Российской империи фотографии: История России в фотографиях

Содержание

Фотографы Российской империи

Публикации раздела Музеи

Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.

Первый русский фотограф: Алексей Греков

Портрет графини Екатерины Зубовой (плохосохранившийся дагеротип). Фотография: Алексей Греков / иллюстрация из книги «Дагеротип в России. Собрание Исторического музея». Москва: издательство Государственного Исторического музея, 2014

Один из ранних дагеротипных аппаратов производства французской фирмы Sussee Fr? res. Около 1839 года. Иллюстрация из книги Марии Ромакиной «Алексей Греков». Москва: издательство «Комсомольская правда», 2017

Мастерская художника. 1837 год. Фотография: Луи Дагер / иллюстрация из книги Марии Ромакиной «Алексей Греков». Москва: издательство «Комсомольская правда», 2017

Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).

В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Группа писателей журнала «Современник». Слева направо стоят: Лев Толстой и Дмитрий Григорович; сидят: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин и Александр Островский. Санкт-Петербург, 1856 год. Фотография: Сергей Левицкий / Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

Портрет Николая II с женой Александрой Федоровной и дочерью Ольгой. Санкт-Петербург, 1896 год. Фотография: Сергей Левицкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Писатель Николай Гоголь (в центре стоит с тростью) среди русских художников в Риме. Италия, 1845 год. Фотография: Сергей Левицкий / Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Москва

Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.

Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.

В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.

В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».

Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Актриса Валентина Лин. Петроград, 1915 год. Фотография: Андрей Деньер / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Иван Крамской. Портрет Андрея Деньера (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Публицист Иван Аксаков. Санкт-Петербург, последняя четверть XIX века. Фотография: Андрей Деньер / Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева», Московская область

Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».

Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.

Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.

Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

Игра в жмурки на балконе. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Автопортрет. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Государственный ордена Почета музей А. М. Горького, Нижний Новгород

Нижний Новгород. Кремлевская стена с Часовой, Северной и Ивановской башнями. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.

В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.

Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.

«Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией»

Читайте также:

  • Первые российские «себяшки»
  • Первые путеводители дореволюционной России
  • Дореволюционная реклама

Летописец петербургской жизни: Карл Булла

Слева направо: хирург Николай Пирогов, критик Владимир Стасов, писатель Максим Горький и художник Илья Репин в саду в «Пенатах». Куоккала, Выборгская губерния, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Невский проспект. Санкт-Петербург, 1900–1907 годы. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Празднование 300-летия дома Романовых. Император Николай II принимает хлеб-соль от жителей Костромы. Кострома, 1913 год. Фотография: Карл Булла / Павловский исторический музей, Павлово, Нижегородская область

Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.

На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.

Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.

Фотограф-гравер: Альфред Федецкий

Портрет гимназиста. Харьков, Харьковская губерния, 1894 год. Фотография: Альфред Федецкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Софья Людвиговна Делла-Вос. Харьков, Харьковская губерния, 1898 год. Фотография: Альфред Федецкий / russiainphoto.ru

Портрет девушки. Харьков, Харьковская губерния, 1891 год. Фотография: Альфред Федецкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.

В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.

Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.

«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»

Фотограф-публицист: Максим Дмитриев

Общий вид ярмарки во время половодья. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Нижегородская купеческая молодежь в старорусских костюмах на фоне одного из павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки во время встречи Николая II. Нижний Новгород, 1896 год. Фотография: Максим Дмитриев / Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород

Сормово. «Мышьяковка» и нефтяные баки. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.

Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.

«…Спешу написать Вам эти немногие строки, но мне довольно их, чтобы сказать Вам, что я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видел нигде в Европе, — а смею сказать, я много видел и здесь и в Европе»

В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.

Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский

Сиротки. 1905 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Крым. Таврическая губерния, 1900-е годы. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Крестьянские дети. 1906 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.

В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета. Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете. Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.

Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков

Окраина города Вятки. Вятка, Вятская губерния, 1903–1906 годы. Фотография: Сергей Лобовиков / Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Автопортрет. Вятка, Вятская губерния, 1928 год. Фотография: Сергей Лобовиков / Кировский областной краеведческий музей, Киров

Домовница. Вятка, Вятская губерния, 1909–1910 годы. Фотография: Сергей Лобовиков / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.

В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.

«Какая была цель и идея, руководившая мною в течение всей моей жизни? Эта цель — поднять, сколько позволят мои силы, фотографическое искусство прежде всего в нашем захудалом городишке, а может быть, и больше»

Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская

Портрет актрисы театра Суворина. Санкт-Петербург, 1894–1910 годы. Фотография: Елена Мрозовская / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Дворцовая площадь. Санкт-Петербург, конец XIX века. Фотография: Елена Мрозовская / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Вера Комиссаржевская в роли Поветовой в спектакле «Две судьбы». 1900-е годы. Фотография: Елена Мрозовская / russiainphoto.ru

Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.

«Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства»

Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.


Автор: Ирина Малахова

Теги:

Интересные фактыХудожникиПубликации раздела Музеи

Все цвета Российской империи

Публикации раздела Музеи

Сергей Прокудин-Горский учился и в Императорской Военно-медицинской академии, и в Академии художеств, но курса нигде не закончил. Зато увлекся фотографией, стал издавать тематический журнал, писать книги по фотографии и совершенствовать технологии фотосъемки. 13 декабря 1902 года он объявил о первых успешных опытах получения цветной фотографии, а в 1905-м — уже запатентовал свой оригинальный метод. О том, как жизнь Российской империи в прямом смысле заиграла новыми красками, — в материале портала «Культура.РФ».

Самаркандская область

Медресе Улугбека. Самарканд, начало XX века. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Медресе Улугбека. Самарканд, 2010 год. Фотография: Arian Zwegers / wikipedia.org / CC BY 2.0

Сергей Прокудин-Горский немало путешествовал по России: он бывал в северных уездах и в Крыму, в Малороссии и на Кавказе. В конце 1906 года фотограф отправился в Среднюю Азию, в Самаркандскую область, которая в то время была частью Российской империи. Он поехал туда вместе с экспедицией Русского географического общества — снимать солнечное затмение. Но в день икс — 1 января 1907 года — небо затянули облака. Затмение, что называется, накрылось, экспедиция была вынуждена спуститься в долину. Благодаря этому стечению обстоятельств у нас есть хорошая коллекция снимков Самарканда.

Слева на снимке — медресе Улугбека. Чаще всего здания с фотографий Прокудина-Горского в наше время уже разрушены, но тут процесс обратный. Архитектурный памятник отреставрировали, и на фото 2010 года (справа) он уже как новенький.

Мечеть Биби-Ханым. Самарканд, 1907 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Мечеть Биби-Ханым. Самарканд, 2012 год. Фотография: Shakti / wikimedia.org / CC BY-SA 3.0

Другому культовому сооружению — мечети Биби-Ханым — повезло меньше. Разрушаться здание начало еще при строительстве. А потом была серия землетрясений — и Сергей Прокудин-Горский в 1907 году снимал почти руины. Через девять месяцев после съемки произошло еще одно землетрясение, уничтожившее последний купол мечети. Именно тогда фотограф задумался о том, что его карточки, возможно, единственный способ сохранить для следующих поколений тот мир, который видит он. А мечеть позже все-таки восстановили.

Это 1907 год на снимке Прокудина-Горского. И — наши дни, правда, чуть в другом ракурсе.

Ясная Поляна и Царское Село

Ясная Поляна. Главный въезд в усадьбу Льва Толстого. Ясная Поляна, Тульская губерния, 1908 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Портрет Льва Толстого. Ясная Поляна, Тульская губерния, 1908 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В мае 1908 года Льву Толстому пришло письмо.

«Фотография в натуральных цветах моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1–3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги… Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру»

Автором письма был Сергей Прокудин-Горский. В Ясной Поляне он провел три дня. И сделал самый эффектный портрет Толстого — фотографию в цвете. Негатив до наших дней не сохранился, но снимок с репродукции того же 1908 года разошелся десятками тысяч экземпляров. Прокудину-Горскому первому удалось отобразить на фотографии яркий синий цвет рубашки писателя — такие тогда называли «толстовками».

Прокудин-Горский использовал фотоаппарат, который экспонировал одну пластину через три цветных фильтра. Технология постоянно совершенствовалась. Общий принцип заключался в том, что с помощью специального проектора фотограф как бы собирал три изображения в одно и получал цветное.

Снимок Льва Толстого Прокудин-Горский опубликовал в своем журнале «Фотограф-любитель», где он работал редактором. Об удивительных цветных изображениях узнал Николай II. В мае 1909 года император пригласил Прокудина-Горского показать цветные фотографии в Царском Селе. Позже они оба описали эту встречу в мемуарах.

Прокудин-Горский — в подробностях:

«Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке»

Император — лаконично:

«[1909 г.] 3 мая. Воскресенье. Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков»

После показа состоялась беседа, которая предопределила судьбу фотографа. Императора интересовали возможности цветной фотографии — и Сергей Прокудин-Горский был к этому готов: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Идея Николаю II показалась заманчивой, поддержку проекта он поручил министру путей и сообщения Сергею Рухлову. И Прокудин-Горский отправился в первую официальную фотоэкспедицию — запечатлеть Россию в цвете.

Читайте также:

  • 5 русских первопроходцев
  • Две шубы, сапоги, соболья шапка
  • По следам средневековых путешественников

Экспедиция по Мариинскому водному пути

Пожарная команда в городе Вытегре. Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Вид на город Вытегру с горы. Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Фотограф решил начать с памятников Петровской эпохи. Денег из казны на проект не выделили — Прокудин-Горский вкладывал в него собственные средства, отказываясь от помощи меценатов. Петру Столыпину он писал, что такая важная коллекция должна быть государственной собственностью.

Маршрут первой экспедиции проложили по Мариинскому водному пути. Для водных передвижений выделили небольшой пароход «Шексна», а для проезда по железной дороге — специальный вагон с фотолабораторией. Чиновникам было предписано всячески помогать экспедиции. Днем Сергей Прокудин-Горский делал снимки, вечером и ночью — занимался обработкой фотографий. Если все было хорошо — двигались дальше, если нет — оставались переснимать.

Первый город, который фотографировал Прокудин-Горский, — Вытегра на Онежском озере. Здесь он снял панораму и создал коллективный портрет пожарной команды. Каланчи уже нет, а вот пожарная часть из здания выехала только недавно.

Наливная баржа бр. Нобель («Евгения». Река Вытегра). Село Анхимово, Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вытегорский погост. Село Анхимово, Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Следующим пунктом было село Анхимово в Вологодской области. Здесь фотограф запечатлел изящный пример русского деревянного зодчества — 21-главый храм Спасителя и Покрова Богородицы, построенный в XVIII веке. Храма уже нет, и сгубила его не революция, а пожар — в 1960-е.

Группа детей. Белозерск, Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Церковь во имя Св. Петра и Павла. Белозерск, Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

На зеленой лужайке в Белозерске, где Прокудин-Горский снял деревенских ребят, выросли деревья. А виднеющаяся на фоне церковь после революции была «срезана», как и множество других храмов.

На водном пути фотограф не пропускал даже маленькие поселения. Сегодня многих из них уже нет, но именно там были сделаны самые известные его снимки — жанровые зарисовки деревенской жизни.

Крестьянские девушки. Нижняя Топорня, Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Команда парохода «Шексна». Вологодская область, 1909 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Эти три девочки и не подозревали, что станут «медийными персонами» — их сфотографировали в деревушке Топорня.

А вот команда того самого парохода «Шексна». После каждой экспедиции Сергей Прокудин-Горский встречался с Сергеем Рухловым. Параллельно со съемкой достопримечательностей Российской империи профессор фотографировал важные инфраструктурные объекты. Министерство получало в цвете изображения основных железнодорожных узлов, мостов, дорог практически в режиме онлайн.

Урал и Центральная Россия

Кладбищенская Крестовоздвиженская церковь. Осташков, Тверская область, 1910 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Вид с горы на Ильменское озеро около станции Миасc. Челябинская область, 1910 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy. ru

После завершения экспедиции по Мариинскому водному пути Сергей Прокудин-Горский отправился на Урал. 17 августа «тур» стартовал в Перми, потом вагон-лаборатория переместился в Екатеринбург. Оттуда он совершил несколько выездов «по окрестностям» — Каменск-Уральский, Верхотурье, Нижний Тагил, Челябинск, Ильменское озеро. Фотограф снимал много промышленных предприятий и заводы — Кувшинский, Березовский. Осенью, когда погода испортилась, поездку решили завершить.

Особенно подробно Прокудин-Горский отфотографировал Центральную Россию: Тверь, Ярославль, Торжок. Революция выкосила снятые профессором храмы и церкви. Панорамы многих набережных естественным образом перестали существовать. Наглядный пример: снимок 1910 года в городе Осташкове. А рядом — снимок с того же ракурса, сделанный через 106 лет. Во время войны церковь сильно пострадала, восстанавливать ее не стали, и в 1960-е годы окончательно снесли вместе с кладбищем.

В 1911 году Прокудин-Горский провел несколько фотосеансов для императора и его семьи — показывал отобранные им снимки из экспедиций по Волге и Южному Уралу. Летом этого года он сделал серию фотографий к 100-летию Бородинской битвы.

Средняя Азия и Кавказ

Эмир Бухарский. Бухара, Республика Узбекистан, 1911 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

По реке Каролицхали. Этюд. Ортабатум, Грузия, 1912 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

В том же году Прокудин-Горский вновь побывал в Средней Азии. По большей части он снимал просторы России, архив его работ находится в США, а вот единственная постоянная экспозиция Прокудина-Горского в мире открыта в Узбекистане — в Ташкенте.

Импозантный мужчина в голубом халате — не кто иной, как эмир Бухарский. Чтобы поймать хорошее освещение, Прокудин-Горский снимал его во дворе резиденции. А еще он сфотографировал интерьеры дворца, что было своевременно: здание эмиру не нравилось, и через пару лет его снесли.

Отдельная глава в альбомах Прокудина-Горского — Кавказ. В Грузии он сделал целую серию «народных портретов», запечатлел удивительные по красоте пейзажи. А еще создал свой известный автопортрет. На снимке фотограф позирует на реке Каролицхали.

Георгиевская церковь в селе Даба. Грузия, 1912 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Вход в Георгиевскую церковь в селе Даба. Грузия, 1912 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

По грузинским снимкам Прокудина-Горского можно составить гид по стране. Начнем с Георгиевской церкви в селе Даба. Возвели ее в 1333 году. Снимок Прокудина-Горского 1912 года — слева. Церковь в наши дни — справа.

Общий вид Ликанского дворца от реки Куры. Боржом, Грузия, 1912 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy.ru

Общий вид дворца Великого Князя Михаила Николаевича. Боржом, Грузия, 1912 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США / prokudin-gorskiy. ru

Следующая остановка — Ликанский дворец Романовых. И тут за 100 с лишним лет мало что изменилось, разве что елочки подросли. Это здание сохранилось почти в идеальном состоянии по одной простой причине: сюда приезжал отдыхать Сталин.

А на месте бетонной коробки санатория «Горное ущелье» в Боржоми в начале ХХ века был еще один дворец. После революции он начал постепенно разрушаться, а потом и вовсе был снесен.

