Роман анна каренина это: предыстория и образ главной героини

предыстория и образ главной героини

«Анна Каренина» Толстого до сих пор популярна и получила больше 30 экранизаций на разных языках. Поговорим об одном из самых знаменитых романов мира.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Наталья Ласкина

Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Теперь обсудим роман «Анна Каренина» и начнем с предыстории: в каком психологическом состоянии приступил Толстой к роману, как публиковалось произведение и какие психологические приемы в нем есть.

🌟 Успех «Войны и мира» не принес Толстому покоя и уверенности.

1870-е были временем глубокого духовного кризиса. В письмах и черновиках появляются темы страха, мучительных сомнений, утраты веры.

🌒 Одной ночью осенью 1869 года в Арзамасе, где он был проездом, Толстой проснулся в состоянии, которое никогда не забудет и будет называть «арзамасским ужасом»: «На меня напала тоска, страх, ужас, такие, каких я никогда не испытывал», — писал он жене.

🙇 С этого времени Толстого-писателя все больше интересуют внутренние конфликты, страх смерти и вопрос о самоубийстве. Вместо нового исторического повествования он начинает писать «Анну Каренину», большой роман о частной семейной истории.

📇 Как и «Войну и мир», «Анну Каренину» печатал по частям журнал Михаила Каткова «Русский вестник» с 1875-го по 1877-й год. Но в журнальной версии нет последней части, все заканчивается смертью Анны — по политическим, а не литературным причинам: Каткову не понравился скепсис Толстого по отношению к Балканской войне и «славянскому вопросу».

📕 В 1878 Толстой опубликовал авторскую редакцию. Основной сюжет «Анны Карениной» удивил читателей Толстого — он мог показаться избитым и мелким. Истории супружеских измен в литературе 19 века исследованы уже со всех сторон, и размышления о кризисе семьи тоже были общим местом. «Анна Каренина» разрушает нормы жанра адюльтерного романа так же, как «Война и мир» — нормы романа исторического.

🖋 Толстой в новом романе резко сменил не только тематику, но и композиционные принципы. «Анна Каренина» построена совершенно иначе, чем «Война и мир»: весь роман мы следим за двумя параллельными линиями. Несмотря на название, второму главному герою, Константину Левину, отводится не меньше внимания, чем героине.

👨‍👩‍👧‍👦 Общим с «Войной и миром» остается включение всех героев в большой контекст — сложные семейные связи, актуальная политическая жизнь, а также публичные места и события. В мире романа много поводов для случайных коротких встреч незнакомых людей — от зрителей на скачках до попутчиков в поездах.

Приемы психологической прозы здесь тоже использованы по-другому 👇

➡️ В «Войне и мире» Толстой подробно раскрывает внутреннюю жизнь только для тех персонажей, которые идут к прозрению — на другом полюсе есть механические самодовольные существа, такие, как Курагины или Наполеон, которым отказано в развитии.

➡️ В «Анне Карениной» все сложнее и тоньше. Даже совсем поверхностный Стива Облонский в начальной (почти комедийной) сцене романа переживает бурю эмоций, вплоть до отчаяния.

✍️ «Мне отмщение, и Аз воздам» — суровый эпиграф к роману понимали по-разному. Это библейская фраза — она есть и в Ветхом Завете, и в Новом. Чаще вспоминают второй контекст — это цитата из Послания римлянам апостола Павла. В богословский традиции ее обычно толкуют с акцентом на «Мне»: только Бог может судить, а людям следует жить в мире и не помышлять о мести. В романе же нет однозначного объяснения, кто кого и за что судит, эпиграф только задает саму тему преступления и наказания.

Давайте посмотрим внимательно на главную героиню романа и попробуем разобраться, чем она отличается от других женских персонажей, как устроен ее образ.

👩🏻 Анна Каренина совершенно непохожа на своих литературных предшественниц. Ее нельзя сравнивать ни с идеалистическими жертвами социальных условностей в поисках подлинной романтической любви, ни с беспринципными соблазнительницами, ни с захваченной литературными фантазиями Эммой Бовари.

🗣 Как заметил Набоков в лекции об «Анне Карениной», необычность Анны — в том, что она не может вести двойную жизнь: «Ее правдивая и страстная натура не допускает обмана и тайн».

🍡 Ее образ — самый многослойный в романе. В каждом эпизоде с Анной мы открываем в ней что-то новое. Вспомните, как медленно она вводится в сюжет — и все время глазами других персонажей.

1️⃣ Сначала ее замечает Вронский, с которым читатель к этому времени уже неплохо знаком. Посмотрим, как Толстому удается избежать клише любовных сюжетов:

«Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».

🔍 То, что «успел заметить» Вронский, нельзя свести к привлекательности. В этом описании сам Вронский становится в наших глазах не просто классическим героем-любовником, а более сложным персонажем. В Анне как будто больше жизни, чем во всех остальных людях, и это можно угадать уже по взгляду и улыбке. После этого описания и прочтения всего романа мы понимаем, что этот избыток может вести и к счастью, и к несчастью.

2️⃣ Ту же многомерность замечает в ней Кити:

«Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на ее лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляд, если бы не серьезное, иногда грустное выражение ее глаз, которое поражало и притягивало к себе Кити. Кити чувствовала, что Анна была совершенно проста и ничего не скрывала, но что в ней был другой какой-то высший мир недоступных для нее интересов, сложных и поэтических».

👁 Заметьте, что в героине Толстого не расходятся телесное и духовное: глубина Анны, внутренний свет находит внешнее выражение, и ее притягательность для всех вокруг описана как что-то естественное и непроизвольное.

♠️ С движением сюжета Анна все больше напоминает героинь трагедий, а не реалистических романов. Положение ее становится безвыходным, потому что она не идет на компромиссы. В ее мире измена в браке сама по себе не убийственна, и на каждом шагу ей предлагаются внешне благополучные решения. Почему она не только не может притворяться, но и не может физически выжить? Этот вопрос остается открытым вопросом для читателей.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

А теперь проследим мысли Анны Карениной в самом последнем эпизоде с ее участием и поймем, какой прием использовал Толстой, чтобы показать пик состояния саморазрушения.

📖 Последний эпизод с участием Анны, конец седьмой главы — одна из самых сильных и загадочных сцен в литературе. Вместо рассуждений о своей судьбе, вместо принятия решения — серия мелких моментов, которые складываются в одну картину только в полуразрушенном, блуждающем сознании Анны.

👀 Посмотрите, как Толстой соединяет простые детали внешнего мира — шум вокзала, жесты и слова эпизодических персонажей — и обостренные реакции героини, которая словно во всем ищет подтверждения страшному решению, которая она подсознательно уже приняла:

«Послышался второй звонок и вслед за ним продвиженье багажа, шум, крик и смех. Анне было так ясно, что никому нечему было радоваться, что этот смех раздражил ее до боли, и ей хотелось заткнуть уши, чтобы не слыхать его. Наконец прозвенел третий звонок, раздался свисток, визг паровика: рванулась цепь, и муж перекрестился. «Интересно бы спросить у него, что он подразумевает под этим», — с злобой взглянув на него, подумала Анна»

.

И дальше:

«Анна забыла о своих соседях в вагоне и, на легкой качке езды вдыхая в себя свежий воздух, опять стала думать.
«Да, на чем я остановилась? На том, что я не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мученьем, что все мы созданы затем, чтобы мучаться, и что мы все знаем это и все придумываем средства, как бы обмануть себя. А когда видишь правду, что же делать?»
— На то дан человеку разум, чтоб избавиться от того, что его беспокоит, — сказала по-французски дама очевидно довольная своею фразой и гримасничая языком. Эти слова как будто ответили на мысль Анны. «Избавиться от того, что беспокоит», — повторяла Анна».

💔 Слова «подумала», «стала думать» только подчеркивают, что на самом деле Анна не мыслит последовательно. Этот эпизод часто называют одним из прообразов потока сознания — но у Толстого такой прием нужен, чтобы показать не сознание вообще, а состояние саморазрушения.

💬 Для него это новая идея — ведь раньше у толстовских героев такие моменты ухода от рациональности работали позитивно, сближали с мировой гармонией. В «Анне Карениной», возможно, не без памяти об «арзамасском ужасе», он открывает обратную, опасную сторону бессознательного.

Давайте обсудим финал романа и посмотрим, какую роль играет в романе фигура Константина Левина.

🚂 Не закончить роман на самой сильной сцене, на самоубийстве главной героини — очень смелый шаг. Линия Анны оказывается обрамлена линией Константина Левина, который может показаться героем совсем другого романа.

👤 Левин — персонаж явно автобиографический. Автор произносил его фамилию Лёвин, подчеркивая родство (в семейном кругу имя Толстого звучало как «Лёв»). Правда, в прижизненных изданиях «ё» не стоит — возможно, это было не так уж принципиально для автора.

📈 Важнее, что Константин Дмитриевич повторяет траекторию внутреннего пути Толстого в 70-е годы: сомнения, мысли о самоубийстве, жажда гармонии и страх ее потерять. Как и Толстой, Левин находит себя в крестьянском труде, отказавшись от городского мира и светской жизни. Также в истории Левина и Кити читается история Толстого и Софьи Андреевны — в немного идеализированной версии.

🔀 Параллели между линией Левина и линией Анны в основном неочевидные, внутренние. В обеих парах — Анны и Вронского и Левина и Китти — устанавливается необъяснимая, бессознательная связь, но у «несчастливой» пары она выражается в общих кошмарах и тревоге, а у «счастливой» — во взаимопонимании без слов.

⚡️ Давайте перечитаем последние эпизоды романа. Все заканчивается долгой — на три главы — грозой. До последней страницы никакой гармонии нет ни в природе, ни в людях. Левин разочарован и в серьезных разговорах, и, как обычно, в самом себе, они с Кити погружены в бытовые заботы.

👆 Но сравните внутренний монолог Левина с тем, что происходило в сознании Анны перед смертью:

«Нет, не надо говорить, — подумал он, когда она (Кити) прошла вперед его. — Это тайна, для меня одного нужная, важная и невыразимая словами. Это новое чувство не изменило меня, не осчастливило, не просветило вдруг, как я мечтал, — так же, как и чувство к сыну. Никакого тоже сюрприза не было. А вера — не вера — я не знаю, что это такое, — но чувство это так же незаметно вошло страданиями и твердо засело в душе. Так же буду сердиться на Ивана-кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

🌀 Мысль Левина принимает иную форму, чем у Анны, потому что он оказался способен жить в открытом, незавершенном состоянии. Толстой строит счастливый финал романа из одних отрицаний: ничего не случилось, ничего не изменится, но откуда-то взялся смысл.

🎞 По роману Л.Н. Толстого Анна Каренина снято достаточно много фильмов, многие из которых вы наверняка видели.

1️⃣ «Анна Каренина» с Вивьен Ли, 1948 год

2️⃣ «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой, 1967 год

3️⃣ «Анна Каренина» с Софи Марсо, 1997 год

4️⃣ «Анна Каренина» с Татьяной Друбич, 2008 год

5️⃣ «Анна Каренина» с Кирой Найтли, 2012 год

🎬 Подробнее о каждой экранизации можно почитать здесь.

👉 Как вам кажется, какой из образов наиболее близок к героине романа Толстого?

курс Level One

Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽

подробнее о курсе

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

Приблизительное время чтения: 11 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В нашей рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

Владимир НАБОКОВ

«Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, «Анна Каренина» — не только авантюрный роман. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в «Анне Карениной» — вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу (в известном смысле так можно сформулировать мораль, лежащую на самом дне «Мадам Бовари»). Дело не в этом, конечно, и вполне очевидно, почему: останься Анна с мужем, умело скрыв от света свою измену, ей не пришлось бы платить за нее ни счастьем, ни жизнью. Анна наказана не за свой грех (она могла бы жить с мужем и дальше), не за нарушение общественных норм, весьма временных, как все условности, и не имеющих ничего общего с вневременными, вечными законами морали. Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина — Кити с историей Вронского — Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия».


Вокруг Набокова, известного огромному числу людей по скандальной «Лолите», и Толстого, к концу жизни ставшего ярым критиком православной веры и Церкви, в среде верующих кипит много споров. И все же «Фома» не мог пройти мимо цитаты одного писателя о романе другого. Цитате, которая совершенно созвучна христианскому мировоззрению и дает очень важный ключ к прочтению «Анны Карениной».

Автор

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — русский писатель, публицист и общественный деятель. Толстой — классик мировой литературы, чьи произведения еще при жизни переводились и печатались во многих странах мира.

История создания

Роман «Анна Каренина» (1873–1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый раз с нетерпением ждали продолжения.

Журнал «Русский вестник» с первой публикацией «Анны Карениной»

Существуют несколько вариантов объяс­нений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Три самых известных следующие. Первый — это намерение написать книгу о женщине «из высшего общества, но потерявшей себя». Второй — это импульс, полученный Толстым после прочтения незавершенных текстов Александра Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади». В отрывке «Гости съезжались на дачу» рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая любит одного молодого человека и хочет разорвать отношения со своим мужем. И третий вариант: это рассказ писателя о своем сне, в котором ему привиделся образ красивой женщины-аристократки в бальном платье.

Содержание

«Анна Каренина» — это трагическая история любви замужней женщины и офицера Алексея Вронского на фоне счастливого брака Константина Левина и Кити Щербацкой. Помимо размышлений об отношениях героев, Толстой в романе показывает масштабную панораму жизни и нравов России второй половины XIX века и делает множество психологических и философских отступлений, превращая семейную драму в монументальный роман о вечных темах и проблемах.

Набоков и Толстой

В своих лекциях по русской литературе Набоков говорил: «Тургенева вы читаете, потому что это Тургенев. Толстого вы читаете потому, что просто не можете остановиться». Автор «Приглашения на казнь» и «Защиты Лужина» в одном из интервью признавался, что равного Толстому он не находит ни в одной стране: «Я думаю, он много более велик, чем Пруст или Джойс».

О произведении

«В романе Толстой ставит множество острых нравственных проблем. Например, имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека и в чем вообще заключается это счастье. Герои не однозначны, а сложны и противоречивы. Да, Анна виновата, но наделена многими лучшими человеческими качествами: добротой, даром понимания, сочувствия и открытости людям. Как замечал Федор Достоевский, в этом романе показано, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны… сколь таинственны, что нет и не может быть судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека».

Левин: вера и сомнения

Во время работы над романом Толстой не вел дневников, но многие его мысли и чувства тех лет, как замечают исследователи, нашли отражение в образе Левина. Жизнь этого героя заполнена заботами о хозяйстве и нравственными и интеллектуальными поисками. Герой постоянно задумывается о своем отношении к вере, мучается от того, что находит в своей душе сомнение: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь», — признается Левин священнику на исповеди. Однако, несмотря на осознание этого сомнения, в самые непростые минуты жизненных испытаний Левин продолжает молиться Богу о спасении и благополучии своих близких людей. Константин Левин — герой, который осознал, что такое семейное счастье, озаренное божественным светом. Недаром Толстой делает описание венчания Левина и его невесты Кити своеобразным центром своего романа. Сомнения Левина на протяжении всего романа приводят к тому, что к финалу герой очевидно больше склоняется к вере, чем к неверию. Он очень похож на самого Толстого в годы написания романа, о чем свидетельствует запись из дневника Софьи Андреевны Толстой: «После долгой борьбы неверия и желания веры — он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться Богу». Острый кризис в отношениях Толстого с православной верой и Церковью начнется позднее.

Каренина: грех и покаяние

Кадр из фильма Анна Каренина (1914)

Образ Анны Карениной — это образ грешницы, которая предпочла избрать путь греха и гибели, но при этом, как показывает Толстой, в ней до самого конца сохраняется живое и жаждущее Бога чувство. Поняв, что смерть близка и уже ничего нельзя изменить, она ужаснулась тому, что сделала, и воззвала: «Господи, прости мне все!» Разумеется, эти последние слова героини нужно воспринимать только в диалоге с эпиграфом из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам». Да, ее поступок — своевольное и греховное действо, однако Толстой не выносит ей ни оправдательный, ни обвинительный приговор: что суд человеческий может сказать в момент, когда человек отправляется на суд Божий?

«Мне отмщение, и Аз воздам»

Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал эпиграф «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим 12:19), «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина». То есть здесь речь идет о нравственном законе как законе воздаяния человеку за его проступки. Все судьбы героев романа, как, по мысли Толстого, и все судьбы людей, определяются их отношением к пониманию и исполнению нравственного закона.

Интересные факты

Лев Толстой не любил железные дороги

Один из главных образов романа — железная дорога, на которой гибнет Анна. Знакомство героини с Вронским происходит именно на железной дороге, которая становится символом гибели и роковой обреченности их страсти друг к другу. У самого Толстого были непростые отношения с железной дорогой. Писатель считал: «Где нет железных дорог, там люди меньше теряют времени в пути, чем там, где есть железные дороги, потому что здесь народ ездит без надобности. Это приучает к безделью». Образ железной дороги важен и еще для одного громкого текста Толстого — повести «Крейцерова соната». Страшная исповедь главного героя об убийстве своей жены и о своем желании броситься «на рельсы, под вагон» происходит в купе поезда, под стук колес.

1 роман — 30 фильмов!

Существует около 30 киноадаптаций романа Толстого. «Каренину» экранизировали в Италии, Франции, Аргентине, Индии, Венгрии и других странах. Один из самых известных фильмов был снят режиссером Александром Зархи в 1967 году. Главную роль исполнила актриса Татьяна Самойлова.

Левин и Толстой: признание в любви

Романтичная сцена признания в любви Левина к Кити автобиографична: именно так сам Лев Толстой объяснился в чувствах 17-летней Софье Берс — своей будущей жене. Он взял мелок и написал ряд букв на ломберном столике, попросив Соню расшифровать запись

Какое же может быть чудо больше этого?

Отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина»

Константин Левин. Иллюстрация Ореста Верейского, 1970-е гг.

Один из главных героев романа — дворянин и помещик Константин Левин — погружен в думы и ищет ответы на вопросы «Что же я такое? и где я? и зачем я здесь?» Наблюдая за своими крестьянами, он разговаривает с одним из них, подавальщиком Федором:

Люди разные, Константин Дмитрич; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч — правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит.

— Как Бога помнит? Как для души живет? — почти вскрикнул Левин.

— Известно как, по правде, по-Божью. Ведь люди разные. Вот, хоть вас взять, тоже не обидите человека…

— Да, да, прощай! — проговорил Левин, задыхаясь от волнения, и, повернувшись, взял свою палку и быстро пошел прочь к дому. Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Левин шел большими шагами по большой дороге, прислушиваясь не столько к своим мыслям (он не мог еще разобрать их), сколько к душевному состоянию, прежде никогда им не испытанному. Слова, сказанные мужиком, произвели в его душе действие электрической искры, вдруг преобразившей и сплотившей в одно целый рой разрозненных, бессильных отдельных мыслей, никогда не перестававших занимать его. Он чувствовал в своей душе что-то новое, и с наслаждением ощупывал это новое, не зная еще, что это такое.

«Не для нужд своих жить, а для Бога. Для какого бога? Для Бога. И что можно сказать бессмысленнее того, что он сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд, то есть что не надо жить для того, что мы понимаем, к чему нас влечет, чего нам хочется, а надо жить для чего-то непонятного, для Бога, которого никто ни понять, ни определить не может. И что же? Я не понял этих бессмысленных слов Федора? А поняв, усумнился в их справедливости? нашел их глупыми, неясными, неточными?

Нет, я понял его и совершенно так, как он понимает, понял вполне и яснее, чем я понимаю что-нибудь в жизни, и никогда в жизни не сомневался и не могу усумниться в этом. И не я один, а все, весь мир одно это вполне понимают и в одном этом не сомневаются и всегда согласны.

Федор говорит, что Кириллов, дворник, живет для брюха. Это понятно и разумно. Мы все, как разумные существа, не можем иначе жить, как для брюха. И вдруг тот же Федор говорит, что для брюха жить дурно, а надо жить для правды, для Бога, и я с намека понимаю его! И я и миллионы людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что́ хорошо. Я со всеми людьми имею только одно твердое, несомненное и ясное знание, и знание это не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

И его-то я знаю, и все мы знаем.

А я искал чудес, жалел, что не видал чуда, которое бы убедило меня. А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его!

Какое же может быть чудо больше этого?

«Неужели я нашел разрешение всего, неужели кончены теперь мои страдания?» — думал Левин, шагая по пыльной дороге, не замечая ни жару, ни усталости и испытывая чувство утоления долгого страдания. Чувство это было так радостно, что оно казалось ему невероятным. Он задыхался от волнения и, не в силах идти дальше, сошел с дороги в лес и сел в тени осин на нескошенную траву. Он снял с потной головы шляпу и лег, облокотившись на руку, на сочную, лопушистую лесную траву.

«Неужели это вера? — подумал он, боясь верить своему счастью. — Боже мой, благодарю тебя!» — проговорил он, проглатывая поднимавшиеся рыданья и вытирая обеими руками слезы, которыми полны были его глаза».

Отрывок приводится с сокращениями. Заголовок отрывка дан редакцией.

Цитата В. Набокова о романе «Анна Каренина» приводится по изданию: Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского, А. Курт и др. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.— 448 с.

Анна Каренина | роман Толстого

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Читать Далее

  • 9 историй любви с трагическим концом
  • 12 романов, которые считаются «величайшей книгой из когда-либо написанных»

Викторины

  • Известные романы, викторина «Первые строчки»
  • Литературный мир (Известные романы)

Анна Каренина Льва Толстого Краткое содержание сюжета

Анна Каренина Льва Толстого Краткое содержание сюжета | ЛитЧартс

В доме Облонских неспокойно: веселый аристократ Стива Облонский закрутил роман с бывшей гувернанткой детей, а его жена Долли в ярости. Она опустошена и отказывается покидать свои комнаты. Облонский очень старается чувствовать себя виноватым, но он слишком весел и приветлив, слишком склонен радоваться жизни, слишком раскаиваться. Слуги знают, что они должны быть на стороне Долли, но не могут не быть снисходительными к Облонскому.

Левин, помещик, живущий в деревне и старый друг Облонского, приезжает к Облонскому в его кабинет в Москве. Облонский получил свое положение через своего зятя Каренина. Левин говорит, что влюблен в невестку Облонского, Кити, и Облонский составляет план их встречи. Пока Левин в Москве, он гостит у своего сводного брата Кознышева, интеллигента; двое мужчин обсуждают Николая, своего больного старшего брата. Несмотря на то, что Николай говорит, что хочет, чтобы его оставили в покое, Левин решает пойти к нему.

Левин идет на каток, где Облонский устроил ему встречу с Кити; конечно же, она там, и он может продемонстрировать свою физическую силу. Облонский предупреждает Левина о претенденте-сопернике, лихом молодом военном офицере по имени Вронский. Левин навещает Кити и делает ей предложение, но Кити без ума от Вронского и отказывается от Левина. На следующий день Облонский и Вронский идут на вокзал: Облонский встречает свою сестру Анну, а Вронский забирает графиню Вронскую, свою мать. Как только Вронский и Анна встречаются взглядами, они влюбляются друг в друга. В то же время рабочий попадает под поезд и погибает.

С тех пор, как Долли узнала об измене Облонского, она вместе с детьми остается изолированной от общества. Анна сочувственно и сочувственно здоровается с Долли. Когда Кити приходит в дом Облонских, Анна тепло к ней относится, и Кити смотрит на Анну снизу вверх. Однако на балу, который проводится вскоре после прибытия Китти и Анны, Анна одевается лучше всех и привлекает внимание. Вронский явно очарован ею, и хотя он танцует несколько вальсов с Кити, самые важные танцы он приберегает для Анны, показывая, что он влюблен в Анну, а не в Кити.

Левин, хмурый после того, как Кити отвергла его, идет навестить Николая, который еще более болезненный, чем помнит Левин. Левин велит Марье, любовнице Николая, написать Левину, если станет хуже. Левин чувствует себя намного лучше, когда возвращается домой, в сельскую местность и в мир природы.

После бала Анна возвращается в Петербург, с облегчением спасаясь от Вронского, но она видит Вронского на перроне и с легкой гордостью понимает, что он последовал за ней из Москвы. Муж Анны, Каренин, встречает ее на перроне, и Вронский может сказать, что Анна не любит своего мужа. Когда Анна видит своего сына Сережу, она сначала разочаровывается: он не совсем соответствует ее идеальному воспоминанию о нем. После разговора с графиней Лидией, самодовольной, порядочной дамой, Анна убеждает себя, что ничего дурного с Вронским не случилось.

Всю весну здоровье Китти ухудшалось, и, посоветовавшись с врачами, семья решает, что ей следует отправиться в иностранный курорт. Долли разговаривает с Кити и понимает, что Кити опустошена и потому, что она опрометчиво отказала Левину, и потому, что она расстроена тем, что Вронский отверг ее. Тем временем в Петербурге Анна все больше и больше времени проводит в элитарном, блестящем, нравственно слабом кругу общения княгини Бетси, где задерживается и Вронский, а не в дрянном, нравственно праведном кругу, который заякорила графиня Лидия. Хотя Анна сначала просит Вронского вернуться к Кити, ее глаза говорят о другом: она влюблена в него. Об Анне и Вронском начинают ходить слухи, но ничего конкретного пока не произошло. Когда Анна возвращается домой после вечеринки у принцессы Бетси, Каренин говорит ей об отношениях с Вронским, предупреждая, что она была слишком беззаботной. Повествование перескакивает вперед после того, как Анна и Вронский только что переспали вместе, и Анна рыдает, опрометчиво мечтая, что Вронский и Каренин оба ее мужья.

Левин, все еще подавленный отказом Китти, занимается своей работой в мире природы на ферме; он отправляет Николая на заграничный курорт поправить здоровье. Облонский навещает Левина, и Левин узнает, что Кити не замужем и что она больна, но не слишком углубляется из гордости и смущения. Облонский и Левин обсуждают участок леса, который продает Облонский; Левин думает, что Облонского разводят.

Со времени романа с Анной внешняя жизнь Вронского осталась в сущности прежней: он по-прежнему популярный в полку офицер. Вронский покупает новую лошадь Фру-Фру для предстоящего офицерского бега с препятствиями. Незадолго до гонки Вронский навещает Анну, которая сообщает ему, что беременна. Вронский почти опаздывает на скачки, но успевает вернуться. Фру-Фру возбудим, и хотя Вронский почти доводит ее до победы, ближе к концу он неправильно пересаживается на нее; она ломает себе спину и должна быть убита. Хотя отношения между Анной и Карениным внешне оставались одинаковыми на протяжении всего романа Анны и Вронского, внутри они рушатся. На скачках Анна смотрит только на Вронского; после этого Каренин увещевает ее соблюдать приличия.

На немецком курорте Китти встречает Вареньку, скромную, добродетельную девушку; она воспитанница мадам Шталь, внешне набожной старой светской дамы. Варенька помогает Петрову, маляру на курорте; Китти пытается сделать то же самое, но художник влюбляется в Китти. Китти понимает, что она должна быть верна себе, а не пытаться следовать образу жизни другого человека. Приезд старого князя, отца Кити, также помогает разоблачить мадам Шталь как лицемерку.

В качестве передышки от своей интеллектуальной жизни Кознышев, сводный брат Левина, едет в гости к Левину на его ферму, что делает Левина неудобным, потому что жизнь на ферме совсем не расслабляет его. Кознышев отчитывает Левина за уход от общественных дел, но Левина больше заботит настоящая вспашка поля, чем философские вопросы, окружающие крестьянскую жизнь. Левин находит глубокое удовлетворение, когда вместе с крестьянами косит. Долли переехала в свое загородное поместье с детьми на лето, чтобы накопить денег, но поместье разваливается. Облонский пишет Левину с просьбой помочь Долли; когда приезжает Левин, Долли контролирует поместье, но тем не менее она рада его видеть. Долли упоминает Китти, что злит и смущает Левина. Но когда он видит Китти, проезжающую в карете, его любовь к ней возобновляется.

Каренин хочет сохранить свою репутацию в обществе. Он решает, что лучшее наказание для Анны — отказать ей в разводе и запретить ей больше видеться с Вронским. Анна потрясена и в ярости. Она пишет Каренину письмо, что забирает Сережу и едет в Москву, но в конце концов рвет письмо. Вместо того чтобы ехать в Москву, она едет на крокет к княгине Бетси, где надеется увидеть Вронского; когда Вронского нет, она договаривается о встрече с ним посредством сложной переписки.

Хотя Вронский, по-видимому, ведет такую ​​же беззаботную жизнь, как и все офицеры полка, он гораздо более щепетилен и к своим финансам, и к своей репутации, чем большинство. Однако беременность Анны ставит его в тупик, так как он не знает, как действовать по своим обычным правилам поведения. Когда к Серпуховской приезжает его старый коллега, только что получивший большое повышение, Вронский понимает, что его роман с Анной сдерживает его карьеру. Когда Вронский и Анна встречаются, Вронский призывает ее настаивать на разводе с Карениным; Анна же говорит, что это невозможно, потому что с разводом она больше никогда не увидит Сережу. Каренин добился крупного политического триумфа благодаря успешной речи, и в ту же ночь Анна противостоит Каренину и говорит ему, что они не могут жить как муж и жена.

Левин возненавидел сельскохозяйственный труд, который когда-то любил. Кити находится неподалеку в поместье Долли, что настолько отвлекает Левина, что он идет навестить своего друга Свийзахского, который пытается свести Левина со своей невесткой. Поступки Свияжского противоречат его философии: хотя он якобы выступает против крепостного права, он ведет свое хозяйство, как будто крестьяне — крепостные. Свийжский говорит, что образование — это ключ к улучшению крестьянской жизни, но Левин с этим не согласен. Левин понимает, что сельское хозяйство работает только тогда, когда крестьяне мотивированы; хотя крестьяне поначалу сопротивляются реформам Левина, в конце концов они приходят к его идеям. Николай посещает ферму; ему хуже, чем когда-либо, и его визит заставляет Левина задуматься о смерти и смертности.

Анна и Каренин остаются женатыми, но их брак — только фасад, поддерживаемый исключительно ради репутации. Несмотря на явные требования Каренина об обратном, Вронский появляется в доме Карениных. Анна беременна и уже не так красива, как раньше; она раздражительна и ревнива, хотя они с Вронским по-прежнему связаны сильнее, чем когда-либо. Оказывается, Анне и Вронскому приснился один и тот же зловещий кошмар с крестьянином, говорящим по-французски. Каренин в ярости, что Вронский приехал в его дом. Каренин говорит, что забирает Сережу и переезжает в Москву, и не смягчается, когда Анна умоляет его отдать ей опеку над сыном. Каренин выхватывает любовные письма Вронского к Анне и относит их к адвокату по разводам, но оказывается, что они недостаточны для доказательства супружеской неверности. Каренин сталкивается с Облонским, который приглашает его на званый обед к себе домой; хотя Каренин сначала отказывается, говоря Облонскому, что разводится с Анной, в конце концов он соглашается.

Когда Левин приходит на званый обед к Облонским, он может думать только о том, чтобы снова увидеть Кити; и Левин, и Китти взбудоражены эмоциями. Обсуждение переходит к неверности, что делает Каренина глубоко неудобным; Каренин говорит Долли, что планирует развестись с Анной, и, хотя Долли умоляет его передумать, он остается твердым. Тем временем на званом обеде Левин почти без слов делает Китти предложение с особым кодом: они настолько синхронизированы с желаниями друг друга, что им не нужны слова, чтобы показать свою любовь и обручиться. На другой день в блаженном тумане Левин заходит к Кити и ее родителям; он показывает ей дневник, в котором раскрываются все его секреты, т. Е. Что он агностик, а не девственник, и она прощает его.

После званого ужина Каренин получает две телеграммы, в одной из которых говорится, что он не получил желаемого повышения, а в другой — что Анна умирает при родах и просит у него прощения. Подойдя к ее постели, он видит Вронского и понимает, что Вронский тоже любит ее. Анна родила девочку, но, похоже, Анна не выживет, и Каренин прощает и Анну, и Вронского. Каренин воодушевлен собственной способностью прощать. Вронский в отчаянии; он пытается застрелиться, но в конечном итоге ранит, не убивая себя. Даже когда Анна не умирает, Каренин по-прежнему принимает дочь как свою законную и испытывает духовную радость от своего прощения. Вронский принимает пост в центральной России, и княгиня Бетси умоляет Каренина разрешить Вронскому посетить его в последний раз; Каренин говорит, что это решение Анны, и Анна отказывается снова видеть Вронского. Облонский предлагает Каренину, чтобы Каренин дал Анне развод, и Каренин признает, что это лучший вариант. Услышав известие о том, что Каренин согласился на развод, Вронский идет навестить Анну, и они страстно обнимаются. Он резко отказывается от своей должности в России, и они с Анной уезжают в Италию, не приняв предложение Каренина о разводе.

Подготовка к свадьбе Китти и Левина идет быстро. Хотя Левин выражает священнику свои религиозные сомнения, священник все равно позволяет Левину заключить брак. Несмотря на некоторые комичные неудачи и неловкости в последнюю минуту, сама свадьба проходит прекрасно; Китти и Левин действительно кажутся равноправными партнерами.

Тем временем Вронский и Анна путешествовали по Италии. Анна в состоянии безумного блаженства, а Вронскому скучно: он занялся живописью в арендованном палаццо, но настоящего мастерства у него нет. Вронский поручает талантливому живописцу Михайлову написать портрет Анны. Увидев настоящий портрет художника, Вронский бросает свою работу и еще больше разочаровывается в итальянской жизни.

Левин и Китти медленно приспосабливаются к семейной жизни; хотя поначалу они часто ссорятся, со временем они привыкают к рутине. Левин не может много работать над своей книгой, пока рядом Китти, и он не понимает, почему она так одержима работой по дому; Китти, со своей стороны, готовится к рождению ребенка. Они получают письмо от Марьи, любовницы Николая, в которой говорится, что Николай очень болен; Левин и Китти едут к нему в гости. Левин настолько эмоционально потрясен, что становится бесполезен рядом с Николаем, но Китти берет на себя ответственность, инстинктивно и умело разбираясь со всеми прагматическими договоренностями. Николай медленно угасает, его болезнь затягивается, но в конце концов он умирает; почти в тот же момент его смерти Китти узнает, что беременна.

Анна и Вронский возвращаются в Петербург. Бесчисленная Лидия навещает убитого горем Каренина и предлагает себя в качестве наперсницы. Лидия пытается вбить еще больший клин между Анной и Карениным, отказываясь ответить на просьбу Анны увидеться с Сережей. Когда Каренин узнает, что Анна в Петербурге, он приходит в ужас, что приводит Лидию в восторг. Хотя Сереже сказали, что Анна мертва, он отказывается в это верить. Анна навещает Сережу, что напоминает ей о глубокой эмоциональной связи с сыном, которой ей не хватает с дочерью, которую она имела с Вронским. Анна становится все более беспокойной и обиженной тем, что Вронский может продолжать путешествовать в обществе, в то время как она является социальным изгоем. Анна идет в оперу, несмотря на предостережения Вронского, и ночь — это бедствие, так как ее публично унижают как позор. На следующий день она и Вронский уезжают из Петербурга в усадьбу Вронского.

Усадьба Облонских разрушена, поэтому Долли с детьми проводит лето на даче у Кити и Левина; Там же проводят лето подруга Кити Варенька и сводный брат Левина Козышев. Варенька и Козышев вместе отправляются за грибами, и хотя Козышев находится на грани предложения руки и сердца, в решающий момент он отступает, и предложение не происходит. Приезжает Облонский со своим молодым лихим другом Весловским, и Левин сразу же ревнует, когда видит, что Кити улыбается Весловскому. Облонский, Левин и Весловский все едут на охоту; Облонский и Левин умелы, а Весловский неумел. Собака Левина, Ласка, может понять настроение Левина. Левин колеблется между кислым и обиженным тем, что Весловский все портит, и наслаждающимся снайперской стрельбой. Хотя Весловский вообще приветливый, симпатичный гость, по возвращении Весловский так заигрывает с Кити, что Левин его выгоняет.

Долли идет навестить Анну; Левин настаивает, чтобы она взяла его карету. Во время поездки Долли завидует крестьянкам, которых она видит, а также завидует Анне, сетуя на то, что она больше не красива и не привлекательна. Княгиня Варвара, тетка Анны и Облонского, расточает щедроты Анны и Вронского. Анна и Вронский живут пышно, роскошно в деревне, и Долли стыдится грязной кареты Левина и своего ветхого гардероба. Но вся роскошь — это холодная замена любви, понимает Долли; она видит, что у Анны на самом деле нет эмоциональной связи с Энни, ее дочерью. Вронский просит Долли надавить на Анну, чтобы она написала Каренину о разводе, чтобы, если у него и Анны будет больше детей, они могли по закону принадлежать Вронскому, а не Каренину. Долли чувствует себя неловко, неряшливо и неуютно в шикарном поместье: все кажется фальшивым и искусственным. Вронский отмахивается от мужиков и отмахивается от отношения к ним Левина, а Долли оказывается на защите Левина.

Хотя Толстой не выписывает объяснение в явном виде, Анна признается Долли, что у нее больше не будет детей. Несмотря на это объяснение, Долли продолжает настаивать на том, что развод — лучший вариант. Анна принимает морфин, чтобы избежать неприятностей. Когда Долли возвращается в имение Левина и Кити, она теперь чувствует себя довольной и счастливой в своей жизни, а не беспокойной и раздраженной, как раньше.

Вронский и Анна продолжают оставаться в том же статичном статус-кво своих отношений. Осенью Вронский едет в Москву на выборы. Кити и Левин тоже находятся в Москве, чтобы посадить Кити, прежде чем она родит ребенка, и Кити призывает Левина тоже пойти на выборы, хотя он не видит смысла в политике. Левин чувствует себя на выборах неловко и неловко: он не улавливает сути дебатов и ловит себя на неловких ошибках и оплошностях. Напротив, Облонский, Вронский и Кознышев любят весь политический пафос и деятельность. Вронский получает письмо от Анны, в котором говорится, что Анни больна и что Вронский должен немедленно вернуться домой; он раздражен, но он садится на следующий поезд домой. Хотя, оглядываясь назад, Анна сожалеет о лихорадочном и отчаянном тоне своего письма, она рада, что оно сработало. Когда Вронский возвращается, он подтверждает свою любовь к ней, и Анна соглашается просить у Каренина развод.

В Москве Китти и Левин ждут рождения ребенка. Кити спокойна, но Левин, которому в городе не по себе, а не в деревне, встревожен. Он не общается в клубе и не занимается политикой, поэтому город ему скучен, а ежедневная рутина городской жизни утомляет его. Левин навещает своего друга Катавасова и ученого Мерова, которому звук собственного голоса нравится гораздо больше, чем слушать проект Левина. Он идет на концерт с музыкой в ​​стиле Вагнера, но озадачен эстетикой и не знает, что и думать. Левин заходит в клуб, что для него необычно; он расслабляется и шутит со всеми, даже с Вронским. Облонский настаивает, чтобы Левин сопровождал его в гости к Анне; Облонский говорит, что Анна одинока в Петербурге, проводя время за написанием детской книжки и заботой об английской семье. Левина сначала поражает михайловский портрет Анны, а затем — сама женщина. Когда Левин возвращается домой, Китти по его румянцу может сказать, что он влюбился в Анну, и она опустошена; они говорят об этом до раннего утра. Анна — сознательно или бессознательно — влюбляет в себя каждого встречающегося с ней мужчину; однако привязанность Вронского угасает. Анна в напряжении ждет, согласится ли Каренин на развод.

На следующее утро у Китти начались схватки. Несмотря на то, что он неверующий, Левин обнаруживает, что инстинктивно молится. Он бросается на поиски акушерки и врача, которые не торопятся быстро вернуться обратно. Роды Кити долгие и трудные, а Левин все время бродит в крайне эмоциональном, беспомощном состоянии. Так же, как когда Николай умер и Левин был парализован своими сильными чувствами, он так же не может ничего сделать, кроме как стать эмоциональной развалиной во время родов Кити. Когда, наконец, рождается Митя, их сын, Левин видит самого сына лишним по сравнению с тем, что Кити вышла живой и здоровой.

Денег у Облонских не осталось, и Облонский решает устроиться на новую, более высокооплачиваемую чиновничью должность. Он идет поговорить с Карениным и о положении, и о ситуации с Анной. Облонский сообщает Каренину, что Анна больше не требует опеки над Сережей и просто хочет развода. Однако прежде чем Каренин примет решение, он и графиня Лидия консультируются с Жюлем Ландау, французским экстрасенсом, который предположительно является ясновидящим. Облонский присутствует на сеансе, и сеанс настолько смущает его, что он нехарактерно теряет дар речи. На следующий день Каренин говорит, что на основании того, что Ландау произнес в трансе, Каренин не даст Анне развод.

Тем временем отношения Анны и Вронского распались: Анна отчаянно цепляется за него, а Вронский жаждет свободы. Они постоянно ссорятся. Анна истерически, иррационально параноидальна. Они соглашаются поехать в деревню, но когда Вронский говорит, что сначала он должен навестить свою мать, Анна приходит в ярость. У них ссора, которая длится дольше суток, что для них беспрецедентно, так как обычно они ссорятся интенсивно и часто, но ненадолго. Анна посылает Вронскому шквал сложных и несколько противоречивых сообщений, лишь некоторые из которых он получает.

Анна идет навестить Долли. Когда Анна смотрит в зеркало, она не узнает себя. По пути к Долли ее мысли разбиваются, и она решает оставить Вронского. Китти также навещает Долли. Хотя Китти сначала избегает Анны, и хотя Анна несколько жестока к ней, Китти понимает, что Анна не в своем уме, и относится к ней с состраданием. Анна возвращается домой и находит записку от Вронского, в которой говорится, что он скоро придет, но не сразу — он только отвечает на ее телеграмму, которую видел, — и решает пойти и встретить его на вокзале. Поскольку сама Анна такая истеричная и несчастная, она видит всех вокруг себя также в отчаянии. Она видит крестьянина, работающего у железнодорожных путей, который выглядит как грязный крестьянин из ее повторяющегося кошмара. В полном отчаянии Анна становится на колени на железнодорожных путях перед приближающимся поездом.

Прошло два месяца после смерти Анны. Кознычев наконец издал книгу о правах трудящихся, которую он писал шесть лет, но до нее никому нет дела. Зато у всех на устах тема сербской эмансипации, т. е. движение за освобождение славян, и Кознышев с большим усердием кидается в эту тему. Он и Катавасов решают навестить Левина на даче. Поезд, в который они садятся, полон добровольцев для сербских усилий; среди добровольцев есть Вронский. Вронский впал в полное отчаяние из-за самоубийства Анны, но усилия сербов дали ему новую цель в жизни. Катавасов разговаривает с добровольцами и выясняет, что все они всего лишь молодые люди, которые хотят сбежать от жизни в России, но Кознышев полон решимости верить в героизм дела.

Китти здоровается с Кознышевым и Катавасовым; Присутствуют Долли, старый князь, Агафья и дети Долли. Китти комфортно и непринужденно относится ко всем аспектам домашнего хозяйства. В отличие от Анны с дочерью, Китти кормит Митю грудью и имеет очевидную эмоциональную связь с сыном. Левин в экзистенциальном упадке: он читал многих философов и ломал голову, но не может найти никакой цели в жизни. Кити надеется, что гости ненадолго выведут Левина из себя.

День приезда Кознышева и Катавасова — один из самых мучительных для Левина. Однако Левин видит мужика, который говорит ему, что живет для души; эта идея жить для души является прозрением для Левина, который претерпевает внезапную религиозную трансформацию. Ранее неверующий Левин вдруг обретает глубокую веру в Бога, и это осознание делает его радостным. Хотя он и не совершенен — на самом деле, он все еще становится раздражительным и тревожным, — экзистенциальное отчаяние прошло. Левин понимает, что вместо того, чтобы беспокоиться о человечестве, он может заботиться только о себе и своей семье; он должен действовать, а не думать.

Левин водит посетителей посмотреть на пчел. Китти и Митя уходят в лес, чтобы избежать жары в доме. Среди мужчин вспыхивает разногласие по славянскому вопросу, но прежде чем оно становится слишком сильным, Левин видит приближающуюся бурю и торопит всех домой; они прибывают как раз вовремя, и Левин мчится в лес проведать Кити и Митю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *