Россия в первой половине XIX века. Общественно-политическая жизнь
С именем Александра I связана одна из известных легенд. Согласно ей, император инсценировал свою смерть в Таганроге. В 1830-е годы появилась версия, что император скрывается под именем старца Фёдора Кузьмича.
В ходе занятия вы узнаете о правовых реформах и мероприятиях по укреплению абсолютизма, восстании декабристов, общественном движении второй четверти 19 века.
В марте 1801 года российский престол занял Александр I. Молодой правитель был полон планов по обновлению государства.
В апреле 1801 года был создан Непременный совет – законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее доверенные лица. Александр I предложил Непременному совету законопроект о запрете продавать крестьян без земли. Затем император планировал ввести указ о разрешении недворянам приобретать земли с условием освобождения проживающих на них крестьян.
Однако Непременный совет не одобрил проект Александра I. Императору объяснили, что подобные действия могут привести к народным волнениям.
Также вокруг молодого императора сформировался круг единомышленников, которые воспитывались и учились вместе с Александром I. Они вошли в состав Негласного комитета, на заседаниях которого обсуждались проекты либеральных преобразований.
Негласный комитет был против ограничения самодержавия. Он отверг проект реорганизации Сената, который предусматривал получение Сенатом широких полномочий.
Несвоевременным был признан проект Платона Зубова о запрете продажи крепостных крестьян без земли и предоставлении государству права выкупать крестьян у помещиков.
В конце 1801 года появился указ о разрешении недворянам покупать ненаселённые земли. Следовательно, владение землёй перестало быть дворянской привилегией. Однако этот указ не повлиял на положение крестьян. Он в большей мере коснулся купцов, покупавших земли под строительство торгово-промышленных заведений.
В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах. Помещики моги отпускать своих крестьян, предоставляя им землю за выкуп. Свободные крестьяне образовывали новое сословие вольных хлебопашцев.
Принимая этот указ, власть давала дворянам понять, что одобряет процесс освобождения крепостных.
Указ носил рекомендательный характер и на практике почти не был применён. За всё время правления Александра I только около половины процента крестьян смогли выкупить себе свободу.
В 1802 году Александр I провёл реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства и образован Кабинет министров. Наиболее широкие полномочия получило министерство внутренних дел.
Новый этап преобразований начался в 1809 году, когда к разработке реформ был привлечён Михаил Михайлович Сперанский. Он подготовил «Введение к Уложению государственных законов».
Сперанский предложил создать выборный высший законодательный орган – Государственную думу.
Управление государством предполагалось осуществлять на основе разделения властей. Законодательная власть должна быть передана Государственной думе. Исполнительная власть – министерствам. Судебная власть – Сенату.
Сперанский предложил создать Государственный совет, задачей которого должно было стать утверждение законов, принятых Государственной думой.
Всё население России предлагалось разделить на три сословия:
дворянство;
«среднее состояние», в которое вошли бы купцы, мещане, государственные крестьяне;
«народ рабочий», включавший крепостных крестьян, домашних слуг и рабочих.
Итогом преобразований Сперанский видел ограничение самодержавия. Александру I понравился его проект. Однако осуществлять его нужно было постепенно. 1 января 1810 года учредили Государственный совет.
План Сперанского по разделению Сената на Правительствующий и Судебный был отвергнут. А идею создания Государственной думы не поддержало дворянство.
Александр I прекрасно понимал, что критика Сперанского в большей степени относится к нему самому. Император помнил о судьбе отца, погибшего в результате дворянского заговора. Сперанский был отправлен в отставку, а его проекты так и остались не реализованными.
После Отечественной войны 1812 года авторитет Александра I значительно возрос. Это позволило императору вернуться к реформам.
В 1816–1819 годах крестьяне Эстляндии, Курляндии и Лифляндии стали лично свободными. При этом они не получили земли.
В тайне разрабатывался проект освобождения российских крестьян, над которым работал Алексей Андреевич Аракчеев. Он предлагал государству выкупать крестьян при переходе имений от одного владельца к другому.
В 1815 году Александр I даровал Царству Польскому конституцию, которая закрепляла его особый статус в составе Российской империи. Царство Польское подчинялось российскому императору, но сохраняло широкую автономию и самоуправление.
Доверием Александра I пользовался Николай Новосильцев.
Император поручил ему разработку проекта конституции. В 1820 году был готов проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи». Новосильцев предлагал создать двухпалатный парламент – Государственный сейм, состоящий из Сената и Посольской избы. Без него император не мог принимать какие-либо законы. Однако, сами законопроекты для обсуждения вносил лично император. Однако Александр I так и не рискнул ввести в действие Уставную грамоту.
В итоге Александр I отказался от проведения реформ. Императору не хватало людей, способных поддержать его идеи. В обществе также было мало сторонников реформ.
Противоречивым был и сам замысел преобразований. Александр I хотел совместить либеральные реформы с существующим государственным строем; конституцию с самодержавием.
Политика правительства не соответствовала ожиданиям русского народа. Со временем стало очевидным превращение самодержавия в консервативную охранительную силу, которая не способна на преобразования. Это вызвало стремление некоторых представителей российского общества вступить в борьбу с правительством.
В 1816 году был создан «Союз Спасения». Чёткой программы Союз не имел. На его тайных заседаниях обсуждалась возможность военного переворота. Но дальше слов дело не заходило. Члены Союза спасения не были готовы к решительной борьбе.
В 1818 году «Союз спасения» был преобразован в «Союз благоденствия», насчитывавший около двухсот человек. Члены Союза в статьях и художественных произведениях обличали невежество чиновников и жестокость помещиков. Устав общества назывался «Зелёная книга». В Уставе были описаны основные цели «Союза благоденствия»: совершенствование нравов, распространение гуманных взглядов и просвещения.
В 1820 году произошло восстание Семёновского полка, в котором собрались просвещённые офицеры, установившие гуманные порядки. Полк взбунтовался против действий полковника Шварца, офицеры не хотели служить под его руководством. Зачинщиков восстания отправили на каторгу, а остальных участников расформировали по разным полкам.
После того, как усилилась реакционная политика правительства, некоторые члены Союза благоденствия пересмотрели свои взгляды.
Союз был распущен в 1821 году, а вместо него появились Северное общество в Петербурге и Южное общество в украинском городе Тульчине.Целью этих обществ стала подготовка военного восстания, в ходе которого они хотели захватить власть в государстве. Члены тайных обществ не хотели привлечения населения к участию в восстании, так как опасались, что не смогут контролировать народные массы. Главной опорой для заговорщиков стали военные.
Северное и Южное общества подготовили свои программные документы, в которых раскрывался план преобразований.
Конституция Северного общества была составлена Никитой Муравьёвым. Она предусматривала замену самодержавия конституционной монархией. Царь оставался главой исполнительной власти, но не вмешивался в законодательную, которая переходила в руки Народного веча. Это был орган, избираемый из граждан России на основе высокого имущественного ценза. Он состоял из двух палат: Верховной думы и Палаты представителей народных.
Также Муравьёв предлагал превратить Россию в федерацию, состоящую из «держав» и областей. В каждой «державе» должны быть свой правитель и вече.
Конституция ликвидировала крепостное право. Крестьяне получали свободу и земельный участок, равный двум десятинам.
Программа Южного общества получила название «Русская правда», её автором стал Павел Пестель. «Русская правда» носила более радикальный характер по сравнению с Конституцией Муравьёва.
Пестель хотел ликвидации монархии и установления республиканского строя. Во главе законодательной власти должно было находиться Народное вече, а исполнительная власть переходила в руки Державной думы.
Избирательное право получали все мужчины старше 20 лет. Избирательного ценза «Русская правда» не предусматривала.
Пестель выступал за сохранение централизованного государства.
Интересным было его решение крестьянского вопроса. Планировалось создать общественный земельный фонд, состоящий из монастырских, государственных и частично конфискованных у помещиков земель. Земельные участки закреплялись за крестьянами безвозмездно.Земли, оказавшиеся вне общественного фонда, оставались в руках помещиков. На них предполагалась организовать товарные хозяйства.
Таким образом, оба общества имели чёткую программу действий в случае успеха восстания.
19 ноября 1825 года неожиданно умер Александр I. У императора не было детей, поэтому унаследовать престол должен был следующий по старшинству сын Павла I Константин. Однако существовал тайный документ, в котором Константин отрекался от престола.
Несмотря на это 27 ноября Москва и Петербург присягнули Константину Павловичу. Но манифеста о его вступлении на престол не было и Константин не отрекался от власти в качестве императора. Сложилась ситуация междуцарствия.
В результате спустя несколько дней Константин повторно отрёкся от престола. Сенат признал права на престол младшего брата Константина Николая Павловича.
Присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года. Сложившейся ситуацией решили воспользоваться члены Северного общества. Они хотели организовать попытку военного переворота.
К 11 часа утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли несколько воинских частей. К этому времени сенаторы уже принесли присягу новому императору и разошлись. Ранее диктатором восстания был назначен Трубецкой, но в назначенное время он не явился на площадь.
Пока шли споры о выборе нового руководителя восстания Николай I привёл на площадь оставшиеся верными ему войска и попытался вступить в переговоры с мятежниками.
Переговоры пытался вести популярный среди солдат герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович. Однако он был смертельно ранен Петром Каховским.
К вечеру 14 декабря Николай I перешёл к решительным действиям. По восставшим открыли стрельбу картечью, после чего мятежники были вынуждены отступать. Уже к шести часам вечера восстание было подавлено. Его участников подвергли аресту и предали суду. Следственную комиссию возглавлял сам император.
В результате Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Пётр Каховский были приговорены к повешению. Некоторых декабристов отправили на каторгу, а некоторых – на поселение в Сибирь.
Вторая четверть XIX века вошла в историю как «эпоха николаевской реакции».
Основным средством укрепления самодержавия по мнению Николая I было усиление бюрократического контроля.
Был создан корпус жандармов, который стал исполнительным органом Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В 1826 году был принят цензурный устав.
1830–1850-е годы стали для России периодом перехода к индустриальному обществу. Этот процесс оказал влияние и на развитие идеологии. Главным вопросом общественной жизни стал выбор пути развития государства. Оформились три направления общественного движения: консервативное, либеральное и радикальное.
Консерваторы стремились к сохранению самодержавия и крепостничества, которые были основами государственного строя России.
Наиболее чёткое представление об идеях консерваторов даёт теория официальной народности, разработанная Сергеем Семёновичем Уваровым. В основу теории легли три принципа: православие, самодержавие, народность.
Либеральное направление было представлено западниками и славянофилами. Оба течения соглашались в том, что социально-политической системе России нужны реформы. Их представители понимали гибельность крепостного права.
Западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, и, в конце концов, стать парламентской конституционной монархией.
Славянофилы не принимали европейский путь. Все постигшие Россию беды они связывали с реформами Петра I.
К радикальному направлению принадлежали сторонники кардинальных перемен, которые могли быть достигнуты путём революции. Среди них можно выделить кружок братьев Критских, кружок Николая Станкевича, кружок петрашевцев.
Среди радикалов возникали социалистические идеи. В начале 1830-х годов появился кружок Герцена-Огарёва. Позже Александр Герцен стал автором теории русского социализма. Он утверждал, что в России есть всё для построения социализма: крестьянская община, право людей на землю, крестьянское самоуправление и коллективизм. Это в значительной степени отличало Россию от Западной Европы и могло стать основой для создания социалистического общества.
Давайте подведём итоги.
Александр I начал проведение либеральных реформ, однако позже отказался от этой идеи.
Михаил Сперанский подготовил «Введение к Уложению государственных законов».
В 1820 году Новосильцев подготовил проект конституции, называвшийся «Уставная грамота Российской империи».