Открытка «Погост». Село Смешино, Ленинградская область, не позже 1905 года. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / архив журнала «ЖУК» / prokudin-gorskiy.ru

Открытка «Вид на Севастополь с запада». Севастополь, Республика Крым, 1904 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / архив журнала «ЖУК» / prokudin-gorskiy.ru

Как уже известно, экспедиции Прокудина-Горского не финансировались. Ему предоставляли транспорт, а вот оборудование и прочие расходы — это была личная проблема фотографа. Основным источником доходов для профессора стал его «стартап» — выпуск цветных открыток с фотографиями. Их Прокудин-Горский выпустил более ста. Многие виды и здания, запечатленные фотографом, так и остались только на открытках: во время революции многие из них были разрушены. И даже негативы с фотографиями — утрачены.

Открытка под названием «Погост» — с фотографией из села Смёшино в Ленинградской области. Церковь сохранилась — но в печальном состоянии.

Уцелевшие негативы и отреставрированные снимки, а также альбомы, куда Сергей Прокудин-Горский кропотливо вклеивал черно-белые копии каждой фотографии, сейчас хранятся в архивах Библиотеки Конгресса США. То, что оставалось в России, — бесследно исчезло.


Автор: Полина Пендина

Теги:

Интересные фактыХудожникиПубликации раздела Музеи

30 редких цветных фотографий Российской империи, сделанных более 100 лет назад » TwistedSifter фотографии России начала 20 века.

Примерно в 1905 году Прокудин-Горский придумал и сформулировал план использования новейших технологических достижений в области цветной фотографии для систематического документирования Российской империи. В рамках такого амбициозного проекта его конечной целью было «обучить школьников России своими «оптическими цветными проекциями» обширной и разнообразной истории, культуры и модернизации империи». [источник]

Имея специально оборудованную вагонную фотолабораторию, предоставленную царем Николаем II, и имея два разрешения на доступ в запретные зоны и сотрудничество с имперской бюрократией, Прокудин-Горский документировал Российскую империю примерно с 1909 по 1915 год.

Он провел много иллюстрированных лекций о своей работе. Его фотографии дают яркий портрет затерянного мира — Российской империи накануне Первой мировой войны и грядущей русской революции. Его сюжеты варьировались от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик зарождающейся индустриальной державы, до повседневной жизни и работы разнообразного населения России. [источник]

Ниже вы найдете подборку из 30 редких цветных фотографий из удивительной коллекции Прокудина-Горского, предоставленную Библиотекой Конгресса. Вы можете увидеть все цветные фотографии на Викискладе и узнать больше о том, как Библиотека Конгресса получила фотографии, которые вы видите ниже.

1.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Фотография Алима Хана (1880-1944), Эмир из Букхара, взятая в 1911.

2.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

8

8

8

8

8

8 Снято где-то между 1911-1912 гг. Семья поселенца. Поселок Графовка. (русские поселенцы, возможно, молокане, в Муганской степи Азербайджана). около 1905-1915

4.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Туркмен Мэйн, поставленной с нагрузкой с максимальным нагрузком, возможно, из зерна или хлопка, или хлопка, или хлопка, или хлопка. ОКРУГИ 1905-1915

5.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Железнодорожный железнодорожный мостик (река Кама, недалеко от Пермт-Сити). около 1905-1915

 

 

Библиотека Конгресса принимает участие

Со смертью Прокудина-Горского царь и его семья уже давно были казнены за власть коммунистов, установленную во время русской революции, и когда-то была Российская империя. Уцелевшие коробки с фотоальбомами и хрупкие стеклянные пластины, на которые были записаны негативы, в конце концов оказались в подвале парижского многоквартирного дома, и семья опасалась, что они могут быть повреждены. Библиотека Конгресса США приобрела материал у наследников Прокудина-Горского в 1948 за 3500–5000 долларов. Оргкомитет насчитал 1902 негатива и 710 альбомных отпечатков без соответствующих негативов в коллекции. [Источник]

6.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Текстильный мельница хлопкового мельницы с производством хлопковой резьбы, в Bayram-Aly-Alial (Bayramali-Alial (Bayramali-Alial (Bayramali-Alial (в Bayram-Aly-Alial (в Bayram-Aly-Alial (в Bayram-Aly-Alial (в Bayram-Aly-Alial (в Bayram-Aly-Alial (в Bayram-Aly-Alial. . Снято в 1911 году.

 

7.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

Молодые русские крестьянки перед традиционным деревянным домом в сельской местности вдоль реки Шексна недалеко от городка Кириллов. Взят в 1909 году.

8.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

на ручной форме за пределами Петрозавского на рельсе Мурманск. Дрезина едет по Мурманской железной дороге, по берегу Онежского озера. Снято в 1915.

 

9.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

8

8 Город Шлиссельбург. Взят в 1909.

10.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Зиндан (традиционная азиатская тюрьма), с вводами в сторону и озера и озера. с русской винтовкой, униформой и сапогами, вероятно, в Бухаре, Узбекистан]. около 1905-1915

 

 

LOC Продолжение…

Из-за очень специализированных и трудоемких процессов, необходимых для изготовления цветных фотоотпечатков с негативов, в выставках использовалось только около сотни изображений, книги и научные статьи в течение полувека после их приобретения Библиотекой Конгресса. Их наиболее широкое распространение было представлено в журнальном журнале 1980 года « Фотографии для царя: новаторская цветная фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского по заказу царя Николая II» , в котором цветные изображения комбинируются желтыми, пурпурными и голубыми полутонами чернил на бумаге, изготавливаемыми серийно на многокрасочном печатном станке обычным способом. [Источник]

11.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

, укладывая бетон для Sluics плотины. [Белоомут]. Рабочие и прорабы позируют фотографу во время подготовки к заливке фундамента шлюзовой дамбы через реку Оку в районе Белоомута. Снято в 1912.

12.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Стоимость на неидентифицированном религиозном здании, вероятно, яковая в Бухаре. Взят в 1911 году.

13.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Вид Тбилизи (Георгия), в начале 1900S. около 1909 г.-1915

 

14.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 портрет дагестанской пары

8. Снято в 1904 году. около 1905-1915 гг.

 

LOC Продолжение…

Только с появлением цифровой обработки изображений несколько изображений можно было быстро и легко объединить в одно. В 2000 году Библиотека Конгресса предприняла проект по цифровому сканированию всех фотоматериалов, полученных от наследников Прокудина-Горского, и заключила контракт с фотографом Вальтером Франкхаузером на объединение монохромных негативов в цветные изображения. Он создал 122 цветопередачи, используя метод, который он назвал дигихроматографией, и отметил, что на выравнивание, очистку и цветокоррекцию каждого изображения у него уходило от шести до семи часов. В 2001 году Библиотека Конгресса подготовила выставку из них, Империя, которая была Россией: воссоздана фотодокументация Прокудина-Горского . [Источник]

16.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Mills (in en: yalskvsksklytolotortolor Снято в 1912 году.

 

17.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

Вид на Суздаль вдоль реки Каменки. Снято в 1912 году.

 

18.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

9

3 Группа сборщиков чая Греческие женщины. [Чаква]. около 1905-1915 гг.

 

19.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

Башкирка в национальном костюме. Снято в 1910 году.

 

20.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

3 9s

3 9s около 1905-1915 гг.

 

21.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

9000 Художественное литье. [Каслинский металлургический завод]. Производство художественного литья на Каслинском металлургическом заводе, расположенном в самом сердце Уральских гор между городами Екатеринбург и Челябинск. Завод был известен высоким качеством выпускаемой чугунной продукции и высококвалифицированным персоналом, который насчитывал более трех тысяч человек на момент фотографирования в 1919 году.10.

22.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

ГЛАСТИКИ, Сделанные в Будапеште, в Венгрии, в зале GONDORTECTRIC. Река Мургаб. Это была Гиндукушская ГЭС на территории современного Туркменистана, крупнейшая гидроэлектростанция Российской империи (построена в 1909 году). Снято в 1911 году.

 

23.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

Мусульманин, награжденный военной медалью, в традиционной одежде и головном уборе, с кинжалом в ножнах на боку. Дагестан. Взято в 1904.

24.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Деревня Кобедан в горах Урал, взятая в 1912.

Деревня в Урал-горах, взятая в 1912.

Деревня в Урал-Горах, взятая в 1912.

Деревня Колчедан в горах Урал.0031

 

25.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса США Снято в 1904 году. Монастырь св. Нила на Столобном острове озера Селигер в Тверской губернии, к северо-западу от Москвы, иллюстрирует судьбу церковных учреждений в ходе русской истории. Преподобный Нил (ум. 1554) основал на острове небольшое монашеское поселение около 1528 года. В начале 1600-х годов его ученики построили монастырь, который впоследствии стал одним из самых больших и богатых монастырей в Российской империи. Монастырь был закрыт советской властью в 1927, и строение использовалось для различных светских целей, включая концлагерь и приют. В 1990 году имущество было возвращено Русской Православной Церкви, и сейчас это снова действующая монашеская община. Снято в 1910 году.

 

27.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

3 9 Торговец тканями. Самарканд. В экспозиции торговца представлены шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, а также несколько ковров. В верхней части прилавка висит страница Корана в рамке. около 1905-1915.

 

28.

Sergey Prokudin-Gorsky / Library of Congress

 

Melon vendor, dressed in traditional Central Asian attire, at his stand in the marketplace of Samarkand in present-day Узбекистан. около 1905-1915 гг.

 

29.

Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

 

Женщина в парадном платье, позирует у ворот, 9000 около 1905-1915.

 

30. Self-portrait, 1912

Sergey Prokudin-Gorsky / Library of Congress

 

 

 

 

Vintage Mugshots from the 1920s

 

 

Фотографии жизни Нью-Йорка Стэнли Кубрика в 40-е годы

 

 

20 Исторические черно-белые фотографии, раскрашенные

 

 

Рубрики: АРХИТЕКТУРА, ЛУЧШЕЕ, ИСТОРИЯ, СПИСКИ, ИСТОРИИ, ПУТЕШЕСТВИЯ
Теги: · серия фотографий, редкая, россия, топ, винтаж

Старинные цветные фотографии Российской империи

Старинные цветные фотографии Российской империи Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер». Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Путешествовать

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.

Скачать приложение

Город Тобольск служил военным, административным и политическим центром русского владычества в Сибири. Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Русский химик и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский одним из первых начал использовать цветную фотографию в начале 20 века в России.

В 1907 году фотограф решил систематически документировать Российскую империю, и царь Николай II предоставил ему специально оборудованную вагонную фотолабораторию для этого проекта.

Для создания своих изображений он использовал продолговатую стеклянную пластину через три различных цветных фильтра красного, зеленого и синего цветов, проецируя их в виде слайдов друг на друга, чтобы создать полноцветное изображение.

Сегодня более 2000 его изображений хранятся в Библиотеке Конгресса. Мы собрали коллекцию самых ярких его образов.

Прокудин-Горский сделал эту фотографию эмира Саид Мир Мохаммед Алим-хана, последнего представителя эмира, правившего Бухарским эмиратом в Средней Азии, в 1911 году.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Здесь мы видим вид начала 20-го века на Тбилиси, столицу Грузии, которая ранее называлась Тифлис на русском языке.

Расположенный на равнине, образованной рекой Курой, город был присоединен к Российской империи в 1801 году, а в 1991 году стал столицей независимой Грузии.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса, Мировая цифровая библиотека

 

К началу Первой мировой войны Россия находилась на стадии быстрой индустриализации. Прокудин-Горский интересовался документированием экономической жизни империи, делая фотографии, подобные этой, сделанной в 1910 году, семейной шахты на Урале.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса 

А это фотография, сделанная в 1912 году, на которой рабочие и надзиратели готовятся заливать бетонный фундамент шлюзовой плотины через реку Оку, недалеко от города Дениво.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Железнодорожные ферменные мосты, построенные на колоннах через реку Каму недалеко от Перми, помогли поддержать Транссибирскую магистраль, протянувшуюся более чем на 6000 миль от центральной европейской части России до Тихого океана.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Здесь Прокудин-Горский едет по Мурманской железной дороге в дрезине. Железная дорога была построена правительством России во время Первой мировой войны, чтобы соединить Петроград (Санкт-Петербург) с Мурманском, последним городом, основанным в Российской империи.

Сергей Прокудин-Горский [общественное достояние], через Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса, The Moscow Times. начало 1600-х годов, по данным Библиотеки Конгресса. Он был закрыт советским режимом в 1927 году и окончательно возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

 Источник: Библиотека Конгресса

Ростов, старинный русский город к северо-востоку от Москвы, был столицей киевских князей, переселившихся в Россию. На фотографии показаны тонкости керамической фарфоровой печи, сделанной в Княжеском дворце в 1911 году.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса, Lonely Planet

Чайная ферма и завод по переработке чая Чаква, расположенный недалеко от побережья Черного моря недалеко от Батуми в Грузии, был одним из основных поставщиков чая в Российскую империю.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Город Боржоми, расположенный в Кавказских горах на территории современной Республики Грузия, перешел под контроль России в 1820-х годах и превратился в курорт благодаря обилию минеральных вод. Он стал местом назначения российской элиты, которая надевала элегантные наряды, чтобы посетить модные павильоны, такие как этот у Екатерининского источника (также известного как Екатерининский источник).

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, цифровая визуализация для Библиотеки Конгресса, автор Уолтер Франкхаузер/WalterStudio [общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Мечеть Шах-и-Зинде, расположенная в Самарканде, представляла собой сложный центр могил и заупокойных часовен, созданных специально для женщин из династий, происходящих от военачальника Тимура (также известного как Тамерлан), который правил Средней Азией между 1370 и 1405 годами.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

На заводе Kasil Iron Works, основанном в 1747 году и известном высоким качеством чугунной продукции, в то время, когда была сделана эта фотография, работало более 3000 человек (в 1910).

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

 Источник: Библиотека Конгресса

Самарканд, второй по величине город в Узбекистане, существует более 2700 лет и был столицей нескольких империй.

Его рынки были одними из самых известных на Шелковом пути, где торговцы продавали разноцветные шелка, хлопок, шерстяные ткани и традиционные ковры.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса, Euronews

Продавцы также продавали свежие фрукты на самаркандском рынке.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Древний город Суздаль, расположенный на реке Каменке к северу от Москвы, когда-то был решающим княжеством, но его власть пришла в упадок, когда Москва заняла видное место в центральной европейской части России.

Эта фотография города была сделана в 1912 году.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, цифровая визуализация для Библиотеки Конгресса, автор Уолтер Франкхаузер / WalterStudio [общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Поселок Колчедан, расположенный в Уральских горах недалеко от Екатеринбурга, в то время был центром добычи и обработки песчаника.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

Тобольск, город в Тюменской области, Россия, был исторической столицей Сибири и служил военным, административным и политическим центром русского правления в Сибири.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

Источник: Библиотека Конгресса

И, наконец, сам фотограф делает автопортрет у предполагаемой реки Королистскали, недалеко от морского порта Батуми в Грузии.

Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia Commons

 Источник: Библиотека Конгресса

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *