Рост международной напряженности гражданская война в испании 9 класс: § 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

§ 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

§ 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании

Подготовка Германии к войне

Германия стала именоваться Третьим рейхом (империей). Тем самым Гитлер подчёркивал, что продолжает традицию двух прежних империй – Римской и Германской. Был установлен напряжённый четырёхлетний план развития военной промышленности. Благодаря организаторским способностям министра авиации Геринга создание первоклассной авиации заняло всего два года. Он возглавил также государственный концерн «Герман Геринг», ядро которого составила собственность концерна Тиссена. Его бывший хозяин сначала финансировал нацистов, а потом разочаровался в них, после чего его имущество было конфисковано. На военные нужды работали все отрасли промышленности. За короткое время Германия наладила производство самолётов, танков, подводных лодок, артиллерии. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность, что являлось грубым нарушением Версальских соглашений.

Но Великобритания и Франция не решились противодействовать росту германской военной мощи и стали проводить политику «умиротворения» реваншистов. Эти страны не желали нести связанные с войной затраты, не хотели новых жертв, надеясь, что с Гитлером удастся договориться. Кроме того, многие западные политики полагали, что германскую агрессию удастся направить против СССР.

Рост военных расходов Германии в 1931–1939 гг., млн марок

В 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций. В 1935–1936 гг. с Германии были сняты ограничения в области производства военной техники и строительства флота. В 1936 г. германский вермахт (вооружённые силы) занял демилитаризованную зону вдоль Рейна. Гитлер открыто объявил, что собирается объединить все территории, на которых компактно проживают люди, говорящие на немецком языке. Это означало непризнание границ, существовавших в Европе.

Обеспокоенный нарастанием сил фашистских государств, Советский Союз пытался договориться о сотрудничестве с Великобританией и Францией.

В условиях распада Версальской системы нужна была новая система коллективной безопасности, которая включала бы СССР. Но договориться о её создании не удалось. В 1935 г. Франция и СССР заключили договор о взаимопомощи в случае нападения на одну из сторон. Подобные договоры были заключены ими также и с Чехословакией.

В 1936 г., после непродолжительного конфликта за лидерство в фашистском движении, Гитлер договорился о сотрудничестве с Муссолини. В 1936 г. между Германией и Японией был заключён союз, к которому на следующий год присоединилась Италия. Формально он был направлен против Коминтерна и СССР и назывался «Антикоминтерновский пакт». Но, как показали дальнейшие события, члены пакта планировали завоевание всего мира.

Встреча Гитлера в Италии

Представители социалистического и демократического движения разных стран протестовали против действий участников «Антикоминтерновского пакта». Социалисты, коммунисты и левые демократы после своего поражения в Германии наконец договорились о сотрудничестве.

По инициативе VII конгресса Коминтерна, проходившего в 1935 г., стали создаваться блоки этих трёх сил – Народные фронты. Они выступали за мир, против фашизма и победили на выборах во Франции, в Испании и Чили. Во Франции Народный фронт запретил фашистские военные формирования, а в Испании вступил с ними в вооружённую борьбу.

Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании

Первое крупное международное столкновение сил фашизма и демократии произошло в Испании. В этой стране ещё в 1931 г. пала монархия. К власти пришли либералы во главе с Мануэлем Асаньей и социалисты во главе с Франсиско Ларго Кабальеро. Но республиканские власти не сумели провести социальные реформы, которых ожидал народ. Крестьяне не получили землю, тяжёлым оставалось положение рабочих, в стране продолжало править неподконтрольное народу чиновничество. Своим положением не были довольны национальные меньшинства – каталонцы и баски. Анархисты поднимали на восстание рабочих и крестьян. Это ослабило либеральное правительство, потому что за анархистами шли сотни тысяч рабочих.

К власти пришли консерваторы.

В 1934 г. рабочие нескольких регионов страны, доведённые до отчаяния тяжёлыми условиями труда, начали всеобщую забастовку, которая в нескольких районах переросла в вооружённое восстание. Разрозненные выступления были подавлены войсками под командованием генерала Франсиско Франко. Урок неудачного выступления доказал левым, что необходимо объединяться. Социалисты, коммунисты и левые либералы создали Народный фронт. В феврале 1936 г. он победил на парламентских выборах.

Франсиско Франко

Правительство Народного фронта освободило политических заключённых, гарантировало гражданские свободы и разрешило забастовки. Испания раскололась на два лагеря: сторонников радикальных реформ, входивших в партии и профсоюзы Народного фронта, и тех, кто противился разрыву с прошлым. К последним примкнули испанские фашисты (фалангисты), считавшие, что в стране необходимо установить диктатуру, подавить рабочее движение и провести преобразования по итальянскому образцу. Много сторонников диктатуры было среди генералов и офицеров.

В июле 1936 г. военные – противники Народного фронта – подняли фашистский мятеж. В стране началась гражданская война. Во многих городах, в том числе в Мадриде и Барселоне, мятежные военные со всех сторон были окружены вооружённым народом (милицией) и вынуждены были сдаться. Основные силы франкистов были блокированы республиканским флотом в испанской колонии Марокко. В этот критический для мятежников момент руку помощи им протянули Германия и Италия. Их транспортные самолёты стали перебрасывать франкистов из Марокко в Испанию. Генерал Франко, возглавивший мятеж, получил оружие, а через некоторое время – корпус итальянских «добровольцев» и германскую авиацию с пилотами. Фашистская интервенция помогла франкистам перейти в контрнаступление. Война затянулась. Франко был провозглашён главой государства с диктаторскими полномочиями (каудильо). Его армия развернула наступление на Мадрид.

Революция в Испании

С началом гражданской войны в Испании началась социальная революция. Власть перешла к созданным на местах советам и комитетам Народного фронта. По инициативе анархо-синдикалистов рабочие стали захватывать предприятия, а крестьяне – землю. Крестьяне объединялись в коллективы и начали трудиться совместно. Испанская «коллективизация» отличалась от советской тем, что в большинстве случаев проводилась добровольно. Рабочие создали демократически избранные органы самоуправления на предприятиях, которые наладили производство.

Преобразования проходили при поддержке нового правительства Ларго Кабальеро, созданного в сентябре 1936 г. В него вошли все общенациональные антифашистские силы, включая коммунистов и даже анархо-синдикалистов, которые в других условиях выступали против всякого государства. Сначала регулирование экономики взяли на себя массовые профсоюзы, а затем к этой задаче подключились и государственные органы. Между городом и деревней с помощью профсоюзов были налажены торговля и безденежный продуктообмен.

«Они не пройдут!» Плакат, призывающий республиканцев к борьбе

Тем временем, оправившись от первых неудач и вооружившись, франкисты начали наступление на Мадрид.

В Испании почти не было военной промышленности, оружие можно было купить только за границей. Но страны Запада, приверженные идее «умиротворения», объявили о политике «невмешательства» в гражданскую войну и отказались продавать оружие республиканцам. Они боялись, что испанская революция перекинется в их страны. В международный комитет по невмешательству вступили также Германия, Италия и СССР. Но фашистские государства, на словах обещая прекратить поддержку Франко, на деле продолжали участвовать в войне. Тогда и СССР направил республиканцам оружие, лётчиков, танкистов и военных советников. В Испанию отправлялись добровольцы со всего мира, они вступали в интернациональные бригады, сражавшиеся против франкистов. Правительство Ларго Кабальеро сумело в короткие сроки объединить усилия антифашистов и создать боеспособную армию. В ноябре 1936 г. ворвавшаяся в Мадрид армия Франко была остановлена.

Гражданская война в Испании

Найдите районы, в которых франкистам удалось закрепиться в июле 1936 г. Почему Франко не мог победить без поддержки фашистских государств? Покажите, каким образом падение Каталонии привело к падению Испанской республики.

Поражение Испанской республики

Республиканцы разделились на два лагеря. Коммунисты во главе с Хосе Диасом, правые социалисты и либералы утверждали, что в интересах сплочения народа необходимо отказаться от революционных преобразований, отобрать предприятия у коллективов и передать их государству. Анархисты и левое крыло ИСРП во главе с Ларго Кабальеро считали, что такие меры разочаруют трудящихся в республике и ослабят её. Левые также выступали против вмешательства СССР во внутренние дела Испании. Под руководством сотрудников советских спецслужб шли аресты противников коммунистов, что вызвало возмущение в стране.

На занятой анархистскими отрядами территории возникло «безгосударственное» общество, не подчинявшееся правительству в Мадриде. Буэнавентура Дуррути, один из лидеров испанских анархистов, сравнивал Сталина с фашистами, но в то же время считал, что нужно вместе с Народным фронтом бороться против франкистов.

В ноябре 1936 г., в дни решающих боев за Мадрид, в столицу прибыла трёхтысячная дивизия анархистов во главе с Дуррути и помогла остановить прорыв фашистов в районе университетского городка. Через три дня Дуррути был убит при невыясненных обстоятельствах. Анархисты и коммунисты обвиняли друг друга в гибели прославленного командира.

Противоречия в Народном фронте постепенно нарастали и в мае 1937 г. вылились в вооруженные столкновения между сторонниками коммунистов и анархистов в Барселоне. В этих условиях коммунисты и правые социалисты выпели из правительства, парализовав его работу. Президент Асанья опасался анархо-синдикалистов больше, чем коммунистов, и назначил премьер-министром их союзника, социалиста Хуана Негрина. Правительство Негрина взяло курс на прекращение революционных преобразований. Демократия была серьёзно ограничена. Создание такого режима вызвало разочарование среди широких масс, что ослабило республику. Из-за политики «невмешательства» республиканцам было всё труднее получать оружие, так как Франция не пропускала грузы, поставляемые из СССР.

В то же время силы Франко росли. В апреле 1938 г. франкисты рассекли республиканскую территорию надвое. В 1938 г. СССР и фашистские страны договорились о взаимном выводе «добровольцев». В марте 1939 г. сторонники прекращения вооружённой борьбы подняли мятеж в Мадриде, что окончательно развалило республиканский фронт. В апреле франкисты одержали победу. Испанская республика пала. После победы в гражданской войне Франко развязал в стране массовый террор против республиканцев. Диктатор восстановил монархию, но передать власть королю завещал лишь после своей смерти. Каудильо осуществлял политику, близкую к фашистской, но более осторожно.

Республиканские войска на фронте

Гражданская война приковала к себе внимание всего мира. Всем было ясно, что на полях Испании решается роковой вопрос: удастся ли остановить фашизм и войну? Не случайно два великих испанских художника посвятили событиям в Испании свои произведения. Сальвадор Дали в картине «Предчувствие гражданской войны» изобразил распадающееся человеческое тело – символ братоубийственной бойни. В 1937 г., после варварской бомбардировки города Герника фашистской авиацией, Пабло Пикассо написал авангардистскую картину «Герника», изображающую быков, терзающих людей. Эти работы остаются одними из сильнейших произведений искусства, обличающих войну.