В 1821 году «Союз благоденствия» распался на Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине.
14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов.
Во второй четверти XIX века оформились три направления общественного движения: консервативное, либеральное и радикальное.
Разные стороны жизни России в первой половины XIX века (кратко)
Россия в первой половине XIX века принадлежала к числу величайших держав мира. Однако в этот период в ее истории нетрудно заметить сочетание противоречивых явлений и тенденций, которые в результате и привели к усилению революционной борьбы и бурным потрясениям начала века двадцатого.
Условно описываемый период можно ограничить правлением двух императоров: Александра I (1801-1825) и Николая I (1825-1855). Если второй из них открыто и последовательно был приверженцем палочной дисциплины (за что и был прозван в армии Николаем Палкиным), то первый делал попытки поиграть в либерала. Примерами «демократичных» нововведений этого царя могут стать отмена телесных наказаний для дворян и купцов, разрешение русским выезжать за границу без особого разрешения, создание «Непременного совета» для «надзора за соблюдением законности» и принятие указа о вольных хлебопашцах (1803 год). Но рядом со всем этим соседствовал режим тотальной слежки и казарменных правил, который связывали с именем генерала Аракчеева. Но действовал-то Аракчеев при полном одобрении царя!
Российская экономика первой половине XIX века продемонстрировала немалый шаг вперед. Появились первые признаки промышленного переворота (в том числе железная дорога). Росло количество промышленных предприятий и рабочих на них (более чем в три раза за 50 лет). В центральной части страны появились шоссейные дороги. Но одновременно сохранялся отсталый крепостнический уклад, и это при том, что крестьяне составляли около 80% населения. В первой половине XIX века даже в промышленности работали в основном крепостные, «приписанные» к предприятиям. Конечно, при этом невозможно было говорить о появлении прослойки квалифицированных, сознательных рабочих. Замедлялось и развитие сельского хозяйства, которое уже не могло опираться на невольный труд крепостных. Россия все больше отставала в экономике от своих западных соседей.
Территория империи продолжала увеличиваться, Россия продвигалась на Кавказ, были присоединены Казахстан, Азербайджан, значительные территории в Средней Азии, Бессарабия, Приамурье. Однако национальные земли вовсе не были спокойны, чтобы удерживать их в составе империи, требовались значительные усилия. В 1830-1831 годах разразилось мощное восстание в Польше (оно захватило также украинские и белорусские земли). Больше 20 лет (1834-1859 годы) боролись против русского присутствия горцы Кавказа во главе с имамом Шамилем. Даже современники называли это «войной», а не «бунтом».
Русская военная политика первой половины XIX века знала немало удач. Победой закончились войны с наполеоновской Францией (несмотря на чувствительные неудачи в период с 1801 по 1811 годы). Успешно были проведены две кампании против Турции и война с Ираном (1826-1828). Но Крымская война против Франции и Англии (1853-1856) принесла довольно позорное поражение. Был потерян Черноморский военный флот, Россия лишилась многих обретенных ранее внешнеполитических приобретений. Легендарная оборона Севастополя и успехи военных действий на Кавказе показали, что русский солдат все еще хорош. Но вот обеспечение армии устарело, и поэтому Россия уступила технически более передовым странам. Во внешнюю политику русский царизм привнес боязнь любого инакомыслия, что превратило Россию в «жандарма Европы». Именно стремлением уничтожить даже намек на революционную идею порожден Союз трех императоров, оформившийся в 1814-1815 годах. Россия выступала инициатором этой договоренности.
В то же время многие русские совсем не разделяли этой точки зрения. Первая половина века стала эпохой зарождения российской революционности. Самым ярким событием стало, конечно, восстание декабристов в 1825 году. В стране распространялись идеи Великой французской революции и социалистов-утопистов. В этот же период начал свою деятельность Александр Герцен, ставший первым русским революционным издателем.
Первую половину XIX века следует считать периодом стремительного взлета русской культуры. Достаточно сказать, что это была эпоха Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Глинки, Брюллова. Впервые Карамзиным была сделана попытка систематизировать на научной основе информацию по русской истории. Открывались новые университеты, в том числе такие значительные, как Харьковский (1805) и Киевский (1834). И вместе с тем, больше трех четвертей населения страны составляли люди вовсе или почти безграмотные. Образованию навязывалась богословская доктрина, а Николай I и вовсе считал, что людям незачем ничего знать сверх того, что им необходимо для службы.
Как видим, первая половина XIX века выделила и углубила все основные противоречия русской жизни. Стал очевидным кризис старой государственной системы, и возникли вопросы, кто и как будет эту систему менять.
Добавить комментарий
ОЭСР | Война в Украине
72 результатов
12.02.2022
Отчет
Восстановление Украины путем усиления регионального и муниципального управления
До вторжения России в Украину 24 февраля 2022 г. реформы развития и децентрализации. Эти реформы привели к созданию 1 469 объединенных муниципалитетов, разработке сложной многоуровневой системы планирования регионального развития, а также к значительному увеличению предоставления местных государственных услуг и государственного финансирования регионального и местного развития. Однако реформы столкнулись с рядом проблем, многие из которых значительно усугубились войной России против Украины. Эти проблемы включают усиление регионального экономического, демографического неравенства и неравенства в уровне благосостояния, раздробленность региональной системы финансирования развития, а также заметные расхождения в муниципальных административных, кадровых и финансовых возможностях. В этом отчете представлен углубленный анализ прогресса Украины в реализации ее многоуровневых реформ управления и исследуется роль субнациональных органов власти в управлении стихийными бедствиями. Оттуда он рекомендует, как Украина вместе с международными партнерами может использовать многоуровневое управление, региональное развитие и децентрализацию для поддержки субнациональной реконструкции и восстановления для удовлетворения неотложных гуманитарных потребностей, восстановления местной экономики и местных сообществ и повышения их устойчивости.
ключевое слово
:
12. 02.2022
Политический ответ
Обращение к регионам и местным органам власти для восстановления Украины способствовал устойчивости регионов и муниципалитетов страны после агрессивной войны России против Украины. На основе отчета ОЭСР «Восстановление Украины путем укрепления регионального и муниципального управления» в нем также показано, как достижения многоуровневых реформ управления в Украине после 2014 года могут стать ступеньками для эффективной субнациональной реконструкции и восстановления. Наконец, в нем представлены конкретные рекомендации о том, как директивные органы могут использовать местный опыт и дополнительно наращивать субнациональный потенциал для разработки и реализации проектов реконструкции и отслеживания прогресса, а также для содействия долгосрочному устойчивому региональному и местному развитию.
ключевое слово
:
12.02.2022
Бумага
Разработка и предоставление услуг в Восточном регионе Европейской политики соседства
Страны Восточного европейского соседства уже некоторое время активно участвуют в улучшении предоставления услуг гражданам и предприятиям. . Некоторые из них выбрали флагманские инициативы (часто с крупномасштабными универсальными решениями), некоторые — цифровизацию услуг, а некоторые — поэтапный подход к процессу модернизации предоставления услуг. В этом сравнительном документе описывается состояние дел в области разработки и предоставления государственных административных услуг в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове и Украине. Государственные административные услуги охватывают широкий спектр взаимодействий с правительством (и внутри него): направление запросов, заявлений, регистрации и платежей, а также получение информации, документации, решений и средств. Эти контакты позволяют пользователям услуг (гражданам, предприятиям и неправительственным организациям) осуществлять права, получать доступ к правам, выполнять обязательства и достигать целей. Наряду с описанием и анализом общих рамок предоставления услуг, институциональной структуры и практической реализации, в этом документе представлен сравнительный анализ набора жизненных событий и освещаются вдохновляющие практики из разных стран.
25/11/2022
Документ
Тенденции, типы инвесторов и движущие силы ПИИ в области возобновляемых источников энергии
Поскольку прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут помочь смягчить последствия изменения климата, важно понимать, какие факторы привлекают ПИИ в энергетику. Большая доля ПИИ в энергетику поступает из-за пределов энергетического сектора, и, учитывая, что ПИИ в возобновляемую энергетику также поступают из-за пределов энергетического сектора, стоит изучить, отличаются ли движущие силы этого типа ПИИ от тех, которые стимулируют инвестиции фирм, работающих в энергетическом секторе. сектор. В этом документе показано, что ПИИ в возобновляемые источники энергии увеличиваются, в то время как ПИИ в ископаемое топливо потенциально замедляются. Результаты эмпирического анализа показывают, что как более широкие инвестиционные условия, так и сила климатической политики жизненно важны для обеспечения благоприятной среды для ПИИ в возобновляемые источники энергии, но степень, в которой эти факторы влияют на инвестиционные решения, варьируется в зависимости от того, откуда приходят инвесторы: новые проекты инвесторы, не относящиеся к энергетическому сектору, кажутся менее чувствительными к политике принимающих стран по смягчению последствий изменения климата, в то время как их выбор местоположения тесно связан с более широкими инвестиционными условиями в принимающих странах.
ключевое слово
:
25.11.2022
Меры политики
Поддержка социального и эмоционального благополучия студентов-беженцев из Украины в принимающих странах
Вторжение России в Украину привело к крупнейшему кризису вынужденного переселения в недавняя история, при этом большая часть бегущих составляют дети и молодые люди. Стрессовый и травматический опыт, с которым, возможно, столкнулись украинские беженцы, может привести к различным проблемам с психическим здоровьем, которые, если их не решить, могут иметь долгосрочные последствия для их развития. Школы в принимающих странах играют жизненно важную роль в удовлетворении потребностей учащихся-беженцев, предоставляя пространство, где они могут чувствовать себя в безопасности, продолжать обучение и получать доступ к услугам психосоциальной поддержки. Школы также могут служить площадками для социального и эмоционального обучения, что необходимо для того, чтобы помочь учащимся справиться с проблемами, связанными с адаптацией к новой культуре, и облегчить их интеграцию в образование и общество. В этом кратком обзоре обсуждается, как системы образования в принимающих странах могут поддерживать социальное и эмоциональное благополучие украинских учащихся, опираясь на существующие примеры политики и практики.
ключевое слово
:
15.11.2022
Политический ответ
Как война на Украине влияет на космическую деятельность
Агрессивная война России против Украины демонстрирует новую роль коммерческих космических систем в кризисном управлении. Повышение доступности коммерческих спутниковых данных и сигналов способствует повышению качества и устойчивости государственных систем, а также телекоммуникаций и контроля за военными действиями и воздействиями на землю для гражданских лиц. Но война также выявила уязвимые места космической инфраструктуры и глобальных цепочек поставок. Это также вызвало ряд новых угроз, в частности, непредвиденное использование третьими сторонами спутниковых данных и сбои в работе гражданских телекоммуникаций. Кроме того, текущая геополитическая ситуация ставит вопросы о будущем международного сотрудничества в космической деятельности, в то время, когда крайне необходимо коллективно управлять использованием орбитальных ресурсов. Эта программная записка включает рекомендации ОЭСР в отношении политических мер, направленных на повышение устойчивости космической инфраструктуры, управление доступом к данным и сигналам и их использование, а также обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности.
ключевое слово
:
11.04.2022
Paper
Новый ландшафт для космических приложений
явный разрыв с прошлым. Расширенный охват, достижения в области цифровых технологий и, что немаловажно, бесплатная и/или коммерческая доступность космической продукции открывают множество новых возможностей для использования как государственными, так и неправительственными субъектами. Это дает важные преимущества для пользователей и граждан, но также приводит к новым проблемам с точки зрения управления данными, устойчивости инфраструктуры и цепочки поставок, а также международного сотрудничества. В этой статье используются иллюстрации из войны в Украине, чтобы осветить последние события в этом секторе, поместив их в более широкий контекст цифровизации и государственных инвестиций в космос. В нем обсуждается растущее значение космических технологий для общества и предлагаются варианты политики и ресурсы из других направлений работы ОЭСР.
ключевое слово
:
11.04.2022
Политический ответ
Будущее науки в Украине
Этот политический ответ отражает то, как политические действия могут формировать будущее научной системы Украины и способствовать послевоенному восстановлению . Он опирается на несколько показателей ОЭСР и подчеркивает проблему «утечки мозгов» как структурную проблему, которая усугубляется агрессивной войной России против Украины. Затем он приводит доводы в пользу международной координации по циркуляции и обмену талантами, чтобы предотвратить необратимую потерю научного опыта для ключевых отраслей и образования будущих поколений в Украине. В политическом ответе также утверждается, что страны ОЭСР могут установить новые и укрепить научные отношения с Украиной, а также принять временные меры для помощи как уволенным ученым, так и тем, кто остается на своих должностях в очень сложных условиях.
ключевое слово
:
11.04.2022
Меры политики
Восстановление лучшей инновационной экосистемы в Украине а также ускорение утечки мозгов. В период реконструкции наука, технологии и инновации могут внести свой вклад в социальную трансформацию Украины, подпитывая ориентированную на инновации промышленную стратегию, которая также включает развитие связей с отдельными частями академического сектора, которые сами должны быть укреплены для служить этой цели. Он также может внести значительный вклад в «зеленый» переход Украины за счет стимулирования массового предпринимательства в сотрудничестве с академическими кругами, в частности, на основе небольшого, но превосходного научного производства Украины в области наук об окружающей среде и планетологии. В кратком изложении представлены конкретные рекомендации по политике, которые могут помочь лицам, определяющим политику, устранить обязательные препятствия на пути к достижению этих целей.
ключевое слово
:
11.03.2022
Политический ответ
Дезинформация и агрессивная война России против Украины
В этом документе представлен обзор того, как агрессивная война России против Украины иллюстрирует непосредственные угрозы, исходящие от дезинформации. а также реакции руководства на противодействие этому. Основное внимание в нем уделяется дезинформации в отношении российской вооруженной агрессии против Украины, включая субъектов, инструменты и нарративы, используемые для оправдания вторжения и поддержки войны. В документе также указаны усилия правительства по противодействию распространению дезинформации, в том числе усилия по обеспечению распространения достоверного контента, развитию международного сотрудничества и поддержке гражданского общества и субъектов СМИ в повышении устойчивости к распространению ложного и вводящего в заблуждение контента.
ключевое слово
:
10.13.2022
Отчет
Обзор энергетического сектора Казахстана, 2022 г. рассмотреть страны-члены. Мероприятие проводилось под эгидой программы EU4Energy, которую реализуют МЭА и Европейский союз совместно с Секретариатом Энергетического сообщества и Секретариатом Энергетической хартии. Казахстан взял на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и повышению роли возобновляемых источников энергии в своем энергоснабжении, но зависимость от больших запасов недорогого отечественного угля и отсутствие гибких генерирующих мощностей делают это проблемой. Нефть по-прежнему обеспечивает большую часть экспортных поступлений страны и государственных доходов, в то время как многие страны-импортеры нефти обязались сократить потребление ископаемого топлива, и большая часть экспорта нефти в настоящее время идет транзитом через Российскую Федерацию. Низкие внутренние цены на энергоносители являются социальным приоритетом для правительства, но затрудняют продвижение энергоэффективности и стимулирование коммерческого производства газа для внутреннего рынка. управление, энергоэффективность и безопасность поставок.
ключевое слово
:
10.13.2022
Отчет
Обзор энергетической политики Молдовы, 2022 г.
Молдова в значительной степени зависит от импорта ископаемого топлива и электроэнергии, при этом подавляющая часть природного газа поступает из Российской Федерации . Молдова приложила значительные усилия для диверсификации своих источников снабжения и повышения надежности поставок как электроэнергии, так и газа. Продолжается дальнейшая интеграция с Европой в отношении импорта газа и электроэнергии, поскольку Молдова отдает приоритет отказу от российских источников энергии. Аварийная синхронизация с ENTSO-E в марте 2022 года, вызванная вторжением России в Украину, приблизила Молдову к полноценной торговле электроэнергией с Европой. С тех пор, как Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом в 2014 году, она работает над принятием основного законодательства ЕС. Национальная энергетическая стратегия Молдовы на период до 2030 года отражает эту работу с ключевыми приоритетами правительства, включая: обеспечение безопасности энергоснабжения; дальнейшее развитие конкурентных рынков и интеграция на региональном и европейском уровне; и обеспечение устойчивости энергетического сектора при смягчении последствий изменения климата. Увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе Молдовы остается ключом к достижению приоритетов страны, поскольку оно направлено на усиление региональной и европейской интеграции. развитие свободных и конкурентных энергетических рынков и ускорение перехода к более устойчивой, чистой и эффективной энергетической системе.
ключевое слово
:
10.04.2022
Документ
Влияние российского вторжения на Украину на страховые рынки
В этой записке оценивается непосредственное воздействие широкомасштабной агрессии России против Украины на мировые страховые рынки. В нем рассматриваются прямые последствия войны для отрасли, такие как убытки, возникающие в определенных областях специализации, и ограничения на предоставление страховых услуг, а также косвенные воздействия, такие как повышенная макроэкономическая и финансовая волатильность рынка, которая, в свою очередь, влияет на страховщиков.
ключевое слово
:
10.04.2022
Политический ответ
Предоставление административных услуг во время войны
Крупномасштабная агрессия России против Украины резко изменила то, как и какие административные услуги предоставляются ее гражданам. Физические объекты и коммуникационная инфраструктура были повреждены или заняты во многих районах страны. Это создало необходимость адаптации или предложения новых способов предоставления административных услуг и создания совершенно новых услуг. Систему предоставления услуг пришлось перезапускать, адаптировать и даже трансформировать. В первые дни войны служб почти не было. Через три месяца система адаптировалась к условиям военного времени. Украинская система предоставления административных услуг доказала свою устойчивость с точки зрения безопасности и защиты, а также с точки зрения реагирования на новые потребности населения. Усилия правительства по упрощению, дерегулированию и цифровизации будут продолжаться и после войны.
