Роль Штольца в романе Гончарова «Обломов» (Обломов Гончаров)
В детстве Обломов подружился с Андрюшей Штольцем, сыном управляющего соседним имением. При имении был пансион для детей местных помещиков. В нем учился Обломов. Андрюша полюбил спокойного, безвредного Илюшу и тайком от отца делал за него половину уроков. Воспитывался Андрей в совершенно иных условиях, чем Обломов. Его отец привил мальчику любовь к труду, мать — образованная женщина — развивала в нем любовь к музыке, литературе, искусству. По характеру Штольц — полная противоположность Обломову, Он деятелен и настойчив в достижении цели.
Штольц искренне любил Обломова, тяжело переживал постепенное падение своего друга. Много раз он пытался спасти Илью Ильича, научить его жить по-иному. Но Штольц не проявил по отношению к другу свойственной ему настойчивости. Зная, что нельзя верить обещаниям Обломова, он не увез его из Петербурга, не помешал ему создать новую Обломовку на Выборгской стороне.
Обломов и Штольц — люди разных полюсов. Один является представителем старого, отмирающего крепостнического строя, другой — деятель нового, буржуазного типа. Гончаров настойчиво подчеркивает в Штольце энергию, предприимчивость, трудолюбие.
Когда Обломов спросил Штольца, — во имя чего он трудится, тот ответил: «Для самого труда, больше ни для чего». Но Штольц трудится прежде всего ради обогащения. Он «нажил дом и деньги» — капитал «тысяч в триста», говорит Гончаров. Деятельность ради деятельности оказывается на деле деятельностью ради наживы. Если сравнить Штольца с его окружением, включая Обломова, то он, конечно, более прогрессивен. Но Гончаров явно приукрашивает Штольца, стремясь видеть в нем героя нового времени. Однако не случайно Добролюбов сказал о нем: «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля…» и «…не он тот человек, который «сумеет, на языке понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «Вперед!»
Выступая за развитие России по буржуазному пути, Гончаров показывает в Штольце честного дельца, отличающегося от тех неразборчивых в средствах хищников, какими было большинство буржуазных предпринимателей.
Писатель в самых общих чертах говорит о главном в жизни Штольца — его деле. Это не могло не сказаться на художественной силе образа, и недаром сам Гончаров писал, что образ Штольца «слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея».Любопытен отзыв Чехова. «Штольц, — писал он, — не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
В Обломове Гончаров показал помещика-байбака, типичного для русской действительности тех лет, показал всесторонне, йичего не скрывая, ни о чем по умалчивая. О Штольце же писатель, как сказано выше, говорит не в полный голос, и потому, стремясь подчеркнуть контраст его с Обломовым, делает это несколько искусственно: в отличие от типично русского Обломова Штольц полунемец.
Штольц Андрей – характеристика в романе “Обломов”, кратко о значении образа
Андрей Штольц – друг главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов», его антипод. Общая характеристика позволяет в наибольшей степени раскрыть образ Обломова и передать основную идею произведения.
У нас появилась новая характеристика Штольца.
Образ жизни
Штольц рос и воспитывался в семье немецкого предпринимателя и обедневшей дворянки. От отца Андрей унаследовал практицизм, стремление к деятельности и любовь к труду. Мать дала Штольцу хорошее образование, характерное светскому обществу. С самого детства Штольц брал ответственность за свои поступки, родители не помогали ему в преодолении трудностей, поэтому он привык, что вся жизнь находилась только в его руках. Отец хотел, чтобы Андрей вырос самостоятельным человеком, поэтому отправил его в Петербург. Полная самостоятельность Штольца способствовала тому, что он добивался собственных целей путем долгого и упорного труда. Герой смог добиться высокого положения в обществе, а также получить карьерный рост. Такая характеристика Штольца говорит о том, что он является сильной личностью, готовой бороться ради достижения своих целей.
Сам герой говорит так: «Труд – цель, стихия и образ жизни». Характеристика с цитатами позволяет выделить основную черту Штольца: трудолюбие. Титул дворянства герой получил в результате своего труда, в отличие от Обломова, который был потомственным дворянином.Характер
Андрей Иванович Штольц – умный и образованный человек. Он часто находится в центре внимания светских людей. С ним приятно общаться и проводить время. Сам Штольц умеет разбираться в людях. Его лучшим другом становится Илья Ильич Обломов. В нем Штольца привлекает доброта и «голубиная нежность».
