Руссо философия кратко идеи: философия и его основные идеи

Личность и философский взгляд Жан-Жака Руссо

Жан Жак Руссо является известным философом эпохи Просвещения. Он написал несколько трудов, где изложил свои мысли, рассуждал о неравенстве в политической сфере. В данной статье вы узнаете более подробно о жизни Жан-Жака и его философских взглядах.

Содержание:

  • 1 Жизнь Жан-Жака Руссо
  • 2 Взгляды Руссо
  • 3 Руссоизм
  • 4 Жизнь Руссо и его философия

Жизнь Жан-Жака Руссо

Биография философа началась 28 июня 1712 года, когда он появился на свет в небольшом городке возле Парижа. Он рос без матери, поэтому еще с малых лет его отдали в ученичество. Практически все время Жан-Жак проводил за книгами, в связи с чем его многие недолюбливали.

Однажды Руссо решился на побег, после чего попал к госпоже де Варан. Спустя какое-то время он начал прислуживать одной богатой семье, но вскоре вновь вернулся к де Варан. Госпожа помогла ему устроиться в семинарию, из которой он сбежал спустя несколько лет и начал жизнь бродяги.

Жан-Жак Руссо был первым, кто классифицировал неравенство с социальной точки зрения, выделив несколько видов. Он считал, что все люди являются природными существами, а на неравенство повлияли появившиеся материальные ценности. Впоследствии эти ценности неравномерно распределились в обществе, так как некоторым досталось все, а другие остались с пустыми руками. Руссо пытался решить этот социальный конфликт и даже создал с группой единомышленников понятие «общественный договор».

Взгляды Руссо

Философия Руссо предполагала полную свободу человечества и отказ от порабощения. Но из-за неграмотности людей порабощение все же произошло. После этого Жан-Жак решил бороться с неравенством, и его основной идеей стало наставление людей на то, чтобы те вернулись к жизни в деревне.

Ключевой концепцией теории являлось то, что детей необходимо воспитывать в природной среде подальше от социума, при этом должны учитываться индивидуальные особенности и интересы. В ходе развития цивилизации люди стали более озлобленными, а попытки Руссо уравнять людей и сделать их свободными ни к чему не привели. Мечтая о счастливом будущем, Жан-Жак объявил о независимости общества. На сегодняшний день политические взгляды Руссо являются абсолютной нормой.

Руссоизм

Мировоззрение Руссо относительно свобод человека обрело название руссоизм. Жан-Жак Руссо являлся сторонником деизма и придерживался мнения, что общество начало деградировать с развитием культуры. Главной проблемой Руссо было неравенство людей, поэтому смыслом его жизни стало желание это исправить. В ходе его активной работы появилась преобразовательная программа населения — народовластие.

Представление философа о жизни характеризовалось соображениями относительно выведения людей из состояния безнравственности, а правильное общество должно было обладать нравственной осознанностью.

Жизнь Руссо и его философия

Несмотря на множество докладов и трудов, реальная жизнь Руссо полностью противоречила его взглядам. Согласно философии Руссо:

  • на все в жизни воля Божья;
  • разум в Боге;
  • материя, которая не была кем-то создана способна существовать вечно;
  • тело человека является смертным, душа же, наоборот, бессмертна;
  • мир для человека не может быть полностью понятным;
  • основной причиной конфликтов в обществе является частная собственность и неравноправие;
  • власть формируется за счет участия граждан в собраниях;
  • в идеальном государстве дети должны пребывать в специальных учебных заведениях и быть огражденными от окружающего мира.

Изучать новое всегда интересно и полезно. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо постоянно поддерживать мозг в тонусе с помощью тренажеров Викиум.

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: Жан Жак Руссо

Философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

Философия подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

Философия от А до Я:

философские термины   А
философские термины   Е
философские термины   М
философские термины   Р
философские термины   У

понятия: определения А-Б-В
понятия: определения Г-Д-Ж
понятия: определения З-И-К

понятия: определения Л-М-Н
понятия: определения О-П-Р
понятия: определения  С-Т-У
понятия: определения Ф-Э-Я
содержание

2. Ж.Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712–1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, — те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.

По своим убеждениям Руссо — представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он — философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим.

Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. «Тот человек, — писал Руссо, — который, окопав и огородив данный участок земли, сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества».

Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!» Развивая идеи общественного договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.

п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей. Руссо — сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме «Светский человек» Вольтер писал: «Наши предки жили в неведении понятий «мое» и «твое». Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?» Обращаясь к Руссо, он говорит: «Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью». И далее Вольтер продолжает: «Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется стать на четвереньки и бежать в лес!»
[Руссо — гуманитарно ориентированный мыслитель крупного масштаба, и о нем мы подробно говорим в разделе «Основы социальной философии». Но его никак нельзя было хотя бы кратко не упомянуть и в этом разделе. ].

>  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание:
 
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  От мифа к Логосу
2.  Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
3.  О семи мудрецах
4.  Пифагор и его школа
5.  Гераклит Эфесский
6.  Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
7.  Эмпедокл
8.  Анаксагор
9.  Атомизм Левкиппа — Демокрита
10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
11. Сократ
12. Платон
13. Аристотель

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
14. Киники и скептики
15. Эпикур и эпикурейцы
16. Стоицизм
17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Блаженный Августин
2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
3. Абеляр
4. Фома Аквинский
5. Бэкон
6. Скот
7. Оккам
8. Об универсалиях

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Монтень
2. Пико делла Мирандола
3. Николай Кузанский
4. Бёме
5. Бруно

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII
1.  Бэкон
2. Гоббс
3. Декарт

4. Паскаль
5. Спиноза
6. Локк
7. Лейбниц
8. Беркли
9. Юм

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Вольтер
2. Руссо
3. Дидро
4. Гольбах

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Кант
2. Фихте
3. Шеллинг
4. Гегель
5. Фейербах

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ
1.  Шопенгауэр
2.  Кьеркегор
3.  Ницше
4.  Бергсон
5.  Пирс
6.  Джемс
7.  Дьюи
8.  Гуссерль
9.  Представители герменевтики
10. Шелер
11. Тейяр де Шарден
12. Хайдеггер
13. Ясперс
14. Сартр
15. Позитивизм Конта
16. Неопозитивисты
17. Рассел
18. Витгенштейн
19. Леви-Строс
20. Поппер

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  Ломоносов
2.  Радищев
3.  Чаадаев
4.  Славянофилы
5.  Западники
6.  Толстой
7.  Достоевский
8.  Федоров, Леонтьев, Розанов
9.  Соловьев
10. О философии XX века

история философии

Жан-Жак Руссо — Школа Жизни

Современная жизнь во многом основана на идее прогресса: идее о том, что по мере того, как мы узнаем больше (особенно о науке и технике) и по мере того, как экономика становится больше, мы обязательно окажутся счастливее. Особенно в восемнадцатом веке, когда европейские общества и их экономика становились все более сложными, общепринятое мнение заключалось в том, что человечество прочно встало на позитивную траекторию; переходя от дикости и невежества к процветанию и цивилизованности. Но был по крайней мере один философ восемнадцатого века, который был готов решительно подвергнуть сомнению «идею прогресса» — и который продолжает высказывать очень провокационные вещи в адрес нашей эпохи.

Жан-Жак Руссо, сын Исаака Руссо, образованного часовщика, родился в Женеве в 1712 году. Почти сразу Руссо перенес первое из того, что он позже назовет своими «несчастьями» — всего через девять дней после родов. , его мать, Сюзанна Бернар, умерла от осложнений, возникших в результате травматических и сложных родов. Когда Руссо было десять лет, его отец вступил в судебный спор, и семья была вынуждена бежать в город Берн, где Исаак впоследствии женился во второй раз. С этого момента жизнь Руссо была отмечена нестабильностью и замкнутостью. В подростковом и взрослом возрасте он часто менял дом; иногда в поисках любви и признания; иногда просто чтобы избежать преследования.

В молодости Руссо отправился в Париж и там познакомился с богатством и роскошью, которые были в порядке дня в старом режиме Парижа; честолюбивая буржуазия изо всех сил старалась подражать вкусам и стилям как королевской семьи, так и аристократии, только усиливая дух соперничества, который подпитывал расцветающую парижскую социальную жизнь. Париж, которому подвергся Руссо, был далек от места его рождения, Женевы, города, который был трезвым и категорически против предметов роскоши.

Театр в Париже времен Руссо.

Жизнь Руссо была определена несколькими ключевыми поворотными моментами. Одно из самых значительных из них произошло в 1749 году, когда он прочитал экземпляр газеты Mercure de France , в которой содержалась реклама эссе на тему того, способствовали ли недавние достижения в области искусства и науки « очищение нравов». Прочитав записку, помещенную там Дижонской академией, Руссо испытал что-то вроде прозрения. Его поразило, казалось бы, впервые, что цивилизация и прогресс на самом деле не улучшили людей; они оказали ужасное разрушительное влияние на нравы людей, которые когда-то были хорошими.

Руссо воспользовался этим пониманием и превратил его в центральный тезис того, что стало его знаменитым Рассуждением об искусствах и науках , получившим первую премию на газетном конкурсе. В эссе Руссо выступил с резкой критикой современного общества, которая бросила вызов центральным принципам мысли Просвещения. Его аргумент был прост: люди когда-то были хорошими и счастливыми, но по мере того, как человек выходил из своего досоциального состояния, он стал мучиться пороком и впал в нищету.

Руссо рисовал историю мира не как историю прогресса от варварства к великим мастерским и городам Европы, а как историю регресса от привилегированного состояния, в котором мы жили просто, но имели возможность слушать наши потребности. В технологически отсталой предыстории, в «естественном состоянии» Руссо (l’état de nature), когда мужчины и женщины жили в лесах и никогда не заходили в магазин и не читали газет, философ представлял себе людей более легко понимающими свои мысли и таким образом, его тянет к основным чертам удовлетворенной жизни: любви к семье, уважению к природе, благоговению перед красотой вселенной, любопытству к другим, вкусу к музыке и простым развлечениям. Естественное состояние также было нравственным, управляемым жалостью (жалостью) к другим и их страданиям. Именно из этого состояния нас вытащила современная коммерческая «цивилизация», оставив нас завидовать, тосковать и страдать в мире изобилия.

Руссо осознавал, насколько противоречивым был его вывод, — он предвидел «всеобщий протест» против своего тезиса, и «Рассуждение» действительно вызвало немало откликов. Руссо обрел известность.

Что такого было в цивилизации, что, по его мнению, развратило человека и вызвало это моральное вырождение? Что ж, в основе его враждебности лежало его заявление о том, что движение к цивилизации пробудило в человеке форму «любви к себе» — amour-propre — которая была искусственной и основывалась на гордыне, ревности и тщеславии. Он утверждал, что эта деструктивная форма любви к себе возникла в результате того, что люди переезжали в более крупные поселения и города, где они начали смотреть на других, чтобы понять свое самоощущение. Цивилизованные люди перестали думать о том, чего они хотят и что чувствуют – и просто подражали другим, вступая в разорительные соревнования за статус и деньги.

Рассуждения о происхождении неравенства

Первобытный человек, отмечал Руссо, не сравнивал себя с другими, а сосредоточивался исключительно на себе — его целью было просто выжить. Хотя Руссо на самом деле не использовал термин «благородный дикарь» в своих философских сочинениях, его описание естественного человека вызвало увлечение этим понятием. Для тех, кто мог бы увидеть в этом невероятно романтическую историю, которую можно объяснить фантазией легковозбудимого автора, обиженного на современность, стоит задуматься, что если восемнадцатый век прислушивался к аргументам Руссо, то главным образом потому, что до него один яркий пример его очевидных истин в форме судьбы индейского населения Северной Америки.

Отчеты об индийском обществе, составленные в шестнадцатом веке, описывали его как материально простое, но психологически полезное: сообщества были небольшими, сплоченными, эгалитарными, религиозными, игривыми и воинственными. Индейцы, несомненно, были отсталыми в финансовом отношении. Они жили за счет фруктов и диких животных, спали в палатках, имущества у них было немного. Каждый год они носили одни и те же шкуры и обувь. Даже у вождя может быть не больше копья и нескольких горшков. Но среди простоты был отчетливый уровень удовлетворенности.

Раннее изображение жизни в индейской деревне.

Однако всего за несколько десятилетий после прибытия первых европейцев статусная система индийского общества претерпела революцию благодаря контакту с технологиями и роскошью европейской промышленности. Важна была уже не чья-то мудрость или понимание путей природы, а владение оружием, драгоценностями и алкоголем. Индейцы теперь мечтали о серебряных серьгах, медных и латунных браслетах, оловянных перстнях, ожерельях из венецианского стекла, долотах для льда, ружьях, алкоголе, чайниках, бусах, мотыгах и зеркалах.

