Кастовая система: как устроено современное общество в Индии
Кастовой системе в Индии уже не одна тысяча лет. РБК Тренды разбирались, как она влияет на общество и экономику и какие трудности возникают при ее исследовании
Как складывалась кастовая система
Из курса школьной истории можно вспомнить, что индийское общество делится на четыре касты — брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудров (земледельцев и слуг). Вне кастовой системы находятся неприкасаемые, которые занимаются черной работой. Но здесь речь идет не о кастах, а о варнах — категориях индийского общества в глубокой древности, принятой у ариев и основанной на виде деятельности.
«Из текстов двухтысячелетней давности ясно, что уже тогда эта схема была слабо применима к реальной жизни. Общество явно делилось не на четыре группы, существовало большое количество разнообразных сообществ, ассоциировавших себя с одной из четырех варн. В XVI веке завязавшие контакты с Индией португальцы назовут эти сообщества словом casta — «порода», — рассказывает старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Илья Спектор.
По словам Спектора, ответа на вопрос, когда точно сформировалась кастовая система, нет. Вероятно, она возникла более 3 тыс. лет назад, когда смешались пришедшие в Индию арии и коренные жители субконтинента. Традиционная варновая система со временем отмерла, но оказала большое влияние на касты.
Новое разделение населения по крупным категориям возродили британские колониальные чиновники, которым необходимо было собирать налоги. Занимающих наиболее низкое положение неприкасаемых отнесли к «зарегистрированным кастам», как и представителей племен.
Представители брахманов — высшей касты — около 1910 года (Фото: Hulton Archive / Getty Images)
В XX веке менялось положение неприкасаемых, или далитов — у них стали появляться свои политические лидеры, а конституция 1950 года запретила дискриминацию по кастовому признаку, хотя де-факто она до сих пор существует. Дважды президентами Индии становились представители далитов — Кочерил Раман Нараянан (в 1997–2002 годах) и Рам Натх Ковинд (с 2017 года). По словам Ильи Спектора, весь XX век ушел у далитов на то, чтобы реализовывать свои гражданские права.
Эксперт отмечает, что кастовая система постоянно адаптируется к веяниям времени и новым реалиям. Так, касты есть далеко не только у индусов — институт касты сохраняется у индийских мусульман, христиан и иудеев, хотя и в менее явной форме.
Определить и подсчитать
Кастовая структура современной Индии сложна и неоднородна. По словам Ильи Спектора, существующие касты трудно посчитать — разброс от 5 до 25 тыс. Это связано с тем, что иногда не ясно, идет ли речь об одной касте или о нескольких близкородственных группах. Плюс к этому, структура серьезно различается в каждом отдельном регионе.
К основным группам относят передовые касты, зарегистрированные касты и племена, а также OBC (other backward classes) — «другие отсталые классы».
В 2021 году правительство Индии отказалось раскрывать данные кастовой переписи 2011 года по другим отсталым классам со ссылкой на то, что это будет «административно сложно и громоздко».
«OBC — это еще одна категория каст, находящаяся между зарегистрированными и передовыми. О том, чтобы распространить часть правительственных льгот на категорию каст, которую нельзя отнести к неприкасаемым, но и высшими назвать никак нельзя, заговорили в 1980-е годы. Проблема в том, что OBC — это огромная группа, в которую входит более 40% населения Индии. Границы между OBC и зарегистрированными кастами весьма размыты, включение той или иной касты в список OBC могло быть достаточно произвольным.
Именно это делает возможную перепись OBC весьма сложным мероприятием», — поясняет Спектор.Митинг подростков из касты «неприкасаемых» в поддержку политических прав, 1981 год (Фото: Keystone / Getty Images)
В современной Индии вид деятельности не строго соотносится с кастовой принадлежностью. Новые профессии появляются, но для них не предусмотрено отдельных каст. Эксперт говорит, что новые специальности подразумевают новые шансы.
«Действительно, обычно у касты есть «номинальная» профессия. Например, представители касты каястха традиционно были сельскими писцами. А представители касты чамаров из неприкасаемых должны были заниматься дублением кож. Вот только большинство из них не занималось своей «номинальной» профессией — она служила скорее объяснением их угнетенного положения. Впрочем, и сейчас большинство каястха не являются сельскими писцами. С этой стартовой позиции они очень удачно встроились в капиталистическую систему и сейчас зачастую трудятся в весьма престижных сферах — программистов среди них тоже много», — приводит он пример.
Бедность и COVID
Зарегистрированные касты, племена и OBC в большом числе проживают в сельской местности, которая беднее городской. По последним данным Всемирного банка, уровень крайней нищеты в Индии в 2019 году сократился на 12,3 п.п. по сравнению с 2011 годом — с 22,5% до 10,2%. Причем сокращение бедности в сельской местности шло быстрее, чем в городской. Затем пришла пандемия и возник «хаос». Пандемия COVID-19 сильно ударила по экономике Индии и отбросила назад процесс экономического развития и снижения бедности. Средний класс сократился на 32 млн человек, а число бедных выросло на 75 млн человек.
«Уровень бедности в стране стабильно падает с начала 2000-х годов благодаря государственной политике. Урбанизация в Индии идет очень быстро. Из-за того, что необходимо обслуживать растущее городское население, большое число людей из сельской местности переселяются в мегаполисы и устраиваются там на поденную работу или открывают свой мелкий бизнес. Стремительный рост индийского ВВП в значительной степени происходит за счет разрастания сферы услуг», — поясняет руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Института международных отношений и мировой экономики РАН Алексей Куприянов.
Но, по словам Куприянова, во время пандемии начался «великий исход» сельских жителей из городов. Из-за локдаунов в Мумбаи, Ченнаи, Нью-Дели огромное число населения, десятки миллионов человек, стали возвращаться обратно, чтобы заниматься земледелием и хоть как-то прокормить свои семьи.
Эксперт отмечает, что бедность и кастовая принадлежность зачастую связаны опосредованно: многое зависит от внешних условий, например, неурожая для земледельцев. «Многие представители низших каст занимаются поденной низкооплачиваемой работой, и по ним глобальные изменения, разумеется, бьют сильнее всего. С другой стороны, индийские власти пытаются исправить ситуацию при помощи «позитивной» дискриминации: есть список зарегистрированных каст и племен, члены которых могут рассчитывать на определенные квоты. Далеко не все бедняки принадлежат к низшим кастам, за чертой бедности могут оказаться представители и более высоких каст», — говорит Куприянов.
По оценке ООН, в ближайшие два года Индия будет показывать самый большой рост экономики среди развивающихся стран на уровне более 6% в год. По словам Куприянова, бурное развитие связано с восстановлением после пандемии: после падения ВВП на 8% в 2020 году, экономика выросла на 12% в 2021-м. Но пока непонятно, будет ли сохраняться эта тенденция.
Дискриминация — «позитивная» и реальная
Дискриминация по кастовому признаку была запрещена в Индии конституцией 1950 года. Тогда для зарегистрированных каст и племен начали выделять квоты на места в госучреждениях, избирательных округах, университетах. В 1990-х преференции стали предоставлять для OBC. «Про «обратную» дискриминацию в Индии говорят много и с удовольствием, но надо понимать, что это, мягко скажем, не первостепенная проблема. Важнее то, что система квот не решает экономических проблем», — говорит Илья Спектор.
Трудности для низших каст заключаются в изначально неравном положении на рынке труда. Далит с меньшей вероятностью будет обладать необходимыми компетенциями из-за своего экономического положения. Притеснение далитов происходит даже в самых передовых сферах. Об этом свидетельствуют последние примеры. Калифорнийский университет признал притеснение студентов-далитов и включил проблему в свою антидискриминационную политику. Представительница лаборатории Equality Labs из далитов столкнулась с противодействием со стороны Google. В целом представители низших каст встречаются с дискриминацией в ИТ-секторе.
«Традиционные» гонения на далитов остаются в деревнях, где проживает более 60% населения страны. Далитов в сельской местности могут притеснять из различных суеверий — следствие низкого уровня образования. «Институциональной дискриминации сейчас нет, но пропасть между низшими и высшими кастами сохраняется. Например, общая грамотность в Индии превысила 82%, но уровень грамотности среди зарегистрированных каст едва дошел до 60%. По всем социально-экономическим показателям можно увидеть схожую картину», — поясняет Спектор.
По его мнению, кастовое разделение не может не мешать развитию экономики. «Скажем так, для большей части низкокастового населения кастовый фактор продолжает оставаться значимым, причем в негативном ключе. Особенно если речь идет об индийской деревне, где существенная часть этого населения до сих пор не интегрирована в современную экономическую систему», — резюмирует эксперт.
Откуда в Индии появились касты?
Отвечает Леонид Алаев
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН
Социальное расслоение характерно для многих стран, но только в Индии касты образуют систему, охватывающую всех индийцев. Принадлежать к той или иной касте — значит иметь отличия в традиционных занятиях, обрядах, особенностях языка. А главное — это иерархия, которая ограничивает общение с другими подобными группами. Например, возможность заключения брака за пределами группы исключена.
Фото: Wikipedia.org
Страница рукописи 1837 года, иллюстрирующая «72 типа каст в Индии». Показаны мужчины и женщины из области Мадурай
Существует несколько теорий, объясняющих возникновение каст.
В древних священных книгах все объясняется легендой, согласно которой варны созданы богами из тела первочеловека Пуруши: брахманы — из его уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней. Члены разных варн, а в дальнейшем — разных джати («каста» на санскрите) вступали в смешанные браки, отсюда — многообразие каст. В результате развилось представление о том, что разные касты имеют разную степень ритуальной чистоты. Следовательно, кто-то от кого-то может принимать воду и пищу, а кто-то — нет, с кем-то необходимо ограничивать общение, наконец, к некоторым нельзя прикасаться или позволять прикасаться к тебе. (Ранее «Моя Планета» рассказывала о том, как живет индийская служанка из касты неприкасаемых.)
Научная версия говорит о том, что индоевропейские по языку племена уже на своей прародине, в причерноморских и прикаспийских степях, имели социальное деление: жрецы (маги), воины и земледельцы. Его они и принесли на занятую территорию современного Ирана и Южной Азии.
В Иране такие социальные группы назывались «пиштра», а в Индии — «варна». Оба термина означают «цвет». Так индийские варны и стали ассоциироваться с цветом: брахманы (жрецы) — с белым, кшатрии (воины) — с красным, вайшьи (простолюдины) — с желтым. Появилась и четвертая варна — шудры, доля которых, если судить по священным книгам, была в том, чтобы прислуживать трем более «чистым» варнам. Им был присвоен черный цвет.
Брахманы
Фото: ©OlegD / Shutterstock.com
Кшатрии
Фото: © Zzvet / Shutterstock.com
Вайшьи
Фото: © imagesef / Shutterstock.com
Шудры
Фото: © neelsky / Shutterstock.com
Неприкасаемые
Фото: © Vladimir Zhoga / Shutterstock. com
Правда, четыре варны прослеживаются не везде. Так, в Южной Индии практически нет кшатриев, а касты торговцев занимают социальное положение ниже веллалов, которых причисляют к шудрам. В штате Махараштра вовсе установилась двухварновая система: брахманы и шудры, а также неприкасаемые.
Широко распространено заблуждение, что касты появились в результате раздробления первоначальных варн. Однако варны и касты — понятия разного уровня. Первые — порождение первобытной мифологии, вторые — реальные социальные группы. Варны брахманов и кшатриев не раздробились на касты, а сложились из разных общностей (брахманы — из жреческих, кшатрии — из воинствующих). А третья варна — виш, или вайшья, — понималась в древности как основная часть соплеменников. Им предписывалось заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Однако со Средних веков вайшьями считаются только торговцы и ростовщики.
Наконец, еще в древности создался пласт людей, находящихся в разной степени подчиненности. Труд земледельца и скотовода стал рассматриваться как ритуально загрязняющий, и людей, которые трудятся в чужих хозяйствах, относили к шудрам.Труд земледельца и скотовода стал рассматриваться как ритуально загрязняющий.
Считается также, что кастовую систему укрепили британцы. Деление на сословия было и до них, и дочка брахмана не могла выйти замуж за вайшью, но и на Руси дочь купца не вышла бы за крепостного. В период колонизации Индии в XIX веке британцы решили провести перепись населения и узаконили касты.
Несомненно одно: система каст возникла и развивалась как оформление общественного разделения труда. Однако экономическими факторами ее появление все же не объяснить. Многие касты не отличаются друг от друга по основному занятию или специальности. А некоторым, упоминаемым в древних книгах, вообще никакой специальности не предписывается.
Фото: Shutterstock.com
Правила общения между кастами очень противоречивы и соблюдаются не всегда. «Теоретическим» подкреплением запретов является учение о ритуальной чистоте. На основе нее ученые не раз пытались выстроить логически обоснованную систему каст, но пока это никому не удалось. Тем более что жесткость кастовой системы — один из мифов, окутывающих Индию. Касты разделяются, сливаются, повышают свой статус, захватывая власть в какой-то местности, указом, путем имитирования образа жизни высоких каст или другими способами.
В настоящее время, в условиях демократии, касты не отменены и не запрещены, но дискриминация осуждается. Более того, недопущение неприкасаемых в храм или к деревенскому колодцу — уголовное преступление. Напротив, им предоставляются привилегии на выборах депутатов всех уровней, в занятии должностей в администрации, при поступлении в университеты. И каким будет индийское общество через сотню лет, неизвестно.
Индия по-русски
Как путешествовать по Идии: памятку туристу
Правила жизни сикха
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. , запрещённая на территории Российской Федерации.
Индия
касты
происхождение
вопрос
эксперт
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
Подсказка: их находят на пляжах после штормов и отливов
Дарья Телегина
12 августа 2022
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
Подсказка: место — Франция, время — 1930-е годы
Юлия Скопич
12 января 2022
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
Подсказка: место — США, время — 1955 год. Этим устройством пользовались всего год, но зато история последователей была грандиозная
Юлия Скопич
16 февраля 2022
Психологи: цвет посуды влияет на вкус еды
2 декабря 2022
Новое тревел-шоу Стаса Натанзона «Погнали!» на телеканале «Моя Планета»
2 декабря 2022
Древнюю перуанскую фреску заново открыли спустя 100 лет
2 декабря 2022
Три чихуахуа или толстый кот: «Аэрофлот» разрешит пассажирам брать больше животных
2 декабря 2022
Существует ли самое большое число?
Самые северные города мира
Анти-мимими: самые некрасивые животные
Печать Владимира Мономаха впервые нашли в России
Казань: что посмотреть за выходные
Почему кошки урчат
10 самых больших самолетов в мире
Кастовая система в Древней Индии
Древняя Индия в ведический период (ок. 1500-1000 гг. до н.э.) не имела социального расслоения по социально-экономическим показателям; скорее, граждане классифицировались в соответствии с их варнами или кастами. «Варна» определяет наследственные корни новорождённого, указывает на цвет, тип, порядок или класс людей. Определены четыре основные категории: брамины (священники, гуру и т. д.), кшатрии (воины, цари, администраторы и т. д.), вайшьи (земледельцы, торговцы и т. д., также называемые вишьями) и шудры (рабочие). Каждая варна предлагает определенные жизненные принципы, которым нужно следовать; новорожденные должны следовать обычаям, правилам, поведению и убеждениям, лежащим в основе их соответствующих варн.
Бхагавата-пурана
Попечители Британского музея (Авторское право)
Первое упоминание о Варне встречается в Пуруша Суктам стихе древнего санскрита Риг Веды . Пуруша — изначальное существо, состоящее из комбинации четырех варн. Его уста составляют брахманы, его руки – кшатрии, бедра – вайшьи, а ступни – шудры. Точно так же и общество состоит из этих четырех варн, которые благодаря своему повиновению правилам варн обеспечивают процветание и порядок. Новорожденный в конкретной варне не обязан подчиняться ее жизненным принципам; индивидуальные интересы и личные наклонности рассматриваются с одинаковой серьезностью, чтобы искоренить конфликт между личным выбором и обычными правилами. Учитывая эту свободу, отклоненный выбор всегда оценивается по его каскадному влиянию на других. Права каждого варненца всегда приравниваются к его индивидуальным обязанностям. Разработанная система варн с прозрениями и рассуждениями находится в Ману Смрити (древний юридический текст ведического периода), а затем в различных Дхарма-шастрах . Варны, в принципе, являются не родословными, считающимися чистыми и бесспорными, а категориями, что предполагает приоритет поведения при определении варны, а не рождения.
Удалить рекламу
Реклама
Назначение системы VARNA
Кастовая система в древней Индии существовала и признавалась во время и после ведического периода, процветавшего около 1500-1000 гг. до н.э. Сегрегация людей по их варне была призвана разгрузить жизненные обязанности, сохранить чистоту касты и установить вечный порядок. Это позволит заранее решить и избежать всех форм споров, возникающих из-за конфликтов внутри бизнеса и посягательств на соответствующие обязанности. В этой системе каждому варненцу ставятся конкретные задачи. Брахман, ведущий себя как кшатрий или вайшья, унижает себя, становясь недостойным искать освобождения или мокша . Ибо брахман (ставший деянием, вдобавок к рожденному) считается ртом общества и является чистейшей формой жизни по Ведам , ибо олицетворяет отречение, аскетизм, благочестие, стремление только к мудрости и развитый интеллект. От кшатрия также требуется оставаться верным своему долгу в Варне; если он потерпит неудачу, он может быть изгнан. То же самое относится к вайшьям и шудрам. Шудры далеко не исключены или не имеют значения, они являются основой экономики, сильной системой поддержки процветающей экономической системы, при условии, что они остаются ограниченными своими жизненными обязанностями и не поддаются жадности, аморальному поведению и чрезмерному потворству своим слабостям.
Основной причиной соблюдения обязанностей варны является вера в достижение мокши благодаря исполнению долга.
Основная идея заключается в том, что такой порядок в обществе приведет к удовлетворению, вечному миру, сознательному соблюдению закона, сознательному сдерживанию всех проступков, ответственному осуществлению свободы и свободы и сохранению фундаментальной социальной черты «общего процветания» превыше всего. другие. Практическое и нравственное воспитание всех варн и такой порядок казались оправданными в древнеиндийском обществе в силу совместного проживания разных варн и возможности разобщенности между ними. Следовательно, на брахманов была возложена обязанность обучать учеников всех варн понимать и практиковать порядок и взаимную гармонию, независимо от бедственных обстоятельств. Справедливость, нравственность и праведное поведение были основными учениями браминов.0011 ашрамов (духовные ретриты, места для поиска знаний). Вооружение учеников чистой совестью для ведения благородной жизни считалось важным, как и практическое образование для всех варн, которое давало ученикам их жизненные цели и знания о правильном поведении, которые позже проявятся в упорядоченном обществе.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Основной причиной выполнения обязанностей Варны является вера в достижение мокша о послушании. Вера в концепцию Кармы укрепляет веру в жизненные принципы Варны. Согласно Ведам , идеальная обязанность человека — искать свободу от последующего рождения и смерти и избавиться от переселения души, и это возможно, когда человек следует обязанностям и принципам своей соответствующей Варны. Согласно Ведам , последовательное посягательство на чужие жизненные обязанности порождает нестабильное общество. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры образуют четверичную природу общества, каждому из которых назначены соответствующие жизненные обязанности и идеальный характер. Мужчины первых трех иерархических каст называются дваждырожденными; во-первых, рожденные от родителей, а во-вторых, от своего гуру после посвящения в священный шнур, который они носят на плечах. Система Варны, по-видимому, находится в зачаточном состоянии в 9 веке.0011 Веды , позже доработанные и дополненные в Упанишадах и Дхарма Шастрах.
Брамины
Брахманов почитали как воплощение самого знания, наделенного наставлениями и проповедями для всех варн общества. Их почитали не только из-за их брахманского происхождения, но и из-за их отказа от мирской жизни и развития божественных качеств, считалось, что они всегда поглощены созерцанием Брахмана, поэтому их называли браминами. Священники, гуру, риши , учителя и ученые составляли общину браминов. Они всегда будут жить согласно обету Брахмачарьи (безбрачия), данному им. Даже женатых браминов называли брахмачари (целомудренными) в силу того, что они вступали в половую связь только для размножения и оставались мысленно отстраненными от акта. Однако любой из других варн также мог стать брамином после обширного приобретения знаний и развития своего интеллекта.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Брахманы были лучшим выбором в качестве наставников для новорожденных, потому что они представляют собой связь между возвышенным знанием богов и четырьмя варнами. Таким образом, поскольку мудрость предков поддерживается практикой гуру-ученика, все граждане, рожденные в каждой варне, останутся привязанными к требованиям своей жизни. Обычно брахманы были олицетворением довольства и рассеивателями невежества, ведущими всех искателей к зениту высшего знания, однако, за исключением некоторых случаев, они жили как воины, торговцы или земледельцы в тяжелых невзгодах. Тех, кто был наделен титулами Брахма Риши или Маха Риши, просили давать советы королям и администрации их королевств. Всем мужчинам-браминам было разрешено жениться на женщинах из первых трех варн, тогда как женитьба на женщине-шудре в незначительной степени лишала брамина его священнического статуса. Тем не менее женщина-шудра не будет отвергнута, если брамин даст на это согласие.
Веды (Ригведа)
BernardM (CC BY-SA)
Женщин-браминов, вопреки распространенному мнению об их подчинении своим мужьям, на самом деле больше почитали за их целомудрие, и к ним относились с непревзойденным уважением. Согласно Ману Смрити , женщина-брамин должна выйти замуж только за брамина и ни за кого другого, но она остается свободной в выборе мужчины. Ей, в редких случаях, разрешается выйти замуж за кшатрия или вайшью, но выходить замуж за шудру запрещено. Ограничения в межкастовых браках заключаются во избежание последующей нечистоты потомства, рожденного от совпадений. Женитьба мужчины определенной касты на женщине более высокой касты считается несовершенной парой, результатом которой является неблагородное потомство.
Удалить рекламу
Реклама
Кшатрии
Кшатрии составляли клан воинов, королей, правителей территорий, администраторов и т. д. Для кшатриев было первостепенно знать оружие, войну, покаяние, аскезу, управление, нравственное поведение, справедливость и правление. Все кшатрии будут отправлены в ашрам браминов с раннего возраста, пока они полностью не овладеют необходимыми знаниями. Помимо аскезы, как у браминов, они получат дополнительные знания в области управления. Их основная обязанность заключалась в защите своей территории, защите от нападений, отправлении правосудия, добродетельном управлении и распространении мира и счастья на всех своих подданных, и в вопросах территориального суверенитета и этических дилемм они советовались со своими гуру-брахманами. Им было позволено жениться на женщине всех варн по обоюдному согласию. Хотя женщина-кшатрий или брамин была бы первым выбором, женщинам-шудрам не запрещалось выходить замуж за кшатрия.
Женщины-кшатрии, как и их коллеги-мужчины, были вооружены мужскими дисциплинами, полностью знакомы с военным делом, имели право выполнять обязанности в отсутствие царя и были сведущи в делах королевства. Вопреки распространенному мнению, женщина-кшатрий была в равной степени способна защитить королевство в трудные времена и передать своим потомкам навыки ведения войны. Род царя кшатриев оставался чистым, чтобы обеспечить преемственность на троне и требовать суверенитета над территориями.
Вайшьи
Вайшья — третья варна, представленная земледельцами, торговцами, ростовщиками и теми, кто занимается коммерцией. Вайшьи также являются дваждырожденными и отправляются в ашрам браминов , чтобы изучить правила добродетельной жизни и воздерживаться от преднамеренных или случайных проступков. Разведение крупного рогатого скота было одним из самых почитаемых занятий вайшьев, поскольку владение и качество коров, слонов, лошадей королевства и их содержание влияли на качество жизни и связанное с этим процветание граждан. Вайшьи будут работать в тесном сотрудничестве с администраторами королевства, чтобы обсуждать, внедрять и постоянно повышать уровень жизни, предоставляя выгодные экономические перспективы. Поскольку их образ жизни подвергает их непосредственному наслаждению, их склонность пренебрегать законом и презирать слабых воспринимается как вероятная. Следовательно, царь кшатриев будет больше всего занят разрешением споров, возникающих из конфликтов между вайшьями.
Удалить рекламу
Реклама
Two Traders in Discussion, Аджанта
Прашант Гопалан (CC BY-NC-SA)
Женщины-вайшьи также поддерживали своих мужей в бизнесе, скотоводстве и сельском хозяйстве и разделяли бремя работы. Они были в равной степени свободны в выборе супруга по своему выбору из четырех варн, хотя выбор шудры вызывал серьезное сопротивление. Женщины-вайшьи пользовались защитой закона, и повторный брак, несомненно, был нормальным явлением, как и в трех других варнах. Женщина-вайшья имела равные права на наследственное имущество в случае безвременной смерти своего мужа, и она будет нести равную ответственность за воспитание своих детей при поддержке своего мужа.
Шудры
Последняя варна представляет собой основу процветающей экономики, в которой они почитаются за их послушное поведение в отношении возложенных на них жизненных обязанностей. Взгляды ученых на шудр самые разные, поскольку ограничений на их поведение, по-видимому, больше. Однако Атхарваведа позволяет шудрам слушать и учить Веды наизусть, а Махабхарата тоже поддерживает включение шудр в ашрамов и их изучение ашрамов 0011 Вед . Однако участие священников в жертвоприношениях, организованных королями, было в значительной степени ограничено. Шудры не являются дваждырожденными, поэтому им не требуется носить священный шнур, как другим варнам. Мужчине-шудре разрешалось жениться только на женщине-шудре, а женщине-шудре разрешалось жениться на любой из четырех варн.
Шудры будут служить браминам в их ашрамах , кшатриям в их дворцах и княжеских лагерях, а вайшьям в их коммерческой деятельности. Хотя они и являются ногами изначального существа, ученые граждане высших варн всегда считали бы их важным сегментом общества, ибо упорядоченное общество было бы легко скомпрометировано, если бы ноги были слабыми. Шудры, с другой стороны, подчинялись приказам своих хозяев, потому что их знание о достижении мокша , приняв предписанные им обязанности, призвали их оставаться верными. Женщины-шудры также работали служанками и близкими спутницами королевы и отправлялись с ней после замужества в другие королевства. Многим шудрам также разрешалось заниматься земледелием, торговцами и заниматься вайшьями. Эти обходные пути жизненных обязанностей, однако, будут иметь место при особых обстоятельствах, при восприятии ухудшения экономической ситуации. Самоотверженность шудр делает их достойными беспрецедентного внимания и уважения.
Удалить рекламу
Реклама
Постепенный отказ от древних варненских пошлин
Несмотря на то, что порядок жизни был устроен для самых разных людей, к концу ведического периода многие начали отклоняться и не подчиняться своим основным обязанностям. Брахманы начали ощущать авторитарный характер своего занятия и статуса, из-за чего в них просочилось высокомерие. Многие гуру, ссылаясь на свое положение, когда они давали советы царям-кшатриям, становились нечестивыми и лживыми, практикуя качества шудр. Хотя от браминов требуется только жить на милостыню и не искать большего, чем их минимальное пропитание, извлекая выгоду из своего высшего статуса и бесспорной иерархической деятельности, они стали требовать большего за проведение жертвоприношений.
Кшатрии часто состязались с другими царями, чтобы продемонстрировать свою доблесть и имущество. Многие цари сочли приемлемым отвергнуть совет своего гуру-брамина и, следовательно, стали саморегулироваться, принимая неправедные решения, что привело к потере царского сана, территории и доверия вайшьев и шудр. Вайшьи начали считать себя могущественными в своем владении землей и подчинении шудр. Распри, обман, обман повлияли на поведение вайшьев. Кшатрии и вайшьи неоднократно притесняли шудр по своему желанию, что заставляло их отказываться от своих обязанностей и вместо этого делать выбор в пользу воровства, лжи, скупости и распространения дезинформации.
Индия теперь является домом для хранилища основных четырех варн и сотен суб-варн, что делает первоначальные четыре варны просто «зонтичными терминами» и постоянно двусмысленными.
Таким образом, все Варны пали от их виртуозности, а неправедные поступки одних продолжали вдохновлять и оправдывать аналогичные поступки других. Смешение каст также считалось частью снижения интереса к варненской системе. Большинство этих изменений произошло между 1000 г. до н.э. и 500 г. до н.э., когда постоянные социальные и экономические сложности стали новыми проблемами для распределения обязанностей в Варне. Население росло, а вместе с ним и разобщенность граждан в их коллективной вере в святость первоначальной системы Варны. Религиозные преобразования сыграли значительную роль в подчинении больших обществ принципам гуманизма и единого большого общества.
Период между 300 г. и 700 г. н.э. отмечен пересечением множества религий. Поскольку с большим населением варны стало трудно справляться, появление джайнизма выдвинуло идеологию одной единственной человеческой варны и ничего более. Многие следовали первоначальным правилам варн, но многие другие, не одобряя противоположные верования, сформировали модифицированные суб-варны в рамках основных четырех варн. Этот процесс, происходящий между 700 г. и 1500 г. н.э., продолжается и по сей день, поскольку Индия теперь является домом для хранилища основных четырех варн и сотен суб-варн, что делает первоначальные четыре варны просто «зонтичными терминами» и постоянно двусмысленными.
Последующий рост ислама, христианства и других религий также оставил свой след в первоначальной системе варн в Индии. Обращенные поколения реформировали свое представление об индуизме способами, совместимыми с условиями того времени. Возникновение буддизма также наложило значительный отпечаток на законное сохранение варненской системы в обновленных условиях жизни. Таким образом, одухотворенная приверженность варнским обязанностям с пика ведического периода в конечном итоге уменьшилась до субъективной импровизированной приверженности, отчасти из-за дискомфорта в выполнении варнских обязанностей, а отчасти из-за внешнего влияния.
В то время как вышеупомянутые воздействия были постепенными, быстрый отказ от правил Варны стал возможным благодаря широкомасштабному влиянию западных представлений о свободе, равенстве и свободе. Эти изменения можно наблюдать с 1500 г. н.э. до настоящего времени. Для западных народов, укоренившихся в собственном культурном происхождении, не имело большого смысла одобрять эту в их глазах устаревшую систему варн. Перехватив вторжение Моголов и близкий конец суверенитета нескольких индуистских династий, британское вторжение принесло с собой новое мировоззрение, основанное на равенстве и свободе, несовместимое с системой Варны. Массовая колонизация, влияние «культурного империализма» вызвали значительные изменения в пошлинах Варны. Торговля и либерализация, культурный обмен подорвали остатки веры в сохранение варненской системы.
Несмотря на этот постоянный упадок, потомки всех четырех варн в современной Индии пытаются заново изобрести свои корни в поисках мудрости предков. Хотя четыре варны посягают на жизненные обязанности друг друга, в беседах, общественных собраниях и взаимодействии между разными поколениями ищут и вспоминают о чувстве порядка и мира. Система варн в современных терминах соблюдается либо с искренней приверженностью без оговорок и сомнений, либо с двусмысленностью и сопротивлением, возникающим из-за беспрецедентного внешнего влияния и проблем субъективной несовместимости. В то время как многие граждане практикуют разбавленную версию системы варн, распространяя ее ограничения и жесткость на более широкий контекст индуистской религии, стойкие верующие по-прежнему стремятся и пропагандируют важность восстановления системы.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
арийцев или хараппцев — кто руководил созданием кастовой системы? ДНК содержит ключ к разгадке
Хараппские тюлени, глиняная посуда, статуэтки и кости животных обнаруживают многих реальных и мифических животных — собаку, тигра, птиц, дикого осла, единорога, горбатого быка, слона, носорога, водяного буйвола, короткорогого безгорбого быка, коза, антилопу, крокодила и зайца», но не лошадь, одногорбого верблюда или осла. Лошадь появляется на субконтиненте после краха Хараппской Цивилизации. Вероятно, они прибыли в большом количестве вместе с арийцами из Средней Азии, кочевым скотоводческим народом, занимавшимся верховой ездой, возможно, с некоторыми познаниями в области выращивания сельскохозяйственных культур. Что также сопровождало их, так это их язык и религия: протосанскрит, протоведы и ведические боги — в основном боги-мужчины, такие как Индра, Агни, Митра, Варуна, Рудра и Сурья, и несколько богов-женщин, таких как Уша и Притхви. . Они пользовались железом, почитали огонь и корову (хотя также резали ее и ели говядину) и предпочитали кремацию мертвых. К тому времени, когда эти арийские пастухи пришли на субконтинент — в середине второго тысячелетия до н. э. — городские хараппцы в значительной степени растворились в сельской жизни.
Примечательно, что в ведических преданиях арийцев упоминаются защитные доспехи, оружие, колесницы и сражения с темнокожими врагами по имени Даса. Но дасы не были хараппцами, которые уже не жили в укрепленных городах к тому времени, когда арийцы достигли долины Инда. Основываясь на стилях фортов даса, описанных в «Ригведе», Парпола и другие утверждали, что даса были протосаками, скотоводческой группой среднеазиатских степей, и «основные сражения между ариями и даса, вероятно, имели в долине Инда, но и на индо-иранской границе, по пути в долину Инда». Точно так же описание реки Сарасвати в Ригведе не соответствует реке Гхаггар-Хакра, высохшей ок. 2000 г. до н.э., и вместо этого наносит на карту реку под названием «Харашвайти (на авестийском языке) или Харахувати (на древнеперсидском языке)», которая, скорее всего, является рекой Аргандаб или, менее вероятно, рекой Гильменд, обе в современном Афганистане.
После прихода арийцев в долину Инда местные жители (сельские потомки хараппцев), вероятно, считали их агрессивной группой, и их встречи, вероятно, не всегда были мирными. Одним из показателей этого является очень искаженный генетический след арийских мужчин в более поздних популяциях, несмотря на то, что, как и все мигрирующие группы, они пришли сюда целыми семьями. Согласно научному исследованию, проведенному в 2017 году, «генетический приток из Центральной Азии в бронзовом веке был в значительной степени обусловлен мужской деятельностью, что соответствовало патриархальной, патрилокальной и патрилинейной социальной структуре, приписываемой предполагаемому скотоводческому раннему индоевропейскому обществу». не обнаружили явных признаков войны или вторжения, разумно ожидать, что местные жители изначально сопротивлялись навязыванию арийского языка, религии и культуры, поскольку такие встречи обычно заканчиваются именно так.
Читайте также: Местные лошади Индии исчезли к 8000 г. до н.э. Но Ригведа упоминает о них больше, чем о корове
Арии также принесли с собой форму социальной иерархии со жрецами наверху — систему протоварны без эндогамии (т. е. браки только внутри определенной социальной группы). У них не было лингвистической письменности, а потребность в ней уменьшалась из-за отсутствия городской цивилизации. Священники, возможно, также препятствовали возникновению письменности, которая могла бы демократизировать их устные песнопения и ослабить их эзотерические силы. Примечательно, что такие инстинкты кажутся чуждыми хараппскому этосу, учитывая повсеместное распространение артефактов с их надписями на них. Например, их письменность часто появляется в виде граффити-подобных каракулей на каменных блоках в неэлитных частях Дхолавиры и в виде сообщений, отштампованных на гончарных изделиях, используемых обычными людьми (возможно, сведения о марке или владельце?).
После тысячелетия смешения и миграции на субконтиненте на Гангской равнине возникли многочисленные поселения, поселенцы которых научились «обжигать более прочную и сложную серию керамики, известную как расписная серая посуда (PGW)», — пишет историк Судипта Сен. Они развили социальные образования, «в которых кланы, родословные и племена начали уступать место новым правящим советам и королям». Отсюда возникла новая городская жизнь, гибридные культуры, языки, пантеоны и религиозно-духовные идеи, которые мы сейчас связываем с Индией середины первого тысячелетия до н. э. В эти разработки внесли большой вклад как арийские, так и хараппские субстраты. Новые политические и социальные конфликты в пути также, кажется, вдохновили многие истории в великом эпосе Махабхарата.
Могла ли хараппская социальная иерархия включать эндогамию, основанную на роде занятий, т. е. протокастовую систему? Очищала ли наследственная группа ручных мусорщиков кувшины из-под гущи в домах дхолавира? Современные археологи и генетики считают это маловероятным (более древний анализ ДНК хараппцев может предоставить убедительные доказательства). Ученые прослеживают самые ранние случаи эндогамии до первого тысячелетия до нашей эры, вероятно, более чем через тысячелетие после миграции арийцев на субконтинент; смешение популяций было нормой до тех пор. После этого смешение сосуществовало с несколькими группами, практикующими эндогамию, что в конечном итоге привело к более широкой эндогамной кастовой системе.
Но можем ли мы сказать, какой культурный субстрат — арийский или хараппский — привел к созданию кастовой системы? Веским ключом к разгадке является тот факт, что арийские гены проявляются гораздо сильнее в высших кастах, которые также в среднем имеют более светлую кожу. Кроме того, данные ДНК показали, что эндогамия впервые появилась и стала нормой «среди высших каст и индоевропейцев». Действительно, как уже давно утверждают многие ученые, корни индийской кастовой системы почти наверняка восходят к арийскому субстрату.
Читайте также: Хараппа была влажной или засушливой? Носороги держат ключ к разгадке
Кроме того, патриархальные обычаи, такие как Сати, тоже, по-видимому, являются наследием арийского субстрата. Самое раннее известное появление Сати в Индии относится к четвертому веку до нашей эры, как это записано двумя писателями первого века до нашей эры, Диодором Сицилийским и Страбоном. Хотя в настоящее время сати в основном ассоциируется с Индией, в то время сати также встречались на Ближнем Востоке и в Европе среди потомков более ранних мигрантов из коренной протоиндоевропейской культуры, ямной культуры, также являющейся родительской культурой индоарийцев. В пятом веке до нашей эры греческий историк Геродот писал о фракийском племени, где «самая любимая жена» умершего мужа, которую семья и друзья считали таковой и которая должна была стать желанной честью, была принесена в жертву и похоронена вместе с ним.
Столетие спустя фракийская жена Филиппа II, отца Александра Македонского, была сожжена на погребальном костре своего мужа по обычаю своего народа. В первом веке нашей эры римский историк Тацит заметил, что в германском племени (происходившем от ямной) «жена отказалась пережить своего мужа, но покончила с собой, чтобы быть сожженной на том же погребальном костре, что и он». Он отметил, что многие другие племена не любят повторный брак вдовы. В десятом веке нашей эры арабский историк Аль-Масуди отметил сати среди славянских и русских племен (также происходящих от ямной) на Кавказе и в Индии. Такие погребальные обычаи имеют отчетливо патриархальный сценарий. Они качественно отличаются от древних египтян, где слуг иногда приносили в жертву и хоронили вместе с важным человеком. Сати, вероятно, была чужда хараппцам, но в смешанной культуре, возникшей позднее, она закрепилась среди воинской элиты и стала частью индоарийского культурного наследия на субконтиненте.
Однако в последние десятилетия двадцатого века культурный шовинизм поднял свою уродливую голову в исследованиях предыстории Индии. Группа индуистских националистов и «мотивированных ученых» (почти полностью темнокожие или белые индусы) начали отстаивать альтернативный взгляд на арийскую миграцию, утверждая, что арийской миграции вообще не было! Что арийцы и хараппцы были одним народом, оба «полностью коренные». Они утверждали, что протоиндоевропейская языковая семья, частью которой является санскрит, была создана этими коренными народами и перенесена на запад — Теория выхода из Индии (OIT). Это также означало, что хараппцы говорили на протосанскрите и систематизировали его в своем еще не расшифрованном письме, что они составили Ригведу, в которой описываются их собственные укрепленные города, такие как Дхолавира. Такая фиктивная «ученость», как теперь совершенно ясно, кормила полчища обывательских идеологов хиндутвы с XIX века.80-е годы. Вооруженные небольшими знаниями и неуместной гордостью, состоятельные городские индусы начали уверенно утверждать, что теория арийской миграции «дискредитирована». Бесчисленные веб-сайты несут эту фальшивую новость.
На самом деле «спор» об арийской миграции никогда не был откровенным разногласием между учеными. Парпола, например, долгое время считал «невозможным» то, что «ведические арийцы были коренными жителями Южной Азии». Огромный вес данных из лингвистики, филологии и археологии — хотя у них были пробелы, которые пытались использовать их соперники — долгое время благоприятствовал тому, что в настоящее время доказывается или уточняется популяционной археогенетикой, областью, чье влияние на древнюю историю может оказаться столь же значительным.