Роль образа Штольца
Значение образа Андрея Штольца в произведении велико. Данный персонаж – полная противоположность главного героя Ильи Ильича Обломова. И. А. Гончаров в романе «Обломов» демонстрирует огромные различия в мировоззрениях героев, их образах жизни и характерах. Делает это автор специально: в его замысел входило показать, насколько воспитание и родительское отношение к ребенку влияет на дальнейшую судьбу человека. Если с самого детства Обломов рос безвольным и ленивым человеком, то Штольц – активным и деятельным. Описание детских времен Обломова и Штольца важно в раскрытии этих героев-антиподов. Образы Ильи Ильича и Андрея Ивановича, если говорить кратко, символизируют старые и новые пути развития России.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Штольц Андрей», рассмотрит образ жизни героя, противопоставленного центральному персонажу романа И. А. Гончарова Обломову и символизирующего новую Россию, и его характер.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Юрий Видманов
19/19
Полина Ёж
18/19
Андрей Надежин
19/19
Чупанова Патимат
15/19
Римма Шахбазян
16/19
Вера Матросова
19/19
Дарима Намдакова
18/19
Елена Ермакова
14/19
Ева Шестакова
12/19
Аля Бесталанная
19/19
Отношения Обломова и Штольца — главная сюжетная линия романа Гончарова. C. Мое отношение к А. Штольцу По роману И. А. Гончарова «Обломов» Каков истинный образ Штольца?
Образ Штольца в романе Гончарова «Обломов» — второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своей природе антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой — он словно «состоял из костей, мускулов и нервов, как кровный английский конь». Даже портрет мужчины — полная противоположность портрету Обломова. Герой Штольца лишен внешней округлости и мягкости, присущих Илье Ильичу, — его отличает ровный цвет лица, легкая смугловатость и отсутствие всякого румянца. Андрей Иванович привлекает своей экстраверсией, оптимизмом и интеллигентностью. Штольц постоянно смотрит в будущее, что, кажется, возвышает его над другими персонажами романа.
По сюжету произведения Штольц — лучший друг Обломова Илья, с которым главный герой знакомится в школьные годы. Видимо, в тот момент они уже чувствовали друг в друге близкого человека, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались от юношеских.
Воспитание Штольца
С характеристиками Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье немецкого предпринимателя и обедневшей русской дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость характера, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущую немецкому народу. Мать воспитала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистательной светской львицей. Кроме того, маленький Андрей сам был очень любознательным и активным ребенком – он хотел узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому не только быстро усваивал все, что привили ему отец и мать, но и сам не останавливался. познания нового, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.
Молодой человек не находился в атмосфере чрезмерной заботы, как Обломов, и любые его выходки (вроде моментов, когда он мог уйти из дома на несколько дней) воспринимались родителями спокойно, что способствовало его развитию как самостоятельной личности . Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что всего в жизни нужно добиваться собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся из университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы он сам пробился в жизнь. И Андрею Ивановичу это прекрасно удалось — на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значительной фигурой в Петербурге, известной светской львицей и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможность стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты своей матери, становясь состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – человека, стремительно строящего свою карьеру и достигающего все больших высот в своем деле.
Дружба Штольца
Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему окружающих. Однако Андрея Ивановича тянуло только к искренним, порядочным, открытым личностям. Такими людьми для Штольца были искренний, добрый, умиротворенный Илья Ильич и стройная, артистичная, интеллигентная Ольга.
В отличие от Обломова и друзей, которые искали у Андрея Ивановича поддержки извне, реальной помощи и здравого, рационального мнения, близкие люди помогли Штольцу восстановить внутреннее равновесие и спокойствие, часто теряемые героем в непрерывном беге вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из его жизни, так как считал ее губительным явлением в жизни, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отверженностью. от суеты внешнего мира и погружения в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно напомнило о себе оттесненное активностью немецкой крови русское начало Штольца, привязав Андрея Ивановича к людям с истинно русским складом ума — мечтательным, добрым и искренним.
Штольц любовь
Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца у Обломова, его знание практических дел во всех делах, его острый ум и проницательность, была сфера, недоступная Андрею Ивановичу, — сфера высоких чувств, страстей и мечты. Более того, Штольц боялся и боялся всего непонятного разуму, так как не всегда мог найти этому рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели настоящее семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другой. Однако рациональный Штольц никак не мог стать «Прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом с собой поистине идеального мужчину — умного, деятельного, успешного в обществе и карьере, и в то же время чувствительного, мечтательного и нежно любящего.
Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и поэтому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пламенных сердец. Для Штольца его жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабляться, показывать свое бессилие ни в чем, так как он тем самым может нарушить веру жены в него как в мужчину, мужа, и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.
Заключение
По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен как бы по наброскам, а сам герой больше похож на механизм, подобие живого человека. В то же время, по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь у Андрея Ивановича было все для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего — прекрасное всестороннее воспитание, целеустремленность и предприятие.
В чем проблема Штольца? Почему он вызывает сочувствие, а не восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, — «лишний человек» — человек, живущий будущим и не умеющий наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на которые у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и искания направлены на «обломовщину», которую он отрицает и осуждает, — средоточие спокойствия и умиротворения, место, где его примут таким, какой он есть, как это сделал Обломов.
Тест товара
Невозможно остаться равнодушным после прочтения романа Гончарова «Обломов». Главный герой — Илья Обломов. Но образ Андрея Штольца играет в романе важную роль. Автор уделяет большое внимание этому персонажу.
Итак, Андрей Столц — лучший друг детства Ильи Обломова. Мы можем понять, кто он, почти в начале произведения. Андрей имеет довольно привлекательную внешность.
Сразу можно понять, что это человек, который не может целыми днями просто лежать на диване, как Обломов. Это человек действия.
У Штольца смешанная кровь: немецкая и русская. Сначала мы можем заметить, что его персонаж в основном русский. Но со временем кровь немца дает о себе знать: он становится очень упрямым в достижении желаемого. Он всегда готов к работе. Деятельность героя не состоит в чем-то конкретном. Но он всегда старался быть первым, и если нужно было куда-то по делам, его звали первым.
Для Stolz постоянство очень важно. В этом было счастье героя.
В образе Андрея Штольца Гончаров олицетворяет такого человека, который может заставить Обломовых поступить. Именно такого человека не хватало России. Но даже он не способен изменить все вокруг.
Обновлено: 31.07.2017 Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Полезный материал по теме
Публикация Гончаровым отрывка из Обломова задолго до окончания всего романа не обманула надежд восхищенных читателей. Печатная «Сон Обломова» написана настолько ярко и вкусно, насколько только можно представить сладкие детские воспоминания. Это тот семейный патриархат, который, к сожалению, уходил, сменившись извращенно-жестокими Головлевыми. И отношение Гончарова к этому было неоднозначным. Попробуем разобраться, как отразились в этом романе взгляды самого Гончарова и какова была его позиция
По отношению к главным героям.
Первоначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенная история жизни малоподвижного, апатичного, отступающего помещичьего сословия на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была найти отражение в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводившего день за днем в своем загородном имении. В соответствии с этой идеей написан первый том «Обломова», повествующий в основном о детстве Ильи Ильича. При написании следующих трех частей произведения отношение Гончарова к нему меняется.
Сначала автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, сюжетная линия усложняется. О последнем стоит поговорить отдельно. Однако этот способ испытания любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя тот или иной герой, влюбившись, автор может открыть в душе своих персонажей много новых граней, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность поучать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последней. По развязке любовной истории можно судить и о позиции автора по отношению к герою. Анализ произведения, безусловно, нужно начинать с первой части, несмотря на то, что завязка и развитие основного сюжета происходит в следующих трех.
Сначала через разговоры главного героя Ильи Ильича Обломова автор характеризует его как человека доброжелательного и гостеприимного и в то же время обладающего необыкновенной сонливостью и ленью. И тогда для объяснения истоков своего характера Гончаров приводит сон героя, где показывает свое детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.
История идиллического края, где родился и вырос Обломов, начинается с одного из главных и самых интересных моментов этой части романа. Здесь описана природа Обломовщины. Его безмятежность и ровность, конечно, заметно преувеличены и местами даже граничат с чем-то сказочным, что обусловлено общей атмосферой усадьбы. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь, можно судить о том, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания страшной стихии. В его идиллическом месте «нет густых лесов — нет ничего грандиозного, дикого и мрачного». И неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море ему «приносит только печаль», а «горы и бездны… грозные, страшные, как выпущенные когти и зубы дикого зверя и направлено на него…». Но в очерченном им для Обломова «мирном уголке» есть даже «рай… как родительская надежная крыша». «Солнце светит ярко и жарко там около полудня и потом уходит… как бы неохотно…» И «горы… только модели тех страшных гор», И вся природа там «представляет собой ряд… веселых , улыбчивые пейзажи…». Далее следует описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.
Сама идея, вынесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, жизнь которых строится на вопросе, что выбрать на обед, и крестьяне, изо дня в день работающие на благо господ. Интересно не это, а то, как Гончаров отражает свое отношение к такому образу жизни. Здесь, как и во всем остальном в Обломовке, краски кажутся приглушенными. Вот как описана здесь жизнь крестьян: «Счастливые люди жили, думая, что иначе не должно и не могло быть, уверенные, что все другие живут так же и что иначе жить грех…» Я думаю автор прибегал к этому стилю, потому что, отражая свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушать атмосферу всеобщей дремоты, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и сочувствует Обломову. Та же общая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла частично его оправдать.
Здесь Гончаров впервые упомянул Штольца. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающего в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, т.е. проявлять полную противоположность Обломову. Соответственно, условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, чем в Обломовке.
Теперь, переходя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются отношения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова. Однако прежде необходимо рассмотреть, как отразилась авторская позиция по отношению к Обломову и Штольцу в их сопоставлении. В данном случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы можем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автор, как и читатель, несомненно, любит Штольца, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.
Такая позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только в их судьбах, но даже в их портретах. Вот как он описывает Обломова: «Это был человек лет тридцати двух или трех, среднего роста, приятной внешности, но с отсутствием какой-либо определенной мысли, какой-либо сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь состоит из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица у него смуглый и без румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Одно не может не вызывать сочувствия мягкостью и мечтательностью натуры, отражающейся на лице, другое восхищает его твердостью и целеустремленностью, читаемой во всем облике.
Авторское отношение к ним выражалось и через взаимные характеристики героев. И здесь необходимо рассказать о странной дружбе этих двух диаметрально противоположных людей. Вряд ли дело только в ребенке, который когда-то соединил их привязанность. Но что же тогда их связывает? Если дружбу Обломова можно объяснить потребностью в сильном, деловитом человеке, который всегда придет на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то как объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; они — жемчужины в толпе!»
Теперь можно перейти к истории любви. Но, прежде чем описывать отношения Ольги с Обломовым и Штольцем, я должен сказать об отношении автора к ней. Гончаров несомненно благосклонен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, автор восхищается прежде всего чувством долга, которым руководствуется героиня, возвышенностью ее души, отраженной в прекрасном голосе. Все это чувствуется во внешности Ольги: «Нос образовал чуть заметную изящную линию; губы тонкие и большей частью сжаты; признак мыслей, постоянно на что-то направленных. То же наличие мысли у зорких, всегда бодрых… взгляд серо-голубых глаз…» А походку ее автор описывает как «легкую, почти неуловимую». Я думаю, не случайно Гончаров придает ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, будить его спящую душу.
Как автор раскрывает образ Обломова через его отношения с Ольгой? Выявит ли через это Гончаров хорошие или плохие черты в Илье Ильиче? Конечно, миссия Ольги была обречена с самого начала. Человек не может жить только любовью, не думая ни о чем другом. Однако через нее автор открыл в герое много положительных черт, которым он явно симпатизирует. На какое-то время Гончаров просто преображает Обломова: «Он встает в семь часов, читает, таскает куда-то книги. На его лице нет ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем даже появились краски, блеск в глазах, что-то вроде смелости или хотя бы уверенности в себе. Ну, а при каких еще обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича могло бы так проявить себя.0003
В отношениях Ольги со Штольцем все происходит с точностью до наоборот. Их союз естественен и гармоничен. Они похожи и поэтому хорошо понимают друг друга. Сама их судьба предопределена долгим, спокойным счастьем. Но здесь, однако, имплицитно автор указывает на скрытый изъян в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собой напрашивается вопрос, не смутное ли стремление Ольги к страстному чувству, которого не может дать ей Штольц. Возможно, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и прогрессивному герою не хватает немного сумасшедших порывов. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц находит свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свою жизнь с женщиной, о которой всегда мечтал. Эта развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим персонажам положительна.
Как интересно сравнивает автор: энергию, бодрость, активность и сонные мечты, бесконечные проекты чего-то прекрасного. .. Казалось бы естественным, что симпатии автора относятся к жизнерадостному, энергичному человеку… Но — «хрустальный, прозрачный души; таких людей мало, они редки; это жемчужины в толпе!» Ну, что тут скажешь… И как тут не согласиться с Тургеневым, сказавшим: «Пока есть хоть один Русские ушли, до тех пор будут помнить Обломова».
( 1 голосов, среднее: 5.00 из 5)
В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы совершенно разных по характеру и взглядам людей.
Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю понять, способна ли она изменить человека к лучшему.
Детство и воспитание
Обломов Илья Ильич рос избалованным ребенком. Родители слишком заботились о сыне, не давали ему возможности проявить себя. Я не любил учиться. Он считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним мальчиком он был зачислен в пансион. Я часто просил у мамы разрешения остаться дома, не ходить учиться. Я не получил достаточно знаний в университете из-за собственной лени.
Андрей Иванович Столц был умным мальчиком. Я впитывал знания как губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправил сына в университет, он не взял его с собой в город. Он попрощался у ворот без лишних эмоций, надел фуражку и толкнул его так сильно, что тот сбил его с ног.
Внешность
Илья полноват. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некую деликатность. глаза, которые быстро исчезли, не успев отсидеть в голове.
Андрей худой, у него совсем нет щек, кожа смуглая. «Он был построен из костей, нервов и мускулов, как английская лошадь». На его лице были выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.
Стремления и богатство
Илья Обломов в свои тридцать два года он абсолютно ничего не сделал самостоятельно. Он ушел со службы из-за глупой ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое задание. Он живет на съемной квартире. Унаследованное от родителей имение терпит убытки, не приносит должного богатства. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых делах.
Не пытается не отставать и что-то создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно сонный.
Штольц «Я служил, вышел на пенсию, занялся своим делом и заработал дом и деньги. Он замешан в какой-то компании, которая отправляет товары за границу. Не допускает ошибок в работе. Добился уважения в обществе и материального достатка, благодаря собственным усилиям. «Постоянно находится в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию, его посылают. новый проект или проанализировать новую идею — они выбирают Штольца».0003
Любовь к женщине
Андрей уважает противоположный пол. В отношениях с Ольгой Ильинской он проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, доставить ей удовольствие. Он добился своего — женился на той, которую любит.
Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Он любил Ольгу Ильинскую, но не мог побороть лень, нежелание меняться. Боится рутины брака. Он доставлял своей возлюбленной много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего от него не требовала. Такие отношения устраивали Обломова.
Отношение к жизни
Андрей Столц здоров, желает жить еще много лет. Хотя он и реалист, из его уст часто звучат фразы о том, что он хочет «жить двести-триста лет». Придерживается цели, что все должно осуществляться на основе четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.
Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Иногда он озвучивает мысль, что ляжет и уснет навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует вымышленные картины. Особенно ярко выделяет образы будущей жены и детей.
Знаменитый русский писатель И. А. Гончаров опубликовал свой очередной роман «Обломов» в 1859 году. Это был невероятно трудный период для русского общества, которое как бы разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость и ратовало за улучшение жизни простых людей. Большинство оказались помещиками, дворянами и зажиточными дворянами, находившимися в прямой зависимости от кормивших их крестьян. В романе Гончаров предлагает читателю сравнить образы Обломова и Штольца — двух совершенно разных по темпераменту и силе духа друзей. Это история о людях, которые, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, остались верны своим идеалам, ценностям и образу жизни. Однако порой сложно понять истинные причины такой доверительной близости между главными героями. Именно поэтому отношения Обломова и Штольца кажутся читателям и критикам столь интересными. Далее мы познакомимся с ними поближе.
Штольц и Обломов: Общая характеристика
Обломов, несомненно, главная фигура, но больше внимания писатель уделяет своему другу Штольцу. Главные герои – современники, тем не менее, они оказываются совершенно непохожими друг на друга. Обломов — человек чуть старше 30 лет. Гончаров описывает его приятную внешность, но подчеркивает отсутствие конкретной идеи. Андрей Штольц ровесник Ильи Ильича, он гораздо худее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также контрастируют с серым и тусклым взглядом главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей вырос в русско-немецкой семье. Тем не менее он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.
Отношения Обломова и Штольца
Так или иначе, линии, связывающие судьбы персонажей романа «Обломов», присутствуют. Автору нужно было показать, как возникает дружба между людьми противоположных взглядов и типов темперамента.
Отношения Обломова и Штольца во многом предопределены теми условиями, в которых они воспитывались и жили в молодости. Оба мужчины вместе выросли в пансионе под Обломовкой. Отец Штольца служил там менеджером. В той деревне Верхлев все было пропитано атмосферой «обломовщины», медлительностью, пассивностью, ленью, простотой нравов. Но Андрей Иванович Штольц был хорошо образован, читал Виланда, штудировал стихи из Библии, считал безграмотные отчеты крестьян и фабричных людей. Кроме того, он читал басни Крылова, а с матерью разбирал священную историю. Мальчик Илья сидел дома под мягким крылом родительской опеки, а Штольц много времени проводил на улице, общаясь с соседскими детьми. Их характеры развивались по-разному. Обломов был подопечным нянь и заботливых родственников, а Андрей не переставал заниматься физическим и умственным трудом.
Секрет дружбы
Отношения Обломова и Штольца удивительны и даже парадоксальны. Различий между двумя характерами можно найти огромное количество, однако, несомненно, есть черты, которые их объединяют. Прежде всего, Обломова и Штольца связывает крепкая и искренняя дружба, но они схожи в своей так называемой «мечте жизни». Только Илья Ильич дремлет дома, на диване, и точно так же засыпает Штольц в своей полной событий и впечатлений жизни. Оба не видят правды. Оба не могут отказаться от собственного образа жизни. Каждый из них необычайно привязан к своим привычкам, считая, что именно такое поведение является единственно правильным и разумным.
Осталось ответить на главный вопрос: «Какой герой нужен России: Обломов или Штольц?» Безусловно, такие активные и прогрессивные личности, как последний, навсегда останутся в нашей стране, будут ее движущей силой, будут подпитывать ее своей интеллектуальной и духовной энергией. Но надо признать, что и без Обломовых Россия перестанет быть такой, какой ее знали наши соотечественники на протяжении многих веков. Обломова нужно воспитывать, терпеливо и ненавязчиво будить, чтобы он тоже приносил пользу Родине.
Обломов, Иван Гончаров | Радость одних слов
В романе Ивана Гончарова 1859 года центральным персонажем является Илья Ильич Обломов, помещик, живущий в Петербурге на доходы от своего губернского имения. Обломов фантастически ленив, и первые несколько десятков страниц показывают, что он едва встает с постели, когда к нему поток посетителей, которые умоляют его пойти с ними в разные места, всех которых он откладывает, потому что он предпочел бы быть вялым в помещении, чем активным. снаружи. Из этого вступительного раздела мы также получаем ощущение, что у него есть так называемые друзья, которые готовы использовать его безделье.
Узнаем, что Обломов счастлив получать доход от своего наследственного имения, которого не видел с 18 лет, менее заинтересован в его управлении; в письме, которое он получил, его деревенский сосед умоляет его взять на себя непосредственную роль, но он не может заставить себя разобраться с этим вопросом, не говоря уже о том, чтобы совершить тысячемильное путешествие, чтобы увидеть ситуацию собственными глазами. Его не мотивируют даже быстро убывающий доход и непонимание того, сколько должно приносить поместье. Он предпочел бы лежать на своем диване, строя планы, которые никогда не будут завершены. Его подход состоит в том, чтобы откладывать сегодня то, что он может оставить на завтра, а это, по сути, все, каждый день. Инерция стала образом жизни, так что он не может закончить книгу или прочитать газету и не имеет никакого представления о том, что происходит в мире, кроме того, что он слышит в искаженной форме от других. Попытка сделать карьеру на государственной службе предсказуемо не увенчалась успехом, и с тех пор он больше ничего не пробовал. Близких контактов с женщинами избегает, чтобы они не нарушали неизменный уклад его жизни. За ним ухаживают в ad hoc моды его слуга Захар, сам ленивый, неорганизованный и не гнушающийся украсть лишнюю копейку у своего господина.
После этого открытия длинный раздел под названием «Сон Обломова» описывает его детские мечтания и показывает корни его праздности в закостенелой культуре, желающей, чтобы каждый день был похож на предыдущий (эта часть была опубликована отдельно в 1849 г., но для выхода остальной части книги потребовалось еще десять лет). Здесь, в родовом поместье Обломовка, Обломов вел изнеженное существование, его не пускали в школу под самым надуманным предлогом, а слуги выполняли все потребности семьи, в том числе одевали его. Эти привычки пассивности он перенес во взрослую жизнь, и этот образ жизни стал идеалом, такой неподвижной точкой, от которой он не в силах оторваться, воссоздавая ее уже во взрослом возрасте, хотя и далеко от Обломовки. Легче с любовью оглянуться на золотой век детства, фантазируя о том, что было, чем столкнуться с реальностью настоящего. Вместо того, чтобы заняться своими финансами, Обломов будет жить в нищете, как он будет вынужден жить позже, когда у него будут выманивать денежные переводы из его имения: жизнь может вторгаться со своими неприятностями, но он будет мужественно игнорировать ее. . Пока читатель приходит в ужас от такой монументальной апатии, возникает вопрос, в какой мере Обломов ответственен за то, как он получился. Его лень была поглощена воспитанием в семье, которая скорее смирится и исправится, чем доведет дело до конца.
Герой романа, несмотря на название, не Обломов, а его друг Андрей Штольц (не то чтобы Обломова можно было назвать героем). Они знали друг друга с детства, но пошли совершенно разными путями. Там, где баловался Обломов, отец Штольца обучал его бизнесу, и, наделенный природной энергией, Штольц стремился пробиться в мир. Показательно, что у него был отец-немец, чья проницательность была противоположностью русской матери Штольца, от которой Андрей впитывал культуру, а не практические навыки. Штольц — человек всесторонний, в отличие от Обломова, что делает его довольно очевидным контрапунктом; это недостаток романа, потому что Штольц предстает в дидактическом свете, тогда как Обломов тонко нарисован. Штольц энергичен, он использует возможности как средство достижения удовлетворительной жизни, а не ради приобретения. Он легко мог потерять терпение к своему другу, но не ставил Обломова на дурную работу, уговаривая его поинтересоваться жизнью и имением, а когда Обломов оказывается в затруднении, помогает ему, взяв в арендаторы Обломовку и привести его в порядок, предотвратив дальнейший обман владельца.
Штольц невольно создает переворот в жизни Обломова, знакомя его с Ольгой, молодой женщиной, живущей со своей тетей. Удивительно, но пара влюбляется друг в друга, и средняя часть романа в основном посвящена построению их все более непростых отношений. Это показывает, что Обломов не совсем инертен – ведь выдержать почти 500 страниц этого человека только в постели или на диване было бы трудно. На самом деле в средней части романа он проявляет необычайную активность, продолжая свой роман с Ольгой. Она умна, но неопытна и относится к той категории женщин, которые думают, что могут изменить своих мужчин, и которые переоценивают свои силы. Она видит в Обломове человека, который, приложив немного усилий, может превратиться в активного персонажа. Со своей стороны, он амбивалентен, то горячится, то холодает, размышляя о том, что повлечет за собой брак. К счастью, он понимает, что ей было бы лучше без него (и наоборот ), так как он не способен измениться, и она разрывает их тайную помолвку, когда приходит к такому же выводу.
Неудивительно, что Ольга и Штольц в конце концов привязались друг к другу и после философских дебатов поженились. Несмотря на постоянную способность Обломова разочаровывать, к нему остаются привязанными. Но что они в нем видят? Они ценят его искренность, доброту и честность, так говорят. Читатель может найти в этом неубедительную причину, по которой Штольц так выкладывался за Обломова. Это легкие добродетели, если они не подкреплены действиями, чтобы продемонстрировать их, и в любом случае, правда ли это? Когда он трусит во время помолвки с Ольгой, он притворяется больным, чтобы не видеться с ней. Она беспокоится и идет к нему, после чего понимает, что он солгал. Обломов неизменно ведет себя трусливо, чтобы не столкнуться с неприятностями, точно так же, как он предпочел бы строить планы в голове, чем ехать в Обломовку и действовать как собственный управляющий имением. У него есть друзья, которых он не заслуживает, и он плохо обращается с ними. Штольц знает, что для Обломова с глаз долой, из сердца вон, когда уходит посетитель, в том числе и он сам.
В то же время изображение Гончарова не совсем пессимистично, потому что Обломов нашел устраивающий его баланс. На первый взгляд это может показаться неполным в отношении брака Штольца и Ольги, но у них есть свои заботы, например, подробно описанный кризис Ольги, который сводится в типично русском стиле к чувству несчастья, потому что она слишком счастлива. Штольц чувствует, что он должен постоянно придерживаться чрезвычайно высоких стандартов, чтобы не разочаровывать ее. Лучшие из нас будут бороться; для Обломова это было бы катастрофой. В конце концов он достигает желаемого стазиса с Агафьей Матвеевной, своей квартирной хозяйкой, которая рожает ему сына, которого он называет в честь Андрея Штольца (мысль об Обломове, поднимающемся на высоту страсти, необходимой для продолжения рода, может привести читателя в замешательство). В Агафье он видит сочувствующую душу, родственную его собственной (не говоря уже об обнаженных локтях, поскольку она работает довольно гипнотически). В отличие от Ольги, она не предъявляет требований к Обломову, но обеспечивает его телесные удобства, в основном в виде еды. В своем выборе он лучше разбирается в характерах, чем Андрей, который смотрит на Агафью свысока и подозревает ее мотивы, хотя она искренне предана Обломову, готовая заложить свои ценности, когда его средства полностью иссякнут. С ее заботой, когда Андрей разобрался с коррупцией и в Обломовке, и ближе к дому, и денежные переводы снова текут свободно, Обломов наконец-то достиг какой-то нирваны.
К сожалению, у этой нирваны есть и обратная сторона. Его недостаток подвижности создает цикл набора веса и плохого здоровья. Он отказывается прислушиваться к советам своего врача и пьет больше, чем следует. Наконец у него случился инсульт, за которым последовал еще один, и он умер (естественно, на своем диване) от сердечного приступа. Трудно не заметить, что Гончаров проводит параллель между Обломовым и склеротическим состоянием российского политического тела. Смерть Обломова на самом деле не сильно отличается от его жизни, несмотря на то влияние, которое его существование оказало на мир. Символично, что Гончаров спрашивает, верно ли то же самое в отношении России. Через исследование Обломовити (обломовщины), монеты Штольца, описывающие недомогание Обломова, и критический анализ самоуспокоенности загнивающей аристократии, проходит сатира на коррупцию и бюрократию в правительстве (Гончаров был государственным служащим, так что сначала это увидел бы рука). Когда в разговоре поднимаются текущие дела, это неизменно делают другие нации. Россия, как и сам Обломов, кажется, погрязла в сонливости. Брат Агафьи — коррумпированный государственный служащий, который теряет работу, когда Штольц разоблачает его взяточничество, но к концу романа ему удается вернуть свою прежнюю работу и вымогать у своих жертв больше копеек, чем раньше.
Обломов, возможно, был провалом, но концовка романа намекает на позитивное будущее. Когда он умрет, мало кто будет горевать. Однако он оставил в наследство своего сына, и Штольц берет ребенка под свое крыло. Известно, что под опекой Андрея мальчик будет больше похож на него, чем на Обломова. На их последней встрече Андрей не удосужился сказать Обломову, что Обломовка меняется: идет железная дорога, которая даст району новую энергию, новые методы работы, образование изменит отношения, а сонная жизнь, которая устраивала не одно поколение семьи будет сметено.
Удивительно, сколько симпатии вызывает у читателя Обломов, когда он, строго говоря, паразитирует как на окружающих, так и на обществе в целом. Читатель всегда осознает или должен осознавать, что его образ жизни может быть достигнут только за счет труда других, в основном крепостных в Обломовке, которых он владеет (буквально) 300. Один стилистический выбор в этом элегантном переводе Дэвида Магаршака состоит в том, чтобы последовательно относиться к крестьянам, а не к крепостным, что приглушает этот аспект. Он использует слово «крепостной» в своем кратком вступлении, в котором описывает роман как «мощное осуждение крепостного права», но случайный читатель может этого не заметить. Интересно, как изменилась бы жизнь Обломова после эмансипации в 1861 году. Есть подозрение, что он не смог бы справиться с этим меняющимся миром, тогда как его сын Андрей будет процветать с новыми вызовами, когда Россия вползает в современный мир.
Я думаю, все мы встречали странного Обломова, который не увлекается жизнью и струится с наименьшими усилиями. Обломовит не обязательно должен быть общей характеристикой личности; мы все можем быть частичными Обломовыми, откладывать или полностью игнорировать работу, которую мы предпочли бы не выполнять, жить в далеко не идеальной ситуации вместо того, чтобы что-то с ней делать. Если бы Обломов был жив сейчас, он растрачивал бы свое время на просмотр легких развлечений по телевизору, чтобы облегчить себе жизнь.0182 скука , занятие, не требующее усилий. Вдохновением Гончарова отчасти, безусловно, была русская знать, но Магаршак говорит, что Обломова нельзя считать русским в одиночку, поскольку таких, как он, «тысячи» по всему миру. Что это грубая недооценка, и во многих, кто чувствует, что им предлагается заплатить слишком высокую цену за, по словам Штольца, «огонь Прометея», может быть элемент его. « Обломов » можно рассматривать как экзистенциалистский роман, в котором Обломов демонстрирует свою лживость, не делая выбора, а Гончаров создал поистине универсального персонажа. Автор вставляет себя в самом конце романа в компании Штольца, и он предстает в слегка обомовском свете, с его «апатичным лицом» и «сонными глазами». Однако он пишет историю Обломова, сразу показывая, что он вовсе не Обломов.
Небольшое примечание к этому роману. Когда я недавно был в Москве, я зашел в ресторан под названием «Обломов», это было прекрасно оформленное заведение с гораздо более эффективным обслуживанием, чем можно было бы предположить из его названия.