ключевое слово
:
29/08/2022
Отчет
Отчет о рынке электроэнергии, июль 2022 г.
как поставки ископаемого топлива, так и экономические перспективы. Вторжение России в Украину разрушило все надежды на снижение цен на энергоносители в ближайшем будущем после сильного роста, наблюдавшегося во второй половине 2021 года. В Европе ситуация вызвала усиление амбиций и усиление политики, направленной на переход к чистой энергии и снижение зависимости от импорта топлива. Но в краткосрочной перспективе это также привело к частичному возврату к производству электроэнергии на основе угля. Ожидается, что вялый экономический рост замедлит рост мирового спроса на электроэнергию в 2022 и 2023 годах и составит менее половины темпов, наблюдавшихся в 2021 году. Несмотря на переход с газа на уголь и низкую доступность атомных электростанций в Европе, глобальные выбросы в электроэнергетике могут немного снизиться в 2022 году. и 2023 г., что отражает сочетание замедления спроса на электроэнергию и вытеснения ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. В обновленном отчете МЭА о рынке электроэнергии за июль 2022 г. представлены наши последние прогнозы глобального спроса на электроэнергию, предложения и выбросов до 2023 г. В свете вторжения России в Украину , мы также уделяем особое внимание ситуации в Европе, обсуждая последние события и планы на будущее.
ключевое слово
:
29/08/2022
Отчет
Отчет о рынке газа за 3 квартал 2022 года
Российское вторжение в Украину усугубило сокращение поставок природного газа, продолжающееся с середины 2021 года, что привело к дальнейшему повышению цен для потребителей и ведет к переключению на другое топливо и разрушению спроса. Это также создает более долгосрочную неопределенность в отношении рыночных перспектив природного газа, особенно на развивающихся рынках, где он должен был играть центральную роль в переходе к энергоресурсам. Ожидается, что спрос на природный газ снизится в 2022 году и останется низким до 2025 года. Поэтапный отказ от поставок СПГ по российским трубопроводам и ограниченное увеличение экспортных мощностей СПГ в мире повышают риск длительного дефицита на рынках. Более быстрая разработка и реализация политики перехода на экологически чистую энергию, особенно на зрелых газовых рынках, ослабили бы ценовую конкуренцию и помогли бы развивающимся рынкам получить доступ к поставкам, которые могут способствовать краткосрочным улучшениям углеродоемкости и качества воздуха. среднесрочный прогноз и анализ мировых рынков газа до 2025 г., а также обзор последних изменений на основных региональных рынках газа в первой половине 2022 г.
ключевое слово
:
29/08/2022
Доклад
Атомная энергетика и безопасные энергетические переходы
Атомная энергетика и безопасные энергетические переходы: от сегодняшних вызовов к завтрашним экологически чистым энергетическим системам – это новый отчет Международного агентства по энергетике в нем рассматривается, как ядерная энергия может помочь справиться с двумя основными кризисами — энергетическим и климатическим, — с которыми сегодня сталкивается мир. Вторжение России в Украину и перебои с глобальными поставками энергоносителей, которые она вызвала, заставили правительства пересмотреть свои стратегии энергетической безопасности, сосредоточив внимание на развитии более разнообразных и внутренних поставок. Для многих правительств ядерная энергия является одним из вариантов достижения этой цели. В то же время многие правительства в последние годы активизировали свои амбиции и обязательства по достижению нулевого уровня выбросов. Ядерная энергетика и безопасные переходы в энергетике дополняют знаменательный отчет МЭА за 2021 год «Нулевой баланс к 2050 году: дорожная карта для глобального энергетического сектора». Это достигается за счет углубленного изучения потенциальной роли ядерной энергетики как источника электроэнергии с низким уровнем выбросов, которая доступна по запросу в дополнение к ведущей роли возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия, в переходе к системам электроснабжения с нулевыми выбросами. В этом контексте, в отчете рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются инвестиции в атомную энергетику, особенно в странах с развитой экономикой, в областях стоимости, производительности, безопасности и обращения с отходами. В нем рассматривается дополнительная проблема достижения целевых нулевых показателей с использованием меньшего количества ядерной энергии, чем предусмотрено в дорожной карте МЭА Net Zero, а также то, какие целевые показатели затрат могут позволить ядерной энергетике играть более важную роль в энергетическом переходе. Для стран, где ядерная энергетика считается приемлемой частью будущего энергетического баланса, в новом отчете определяются потенциальные политические, нормативные и рыночные изменения, которые могут быть реализованы для создания новых инвестиционных возможностей. В нем также рассматривается роль новых технологий, особенно малых модульных реакторов, а также их потенциальная разработка и внедрение.
ключевое слово
:
29/08/2022
Доклад
Обоснование энергетической безопасности при борьбе со сжиганием попутного газа и утечками метана
Неспровоцированное вторжение России в Украину оказало огромное влияние на мировую энергетическую систему. Россия была крупнейшим в мире экспортером нефти и природного газа в 2021 году, и энергетические рынки были потрясены, что привело к серьезным рискам для энергетической безопасности и поставок во всем мире. В настоящее время добываются значительные ресурсы газа, которые не попадают на рынок, потому что они сжигание в факелах и утечки по всей цепочке поставок нефти и газа. По оценкам этого отчета, около 210 миллиардов кубометров (млрд куб. Европейский союз должен был реализовать эти две меры, они могли бы увеличить экспорт газа более чем на 45 млрд кубометров с использованием существующей инфраструктуры, что эквивалентно почти одной трети экспорта российского газа в ЕС в 2021 году9.0003
ключевое слово
:
08.05.2022
Политический ответ
Влияние и политические последствия агрессии России против Украины на сельскохозяйственных рынках
Агрессия России против Украины с февраля 2022 года подрывает урожай и способность последней экспортные культуры. Сокращение экспортных мощностей из Украины и России, а также рост цен на энергоносители и удобрения приводят к росту мировых цен на продовольствие, тем самым угрожая глобальной продовольственной безопасности. Выводы, представленные в этом обзоре, позволяют предположить, что полная потеря экспортных возможностей Украины вместе с 50-процентным сокращением экспорта российской пшеницы может привести к увеличению мировых цен на пшеницу на 34% в 2022/23 маркетинговом году.
ключевое слово
:
08.04.2022
Политический ответ
Поставки критически важного сырья находятся под угрозой из-за войны России с Украиной поставки сырья, необходимого для промышленного производства и перехода к «зеленой» экономике. Эти уязвимые места цепочки поставок являются результатом экспортных ограничений, двусторонней зависимости, отсутствия прозрачности и сохраняющейся рыночной асимметрии, включая концентрацию производства всего в нескольких странах. Коллективный и скоординированный подход стран ОЭСР может способствовать экономической безопасности, сохраняя при этом преимущества открытых рынков и международной торговой системы, основанной на правилах.
ключевое слово
:
Подробнее
Влияние российского вторжения на Украину на рынки: ответ ЕС
- Цены на энергоносители и надежность поставок
- Продовольственные рынки
- Мобильность людей и товаров
Цены на энергию и надежность поставок
Со второй половины 2021 года в ЕС и во всем мире наблюдается резкий рост цен на энергоносители. Цены на топливо еще больше выросли в результате неспровоцированной и необоснованной агрессии России против Украины, что также вызвало опасения, связанные с надежностью энергоснабжения в ЕС. Решение России приостановить поставки газа в ряд стран-членов ЕС еще больше повлияло на ситуацию.
Прекращение зависимости от российского ископаемого топлива
Инфографика — Откуда поступает газ в ЕС?
Посмотреть полную инфографикуВ соответствии с Версальской декларацией, принятой в марте 2022 года, лидеры 27 государств-членов ЕС договорились о поэтапном отказе от зависимости ЕС от российских ископаемых видов топлива как можно скорее.
30-31 мая 2022 года Европейский совет согласовал запрет почти 90% всего импорта российской нефти до конца 2022 года — с временным исключением для сырой нефти, поставляемой по трубопроводу.
Принимая во внимание различные энергетические структуры, условия и обстоятельства стран-членов ЕС, лидеры ЕС призвали:
- к дальнейшей диверсификации источников и маршрутов энергоснабжения
- ускорение внедрения возобновляемых источников энергии
- дальнейшее повышение энергоэффективности
- улучшение соединений газовых и электрических сетей
Обеспечение безопасности газоснабжения
24 ноября 2022 года Совет согласовал содержание новых мер, направленных на обеспечить и разделить поставки газа в ЕС . Новые меры:
- повысят солидарность в случае реальной чрезвычайной ситуации и нехватки газа
- обеспечить лучшую координацию совместных закупок газа
- ограничение волатильности цен на газ и электроэнергию
- установить надежные ориентиры цен на газ
Инфографика — Сколько газа хранят страны ЕС?
Посмотреть полную инфографику5 августа 2022 года Совет принял постановление о снижении потребности в газе на 15% посредством письменной процедуры. Усыновление последовало за политическим соглашением, достигнутым в июле. Постановление было опубликовано в Официальном журнале 8 августа и вступило в силу на следующий день.
27 июня 2022 года Совет принял новый регламент о хранении газа , который был представлен Европейской комиссией в марте того же года.
Правила направлены на то, чтобы газохранилища стран-членов ЕС были заполнены перед зимним сезоном и могли использоваться совместно с теми государствами-членами, которые не владеют газохранилищами.
Сокращение счетов за электроэнергию
Инфографика — Энергетический кризис: три координируемые ЕС меры по сокращению счетов
Посмотреть полную инфографику6 октября 2022 года страны ЕС приняли чрезвычайное положение для решения проблемы высоких цен на энергоносители и оказания помощи гражданам и предприятиям, наиболее пострадавшим от энергетического кризиса.
Постановление включает три чрезвычайных меры :
- сокращение потребления электроэнергии
- Ограничение доходов производителей электроэнергии
- обеспечение солидарного взноса от предприятий, работающих на ископаемом топливе
На национальном уровне страны ЕС принимают меры по оказанию помощи гражданам и предприятиям, сталкивающимся с более высокими счетами за использование энергии, частично следуя рекомендациям ЕС из набора инструментов цен на энергию , представленного Комиссией в октябре 2021 года, и ЕС временная кризисная структура государственной помощи .
Борьба с высокими ценами на энергию
В декабре 2022 года Совет принял решение установить верхний предел цен на нефть на сырую нефть и нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных минералов, которые происходят из России или экспортируются из нее, в размере 60 долларов США за баррель.
Ограничение цен на российскую нефть ограничит скачки цен, вызванные чрезвычайными рыночными условиями, и резко сократит доходы, полученные Россией от нефти после того, как она развязала незаконную агрессивную войну против Украины. Это также послужит стабилизации мировых цен на энергоносители при одновременном смягчении неблагоприятных последствий для энергоснабжения третьих стран.
Инфографика. Рыночный механизм для ограничения чрезмерных скачков цен на газ
Посмотреть полную инфографику19 декабря 2022 года министры энергетики ЕС согласовали новые правила по созданию механизма коррекции рынка , который направлен на защиту граждан и экономики от чрезмерно высоких цен . Регулирование направлено на ограничение эпизодов завышенных цен на газ в ЕС, которые не отражают цены на мировом рынке, обеспечивая при этом безопасность энергоснабжения и стабильность финансовых рынков.
Механизм коррекции рынка автоматически активируется , если происходит определенное «событие коррекции рынка». Его можно деактивировать или приостановить в соответствии с правилами, установленными регламентом.
Государства-члены согласились, что механизм будет применяться к производным контрактам на месяц вперед, на три месяца вперед и на год вперед.
Продовольственные рынки
Военная агрессия России против Украины оказывает прямое влияние на глобальную продовольственную безопасность и доступность .
Благодаря общей сельскохозяйственной политике (CAP) наличие продовольствия, кормов и удобрений не является серьезной проблемой в ЕС. ЕС в значительной степени самодостаточен, и можно ожидать, что его единый рынок докажет свою роль в смягчении потрясений, обеспечении продовольственной безопасности граждан ЕС и гарантированной поддержке доходов европейских фермеров.
Тем не менее, сокращение импорта кукурузы, пшеницы, рапсового и подсолнечного масла и шрота из Украины оказывает влияние, в частности, на цены на корма и на пищевую промышленность ЕС. При высоких рыночных ценах и инфляционных тенденциях, вызванных войной на Украине, главной проблемой ЕС остается доступность .
Еда для всего мира
Трагедия, разворачивающаяся на Украине, оказывает влияние на весь мир, поскольку неспровоцированное и неоправданное вторжение России усугубляет глобальный продовольственный кризис.
страны ЕС действуют сообща, чтобы помочь людям, столкнувшимся с растущими ценами на продовольствие, и принести облегчение беднейшим слоям населения мира.
Инфографика — объяснение украинского экспорта зерна
Посмотреть полную инфографикуНа заседании Европейского совета в октябре 2022 года лидеры ЕС обсудили глобальный продовольственный кризис. Они выразили свою поддержку призыву Генерального секретаря Организации Объединенных Наций продлить Черноморскую зерновую инициативу ООН на период, заканчивающийся в ноябре.
Во время неформальной встречи глав государств и правительств, состоявшейся в Праге, Чешская Республика, 7 октября, лидеры ЕС подчеркнули важность установления контактов с третьими странами для опровергают российские нарративы и выразили свою решимость поддерживать своих партнеров по всему миру в решении вопросов продовольственной безопасности.
На заседании Европейского совета, которое состоялось 23-24 июня 2022 года, лидеры ЕС подчеркнули, что Россия несет единоличную ответственность за глобальный продовольственный кризис, и призвали ее немедленно прекратить нападения на сельскохозяйственные объекты и разрешить экспорт украинского зерна.
Россия, используя продовольствие в качестве оружия в своей войне против Украины, несет единоличную ответственность за глобальный кризис продовольственной безопасности, который она спровоцировала.
Выводы Европейского совета от 23 июня 2022 г.
Лидеры ЕС подчеркнули, что санкции ЕС против России разрешают свободный поток сельскохозяйственной и пищевой продукции и доставку гуманитарной помощи. Они выразили решительную поддержку продолжающейся работе над дорогами солидарности , которые облегчают экспорт продуктов питания из Украины по наземным маршрутам и портам ЕС, и призвали приложить больше усилий для поддержки развивающихся стран в преодолении последствий кризиса.
20 июня 2022 года Совет принял выводы о действиях Группы Европы в связи с глобальным отсутствием продовольственной безопасности. Министры подчеркнули, что:
- Неспровоцированная и неоправданная агрессивная война России против Украины имеет катастрофические последствия для людей в Украине, а также во всем мире
- Агрессивная война России резко обострила кризис продовольственной безопасности
- Санкции ЕС против России специально разработаны , а не – нацелены на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию .
Совет призвал государства-члены работать вместе для решения проблемы глобальной продовольственной безопасности посредством четырех направлений действий:
- солидарность посредством чрезвычайной помощи и поддержки доступности
- содействие устойчивому производству, устойчивости и трансформации продовольственных систем
- содействие торговле, помогая Украине экспортировать сельскохозяйственную продукцию по различным маршрутам и поддерживая глобальную торговлю
- эффективная многосторонность и решительная поддержка центральной роли Глобальной кризисной группы ООН по координации глобальных усилий
Лидеры ЕС обсудили продовольственную безопасность и доступность также на Специальном заседании Европейского совета, которое состоялось 30-31 мая 2022 года. Они решительно осудили уничтожение и незаконное присвоение Россией сельскохозяйственной продукции в Украине и призвали Россию по телефону:
- прекратить атаки на транспортную инфраструктуру Украины
- снятие блокады украинских портов Черного моря
- разрешить экспорт продуктов питания, в частности из Одессы
Европейский совет призвал государства-члены ускорить работу над путями солидарности, предложенными Европейской комиссией для облегчения экспорта продуктов питания из Украины, и призвал к всеобъемлющему глобальному ответу на вызовы продовольственной безопасности.
Мобильность людей и товаров
Вторжение в Украину оказало значительное влияние на мобильность людей и товаров в ЕС на всех видах транспорта.
Среди основных проблем – поставки топлива и рост цен на топливо, а также логистические проблемы, связанные с пересечением границ и ограничениями воздушного пространства. Кроме того, импорт товаров и большой приток украинских беженцев в страны ЕС привели к дополнительным операционным проблемам для сектора.
В рамках солидарности с украинскими беженцами государства-члены приняли ряд мер, таких как создание транспортных и информационных узлов на основных пограничных переходах и облегчение транспортировки гуманитарной помощи.
Министры транспорта ЕС обменялись мнениями о ситуации в Украине и ее последствиях во время заседания Совета в июне 2022 года. Они выразили полную поддержку инициатив Комиссии в этом отношении, а именно:
- создание полос солидарности для оптимизации цепочек поставок и контроля между Украиной и ЕС и создание новых транспортных маршрутов
- план действий в чрезвычайных ситуациях для повышения устойчивости транспорта во время кризиса
Обмен мнениями был посвящен различным возможностям устранения препятствий и наилучшего выполнения обязательств, взятых в сфере транспорта, для решения задач, связанных с войной в Украине.