«Умиротворение агрессора» и Мюнхенское соглашение

Политика «невмешательства» Запада в дела Испании была частью более широкой политики «умиротворения», которую проводили Великобритания и Франция. Лидеры этих стран считали, что их политика направлена на предотвращение конфликтов. Нельзя с оружием в руках, полагали они, защищать каждое положение Версальского договора, тем более что его несправедливость по отношению к Германии была очевидна. Великобритания и Франция готовы были уступать, лишь бы не нести жертв, связанных с войной. Нельзя было опереться и на поддержку США, которые в 1935 г. приняли решение вообще не участвовать в европейских делах и в случае войны в Европе не оказывать помощи ни одной из сторон.

Парад франкистов в честь победы над республиканцами

В марте 1938 г. германские войска перешли границу Австрии и насильственно присоединили эту страну к рейху. Такая политика захвата получила наименование «аншлюс» (присоединение).

Страны – гаранты Версальских соглашений не предприняли никаких мер для защиты Австрии и наказания агрессора. Однако и сама Австрия не оказала сопротивления – многие австрийцы считали себя немцами и мечтали жить в Германии.

Весной 1938 г. Гитлер потребовал от Чехословакии передать Германии западные районы страны, населённые немцами, в частности Судетскую область. Здесь находилась защитная линия укреплений, и передача Судет Германии сделала бы Чехословакию беззащитной. Гитлер стал угрожать этой стране военным вторжением. Тогда СССР предложил помощь Чехословакии. Но её президент Эдуард Бенеш отказался от предложения Сталина, так как опасался, что ввод советских войск на территорию страны приведёт к захвату власти коммунистами.

В критической ситуации осени 1938 г. Чехословакия рассчитывала на помощь Великобритании и Франции. Однако премьер-министры Великобритании Невил Чемберлен и Франции Эдуард Даладье всё ещё проводили политику «умиротворения». В сентябре 1938 г. они встретились с Гитлером и Муссолини в Мюнхене и подписали договор, по которому Чехословакия должна была уступить Судеты. В знак протеста Бенеш ушёл в отставку. Германские войска заняли Судеты без сопротивления. Вернувшись домой после подписания Мюнхенского соглашения, Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир».

Н. Чемберлен, А. Гитлер, Э. Даладье на аэродроме Мюнхена. Сентябрь 1938 г.

Почему лидеры Великобритании и Франции поверили Гитлеру? Всем в своей жизни английский аристократ Чемберлен был обязан стабильности, характерной для Британии того времени. Он боялся любых потрясений в Европе и готов был платить за стабильность в своей стране дорогую цену. Воспитанный в британских аристократических традициях, он верил в международное право и в силу соглашений. Этим умело воспользовался Гитлер.

Встреча Даладье и Риббентропа в Мюнхене. 1938 г.

Даладье был типичным французским политиком того времени. Политический опыт приучил его к тому, что с представителями других сил всегда можно договориться – на этом строилась тогда вся парламентская жизнь Франции. Однако Даладье не учёл, что современная ему Европа жила совсем по другим законам, нежели французский парламент.

Оба лидера верили в силу подписи на бумаге. Но они же сами и нарушали международное право, помогая душить Испанскую республику и предавая Чехословакию. Разрушив международное право, лидеры Европы открыли дорогу другому праву – силы, за которое и ратовал Гитлер.

Пакт Молотова – Риббентропа

После Мюнхенского соглашения и падения республиканской Испании началось сближение Германии и СССР. Сталин не смог победить фашизм в Испании, а тем временем Гитлер приблизился к границам СССР. Надежды на то, что Великобритания и Франция выступят противовесом Германии, после Мюнхена ослабли. Гитлер не собирался соблюдать соглашения, подписанные с наивными западными политиками. В марте 1939 г. немцы оккупировали Чехословакию. В апреле того же года Италия захватила Албанию.

Агрессия Германии и Италии в Европе

На карте укажите страны, ставшие жертвами агрессии Германии и Италии. Почему страны – гаранты Версальской системы не оказали достаточного сопротивления агрессии в Европе?

Всё это вызвало возмущение в Великобритании и во Франции. Они дали новые гарантии территориальной неприкосновенности странам Восточной Европы и вступили в переговоры с СССР о взаимной поддержке в случае войны с Германией. Но при этом Великобритания и Франция опасались выдать военную информацию Советскому Союзу. Польша и Румыния отказывались пропускать советские войска через свою территорию, страшась коммунистической оккупации. А иначе Красная Армия не могла войти в соприкосновение с немецкой. Поэтому переговоры носили неконкретный характер. Учитывая судьбу Испании и Чехословакии, Сталин не доверял англичанам и французам и решился на союз с Гитлером как с реальной силой.

Сталин и Риббентроп. Москва. 1939 г.

Неожиданно для всего мира 23 августа 1939 г. в Москве был подписан Пакт о ненападении между Германией и СССР, который получил название пакта Молотова – Риббентропа по именам министров иностранных дел двух стран. Пакт имел секретные приложения, по которым Гитлер и Сталин делили Европу на сферы влияния, предоставляя друг другу полную свободу действий. В советскую сферу влияния вошли Финляндия, Латвия, Эстония и Бессарабия. Позже Германия признала права СССР и на Литву. Польшу Германия и СССР договорились разделить между собой на сферы влияния. Таким образом, СССР мог укрепить свои позиции на востоке Европы в условиях начинавшейся мировой войны. Гитлер получал свободу действий к западу от линии раздела сфер влияния. Теперь он спокойно мог развязать войну против Польши и стоявших за ней Великобритании и Франции.

Подведём итоги

В 1930-е гг. в мире стали разрастаться очаги войны вокруг государств-агрессоров Германии, Италии и Японии. Фашизм и его противники столкнулись в Испании. В 1936 г. в этой стране началась гражданская война. Фашистские державы поддержали мятежника Франко, в то время как страны Запада отказали Испанской республике в поддержке. Народный фронт получил помощь со стороны Советского Союза. Социалисты и анархо-синдикалисты начали социальные преобразования. Эти преобразования привлекли на сторону Народного фронта симпатии широких народных масс, но обострили борьбу в антифашистском лагере. Внутренняя борьба ослабила республиканцев, и в 1939 г. Франко победил.

Фашистская интервенция в Испании стала началом агрессивных действий фашистских государств в Европе. При попустительстве стран Запада Германия захватила Австрию, а затем, в результате Мюнхенского соглашения, Чехословакию. В этих условиях СССР предпочёл прекратить конфликт с фашизмом и договориться с Германией о разделе сфер влияния в Европе.

• 1936–1939 – гражданская война в Испании.

• 1938 – аншлюс Австрии и Мюнхенское соглашение.

• 1939, 23 августа – пакт Молотова – Риббентропа.

«Любое соглашение предпочтительнее мировой войны, когда вся Европа, победители или побеждённые, стали бы жертвой коммунизма».

(Эдуард Даладье)

«Мы всегда жили в трущобах и стенных дырах. Мы знаем, как можно со временем приспособиться к жизни. Но не забывайте – мы умеем также строить. Именно мы построили дворцы и города здесь в Испании и в Америке, и везде… Мы не боимся руин. Мы хотим унаследовать Землю… Мы несём новый мир в наших сердцах. Этот мир растёт сейчас, в эту минуту».

(Буэнавентура Дуррути)

Вопросы

1. Что свидетельствовало о нарушении Германией Версальских соглашений и начале широкомасштабной подготовки Гитлера к войне?

2. Почему начался мятеж в Испании?

3. Какие меры испанских революционеров не встречались во время реформ 30-х гг. в других странах?

4. Почему Испанская республика потерпела поражение?

5. Почему либеральные и социалдемократические правительства стран Запада не оказали помощь демократическим странам Испании и Чехословакии в борьбе с фашизмом?

Задания

1.  Республиканский генерал Энрике Листер писал о боях в Мадриде: «Водители трамваев, сталкиваясь лицом к лицу с противником, превращали вагоны в баррикады, брали винтовки у раненых или убитых солдат, а часто просто кирки и лопаты – любое орудие, которым можно было убивать фашистов. Женщины, захватив кофе, коньяк и другие продукты, отправлялись на передовую, чтобы подкрепить ополченцев. Они обнимали храбрых и насмехались над теми, кто колебался… Каждый квартал города возводил свои оборонительные сооружения». Попробуйте объяснить, почему республиканцы успешнее действовали в крупных городах, нежели в маневренной войне.

2. Один из представителей Чехословакии, присутствовавших в Мюнхене во время переговоров Гитлера, Муссолини, Чемберлена и Даладье, рассказывал о том, что произошло после подписания соглашения: «Господин Чемберлен в длинной вступительной речи сослался на соглашение, а затем нам вручили его текст. Господин Чемберлен всё время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье, ожидают ли они какого-либо ответа от нашего правительства или заявления по поводу соглашения. Представитель Франции объяснил, что главы четырёх правительств не располагают временем. Он заметил, что атмосфера во всём мире всё более накаляется. После этого с нами было покончено и мы могли удалиться». Чем объясняется такое поведение представителей Великобритании и Франции в отношении своих союзников? Какие их слова лучше всего объясняют это?

3. В книге «Майн Кампф» Гитлер писал: «Таким образом мы, национал-социалисты, начинаем там, где закончили битву шесть веков назад. Мы приостановим бесконечную миграцию немцев на юг и на запад и обратим наш взор на земли, расположенные на востоке. Говоря сегодня о жизненном пространстве в Европе, мы в основном можем иметь в виду лишь Россию и её вассальные пограничные государства». Сравните это утверждение с политикой Гитлера в 1936–1939 гг. Изменилось ли мнение Гитлера после заключения пакта Молотова – Риббентропа?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Гражданская война в Испании (1936–1939)

Гражданская война в Испании (1936–1939) Начиная с середины XIX века Испания находилась в экономическом кризисе. Король Альфонс XIII, правивший с 1902 по 1931 г., уже не был в состоянии эффективно управлять страной, поэтому он решился в 1923 г. прибегнуть к помощи диктатора генерала

Гражданская война в Испании 1936–1939 гг.

Гражданская война в Испании 1936–1939 гг. Гражданская война в Испании происходила между республиканским правительством страны, поддерживаемым коммунистами, и поднявшими вооруженный мятеж правыми военно-аристократическими силами, на сторону которых встала большая часть

Гражданская война в Испании. Хронология

Гражданская война в Испании. Хронология 15 января 1936. В Мадриде подписан «Избирательный пакт» о создании «Народного фронта», куда вошли левые партии, в том числе — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), Всеобщий союз трудящихся (ВСТ), Федерация социалистической

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ Франсиско ФранкоПосле Первой мировой войны Испания продолжала отставать в развитии от передовых западных держав. Сохранялось множество пережитков феодальной эпохи — сильная монархическая власть, крупное помещичье землевладение, влияние

1936–1939 Гражданская война в Испании

1936–1939 Гражданская война в Испании К началу 1930-х гг. Испания находилась в глубоком кризисе, король Альфонс XIII и его правительство отказывались проводить реформы, неудачной оказалась и попытка генерала М. Примо де Ривера, совершившего военный переворот в 1923 г., провести по

Глава 30 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ

Глава 30 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ В час своего триумфа Муссолини — глава правительства, фашистский Дуче, основатель империи — был сильно встревожен. Его младшая дочь шестилетняя Анна Мария заболела в мае 1936 года. Сначала ей поставили диагноз коклюш, но затем он перешел

Гражданская война в Испании

Гражданская война в Испании Гражданская война в Испании (июль 1936 года — апрель 1939 года) началась в результате мятежа, поднятого генералом Ф. Франко, поддержанного фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией, который в результате военных действий ликвидировал

§ 8.

Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг.

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг. Возникновение тоталитарных режимов в Западной ЕвропеМногие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА МИР И РАЗРЯДКУ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА МИР И РАЗРЯДКУ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Противоборство двух внешнеполитических стратегий на международной арене. В международной политике 50–е годы были решающим периодом проверки стратегии мирового социализма в историческом

Рост международной напряженности. Гражданская война Испании

Найдите районы, в которых франкистам удалось закрепиться в июле 1936 г. Почему Франко не мог победить без поддержки фашистских государств? Покажите, каким образом падение Каталонии привело к падению Испанской республики.

Территория, занятая фашистами (франкистами) в июле 1936 года:

Севилья, Малага, Уэльва, Бадакос, Касерес, Толедо, Сарагоса и Сан – Себастьян.

Франко не мог победить Народный фронт без поддержки фашистских государств, потому что основные силы франкистов блокировались не только республиканским флотом, но и вооруженной милицией, то есть силы были неравны.

Стр.98

На карте (с. 99) укажите страны, ставшие жертвами агрессии Германии и Италии. Почему страны – гаранты Версальской системы не оказали достаточного сопротивления агрессии в Европе?

Австрия, Чехословакия, Украина, Румыния, СССР, Литва, Албания.

Страны – гаранты Версальской системы не оказали достаточного сопротивления агрессии в Европе по причине того, что не решались противодействовать росту германской военной мощи, а стали проводить политику «умиротворения». Они не желали нести, связанные с войной затраты, не хотели новых жертв. Очень надеялись договориться с Германией мирным путем.

Стр.101

Вопросы

1.Что свидетельствовало о нарушении Германией Версальских соглашений и начале широкомасштабной подготовки Гитлера к войне?

Первоначальным свидетельством грубого нарушения Версальских соглашений являлось введение в Германии в 1935 году всеобщей воинской повинности. Затем в 1936 году германский вермах (вооруженные силы), занял зону вдоль Рейна, и Гитлер объявил, что собирается объединить все территории, на которых проживают немцы. Это означало, что он не признает более границ, существующих в Европе. И плюс в довершение ко всему создание «Антикоминтерновского пакта» также в 1936 году, формально направленного против Коминтерна и СССР, а фактически для завоевания всего мира. Участниками «Антикоминтерновского пакта» были: Германия, Италия и Япония, они же страны – агрессоры.

2.Почему начался мятеж в Испании?

К мятежу в Испании привело фактическое отсутствие правительства. Дело в том, что в 1931 году там свергли монарха и республиканские власти не могли грамотно провести социальные реформы, которые ожидал народ. Очень тяжелым было положение рабочих, а крестьяне так и не получили землю. Национальные меньшинства страны – каталонцы и баски также были недовольны своим положением. А когда из правительства вышла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), то к власти пришли консерваторы. Из — за этой неразберихи в правительстве, из — за огромного количества недовольных, начались забастовки и вооруженные восстания. Серьезно столкнулись между собой два политических блока – фашисты и демократы. Против фашистов, возглавляемых Франсиско Франко (франкистов) противодействовал, так называемый Народный фронт (социалисты, коммунисты и левые либералы). Народный фронт получал помощь со стороны Советского союза, а фашистов поддерживала Германия.

3.Какие меры испанских революционеров не встречались во время реформ 30 — х гг. в других странах?

Меры испанских революционеров, которые не встречались во время реформ 30 — х годов в других странах:

1) Захват рабочими предприятий;

2) Захват крестьянами земель;

3) Объединение крестьян в коллективы, совместный добровольный труд;

4) Создание рабочими органов самоуправления на предприятиях для налаживания производства;

5) Регулирование экономики массовыми профсоюзами;

6) Налаживание профсоюзами торговли и безденежного продуктообмена между городом и деревней.

4.Почему Испанская республика потерпела поражение?

Испанская республика потерпела поражение из — за развала республиканского фронта на два лагеря:

1) Коммунисты во главе с Хосе Диасом – это правые социалисты и либералы, которые настаивали, что для сплочения народа необходимо отказаться от революционных преобразований, отобрать предприятия у коллективов и передать их государству.

2) Левой крыло ИСРП + анархисты во главе с Ларго Кабальеро, которые считали, что такие меры не понравятся рабочим. Плюс к тому же, они выступали против вмешательства СССР во внутренние дела Испании, сильно

5.Почему либеральные и социал — демократические правительства стран Запада не оказали помощь демократическим странам Испании и Чехословакии в борьбе с фашизмом?

Потому что они проводили политику «невмешательства» и «умиротворения». Лидеры Западных стран считали, что нельзя с оружием в руках защищать каждое положение Версальского договора. Великобритания и Франция готовы были уступать, только бы не нести жертв, связанных с войной. А США и вовсе в 1935 году приняли решение не участвовать в делах Европы и в случае войны никому не оказывать поддержку.

Стр. 102

Задания

1.Республиканский генерал Энрике Листер писал о боях в Мадриде: «Водители трамваев, сталкиваясь лицом к лицу с противником…». Попробуйте объяснить, почему республиканцы успешнее действовали в крупных городах, нежели в маневренной войне.

Республиканцы более успешно действовали в крупных городах, нежели в маневренной войне, потому что в городах была сплоченность всех жителей. Они были как одно целое и могли дать хороший отпор. Чего нельзя сказать о республиканском фронте, который раскололся на два лагеря:

1) Коммунисты во главе с Хосе Диасом – это правые социалисты и либералы, которые настаивали, что для сплочения народа необходимо отказаться от революционных преобразований, отобрать предприятия у коллективов и передать их государству.

2) Левой крыло ИСРП + анархисты во главе с Ларго Кабальеро, которые считали, что такие меры не понравятся рабочим. Плюс к тому же, они выступали против вмешательства СССР во внутренние дела Испании, сильно были против коммунистов.

2.Один из представителей Чехословакии, присутствовавших в Мюнхене во время переговоров Гитлера, Муссолини, Чемберлена и Даладье, рассказывал о том, что произошло после подписания соглашения: «Господин Чемберлен в длинной вступительной речи сослался на соглашение, а затем нам вручили его текст. Господин Чемберлен всё время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье, ожидают ли они какого — либо ответа от нашего правительства или заявления по поводу соглашения. Представитель Франции объяснил, что главы четырёх правительств не располагают временем. Он заметил, что атмосфера во всём мире всё более накаляется. После этого с нами было покончено и мы могли удалиться». Чем объясняется такое поведение представителей Великобритании и Франции в отношении своих союзников? Какие их слова лучше всего объясняют это?

Такое поведение представителей Великобритании и Франции можно объяснить позицией превосходства над странами – союзникам, сквозящего пренебрежения к ним. Лучше всего объясняют это слова представителя Франции Деладье, который разъясняет, что главы четырех правительств не располагают временем и ответа на соглашение не требуется. Иными словами, все уже решено. Скажите спасибо, что вас, в принципе, поставили в известность. Именно такую позицию занимала эта четверка стран (Германия, Италия, Великобритания и Франция).

3.В книге «Майн Кампф» Гитлер писал: «Таким образом мы, национал — социалисты, начинаем там…». Сравните это утверждение с политикой Гитлера в 1936—1939 гг. Изменилось ли мнение Гитлера после заключения пакта Молотова — Риббентропа?

Давайте говорить о том, что книга «Майн Кампф», написанная Гитлеров в заключении, есть практическое пособие по завоеванию мира. Не надо скрывать, что Гитлер хотел завоевать все земли, а не только те, которые расположены на востоке. Россия для него всегда была «лакомым кусочком», одна только наша необъятная территория «манила» его.

После заключения пакта Молотова – Риббентропа о ненападении между Германией и СССР, Гитлер и Сталин разделили Европу на сферы влияния, предоставляя друг другу полную свободу действий. В советскую сферу влияния вошли Финляндия, Латвия, Эстония, Бессарабия, Литва. Польшу Германия и СССР разделили между собой пополам. Несмотря на то, что договоренности были соблюдены, однако, 22 июня 1941 года Германия нарушила этот пакт и напала на СССР, тогда началась Великая Отечественная война.

Гражданская война в Испании — Студенты | Britannica Kids

Введение

Помимо двух мировых войн, Гражданская война в Испании была самым кровопролитным конфликтом в первой половине 20-го века. Она длилась два года и 254 дня — с 17 июля 1936 г. по 28 марта 1939 г. За это время погибло около 1 млн человек. Из этого миллиона примерно 600 000 человек погибли в боях — больше, чем во время Гражданской войны в США, которая длилась дольше.

Конфликт в Испании называют генеральной репетицией Второй мировой войны. Германия и Италия отправили оружие и несколько войск на помощь испанским националистам под руководством Франсиско Франко. Испанские республиканцы получили обширную помощь от Советского Союза. Обеим сторонам, но особенно республиканцам, помогали иностранцы, которые вызвались сражаться в группе под названием «Интернациональные бригады». Многие из этих добровольцев руководствовались ненавистью к фашизму, примером которой являются правительства Германии и Италии, а также идеалистическим преклонением перед коммунизмом. Добровольцы из США составили Бригаду Авраама Линкольна.

Истоки

Между Первой мировой войной и 1936 годом Испания стала почти неуправляемой. В стране было так много фракций и расколов, что ни одна политическая партия не могла их всех удовлетворить. Помимо многочисленных политических партий, от коммунистов слева до фашистов справа, существовали организации рабочих, которые хотели свергнуть правительство и создать новую экономику под контролем рабочих. Была очень сильная прокатолическая партия, противостоявшая могущественным элементам, которые хотели разрушить церковь. Региональная и этническая лояльность, особенно среди басков и каталонцев, требовали большей степени независимости.

В апреле 1931 года, столкнувшись с возможностью гражданской войны, король Альфонсо XIII покинул Испанию в изгнании. На смену его правлению пришла Вторая республика, которая в течение пяти лет переходила от кризиса к кризису. В феврале 1936 года к власти пришло правительство Народного фронта. Он состоял из группы партий, объединившихся для обеспечения победы левых. Правительство получило поддержку коммунистов, анархистов и синдикалистов (членов профсоюзов, которые хотели свергнуть капиталистическую систему и заменить ее рабочей экономикой). С появлением Народного фронта насилие вспыхнуло по всей Испании. Было 113 всеобщих и 218 частичных забастовок. Поджигатели подожгли 170 церквей, 69клубы и десять газет.

Как и в случае с Первой мировой войной, искрой, которая разожгла конфликт, стало убийство. В отместку за убийство лейтенанта-коммуниста бывший министр финансов Испании Хосе Кальво Сотело был арестован и убит 13 июля 1936 года людьми в офицерской форме. Четыре дня спустя в испанском Марокко вспыхнул армейский мятеж, возглавляемый Франко. В течение 48 часов армейские части по всей Испании присоединились к восстанию против политической нестабильности и левых сил.

Война

Гарнизоны по всей Испании восстали. На юге Севилья, Кордова, Гранада и Кадис немедленно попали в руки повстанцев. На севере вся Галисия, большая часть Леона и часть Астурии перешли на сторону армии или националистов. Неспособность повстанцев взять главные города Мадрид и Барселону затянула конфликт.

Националисты, с армией на их стороне, были хорошо вооружены и обучены. Народный фронт (республиканцы) был вынужден полагаться в основном на необученных добровольцев и на оружие, которое синдикалистские союзы хранили для собственного использования. Однако к концу первого месяца уже началась иностранная интервенция. Силы Франко получили войска, техников и большие запасы оружия из Италии и Германии.

Республиканцы искали и получали финансирование и оружие от Советского Союза и Мексики. Добровольцы из многих стран начали прибывать для формирования интернациональных бригад. Западные державы во главе с Францией и Великобританией проголосовали за нейтралитет, но вмешательство Германии, Италии и Советского Союза продолжалось до конца войны.

К августу 1936 года националисты объединили свои южные и северные территории, захватив Бадахос. Они немедленно направились в Мадрид, но короткий крюк в Толедо их задержал. Интернациональные бригады успели занять оборонительную позицию вокруг столицы, и Мадрид был вынужден выдержать 28-месячную осаду. Тем временем правительство переехало в Валенсию на восточном побережье.

Республиканцам мешали внутренние разногласия. Между ними свирепствовали ожесточенные разногласия, иногда приводившие к насилию. Небольшая гражданская война внутри общего конфликта была вызвана восстанием анархо-синдикалистов в Барселоне с 3 по 10 мая 1937 года.

Впоследствии они были изгнаны из правительства. Подавление коммунистами инакомыслия в районах, которые они контролировали, было безжалостным, особенно в Барселоне, и привело к гибели многих людей.

Франко стал безоговорочным лидером националистов 1 октября 1936. Военные действия медленно тянулись всю следующую зиму. Малага была взята в феврале 1937 года. Баскская столица Бильбао выдержала двухмесячную осаду до 19 июня. Сантандер пал 25 августа. После года войны силы Франко контролировали 35 из 50 столиц провинций, а республиканцы все еще боролись. собрать армию. Последним значительным военным достижением республиканцев стал захват Теруэля в Арагоне 9 января 1938 г., но город они потеряли 22 февраля.

г. С наступлением весны националисты начали почти одновременные кампании — одну в Каталонию на северо-восток, а другую на юг к Средиземному морю. К тому времени республиканцы, казалось, признали свое поражение. Временная неудача националистов возродила их надежды, но к концу года республиканская армия была истощена, их люди страдали от голода, а их территория заполнилась более чем 3 миллионами беженцев из националистических районов.

Британская энциклопедия, Inc.

Последнее наступление началось 23 декабря 19 г.38. Барселона пала 26 января 1939 года после 34-дневного штурма. Вскоре Франко контролировал всю Каталонию, и беженцы хлынули через границу во Францию. К весне внутренние разногласия республиканцев сделали их дело безнадежным. Националисты численностью 200 000 человек беспрепятственно вошли в голодающий Мадрид 28 марта. На следующий день республиканцы повсюду сдались. Началось 36-летнее правление Франко ( см. Франко, Франциско).

Жестокость и жестокость Гражданской войны в Испании потрясли весь мир. Республиканцы запретили религиозные службы. Церкви были сожжены или осквернены. Были убиты тысячи священников, в том числе десять епископов, а также многие католики-миряне. Националисты организовали массовые расстрелы.

Британская энциклопедия, Inc.

Даже сегодня живо вспоминается бомбардировка Герники националистами 26 апреля 1937 года, увековеченная на картине Пабло Пикассо ( см. Пикассо). Война также стала предметом большого количества литературы. Наиболее полная однотомная история — это « Гражданская война в Испании » Хью Томаса (ред. Изд. 1977 г.). Blood of Spain Рональда Фрейзера (1979) — превосходная устная история. Самая трогательная научно-популярная работа — «9» Джорджа Оруэлла. 0035 Посвящение Каталонии (1938 г.). Самый известный роман Эрнеста Хемингуэя «, по ком звонит колокол, » (1940). ( См. также Испания.)

Преподавание гражданской войны в Испании: обществознание/история

Для учителей обществознания/истории рассказы, включенные в первоисточники, могут обеспечить связь между историей США и всемирной историей и открыть новые осветить предметы, которые уже включены в существующие учебные программы: влияние Великой депрессии на идеологические тенденции граждан США, тоталитарные угрозы демократии, истоки Второй мировой войны, дебаты о постоянном напряжении в политической культуре США между изоляционизм и интервенционизм, влияние иммиграции и неожиданные последствия, приведшие к холодной войне. Первоисточники ALBA особенно продуктивны, если их преподают в контексте 19-го века.30-е годы (подъем фашизма), 1940-е годы (истоки Второй мировой войны) и 1950-е годы (холодная война, маккартизм). Планы уроков ALBA, основанные на контрастных исходных документах, предоставляют прекрасную возможность для вопросов, основанных на документах (DBQ). (См. также: Зачем преподавать гражданскую войну в Испании?)

> Перейти непосредственно к планам уроков

Преподавание общего ядра с помощью первичных документов

ALBA сотрудничает с учителями общественных наук, английского языка и испанского языка, разрабатывать планы уроков на основе привлекательных и доступных первоисточников — текстов, изображений, аудио — которые вызовут интерес у учащихся и при этом будут соответствовать общепринятым основным государственным стандартам в области навыков чтения, письма, разговорной речи, аудирования и использования средств массовой информации.

Подробнее

Планы уроков 

(нажмите на заголовок, чтобы увидеть весь план)
История США
Средняя школа
CCSS-ELA-Literacy.RH.9-10.2 — CCSS-ELA-Literacy.RH.9-10.1
афроамериканцы, подъем фашизма, нацизм, истоки Второй мировой войны, гражданские права, антисемитизм, геноцид.
История США
Средняя школа
CCSS.ELA-Грамотность.RH.11-12. – 2CCSS.ELA-Грамотность.RH.11-12.3
Билль о правах, свобода печати, изоляционизм, истоки Второй мировой войны, подъем фашизма (в Германии, Италии и Японии), Вторая китайско-японская война, власть главнокомандующего и дипломатическая власть президента.
История США
Средняя школа (стандарты ниже соответствуют 11 классу)
CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.2 –  CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.4 – CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.1 – CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.3 – CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.6 — CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.8
Изоляционизм, подъем фашизма, подъем нацизма, подъем коммунизма, посттравматическое стрессовое расстройство, контузия, гражданские бомбардировки, причины Второй мировой войны.
История США или Европы
11 или 12 – Примечание. Этот урок ориентирован на продвинутых учащихся, возможно, с отличием или на уровне Advanced Placement.
CCSS.ELA-Грамотность.RH.11-12.1
Возникновение фашизма, нацизма, коммунизма, анархии.
История США, Европейская история
Средняя школа
CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.2, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.6, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.8
Изоляционизм, истоки Второй мировой войны, подъем фашизма, подъем коммунизма, Великая депрессия, Лига Наций, Пакт Бриана-Келлога
История США, всемирная история, европейская история, обществоведение, правительство
9-12 классы
CCSS. ELA-Literacy.RH.9-10.4, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.6, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.1, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.9
Фашизм, нацизм, Гитлер, Муссолини, Холокост
Всемирная история
9
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.1 — — CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.9 — — LAFS.910.RI.4.10SS.912.W.7.7 — — SS.912.W.9.5 — — HE. 912.C.1
Вмешательство/невмешательство, фашизм, коммунизм, эпидемия/пандемия, изоляционизм, Акты о нейтралитете, Бригада Авраама Линкольна, Американское медицинское бюро, Врачи без границ, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), геморрагическая лихорадка Эбола, карантин, Центры по контролю за заболеваниями ( CDC)
История США
9-12
CCSS. ELA-Literacy.RH.9-10.4, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.6, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.9, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.10, CCSS .ELA-Грамотность.RH.11-12.7, CCSS.ELA-Грамотность.RH.11-12.9
Расизм, предрассудки, линчевание, гражданские права, фашизм, нацизм, коммунизм, гражданская война, изоляционизм, вторжение в Эфиопию
Всемирная история, 20 й История века, обществоведение, история искусства
9-12
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.2, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.2, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.7
Пропаганда, истоки Второй мировой войны, подъем фашизма, подъем коммунизма, авторитаризм, республика
История США, Европейская история, Всемирная история
9-12
CCSS. ELA-Грамотность.RH.11-12.7
Восстание фашизма, гражданская война, беженцы, нападения на мирных жителей на войне
История США
9-10 (на основе стандартов Common Core, применяемых к этому уроку)
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.4, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.6, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.8
Дискриминация, фашизм, коммунизм, Коминтерн, республика, красная паника, подрывная деятельность, лагеря для интернированных
История США или, точнее, история США после Второй мировой войны
9-12
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.4, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.1, CCSS.ELA-Literacy. RH.9-10.9
Фашизм, коммунизм, изоляционизм, нейтралитет, интервенционизм, интернационализм, Вторая мировая война, холодная война
История США, европейская и мировая история, право, обществоведение, правительство
10-12
CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.2, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.6, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.8
Эпоха Маккарти, Закон Маккаррана, свидетельские показания, Совет по контролю за подрывной деятельностью (SACB), свидетельские показания, красная угроза, первая поправка, антикоммунизм, гражданские права, подрывная деятельность, идеология. Совет редакторов, используйте ключевые термины: Верховный суд, мнение большинства, единогласное решение, Первая поправка, Плесси против Фергюсона, прецедент, отдельные, но равные, разделение властей, Браун против Совета по образованию)
История США
9-12
CCSS. ELA-Literacy.RH.9-10.1 или CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.1, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.6 или CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.6
Вьетнамская война, коммунизм, фашизм, холодная война, изоляционизм, интервенционизм, гражданские права, великое общество
Английский язык/Языковые искусства/Обществознание
9-12
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.9, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.7
Фашизм, нацизм, Герника, Женевская конвенция
Международная история/социология
9-12
CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.1, CCSS.ELA-Literacy.RH.9-10.4, CCSS.ELA-Literacy.RH.11-12.2
Международный комитет Красного Креста, Женевские конвенции, права человека
Международная история/социология
9-12
CCSS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *