Русские скифы: Русские — скифы? • Arzamas

Русские — скифы? • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсГреческий проект Екатерины ВеликойЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

Подготовил Кирилл Головастиков

Гравюра из сборника «Народы России». Карл Решберг. Издательство D. Colas. 1812–1813 годы © Bibliothèque nationale de France

1. Екатерина II

Императрица основала не только идеологию культурной преемственности России и Греции, но и мифологию «русские — скифы». Это древнее племя в официальной историографии того времени почиталось одним из прародителей славян. В вышедших в 1787 году «Записках касательно российской истории» Екатерина описывает быт скифских племен с проекцией на выстраиваемую ею в те же годы концепцию русского национального характера:

«Дария, царя персидского, они со стыдом прогнали. Кир со всею армией против скифов удачи не имел. <…> Римлянам скифы никогда покорны не были. Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз. <…> Северные скифы одного языка со славянами. <…> У них были самовластные государи. Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими. Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатством, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду.

Были всегда на коне, оружие — лучшее их щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво, письменного закона не имея, пороки наказывали строго. Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов. <…> Жены езжали с мужами на войну».

2. Барклай

«Скифская» мифология сыграла особую роль в Отечественной войне 1812 года. Некоторые элементы стратегии российского командования — отступление вглубь страны, уничтожение припасов, партизанские набеги на противника — названы «скифским планом» в честь войны скифов против персидского царя Дария. Считается, что впервые концепцию «скифской войны» военачальник Барклай-де-Толли высказал в беседе с историком античности, знатоком Геродота Бартольдом Георгом Нибуром:

«Если бы мне пришлось действовать против Наполеона, я вел бы отступательную борьбу, увлек бы грозную французскую армию в сердце России, даже на Москву, истощил бы и расстроил ее и, наконец, воспользовавшись суровым климатом, заставил бы Наполеона на берегах Волги найти вторую Полтаву».

В 1810 году Барклай, уже военный министр, представил Александру I записку «О защите западных пределов России», в которой развил те же идеи ведения войны — отступать, «оставив неприятелю, удаляющемуся от своих магазинов, все места опустошенные, без хлеба, скота и средств к доставлению перевозкою жизненных припасов», а затем перейти в наступление на истощенного врага.

Распространено мнение, что сравнение русских воинов со скифами — позднейшее осмысление стратегии Барклая. «О „скифском плане“ стали говорить уже на досуге, когда не только война 1812 года окончилась, но когда уже и войны 1813–1815 годов давно отошли в область прошлого», — писал историк Евгений Тарле, отдавая право создания мифа самому французскому императору:

«Наполеон, очень бледный, но уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. „Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!“ — воскликнул он. Затем добавил: „Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!“»

Однако на деле и русскому обществу аналогия была очевидна. Так, уже в начале 1813 года сотрудник Барклая военный историк, полковник П. А. Чуйкевич, издает брошюру о войне, в которой прямо пишет, что Наполеон «забыл историю храбрых скифов, гибель Кира, постыдное бегство Дария, отступление Александра Македонского».

3. Блок

Спустя столетие наиболее отчетливо параллель «русские — скифы» сформулировал Александр Блок:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Свое знаменитое стихотворение Блок написал в 1918 году, в мыслях о войне, точнее, о провале раунда советско-германских мирных переговоров
в Брест-Литовске. В тексте отразилось разочарование не только в немцах, но и в союзниках по Первой мировой — в европейской цивилизации. Запад — мир цивилизации, рационализма, рассудка, неспособного на губительные и творческие страсти, — противопоставлен России, царству культуры первозданно дикой, но яркой, героической:

О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..

Русские у Блока оказываются способны соединить великие завоевания «премудрой» Европы с пламенной героикой скифства и стать барьером между западной цивилизацией и стихией анархии, уничтожения: 

Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Предательство европейцев по отношению к русским — скифам обратится, по мнению Блока, прежде всего против самой Европы:

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Писатель Андрей Синявский заметил, что в последней из процитированных строф Блок пишет, «вуалируя наглую рифму поэтической инверсией»  Читатель может сам предположить, какой рифмой бы заканчивалась строфа, если бы вторая строка была без инверсии: «Перед пригожею Европой». .  

Источники

  • Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…

    М., 2004.

  • Минц З. Г. Александр Блок. История русской литературы. Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917).

    Л., 1983.

  • Тартаковский А. Г. Неразгаданный Барклай: легенды и быль 1812 года.

    М., 1996.

Теги

Мифы
XVIII век
Война
Поэзия
Серебряный век

ГусьгусьКандидат игрушечных наук

В чем сходство между поролоном и шоколадом? Почему поролон — уникальный по своим свойствам материал? И как в этом помогают разобраться миксер и стакан сливок? В четвертом эпизоде нового детского подкаста химик Иван Сорокин рассказывает про игры и игрушки, сделанные из пенополиуретана — вспененной пластмассы

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

16 минут

1/4

Русские как греки

Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II

Читает Андрей Зорин

Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II

10 минут

2/4

Поэзия на службе русской экспансии

Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским

Читает Андрей Зорин

Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским

14 минут

3/4

Истоки крымского мифа

Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи

Читает Андрей Зорин

Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи

11 минут

4/4

Русская античность под крымским солнцем

Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней

Читает Андрей Зорин

Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней

Материалы

Насколько вы идеологически верны Греческому проекту?

Тест на усвоение курса Андрея Зорина

Андрей Зорин: «Самое главное — зачем люди читают и как реагируют на прочитанное»

Бестселлеры XVIII века

Чем зачитывалась Европа три столетия назад

Несостоявшийся Славянск

Как Екатерина II собиралась породнить античный Херсонес с древним Новгородом

Любовный словарь Екатерины и Потемкина

Мамурка, Гришифушечка и другие нежные прозвища

Таганрог — это Спарта

Почему Потемкин хотел назвать азовский город в честь древнегреческого

Как русских готовили к завоеванию Константинополя

От Ивана IV до Екатерины II

Где в Крыму найти Древнюю Грецию

Карта: шесть античных поселений на полуострове

Политическая опера Екатерины Великой

Музыкальная пропаганда Греческого проекта

Екатерина II за независимость Крыма

Чего хотел канцлер Воронцов в докладе «О Малой Татарии»

Вольтер против турок

«Мадам, убивая турок, Ваше Императорское Величество продлевает мои дни»

Очередность подписи как фактор большой политики

Как Россия потребовала равенства с Австрией

План передела Европы в письме Екатерины

Изложение концепции Греческого проекта

Россия — владелица греческих островов

История политического эксперимента Орлова-Чесменского в Эгейском море

Потемкин — повар

Как светлейший князь чуть не отравил глав двух империй

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Греческое фиаско Александра I

Как внук Екатерины продолжил Греческий проект

Потемкин — соперник Петра Великого

Как фаворит Екатерины втянул Россию в цивилизационный спор

Как Россия дважды отказалась покорять Стамбул

Почему Николай I не стал повторять подвиг вещего Олега

Приключения англичанки в Крыму

Казачья кухня, ханский гарем, хрен толщиной с ногу и другие достопримечательности

Какие подарки делала Екатерина II

Левая перчатка, стальная кровать, деревня Завидовка и не только

1783 год в истории

Чем жили французы и японцы, исландцы и американцы, пока русские присоединяли Крым

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Русские и другие народы, которые являются прямыми потомками скифов

Русская семерка

Представители многих современных народов хотят называть себя потомками скифов. Легендарное ираноязычное племя, жившее в Северном Причерноморье с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры, создало обширную империю. Эти люди оставили немало памятников уникальной культуры, одно только скифское золото чего стоит. Однако, несмотря на все свое могущество, данный этнос давно канул в небытие. И все же, он не мог исчезнуть бесследно. Какие же народы являются продолжателями наследия древних скифов?

© Русская семерка

Осетины

Видео дня

Ученые называют сарматов, саков и массагетов близкими родственниками скифов. Но все они также исчезли в глубине веков, как и аланы – ираноязычные племена, которые имеют скифо-сарматское происхождение. Впрочем, и сейчас есть люди, предками которых были эти самые аланы. Речь идет об осетинах.

В конце IV века на территории Северного Кавказа союз местных племен основал феодальное государство, которое просуществовало до монгольского нашествия, случившегося в XIII веке. Эта горная страна называлась Алания. Войска ордынцев вынудили многих ее жителей бежать в Закавказье. Осетины являются их прямыми потомками, этот факт доказан многими научными исследованиями.

Так, изучив язык горцев, известный французский лингвист Жорж Дюмезиль (1898–1986 гг.) пришел к однозначному выводу, что наследие скифов не исчезло бесследно, оно перешло к осетинам через их предков аланов.

В 1995 году название республики, в которой проживают потомки легендарных воинов, было подкорректировано. Сейчас это Северная Осетия – Алания.

В современной Венгрии живет небольшой народ – ясы. В XIII веке, спасаясь от ордынского нашествия, одно аланское племя перебралось на побережье Дуная. Сейчас историческая область, где поселилась эта группа людей, называется Ясшаг, а их город – Ясберень.

К сожалению, ясы практически ассимилированы венграми, они начали утрачивать свой язык еще в XVII веке. Однако некоторые представители этого народа пытаются возродить исконные традиции и обычаи: проводят фестивали ясской культуры, налаживают связи с родственными им осетинами.

И хотя устный язык малочисленной народности не сохранился до наших дней, имеющиеся в распоряжении ученых записи ясских слов наглядно подтверждают их практически полное совпадение с речью осетин. Сходство настолько явное, что лингвисты говорят о двух диалектах одного языка.

Ингуши

Хотя происхождение осетин от аланов является научно доказанным фактом, ингуши оспаривают у соседей право называться единственными потомками древних воинов. Дело в том, что территория Алании в эпоху ее расцвета простиралась на многие республики Северного Кавказа. И это был союз племен, так что на родство с аланами могут претендовать не только осетины.

Желая подчеркнуть историческую преемственность, в 1998 году ингуши назвали новую столицу своей республики в честь главного города Алании – Магас. Местные историки утверждают, что корни их народа восходят к легендарным воинам. А построенной в 2015 году въездной арке в Магас ингушские власти не случайно дали наименование «Аланские ворота».

Карачаево-балкарцы

Несмотря на то, что карачаевцы и балкарцы живут в разных республиках Северного Кавказа, эти народы настолько родственны, что многие исследователи причисляют их к единому этносу. Тем более что они говорят на одном языке. И хотя лингвисты называют его карачаево-балкарским, сами носители всегда именовали свой язык аланским. Разумеется, они также претендуют на право называться наследниками древнего народа, как и ингуши.

Карачаево-балкарцы не могут воспользоваться политическими методами, чтобы официально закрепить за собой статус потомков легендарных аланов, поскольку не живут в мононациональных республиках. Но сами себя они считают продолжателями древнего наследия.

Известный карачаево-балкарский языковед Умар Алиев (1911-1972 гг.), проведя исследования родного языка, в 1959 году прямо заявил об его аланском происхождении.

Алтайцы

Как известно, жители Скифии не были однородным племенем. Население Крыма, например, называли царскими скифами, на европейской части огромной империи жили, в основном, земледельцы, а восточные представители древнего этноса занимались кочевым животноводством. На Алтае найдено много курганов и захоронений, где были погребены знатные скифы. Поэтому жителей этих мест также принято считать потомками легендарного народа.

В 1865 году при раскопках Катандинского и Берельского курганов, расположенных на Горном Алтае, впервые была обнаружена так называемая пазырыкская культура, однозначно имевшая отношение к раннескифской усть-куюмской группе племен.

Согласно выводам историков, пазырыкцы (название условное – в честь урочища Пазырык, где проходили раскопки) жили в VI-III веках до нашей эры на Алтае, в Южной Сибири, Северном Казахстане и Монголии. В чертах этих кочевников-скотоводов антропологи обнаружили влияние двух рас – европеоидной и монголоидной. Можно сказать, что это был смешанный народ, к этногенезу которого имели отношение и скифы.

Русские

Большинство ученых считают версию о скифском происхождении русского народа весьма спорной. Однако некоторые исследователи уверены, что представители древнего этноса, жившие в европейской части огромной империи и занимавшиеся земледелием, могли в какой-то период своей истории смешаться со славянами.

Например, в своей книге «Геродотова Скифия» известный археолог Борис Рыбаков (1908-2001 гг.) изложил версию, что длительная географическая близость скифов и славян должна была сказаться на этногенезе русского народа.

Интересно, что некоторые византийские летописцы порой называют скифами представителей племени русов. Возможно, в силу географической близости или исторической преемственности двух этих народов.

Казаки

Академик Иван Забелин (1820-1908 гг.) считал казаков потомками скифов. С его мнением согласны и некоторые другие историки. Они полагают, что казаки произошли от древнего населения донских и кубанских степей – скифов, сарматов, массагетов и хазар.

К такому выводу ученые пришли после исследования останков древнего города, располагавшегося в устье Дона. Танаис – так античные авторы называли это поселение, существовавшее с III века до нашей эры по V век нашей эры. Город был построен скифами, скорее всего, ведь именно они жили в донских степях в ту эпоху. Вероятно, именно танаитцы были одними из предков современных казаков, наряду со славянами.

Украинцы

Некоторые ученые считают, что украинцы – потомки скифов. Об этом заявила, например, известный антрополог Татьяна Алексеева (1928-2007 гг.) в своей работе «Этногенез восточных славян по данным антропологии». Она основывалась на исследовании так называемой черняховской культуры, существовавшей на территории Украины, Румынии и Молдавии во II-IV веках.

Археологические раскопки у селя Черняхов Киевской области начались в 1900 году. Большинство ученых считают, что древние жители Украины были потомками ираноязычных скифов и сарматов, смешавшихся с представителями племени антов – предков славян. Именно черняховцев археологи и антропологи называют прародителями полян, от которых и произошли современные украинцы. Различные источники причисляют к потомкам скифов множество народов. Восточная ветвь этого племени могла участвовать в этногенезе киргизов, казахов, хакасов, а в родстве с западными скифами подозревают венгров, сербов, албанцев, румын и молдаван.

Другое, Иван Забелин, Татьяна Алексеева

Русская семерка: главные новости

  • Что не так было с Матерью Терезой

  • «Коба, у меня ничего нет»: что значила записка Крупской Сталину

  • Каким был Сталин в быту

«Скифское золото лежит в основе войны за идентичность России»

Один культурный инцидент прошлого года, произошедший на фоне развернувшейся политической и гуманитарной трагедии российско-украинской войны, привлек большое международное внимание: вывоз скифских археологических артефактов из Краеведческого музея в Мелитополе. 27 мая г. The Guardian сообщил, что среди скифских предметов, награбленных русскими оккупантами, была золотая пектораль, «звезда коллекции скифского золота [музея]». К счастью, рассказ оказался неточным: пектораль не сняли, потому что в Мелитопольском музее ее никогда не было. Входит в коллекцию Национального музея исторических сокровищ в Киеве.

Но хотя пектораль осталась цела, история с разграблением Мелитопольского музея имела все признаки триллера. Хранители музея спрятали свое скифское золото, но их выдал коллаборационист, который привел оккупантов к секретному месту. Российские СМИ обвинили кураторов в краже и выдвинули конспирологическую версию о том, что золото из Мелитополя предназначалось для страны Евросоюза.

Крымская связь

Но увлечение судьбой скифского золота из украинских коллекций предшествует российской агрессии против Украины. Российская Федерация сделала публичные претензии на скифские археологические объекты после аннексии Крыма в 2014 году. Незадолго до этого Украина отправила золотые артефакты из коллекций крымских музеев на выставку в музей Алларда Пирсона в Амстердаме. Объекты застряли там, и длительная юридическая борьба за их возвращение в Украину вызвала широкое освещение в прессе. Окончательное решение голландского апелляционного суда вернуть все экспонаты Украине вызвало бурный резонанс в России. Российские газеты обвиняли Нидерланды в мародерстве, сравнимом с преступлениями Наполеона и Гитлера. Экс-член Госсовета Крыма Сергей Шувайников в октябре 2021 года даже потребовал организовать спецоперацию по принудительному возвращению артефактов.

Но что стоит за этой зацикленностью на скифском наследии? Тут два аспекта: во-первых, все, что касалось Крыма, надо было яростно защищать как неотъемлемую российскую собственность. Во-вторых, часть путинских идеологов решила, что современные русские являются не чем иным, как потомками древних скифов, пришедших с Востока.

Когда-то скифские артефакты были символом разрядки натянутых отношений между Россией и Западом. Выставка 1975 года Из земель скифов год, организованный Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, положил начало музейным обменам с Советским Союзом. Метрополитен отправил 100 шедевров из своей коллекции в СССР, чтобы обеспечить взаимные кредиты золотых артефактов из Эрмитажа и Киевского национального музея исторических драгоценностей. Шоу стало самой посещаемой выставкой в ​​истории музея Метрополитен.

Но сегодня скифские артефакты стали символом войны идентичностей. Попытки русских претендовать на наследство от древних скифов относятся к 18 веку. Екатерина Великая, пытавшаяся установить корни русского народа, размышляла, что скифы могли быть праотцами славянских племен. Фантастические представления о скифском происхождении русских бытовали в XIX в.век. Однако особую популярность воинствующие кочевники приобрели в начале ХХ века, когда российская интеллигенция попыталась противопоставить себя «декадентскому» Западу. За это время скифы прочно разбили свои шатры в русской политической мысли и поэзии. Поэты воспевали воинов-степняков, создававших буфер между коварным Западом и восточными полчищами.

Идеологи Путина стряхнули пыль и использовали всю эту забытую историческую безделушку. Одним из видимых признаков этой грандиозной идеологической переработки является желание «быть скифом», проявляющееся в попытках присвоить себе настоящие археологические объекты из украинских музеев и провозгласить Россию правопреемницей древних кочевников. Отколовшаяся от правого евразийского движения Александра Дугина группа выбрала название «Новые скифы».

За семнадцать дней до вторжения России в Украину Дмитрий Рогозин, российский политик, близкий к Владимиру Путину, выпустил видео, на котором он читает стихотворение 1918 года «Скифы» («Да, мы скифы, листья азиатского дерева») Русский символист Александр Блок. Многие восприняли это как отвратительное надругательство над русской культурой, но это было предупреждением о грядущей войне.

• Константин Акиньша — искусствовед и куратор, а также член учредительного совета британского проекта Avant-garde Art Research Project 9.0004

НаследиеРусско-украинская войнаУкраинаРоссияУкраинаСкифы

Кем были древние скифы?

Если вы не являетесь поклонником серии комиксов (и фильма Netflix) «Старая гвардия», возможно, вы никогда раньше не слышали о скифах, но есть вероятность, что вы видели некоторые аспекты их влияния на протяжении долгого времени. лет истории человечества.

Считается, что они произошли из древнего Ирана около 900 г. до н.э., распространившись из Средней Азии на территории современной Украины и части России. Они были грозной силой в этой части мира почти тысячу лет.

Хотя археологи и антропологи признают скифов отдельной группой, исследователи выявили не менее двух десятков племен, разделявших аспекты скифской культуры и иногда называемых таковыми. По мере того, как кочевые группы распространялись по обширной территории, древние скифские племена были этнически разнообразны, но имели некоторые ключевые сходства, особенно когда речь шла об их предпочтительном оружии, использовании лошадей и формах искусства. Вот что мы о них знаем.

Скифы имели устрашающую репутацию

(Источник: Sammy33/Shutterstock)

Греки не были слабаками, когда дело доходило до боя, но даже они были напуганы этими племенами. Великий Геродот много писал о них в своих «Историях», и слава богу, потому что они не оставили собственных письменных записей. Геродот отмечал, что «никто, напавший [на скифов], не может убежать, и никто не может поймать их, если они не хотят, чтобы их нашли».

Как кочевники, у них не было настоящих городов, которые можно было бы осаждать — Геродот считал, что это делало их особенно сложным народом для нападения и покорения. Это также сделало их очень желанными бойцами на вашей стороне, и исторические записи свидетельствуют о том, что древние скифские наемники иногда нанимались в греческие города.

Также известно, что они поклонялись некоторым греческим богам, особенно Аресу, богу войны, и приносили в жертву Аресу некоторых захваченных в битве людей. Они были буквально кровожадны. «Скиф пьет кровь первого человека, которого он низверг», — отмечал Геродот, в чьих трудах также подробно рассказывается о том, как скифские воины переделывали тела своих врагов, в том числе превращали их черепа в чаши для питья. Ваше здоровье!


Подробнее: 5 культур свирепых воинов


Лошади имели для них большое значение

Реконструкция скифского конского убранства и сбруи. (Фото: Чолпан/Shutterstock)

Скифы были такими грозными не только потому, что они были великими воинами, но и потому, что они были великими воинами верхом. Если это звучит знакомо поклонникам «Игры престолов», то на то есть веская причина: на создание вымышленных дотракийских владык лошадей вдохновили реальные древние племена скифских регионов.

В то время как они могли и действительно прорезали кровавую полосу через своих врагов в рукопашных ситуациях, как кавалерия, они были абсолютным ужасом. Их тактика «бей и беги» по пехоте и неподвижным позициям была разрушительной.


Подробнее: Древняя ДНК проливает свет на историю лошадей в Америке


Но лошади были для них больше, чем просто транспортными средствами войны; они были неотъемлемой частью их кочевого образа жизни, обеспечивая максимальную мобильность. Они держали огромные табуны лошадей, а сами животные были символами как статуса, так и богатства.

Лошади регулярно изображаются в сохранившемся скифском искусстве, и они считались необходимыми для путешествия в загробный мир: скифские могилы часто включают тела нескольких лошадей (полностью снаряженных для битвы), которые были принесены в жертву и помещены вместе с телом их хозяина. Какой бы ужасной ни была судьба благородных скакунов, такие открытия принесли массу информации об этих древних воинах.

Древние скифы были непобедимыми лучниками

(Фото: KLYONA/Shutterstock)

До появления личного огнестрельного оружия лук (и стрелы) был самым смертоносным оружием дальнего боя, которым мог владеть отдельный воин, особенно верхом на лошади. И никакая древняя конница не могла так владеть луками, как скифы.

Их предпочтительным оружием был ранний составной лук, сделанный не только из одного длинного куска дерева, но и из нескольких компонентов, включая дерево, рог и сухожилия, скрепленных клеем. Более того, это были рекурсивные луки, которые были короче и легче традиционных луков, но при этом невероятно мощные — именно то оружие, которое вам понадобится, если вы стреляете с лошади на галопе.

И стреляли. Археологические записи — и тела их врагов — полны скифских стрел. Одним из наиболее эффективных аспектов их боевой тактики была способность обрушивать на противников настоящие грады стрел.

В этом деле скифским лучникам помогал ключевой аксессуар: комбинация лука и колчана, известная как горитос, которую носили на ноге и вмещали сотни стрел. Как будто этого было недостаточно, скифы, как известно, отравляли свои стрелы — просто чтобы показать, насколько они смертоносны.


Подробнее: Амазонки-воительницы Древней Скифии


Декоративное искусство имело значение для скифов

Древнее золотое нагрудное ожерелье, изображающее скифскую жизнь. (Фото: Андреас Волохов/Shutterstock)

Несмотря на то, что жестокость в бою принесла им репутацию кровожадных варваров, на самом деле скифы были очень изощренными и искусными в декоративном искусстве. На протяжении столетий охотники за сокровищами и археологи одинаково впечатлялись богатством и детализацией скифских артефактов, особенно драгоценностей, украшенного оружия и доспехов и многого другого. Скифам также нравилась декоративная верхняя одежда. При раскопках курганов обнаружены сохранившиеся предметы одежды со следами вышивки, аппликаций и других техник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *