Легкие рисунки куликовской битвы (58 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Эпизод Куликовской битвы 4 класс
Скачать
Рисунок Куликовская Куликовская битва
Скачать
Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы
Скачать
Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы очень легко
Скачать
Раскраска Куликовская битва Пересвет и Челубей
Скачать
Эпизод Куликовской БИТВЫВ 4 К
Скачать
Эпизод Куликовской битвы рисунки
Скачать
Эпизод Куликовской битвы
Скачать
Куликовская битва нарисовать рисунок
Скачать
Эпизод Куликовской битвы 4 класс
Скачать
Рисунок Куликовской битвы 4 класс легко
Скачать
Куликовская битва рисунок
Скачать
Куликовская битва триптих
Скачать
Сражение рыцарей раскраска
Скачать
Детские рисунки Куликовской битвы для 4 класса
Скачать
Куликовская битва карандашом
Скачать
Куликовская битва раскраска
Скачать
Рисунок Куликовская битва 4 класс
Скачать
Дмитрий Донской Куликовская битва раскраска
Скачать
Невский Ледовое побоище рисунок
Скачать
Один из эпизодов Куликовской битвы
Скачать
Дмитрий Донской Куликовская битва черно белая
Скачать
Рисунок Куликовская Куликовская битва
Скачать
Куликовская битва
Скачать
Нарисовать Куликовскую битву
Скачать
Эпизод Куликовской битвы 4 класс
Скачать
1 Эпизод Куликовской битвы
Скачать
Куликовская битва рисунок легкий
Скачать
Александр Невский Ледовое побоище рисунок
Скачать
Куликовская битва раскраска
Скачать
Рыцарь на коне раскраска
Скачать
Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы
Скачать
Куликовская битва чёрно белое
Куликовская битва чёрно белое
Скачать
Куликовская битва Наброски
Скачать
Раскраска богатырь Илья Муромец
Скачать
Рыцарь в доспехах раскраска
Скачать
Зарисовки на историческую тему
Скачать
Раскраска замок с рыцарями
Скачать
Александр Невский Ледовое побоище раскраска
Скачать
Рисунок Куликовская битва 4 класс
Скачать
Александр Невский Куликовская битва рисунок
Скачать
Куликовская битва разукрашка
Скачать
Александр Невский Ледовое побоище раскраска
Скачать
Куликовская битва чб
Скачать
Иллюстрация к Куликовской битве карандашом
Скачать
Битва карандашом
Скачать
Александр Невский битва с литовцами 1245
Скачать
Батальные сцены Куликовская битва
Скачать
Викинги раскраска
Скачать
Битва Александра Невского Ледовое побоище рисунки
Скачать
Нарисуй эпизод Куликовской битвы
Скачать
Полтавская битва Куликовская битва Бородинская битва
Скачать
Битва Пересвета и Челубея рисунок
Скачать
Куликовская битва рисунок
Скачать
Скачать
Скачать
Информационные войны: Куликовская война | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Информационные войны.
Куликовская войнаНачалом освобождения от ордынского ига считается Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года. В этом сражении сборная армия русских княжеств, под предводительством Великого князи Владимирского и князя московского Дмитрия Ивановича, сокрушила силы Золотой Орды под предводительством Мамая. Однако, до и после этой битвы произошёл ряд событий, который в современной историографии называется «куликовской войной».
События эти происходили задолго до появления СМИ, всеобщей грамотности даже среди знати и вообще до того, как информация начала регулярно распространяться и употребляться среди широких масс. Но именно в этой войне содержится, наверное, первый в истории нашей страны, компонент информационного противостояния. Учитывая специфику, велась они в среде правящих верхушек, как с одной, так и с другой стороны, и всё равно эти хитросплетения заслуживают нашего внимания.
Орда и Русь
После завоевания Руси монголами к середине 13 века, русские княжества признали свою зависимость от империи Чингисхана. Однако уже при детях великого хана его держава развалилась на несколько улусов. Русские земли контролировал Улус Джучи, или – Золотая Орда. Зависимость русских княжеств выражалась в уплате податей — «выхода» — и признании верховной власти золотоордынского хана, утверждавшего русских князей на их столах особыми грамотами-ярлыками. Ярлыки вручались после официального признания князьями вассальной зависимости от золотоордынского хана.
К началу 14 века, после нескольких антиордынских восстаний и на фоне ослабления Орды, монголы не смогли обеспечить присутствие на русских землях своих чиновников – баскаков, как и безопасный вывоз ими дани. Поэтому сбор «выхода» был перепоручен князьям на местах, а отвечал за всё великий князь. Вот тут-то и возросла роль ярлыка – их выдачу превратили в предмет соперничества и орудие давления на русских князей; ханы и ордынские элиты вмешивались в междоусобицы, используя их как предлог для грабительских вторжений.
И началась между русскими князьями информационное противостояние: каждый хотел казаться перед ханом достойным претендентом на верховное княжение, при этом «очернив» репутацию соперников. Для получения ханского ярлыка требовалось обязательно посетить столицу Орды – Сарай. Претенденты на ярлык зачастую не гнушались любыми способам получить заветную грамоту: плели интриги и козни друг против друга. Если с лукавством и коварством конкурентов удавалось справится, то нужно было пройти финальное испытание — понравится хану. Те князья, которые сумели произвести впечатление, получали заветный ярлык. Поэтому слухи о своей преданности, о богатых подарках, направленных хану, а также о нечестивости конкурентов старались распространять заранее: и на своих землях, и так, чтобы они дошли до Сарая.
Сражение на Дону
Но сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет: с 1359 году в Орде начинается «великая замятня», в ходе которой, за двадцать лет, сменяется более 25 ханов. Тут уж приходилось русичам держать ухо востро: каждый новый хан отправлял весточку вассалам, что, дескать, он теперь главный, и нужно платить ему дань. А желательно – делать это срочно, да ещё и войск в довесок прислать, чтобы он мог удержаться на престоле, отбиться от других претендентов.
Эту информацию русским князьям приходилось тщательно фильтровать. Ведь если присягнуть такому временному хану, а на его место придёт другой, он объявит присягнувших своему противнику изменниками, обложит штрафной данью, а может и карательную экспедицию направить. Чтобы не попасть в такую ситуацию, князьям приходилось тонко лавировать в потоке поступающей из Орды информации.
Впрочем, к 1370 году власть в западной части Улуса Джучи подмял под себя чиновник и родовитый военачальник Мамай. То есть, человек не ханского рода. Именно тогда Русские земли прекратили выплату дани, мотивируя тем, что не может присягнуть и служить не чингизиду. Но, чтобы убедить пойти на такой опасный манёвр других князей русских земель, великому князю Дмитрию Ивановичу пришлось провести целую пропагандистскую кампанию.
В этом он положился на церковных служителей высоких рангов. Вплоть до своей смерти в 1378 году идеи князи Дмитрия Донского о том, что пора выступить против ослабшей Орды и самозванца Мамая, активно распространял митрополит московский Алексий, большой друг князя, талантливый дипломат и авторитетная политическая фигура. Несмотря на то, что за год и на момент Куликовской битвы в Москве не было поддержки в виде митрополита, труды Алексия не прошли даром – многие князья приняли точку зрения Дмитрия и прислали войска против монголов. Возможно, из-за этого опыта в условиях дальнейшего закрепления за Москвой роли центра консолидации русских земель и борьбы с Ордой, митрополит Киприан превратился в естественного союзника Дмитрия.
Считается, что войска Дмитрия благословил на брань знаменитый святой Сергий Радонежский – эта весть ободряла дух княжеских людей. Так или иначе, в Куликовской битве победу одержали войска русских князей. Поражение было нанесено и авторитету Мамая, он бежал на свою вотчину, в Крым. Но быстрее него бежала информация о том, что темник и узурпатор побит бывшими данниками Орды. У Мамая были верные ему войска в низовьях Волги, но сила информации в данном случае оказалась разительнее удара копьём: дискредитированный темник был вскоре убит своими приближёнными в Кафе.
Послесловие
На тему событий вокруг Куликовской битвы и ордынского ига в целом существует множество мифов и спекуляций, используемых в информационной войне. Начиная с того, что никакого ига не было, заканчивая противоположными утверждениями, что Россия до 17 века была «Тартарией», а все современные русские – это монголы, или просто дикие азиаты. Это информационное оружие часто используется, когда нужно морально размежевать друг от друга славянские народы восточной Европы. Но об этом мы поговорим в другой раз.
А пока что мы выяснили, как Орда и русские князья жонглировали информацией и играли на контрастах, чтобы обставить ситуацию в выгодном для себя свете, и как силой слова Дмитрий Иванович убедил русских князей собраться на битву, которая послужила началом свержения ордынского ига.
Иван Иванович Голиков
Иван Иванович ГоликовИ.И.Голиков родился 8 января (20 по новому стилю) 1887 г. в г. Москва в семье потомственного живописца. Заслуженный деятель искусств РСФСР. (1935). Член Союза художников РСФСР с 1934 года. Когда Голиков было семь лет, его семья переехала в село Палех. Начал учиться у Н. М.Сафонова. студии в возрасте десяти лет (1897-1900). Работал в различных иконописных студии в Москве и Санкт-Петербурге. Год учился в Школе технического чертежа барона А.Л.Шиглица. Он писал фрески в церковь Святоозерского монастыря в 1906 и в церкви в Казани. С 1907 по 1911 год служил в армии. В дальнейшем работал в мастерской Н.М.Софонова. студия (1911-1914). Участник Первой мировой войны (1914-1917). В 1918-1919 гг. работал в системе общего образования в Шуе (Иваново-Вознесенск Провинция). После революции работал в театрах Шуи, Иваново-Вознесенска. и Кострома (декорации к спектаклям А.Н.Островского «Лес», «Гроза» и «Снегурочка» по пьесе Ж.Б.Мольера. «Врач по необходимости»). Он был непосредственным инициатором и основателем Артель старинной живописи (4, 19 декабря).24). Умер 30 марта 1937 г. в Палехе.
Занимался монументальной живописью, росписью по фарфору и эмали. Он также создавал иллюстрации к книгам («Слово о полку Игореве», Москва, Академия, 1933; «Сказка о царе Салтане», Москва, 1933; он же рисовал эскизы к поэме А. Блока Двенадцать», 1933). Темы его произведений: фольклор, литература, история, современность. сюжеты, деревенские мотивы, революционные сюжеты, батальные сцены, тройки, сцены охоты, орнаментальные сюжеты. Экспонаты с 1923. Он нарисовал Всего 1000 лаковых миниатюр.
Работы находятся в: Государственном художественном музее Палеха, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Музей народного творчества (Москва), Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник (Сергиев Посад), Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва), Всероссийский музей Пушкина (Санкт-Петербург), Мемориальный музей А.М.Горького (Москва), Нижегородский государственный художественный музей, Вятский областной художественный музей, Ивановский областной художественный музей, Иркутский областной художественный музей, Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, Киевский музей русского искусства, Государственный художественный музей Белоруссии.
Памятник И.И.Голикову. в центре Палеха. Его именем названа одна из улиц Палеха. В 1968 в Палехе открылся Дом-музей Голикова.- 10 лет Октябрьской революции. Письменный набор, 1927 г.
- Демонстрация. Бумажный нож.
- Кузнецы. Плотник. пахарь. Пансил-чашка.
- Штурм Кремля. Картонная коробка.
- Союз рабочих и крестьян. Панно для чернильниц.
- 10 лет Октябрьской революции. Письменный набор, 1927. Мемориальный музей А.М.Горького
- Речь Ленина. Блокнот.
- Штурм Кремля. Картонная коробка.
- Слепой. Овальная шкатулка, 1926 год. Государственная Третьяковская галерея
- Прогулка в лесу.
- Аккордеонист. Круглая коробка, 1920-е гг. Музей народного творчества
- Аккордеонист. Круглая коробка, 1920-е гг. Государственный музей искусств Палеха
- Адам в раю. Бардачок, 1922-1923. Музей народного творчества
- Сельскохозяйственные работы. Поднос, 1925 год.
- У реки с лебедями. Портсигар, 1924. Нижегородский государственный художественный музей
- Битва. Бусинница, 1926. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Битва. Бусинница, 1936. Государственный музей искусств Палеха
- Крышка.
- Боковой.
- Боковой.
- Боковой.
- Сторона.
- Битва. Дело, 1924 год. Музей народного творчества
- Битва. Футляр, 1928 г. ВГМПИ
- Битва. Портсигар, 1931 год. Музей народного творчества
- Битва. Тарелка, 1925 год.
- Битва. Тарелка, 1926 год.
- Битва. Тарелка, 1931 год. ВГМПИ
- Битва. Тарелка, 1935 год. Государственный музей искусств Палеха
- Битва. Пудреница, 1927 год.
- Охота на медведя. Кейс, 1923 год.
- Сбор урожая. Овальная шкатулка, 1924 год.
- Борис Годунов. Сундук, 1932 г. Подарок английскому дирижеру Коутсу
- Борис Годунов. Галька, 1932. Государственный музей искусств Палеха
- Борис Годунов. Сцена в церкви Василия Блаженного. Тарелка, 1930. Всероссийский музей А. С. Пушкина
- Пылающий город. Портсигар, 1931 год. Музей народного творчества
- Тайное свидание. Футляр, 1924. ВГМПИ
- Петушок. Портсигар, 1923 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Краны. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Пара. Футляр, 1925 г. Частная коллекция
- Пара. Пудреница, 1925. ВГМИИ
- Пара. Пудреница, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Танцы на окраине села. Футляр, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Танцы под аккордеон. Пудреница, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на оленя. Брошь, 1924 год.
- Охота на оленя. Брошь, 1930. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на оленя. Кейс, 1925 год.
- Охота на оленя. Футляр, 1926 г. Иркутский областной художественный музей
- Охота на оленя. Футляр, 1928 г. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на оленя. Портсигар, 1930 г. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на оленя. Портсигар, 1924. Нижегородский государственный художественный музей
- Охота на оленя. Блюдо, 1935 г. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на оленя. Пенал, 1928 г.
Государственный музей искусств Палеха - Охота на оленя. Рисунок, бумага, 1929 год. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Охота на оленя. Тарелка, фарфор, 1928 г. Государственный музей искусств Палеха
- Дьяволы. Портсигар, 1930 год.
- Дьяволы. Холст, 1929 г. Государственный музей искусств Палеха
- Вниз по Волге. Коробка, 1925 год.
- Вниз по Волге. Брошь, 1929 г. Государственный музей искусств Палеха
- Вниз по Волге. Футляр, 1930 г. Государственный музей искусств Палеха
- Вниз по Волге. Футляр, 1935 г. Государственный музей искусств Палеха
- Вниз по Волге. Пудреница, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Охота на уток. Футляр, 1931 г. Государственный музей искусств Палеха
- Дуэль. Случай.
- Старейшины, играющие в шахматы. Коробка для бус, 1925.
- Старейшины, играющие в шахматы. Бусинница, 1926. Нижегородский государственный художественный музей
- Старейшины, играющие в шахматы. Коробка, 1923 г. Музей народного творчества
- Старейшины, играющие в шахматы. Овальная шкатулка, 1924 г. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Старейшины, играющие в шахматы. Овальная шкатулка, 1930-е годы. Государственный музей искусств Палеха
- Вышивальщица. Портсигар, 1927 г. ГРМ
- Казнь Степана Разина.
- Жар-птица. Овальная шкатулка, 1925 г. ВГМИИ
- Рыбаки. Бусинница, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Рыбаки. Шкатулка для бус, 1927 год.
- Рыбалка. Бусинница, 1926. Музей народного творчества
- Народный танец. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Народный танец. Круглая коробка, 1925 год. Государственный музей искусств Палеха
- Гадание по Венкам. Кейс, 1920-е гг. Музей народного творчества
- Девушки провожают всадников. Футляр, 1925 г. ВГМПИ
- Охота на зайцев. 1924.
- Комбайн. Фарфоровая тарелка, 1927 г. Частная коллекция
- День твоего Юрия, бабушка.
- Всадники. Тарелка, 1927 г. ГРМ
- Охота. Письменный набор, 1928 г. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Охота на львов. Деталь письменного набора.
- Охота на кабана. Картонная коробка.
- Хаймейкер. Портсигар, 1927 г. Музей народного творчества
- Лоэнгрин. Футляр 1932 г. Подарен Л.В.Собинову
- Карусель.
- Веселье. Портсигар, 1925. ВГМПИ
- Встреча. Коробка, 1924 год.
- Встреча. Кейс, 1926 год.
- Курган. Футляр, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Музыкант. Пудреница, 1920-е гг. Палехское Товарищество
- Музыканты. Бусинница, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Наполеон.
- Украшения.
- Праздник на открытом воздухе. Портсигар, 1925 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Партизаны. Тарелка, 1935 г. Государственный музей искусств Палеха
- Вспахивание волами.
- Пахарь. Холст, 1923 г. Государственный музей искусств Палеха
- Пахарь. Футляр, 1924 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Пахарь. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Пахарь. Пудреница, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Пахарь и пастух. Рисунок, 1929. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Время сбора урожая. Портсигар, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Красноармеец.
- Праздник красноармейца. Дело, 1925 г. Музей народного творчества
- Красный пахарь. Футляр, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Красный пахарь. Футляр, 1926 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Красный пахарь. Дело, 1927. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Красный пахарь. Портсигар.
- Красный пахарь. Овальная шкатулка, 1927 г. Ивановский областной художественный музей
- Красный пахарь. Тарелка, 1928 год. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Рандеву. Пудреница, 1920-е гг. Палехское Товарищество
- Рандеву. Пудреница, конец 1920-х. Частная коллекция
- Ромео и Джульетта. Кейс, 1932.
- Хоровод. Футляр 1927 г. ГРМ
- Хоровод. Панно, холст, 1929 г. Государственный музей искусств Палеха
- Хоровод. Поднос, 1924. Частная коллекция (Москва)
- Семик. Футляр, 1925 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Солдат и крестьянин. Плакат, 1917 год.
- Спиннер. Футляр, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Государственный герб СССР.
- Степан Разин и его казаки едут в ладьях.
- Обращение Степана Разина к бедным. Портсигар, 1924 год. Музей народного творчества
- Обращение Степана Разина к бедным. Портсигар, 1925. ВГМПИ
- Обращение Степана Разина к бедным. Футляр 1924 г. ГРМ
- Обращение Степана Разина к бедным. (в соавторстве с А.Е.Балденковым) Дело, 1924. Государственный музей искусств Палеха
- Сказка о рыбаке и золотой рыбке. Дело, 1925 г. Музей народного творчества
- Сказка о рыбаке и золотой рыбке. Футляр, 1927 г. Государственный музей искусств Палеха
- Сказка о рыбаке и золотой рыбке. Дело, 1935 год. Музей народного творчества
- Сказка о царе Салтане. Книжные иллюстрации, 1933. Государственный музей искусств Палеха
- Флот царя Салтана. Тарелка.
- Тридцать три богатыря. Тарелка.
- Три девицы под окном. Тарелка.
- Пир на острове Буян. Тарелка.
- 3-й Интернационал. Тарелка круглая, 1927. ГТГ
- Битва красных и белых. Тарелка, 1927 год. Государственная Третьяковская галерея
- Битва красных и белых. Тарелка, 1928 г. ГРМ
- Куликовская битва. Кейс, 1928. Музей народного творчества
- Куликовская битва. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Куликовская битва. Тарелка, 1926 г. Государственный руаанский музей
- Танцующий флирт. Овальная шкатулка, 1926 год. Государственная Третьяковская галерея
- Танцующий флирт. Тарелка, 1935 г. Государственный музей искусств Палеха
- Флот царя Салтана. Футляр, 1933 г. Государственный музей искусств Палеха
- Дружба народов. Тарелка, 1927 год. Государственная Третьяковская галерея
- Слово о полку Игореве. Книга, 1932-1933 гг. Государственная Третьяковская галерея
- Слово о полку Игореве.
- Бард. Тарелка.
- Игорь В плену. Тарелка.
- Побег Игоря. Тарелка.
- март. Тарелка.
- Солнечное затмение. Тарелка.
- Солнечное затмение (вариант). Тарелка, 1935 г. Государственный музей искусств Палеха
- Сон Святослава. Тарелка.
- Золотое Слово Святослава. Тарелка.
- Битва. Тарелка.
- Встреча Игоря и Всеволода. Тарелка.
- Плач Ярославны. Тарелка.
- Легенда о Нижегородской Коромысловой башне. Футляр, 1927 г. Нижегородский государственный художественный музей
- Тайное свидание. Футляр, 1924. ВГМД
- Тридцать три богатыря. Тарелка, 1933 г. Государственный музей искусств Палеха
- Три музыканта. Шкатулка для бус, 1924 год.
- Три музыканта. Футляр, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Три музыканта. Футляр, 1924 г. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник
- Три музыканта. Портсигар, 1926 год.
- Три музыканта. Поднос, 1920-е гг. Государственный музей искусств Палеха
- Молотилки. Футляр, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Топтыгин Генерал.
- Тройка. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Тройка. Портсигар, 1936. ВГМПИ
- Тройка. Портсигар, 1937 г. Государственный музей искусств Палеха
- Тройка. Футляр, 1925 г. ВГМПИ
- Тройка. Дело, 1925 г. Музей народного творчества
- Тройка. Кейс, 1927 год.
- Тройка. Сундук, 1926 год. ГРМ
- Тройка. Тарелка, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Тройка. Пудреница, 1931 год.
- Тройка. Поднос, 1926 г. Государственный музей искусств Палеха
- Тройка и волки. Портсигар, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Тройка красных коней. Кейс, 1925. Музей народного творчества
- Две девушки и музыкант. Коробка круглая, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Две молодые пары. Футляр, 1924 г. Государственный музей искусств Палеха
- Две свадебные тройки. Бардачок, 1924 год. Музей народного творчества
- Дядя Яков.
- Дикие звери. Футляр, 1925 г. Государственный музей искусств Палеха
- Зимняя тройка. Дело, 1930. Музей народного творчества
- Плач Ярославны. Тарелка, 1928 год.
- Бугельная башня.
Произведения из подполья, освобожденные гласностью
Пропавшие русские художники, испорченные работы, недостающие материалы, все исправили на грандиозной выставке в Мюнхене
Константин Звездочетов, Куликовская битва, 600 лет, 1991. Безумного короля Людвига Бавария увидела проект такого великолепного и безумного масштаба, как Kraftemessen: Contending Forces. Этот проект, который продлится в пяти местах по всему Мюнхену до 30 июля, является кульминацией трехлетнего диалога между самыми важными деятелями московского авангардного мира искусства и мюнхенским художником-концептуалистом Харалампием Г. Орощаковым. Он включает в себя более 50 художников на трех последовательных крупных выставках и параллельной программе второстепенных выставок, чтений, перформансов, симпозиума и огромной книги.
Непрекращающаяся драма — потерянные художники, испорченная работа, недостающие материалы. Но русский хаос уступил место немецкой эффективности, поскольку первые три выставки открылись в начале этого месяца с большим успехом.
Прошло много времени с тех пор, как работы этих художников выставлялись вот так. Неофициальное искусство таких андеграундных советских художников, как Илья Кабаков, Комар и Меламид, пользовалось огромной популярностью в первые дни перестройки. В 1988 году, когда рядовые советские граждане получили возможность получать выездные визы, по Западной Европе и Соединенным Штатам прошла волна групповых выставок, на которые художники приезжали, чтобы установить свои работы. Однако за последние несколько лет русское авангардное искусство в какой-то степени маргинализировалось, финансирование грандиозных выставок было скудным, а круг визионеров, который поддерживал жизнь самой идеи искусства в самые темные дни коммунизма, раздробился.
На протяжении 70-х и 80-х годов эти художники видели себя хранителями света, которые строили основу для жизнеспособного нравственного существования в глубоко деградировавшем обществе. Их работу можно понять не по внешнему виду, а по выявлению сложных нравственных и изобразительных приемов, с помощью которых сообщается ее высокое предназначение. «Соперничающие силы» — один из первых проектов, признавших это.
«Обычно на Западе нас выставляли, потому что это было как-то питерски, политкорректно, включать русских в свои выставки», — сказал Костя Звездочетов, московский концептуалист, чьи работы представлены здесь. «И мы сами должны были быть ПК, ярыми сторонниками демократии, ненавидящими коммунизм и т. д.
«Мы, конечно, не ПК. вообще, потому что мы русские, так что это нелепая идея. Нет, для нас важен дух и видение произведения, и я думаю, что в России можно быть мистически правильным, М.С., что на Западе необычно, и что мы очень-очень М.С., а это очень M.C. проект.»
«Противоборствующие силы» имеют запутанную историю. В начале 90-х, в ответ на резкое погружение в западную художественную жизнь, группа московских художников создала программу Aptart International. Они приглашали в Москву западников, работы которых им нравились, и позволяли им жить в своих квартирах и студиях и погружаться в местную художественную жизнь. Среди пришедших был г-н Орощаков, поразивший воображение россиян работой над темами православия и империи. Г-н Орощаков нашел в авангарде ответ на свою эксцентричную чувствительность и задумал «маленькую выставку» на Западе. Так началось «Противостояние сил».
На Западе часто консультируются с российскими кураторами, но редко берут на себя полную ответственность за проекты. Г-н Орощаков, который хотел прославить, а не контролировать русскость произведения, не мог решить, кто из трех самых важных советских критиков должен курировать придуманную им выставку, и поэтому он пригласил Маргариту Тупицыну, Бориса Гройса и Виктора Мициано.
Когда г-н Орощаков проанализировал их планы и понял, что некоторые из лучших художников оказались в проигрыше, он арендовал центральный зал Академии художеств (зал, где впервые выставлялись де Кирико и Кандинский) и пригласил их установить все, что им нравилось в «Позициях». Другие части «Противоборствующих сил» вскоре последовали за расширением концепции г-на Орощакова; его остроумная и терпеливая жена, Йоханна цу Эст Орошаков, которая много лет была видной фигурой в немецком музейном мире, организовала спонсорство (более 300 000 долларов в виде государственных, корпоративных и частных денег), связи с общественностью и бесконечные практические дела.
Для тех, кто давно связан с русским авангардом, это событие вызывает определенное ощущение «Большого холода»; все артисты остановились в маленькой гостинице рядом с Академией, и настроение привязанности, интимности и веселья накалилось до предела. Русские с присущим им апломбом легко интегрировались в великое баварское общество, но тем не менее они сами по себе: работают, пьют, рушатся, снова работают. Шикарные званые обеды в домах местных аристократов сменяются экспедициями за водкой на заправке, а потом дискуссиями об искусстве, правде, политике и философии, или зажигательными хорами революционных песен, или воспоминаниями о холодной войне. Большинство ночей последние гуляки ложатся спать после рассвета.
Тем временем у организаторов был повод для продолжительной истерии. Во вторник, 30 мая, например, последние участники должны были прибыть в Мюнхен, и г-н Орощаков и несколько артистов поехали встречать их в аэропорту. Представитель «Аэрофлота» сообщил, что самолет все еще находится в Москве. Он не знал почему. Поэтому они вернулись в Академию, куда доставили работы из-за границы, и обнаружили, что большая их часть повреждена. Транспортная компания поставила бронзового Ленина поверх нескольких хрупких картин и конструкций, и разгромленная работа выглядела как археологические раскопки. Инсталляция Ивана Чуйкова, взятая напрокат у частного торговца в Германии, исчезла совсем.
Потом Андрей Филиппов упомянул, что для его установки ему понадобится семь больших промышленных катушек, каких обычно можно найти на улицах Москвы. Таких катушек на улицах Мюнхена не найти. Итак, пока г-н Орошаков и художники чинили свои работы, а г-жа Орощакова выпускала материалы для прессы и вела переговоры о страховых выплатах от компании по перевозке произведений искусства, прекрасная графиня Диана фон Гогенталь, которая организовывала выставку рисунков по теме, села в свой универсал и отправился на поиски с г-ном Филипповым.
Олег Васильев, Площадь Маяковского: Эрик Булатов, 1995.
Около полуночи Аэрофлот неожиданно сообщил, что рейс приземлится через несколько минут. Г-н Орощаков прыгнул в свою машину, которая, к сожалению, была припаркована во время ливня с открытой крышей, и мокрый поехал в аэропорт, где самолет был задержан полицией из-за каких-то пограничных формальностей.
Когда артисты, наконец, приехали, они объяснили, что в Москве жара и взлетно-посадочная полоса, построенная для русских зим, начала таять. Но тем временем кто-то нашел пропажу Чуйкова, Леонид Соков восстановил свою разбитую скульптуру, другие художники устранили повреждения своих работ, а Диана фон Гогенталь развесила свою выставку рисунков и нашла катушки.
Первым показом стала «Поврежденная утопия» Маргариты Тупицыной, которую открыл мэр Мюнхена. Г-жа Тупицына была одним из кураторов прошлогодней выставки Гуггенхайма «Великая утопия» в Нью-Йорке работ представителей идеалистического авангардного движения 20-х годов.
«Я подумала, что кто-то должен обратить внимание на то, что случилось с Великой Утопией, — сказала она, — на то, как идеализм и идеология продолжали взаимодействовать, даже когда эта идеология была испорчена». Ее выставка здесь первоклассных работ Комара и Меламида, Андрея Ройтера, Перцев, Олега Васильева, Леонида Сокова, Игоря Макаревича/Елены Елагиной и Монро показывает художников в их лучшем виде, иллюстрируя большую и глубокую точку зрения г-жи Тупицыной.