Рыленков плач ярославны: Плач Ярославны — Козлов. Полный текст стихотворения — Плач Ярославны

Сегодня исполняется 45 лет со дня смерти Николая Рыленкова — Самарские судьбы

* * *

Мы в молодости все себе прощаем,
Судя других безжалостным судом,
Свои ошибки вспомнив, обещаем,
Что все исправим как-нибудь потом.

А жизнь идет. Пути ее суровы,
А старость взыщет весь наш долг судьбе.
Мы будем все другим простить готовы
И ничего уж не простим себе!

Рыленков Николай Иванович (2 (15) февраля 1909, деревня Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Рославльский район Смоленской области) — 23 июня 1969, Смоленск) — русский советский писатель и поэт.[cut=Читать далее……]

Детство Николая Рыленкова прошло в деревне. Деревенская жизнь открыла перед ним множество источников знаний, которые он, с его жадностью к новым впечатлениям, использовал в полной мере. Удивительная способность крестьян понимать душу земли, молчаливая и таинственная жизнь лесов, полей и реки, а также школа, где будущему поэту впервые открылось волшебство поэзии, оказали существенное влияние на дальнейшую творческую жизнь Николая Рыленкова.

Родная деревня поэта упоминается в его творчестве под названием Ломжи, поскольку местные жители называли это место именно так. В своих автобиографических повестях «Мне четырнадцать лет», «Сказка моего детства», «Дорога уходит за околицу» Николай Рыленков потрясающе подробно рассказал о своем становлении как поэта и человека. В этих повестях можно увидеть интереснейшие наблюдения над речью крестьян. Крестьянский словарь заключал в себе многолетний духовный опыт русского народа. По мнению Николая Рыленкова, слова, бывшие в употреблении у крестьян, были поразительно точными, выразительными и емкими. Говор смоленских крестьян представлял собой причудливое переплетение русских, украинских и белорусских слов. Именно это стало определяющим фактором языковой составляющей раннего творчества Николая Рыленкова. Многие знания он почерпнул из фольклора сразу трех народов.

В 1930 году Рыленков поступил в Смоленский педагогический институт. В это время он вошел в городскую литературную среду и начал печатать свои произведения в областных журналах «Западная область» и «Наступление».

Тогда же Николай Рыленков познакомился с А. Твардовским и М. Исаковским. Крепкая дружба Николая Рыленкова с этими людьми длилась очень долго.

В 1933 году Николай Рыленков окончил институт. Он стал работать в сельсовете, а также работал школьным учителем.

В 1933 году вышла первая книга стихотворений Николая Рыленкова «Мои герои». В ней автор стремился создать стихотворную биографию нового селянина. Нужно заметить, что традиции деревенской поэзии тридцатых годов предполагали, что лирический герой не должен быть «выдуманным» и обязан иметь имя и биографию. В своем первом стихотворном сборнике Николай Рыленков обратил на биографии особенное внимание. Характерны и названия частей книги, такие как «Биографии моих героев», «Герои на досуге», «Соревнование героев». Николай Рыленков рассказывал о героях в привычном для него стиле «газетной» поэзии того времени. Отзывы на книгу «Мои герои» были весьма доброжелательными. Тем не менее Николай Рыленков решил, что публицистика не является его творческой нишей и что он может лучше выразить себя в лирических произведениях, описывая пейзажи и картины родной природы.

Тогда Николай Рыленков начал длительные поиски собственного стиля. Лирика Николая Рыленкова не имела резких красок и изощренных метафор. Его манера предполагает простой рисунок стиха, естественной развитие чувств и, что наиболее важно, незримое соединение души человека с душой природы. В поэзии Николая Рыленкова хорошо видна интеллигентность, которая не отрицает своего крестьянского происхождения и ценит народные традиции, язык, взгляд на жизнь, по-крестьянски сдержана и немногословна. Николай Рыленков ставит на первое место типовые, природные, а не субъективно-личностные поэтические ценности. Его самобытность заключается не в утверждении о собственной неповторимости, а в подборе по-настоящему свежих, естественных слов, убеждающих своей сердечностью и искренностью. В самом начале своего творческого пути Николай Рыленков обнаружил, что изощренность образов и стиля способна поразить и на время захватить читателя своей экстравагантностью, однако при этом не способна принять участие в строительстве человеческой души.

В поисках истины о предназначении поэзии Николай Рыленков обратился к произведениям классиков, чтобы понять тайны их вечно актуальных строк. Он посвятил стихотворения А. Пушкину, Н. Некрасову, М. Ломоносову, М. Горькому. Николай Рыленков сравнил Ломоносова с «беломорским ветром молодым». Образ ветра Николай Рыленков использовал и для характеристики Некрасова. Это не случайность, поскольку, по мнению Николая Рыленкова, долговечность произведения определяется главным образом его связью с «ветром века».

В 1930-е годы Николай Рыленков написал лирические книги «Дыхание», «Истоки», «Встречи», «Березовый перелесок». Наиболее важными в раннем творчестве Николая Рыленкова можно считать такие поэмы, как «Великая замятня», «Ананья из старой Ломжи», «Земля».

Раннее творчество Николая Рыленкова, приходящееся на довоенный период, можно считать его «вступлением в судьбу». Николай Рыленков в этот период уже успел заявить о себе, обозначив вехи своего творчества и показав себя самобытным лириком. Несмотря на это, наиболее плодотворный период его творчества начался позже. В отличие от своего друга А. Твардовского, который практически сразу после начала творческого пути был признан одним из наиболее значительных советских поэтов, Николай Рыленков проделал длительный и нелегкий путь к признанию и успеху, поднимаясь к вершине постепенно. Ученический период Николая Рыленкова растянулся почти на пятнадцать лет. За это время он постепенно создал собственный образный словарь и особенную манеру лирической беседы. Характерной особенностью поэзии Николая Рыленкова является раскрытие человеческого внутреннего мира с помощью образов природы в соответствии с классическими традициями русской поэзии. В метафоричности творчества Николая Рыленкова появились черты глубокого профессионального опыта. Довольно типичным для Николая Рыленкова является прием сравнения отдаленно похожих образов, помогающий развитию поэтической мысли. На какую бы тему ни писал Николай Рыленков, его слово приводит читателя к земле, к миру, в котором человек живет рядом с природой.

К 1940 году лирика Николая Рыленкова приобрела зрелые черты. Поэт овладел искусством соединения в своих лирических стихотворениях бытовых тем с философскими, «земного» с «небесным», простонародных словечек с высоким книжным словом.

Николай Рыленков участвовал в Великой Отечественной войне. На фронте он продолжал писать лирические стихотворения, уделяя внимание не столько описанию батальных сцен, сколько описанию настроения и чувств солдата. Стихотворения Николая Рыленкова, написанные в годы войны, продолжали традиции его довоенной лирики. На фронте поэт видел то, чего не замечали другие, следящие за масштабными, героическими событиями: комбата, читающего «Илиаду» в землянке, зверобой и кукушкин сон, растущие у переправы, запах костра, слезы не по годам взрослого мальчика, совершившего подвиг.

В 1945 году Николай Рыленков вступил в КПСС.

Наиболее важным периодом творческого пути Николая Рыленкова стали пятидесятые и шестидесятые годы. В эту эпоху он вошел, будучи уже сформировавшимся, зрелым мастером, обладающим широким поэтическим инструментарием, который он успешно применял для решения своих творческих задач.

Разнообразный жизненный опыт и эрудиция Николая Рыленкова позволяли ему успешно ориентироваться в литературном мире. В этот период он в полную силу раскрыл свой талант в пейзажной и любовной лирике. Он проникновенно воспевал красоту природы России и своей родной Смоленщины. Книги Николая Рыленкова этих лет, такие как «Рябиновый свет», «Корни и листья», «Пятое время года», «Жажда», «Снежница», отличались истинной самобытностью и высочайшей поэтической культурой. Позднее творчество Николая Рыленкова основывалось на многолетнем жизненном опыте и глубоких знаниях жизни и поэтического мастерства. В своей «Автобиографии» Николай Рыленков писал: «В последние годы я вернулся к своим прежним, мирным лирическим темам, но вернулся уже с другим подходом — обогащенный суровым опытом».

В своих стихотворениях, написанных в пятидесятых и шестидесятых годах, Николай Рыленков много размышляет об отечественной истории, Родине, смысле жизни, преемственности поколений, ответственности, которую человек несет перед своим прошлым и будущим. Эти размышления созвучны современным поэтическим исканиям.

В 1962 году Николай Рыленков завершил работу над стихотворным пересказом «Слова о полку Игореве». В 1963 году он был опубликован в газете «Литературная Россия», а 1966 году был издан отдельной книгой и впоследствии многократно переиздавался.

«Слово о полку Игореве» заинтересовало Николая Рыленкова еще во время учебы в педагогическом институте, когда он слушал курс лекций по истории древнерусской литературы. Стихотворение Николая Рыленкова «Боян» (1938) и баллада «Меч Мономаха» (1939) несут в себе отдельные образы «Слова». По словам Николая Рыленкова, название его первой книги стихотворений, написанных в годы войны, «Синее вино», подсказал ему «Сон Святослава». Созданное в 1961 году стихотворение «Ярославна» считается одним из лучших поэтических откликов на Плач Ярославны.

Николай Рыленков подчеркивал, что его труд является не переводом, а именно стихотворным пересказом оригинала, что полностью оправдывает все отклонения от оригинального текста, метафоры, эпитеты, сравнения и так далее. Николай Рыленков сохранил поэтический дух подлинника, придав ему современное звучание. Стихотворная форма пересказа делает его доступным для широкого круга читателей. Пересказ, выполненный Николаем Рыленковым, является одним из лучших поэтических переложений «Слова».

Николай Рыленков написал небольшой очерк-эссе о «Слове», в котором высказал свое собственное его понимание и отношение к этому памятнику древнерусской литературы. Он считал «Слово» одним из наиболее мужественных произведений в русской литературе, а образ Ярославны — одним из самых женственных образов. Николай Рыленков воспринимал «Слово о полку Игореве» как редчайший образец гармоничного сочетания эпоса и лирики, поэзии и прозы.

Помимо поэзии, Николай Рыленков писал рассказы, очерки, а также автобиографические и исторические повести. В 1962 году был издан сборник статей Николая Рыленкова «Традиции и новаторство».

Важной частью послевоенного творчества Николая Рыленкова являются песни. Во время подготовки к изданию двухтомного сборника избранных произведений Николая Рыленкова песни были выделены в специальный раздел, который был назван «Книгой песен». Сборник включал в себя также разделы «Книга юности», «Книга встреч», «Книга верности», «Книга признаний». Только песенного творчества Николая Рыленкова было бы достаточно для того, чтобы называть его одним из самобытнейших поэтов. Многие песни Николая Рыленкова стали практически народными. В его неповторимом песенном мире такое чувство, как любовь, выражается одновременно стыдливо и решительно. Песни Николая Рыленкова близки к народу, они отличаются свежим языком и естественностью лирических чувств.

В заключительной части своего творческого пути Николай Иванович Рыленков обращался к тем местам и людям, которые были связаны с начальными этапами его творчества. С годами его поэзия стала ярче, пройдя тяжелые испытания временем. Творчество Николая Рыленкова остается важным для русской поэзии, неся в себе образ Родины, сохраняя чувство отечества и открывая взгляду красоту родных мест.

Николай Рыленков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и многочисленными медалями.

Николай Иванович Рыленков скончался 23 июня 1969 года во время подготовки к печати нового поэтического сборника «Журавлиные трубы». Николай Рыленков был похоронен на родине, в Смоленске ― том городе, с которым была связана вся его жизнь.

http://www.calend.ru/person/2024/
http://za-cccp.narod.ru/cccp/poet/poet16.htm

Викторина «Читаем «Слово о полку Игореве»

Викторина «Читаем «Слово о полку Игореве»

Разделы: Литература


Викторина по литературе проводится в 8 классе (при работе по УМК «В мире литературы», авторы А.Г. Кутузов и др.)
Количество туров – 5. Количество баллов указано в таблице «Результаты игры».
Класс делится на 3 команды. Темы туров объявляется заранее. Каждая команда получает домашнее задание: подготовить выразительное чтение (наизусть) одного из переводов плача Ярославны.
Тематика вопросов:

  1. Историческая основа «Слова…»: события, герои, автор.
  2. Тайны языка «Слова…».
  3. Читаем выразительно.
  4. Эпизод, эпизод, эпизод
  5. Судьба «Слова…».

I тур

  1. Когда князь Игорь выступил в поход?
    1 мая 1185 года
  2. Кто такой Боян?
    Певец-поэт, живший во второй половине 11 в.
  3. Кто такой Всеволод?
    Родной брат Игоря, князь трубчевский и курский
  4. Не остановило князя Игоря и предзнаменование несчастья, какое именно?
    Солнечное затмение
  5. Как долго длился поход Игоря?
    С пятницы по воскресенье, около трёх дней
  6. Кто в «Слове…» проронил своё «златое слово»?
    Святослав Киевский
  7. Кем приходится Святослав Киевский Игорю и Всеволоду Святославичам?
    Двоюродный брат
  8. Кто «плачет» в Путивле по Игорю?
    Жена Игоря – Ярославна
  9. К кому или к чему обращён плач?
    К ветру, к Днепру, к солнцу
  10. Каков идейный замысел автора «Слова»?
    Призыв к объединению русских князей

II тур

  1. Закончите фразу: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки …(какие?)» и объясните значение слова поганые.
    Половецкие. Поганые (от лат.paganus «языческие») – «неверные-иноверцы, нечистые»
  2. «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов». Какими предметами вымостили болота русские воины?
    Плащами, накидками
  3. Что значит выражение «вступить в стремень»?
    Сесть на коня, выступить в поход
  4. Что значит выражение: «Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево»?
    Игорь попал в плен. Кощеево – рабское
  5. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»?
    Четыре солнца – четыре князя: Игорь, Всеволод, Владимир-сын Игоря, Святослав Ольгович-племянник Игоря и Всеволода. Это участники похода.
  6. Закончите фразу: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» — так и…
    Русской земле без Игоря
  7. Закончите фразу: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую,
    за раны Игоревы, буйного Святославича

III тур

Выразительное чтение отрывка «Плач Ярославны»
Дополнительный вопрос:
С какими упрёками обращается Ярославна к ветру и солнцу?

Ветер веет навстречу, мчит вражеские стрелы на русское войско. Ветер развеял её веселье по ковылю.
Солнце горячими лучами в поле усиливает безводную жажду
(войско Игоря отрезано было от воды половцами и страдало от жары и жажды)

IV тур

Расположите фрагменты «Слова…» в том порядке, в каком они встречаются в «Слове…», пронумеровав их.

(№5) Солнце светится на небе, –
а Игорь-князь в Русской земле;
девицы поют на Дунае, –
вьются голоса их через море до Киева.
(№4) «О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтобы не слала я к нему слёз
на море рано».
(№1) Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны восклад
(№3) «Ваши храбрые сердца
из крепкого булата скованы
и в смелости закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?»
(№2) «О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем пленённым быть,
сядем же, братья,
на борзых коней
да посмотрим хоть
на синий Дон»

V тур

  1. Кем и когда было открыто «Слово…»?
    В конце 18 века собирателем и любителем древностей графом А.Н. Мусиным-Пушкиным
  2. Какова дальнейшая судьба рукописи?
    Впервые опубликовано в Москве в 1800 году.
    В это же время снята копия для Екатерины II.
    В 1812 году рукопись погибла при пожаре в Москве.
  3. Назовите переводчиков «Слова…».
    В.Жуковский, И.Козлов, А.Майков, К.Бальмонт, Н.Заболоцкий, Н.Рыленков, Д.С.Лихачёв, И.Шкляревский
  4. Назовите русского поэта, автора стихотворения «Игорь и Ярославна», почему стихотворение имеет такое название?
    Игорь Северянин. Разлука с любимой напоминает лирический сюжет «Слова…»
  5. Назовите композитора, создавшего оперу по «Слову», какое название он ей дал?
    А. П.Бородин (1833-1887).
    Создание оперы «Князь Игорь» заняло почти 30 лет. Завершена после смерти композитора в 1890 году.

Результаты игры

КОМАНДА ТУР I
10 баллов
ТУР II
7 баллов
ТУР III
5+2
балла
ТУР IV
9 баллов
ТУР V
5 баллов
ДОПОЛН
2 балла
ИТОГ
38+2=40
баллов
№1                
№2                
№3                

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *