Русско кавказская война 1763 1864 гг забытая трагедия: «По зову памяти, по велению времени и воле истории»

Содержание

Русско-Кавказская война 1763-1864гг. — забытая трагедия.

21 мая 2007 года исполнилось 143 года со дня завершения Русско-Кавказской войны. Она была одной из самых кровопролитных войн и самой длительной в истории России. По утверждению одних исследователей, война велась с 1763 года — с момента закладки Россией города Моздока на кабардинских землях. По утверждению других авторов, она длилась с 1816 года — со времени назначения генерала Ермолова А.П. наместником Кавказа и командующим Кавказской армией.

Независимо от даты ее начала, в этой войне решался вопрос, кому должен принадлежать Кавказ. В геополитических устремлениях России, Турции, Персии, Англии и других это имело принципиальное значение. Кавказ, в условиях колониального разделения земного шара ведущими мировыми державами, не мог оставаться вне пределов их соперничества. В данном случае нас интересует не столько сам факт и причины возникновения Кавказской войны. Нас должны волновать деликатные, «неудобные» темы, о которых не хотят говорить политики, — о методах завершения войны на землях Западной Черкесии в 1860-1864 годах.

Именно они привели к трагедии черкесского народа. Поэтому и мир на Кавказе, провозглашенный 143 года назад в районе Кваабы (Красная поляна) на берегу Черного моря наместником Кавказа, командующим Кавказской армией, великим князем Михаилом Николаевичем, братом царя Александра II, могли услышать только 3% черкесского этноса. Остальные 97% из четырехмиллионного черкесского населения, по данным Дубровина Н.Ф (Черкесы. — Нальчик, 1991), погибли в этой столетней войне или были изгнаны с родной земли на чужбину — в Турцию. Черкесы и их потомки увидели, что означает национальное неравенство и что такое невольничий рынок на востоке, где они вынуждены были продавать одних детей, чтобы прокормить других. Потомки изгнанников и сейчас борются за выживание в чуждой для них среде, за сохранение своего языка, культуры.

Хочу привести извлечения из книги «Кавказская война», изданной в 2003 году в Москве, в издательстве «Алгоритм». Автор книги, генерал-лейтенант Фадеев Ростислав Андреевич, — один из тех, кто лично участвовал в Кавказской войне, и знает, каким образом она завершилась на правом фланге, в Закубанье, на землях западных черкесов.

Фадеев состоял для «особых поручений» при наместнике Кавказа, командующем Кавказской армией, великом князе Михаиле Николаевиче. Фадеев пишет:

«Цель и образ действий в задуманной войне (автор имеет в виду на ее завершающем этапе, на земле западных черкесов — У.Т.) были совсем иные, чем покорение восточного Кавказа и во всех предшествующих походах. Исключительное географическое положение черкесской стороны на берегу европейского моря, приводившего ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших ее народов в обыкновенном значении этого слова… Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей. Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного: нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье… Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть безусловно сложить оружие.

.. Изгнание горцев и заселение западного Кавказа русскими – таков был план войны в последние четыре года».

По свидетельству этого же автора, «густые массы черкесского населения занимали равнины и предгорья: в самих горах жителей было мало… Главная задача черкесской войны состояла в том, чтобы сбить неприятельское население с лесной равнины и холмистых предгорий и загнать его в горы, где ему было невозможно долго прокормиться; а затем перенести к подошве гор самое основание наших операций». А смысл этих операций состоял в том, чтобы истребить население, освободить земли от черкесов, заселить их станицами вслед за войсками. В результате такой политики, как свидетельствует автор, «только с весны 1861 года до весны 1862 года в Закубанском крае воздвигнуто 35 станиц с населением 5482 семейства, образовавших 4 конных полка». Далее Фадеев Р. А. заключает:

«Горцы потерпели страшное бедствие: в этом нечего запираться (т.е. оправдываться — У.Т.), потому что иначе и быть не могло. .. Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что горцы не хотели покориться. Надо было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие. Но не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения – женщины, дети. Когда горцы скопились на берегу для выселения в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где нога человека прежде не бывала».

После поражения и пленения имама Шамиля в 1859 году значительная часть адыгов (черкесов) западной Черкесии, в первую очередь самое могущественное племя – абадзехи, выразила готовность подчиниться Российской империи. Однако такой поворот событий в конце войны не устраивал часть верхушки Кубанской и Кавказской линии. Она хотела получить имения на землях черкесов, которые, как они считали, должны были быть истреблены, а остатки переселены в засушливые восточные земли Ставрополья, а лучше всего — в Турцию. Автором такого варварского плана завершения войны на западе Черкесии был граф Евдокимов.

Против изгнания и геноцида черкесов выступили многие: генералы Филипсон, Рудановский, Раевский-младший, князь Орбелиани и другие. Но поддержка Александром II варварских методов покорения западной Черкесии Евдокимовым сделала свое дело. Более того, император торопил Евдокимова, чтобы европейские державы не успели помешать истреблению и депортации черкесов (адыгов). Генофонд черкесского народа на Северном Кавказе был, по существу, подорван. Оставшаяся небольшая часть народа была расселена по произволу царских властей на менее пригодных для жизни землях. Об итогах своего злодеяния Евдокимов писал Александру II следующее:

«В настоящем 1864 году совершился факт, почти не имевший примера в истории, огромное черкесское население, обладающее некогда большим богатством, вооруженное и способное к военному ремеслу, занимавшее обширный Закубанский край от верховьев Кубани до Анапы и южный склон Кавказского хребта от Суджукской бухты до р.

Бзыба, владея самыми неприступными местностями в крае, вдруг исчезает с этой земли…».

Граф Евдокимов был награжден орденом Георгия 2 степени, получил звание генерала от инфантерии, а также стал хозяином двух имений: под Анапой в 7000 десятин, под Железноводском в 7800 десятин. Но петербургское общество, к его чести, не разделило восторга императора. Оно холодно встретило Евдокимова, обвинив его в варварском методе ведения войны, неразборчивости в средствах, в жестокости по отношению к черкесам, которые имели перед Россией немало заслуг в прошлой русско-адыгской истории, особенно при Иване Грозном и Петре I.

Предпринятые в СССР меры по возрождению адыгов (черкесов) на исторической родине после революции 1917 года вызывают признательность и благодарность адыгов (черкесов) на родине, а также черкесской диаспоры за рубежом. Однако созданные в 20-х годах прошлого века Адыгея, Черкесия, Кабарда и Шапсугия остались разрозненными. И каждая часть черкесского этноса, лишенная единой исторической памяти, единой территории, единой экономики и культуры, духовности в ее целостном виде развивается не по сходящемуся, а, наоборот, по расходящемуся вектору движения.

Это наносит очередной непоправимый урон единству и возрождению черкесского народа.

А самое главное — геноцид и изгнание черкесского этноса с исторической родины до сих пор еще не получили оценки в официальных государственных актах России, Англии, Франции, Турции и других государств. Солидарность государств и народов позволила осудить геноцид армян в годы первой мировой войны и геноцид евреев в годы второй мировой войны. А факт геноцида черкесов не получил соответствующей оценки ни в ООН, ни в ОБСЕ. Только Организация народов, не представленных в ООН, несколько лет назад приняла по данному вопросу резолюцию и обращение к Президенту Российской Федерации (

часть1, часть2).

На основе письменных исторических свидетельств, а также принятых после двух мировых войн международных документов о защите прав человека и гражданина и аналогичных законов новой демократической России итоги Кавказской войны на завершающем ее этапе в Западной Черкесии необходимо оценить объективно.

И в этом не следует видеть попытку обвинить русский этнос в совершенных злодеяниях. Народы никогда не бывают виновными в таких делах, потому что правители их никогда не спрашивают, как развязать войну, как ее вести и какие методы при этом применять. Но есть мудрость потомков. Они исправляют ошибки своих правителей в прошлом.

Знаковым событием в наше время, внесшим ясность в оценки итогов Кавказской войны и определению задач на будущее, стала

телеграмма первого президента России Ельцина Б.Н. от 21 мая 1994 года. В ней впервые за 130 лет высшее должностное лицо российского государства признало неоднозначность итогов войны, необходимость решения оставшихся проблем и, прежде всего, вопроса о возвращении на историческую родину потомков изгнанников.

Для успокоения скептиков или противников такого шага важно отметить, что это не приведет к массовому возвращению адыгов (черкесов) на историческую родину. Абсолютное большинство потомков адыгов (черкесов), проживающих в более чем 50 странах планеты, адаптировались к странам проживания и не просят о возвращении.  Адыги (черкесы) как в России, так и за ее пределами, просят уравнять их в правах с теми народами, которые подверглись репрессиям в прошлом. День памяти жертв Кавказской войны обязывает нас сосредоточиться на необходимости и обоснованности постановки перед федеральными органами власти Российской Федерации вопроса о правовой, политической и моральной реабилитации черкесского народа по итогам Кавказской войны.

В новейшее время принят федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов и казачества». Этот закон воспринят общественностью России и мировым сообществом как справедливый юридический, политический и моральный акт официальных властей демократической России.

Репрессии сталинизма, как и репрессии царизма, одинаково жестоки и несправедливы. Поэтому нашему государству надо их преодолеть независимо от того, когда и кто их совершил – царь или генеральный секретарь. Двойные стандарты неприемлемы, если мы стоим нa позициях объективности и защиты прав человека и гражданина.

Согласно декларации Организации объединенных наций, ответственность за совершенный геноцид не имеет срока давности.

Совершенно логичным будет принять федеральный закон Российской Федерации, в котором необходимо признать факт геноцида и насильственной депортации с исторической родины адыгов (черкесов) в годы Кавказской войны. И затем вместе с иностранными государствами, несущими также ответственность за все происшедшее, о чем справедливо говорится в телеграмме Б.Н. Ельцина, надо определить, как преодолеть последствия трагедии.

В условиях демократизации общественной и государственной жизни в России, установления тесных связей наших соотечественников с черкесской диаспорой, при доступности почти всех материалов по истории Кавказской войны создается общий фон необходимости осознания прошлого и поиска возможных перспектив будущего.


академик Международной академии информатизации при ООН, руководитель отделения АМАН по КЧР, государственный советник РФ 1 класса.
  • адыги
  • черкесы
  • геноцид
  • 21 мая
  • русско-кавказская война

Русско-Кавказская война (1763-1864) | Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему:

Опубликовано 21.06.2016 — 21:17 — Мамхег Маргарита Таусултановна

«Мейкъуапэ щыщIэдзауэ Адлер нэсу,
  Хы Iуфэ Iэгъуэблагъухэри хыхьэу,
Адыгэ жыгхэм щодаущ я мэзыр,
Адыгэ фIэщыгъэцIэхэр зэрахьэр:
ЦIэмэз, ТIуапсэ, Псыжь, Анапэ, Сочи,
Шэпсы,Щхьэгуащэ, Псыбэ, Дагъуэмыс…
Къытезгъэзэжу сэ а цIэхэм соджэр
Адыгэ тхыдэм сфIэщIу сыкIэрыс.
ИкIи апщIондэхункIэ, си хэку дахэ,
КъысфIощIыр псы шыугъэр къызыпыж
Хы фIыцIэ нэпкъ щIыхьахэм кхъухь къутахуэу
Хыуей нэужьым укъыщысщыпыж…»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Май 2012

Слайд 2

« Мейкъуапэ щыщ I эдзауэ Адлер нэсу , Хы I уфэ I эгъуэблагъухэри хыхьэу , Адыгэ жыгхэм щодаущ я мэзыр , Адыгэ ф I эщыгъэц I эхэр зэрахьэр : Ц I эмэз , Т I уапсэ , Псыжь , Анапэ , Сочи , Шэпсы , Щхьэгуащэ , Псыбэ , Дагъуэмыс … Къытезгъэзэжу сэ а ц I эхэм соджэр Адыгэ тхыдэм сф I эщ I у сык I эрыс . Ик I и апщ I ондэхунк I э , си хэку дахэ , Къысф I ощ I ыр псы шыугъэр къызыпыж Хы ф I ыц I э нэпкъ щ I ыхьахэм кхъухь къутахуэу Хыуей нэужьым укъыщысщыпыж …» Бемырзэ Мухьэдин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно — музыкальная композиция «У войны не женское лицо?!» (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о…

Проект урока «Россия в Первой мировой войне» (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока «Россия в Первой мировой войне» (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ…

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г. ; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей…

Олимпиада по истории для 9 классов «Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс «Забытая война»)

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        …

тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».

Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА….

Сценарий ко дню окончания Русско-Кавказской войны «Лъыгъажэ, лъэпкъгъэк1уэд зауэр зыщыдгъэгъупщэ хъунукъым», проведенный в МКОУ «СОШ а.Инжичишхо имени Дерева С.Э.»

21 мая — окончание Русско-Кавказской войны 1763-1864 гг. — забытая трагедия Война России с Черкесией длилась 101 год, с 1763 по 1864 годы. В результате этой войны древняя страна – Черкесия исчезл. ..

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей…


Поделиться:

 

Забытый геноцид в России | История News Network

Забытый геноцид в России | Новости истории Сеть

Департаменты

  • Дом
  • Новости
  • США
  • Мир
  • История
  • Характеристики
  • Книги
  • Сводка новостей
  • Блоги
  • `>
  • Биржа труда

;


Историки/История
теги: Россия, Западный колледж, Черкесия, геноцид, Российская империя, цари, Уолт Ричмонд

Уолта Ричмонда

3-18-13

Уолт Ричмонд — профессор русского языка и культуры в Западном колледже в Лос-Анджелесе. Его последняя книга называется «Геноцид черкесов».


Горцы покидают аул Петр Николаевич Грузинский, 1872 г.

Черкесы — небольшая этническая группа с очень небольшим числом родственников, живших между Крымским полуостровом и центральной частью Северного Кавказа около 4000 лет до вторжения русских на своей родине в XVIII в. Кабардинцы, чье общество было наиболее стабильным из всех черкесских племен и которые занимали стратегический центральный район Северного Кавказа, были союзниками России более двухсот лет, когда они стали первыми жертвами. В 1763 году Россия начала свой план по завоеванию региона, построив крепость в Кабарде, и последовала война. Ситуация оставалась безвыходной до 1805 года, когда генерал Сергей Булгаков блокировал пораженную чумой Кабарду. После того, как он определил, что кабардинцы заморены голодом до такой степени, что они больше не могут сопротивляться, он неистовствовал, сжигая деревни и запасы продовольствия. Булгаков был смещен за бесчинства, но его преемник Алексей Ермолов обострил войну против теперь уже беззащитных и голодающих кабардинцев до геноцида уровней.

Самый разрушительный поход пришелся на зиму 1822 года, когда войска Ермолова сжигали дома и продовольствие и угоняли скот, оставляя людей умирать от голода и стихии. Часто они вырезали целые деревни. Бесчинства Ермолова полностью обезлюдели весь район Малой Кабарды, всегда верный России. Ермолов продолжал разорение Кабарды до 1827 г. В результате численность кабардинского населения сократилась с 300 тыс. в 179 г.от 0 до 30 000 в 1830 г.

Война с другими племенами началась в 1800 г., когда император Павел разрешил проживающим в этом районе казакам совершать набеги на Черкесию. Однако конфликт оставался на низком уровне, и две стороны фактически начали сотрудничать и налаживать торговые отношения, когда Османская империя «уступила» Черкесию России в 1829 году. Фактически османский контроль над Черкесией был только на бумаге, но император Николай I использовал договор как предлог для полного вторжения. Однако черкесов оказалось гораздо больше, чем ожидалось, и русские расстроились и прибегли ко все более жестокой тактике. К 1840 году геноцид рассматривался как вариант.

Несмотря на военное превосходство русских, черкесы удерживали свои позиции до 1859 года, когда чеченцы, сражавшиеся с русскими на востоке, сдались, и вся русская кавказская армия сосредоточилась на Черкесии. Кроме того, русские войска в Крыму были переброшены вверх по побережью Черного моря, чтобы окружить черкесов. К тому времени черкесы были истощены в военном отношении, и в конце 1859 г. все племена, кроме двух, подписали с русскими перемирие и стали «вполне добрыми соседями, как сказал один русский офицер. Однако договор был уловкой, чтобы дать русским время поставить свои армии на место.

15 октября 1860 года генерал Николай Евдокимов предложил, пожалуй, первую этническую чистку в истории. Официально черкесам должен был быть предоставлен выбор: осесть на севере или иммигрировать в Турцию. Однако очевидец Михаил Венюков сообщил, что Евдокимов в частном порядке заявил, что планировал перегнать всех черкесов в Анатолию.
Русские провели большую часть своей этнической чистки Черкесии в период с октября 1863 г. по апрель 1864 г. Последовали многочисленные массовые убийства безоружных мужчин, женщин и детей. Тех, кого русские пощадили, гнали конвоями к берегу, даже мирные кланы, готовые подчиниться любым условиям. Русские отказались разрешить им взять с собой провизию. Многие бежали, чтобы умереть в своих заветных горах, и неизвестные тысячи погибли на пути к берегу.

Оказавшись на берегу, черкесы остались на открытом воздухе без еды, воды и часто даже одежды. Свирепствовали болезни и голод. Евдокимову неоднократно сообщали о массовых жертвах, но он ничего не предпринимал. Весть дошла до императора Александра II, который приказал своему брату великому князю Михаилу провести расследование. Михаил доложил, что болезней нет, еды и воды вдоволь. Транспортировка в Турцию была отложена, так как Евдокимов придирался к гонорарам с частными подрядчиками, что привело к большему количеству смертей. После того, как выжившие прибыли в Анатолию, они продолжали умирать от болезней, голода и холода, поскольку русские сообщили османскому правительству, что прибудут только 50 000 беженцев, хотя на самом деле это было ближе к одному миллиону. Турки были застигнуты врасплох, и, несмотря на неоднократные просьбы, русские отказались остановить депортацию. На протяжении всего процесса погибло не менее 625 000 человек. Около 30 000 человек было разрешено остаться советниками по сельскому хозяйству, хотя Евдокимов позволил казакам беспокоить их в надежде, что они тоже эмигрируют. В результате черкесское население 1880 г. было ниже, чем в 1865 г.

Был ли это геноцид? В кабардинском случае ясно, что Ермолов намеревался уничтожить население; он заявил об этом и даже пошутил, когда ему сказали, что кабардинцы замерзают насмерть после его буйства. Во время этнических чисток 1860-х годов русские всегда прикрывались предлогом, что это событие было ужасной трагедией, но что оно не было преднамеренным. Однако архивные материалы ясно показывают, что русские действовали с грубым пренебрежением к риску и отправляли мужчин, женщин и детей зимой вниз по суровым Кавказским горам без провизии, обеспечив массовую гибель самых слабых — женщин, детей и стариков. Вместо того, чтобы принять меры по ее смягчению, Евдокимов приказал не сообщать об этом. Такие действия, как объясняют исследователи геноцида Роберт Геллатели и Бен Кирнан, действительно поднимаются до уровня геноцида:
Намерение геноцида. . . применяется к актам разрушения, которые не являются конкретной целью, но являются предсказуемыми результатами или побочными продуктами политики, которых можно было бы избежать путем изменения этой политики.

Именно это и произошло в Черкесии. Россия проводила политику, явно угрожавшую жизни большого числа людей (как предупреждал Евдокимов в 1861 г. комитет), и когда стали ясны результаты этой политики, курс не изменили.
К сожалению, геноцид был слишком далек от европейских проблем, чтобы привлечь к себе внимание. Британия, равнодушная сторонница Черкесии, была больше заинтересована в том, чтобы бросить вызов России в Средней Азии в 1860-х годах. После того, как черкесы исчезли с родины, мир забыл о них. Только недавно, после того, как зимние Олимпийские игры 2014 года были присуждены Сочи — по иронии судьбы, где находится первый и единственный парламент Черкесии — трагедии стало уделяться некоторое внимание.

Ссылки по теме

По теме: Взрыв на Бостонском марафоне

  • Уолтер Лакер: Убийство! Безумие! Террор!
  • Дэниел Мартин Вариско: Нет, сенатор Грэм, домашние дроны — не лучшая идея
  • Эллиот Янг: Не позволяйте терактам в Бостоне пошатнуть права иммигрантов
  • Историки реагируют на хаос в Бостоне

По теме: Чечня

  • Дэвид Р. Стоун: Чечня — Что вам нужно знать
  • Томас Р. Мокайтис. Краткая история чеченского терроризма. Disqus.comments работает на Disqus

    • Последние новости
    • Историки
    • DC
    • Последние новости
    • Историки
    • DC
    • Выступление на слушаниях в кампусе показывает разное восприятие проблемы
    • Марк Рассел, политический сатирик округа Колумбия, играющий на фортепиано, умер в возрасте 90 лет
    • Транс-техасцы, опасаясь насилия, вдохновленного законодательством и риторикой, обращаются к вооруженной самообороне
    • Как Париж выгнал автомобили
    • Ватикан отвергает «доктрину открытий», оправдывающую колониализм католических наций
    • Дэвид Холлинджер о месте христианства среди правых и левых
    • Дэвид Аллен: Что случилось с демократией во внешней политике?
    • Историк Марк Стейн запускает проект базы данных для выявления прямого действия и протеста ЛГБТК
    • Как работа вторглась в наше представление о браке?
    • Нужна ли нам четырехдневная рабочая неделя?
    • В тренде HNN
    • В тренде HNN
    • Любопытная история прадеда Улисса Гранта
    • Х. В. Бренды в «Откровении» Бена Барнса об иранском кризисе с заложниками
    • «Теория безумца» была квинтэссенцией Никсона

    9 фактов о трагедии

    Черкесы, коренной мусульманский народ Кавказа, долгое время подвергались преследованиям со стороны Российской империи. Их последние остатки сопротивления русским закончились 21 мая 1864 г. в районе современного черноморского портового города Сочи.0174

    Черкесы в Стамбуле, Турция, отмечают изгнание их предков с родины Россией 21 мая 2011 года. (TRT Мир и Агентства)

    Черкесы: Мусульманский коренной народ Кавказа

    Черкесы — преимущественно мусульманский народ, родиной которого является Кавказ — географический регион, простирающийся от восточной части Черного моря до Каспийского моря.

    Они традиционно известны как горцы, привыкли жить в суровых условиях и традиционно следуют племенной структуре, состоящей из 12 племен.

    Земля, давшая им такое название, — Черкесия, расположенная вдоль восточного побережья Черного моря.

    Это было стратегическое место между двумя бывшими империями, которые также были яростными соперниками – османской мусульманской и русской христианской.

    Они находились под культурным и политическим влиянием османов и их вассалов, крымских татар.

    Эти отношения, наряду с важным положением, сделали Черкесию целью полномасштабного российского вторжения в 19 веке.

    Черкесский флаг. Каждая звезда представляет одно из 12 черкесских племен. (Викисклад)

    Вот девять фактов, которые вкратце показывают, как разворачивалась черкесская трагедия на протяжении веков:

    1. Черкесы и ислам

    Большинство черкесов были христианами до того, как приняли ислам в 15 веке.

    Несколько мусульманских государств завербовали черкесов и других кавказцев в свои элитные воинские части.

    Черкесские бойцы даже достигли высоких постов в мусульманских султанатах.

    Египетская династия мамлюков, пришедшая к власти в 13 веке и правившая большей частью Ближнего Востока более 300 лет, возглавлялась черкесами.

    На рубеже 17-го века большинство черкесов в конечном итоге приняли ислам в качестве своей религии.

    Туман Бей II, последний черкесский мамлюкский султан. Он правил в 16 веке. (Викисклад)

    2. Российская экспансия

    Экспансия России после 17-го века двинулась на юг, туда, где большие группы мусульман, включая крымских татар и черкесов, веками жили под защитой османов и каджаров Персии.

    По мере своего расширения Российская империя хотела разорвать связь между Османской империей и черкесами.

    Они также хотели получить полный контроль над северо-восточной частью Черного моря, поскольку османы контролировали южную часть Черного моря.

    Для этого они решили захватить черкесские земли.

    Русская армия двинулась в высокогорье Кавказа после победы над соседними мусульманскими державами, такими как Каджары, в последовательных войнах с начала 18-го века.

    Новая политическая реальность создала опасные условия для всех мусульман региона.

    Но больше всего пострадали черкесы, потому что они оказали наибольшее сопротивление.

    (TRT Мир и Агентства)

    3. Русско-черкесская война

    Более 100 лет – с 1763 по 1864 год – черкесы сражались с русскими войсками в горах Кавказа.

    Черкесы применили эффективную тактику партизанской войны против русских во время войны.

    Но борьба за власть среди черкесских племен и внутренние разногласия между вождями и простолюдинами создали серьезные проблемы для сопротивления.

    Кроме того, черкесы не могли заключить действенных военных союзов с другими кавказскими народами, даже имея общего врага.

    Несмотря на это, черкесы упорно боролись за продление войны и использовали тактику, которая разочаровала русских военных стратегов так, как они никак не ожидали.

    На иллюстрации 1840 года черкесы атакуют русский военный форт, построенный над шапсугским селом. (Викисклад)

    4. Россия нападает на черкесские деревни

    В начале 1800-х годов русская армия разработала новую стратегию возмездия против черкесских набегов.

    Российским войскам было приказано атаковать села, где проживали семьи предполагаемых боевиков-черкесов.

    Русские совершали различные убийства и похищения людей, чтобы уничтожить широкую поддержку черкесских бойцов в сельской местности, которой они долгое время пользовались как горцы.

    Россия также уничтожила посевы и домашний скот, оставив черкесов-простолюдинов без шансов на выживание.

    В конце концов они были вынуждены подчиниться русскому правлению или изгнаны из своих деревень.

    (TRT Мир и Агентства)

    5. Смерть или ссылка

    Высший российский военный генерал Дмитрий Милютин нашел решение проблемы России с черкесами.

    Он выступал за полное изгнание черкесов с их родины, политику, которую он назвал «общественной необходимостью».

    Милютин публично поделился своими взглядами, опубликовав их в 1857 году.

    Он сказал: «Уничтожение черкесов должно быть самоцелью — очистить землю от враждебных элементов».

    Его планы были одобрены царем Александром II, и Милютин был назначен военным министром в 1861 г.

    Вскоре после этого русский военачальник Николай Евдокимов предложил изгнать черкесов в Османскую империю.

    Он сказал, что черкесы могли выбрать один из двух вариантов: «смерть или верность Российской империи».

    Иллюстрация 1885 года с изображением графа Дмитрия Алексеевича Милютина, последнего фельдмаршала Российской империи. (Викисклад)

    6. 1864: Черный год для черкесов

    В период с 6 марта по 21 мая 1864 года почти все население убыхов – видного черкесского племени – было сослано в Анатолию в Османскую империю.

    Изгнание было настолько массовым, что Российская империя не смогла найти достаточного количества земледельцев для возделывания плодородных земель западного Кавказа.

    Черкесы теперь во всем мире отмечают 21 мая как день памяти своего трагического изгнания.

    Черкесские активисты в настоящее время считают, что 90 процентов черкесов – около 3 миллионов человек – были изгнаны с Кавказа Россией в процессе изгнания.

    Картина 1872 года П.Н. Грузинский показывает черкесов, покидающих родину. (Викисклад)

    7. 1864: Год празднования в Российской Империи

    Однако тот же самый год был воспринят Российской Империей иначе.

    Он рассматривал убийство и изгнание черкесов как великую победу своих национальных целей и повод для празднования.

    В Кавказской Армии России сообщили: «В этом году совершено почти беспрецедентное в истории дело. Ни один горец не остался на прежних местах проживания, принимаются меры по очистке района».

    Высылка производилась для подготовки Кавказа к заселению русскими христианами.

    Имперские русские записи утверждают, что «более 400 000 черкесов были убиты и 497 000 были вынуждены бежать за границу в Турцию. Только 80 000 остались в живых на своей родине».

    Иллюстрация Теодора Хоршелта с изображением черкесских воинов. (Википедия)

    8. «Плавучие кладбища»

    Османская империя отправила корабли, чтобы доставить черкесов в Анатолию.

    Во время массовой ссылки тысячи черкесов погибли в водах Черного моря.

    Болезнь и утопление были одними из основных причин смерти.

    Черное море стало местом упокоения тысяч во время мрачного путешествия.

    Черкесская политика расселения Османской империи, которую некоторые рассматривали как средство усиления контроля над христианским населением, также подвергалась критике на том основании, что она была плохо спланирована и реализована.

    (TRT Мир и Агентства)

    9. Новая родина

    Сегодня черкесы живут и процветают во всех четырех уголках мира.

    Их общее население мира оценивается примерно в 8 миллионов человек, большинство из которых проживает в Турции.

    Они внесли свой вклад во многие события и достижения в стране, такие как появление движения за политические реформы, известного как младотурки, и турецкой войны за независимость.

    (TRT Мир и Агентства)

    Им также приписывают создание современного Аммана, столицы Иордании на Ближнем Востоке.

    Кроме того, несколько премьер-министров Ирака имеют черкесские корни.

    В Сирии и Египте некоторые элитные семьи с большим политическим и экономическим влиянием также имеют черкесское происхождение.

    Черкесские гвардейцы маршируют во дворце Басман в Аммане, Иордания, 11 января 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *