Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила» (А. С. Пушкин)
Автор Владислав Тараненко На чтение 14 мин Просмотров 264 Обновлено
Гостям сайта любого возраста будет полезно и интересно читать краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила» – одного из самых популярных произведений А. С. Пушкина. Использовав несколько фольклорных сюжетов и полулегендарных фактов из русской истории, великий поэт создал чудесную оригинальную сказку, вошедшую в золотой фонд отечественной литературы.
Содержание
- Главные герои
- Краткое содержание
- Посвящение
- Песнь первая
- Песнь вторая
- Песнь третия
- Песнь четвертая
- Песнь пятая
- Песнь шестая
- Эпилог
Главные герои
Руслан – молодой дружинник великого князя Владимира; могучий и храбрый витязь, жених Людмилы.
Людмила – семнадцатилетняя дочь Владимира.
Черномор – коварный и жестокий колдун; уродливый карлик с очень длинной седой бородой, в которой заключается его сила.
Рогдай – дружинник-киевлянин; завидующий славе и счастью Руслана и мечтающий убить его.
Фарлаф – трусливый и хвастливый дружинник.
Ратмир – хазарский хан, поступивший на службу к Владимиру.
Финн – добрый колдун-отшельник.
Наина – злая и мстительная колдунья.
Краткое содержание
Посвящение
Автор посвящает свое произведение прекрасным читательницам и надеется, что оно доставит им удовольствие.
Волшебную страну Лукоморье населяет множество сказочных персонажей: ученый кот, русалки, дядька Черномор и тридцать три богатыря, Кащей, Баба-Яга и многие другие. Все они созданы богатой фантазией русского народа.
Автор часто «посещает» чудесную страну и слушает «кота ученого». От него он узнал и эту увлекательную историю.
Песнь первая
Давным-давно знаменитый князь Владимир Красное Солнышко устроил роскошный пир в честь свадьбы своей дочери Людмилы с Русланом. На торжество было приглашено множество гостей.
Во время застолья с жениха и невесты не спускали глаз три соперника Руслана: киевлянин Рогдай, хазарский хан Ратмир и Фарлаф. Первые двое были отважными и смелыми воинами. Фарлаф славился «победами» на пирах и гулянках.
Руслан не принимал участия во всеобщем веселье. Он с нетерпением ждал момента, когда сможет уединиться с молодой женой.
Около полуночи новобрачных отвели в спальню. Руслан уже предвкушал долгожданное блаженство, как вдруг раздался гром, а за ним – непонятный страшный голос.
Руслан почувствовал какое-то движение в воздухе, а затем с ужасом обнаружил, что Людмила бесследно исчезла.
Великий князь Владимир, узнав об исчезновении любимой дочери, сильно разгневался. Всю вину за это он возложил на Руслана, который «потерял» жену прямо на брачном ложе.
Владимир обратился к своим приближенным с просьбой разыскать Людмилу. Спаситель девушки возьмет ее в жены (взамен незадачливого Руслана) и получит в награду половину владений Великого князя.
Первым, естественно, откликнулся на этот призыв сам Руслан. Вслед за ним вызвались отправиться на поиски три его соперника, решившие использовать удачный шанс. Четыре воина оседлали коней и пустились в путь.
Какое-то время соперники ехали вместе. Фарлаф, как обычно, безудержно похвалялся своей храбростью. Уверенный в своих силах Ратмир не сомневался, что именно он спасет Людмилу. Ревнивый Рогдай мрачно посматривал на Руслана.
Добравшись к ночи до распутья, воины разделились и продолжили путь по разным дорогам.
Печальный Руслан, оставшись один, с тоской вспоминал о непонятном исчезновении возлюбленной и корил себя в этом. Витязь увидел перед собой пещеру, в глубине которой горел свет. Войдя в нее, Руслан встретил седого старика.
Старец сказал, что уже давно ждал Руслана. Он знал о злодейском похищении Людмилы. Девушку украл волшебник Черномор. Руслану предстояло вступить с ним в схватку и одержать победу.
Мудрый старик поспешил успокоить молодого человека, опасающегося за честь своей невесты. Черномор уже очень стар и не причинит девушке никакого вреда. Ему нравится лишь наблюдать за тоскующей прекрасной пленницей.
Старец предложил Руслану отдохнуть в своей пещере. Воин улегся, но никак не мог заснуть. Он попросил хозяина рассказать о себе.
Старик с грустью поведал свою историю. Он родился и вырос очень далеко отсюда – на финских землях. В молодости старец был простым пастухом. Он полюбил красивую девушку по имени Наина и признался ей в своих чувствах. Гордая Наина со смехом заявила, что никогда не снизойдет до любви к бедному пастуху.
В отчаянии юноша решился сменить мирный пастушеский труд на воинское ремесло и тем самым добиться славы и уважения. Он собрал шайку смелых и отважных людей и занялся морским грабежом. Десять лет прошло в непрерывных кровавых схватках.
Разбогатев, собеседник Руслана предложил соратникам вернуться к нормальной жизни. Он приехал на родину и преподнес возлюбленной несметные богатства. Наина заявила, что все равно не полюбит овеянного славой героя.
Несчастный влюбленный решил овладеть искусством магии и покорить сердце красавицы с помощью волшебства. Много лет он провел в глухих лесах, постигая тайные знания финских колдунов.
Наконец, старик приказал духам доставить к нему Наину, пожелав, чтобы она полюбила его. Перед ним предстала горбатая уродливая старуха, признавшаяся, что тоже стала колдуньей. Влюбленный даже не заметил, что с момента их последней встречи пролетело сорок лет.
Хуже всего было то, что чары подействовали. Мерзкая старуха сгорала от страсти к колдуну. Чувствуя к бывшей красавице лишь омерзение, старик попросту сбежал от нее. Он поселился в этой пещере и стал одиноким отшельником.
Старец предупредил Руслана, что отвергнутая Наина затаила зло. Она рано или поздно узнает об их встрече и постарается помешать витязю спасти Людмилу.
На следующий день отдохнувший Руслан простился со старцем и пустился в дальнейший путь.
Песнь вторая
Тем временем Рогдай, страдая от мучительной ревности, решил первым делом избавиться от главного соперника. Он развернул коня и поскакал назад.
Фарлаф отдыхал в поле и внезапно увидел несущегося во весь опор всадника. Испугавшись, он вскочил на коня и бросился в бегство. Вслед ему неслись грозные крики.
Во время прыжка через ров неуклюжий «победитель на пирах» свалился с коня и упал. Подоспевший Рогдай уже хотел пронзить соперника мечом, но в последний момент заметил, что принял за Руслана Фарлафа. С трудом сдерживая смех, он отправился дальше и встретил какую-то старушку. Она указала Рогдаю путь, где он сможет найти Руслана.
Старуха подошла к барахтающемуся в грязи Фарлафу, приведя с собой его коня. Она успокоила «воина», велела ему ехать домой и спокойно дожидаться ее сигнала. Старуха пообещала, что Людмила никуда не денется. Обрадованный Фарлаф вернулся в свое имение.
Руслан упорно скакал все дальше и дальше. Ему придавала сил мысль о мести своему обидчику.
Однажды Руслана вывела из задумчивости попавшая в кольчугу стрела. Обернувшись, он увидел всадника, который с криками мчался к нему с явным намерением вступить в бой. Руслан узнал голос Рогдая.
Пока происходили все эти события, Людмила очнулась в незнакомой комнате. Во время похищения девушка потеряла сознание и помнила лишь, что была в спальне с возлюбленным. В тоске она стала звать Руслана.
К Людмиле подошли три служанки. Они почтительно помогли красавице надеть роскошный наряд и богатые украшения, а затем удалились.
Посмотрев в окно, девушка увидела пустынные заснеженные поля. Она не могла понять, где оказалась. Бросившись в отчаянии в первую попавшуюся дверь, Людмила попала в чудесный сад.
Красавица стала прогуливаться по саду, почти не обращая внимания на редкие деревья и цветы, диковинных сладкоголосых птиц, изящные фонтаны и т. д.
После долгой прогулки Людмила проголодалась и опустилась на землю. Перед ней тут же возникли разнообразные кушанья, и заиграла музыка. Девушка сперва хотела отказаться от еды, но «подумала – и стала кушать».
После обеда Людмила до вечера опять гуляла по саду. С наступлением темноты неведомая сила перенесла ее обратно в комнату. Служанки помогли девушке раздеться и уложили в постель.
Вскоре Людмила увидела яркий свет. К ее кровати приближалось шествие арапов, несущих на подушках длинную седую бороду. Последним шел обладатель бороды – уродливый старый карлик в колпаке.
Девушка вскочила с постели, громко завизжала и, подбежав к карлику, сорвала с него колпак. Началась паника. Карлик упал и запутался в собственной бороде. Арапы схватили хозяина и убежали из комнаты.
В это время шел жестокий бой между Русланом и Рогдаем. Витязи ни в чем не уступали друг другу. Они уже сломали копья, затупили мечи и боролись без оружия.
Собрав все силы, Руслан сумел железной хваткой сковать соперника, поднял его на воздух и бросил в реку. Рогдая подобрала русалка и утащила побежденного воина на дно.
Песнь третия
На следующее утро многочисленные слуги Черномора приводили его бороду в порядок. Рассерженный хозяин вспоминал свой вчерашний позор. Внезапно во дворец влетел крылатый змей, превратившийся в Наину.
Колдунья сказала, что уже давно слышала о всемогущем колдуне и мечтала с ним познакомиться. Появление общих врагов, наконец-то, свело их вместе. Наина узнала, что на поиски похищенной Людмилы отправился ее жених Руслан. Ему помогает Финн – колдун, который много лет назад отверг любовь Наины.
Черномор заявил, что не боится прославленного витязя. Колдун неуязвим для любого вида оружия. Черномор признался, что секрет его непобедимости заключается в бороде.
Поблагодарив Наину за помощь, Черномор решил еще раз попытать счастья с Людмилой. К его удивлению и злости, девушки нигде не было. Колдун страшно разгневался и приказал всем слугам немедленно разыскать пленницу.
Проснувшись ранним утром и одевшись, Людмила заметила сорванный ею ночью с карлика колпак. Даже находясь в заточении, девушка не смогла удержаться от желания примерить его. Встав перед зеркалом, красавица стала вертеть колпак на голове. Надев его задом наперед, она исчезла. Головной убор Черномора был шапкой-невидимкой.
Одержав победу над Рогдаем, Руслан продолжал путь. Он выехал на широкое поле, сплошь усеянное человеческими костями, оружием и доспехами. Судя по всему, здесь когда-то произошла жестокая битва.
Оружие и доспехи Руслана были испорчены после схватки с соперником. После долгих поисков он нашел на поле кольчугу, шлем и копье, а затем двинулся дальше.
В сгустившихся сумерках Руслан заметил перед собой какой-то большой холм, издававший странные звуки, напоминающие храп. При свете показавшейся между облаков луны удивленный витязь увидел, что это – живая человеческая голова, погруженная в глубокий сон.
Руслан стал щекотать копьем ноздри головы. Она чихнула, заставив богатырского коня отскочить, и проснулась. Голова велела воину убираться прочь и дать ей спокойно поспать.
Когда Руслан отказался подчиниться и назвал голову «пустой», та разозлилась и начала дуть в его сторону. Сила этого «ветра» далеко отбросила коня.
Бесстрашный Руслан бросил копье, пронзив чудищу язык. Пришпорив коня, он подскакал в голове и нанес ей могучий удар рукой. Голова, обливаясь кровью, скатилась с места. Под ней лежал тяжелый меч.
Соскочив с коня и взяв оружие, Руслан побежал к голове, намереваясь расправиться с ней окончательно. Витязя остановил жалобный стон. Голова признала свое поражение, умоляла пощадить ее и рассказала свою историю.
Много лет назад голова принадлежала храброму богатырю. У него был злобный и завистливый брат – карлик Черномор. Однажды он узнал, что в далеких землях хранится волшебный меч, от которого суждено погибнуть обоим братьям.
Богатырь и карлик отправились на поиски. Братья нашли меч, но между ними вспыхнула ссора за право его владения. Коварный Черномор обманул брата и с помощью уловки отрубил ему голову. Заключенная в мече волшебная сила оживила отсеченную голову. Богатырь превратился в вечного стража рокового меча.
Голова попросила Руслана найти Черномора и отомстить ему за чудовищное преступление против родного брата.
Песнь четвертая
Хан Ратмир скакал на юг. Однажды вечером он увидел перед собой большой замок. По крепостной стене ходила прекрасная девушка, призывающая путника зайти внутрь и отдохнуть.
В замке витязя сразу же окружило множество красавиц. С ласковыми словами и нежными взглядами они сняли с Ратмира доспехи, отвели его в баню, а затем усадили за стол, уставленный яствами.
Окруженный женским вниманием Ратмир моментально забыл о Людмиле. Ночью к нему в спальню пришла хозяйка замка…
Руслан продолжал двигаться на север. Уже приближалась зима. Витязь стойко переносил холод, по пути одерживая победы над разной нечистью: колдунами, ведьмами и великанами.
Завладевшая шапкой-невидимкой Людмила по-прежнему скрывалась от Черномора и его слуг. В замке иногда раздавался ее шутливый голос. Часто можно было видеть следы, оставленные девушкой в саду. Людмила проявляла большую осторожность и даже спала на ветвях деревьев.
В конце концов Черномор пошел на хитрость. Однажды невидимая Людмила увидела раненого Руслана. Она бросилась к нему и хотела обнять, но внезапно возлюбленный исчез. Девушка оказалась в руках Черномора, который сорвал с нее колпак.
Людмила потеряла сознание. Колдуна отвлек какой-то тревожный сигнал. Он вновь надел на бесчувственную красавицу шапку и поспешил узнать в чем дело.
Песнь пятая
Тревогу вызвало появление Руслана, который звал колдуна на бой. Черномор взял тяжелую палицу и, взмыв в воздух, нанес витязю коварный удар. Руслан заметил летающего карлика и при очередной атаке успел уклониться, схватив противника за длинную бороду.
Черномор взлетел вместе с Русланом и попытался измотать его. Могучий витязь не сдавался, крепко держась за бороду.
Карлик летал с Русланом два дня. На третий день он сам стал изнемогать и взмолился о пощаде. Богатырь приказал Черномору доставить его в свой замок. Оказавшись на земле, он тут же отсек волшебную бороду и засунул бессильного колдуна в притороченную к седлу коня котомку.
Увидев могучего победителя своего хозяина, все слуги мгновенно разбежались. Руслан стал ходить по дворцу и обширному саду, призывая возлюбленную. Людмилы нигде не было.
В отчаянии Руслан начал наносить беспорядочные удары мечом по всему, что попадалось ему на пути. Случайно он попал по колпаку и увидел лежащую на землю Людмилу. Девушка была погружена в глубокий сон и ни на что не реагировала.
Перед Русланом появился старец из пещеры. Он сказал, что Людмилу нужно отвезти к отцу, где она очнется от волшебных чар.
Вместе с возлюбленной и пленником Руслан отправился в обратный путь. Он не забыл об отрубленной голове брата Черномора и поспешил показать ей побежденного обидчика. Увидев карлика, голова с удовлетворением вздохнула и испустила дух, закончив свои страдания.
Однажды на берегу небольшой речки Руслан увидел скромную рыбацкую хижину и живущую в ней молодую счастливую пару. В рыбаке герой с изумлением узнал Ратмира.
Хан рассказал, что уже давно позабыл Людмилу. Какое-то время он прожил в замке с двенадцатью прекрасными девушками, но ушел оттуда и нашел настоящее счастье с простой пастушкой.
Бывшие соперники помирились и весь вечер провели в дружеской беседе. На следующее утро Руслан попрощался с Ратмиром и отправился дальше.
Тем временем к Фарлафу явилась Наина и приказала следовать за ней. По тайным тропам колдунья привела его к спящему в поле Руслану. Трусливый Фарлаф коварно пронзил витязя мечом, забрал Людмилу и поехал к Владимиру.
Песнь шестая
Истекая кровью, Руслан умер. Осторожно выглянувший из котомки Черномор с радостью увидел, что его победитель мертв.
Фарлаф с бесчувственной девушкой приехал к Владимиру. Он сказал, что нашел Людмилу в плену у одного лешего, которого победил в долгом бою. Фарлаф признался, что не знает, как пробудить красавицу.
Известие о заколдованной княжне быстро облетело весь Киев. Все жители города хотели посмотреть на спящую Людмилу и выразить сочувствие опечаленному отцу.
На следующее утро приключилась новая беда: Киев осадило бесчисленное печенежское войско.
Тем временем на помощь погибшему Руслану отправился старец. Он принес с собой два сосуда с мертвой и живой водой. От первой раны богатыря затянулись, от второй он ожил.
Финн велел Руслану поспешить в Киев и избавить город от страшной опасности. Он дал витязю волшебное кольцо, от прикосновения которого Людмила очнется от чар.
Печенеги предприняли первый штурм. Княжеское войско выступило навстречу. Упорная битва шла до наступления темноты. Несмотря на многочисленные жертвы, победу не удалось одержать ни русским, ни печенегам.
На следующее утро киевляне увидели, что среди печенегов воцарилась паника. На врагов напал могучий всадник, буквально «выкашивающий» их ряды мечом. Ободренное этим русское войско тоже бросилось на противника и одержало полную победу.
После битвы в княжеский терем пришел герой сражения, которым оказался Руслан. Он дотронулся до лба Людмилы волшебным кольцом, пробудив ее. Фарлаф признался в своем преступлении, но был прощен обрадованным Владимиром.
Утративший могущество Черномор был взят ко двору в качестве шута. Великий князь устроил грандиозный пир в честь спасения дочери и победы над печенегами.
Эпилог
Автор сообщает, что начал работу над произведением еще в юности, когда поэзия позволяла ему забывать о жизненных невзгодах. Он заканчивает свой труд по пути в ссылку, находясь на Кавказе. Царская опала привела к крушению многих счастливых надежд, а «пора сердечных вдохновений» сменилась «мучительной думой».
Краткое содержание «Руслан и Людмила» Пушкин
Краткое содержание
«Руслан и Людмила» Пушкин
Князь Владимир-солнце пирует в гриднице с сыновьями и толпой друзей, празднуя свадьбу младшей дочери Людмилы с князем Русланом. В честь новобрачных поет гусляр Баян. Лишь трое гостей не радуются счастью Руслана и Людмилы, три витязя не слушают вещего певца. Это три соперника Руслана: витязь Рогдай, хвастун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.
Пир кончен, и все расходятся. Князь благословляет молодых, их отводят в опочивальню, и счастливый жених уже предвкушает любовные восторги. Вдруг грянул гром, блеснул свет, все смерклось, и в наступившей тишине раздался странный голос и кто-то взвился и исчез в темноте. Очнувшийся Руслан ищет Людмилу, но её нет, она «похищена безвестной силой».
Пораженный страшным известием об исчезновении дочери, разгневанный на Руслана великий князь обращается к молодым витязям с призывом отправиться на поиски Людмилы и обещает тому, кто найдет и вернет его дочь, отдать её в жены в укор Руслану, а в придачу — полцарства. Рогдай, Ратмир, Фарлаф и сам Руслан мгновенно вызываются ехать разыскивать Людмилу и седлают коней, обещая князю не продлить разлуки. Они выходят из дворца и скачут вдоль днепровских берегов, а старый князь долго смотрит им вслед и мыслью летит за ними.
Витязи едут вместе. Руслан томится тоской, Фарлаф похваляется своими будущими подвигами во имя Людмилы, Ратмир мечтает о её объятиях, угрюм и молчалив Рогдай. День близится к вечеру, всадники подъезжают к распутью и решают расстаться, доверившись каждый своей судьбе. Руслан, преданный мрачным думам, едет шагом и вдруг видит пред собой пещеру, в которой светится огонь. Витязь входит в пещеру и видит в ней старца с седой бородой и ясным взором, читающего перед лампадой древнюю книгу. Старец обращается к Руслану с приветствием и говорит, что давно уже ждет его. Он успокаивает юношу, сообщая, что ему удастся вернуть себе Людмилу, которую похитил страшный волшебник Черномор, давний похититель красавиц, живущий в северных горах, куда ещё никому не удавалось проникнуть. Но Руслану суждено найти жилище Черномора и победить его в схватке. Старец говорит, что будущее Руслана в его собственной воле. Обрадованный Руслан падает старцу в ноги и целует его руку, но внезапно опять на его лице появляется кручина Мудрый старец понимает причину печали юноши и успокаивает его, говоря, что Черномор могучий волшебник, могущий сводить звезды с небосклона, но бессильный в борьбе с неумолимым временем, а потому его старческая любовь не страшна Людмиле. Старец уговаривает Руслана лечь спать, но Руслан томится в тоске и не в состоянии заснуть. Он просит старца рассказать, кто он и как попал в этот край. И старец с печальной улыбкой рассказывает свою дивную историю.
Родившись в финляндских долинах, он был на родине мирным и беспечным пастухом, но на свою беду полюбил прекрасную, но жестокосердную и строптивую Наину. Полгода он томился от любви и наконец открылся Наине. Но гордая красавица равнодушно ответила, что не любит пастуха. Почувствовав отвращение к привычной жизни и занятиям, юноша решил оставить родные поля и отправиться с верной дружиной в отважное плавание на поиски битв, чтобы бранной славой заслужить любовь гордой Наины. Десять лет он провел в сражениях, но сердце его, полное любви к Наине, жаждало возвращения. И вот он вернулся, чтобы бросить к ногам надменной красавицы богатые трофеи в надежде на её любовь, но вновь равнодушная дева ответила герою отказом. Но и это испытание не остановило влюбленного. Он решил попытать счастья с помощью волшебных сил, научившись могучей мудрости у живущих в его краях колдунов, воле которых подвластно все. Решившись привлечь любовь Наины с помощью колдовских чар, он провел в ученье у колдунов незаметные годы и наконец постиг страшную тайну природы, узнал тайну заклинаний. Но злой рок преследовал его. Вызванная его колдовством Наина предстала перед ним дряхлой старухой, горбатой, седой, с трясущейся головой. Ужаснувшийся колдун узнает от нее, что прошло сорок лет и сегодня ей стукнуло семьдесят. К ужасу своему, колдун убедился, что его заклинания подействовали и Наина любит его. С трепетом слушал он любовные признания седой уродливой старухи и в довершение узнал, что она стала колдуньей. Потрясенный финн бежал прочь, и вслед ему слышались проклятья старой ведьмы, упрекающей его в неверности чувствам.
Бежав от Наины, финн поселился в этой пещере и живет в ней в полном уединенье. Финн предрекает, что Наина возненавидит и Руслана, но и это препятствие ему удастся преодолеть.
Всю ночь слушал Руслан рассказы старца, а утром, с душою, полной надежды, благодарно обняв его на прощанье и напутствуемый благословением волшебника, отправляется в путь на поиски Людмилы.
Между тем Рогдай едет «меж пустынь лесных». Он лелеет страшную мысль — убить Руслана и тем самым освободить себе путь к сердцу Людмилы. Он решительно поворачивает коня и скачет назад.
Фарлаф же, проспав все утро, обедал в лесной тишине у ручья. Вдруг он заметил, что прямо на него мчится во весь опор всадник. Бросив обед, оружие, кольчугу, трусливый Фарлаф вскакивает на коня и удирает без оглядки. Всадник мчится за ним и призывает его остановиться, грозя «сорвать» с него голову. Конь Фарлафа перескакивает через ров, а сам Фарлаф падает в грязь. Подлетевший Рогдай готов уже сразить соперника, но видит, что это не Руслан, и в досаде и гневе едет прочь.
Под горой он встречает чуть живую старуху, которая своей клюкой указывает на север и говорит, что там найдет витязь своего врага. Рогдай уезжает, а старуха подходит к лежащему в грязи и трясущемуся от страха Фарлафу и советует ему вернуться домой, не подвергать себя больше опасности, потому что Людмила и так будет его. Сказав это, старуха исчезла, а Фарлаф следует её совету.
Тем временем Руслан стремится к возлюбленной, гадая о её судьбе. Однажды вечерней порой он проезжал над рекой и услыхал жужжанье стрелы, звон кольчуги и конское ржанье. Кто-то криком приказывал ему остановиться. Оглянувшись, Руслан увидел мчащегося на него всадника с поднятым копьем. Руслан узнал его и вздрогнул от гнева…
Страницы: 1 2 3
Дмитрий Черняков (режиссёр-постановщик), Владимир Юровский (дирижёр) — С Альбиной Шагимуратовой (Людмила), Михаилом Петренко (Руслан), Юрием Мыненко (Ратмир) … в каталоге SearchWorks
- Звук
- цифровой
- Цифровой
- видеофайл
- Публикация
- [Место публикации не указано]: Bel Air Media – Arte France – Théâtre Bolchoï – Mezzo, 2011.
- Физическое описание
- 1 онлайн-ресурс (1 видеофайл (3 ч. 17 мин. 33 сек.)) : звук, цвет
Онлайн
Доступно онлайн
Описание
Создатели/участники
- Участник
- Черняков Дмитрий, исполнитель.
- Bel Air Media — Arte France — Театр Большой — Меццо.
Содержание/Обзор
- Содержание
- Руслан и Людмила / Михаил Глинка.
- Резюме
- Оперная басня Глинки «Руслан и Людмила», вдохновленная стихотворением Пушкина, является символом русской оперной традиции. С момента премьеры в 1842 году произведение было поставлено более 700 раз во всемирно известном Большом театре в девяти различных постановках. Эта роскошная и провокационная постановка режиссера-иконоборца Дмитрия Чернякова открыла сезон 2011–2012 гг., став первой полноценной постановкой после обширной шестилетней реконструкции исторического зала, стоимость которой составила более полумиллиарда долларов. сам театр» (Financial Times). Черняков переносит Глинку в 21 век, подчеркивая «современность предмета» и предлагая зрителям идентифицировать себя со сценическими персонажами. Новые акустические и технологические усовершенствования, в том числе два гигантских экрана для проекции высокой четкости, демонстрируются во всей красе, дополняя безупречное взаимодействие Владимира Юровского с оркестром Большого театра и поистине первоклассным актерским составом, в который входят Альбина Шагимуратова, Михаил Петренко, Александрина Пендатчанская, Чарльз Уоркман и Елена Заремба. После выбора Руслана (Петренко) женихами Ратмиром (Юрий Мыненко) и Фарлофом (Алмас Свилпа) похищается Людмила (Шагимуратова) — дочь великого князя Киевского Светозара. Светозар обещает удачу — и руку Людмилы — тому, кто сможет ее найти и вернуть, и трое женихов отправляются на спасательную миссию, которая приведет их в далекие края…
- Включенная работа
- Контейнер: Глинка, Михаил. Руслан и Людмила.
Субъекты
- Субъекты
- опера
- Жанр
- Интернет-трансляция
- Интернет-видео.
- Видео в Интернете.
Библиотечный вид | Кошка: 13935100
Забытые российские оперы попали в поток DVD
Валерий Гергиев дирижирует оперой «Семен Котко», посвященной бывшему советскому режиму и его войне 1918 года на Украине.ГЛИНКА: Руслан и Людмила . Альбина Шагимуратова (Людмила), Михаил Петренко (Руслан), Юрий Миненко (Ратмир), Алмас Свилпа (Фарфал), Александрина Пендатчанская (Горислава), Чарльз Уоркман (Финн/Баян), Елена Заремба (Наина), Государственный академический Большой театр России Оркестр и хор/Владимир Юровский. Дмитрий Черняков (режиссура и сценография). BelAir Classiques DVD BAC120. Общее время: 197:00.
ПРОКОФЬЕВ : Семен Котко .Виктор Луцюк (Семен Котко), Ольга Сергеева (Любка), Евгений Никитин (Ременюк), Оркестр и Хор Мариинского театра/Валерий Гергиев. Юрий Александров (режиссёр-постановщик). Диск Blu-ray и DVD с Мариинским театром MAR0592. Общее время: 148:00.
РАХМАНИНОВ: Алеко . Костас Сморигинас (Алеко), Анна Нечаева (Земфира). Скупой рыцарь . Сергей Лейферкус (Барон), Дмитрий Головнин (Альберт, его сын). Франческа да Римини . Димитрис Тилиакос (Ланчеотто Малатеста), Анна Нечаева (Франческа), Сергей Семишкур (Паоло). Оркестр и хор Ла Монне, Брюссель/Михаил Татарников. Кирстен Делхольм (режиссёр-постановщик). Майя Зиска (сценография). Джеспер Конгшауг (освещение). Манон Кюндиг (костюмы). DVD-диск BelAir Classiques BAC133. Общее время: 185:00.
Пол Э. Робинсон
ЦИФРОВОЙ ОБЗОР – Опера в России имеет долгую историю, уходящую корнями в первые годы 19 века, но мало что известно об этой истории. Русские оперы, за исключением нескольких, таких как «Евгений Онегин» и «Пик-дама» Чайковского и «Князь Игорь» Бородина редко исполняются на Западе. Тем не менее, записи русских опер уже некоторое время доступны, а с появлением технологии DVD мы, наконец, смогли увидеть эти произведения в первоклассных постановках, например, Большого театра в Москве и Мариинского театра в Санкт-Петербурге. .
Эти последние выпуски DVD значительно расширяют наше понимание забытого русского оперного репертуара. В некоторых случаях творческое направление, выходящее за рамки национального происхождения оперы, даже преуспело в том, чтобы придать ей более широкую привлекательность и, возможно, даже заставить оперу казаться лучше, чем она есть на самом деле.
Глинка: Руслан и Людмила
Михаил Глинка (1804-1857) Руслан и Людмила известен сегодня во многих странах только своей буйной и мелодичной увертюрой. Основанное на стихотворении Пушкина либретто композитора и как минимум пяти других писателей, мягко говоря, неровное и запутанное. В этой постановке Большого театра режиссер Дмитрий Черняков радикально модернизирует эту историческую пьесу и выявляет темные элементы, скрывающиеся как за текстом, так и за музыкой.
Начальная сцена оперы, свадебный пир Руслана и Людмилы, выглядит и звучит вначале как «Старая Россия». Но ближе к концу сцены начинают вторгаться современные элементы в виде бродячих операторов и гигантских видеоэкранов.
В разгар празднества Людмилу похищают люди в костюмах, и в этот момент мы понимаем, что видели тусовщиков в костюмах, а не в старинных платьях. В последней сцене оперы воссоздается «Старая Россия», но в промежутках мы переносимся на поле битвы, усыпанное телами, в публичный дом и, наконец, в сумасшедший дом, со всевозможными развратными персонажами, населяющими каждое из этих мест. . Мы являемся свидетелями дурного сна, кошмара? Виноваты ли в этом наркотики? Возможно, потому что для приведения Людмилы в сознание в конце оперы нужен укол.
В интервью, включенном в DVD, режиссер Черняков с готовностью признает, что сюжет Руслана и Людмилы «драматически расплывчат», и заявляет, что его задачей как режиссера было найти «театральное решение». Кто-то может возразить, что в этой постановке он вышел за рамки хорошего вкуса — на ум приходят беспричинная нагота и насилие, — но в целом ему удалось превратить серьезно запутанную фольклорную оперу в захватывающий художественный опыт.
К сожалению, этот DVD BelAir предлагает лишь минимальное изложение сюжета Руслана и Людмилы и не содержит никакой информации ни об опере, ни об артистах. Интересно, что Черняков, поработавший в большинстве ведущих оперных театров мира, в 2014 году поставил скандальную постановку Бородина « Князь Игорь » в Метрополитен-музее. и действуя в этой постановке Руслан и Людмила . Баритон Михаил Петренко в роли Руслана великолепен, а тенор Чарльз Уоркман, исполняющий двойную роль Баян и Финн, почти так же хорош. Разочаровывает разве что широкое вибрато и зыбкая интонация сопрано Альбины Шагимуратовой.
Владимир Юровский, который, пожалуй, наиболее известен в наши дни своей прекрасной работой в качестве главного дирижера Лондонского филармонического оркестра, также имеет большой опыт работы в качестве оперного дирижера. Он добился отличных результатов от солистов, хора и оркестра в этой постановке 2011 года, ознаменовавшей открытие Большого театра после шести лет дорогостоящего ремонта.
Прокофьев: Семен Котко
Валерий Гергиев, безусловно, самый известный из дирижеров российского происхождения в наши дни, является главным дирижером Мюнхенской филармонии, а также художественным руководителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге. . Гергиев и президент России Владимир Путин — старые друзья, и кажется, что Гергиев может получить все, что ему нужно для своих постановок в Мариинском театре. Давний сторонник оперы Прокофьева 1939 года « Семен Котко », Гергиев записал произведение для компакт-диска (Philips 464 6052) в 1999 со своим Мариинским оркестром и некоторыми из тех же певцов, которые также фигурируют на этом новом DVD. Он также представил оперу во время недельной Мариинской резиденции в Метрополитене в 2003 году. , посвященный войне на Украине (1918 г.). Празднование славы советского режима и его побед над внутренними и внешними врагами, это якобы сталинская пропаганда.
Этот спектакль 2015 года « Семен Котко » поставлен режиссером Юрием Александровым, который делает все возможное, чтобы сделать шелковый кошелек из свиного уха, визуализируя оперу как набег на черный юмор, а не как прославление советской праведности. Костюмы различных русских воюющих группировок и немецких захватчиков намеренно комичны, а их различные приходы и уходы представляются абсурдными. Но трудно увидеть что-то смешное в том, чтобы подвешивать людей на деревьях или сжигать целые деревни. Не помогает и музыка Прокофьева. В значительной степени готовая, она не идет ни в какое сравнение с некоторыми из его лучших произведений того же периода — например, с кантатой 9.0104 Александр Невский
. Солидный актерский состав возглавляют тенор Виктор Луцюк в роли Семена Котко и сопрано Татьяна Павловская в роли его возлюбленной Софьи.Рахманинов: Алеко; Скупой рыцарь; Франческа да Римини
Сергей Рахманинов, не известный операми, написал три между 1893 и 1904 годами. Каждая из них получила свою премьеру в Большом, а затем была почти забыта. Несколько лет назад кто-то — вероятно, режиссер-постановщик Кирстен Дельхольм — придумал объединить эти три коротких произведения в «тройку» для исполнения в один вечер. Это оказалось блестящей идеей.
По-настоящему вдохновенная и хорошо исполненная презентация всех трех опер, работа Дельхольма, несомненно, оправдала и превзошла все ожидания. Эти потрясающие постановки оживляют оперную музыку Рахманинова; они долго будут жить в моей памяти.
Основная идея Делхольма заключалась в том, чтобы поставить все три произведения в оперном театре «Ла Монне» в Брюсселе в 2015 году, поместив оркестр на сцену, а не в яму. За оркестром находится набор стояков или ступеней, уходящих высоко в воздух. Все «экшн» в 9На этих ступенях проходит 0104 Aleko и Francesca da Rimini . На самом деле действий практически нет; скорее, это картины, в которых певцы редко взаимодействуют друг с другом.
В то время как Франческа да Римини , эпизод Данте Inferno , явно происходит в аду, режиссер Дельхольм позволил себе необычную, но очень эффектную вольность: «Вся тройка Рахманинова происходит в аду. Все мертвы».
Поставив главных певцов и хор на подступенки, Делхольм затем использует костюмы, освещение и проекции на холстах, чтобы изменить настроение и продвинуть историю. Довольно часто в абстрактном, но откровенном направлении изменения освещения отражают и поддерживают не только музыку, но и движения оркестрантов.
Режиссер-постановщик Кирстен ДенхольмСлушая эти оперы в прошлом, я всегда задавался вопросом, как их можно эффективно поставить. Драматический материал довольно скудный — больше похож на серию рассказов, чем на большую оперу — одни сцены слишком длинные, другие слишком короткие, а либретто ничем не примечательное. Наконец-то у меня есть ответ. Подход Дельхольма, с его мастерским использованием того, что современный оперный театр имеет в своем распоряжении в виде технических ресурсов, дает прекрасной музыке Рахманинова театральное партнерство, необходимое для того, чтобы она действительно воплотилась в жизнь.
Алеко особенно запомнился своими ярко раскрашенными костюмами и раскраской лиц в манере, напоминающей театр Кабуки, с музыкой, которая часто напоминает навязчивые русские литургические произведения Рахманинова. «Скупой рыцарь» играется перед схваткой между певцами и оркестром, а унылая счетная комната скупца показана с проекциями. Сын, который тратит впустую деньги своего отца и всегда просит еще, одет в толстый костюм, точно отражающий его недостаток самоконтроля.
Самой захватывающей из трех опер этой тройки была Франческа да Римини . Музыка, предвещающая мрачный Остров Мертвых Рахманинова, неизменно мощна. Ступени на подступенках представляют различные уровни ада, как показано в Dante’s Inferno . Данте и Вирджил появляются как гигантские фигуры на ходулях, в то время как участники хора сбиваются в кучу, «тени на ветру», как называет их Дельхольм, их одежда шуршит так часто, как это предполагает музыка.
Дирижер Михаил Татарников и его оркестр более чем выстояли в этом великолепном ансамблевом выступлении из La Monnaie.