«….страх неприятелям, польза и оборона государству»
Русский флот насчитывает три столетия своего существования. Но неужели ранее Петра I никто из государственных мужей не задумывался о строительстве морских судов? Почему постройка современного флота стала так необходима для России в конце XVII — начале XVIII века? Что в результате получило русское государство потратив огромные ресурсы на постройку судов и создание флота? Об этом расскажут книги, представленные на выставке «….страх неприятелям, польза и оборона государству».
Русский флот XV – начало XVII вв.
Хотя официально история русского флота насчитывает три столетия, это не значит, что русские люди не знали мореходства. Они строили суда, ходившие на вёслах или под прямыми парусами. Суда эти известны нам как ладьи (лодьи — на северном наречии). Они были «двойного назначения» — использовались как в торговле, так и в военных походах.
Ладьи можно было встретить в Чёрном, Азовском и Каспийском морях, на Волге, в Баренцевом и Белом морях. Однако, после монгольского нашествия, мореходство сохранилось только в Новгородской земле.
Русские торговые суда плавали на Балтике до 2 половины XVI в. После утраты Нарвы и упадка ганзейской торговли русское мореходство на Балтике практически прекратилось. На Каспии русские суда были редкими гостями. Первое известие о русском торговом судне на Каспийском море, у полуострова Мангышлак, принадлежит к 1559 г.
Макет коча (XVII в.). Прорисовка клуба «Полярный Одиссей».
Основные водные пути, которые осваивали русские были в Белом и Ледовитом океане. Купцы и промысловики ходили на судах по рекам Двина и Печора. Но это были суда частных лиц или купеческих корпораций, не государства.
На севере России поморы ходили в полярных водах на кочах — парусно-гребных деревянных судах. Они имели одну палубу, как правило, одну мачту и были меньше ладьи. Их использовали для хождения во льдах. Так как судно было лёгким, его вытаскивали из воды и не давали льду повредить корпус.
Известно, что в 1581 г. Аникей и Яков Строгановы, владевшие обширными землями по рекам Каме и Чусовой, посылали в Антверпен людей, чтобы нанять сведущих и опытных мореходов. По прибытии в Россию, иностранные специалисты построили два корабля. Существует предположение, что корабли были нужны Строгановым для плавания к Новой Земле. По слухам там находились серебряные прииски.
Читать: Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов русских.
Книга
А. Висковатого Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII века. Москва, 1946 первый раз была издана в 1864 г. Автор использовал для ее написания русские и иностранные (прежде всего византийские) источники. Книга является систематизированным изложением истории русского флота. Особенно подробно автор остановился на попытках постройки современных кораблей в России XVII века. А. Висковатый показывает с какими трудностями столкнулись русские правители, решившие заняться созданием флота.
Парусные суда западного типа. XVII век.
Первый русский парусный корабль западного типа «Фредерик».
Дед Петра I — Михаил Фёдорович пригласил в страну иностранных корабелов. Европейцы были заинтересованы в строительстве факторий (торговых пунктов) на пути из Европы в Персию. В Нижнем Новгороде под руководством Михаила Кордеса, немецкого корабела, было построено судно — плоскодонный корабль, без киля, с тремя мачтами и неизвестным количеством пушек. Его назвали в честь герцога Голштинии — «Фредерик».
Корабль совершил по-сути одно плавание — из Нижнего Новгорода в Персию. Капитаном стал Кордес. На всём пути от Нижнего Новгорода до Астрахани судно было предметом всеобщего любопытства. Персидские мореходы считали, что судно лишком длинное для безопасного плавания по Каспию. В Каспийском море «Фредерик» попал в шторм. Судно стало разрушаться под напором стихии. Оно было посажено на мель для спасения команды и груза. Крушение произошло 14 ноября у деревни Низабат.
При Алексее Михайловиче под руководством иностранных специалистов построили фрегат «Орёл» и три малых судна. Фрегат был построен в дворцовом селе Дединово. Оно располагалось в чуть дальше, чем 26 км от Коломны, на берегу Оки, рядом с впадением в неё Москвы-реки.
«Караблю, который в селе Дединове сделан вновь празванье дать Орлом и поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах и на яловчиках нашивать орлы же».
Из указа царя Алексея Михайловича.
Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. 1670.
Как и «Фредерик», «Орёл» совершил одно плавание — вниз по Волге. В Астрахань флотилия из фрегата «Орёл», яхты, бота и двух шлюпок добралась за три с половиной месяца. По пути «Орёл» Нижний Новгород и Казань. Капитан фрегата и матросы были иностранцами.
Правительство попыталось использовать фрегат для подавления восстания Степана Разина. Однако, попытка эта окончилась неудачей. В Астрахани разинцы захватили «Орёл». Судно то ли сожгли, то ли оно пришло в негодность, простояв несколько лет в одной из проток Волги. Остальные суда, кроме шлюпок, на которых голландцы бежали в Персию, вероятно сожгли.
Следует отметить, что в отличии от «Фредерика», фрегат «Орёл» плавал под русским флагом. А показателем серьёзного отношения царя к строительству судов было появление в Посольском приказе проекта морского устава.
Читать: Олеарий А. Описание путешествия в Московию.
Книга Адама Олеария Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Москва, 1996 посвящена пребыванию придворного математика и библиотекаря, географа, востоковеда и историка в России и Персии. Герцог Фридрих III отправил Олеария в качестве переводчика с посольством к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и персидскому шаху Сефи.

Начало русского флота при Петре I.
Пётр I не оставил воспоминаний. Личный взгляд царя на флот и корабли можно обнаружить в его записке «О начале кораблестроения в России». В ней он рассказывает как разыскивал иностранных специалистов знающих навигацию и кораблестроение. Одним из них был Карштен Брант, голландец, который служил ещё Алексею Михайловичу. По приказу Петра было выстроено несколько небольших судов. Но Яуза, по которой они плавали была узка и мелка.
«Тогда я перевез его [бот] на Просяной пруд, но и там немного авантажу сыскал, а охота стала от часу более. Тогда я стал проведывать, где более воды; то мне объявили Переславское озеро (якобы наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».
Записка «О начале кораблестроения в России». Пётр I
Вместо богомолья, на которое он отпросился у матери, шестнадцатилетний Пётр занялся постройкой парусных судов.
Архангельск.
Корабельный штандарт с яхты «Святой Пётр». 1693 г. Флаг царя Московского, являясь национальной реликвией, представляет собой старейший из сохранившихся российских триколоров.
Следующим шагом стала поездка Петра на Север, к Белому морю. 4 июля 1693 г. он впервые увидел настоящие морские суда. Они стояли на рейде в Архангельске. Пётр обещал матери не выходить в море, но, разумеется, нарушил обещание. На яхте «Святой Пётр» царь 6 дней сопровождал караван европейских торговых судов, возвращавшихся домой. А потом царь остался в Архангельске до осени и дождался прихода флотилии из Гамбурга. Он осмотрел её суда с большим вниманием и только после этого вернулся в Москву.
Вторая поездка в Архангельск состоялась в 1694 году. Находясь в городе, царь почти ежедневно бывал у голландцев и англичан. Он не только расспрашивал их о кораблях и навигации, но и участвовал в корабельных ремонтных работах. С 14 по 21 августа Пётр совершил первое большое плавание. У него было три корабля: два построенные в Архангельске, один — построенный в Голландии и пришедший оттуда.
Этот небольшой опыт плавания показал Петру, что у него нет не только флота, но и людей, похожих на моряков. Особенно это касалось командного состава. Если матросы из северян-поморов, выросших у моря и ходивших по нему, были ещё не так плохи, то «офицеры» никуда не годились.
После второй поездки в Архангельск, кроме верфи на Соломбале было начато частное судостроение близ Холмогор. На реке Вичуге стали строить суда местные купцы братья Баженины.
Читать: Елагин С. И. Рождение русского флота. Азовский период. 1695 — 1711 гг.
Книга историка русского флота капитана 1-го ранга С.А. Елагина Рождение русского флота. Москва, 2017 впервые была издана в 1864 году. Автор использовал собранный им и систематизированный огромный свод редких документов из российских и зарубежных архивов. Книга знакомит с Воронежским и Азовским периодам истории русского флота. Елагин пишет о причинах, побудивших Петра к строительству военных судов в Воронеже, государственных решениях и указах на этот счёт и о том, как они выполнялись. Автор подробно рассказывает как проходил отвод лесов на корабельное дело, создавались кумпанства, как нанимались зарубежные мастера, оснащался и вооружался флот. В книге много материалов о быте и нравах строителей первого отечественного флота.
Азовский флот.
Адриан Шхонебек. Русский флот под Азовом в 1696 г. (Гравюра).
Неудачный поход к Азову в 1695 г., подтолкнул Петра к строительству военного флота. Сведущие в судостроении люди были собраны со всей России. Под Москвой, в Преображенском, по образцу голландской галеры стали строить части новых судов. По зимнему пути части 22 галер и 4 брандеров перевезли на верфь в Воронеж. На ней уже строились два корабля-галеаса. А ещё в притоках Воронежа строились более полутысячи стругов, морских лодок и плотов.
В конце мая 1696 г. новосозданный флот (один корабль, два брандера, 23 галеры и несколько десятков казачьих лодок) заперли турецкий флот в устье Дона. Лишённый помощи, Азов сдался в июле.
Кумпанства.
Воронеж XVIII века, строительство кораблей (Гравюра).
Постановлением царской думы от 4 ноября 1696 г. было решено, чтобы все владельцы крестьян, светские и духовные, имеющие не менее 100 дворов, строили корабли, соединялись в компании, или как тогда говорили, в кумпанства. Имеющие же меньшее число дворов обязывались вносить на строение кораблей деньгами, по полтине с двора. На купечество налагалась постройка 12 кораблей.
Местом постройки кораблей были избраны берега рек Воронеж и Дон. Из-за границы выписывались корабельные мастера и те судовые материалы и инструменты, которые нельзя было приобрести в России.
Предполагалось выстроить кумпанствами до 90 судов и казною, на собранные полтинные деньги, до 80.
Гибель Азовского флота и его значение для кораблестроения.
Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию».
Активно использовать флот, построенный в Воронеже, было затруднительно. Во многом из-за мелководья, которое не позволяло проводить большие суда. После появления в 1709 г. шведской армии на Украине, адмиралтейские материалы стали отправлять в Тавров, или даже в Азов. Часть судов была разломана. В 1711 г., после неудачного Прутского похода, Азов и земли, завоёванные Россией ранее, пришлось отдать Турции. После утери Азова перестал существовать и Азовский флот.
Азовский флот дорого стоил государству, и неудачи преследовали его. Однако, он дал возможность русским людям приобрести опыт в новом для себя деле, выявил возможные источники средств для постройки флота и способствовал быстрому созданию и развитию флота на Балтике.
Читать: Михайлов М. А. Модели парусных кораблей русского флота.
Книга Михайлова М.А. Модели парусных кораблей русского флота. Москва, 1971 знакомит с устройством двух парусных судов русского флота, построенных в XVIII веке. Одно из них — 64-пушечный корабль «Ингерманланд». Он был заложен на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства и спущен на воду 1 мая 1715 г. Это был один из лучших кораблей своего времени и по своим пропорциям «Ингерманланд» опередил своё время на 70 лет. Архитектура и вооружение корабля были настолько удачны, что корабли этого типа строились с небольшим усовершенствованием в русском флоте на протяжении многих лет.
Михайлов М.А. знакомит с техническими характеристиками «Ингерманланда» и подробно рассказывает как построить настольную модель корабля тем, кому интересно не только читать об истории флота, но заняться его реконструкцией, пусть и в уменьшенном виде.

Балтийский флот.
История Балтийского флота связана с Северной войной. Суда были необходимы для защиты завоёванных побережий и ведения боевых действий на море. В основу Балтийского флота вошли корабли, которые Пётр I купил в Европе и корабли, построенные на верфях Архангельска, Петербурга, на реках Сясь, Луга, Олонка и Свирь. Первоначально закладывались галеры (гребные, по-преимуществу, суда), а затем стали возводиться парусники.
Чертёж эскизного проекта линейного корабля «Выборг».
Суда Балтийского флота, благодаря более выгодным местным условиям, хорошим корабельным мастерам, знанию теории и практики кораблестроения, превосходили по качеству суда Переславской или Азовской флотилий. Для новых кораблей выбирались лучшие иностранные чертежи. Разнообразие судов также было велико: корабли, пинки, гекботы, гукоры, шнявы, галеры, бригантины, яхты и т.д. При портах для различных работ использовали специализированные суда: камели, для проводки кораблей через мелководье; грузовые суда — флейты, каты, гальоты, эвермы и т. д.
Однако, суда Балтийского флота обладали рядом недостатков. Они были не велики в длине, в сравнении с другими размерами; орудия имели малый калибр; высокие бак и ют затрудняли управление парусами; резные украшения, покрывавшие корму, бак и иногда борта, делали суда дороже и усложняли поддержание их в рабочем состоянии. Большой проблемой был слабый корпус, рангоут и такелаж. Из-за военного времени, суда строились быстро. На строительство шёл сырой лес, для такелажа использовалась пенька плохого качества; рангоут ставился без особого выбора.
Но эти недостатки постепенно исправлялись. Любое новшество, появлявшееся на западном флоте, вводилось и в российском. Лучшие из кораблей позднего петровского времени лишь немного уступали судам середины XIX века.
Читать: Тарле Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I.
Основная цель монографии Е.В. Тарле Русский флот и внешняя политика Петра I. Москва, 1949 — выяснить, какую роль сыграл созданный при Петре I русский флот в истории русских внешнеполитических отношений.

Комплектование команд.
Команды первых кораблей комплектовались из солдат и офицеров Преображенского и Семёновского полков и из иностранцев. В период с 1699 по 1706 гг. комплектование стало проводиться на основе рекрутской повинности. Рекрутами становились крестьяне и иные податные сословия. Военная служба являлась пожизненной. В итоге были созданы регулярные вооружённые силы с однородным национальным составом.
На флоте существовала жёсткая воинская дисциплина, которая поддерживалась суровыми наказаниями за провинности.
«Когда кто на карауле спящ обрящется, будет трижды под корабль проволочен и бит от всех людей у мачты».
В первые годы существования флота были созданы военно-учебные заведения для подготовки командных кадров. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа, в 1715 г. в Петербурге — Морская академия. За первую четверть XVIII века было создано около 10 школ готовивших кадры для военно-морского флота. Подготовка национальных кадров позволила отказаться от услуг иностранных специалистов. В январе 1721 г. указом Петра I было запрещено принимать иностранцев на службу в армию и флот. (Правда, после смерти Петра, указ не препятствовал назначать иностранцев на командные посты.)
Обмундирование и продовольствие.
Одежда русских матросов была заимствована у голландцев и состояла из матросской шляпы, фризского бострога (род куртки), коротких широких штанов, чулок и башмаков. Униформа морских офицеров первоначально не была строго регламентирована. Обычно офицеры русского флота носили сначала форму гвардейских полков русской армии. Почти до середины XVIII века их одежда была сшита согласно модным веяниям, а не уставу. За форму офицеры платили из своего жалования, выбирая цвет кафтана и обшивая его галунами по своему вкусу.
Продовольствие для команд доставлялось из губерний, частично изготавливалось на адмиралтейских заводах или поставлялось подрядчиками. Провиант для моряков отличался большим разнообразием, в отличии от берегового. В его состав входило: солёное мясо (говяжье или свиное), рыба, сухари, горох, крупа, масло, соль, уксус, сбитень или пиво и вино.
«На всякого матроса по 2 чарки [вина] или пива вместо них, сухарей, мяса, ветчины, масла, круп, гороху не гнилых и не испорченных, чтоб все было свежее, [иначе] корабельные люди оцынжают или мыт [расстройство желудка] на них найдёт.»
Из письма адмирала К.И. Крюйса адмиралу Ф.
А. Головину
В 1720 г., в связи с принятием новых штатов нижнему чину армии и матросу при службе на берегу, установили хлебное жалованье (2 фунта 40 золотников ржаной муки или 3 фунта хлеба или 1 3/4 фунта сухарей и 24 золотника крупы — всё это на сутки). Пётр I, назначив норму довольствия, решил убедиться в том, «может ли солдат быть сыт этим пайком». В течение месяца он выполнял его обязанности, питаясь только по установленной норме, после чего, полностью «уверился» в сытости пайка.
Читать: Веселаго Ф. Краткая история русского флота.
Книга Краткая история русского флота. Москва, 2011 принадлежит перу известного русского историка военно-морского флота, генерала корпуса флотских штурманов Феодосию Федоровичу Веселаго 1817-1895. Написанная на основе многочисленных архивных и мемуарных источников, книга до сих пор является важным источником для изучения истории русского военно-морского флота. Исследование охватывает период от IX до начал XIX века.

Ф.Ф. Веселаго показывает как развитие флота тесно связано с политической и военной ситуацией и с личной заинтересованностью Петра I во флоте и морских судах. Автор не ограничивается Балтийским флотом, как самой яркой страницей морской летописи России, но показывает как развивались флоты на Чёрном и Каспийском морях.
Морское законодательство.
Первым русским морским уставом были 34 статьи, взятые из голландского устава и представленные капитаном корабля «Орёл» Ботлером. При первом плавании галерного флота Петра I к Азову, он создал 15 статей устава. В 1698 г. появился устав из 64 статей, заимствованных вице-адмиралом Крюйсом из голландского и датского морских уставов. Пётр видоизменил их, и в 1710 году появились «Инструкции и артикулы военному российскому флоту».
По мере развития флота и всего, что с ним связано, в 1715 г. Пётр приказал перевести на русский язык уставы нескольких европейских стран. Эти переводы послужили материалом для написания русского устава. Он был издан в 1720 г. под заглавием «Книга устав морской о всём, что касается доброму управлению в бытность флота в море».
В 1722 г. появился свод административных законов «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся».
Подробно познакомиться с историей зарождения военно-морского флота России в петровскую эпоху, некоторыми типами судов и их техническими характеристиками можно на выставке «….страх неприятелям, польза и оборона государству».
Выставка пройдет в центре открытого доступа к интернет с 6 по 30 октября 2022 года.
За справками обращайтесь в информационно-библиографический отдел. Тел.: 322608; email: [email protected]
История Кронштадта как морского порта, заложенного Петром I.
Проверить свои знания по истории создания военно-морского флота.
Российский Императорский флот в годы Великой войны
Операции на Балтийском море
Материал подготовили
А.М. Тутова, И.В. Можанов, А.С. Рогатнев
Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами – Великобританией и Германией – как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904–1905 гг., не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли.
Командовал русской эскадрой адмирал Н. О. Эссен. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив путем боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла-Удд – так называемая центральная минно-артиллерийская позиция.
Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины. Миннозаградительные операции стали одним из главных видов боевой деятельности русских морских сил на Балтийском море в кампанию 1914 года.
26 августа 1914 г. на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Magdeburg». Попытки спасти корабль закончились неудачей, и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом было поднятие со дна моря секретной сигнальной книги крейсера, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Это позволило России и союзникам по Антанте путем перехвата немецких радиосообщений узнавать о действиях флота противника.
В середине октября на Балтику прорвались две британские подводные лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 г. были достроены четыре новых линкора — «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море.
25 января 1915 г. подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Augsburg» и «Gazelle».
19 июня 1915 г. произошел Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров около острова Готланд. Был потоплен немецкий минный заградитель «Albatros».
8 августа 1915 г. немецкие силы, состоявшие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. Потеряв на минах два тральщика — T-52 и T-58, немцы отказались от попытки прорыва. Минный заградитель «Амур» поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе. Таким образом, русский флот ликвидировал попытки германского флота прорваться в Рижский залив.
12–20 октября 1917 г. произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив.
После подписания Брест-Литовского мирного договора русская армия и флот должны были оставить береговые укрепления получивших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 г. состоялся Ледовый поход главных сил Балтийского флота: чтобы спасти корабли от захвата немцами, их вывели через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.
Операции на Черном море
Русской эскадрой на Черном море командовал адмирал А. А. Эбергард. Война на этом участке фронта началась с вероломного нападения германо-турецкого флота на русские порты. 29 октября 1914 г. противник обстрелял Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В результате внезапного нападения Черноморский флот потерял минный заградитель «Прут», канонерскую лодку «Донец»; эсминец «Лейтенант Пущин» получил серьезные повреждения. Ситуация на Черном море осложнялась наличием у противника двух новейших крейсеров — «Гебен» и «Бреслау». Каждый из этих судов превосходил любой корабль русского флота. Противостоять им в открытом море могла только вся Черноморская эскадра.
5 ноября 1914 г. главные силы Черноморского флота внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось. Бой у мыса Сарыч свелся к поединку русского линкора «Евстафий» с немецким дредноутом «Гебен». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, германские крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти. Влияние «Гебена» было нейтрализовано лишь через год, с вводом в строй русских линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», изменивших соотношение сил в пользу России.
В 1915–1916 гг. русские моряки Черноморского флота успешно справлялись с поставленными задачами. На Черном море немецкие крейсера «Бреслау» и «Берк» подорвались на минах, поставленных русскими минными заградителями.
Вскоре после Октябрьской революции и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому миру между правительством большевиков и Германией главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев.
Подводный флот
В ходе Первой мировой войны появляется новый театр военных действий – подводный.
Первые русские подводные лодки строились на иностранных предприятиях или по зарубежным лицензиям. Еще в 1911 г. по заказу Морского министерства в американской фирме «Холланд» выпускались подводные лодки типа «Акула», считавшиеся самыми мореходными и самыми мощными по вооружению. Часть лодок строилась в России по лицензии США. 15 августа 1915 г. с фирмой «Холланд» был заключен договор на поставку 11-ти подводных лодок для российского флота. Шесть из них предназначались Черноморскому военно-морскому флоту, пять собирались для Балтики.
Несмотря на то, что в Российской империи подводные лодки не получили столь широкого распространения, как в Германии, силы подводного флота России тоже вели успешные боевые действия. Так, 10 августа 1915 г. у западного побережья острова Эзель в Балтийском море подводная лодка «Гепард» (тип «Барс») атаковала немецкий крейсер «Любек» и потопила его.
Одной из наиболее успешных субмарин России была подводная лодка «Тюлень». 11 октября 1916 г. ее экипаж атаковал у пролива Босфор вооруженный пароход «Родосто». На этом пароходе была смешанная германо-турецкая команда во главе с немецким офицером. Подводная лодка «Тюлень» находилась в надводном положении и по техническим причинам не могла погрузиться. Хотя противник имел превосходство в артиллерии, лодка «Тюлень» одержала победу: после того, как в неприятеля попало более десятка снарядов, вызвавших пожар, «Родосто» спустил флаг и под конвоем был доставлен в Севастополь как военный трофей. Всего же подводная лодка «Тюлень» уничтожила, повредила и пленила около 20-ти вражеских судов.
Униформа военно-морского флота Российской империи
В XIX – начале XX вв. наиболее передовой частью вооруженных сил любой страны был военно-морской флот. Основным средством передвижения и перемещения грузов в сухопутной армии начала XX в. оставалась конная тяга. В то же время ВМФ передовых стран мира уже с середины XIX в. широко использовали паровые двигатели. Однако, несмотря на большое количество грамотных специалистов среди офицеров и нижних чинов, флоты противоборствующих сторон к началу Первой мировой войны оставались наиболее ревностными хранителями традиций XIX в. Такое положение дел отражалось даже на внешнем виде военных моряков.
В Российской империи реформа обмундирования, начавшаяся в 1907 г., фактически не затронула военно-морской флот. В августе 1914 г. и на протяжении всей войны офицеры и нижние чины продолжали носить форму, которая была введена еще в начале царствования императора Александра III.
При парадной форме одежды офицеры флотских экипажей и команд носили черный суконный двубортный мундир с позолоченными пуговицами и эполетами. На воротнике и обшлагах позолоченной нитью выполнялось шитье в виде стилизованных якорей и переплетенных канатов. Обязательным было ношение шляпы. Строевая парадная форма разрешала ношение фуражки с черной или белой тульей и белыми выпушками. При обыкновенной строевой форме вместо эполет носились погоны с черными выпушками и просветами (у Гвардейского экипажа выпушки и просветы были красными). Брюки офицеры носили черные суконные при всех формах, лишь при летней нестроевой – белые полотняные. Кроме собственно мундира в гардеробе офицера в обязательном порядке находились: сюртук, белый полотняный китель, пальто и плащ-пальто. Мичманы носили светло-синие кители. Старшие офицеры могли носить укороченные пальто, а все офицеры вне строя – светло-серые шинели с пелериной.
Нижние чины носили черные суконные двубортные мундиры, черные же брюки и матросские шапки-бескозырки, на лентах которых писалось название корабля, наименование или номер флотского экипажа. Погоны и галун на обшлагах рукавов указывали чин унтер-офицеров. На рукавах мундиров были нашивки, которые указывали специальность матроса – машинист, сигнальщик, минер и т. п. В теплое время года нижние чины носили белые полотняные робы и брюки.
ВМФ России стягивает военные корабли из Черного моря в порт после атак
ВМФ России стягивает военные корабли из Черного моря в порт после атак — Новости USNI«,»sameAs»:[]}]}
Главная » Бюджетная промышленность » ВМФ России выводит военные корабли из Черного моря в порт после атак
Автор: H I Sutton
Фотоиллюстрация Х. И. Саттона для USNI News
Российский флот по-прежнему превосходит украинский в численности и вооружении в северной части Черного моря. Несмотря на господство на бумаге, ВМФ России отстал после нескольких успешных атак малочисленных украинских сил.
Атака 29 октября на Севастополь, в ходе которой беспилотные летательные аппараты без экипажа атаковали Черноморский флот России, по-видимому, еще больше загнала их в скорлупу их военно-морских баз. Оба их фрегата класса «Адмирал Григорович», самые большие и боеспособные корабли после гибели крейсера типа «Слава» РТС 9.0023 Москва (121), в основном были в порту. Один из них, черноморский флагман
Усиленная оборона после сентябрьского обнаружения вероятного украинского беспилотного надводного корабля возле Севастополя, похоже, не увенчалась успехом. Во время крупной атаки 29 октября несколько USV проникли в гавань. Опубликованные кадры с дрона показывают, как они действуют вблизи причалов военных кораблей глубоко внутри базы. Российские сообщения о том, что беспилотники достигли бухты Южная, предполагают, что они приблизились к подводным лодкам. По данным USNI News, в то время там находилась единственная подводная лодка класса Kilo.
Судя по спутниковым снимкам, плавучие боновые заграждения вокруг главного причала военных кораблей были перетянуты перед линией военных кораблей. На заправочных пирсах, расположенных глубже в гавани, также развернуты плавучие боновые заграждения. Использование этих боновых заграждений по-прежнему носит прерывистый характер, но русские развертывают их чаще, чем раньше.
Российская подводная лодка класса «Кило» «Краснодар» покидает Черное море 14 марта 2019 года. Cem Devrim Yaylalı Фотография использована с разрешения
Изменения в схемах эксплуатации не ограничиваются фрегатами. В некоторых районах прибрежного патрулирования, которые до сих пор находились в ведении Федеральной службы безопасности или ФСБ, теперь, по всей видимости, находятся корабли ВМФ России. По словам корабельных корректировщиков, ракетные корветы патрулировали там, где раньше патрулировали более легкие сторожевые корабли ФСБ.0003
Севастополь был главной базой ВМФ России во время войны и домом для большей части Черноморского флота, его штаба и его флагмана. Хотя это все еще так, активы также переместились в Новороссийск. Эта база, которая была расширена и усовершенствована в последние годы, была хабом для кораблей, не принадлежащих Черноморскому флоту, которые были введены в рамках подготовки к вторжению. Четыре усовершенствованные подводные лодки класса «Кило» Черноморского флота все чаще можно увидеть там, а не в Севастополе. Но Новороссийск находится гораздо дальше от событий, а Севастополь остается центром.
Трудно оценить, как долго продлится состояние повышенной готовности в Севастополе после теракта 29 октября. Российский флот до сих пор медленно адаптировался и действовал непрерывно с начала вторжения в Украину.
В первые месяцы войны Севастополь казался недосягаемым для малочисленного украинского флота, но российские силы приняли некоторые оборонительные меры. Русские разместили боевых дельфинов у входа в гавань для защиты от украинских дайверов и усилили противовоздушную оборону. Но в целом база выглядела нормально, почти благодушно. Ценные боевые корабли, в том числе Москва , продолжали использовать свои причалы мирного времени. И стрела у входа в гавань была в основном открыта.
Х.И. Саттон Иллюстрация для USNI News
Ситуация изменилась летом, и особенно после сентябрьского открытия НКА под Севастополем. Это было нечто среднее между каноэ и водным мотоциклом, и оно было вооружено взрывчаткой.
Тот факт, что USV смог добраться до Севастополя, по-видимому, незамеченным, стал тревожным звонком для ВМФ России. Дэмиен Саймон, независимый оборонный аналитик, отметил, что стрела на входе в гавань, обычно открытая, внезапно закрылась. А в конце сентября русские устроили новый бон вдоль основных причалов боевых кораблей. Эта сеть, направленная против подводных угроз, защищает ряд боевых кораблей от атаки с фланга. Он также может расширяться, чтобы прикрывать переднюю часть ряда военных кораблей.
На какое-то время количество загонов для дельфинов у входа в гавань увеличилось с двух до трех. Они не защищают от USV, но будут удерживать украинских водолазов от попыток диверсий. Это увеличение может быть связано с ротацией животных или увеличением их патрулирования.
Ключевые слова статьи: Черное море, программа морских млекопитающих ВМФ, ВМФ России, Севастополь
Категории: Бюджетная промышленность, Иностранные силы, Новости и анализ, Россия
«Массовая» атака беспилотников на черный морской флот — Россия
Опубликовано
000Z»> 29 октября
Связанные темы
- Russia -ukraine War
66. Изображение. Изображение. Изображение. Флот у входа в портовый город Севастополь в 2014 году
Хьюго Бачега в Киеве и Джеймс Грегори в Лондоне
BBC News
Украина нанесла «массированный» удар беспилотниками по Черноморскому флоту в крымском портовом городе Севастополь, повредив один военный корабль, сообщает Россия.
Было использовано девять дронов, сказал высокопоставленный чиновник. Украина не прокомментировала.
Не предоставив доказательств, Россия обвинила британские войска в причастности к субботнему нападению и взрыву газопроводов в прошлом месяце.
В своем ответе Министерство обороны Великобритании (МО) заявило, что Россия «торгует ложными заявлениями эпического масштаба».
Россия заявила, что корабли, подвергшиеся субботнему нападению, участвовали в заключенной при международном посредничестве сделке по разрешению экспорта зерна из украинских портов, и через несколько часов объявила о приостановке своего участия в ней.
Атака произошла, когда украинские войска успешно отвоевали территорию, оккупированную российскими войсками с момента начала вторжения 24 февраля.
В ответ Россия начала крупномасштабные атаки на украинскую инфраструктуру, в частности, на энергосистему страны.
Крым был аннексирован Россией у Украины в 2014 году и является крайне символичным для президента России Владимира Путина.
В последние недели на полуострове произошло несколько атак, где российская армия увеличила свое присутствие.
Севастополь — крупнейший город региона, в котором базируется Черноморский флот России.
Михаил Развожаев, назначенный русскими губернатор города, сказал, что российский флот отразил последнюю атаку — «самую массированную» атаку на город с февраля.
Он сказал, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) были сбиты, никакой «гражданской инфраструктуры» не пострадало.
Минимум одно судно получило незначительные повреждения, сообщили в Минобороны России.
«В ходе отражения теракта на внешнем рейде г. Севастополя применением средств морского оружия и морской авиации Черноморского флота уничтожено четыре морских беспилотных аппарата, еще три аппарата уничтожены на внутреннем рейде», — говорится в сообщении. из министерства читать.
Правительство Украины редко комментирует заявления российских властей в Крыму, хотя высокопоставленные чиновники часто отмечают инциденты на полуострове.
- Кто выигрывает войну в Украине?
- Какое оружие поставляется в Украину?
Украина пообещала вернуть себе всю территорию, которая находится под российской оккупацией, включая Крым, который был ключевой базой для сил президента Путина во время вторжения в Украину.
Не предоставив никаких доказательств, Минобороны России также обвинило специалистов британского флота в том, что они помогали украинским силам готовить атаку в субботу утром.
В нем также говорится, что это же подразделение «причастно к планированию, организации и осуществлению теракта в Балтийском море 26 сентября этого года с целью подрыва газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2».
В своем ответе Минобороны сообщило: «Чтобы отвлечь внимание от своей катастрофической борьбы с незаконным вторжением в Украину, Министерство обороны России прибегает к лживым заявлениям эпических масштабов».
внутри российского правительства, чем на Западе».0003
В последние дни Россия занимается тем, что официальные лица США и Украины называют дезинформационной кампанией, с необоснованными заявлениями о том, что Киев готовится использовать радиоактивную грязную бомбу или даже биологических комаров.
Россия также заявила, что корабли, на которые напали в субботу утром, были задействованы в обеспечении «зернового коридора» в рамках международной инициативы по вывозу сельхозпродукции из украинских портов.
Соглашение, заключенное при посредничестве ООН и Турции, позволило Украине возобновить экспорт зерна из Черного моря, который был заблокирован, когда Россия вторглась в страну. Он был лично согласован генеральным секретарем ООН и отмечен как крупная дипломатическая победа, которая помогла ослабить глобальный продовольственный кризис.