120 уникальных рисунков Рафаэля Санти в музее Эшмола
В сентябре этого года прошла потрясающая выставка Рафаэля Санти в музее Эшмола в Оксфорде, на которой были представлены около 120 уникальных рисунков, чертежей и эскизов художника, что составляет треть сохранившихся работ на бумаге. По словам одного из кураторов проекта, доктора Бена Томаса, «Рафаэль: рисунки» — это очень интимная выставка, поскольку раскрывает поиск образа. Творчество художника при создании этих рисунков было наиболее спонтанным. Выставка позволит увидеть работы мастера эпохи Возрождения в новом свете. Кураторы выставки хотят познакомить зрителей с языком «рисования» великого мастера, который помог достичь ему тонкой эмоциональности своих персонажей. Выставка направлена на создание наиболее простых непосредственных отношений между зрителем и шедевром эпохи «Возрождения». Кроме того, организаторы попытались использовать рисунки как прямой способ проникнуть внутрь творческого процесса Рафаэля. Они хотели сделать акцент на рисунках с точки зрения моментов времени, когда художник пытается найти образ, потенциал для будущей картины (а не как законченный продукт). Один из рабочих названий для выставки было «Рафаэль и красноречие». По мнению создателей, рисунки мастера красноречивы в двух смыслах: в риторическом и как показатель физического действия со стороны художника – скорости, давления его руки (иногда предварительные, иногда невероятно уверенные линии).
Бен Томас говорит, что было удивительно разбираться в динамике художника. Интересно наблюдать за тем, что получается, когда к мастеру приходит вдохновение, когда его рисунок – это бесконечное творчество. Организаторы исследовали более 100 набросков Рафаэля, и заметили, насколько значимо они отличаются от продуманной завершенной картины. Рафаэль неустанно пытался найти самые выразительные формы. Это означает и то, что он готов перенять образы от других художников. Напряжение – это то, что ему нравилось в искусстве Леонардо: ощущение скрытой эмоции, которая только должна произойти. Рафаэлю также присуще чувство юмора. Иногда он берёт идею и переосмысливает её в другом жанре. Например, он взял трагический образ, перенос Христа, и попытался сделать это комично. Мадонна с младенцем – один из основных мотивов итальянских художников. Рафаэль изображал его во многих вариациях, как если бы он бросал вызов самому себе. На картине «Head of Muse» (которая продана с аукциона в 2009 году за 29 миллионов фунтов стерлингов) можно заметить, что лицо выполнено более мягкими линиями, что довольно резко контрастирует с резкими, отрывистыми движениями карандаша вокруг плеч.
Слева направо: 1. «A Man Carrying an Older Man on His Back» — Человек, несущий на спине пожилого человека. 2. «Putto Holding the Medici Ring» — Путто держит кольцо Медичи. 3. «Study for Adam in the Disputa» — Изучание Адама в Диспута.
Слева направо: 1. «Studies for the Figure of Christ» — Исследования для фигуры Христа. 2. «Study Inspired by Michelangelo’s David» — Исследование, вдохновленное «Давидом» Микеланджело.
Слева направо: 1. «The Virgin with the Pomegranate» — Пресвятая Богородица с гранатом. 2. «Head of a Muse» — Голова Музы.
07.12.2017 1394
перейти к разделамpogorelovs.ru
Рафаэль Санти – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge
Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).
В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»
Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».
Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).
Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).
Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).
На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]
«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»
Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.
В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»
Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.
В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).
Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.
В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).
Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.
Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).
В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»
Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».
Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).
Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).
Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).
На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]
«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»
Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.
В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»
Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.
В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).
Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.
В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).
Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.
Сохранитьartchallenge.ru
Рафаэль Санти картины
Биография Рафаэля Санти
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Родился 26.03.1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Первый учитель — Перуджино. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, живописец. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра.
В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации…
Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие. В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Умер Рафаэль Санти в Риме 06.04.1520.
Картины Рафаэля
Адам и Ева
Алтарь семейства
Битва святого Георгия с драконом
Битва святого Георгия с драконом
Бриджуотерская Мадонна
Диспута
Изведение Петра из темницы
Женский портрет
Мадонна ди Фолинио
Картина Рафаэля: Мадонна
Мадонна Альба
Мадонна Ансидей
Мадонна Эстерхази
Мадонна Грандука
Мадонна под занавесом
Мадонна семейства
Мадонна со щеглом
Мадонна Террануова
Мадонна в кресле
Мадонна в зелени
Мадонна Каупера
Мадонна и Иоанн креститель поклоняются спящему младенцу Иисусу
Несение креста
Обручение Марии
Портрет Аниел Одони
Портрет Балдасаре Кастилионе
Портрет дамы. Немая
Портрет Иоанны Арагонской
Портрет кардинала
Портрет Маддалены Дони
Портрет молодого человека
Портрет молодой женщины. Форнарина — возлюбленная Рафаэля
Портрет молодой женщины с единорогом
Портрет папы Юлия второго
Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио дель Медичи и Луиджи дель Росси
Прекраная садовница
Преображение Христово
Пророк Исайя
Сикстинская Мадонна
Сон рыцаря
Суд Соломона
Святая Екатерина Александрийская
Святой Себастьян
Святое семейство Каниджани
Святое семейство под дубом с Иоанном крестителем
Святое семейство под пальмой
Святой Михаил и дьявол
Три грации
Триумф Галатеи
Видение пророка Иезекииля
Самый мощный и функциональный браузер для начинающего и опытного пользователя ПК mozilla firefox. Приобретите бесплатно отличный браузер и узнайте обо всех функциях, которые предлагает этот продукт.
art-assorty.ru
Картины Рафаэля | andrey-eltsov.ru
На странице представлены самые знаменитые картины Рафаэля Санти: Сикстинская Мадонна, Афинская школа, Преображение, Триумф Галатеи, Прекрасная садовница … и другие картины с названиями и описаниями.
Картины Рафаэля возвышенные и гармоничные, душевно чистые и умиротворённые.
Художник прожил всего 37 лет и умер в день своего рождения 6 апреля 1520-го года по одной из версий от сердечной недостаточности.
Значительную роль в творчестве художника сыграла его возлюбленная и муза Форнарина(Маргерита), которую он с одной стороны идеализировал, но с другой представил во многих своих великих картинах. Её образ запечатлён и в самой знаменитой картине «Сикстинская Мадонна».
Далее и следуют картины Рафаэля с названиями и описаниями! Живопись Рафаэля возвышенна и гармонична!
Рафаэль. Автопортрет.
Знаменитая фреска Рафаэля «Амур и Психея», выполненная по заказу банкира Чиги.
Именно тогда художник познакомился со своей первой и единственной любовью Маргерит, которую в дальнейшем всегда называл Форнарина, что в переводе означает булочница по роду деятельности её отца.
Психею Рафаэль с неё и рисовал на этой фреске.
Рафаэль и Форнарина. Любовь слепа!
На фото самая знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
В центре Мадонна с младенцем Христом в руках.
Справа и слева от них святые Сикст и Варвара.
Внизу два ангела-херувима с крылышками. Это самые известные и популярные до сих пор изображения ангелов.
Мадонна парит в небесах. Нежно держит маленького Иисуса в руках. Взгляд её тревожен. Она как будто предвидит какое великое и тяжкое будущее предстоит её сыну!
Прообразом Мадонны была Форнарина.
Картины Рафаэля божественны и неподражаемы! Божественная живопись!
«Афинская школа». Рафаэль.
На картине 21 фигура известных философов Греции.
Как сказал Сократ: «Истина рождается в споре». Это Рафаэль мастерски и изображает.
Это вторая по популярности картина после картины «Сикстинская Мадонна».
На фото картина «Преображение». Рафаэль.
Это третья по популярности картина после картин «Сикстинская Мадонна» и «Афинская школа».
В глаза сразу бросаются два плана в картине: верхний, чистый, возвышенный и божественный, и нижний с его хаосом и сумятицей.
Вверху Христос и пророки Илия и Моисей.
Внизу апостолы безуспешно пытаются излечить мальчика от демонов.
Противоречие и контраст пронизывают картину.
Картины Рафаэля глубоки по содержанию!
«Святая Цецилия». Рафаэль.
Святая Цецилия обратила свой взгляд вверх на поющих шестерых ангелов. Справа о неё задумчивый святой Павел.
Мирские дела рядом, но важнее то, что вдали и значительно!
На фото портрет Кастильоне.
Дипломат Кастильоне был близким другом Рафаэля.
Рафаэль Санти замечательный портретист.
«Дама под покрывалом». Рафаэль.
И здесь моделью была возлюбленная художника Форнарина.
Рафаэлю был 31 год когда он познакомился с 17-летней Маргерит.
Портрет молодой женщины, или Форнарина.
Всё тот же банкир Чиги предложил Рафаэлю с Форнариной переселится к нему во дворец.
Рафаэль опрометчиво принял это предложение. И вскоре Форнарина стала любовницей банкира из-за занятости художника работой. Это был удар в спину, который во многом и приблизил смерть гениального художника!
Любовь слепа, но плоды её великие!
На фото «Коронование Марии». Рафаэль.
Божественная живопись!
На фото картина «Видение Иезекииля». Рафаэль.
Библейская картина посвящена пророку Иезекиилю.
Вокруг него ангелы, а внизу монстры, предвещающие всякие природные катаклизмы.
Природные катастрофы неизбежны, но предвидеть их необходимо!
Библейские картины Рафаэля глубоко символичны!
«Триумф Галатеи». Рафаэль.
На картине дочь Посейдона нериада (дух океана) Галатея торжествует и воспевает любовь.
На фото картина «Святой Георгий и дракон». Рафаэль.
Известная библейская легенда, которую лучше всех и изобразил Рафаэль.
Картина «Свадьба богородицы». Рафаэль.
Здесь дева Мария обручается с Иосифом на фоне величественного храма.
«Несение креста». Рафаэль.
Самая трагичная картина Рафаэля.
В картине мучения Христа и сострадание ему дев справа.
Беспомощность, скорбь, тревога и отчаяние.
Проникновенная живопись.
Картина «Прекрасная садовница» (другое название «Мадонна в прекрасном саду». Рафаэль.
Мадонна общается с младенцами Христом и Иоанном Крестителем.
«Мадонна делла Седия». Рафаэль.
Мадонна дева Мария обнимает нежно младенца Иисуса Христа. Сзади на них взирает совсем ещё юный Иоанн Креститель. Мадонна всегда была в центре внимания художника!
Вот такие знаменитые картины Рафаэля Санти! Великая живопись великого мастера!
И этот список его картин ещё будет продолжен!
Это может Вас заинтересовать :
andrey-eltsov.ru
Рафаэль божественный. Поэзия образа. Все работы выставки: gorbutovich — LiveJournal
В архив. Выставка «Рафаэль. Поэзия образа» закрылась. Часть 1
На надгробии Рафаэля в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Эпитафию написал друг художника кардинал Бембо. Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный».
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, фрагмент
Выставка ««Рафаэль. Поэзия образа». Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии.» закрылась. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина совместно с галереями Уффици [*] провели первую в России выставку работ Рафаэля Санти. Из музеев Италии были привезены восемь живописных и три графические работы. [[*] В 2015 году во Флоренции был образован новый музейный комплекс «Галереи Уффици», включающий также Палатинскую галерею и другие музеи.]
В 2020 году во всем мире будет отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в московском Пушкинском стала первой в череде событий, приуроченных к этой дате.
Рафаэль в качестве живописца, рисовальщика, архитектора, поэта воплотил высший идеал эпохи Возрождения. Он смог придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов. Благодаря этому между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство.
2.
Рафаэль Санти. Руки Аньоло Дони. Photo by Tatiana Gorbutovich
Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии — представленными в контексте выставки: текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.
Многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в стихах, в их числе — Гавриил Романович Державин (1743-1816) и Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). «Наше всё» обращался к Рафаэлю неоднократно, начиная со своей подростковой поэмы «Монах», июнь-июль 1813:
«Взошедши в дом, где мирно жил Монах,
Не золота увидели б вы горы,
Не мрамор там прельстил бы ваши взоры,
Там не висел Рафа́ель на стенах.»
[К слову: О поэме «Монах» — сначала только по названию — стало впервые известно лишь в 1863 году со слов князя А. М. Горчакова, который позже сообщил о том, что убедил юного поэта уничтожить «дурную поэму довольно скабрезного свойства». Однако автограф ее был обнаружен в 1928 году как раз в архиве Горчакова.]
3.
Рафаэль Санти. Руки Маддалены Дони, супруги Аньоло Дони. Photo by Tatiana Gorbutovich
Одна из самых известных фраз из Пушкина по рафаэлевской теме – из «Моцарта и Сальери», 1830:
«Моцарт
Ах, Сальери!
Ужель и сам ты не смеешься?
Сальери
Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.
Моцарт
Постой же: вот тебе,
Пей за мое здоровье.
Старик уходит.»
4.
Рафаэль Санти. Galleria Nazionale delle Marche, Urbino
Связь, возникающую между стихами Пушкина и живописью Рафаэля, подметил Виссарион Григорьевич Белинский, писавший о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Работы, которые были на выставке:
8 картин и 3 рисунка
5.
1. Рафаэль Санти. Автопортрет. Около 1505. Дерево, масло. Галереи Уффици, Флоренция. Выставка Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии. Photo by Tatiana Gorbutovich. Автопортрет без рамы. Original (3898 x 5315)
Автопортрет Рафаэля из собрания Галереи Уффици — первое из нескольких известных изображений мастера. Он был выполнен в 1505 году, когда Рафаэлю было 22 года. С переезда во Флоренцию, пришедшемуся на 1504 год, начнется новый этап в жизни и творчестве художника. Можно предположить, что еще до переезда Рафаэль ощущал себя вполне состоявшимся мастером, ведь жанр автопортрета неотделим от размышлений художника о себе и своем общественном статусе.
На автопортрете мы видим юношеское лицо с правильными чертами, с которым гармонирует изысканная элегантность внешне неброского костюма. По словам искусствоведов, нейтральный фон, лишенный театральности, скромная одежда, аккуратно забранные под берет волосы свидетельствуют о стремлении художника к определенному идеалу красоты, воспринимаемой и как духовное совершенство.
6.
Рама автопортрета. Photo by Tatiana Gorbutovich
Внутренняя гармония и изящество этого образа созвучны идеалам гуманиста и друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне, получившим отражение в его трактате «О придворном». В этом знаменитом сочинении итальянского Возрождения, в частности, прославляется особое качество, называемое «sprezzatura» — умение человека вести себя так, как будто все ему дается легко, не выставлять напоказ усилий, благодаря которым достигнут результат.
На протяжении всего творческого пути Рафаэль был именно тем художником, который воплощал в жизнь ренессансное представление о живописи как о высоком искусстве, родственном труду литераторов и поэтов.
7.
2. Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501. Дерево, масло (перенесена на холст). Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа. По клику – в раме. Source
Небольшой по размерам фрагмент алтаря с изображением головы ангела обладает несомненной привлекательностью. Он был освобожден из-под слоя позднейших записей, закрывавших все изображение, кроме лица и плеч, и предстал теперь в своем первозданном виде. В этом фрагменте читается произведение зрелого художника. Перед нами деталь большой композиции, исполненной Рафаэлем для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло, небольшом городе недалеко от Перуджи. Этот алтарный образ, оплаченный богатым торговцем шерстью по имени Андреа Барончи, был заказан Рафаэлю, которого в документах уже называют «мастер». В центре алтаря — фигура святого Николая Толентинского, побеждающего дьявола, а по сторонам — ангелы, держащие в руках таблички с латинским текстом церковной службы. Образ, представленный на выставке, находился справа от святого Николая.
В конце XVIII столетия сильное землетрясение повредило церковь, и алтарь был перевезен в Рим, а затем разобран на отдельные части. В начале XIX века итальянский коллекционер граф Паоло Тосио приобрел на антикварном рынке изображение головы ангела как «Портрет юноши». Помимо этого фрагмента известны еще три части алтаря. В Лувре находится другой ангел. «Мадонна» и «Бог Отец», выполненные ассистентом Рафаэля, хранятся в музее Каподимонте в Неаполе.
Написанное в 1501 году произведение позволяет понять пути становления художественного языка Рафаэля. В исполнении этого образа, воплощающего гармонию и спокойствие, легко увидеть характерный рафаэлевский тип лица, обрамленного развевающимися кудрями, которые написаны свободно, длинными мазками кисти. Возникают очевидные стилистические параллели с работами Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Также ощутимо влияние других художников умбрийской школы — Бернардино Пинтуриккио и Луки Синьорелли, близко знакомого с заказчиком алтарной композиции.
8.
3. Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага. Дерево, масло. Галереи Уффици, Галерея статуй и картин, Флоренция. Фотография сделана в Уффици, июль 2016. Photo by Tatiana Gorbutovich. На выставке в Москве картина была не в этой раме, а в простой. В Уффици этикетка об авторстве говорит осторожно: приписывается Рафаэлю.
Портрет Элизабетты Гонзага, супруги герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, составляет пару с портретом ее мужа, также хранящимся в Галерее Уффици. Портреты попали во Флоренцию в конце XVII века без всякого упоминания об их авторе. С принадлежностью данного портрета кисти Рафаэля до сих пор не согласны некоторые исследователи.
9.
Рафаэль Санти. Photo by Tatiana Gorbutovich
Композиция картины нетипична: отказываясь как от традиционного изображения в профиль, так и от поворота в три четверти, художник выбирает ракурс анфас, сообщающий лицу герцогини торжественную неподвижность. Старинные каталоги, описывающие этот портрет, отмечают детали костюма: украшение в виде скорпиона на лбу, золотые цепочки, золотое шитье на черном платье.
10.
Рафаэль Санти. Портрет герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. Около 1504-1506. Дерево, масло. 69 х 52 см. Уффици, Флоренция. На выставке картины не было. via. Original (4921 x 6939)
Черный и золотой — два геральдических цвета герцогства Урбино. На парном портрете, который не представлен на выставке, герцог Гвидобальдо одет в те же цвета.
11.
Вокруг изображения темная рамка. Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага. Элизабетта Гонзага без рамы и с обрезанной черной рамкой. Original (3642 x 5118)
Утонченность и элегантность Элизабетты, переданные в этой работе, находят отражение в знаменитом трактате Бальдассаре Кастильоне «Придворный». В нем мантуанский писатель, в 1504 году прибывший к урбинскому двору и поступивший на службу к Гвидобальдо, превозносит герцогиню как источник вдохновения, средоточие благородства и добродетелей. Отправившись в Англию в 1506 году с дипломатической миссией, он взял с собой ее потрет, скрыв его под зеркалом, чтобы мысленно соединять собственное отражение со скрытым под ним образом Элизабетты, в которую был влюблен.
По мнению некоторых ученых, темная рамка вокруг изображения дает основание считать, что перед нами тот самый портрет, который Кастильоне увез с собой. Картина до сих пор вызывает множество вопросов.
12.
Рафаэль Санти. Photo by Tatiana Gorbutovich
Куфическое письмо на воротнике модели невозможно расшифровать.
13.
Рафаэль Санти
Украшение в виде скорпиона, держащего драгоценный камень, возможно, имеет отношение к мелотезии — эзотерической науке, связывавшей органы человека с зодиакальными знаками.
14.
4. Рафаэль Санти. Погрудное изображение молодой женщины в профиль. Около 1505. Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и эстампов, Флоренция. Photo by Tatiana Gorbutovich
Рисунок с погрудным изображением молодой женщины в профиль из Галереи Уффицци долгое время приписывали флорентийскому скульптору Мино да Фьезоле. Однако перед нами, несомненно, одна из наиболее изящных графических работ Рафаэля. Периодом ее создания можно считать время пребывания художника в Умбрии, до переезда во Флоренцию. Этот рисунок нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных картин мастера, а потому исследователи сошлись на том, что он был сделан с натуры. По мотиву и композиционному решению он близок женским портретам кисти Пьетро Поллайоло и Доменико Гирландайо. Изображения такого рода получили широкое распространение во флорентийской живописи, начиная с середины XV века. С подобными образцами Рафаэль мог ознакомиться в Умбрии в мастерской Пьетро Ваннуччи, более известного как Перуджино, куда он, вероятно, постоянно наведывался уже с 1495 года.
В этом рисунке Рафаэль не просто воспроизводит характерный для тосканских мастеров тип профильного портрета. Здесь угадываются индивидуальные особенности стилистики художника, но еще отчетливо прослеживается влияние Перуджино. Черный мел, который использовали для передачи тональных переходов, сочетается с перекрестной штриховкой, нанесенной пером или металлическим штифтом. Эти инструменты и графические приемы были типичны для Перуджино и его ближайшего окружения. Изображение глаза и верхней части профиля девушки пройдено пером и тушью: автором этих правок мог являться не Рафаэль, а безымянный неопытный рисовальщик более позднего времени.
15.
5. Рафаэль Санти. Голова женщины в профиль. Около 1507. Бумага, перо, чернила. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция. Photo by Tatiana Gorbutovich
Лист «Голова женщины в профиль» ранее считался портретом Аталанты Бальони, знатной дамы, заказавшей Рафаэлю работу «Снятие с креста» для семейной капеллы в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Однако ни эта, ни другие версии относительно того, кто изображен на рисунке, не находят подтверждений.
Характерная поза с чуть склоненной головой, сжатыми губами и устремленным вниз взглядом восходит к образцам классической древности, где изображение душевных страданий и скорби сочетается со сдержанностью и достоинством. Неизвестно, в каком именно античном произведении черпал вдохновение Рафаэль, но есть основания считать, что между прибытием во Флоренцию в 1504 или 1505 году и отъездом в Рим в 1508 году он имел возможность приобщиться к эстетическим канонам античности, изучая археологические находки, хранившиеся в богатых коллекциях города. Рисунок демонстрирует необычайную способность художника к восприятию и переосмыслению изобразительных источников, позволяющую ему интерпретировать классические образцы в абсолютно современном ключе.
Отталкиваясь от идеальной модели, Рафаэль наделяет фигуру эмоциональной выразительностью, тонко выявляя движения души, присущие человеческой натуре. Это был шаг вперед по сравнению с чисто внешней идеализацией, которая отличала творчество художника в период, предшествующий приезду в Тоскану, и о которой свидетельствует, в частности, представленное на выставке «Погрудное изображение молодой женщины в профиль».
Высокая художественная ценность рисунка обусловлена не только глубиной образного решения. Немалую роль играет филигранная техника исполнения. Произведение демонстрирует превосходное владение приемами работы пером и чернилами — излюбленным графическим материалом тосканских художников тех лет. Отточить эти приемы Рафаэль мог за время пребывания во Флоренции.
16.
6. Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. Музейный комплекс «Галереи Уффици», Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция. Photo by Tatiana Gorbutovich. На обороте: Мастер из Серумидо. Работал во Флоренции, около 1500-1530. Боги насылают потоп на род человеческий. Гризайль. Аньоло Дони без рамы. Original (4525 x 6437)
Портрет Аньоло Дони, богатого флорентийского торговца тканями, и его супруги Маддалены, происходившей из древнего флорентийского рода Строцци, были написаны Рафаэлей вскоре после переезда во Флоренцию. Аньоло Дони принадлежал к кругу флорентийских меценатов, стремившихся приобретать произведения искусства у самых знаменитых художников своего времени.
17.
7. Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507 Дерево (липа), масло. Музейный комплекс «Галереи Уффици», Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция. Photo by Tatiana Gorbutovich. На обороте: Мастер из Серумидо. Работал во Флоренции, около 1500-1530. Девкалион и Пирра возрождают род человеческий после потопа. Гризайль. Маддалена Дони без рамы, original (5409 x 7677), но цвет в этом файле не правильный. Фотография Портрета Аньоло Дони сделана на айфон, а Портрета Маддалены Дони – на фотоаппарат, поэтому цветопередача получилась у двух картин разная, в жизни это не так. Айфон, кажется, приукрашивает реальность, делая цвет более ярким.
Портреты супругов Дони — это парные изображения, связанные очевидной стилистической близостью. Низкая линия горизонта в пейзаже сосредотачивает внимание зрителя на фигурах, приобретающих особую значительность, а равномерный свет выявляет черты лиц, помогая обозначить характеры персонажей, а также подчеркивает детали костюма и изысканные украшения, указывающие на социальный статус.
18.
Рафаэль Санти. Photo by Tatiana Gorbutovich
Так, подвеска на шее Маддалены, украшенная рубином, изумрудом, сапфиром и жемчужиной, намекает на девственную чистоту и супружескую верность.
Изначально портреты помещались в особой раме на шарнирах, образующей диптих, который мог открываться и закрываться. Композиции на оборотах выполнены в технике гризайли безымянным помощником Рафаэля, известным как «Мастер из Серумидо». Их сюжеты, отражающие античный миф о потопе и последующем восстановлении человеческого рода, являются аллегорией, благословляющей супружество и плодовитость молодой пары.
Подобное решение роднит эти портреты с многостворчатыми алтарями нидерландской живописи. Знаменитый пример такого рода — алтарь Портинари, написанный Гуго ван дер Гусом, — Рафаэль видел во Флоренции.
19.
. |
Рафаэль Санти. Photos by Tatiana Gorbutovich
В результате рентгеновского исследования стала известна первоначальная композиция портрета Маддалены Дони. Художник планировал изобразить фигуру в интерьере, где пейзаж был виден в проеме с левой стороны. Такая схема была типичной для нидерландских мастеров Ганса Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена. Традиции северной живописи Рафаэль умело сочетает с новыми достижениями флорентийского периода, когда большое влияние на него оказало творчество Леонардо да Винчи. Пространственный разворот и положение рук модели на потрете близко повторяют «Джоконду» Леонардо. Однако недосказанность образа и живописный прием сфумато, присущие «Джоконде», сменяются здесь абсолютной ясностью форм и цвета и интересом к деталям, благодаря чему художнику удается передать неповторимую индивидуальность характеров портретируемых.
20.
8. Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая). Около 1507. Дерево, масло. Палаццо Дукале, Национальная галерея Марке, Урбино (отдана на хранение из Галереи Уффици во Флоренции). Photo by Tatiana Gorbutovich
gorbutovich.livejournal.com
Рафаэль Санти: жизнь и творчество художника
Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 — 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.
Содержание
Биография Рафаэля Санти
Творчество Рафаэля Санти
Интересные факты о художнике
Картины Рафаэля Санти
Библиография
Биография Рафаэля Санти
Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.
В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)
Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).
В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.
В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.
В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.
В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.
Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.
Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.
Творчество Рафаэля Санти
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.
Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.
С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.
Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.
В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.
Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.
Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).
На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.
- Диспут
- Афинская школа
- Адам и Ева
Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.
Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.
Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда — изгнания грабителя храма небесным всадником — передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск.
Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.
Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.
Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.
Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.
Интересные факты о художнике
- Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
- «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
- Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
- Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
- Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»
Библиография
- Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
- Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
- Элиасберг Н. Е. Рафаэль. — М.: Искусство, 1961. — 56, [46] с. — 20 000 экз. (обл.)
- Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — 80 с. — 60 000 экз.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su, smallbay.ru, artariya.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Рафаэль Санти: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Рафаэль Санти: жизнь и творчество художника
4.7 (93.33%) 6 голос(ов)allpainters.ru
Две картины Рафаэля были обнаружены в Ватикане спустя 500 лет: philologist — LiveJournal
Разгадана очередная тайна, возраст которой насчитывает 500 лет. Две картины Рафаэля обнаружены во время очистки и реставрации зала в Музеях Ватикана. Эксперты считают, что это последние работы одного из гениев Возрождения, сделанные незадолго до его смерти в 1520 году в возрасте 37 лет, сообщает обозреватель сайта об искусстве «Артхив» Влад Маслов.«Это потрясающее чувство, — цитирует CNN руководителя проекта Ватикана по реставрации Фабио Пьячентини. — Осознавая то, что это, вероятно, последние его работы, вы практически ощущаете присутствие маэстро». Две женские фигуры, олицетворяющие Правосудие и Дружбу, были написаны Рафаэлем около 1519 года, однако он скончался прежде, чем смог закончить роспись всего зала. После его смерти над стенами работали другие художники, и эти две картины были забыты.
Рафаэль, фигура Правосудия (1519). Музеи Ватикана
В 1508 году папа Юлий II заказал Рафаэлю роспись своих личных апартаментов. Художник украсил три помещения, которые ныне называются «залами Рафаэля», знаменитой фреской «Афинская школа». Затем он начал планировать четвёртую комнату — самую большую. Это был банкетный зал, называемый Зал Константина. Рафаэль собирался использовать в нём масляные краски, а не традиционную технику фрески.
Рафаэль Санти. Фреска зала Константина дворца понтифика в Ватикане. Пожертвования Константина. 1520
В книге Джорджио Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 года сказано, что Рафаэль начал работу над двумя фигурами, экспериментируя с масляными красками. Это и стало ключом к разгадке. Когда реставраторы начали очищать стены Зала Константина в 2017 году, они поняли, что две женские фигуры были написаны именно маслом, тогда как остальные рисунки на стенах выполнены техникой фрески.
Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура музея Ватикана. 1511, 770×500 см
Ультрафиолетовые и инфракрасные снимки подтвердили подозрения учёных: эти две картины не были похожи на остальные, а роспись маслом явно демонстрировала применение новых в то время технологий. Впрочем, эксперты опознали произведение Рафаэля по другим признакам. Реставратор Фабио Пьячентини говорит, что основной уверенности стали мазки, характерные для Рафаэля. «То, как движется кисть, — объясняет он, — и даже едва различимые штрихи, которыми написаны маленькие пряди волос». По словам Пьячентини, Рафаэль также создал необычные оттенки цвета, которые начали проявляться во время очистки.
Рафаэль, фрагмент фигуры Дружбы в Зале Константина. Музеи Ватикана
Тот факт, что на подготовительных рисунках этих двух фигур внизу нет знака, который мог бы поставить младший художник, стало ещё одним признаком руки мастера. Глава Музеев Ватикана Барбара Джатта говорит, что восстановление работ Рафаэля и всего остального зала продлится по крайней мере до 2022 года. «Это один из самых важных проектов последних десятилетий — после Сикстинской капеллы — который будет выполнен в Музеях Ватикана», — подчеркнула она. Хотя маловероятно, что на стенах Ватикана есть другие скрытые шедевры, реставраторы и учёные музеев сохраняют бдительность. «Это самое прекрасное во всех проектах, — говорит Джатта. — Мы всё ещё ищем, и это никогда не закончится».
Роспись на одной из стен зала Константина. Музеи Ватикана
Восстановление двух вновь обнаруженных картин Рафаэлей и остальной части Зала Константина в Ватикане обойдётся примерно в 2,7 миллиона евро. До сих пор значительную часть расходов брал на себя нью-йоркский филиал «Покровителей искусства в Музеях Ватикана», пояснила Барбара Джатта. Это особая группа доноров, главным образом из США, но так же из Европы и Азии, которые финансируют восстановление произведений искусства в Ватикане. Стать членом организации может любой, кто согласен платить ежегодный взнос в размере 600 долларов США. Эти люди могут взять под свою опеку особые реставрационные проекты, перечисленные в «Вестнике Музеев Ватикана» и внести свой вклад в восстановление и сохранение наследия самого анклава и всего мира.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
philologist.livejournal.com