Эти новые увлечения возникли не случайно. Европейские торговцы сознательно пытались вызвать у индейцев желание, чтобы побудить их охотиться на шкуры животных, которых требовал европейский рынок. К сожалению, их новое богатство, похоже, не сделало индийцев намного счастливее. Конечно, индейцы работали больше. По оценкам, между 1739 и 1759 годами две тысячи воинов племени чероки убили один с четвертью миллиона оленей, чтобы удовлетворить спрос европейцев. Но количество самоубийств и алкоголизма росло, сообщества раскалывались, группировки ссорились. Вождям племен не нужен был Руссо, чтобы понять, что произошло, но тем не менее они полностью согласились с его анализом.

Современный портрет Руссо.

Руссо умер в 1778 году в возрасте 66 лет во время прогулки за пределами Парижа. Последние годы он прожил знаменитостью, живя со своей гражданской женой. Но он также постоянно находился в движении, спасаясь от преследований в Женеве после того, как некоторые из его более радикальных идей, особенно о религии, вызвали споры (стресс, вызванный этим, также вызвал ряд психических расстройств). Теперь он похоронен в Пантеоне в Париже, и женевцы чествуют его как своего самого известного местного сына.

В наш век, когда богатство и роскошь могут считаться как желательными, так и крайне оскорбительными, размышления Руссо продолжают звучать. Он призывает нас избегать ревности и соперничества и вместо этого смотреть исключительно на самих себя в определении собственной ценности. Руссо сказал бы нам, что только сопротивляясь злу сравнения, мы можем избежать чувства нищеты и неадекватности. Несмотря на трудности, Руссо был уверен, что это не невозможно, и, таким образом, он оставляет после себя философию фундаментальной критики, но также и философию глубокого оптимизма. Есть выход из страданий и коррупции, порожденных нравами, институтами и современной цивилизацией, — трудная часть в том, что он включает в себя обращение к себе и возрождение нашей естественной доброты.

Rousseau Education Philoshophy

Джин Жак Руссо (1712-1778)

Введение

Rousseau является первым человеком в мире, который принес около замечательной изменения в социализировании и политических структурах во многих и политических структурах, и политических структуру, а также политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, а также политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры, и политические структуры. стран через его здравые образовательные идеи. Фактически его наводящие на размышления идеи, такие как свобода, равенство и братство, вызвали изменение политических систем и развитие социологического направления в образовании.

Поскольку он произвел революцию в нашем мышлении во многих отношениях, его считают отцом цивилизации. Он представил новую теорию и практику образования в своих трудах о религии, обществе, браке, образовании и правительстве.

Он обратил внимание на пороки общества и хотел реформировать его, изменив процесс образования в соответствии с потребностями и интересами человека и общества. Он является пионером превращения образования в практический процесс, вводя торговлю, бизнес, кожевенное дело и вышивку в качестве средств к существованию.

Он главный представитель натурализма, оказавшего большое влияние на современное образование. Внедрение новых методов обучения и придание важности изучению естественных наук сделали его выдающимся философом и поставили его имя на первое место среди педагогов.

Жизнь Руссо 

Жан-Жак Руссо, первый человек в истории человечества, проповедовавший евангелие о простом человеке, великий просветитель восемнадцатого века, поборник современного образования, крупнейший философ-натуралист, мощный мыслитель, отец Французской революции и апостол личной свободы, родился в маленьком городке Женеве в 1712 году. Вскоре после рождения он потерял мать и воспитывался отцом.

Свое раннее образование он получил от своего отца, который был бедным часовщиком и частным репетитором. Его отец совершенно не знал искусства воспитания сына. Поэтому Руссо впал в дурные привычки, за которые его вообще очень жестоко били в школе. В результате по своей природе он стал яростно противиться этой бесчеловечной практике. У него развилась склонность к сентиментальности и чувственности. Он бросил школу в возрасте двенадцати лет и пробовал себя в разных профессиях, но во всем потерпел неудачу. Он скитался из одного места в другое, встречал разных людей и научился сочувствовать бедным.

Однажды он очень устал и проголодался из-за своих бесцельных скитаний. Священник савойский викарий взял его к себе домой и накормил. Этот случай сформировал жизнь и характер Руссо. Он ознакомился с существующими социальными и философскими проблемами. Произведения Гоббса, Локка, Монтеня, Паскаля, Фенелона Вольтера, Лейбница, Декарта, Кеплера и Ньютона оказали на него очень сильное влияние.

Его ум был занят проблемами, касающимися «образования» и «правительства». После ряда путешествий, беглого изучения католицизма, музыки и изучения всех наук он пробовал себя в различных профессиях, таких как частный репетитор, учитель музыки, секретарь, композитор и драматург.

Он поселился в Париже в 1741 году и стал писателем. Особое влияние на Руссо оказали бедность и страдания народа. Он ненавидел общество за пороки и хотел его реформировать. В своих публикациях он осуждал существующие институты и изображал угнетение и коррупцию в обществе. Он заявил: «Все хорошо, когда исходит из рук творца природы, но все вырождается в руках человека».

Он даровал лозунг «Вернуться к природе» (Back to Nature or Follow Nature). Он писал: «Человек рождается свободным и везде он в цепях». Своим творчеством Эмиль восстал против канонов общества. Франция и Швейцария запретили эту книгу и сожгли ее во многих местах. Он заслужил недовольство французских властей. Как следствие, Руссо пришлось много лет жить в изгнании. Через 11 лет он вернулся из Англии во Францию ​​и написал свою последнюю книгу под названием «Исповедь».

Он был очень возмущен и разочарован политическими властями Франции и Швейцарии. Руссо, самый влиятельный политический и просветительский философ, умер в 1778 году из-за внезапного приступа тромбоза, который многие считали самоубийством. Но его глубокие мысли, такие как свобода, равенство и братство, вдохновили Французскую революцию 1789 года. Восстание не только возвысило славу Руссо, но и привело к заметным изменениям в социально-экономических, экономических и политических условиях нескольких стран.

Философия Руссо  

Философия Руссо возникает как бунт против искусственного и самодержавного общества. Он отстаивает идею о том, что должно быть «естественное государство», «естественный человек» и «естественная цивилизация». По его словам, города — это могилы цивилизации. Поэтому его философия называется натурализмом. Он считает, что «все» хорошо, поскольку исходит из рук творца природы, но все вырождается в руках человека». 

Далее он указывает, что ребенок по существу хорош, но его общение с обществом делает его плохим. В своей книге «Общественный договор» он пишет: «Человек рождается свободным, но везде он в цепях». Он настойчиво заявляет, что человек сам несет ответственность за свои несчастья и печали. Поэтому человеческое общество должно отказаться от нынешнего искусственного образа жизни и вернуться к природе для формирования естественного человека, естественного государства и естественной цивилизации, чтобы восстановить прежнюю жизненную силу и счастье. Лозунг Руссо «Возвращение к природе» есть панацея от всех зол. В области политики он делает упор на концепции свободы, равенства и братства.

Он восстает против традиционного образования и возвышает свой голос, чтобы освободить ребенка от тирании строгой дисциплины, искусственности школьной среды и стереотипных методов обучения. Он хочет, чтобы люди были свободны от рабства общества, воспитывая их не для гражданства, а для мужественности. Таким образом, его философские идеи сочетают в себе его политическую, социальную и образовательную идеологии. Это результат трех факторов, а именно состояния времени, чрезвычайно разнообразного жизненного опыта и его импульсивной и эмоциональной природы, которые влияют и формируют философию Руссо.

Три концепции природы Руссо

Руссо — самый важный философ-натуралист. Итак, он хочет, чтобы люди жили согласно природе и следовали ее порядку в образовании. По его словам, «природа» имеет несколько коннотаций, но он сформулировал три концепции природы.

(1) Природа как «одаренность» — врожденные склонности:

Согласно Руссо, образование приходит к нам от природы, от людей и от вещей. Он рассматривает природу как эквивалент одаренности. Он считает, что лучшее обучение происходит, когда ребенок свободен развиваться и расти в соответствии со своими естественными импульсами. Природа есть спонтанное развитие врожденных задатков ребенка. Руссо говорит: «Когда я хочу воспитать естественного человека, я не хочу сделать его дикарем и отправить обратно в леса, но живущим в круговерти общественной жизни… он не должен давать себя увлечь». страстями и предрассудками человека. Пусть он увидит глазами и почувствует сердцем». Итак, воспитание должно начинаться с инстинктивных тенденций ребенка.

(2) Природа-изоляция от общества: 

Руссо считает, что природа хороша и все такое; но общество отрицательно, что уводит ребенка от природы. По его словам, общество — это искусственный и неестественный продукт, полный пороков. Значит, ребенка надо спасти и изолировать от пагубного влияния общества. Он хочет, чтобы ребенок воспитывался на лоне природы, то есть в соприкосновении с красотами и чудесами природы, вдали от социального влияния. Имеется в виду несоциальное образование — профилактическое образование, не основанное на традициях и формальностях общества. Таким образом, природа определяется как «отрицательная для общества».

(3) Природные явления — жизнь в соответствии с природой:

Руссо считает, что ребенок должен получать образование в естественной среде. Он хочет, чтобы ребенок жил согласно природе в соответствии с рациональными принципами мироздания. Поскольку Руссо большой любитель природы, гор, ручьев, океана, восхода и заката, уединения и сельской жизни, он рекомендует контактировать с холмами, ручьями, растениями, птицами, деревьями, животными, камнями и физическими силами всех видов. Он считает, что человек автоматически становится естественным человеком, когда его воспитывают и обучают в естественной среде.

Философия образования Руссо

(1) Воспитание в соответствии с характером ребенка: 

Руссо считает, что образование — единственное средство, позволяющее избежать пагубного влияния общества. Поэтому он выступает за то, чтобы ребенок был центром тяжести. По его мнению, природа ребенка должна определять характер обучения, а не логическая последовательность предметов, которая подходит только для взрослого ума. Он подчеркивает изречение о том, что к ребенку следует относиться как к ребенку, а не как к взрослому. Следовательно, ребенок должен быть обеспечен реальным, жизненным и конкретным опытом.

(2) Образование в соответствии с различными стадиями развития ребенка: 

Руссо разъясняет, как следует давать образование ребенку. В своей книге «Эмиль» он рассматривает Эмиля как воображаемого ребенка мужского пола и делит свою схему образования в соответствии с различными стадиями его роста. По его словам, детство имеет свой собственный способ видеть, думать и чувствовать. Для всякого рода учения свое время, и мы должны это осознавать. Различные этапы развития ребенка: младенчество (0–5 лет), детство (5–12 лет), подростковый возраст (12–15 лет) и юность (15–18 лет). Следовательно, построение учебного плана и методы обучения должны соответствовать различным этапам развития ребенка.

(3) Воспитание у природы, человека и вещей: 

Согласно Руссо, воспитание ребенка идет от природы, от человека и от вещей. Воспитание у природы означает внутреннее развитие наших органов как следствие нашего отношения к нашему физическому окружению. Обучение от мужчин означает, что нас учат использовать это развитие через наши отношения с нашим социальным окружением. Обучение на вещах — это приобретение, сделанное нашим собственным опытом обращения с предметами, которые нас окружают. Руссо говорит, что гармония в воспитании возможна при подчинении воспитания людей и вещей воспитанию природы, потому что у нас нет власти над природой. Итак, мы должны обеспечить взаимодействие этих трех факторов для получения идеального образования.

(4) Образование как процесс руководства: 

Руссо считает, что образование – это процесс руководства учителем, но не наставление учителем. По его словам, искусство преподавания состоит в том, чтобы вызвать у ученика желание учиться. Его забота – научить ребенка жить своей жизнью.

(5) Негативное образование:

Руссо был первым человеком, подчеркнувшим негативное образование. Он утверждает: «Самый опасный период в жизни человека приходится на период между рождением и возрастом двенадцати лет. Следовательно, образование с пяти до двенадцати лет должно быть отрицательным усилием педагога, который должен дать ребенку научиться разумно использовать время. подготовка против социальных условий, в которых живет ребенок. Оно состоит вовсе не в том, чтобы научить добродетели, но ограждает сердце ребенка от пороков и его ум от ошибок. 

Концепция образования Руссо  

Образовательные взгляды Руссо считаются новыми и современными. Они призваны избавить ребенка от строгой дисциплины, искусственной школы, социальной среды, чрезмерного контроля и жестких методов обучения. По Руссо, воспитание должно быть направлено на наиболее полное развитие врожденных способностей и способностей ребенка в естественной среде. Он определил образование так: «Это процесс развития в приятную, рациональную, гармонично сбалансированную полезную и, следовательно, естественную жизнь». Это означает естественное развитие органов и сил ребенка. Воспитание как таковое – это процесс длиною в жизнь. Он утверждает: «Жить — это не просто дышать, это значит действовать, использовать наши органы, чувства, наши способности и все те части нас самих, которые дают нам ощущение существования».

Цель образования

Цель образования – помочь ребенку остаться в живых. Согласно Руссо, «жизнь заключается не только в том, чтобы дышать, но и в том, чтобы действовать и использовать наши органы, чувства и способности, которые дают нам ощущение нашего существования». Другими словами, жизнь состоит в том, чтобы жить, работать, развивать и правильно использовать различные части тела, органы чувств и различные другие способности тела, чтобы сделать ребенка настоящим человеком.

(1) Физическое развитие: 

Руссо считает, что сильное телосложение необходимо для развития ребенка в здоровую и полноценную личность. Слабое тело порождает слабый ум. Он говорит, что мы рождаемся слабыми и хотим силы. Мы бедны, и мы хотим помощи и так далее. Таким образом, все, чего у нас нет, должно быть дано образованием. И это конечная цель образования.

(2) Развитие чувств:  

Руссо считает, что чувства являются вратами знания. Итак, развитие или тренировка органов чувств является важной задачей образования. Именно воспитание помогает ребенку получать удовольствие, используя свои органы и чувства и применяя свои силы.

(3) Развитие врожденных способностей: 

Цель обучения – помочь ребенку развить свои врожденные способности естественным путем и в естественной среде. Чтобы установить гармонию между человеком, предметами и природой, необходимо уделять особое внимание природным побуждениям и инстинктам ребенка.

(4) Интеллектуальное развитие: 

Целью образования является наиболее полное развитие ребенка для его полноценной и счастливой жизни. Так, Руссо подчеркивает важность интеллектуального развития в детстве. Для достижения интеллектуального развития он рекомендовал физические науки, язык, математику, историю и географию.

(5) Обучение профессии: 

Цель образования – подготовить ребенка к жизни. Для этого ребенок должен научиться ремеслу, механическому искусству и ручному труду. Это может обеспечить ему жизнь.

(6) Развитие социальных и нравственных ценностей: 

Цель образования – сделать ребенка членом общества и идеальным главой семьи. Руссо придает особое значение нравственному и духовному воспитанию в юности, чтобы подготовить ребенка к хорошей жизни.

Цель воспитания на разных стадиях развития ребенка

Цели воспитания, по Руссо, меняются на разных стадиях развития ребенка, потому что на каждой стадии разные вкусы, интересы, потребности и стрессы. Поэтому цель воспитания должна меняться в соответствии с ростом ребенка.

(1) Младенчество: 

Младенчество начинается с рождения и продолжается до пяти лет. В этот период необходимо развитие и укрепление каждой части тела, чтобы ребенок рос здоровым и сильным. Руссо придерживался мнения: «Все зло происходит от слабости. Ребенка нужно сделать сильным, чтобы он не делал ничего плохого». Поэтому он предложил предоставить младенцу полную свободу играть и тренировать свое тело. Таким образом, образование направлено на физическое развитие в младенчестве.

(2) Детство: 

Этот этап длится от пяти до двенадцати лет. Это период развития органов чувств ребенка через опыт и наблюдение. Следовательно, цель образования состоит в том, чтобы помочь ребенку наблюдать и испытывать различные явления в природе и развивать его органы чувств.

(3) Подростковый возраст: 

На этом этапе (12–15 лет) образование направлено на развитие личности подростка посредством упорного труда, руководства и изучения различных предметов. Поскольку целью образования является интеллектуальное развитие, Руссо рекомендует такие предметы, как физические науки, язык, математика, история и география.

(4) Молодежь (от 15 до 18 или 20 лет): 

Целью обучения на этом этапе является развитие эмоций и чувств, то есть тренировка сердца. Развитие чувств ведет к развитию нравственных и социальных качеств у молодежи. Руссо повторял, что молодежи следует давать нравственное и религиозное воспитание, чтобы подготовить ее к хорошей жизни. Таким образом, образование направлено на подготовку молодежи к тому, чтобы стать членом общества и идеальным главой семьи.

Концепция учебного плана Руссо 

Руссо делит всю свою программу образования на основе стадий развития человека. В своей книге «Эмиль» он делит свою схему образования (учебный план) на пять этапов. Учебная программа для первых четырех этапов соответствует этапам развития Эмиля и его потребностям. Пятый этап предназначен для воспитания Софии — воображаемой девушки, чтобы она стала идеальной женой Эмиля. Руссо предписывал различные предметы и виды деятельности на основе младенчества, детства, отрочества и юности Эмиля и Софии.

(1) Обучение в младенчестве (от 0 до 5 лет):

Руссо рекомендует отрицательное образование в младенчестве. На этом этапе вместо преподавания предметов следует уделять внимание развитию тела ребенка и его органов чувств. Его одежда должна быть удобной, чтобы у него не возникало затруднений в свободном движении органов тела. Ему должно быть позволено играть с любыми вещами, которые ему нравятся, без какого-либо принуждения извне, и свободно бродить по сельской местности. Его игрушки должны быть простыми, естественными, такими как листья, растения, цветы, фрукты, камни и т. д., а не дорогими игрушками. Ребенка должна воспитывать его мать, и ему должна быть обеспечена надлежащая защита.

(2) Образование для детей (от 5 до 12 лет):

Руссо выступает против использования любого учебника для обучения ребенка. Ребенку следует приучить учиться всему через наблюдение и опыт. Руссо предлагает различные виды деятельности в качестве тренировки, для развития ума и способности рассуждать посредством негативного воспитания. Ребенку должна быть предоставлена ​​полная свобода использования его органов чувств в естественной среде. Его глаза должны быть обучены измерять рост, вес, расстояние, цвет и размер. Музыка обучает его уши, цветы тренируют его нос, погода обучает его кожу и так далее. Совет Руссо для этой стадии: «Упражняй тело, органы, чувства и силы и держи душу в покое как можно дольше».

Однако на этом этапе можно преподавать геометрию. Нравственное воспитание не должно даваться до тех пор, пока ребенок не понимает значение слова «мораль». Но немного нравственного воспитания можно дать через деятельность. Руссо полагает, что ребенок будет учиться своей морали через естественные последствия своих собственных действий.

(3) Образование для подростков (от 12 до 15 лет): 

Это хороший период интеллектуального развития, в течение которого ребенка следует обучать различным предметам и занятиям. Это подходящее время для работы, обучения и запросов. Руссо предписывает формальную учебную программу, состоящую из физических наук, языков, математики, музыки, рисования, работы по дереву и социальных наук. Он полагает, что изучение науки повысит любознательность ребенка, его склонность к исследованиям, изобретениям и самообразованию. Рисование помогает ученикам тренировать мышцы и глаза. Рукоделие помогает развивать трудоспособность. Руссо хочет научить Эмиля промышленному обмену и профессиональному опыту в области банковского дела и транспорта, чтобы подготовить его к тому, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Он рекомендует к прочтению книгу «Робинзон Крузо», исследование жизни согласно природе.

(4) Образование для молодежи (от 15 до 20 лет): 

Ожидается, что на этом этапе ребенок будет расти эмоционально, эстетически, социально и морально, чтобы адаптироваться к поведению и интересам других. Руссо хочет, чтобы Эмиль получил моральное и религиозное образование в отношении своих отношений с ближними и развил такие моральные качества, как доброжелательность, доброта, служение и сочувствие. Он предлагает, чтобы нравственное воспитание давалось через деятельность и занятия, а не через лекции по этике. Путешествие по разным странам рекомендуется для познания мира, их языков и быта в соседних странах. Молодежь должна посещать больницы, тюрьмы и приюты, чтобы непосредственно увидеть зло и страдания общества и получить знания из первых рук. Половое воспитание в юности состоит из прямого морального увещевания о целомудрии.

(5) Образование для женщин: 

Поскольку мужчины и женщины отличаются друг от друга, Руссо предписывает отдельную программу обучения для женского пола, Софии (воображаемой девушки Руссо). Он упоминает в своем «Эмиле», что люди должны быть сильными и деятельными; женщины должны быть слабыми и пассивными. По его словам, «мужчины рождаются, чтобы служить, женщины рождаются, чтобы нравиться». Женщина просто дополняет природу мужчины. Цель женского образования: «Быть ​​приятной в его глазах, завоевать его уважение и любовь, воспитывать его в детстве, заботиться о нем, когда он станет мужчиной, давать советы и утешать, делать его жизнь приятной и счастливой — таковы обязанности женщины».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *