, порабощенные люди — из Африки в Америку, а сахар и кофе — из Америки в Европу.
К 1480-м годам португальские корабли уже перевозили африканцев для использования в качестве порабощенных рабочих на сахарных плантациях на островах Кабо-Верде и Мадейра в восточной Атлантике. Испанские конкистадоры увезли порабощенных африканцев в Карибское море после 1502 года, но португальские купцы продолжали доминировать в трансатлантической работорговле еще полтора века, действуя со своих баз в районе Конго-Анголы вдоль западного побережья Африки. Голландцы стали ведущими торговцами порабощенными людьми в течение части 1600-х годов, а в следующем столетии английские и французские купцы контролировали около половины трансатлантической работорговли, привозя большой процент своего человеческого груза из региона Западной Африки между Сенегалом и и реки Нигер. В 1713 году соглашение между Испанией и Великобританией предоставило британцам монополию на торговлю порабощенными людьми с испанскими колониями.
Под Asiento de negros , Великобритания имела право поставлять этим колониям 4800 порабощенных африканцев в год в течение 30 лет. Контракт на эту поставку был передан компании Южных морей, в которой британской королеве Анне принадлежало около 22,5% акций.
Изучите историю африканской работорговли и ее экономического влияния на Западную Африку, где прибрежные государства становились богатыми и могущественными, а государства саванн дестабилизировались, поскольку их жители были взяты в плен
Посмотреть все видео к этой статье Вероятно, до 1600 года в Америку было вывезено не более нескольких сотен тысяч африканцев. Однако в 17 веке спрос на порабощенный труд резко вырос с ростом сахарных плантаций в Карибском бассейне и табачных плантаций в Чесапикском регионе в Северной Америке. . Наибольшее количество порабощенных людей было вывезено в Америку в XVIII веке, когда, по оценкам историков, было осуществлено почти три пятых всего объема трансатлантической работорговли.
Работорговля имела разрушительные последствия для Африки. Экономические стимулы для военачальников и племен заниматься торговлей порабощенными людьми способствовали созданию атмосферы беззакония и насилия. Депопуляция и постоянный страх перед неволей сделали экономическое и сельскохозяйственное развитие почти невозможным на большей части западной Африки. Большой процент людей, взятых в плен, составляли женщины детородного возраста и молодые мужчины, которые обычно создавали семьи. Европейские поработители обычно оставляли после себя пожилых людей, инвалидов или иных зависимых людей — группы, которые меньше всего могли способствовать экономическому благополучию своего общества.
Историки спорят о характере и степени участия Европы и Африки в фактическом захвате тех, кто был порабощен. В первые годы трансатлантической работорговли португальцы обычно покупали африканцев, порабощенных во время межплеменных войн. По мере роста спроса на порабощенных людей португальцы начали проникать во внутренние районы Африки, чтобы насильно брать пленников; поскольку другие европейцы были вовлечены в работорговлю, обычно они оставались на побережье и покупали пленников у африканцев, которые перевезли их из внутренних районов.
После захвата похищенных африканцев отправили к побережью, путь, который мог составлять до 300 миль (485 км). Обычно двух пленников связывали вместе за лодыжки, а колонны пленников связывали вместе веревками на шее. По оценкам, от 10 до 15 процентов пленников погибли по пути к побережью.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Трансатлантическая работорговля | История и факты
трансатлантическая работорговля
Просмотреть все СМИ
- Похожие темы:
- работорговля
Просмотреть весь связанный контент →
трансатлантическая работорговля , сегмент глобальной работорговли, в ходе которой от 10 до 12 миллионов порабощенных африканцев переправились через Атлантический океан в Америку с 16 по 19 века.век. Это был второй из трех этапов так называемой треугольной торговли, в ходе которой оружие, ткани и вино доставлялись из Европы в Африку, порабощенные люди — из Африки в Америку, а сахар и кофе — из Америки в Европу.
К 1480-м годам португальские корабли уже перевозили африканцев для использования в качестве порабощенных рабочих на сахарных плантациях на островах Кабо-Верде и Мадейра в восточной Атлантике. Испанские конкистадоры увезли порабощенных африканцев в Карибское море после 1502 года, но португальские купцы продолжали доминировать в трансатлантической работорговле еще полтора века, действуя со своих баз в районе Конго-Анголы вдоль западного побережья Африки. Голландцы стали ведущими торговцами порабощенными людьми в течение части 1600-х годов, а в следующем столетии английские и французские купцы контролировали около половины трансатлантической работорговли, привозя большой процент своего человеческого груза из региона Западной Африки между Сенегалом и и реки Нигер. В 1713 году соглашение между Испанией и Великобританией предоставило британцам монополию на торговлю порабощенными людьми с испанскими колониями. Под Asiento de negros , Великобритания имела право поставлять этим колониям 4800 порабощенных африканцев в год в течение 30 лет.
Контракт на эту поставку был передан компании Южных морей, в которой британской королеве Анне принадлежало около 22,5% акций.
Изучите историю африканской работорговли и ее экономического влияния на Западную Африку, где прибрежные государства становились богатыми и могущественными, а государства саванн дестабилизировались, поскольку их жители были взяты в плен
Посмотреть все видео к этой статьеВероятно, до 1600 года в Америку было вывезено не более нескольких сотен тысяч африканцев. Однако в 17 веке спрос на порабощенный труд резко вырос с ростом сахарных плантаций в Карибском бассейне и табачных плантаций в Чесапикском регионе в Северной Америке. . Наибольшее количество порабощенных людей было вывезено в Америку в XVIII веке, когда, по оценкам историков, было осуществлено почти три пятых всего объема трансатлантической работорговли.
Работорговля имела разрушительные последствия для Африки. Экономические стимулы для военачальников и племен заниматься торговлей порабощенными людьми способствовали созданию атмосферы беззакония и насилия.
Депопуляция и постоянный страх перед неволей сделали экономическое и сельскохозяйственное развитие почти невозможным на большей части западной Африки. Большой процент людей, взятых в плен, составляли женщины детородного возраста и молодые мужчины, которые обычно создавали семьи. Европейские поработители обычно оставляли после себя пожилых людей, инвалидов или иных зависимых людей — группы, которые меньше всего могли способствовать экономическому благополучию своего общества.
Историки спорят о характере и степени участия Европы и Африки в фактическом захвате тех, кто был порабощен. В первые годы трансатлантической работорговли португальцы обычно покупали африканцев, порабощенных во время межплеменных войн. По мере роста спроса на порабощенных людей португальцы начали проникать во внутренние районы Африки, чтобы насильно брать пленников; поскольку другие европейцы были вовлечены в работорговлю, обычно они оставались на побережье и покупали пленников у африканцев, которые перевезли их из внутренних районов.




