Римские боги: Недопустимое название | Риордан Вики

Содержание

Скромные боги

Осенью 2017 года в издательстве Принстонского университета вышла монография Гарриет Флауэр (Harriet Flower) под названием «The Dancing Lares and the Serpent in the Garden: Religion at the Roman Street Corner» («Танцующие лары и змей в саду: религия на углу римской улицы»). Книга, как следует из названия, посвящена одному аспекту древнеримских верований: что представляли собой лары — «духи-хранители», или «домовые», как их называют в отечественной литературе. Несмотря на узко заявленную тему, Флауэр ставит гораздо более широкие вопросы: как народная религия соотносится с государственными культами, как государство использует народную религию в своих целях и почему элиты плохо представляют себе, во что верят «широкие народные массы». Кроме того, Флауэр демонстрирует читателю, что не существует статичной, завершенной истории античности, и объясняет, зачем науке необходима постоянная ревизия.

Сведения о ларах дошли до нас благодаря литературе и археологии.

Ларов упоминают такие авторы, как Плавт, Катон, Варрон, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций, Плиний и другие. Благодаря раскопкам мы знаем, как выглядели ларарии — специальные домашние святилища, фрески, статуэтки, монеты с изображениями ларов. Уцелели некоторые алтари и посвятительные надписи. Но ни те, ни другие источники не дают единой картины: где-то лары упомянуты или изображены поодиночке, а где-то — парами; иногда рядом с ними стоит гений (дух-защитник хозяина дома, paterfamilias), иногда к ним ползут змеи; им приносят в жертву как свиней, так и крошки хлеба. У ларов нет имен, но есть эпитеты-функции: «домашние», «сельские», «дорожные». Их по-разному чтили в столице и в провинциях, в доме и на улице.

Объединяло все формы культа общее представление о ларах как защитниках границ дома и улицы, наблюдавших за сменой времен года и переменами в жизненном статусе (из детства в юность, от девичества в замужество и так далее). Лары — скромные и неприхотливые покровители, охотно довольствующиеся самой малостью, которая найдется даже у самого бедного раба.

Ларов изображали веселыми молодыми людьми, нередко танцующими, часто держащими в руках рог и блюдо, символы достатка и сытости. Неудивительно, что эти симпатичные защитники были так популярны среди крестьян, рабов, простых горожан и вольноотпущенников всех мастей. Прозорливый Октавиан Август, гибкий и дальновидный популист, использовал их в рамках своей грандиозной религиозной реформы, реформировав культ ларов в Риме и превратив их в lares augusti.

Еще в начале XX века специалисты по римской религии разделились на два лагеря: одни вслед за Эрнстом Замтером считали ларов духами уже умерших и довольно сердитых родственников, которых надо постоянно задабривать. Вторые вслед за Георгом Виссовой полагали ларов доброжелательными малыми божествами-помощниками, коих у римлян было бесчисленное множество (замечательные примеры собраны М.Л. Гаспаровым в «Капитолийской волчице»). До сих пор в авторитетных изданиях вроде Оксфордского словаря классических древностей (Oxford Classical Dictionary) о ларах пишут осторожно: мол, может, и духи предков, а может, и божества.

Гарриет Флауэр посвящает этой проблеме вводную главу своей книги. С точки зрения принстонской исследовательницы, лары — бесспорно божества и совершенно точно благоволящие к своим подопечным, кем бы они ни были: рабами, вольноотпущенниками или свободными, путниками или домовладельцами, невестами или матронами. Не исключено, что после монографии Флауэр версия о беспокойных духах предков окончательно останется в прошлом.

Ларов почитали вблизи домашнего очага, они, по крайней мере отчасти, и были божествами очага как центра дома. Флауэр отмечает, что в богатых римских домах очаг переместился из середины дома в кухню (об этом мы знаем из раскопок) и туда же переехали маленькие алтари домашних ларов, которым ежедневно приносили скромные жертвы: несколько капель вина, крошки или кусочки хлеба, чуть-чуть благовоний, гирлянду цветов. В парадном же центре дома стали устраивать небольшие святилища с бронзовыми статуэтками богов, которых почитали в данной семье. Эти группки богов и называли пенатами.

Комбинация пенатов была вполне произвольна и зависела от того, где жили и чем занимались хозяева. Например, в Помпеях особо чтили Венеру, покровительницу города, и Меркурия, защитника торговли.

Интересно, что Катон Цензор, знаменитый римский политик II века до нашей эры и автор первого дошедшего до нас прозаического латинского текста — трактата «De Agri Cultura», «О земледелии», поручает уход за ларами, точнее, за их алтарями и жертвоприношениями, управляющим имений — рабам или вольноотпущенникам. Несмотря на традиционалистскую интонацию «назад, к древней простоте», Катон адресовал свое сочинение новому поколению римской элиты — осевшим в столице владельцам нескольких имений, разбросанных по Италии. Катону представлялось очень важным отправление культа ларов, но поскольку хозяев дома или усадьбы часто не было на месте, он перепоручал это действие тем, кто неотлучно был при очаге. Гарриет Флауэр вслед за многими современными исследователями сельского хозяйства в Древнем Риме думает, что Катон вовсе не был глубоким знатоком земледелия, как считали в XIX веке.

Его «De Agri Cultura» полна энтузиазма, но пестрит лакунами и ошибками. В тонкости и историю культа ларов Катон не вникал, как не вникал в тонкости сельского хозяйства.

Впрочем, после Катона никто из дошедших до нас авторов, включая энциклопедиста и антиквара I века до нашей эры (в значении «знаток древностей») Марка Теренция Варрона, не оставил непротиворечивых сообщений о ларах. Неудивительно, что и Овидий, крупнейший поэт рубежа нашей эры, писал, что ему непонятно происхождение ларов и неясна их иконография. В «Фастах», поэтическом календаре римской религии, Овидий размышляет: «у подножия Ларов стоит из камня собака — //Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пес?» (V, 137-138, пер. Ф.А. Петровского). Гарриет Флауэр замечает, что Овидий, говоря об особой любви собак к перекресткам, явно иронизирует и что к свидетельствам поэта надо относиться точно так, как он этого хотел: отдавая себе отчет в его лукавстве и фантазии, а также изрядной горечи по отношению к Риму. Овидий, как мы знаем, начал писать «Фасты» в столице, а правки вносил уже в ссылке, из которой не вернулся.

Наконец, напоминает Флауэр, имеющиеся в нашем распоряжении рукописи «Фастов» — поздние (не раньше IX века нашей эры) и не лучшим образом сохранившиеся. Об этом обстоятельстве современный читатель часто забывает: античные тексты дошли до нас за редчайшими исключениями только в средневековых копиях, от оригиналов их отделяют тысяча и больше лет и неведомое количество промежуточных списков.

После анализа текстов Флауэр разбирает археологические свидетельства. Картина получается еще более сложная и неоднородная. Например, в Помпеях уцелело множество домашних фресок с изображением ларов, гениев и змей, причем сцены довольно однотипны: лары смотрят, как гений возливает на алтарь вино и укладывает еду, а змеи ползут сквозь густые садовые заросли с тем, чтобы, видимо, полакомиться приношениями. Оказывается, в античной литературе нет ни одного пояснения к подобной сцене: что это за змея (или змеи, они часто нарисованы парами) и какова ее связь с ларами и домом. (Есть знаменитая сцена в «Энеиде» Вергилия , но доказательно связать ее с культом ларов невозможно.

) Причем выясняется, что изображения змей и ларов характерны для Помпей и окрестной Кампании, но не для других регионов. Скажем, на острове Делос, где исследовано немало домов, принадлежавших в начале новой эры богатым римским вольноотпущенникам, обнаружено несколько хорошо сохранившихся фресок с ларами. На этих изображениях есть хорошо узнаваемые лары, есть жертвы, которые им приносят благодарные домочадцы, но нет ни змей, ни сада. И в самом Риме змей с ларами не находят. Флауэр заключает, что никаких жестких иконографических правил относительно ларов в нормальном домашнем быту не было и никто их не стремился ни формализовать, ни соблюсти.

Помимо домашних ларов были еще и лары уличные, покровители улиц и перекрестков, а также отдельных районов города — «vici». Варрон рассказывает об интересном обычае в этой связи. Дело в том, что римляне редко праздновали пышные свадьбы. Обычно заключение брака состояло в скромной церемонии, частью которой была раздача трех бронзовых монет невестой.

Одну монету невеста несла в руке и вручала ее жениху, вторую, спрятанную в башмаке, она подносила домашним ларам в своем будущем доме. Выйдя из нового дома, она направлялась к ближайшему уличному святилищу ларов и оставляла там третью монету, принесенную в специальном кошельке. Таким образом, невеста трижды препоручала себя защитникам: мужу, домашним богам и богам своего околотка.

Известно также, что в честь уличных ларов — lari compitalii — устраивали специальные, популярные в народе праздники Компиталии, отмечавшиеся в середине зимы. На околоточные алтари жители вешали куколки и шарики из шерсти, и, судя по всему, это было формой переписи населения: местный чиновник,

vicomagister, пересчитывал эти приношения, чтобы представлять себе, сколько народу, как свободных, так и рабов, живет во вверенном ему районе. Тот же vicomagister распоряжался жертвоприношениями во время Компиталий и раздачей жителям жертвенного мяса.

Октавиан Август, как и Варрон, веривший в ценность традиционных устоев, одновременно создавал новое государство с новой идеологией, напоминавшей старую только внешне. Август видел в почитании римских lari compitalii нечто чрезвычайно для себя важное: их вневременность. Этим он и воспользовался, приказав превратить обычные многочисленные святилища уличных ларов в святилища августовых ларов — lari augusti. Так они стали одновременно старыми и новыми: традиционными и принадлежащими новой эпохе — его, Августа. Со временем они должны были превратиться и превратились из безымянных покровителей отдельных районов огромного города в постоянно возобновляемый источник памяти об императоре.

Гарриет Флауэр специально останавливается на некоторых аспектах провинциальных культов ларов, чтобы показать, как в далеких от Рима краях почитание ларов стало источником самоопределения населения как римлян. Нет ничего удивительного, заключает исследовательница, что солдаты Митридата Евпатора, отобрав в 88 году до нашей эры у римлян остров Делос, изуродовали изображения домашних ларов, лишив побежденных их символического родства с метрополией. Флауэр также подчеркивает, что, когда христианские императоры в 392 г. нашей эры запретили отправление культов ларов и пенатов, то это касалось всех язычников: то есть и тогда еще домашних божеств почитали широко, повсеместно и, что особенно важно, во всех слоях общества, а не только среди рабов, как часто полагали ученые в XIX и начале XX века. Закон должен был разорвать связь с одной из самых давних, глубоко укорененных и неброских традиций языческого Рима.

Одна из самых интересных сквозных тем в книге Флауэр — это неуловимость народных верований, от которых не осталось текстов, а только артефакты и история интерпретаций. Античные авторы безуспешно пытались подогнать ларов под лекала греческой мифологии, а позднейшие исследователи старались совместить сведения из древних источников с практиками примитивных обществ. Интерпретаторы стремятся создать универсальную картину, а ее не существует. Хороший современный историк, а Гарриет Флауэр из их числа, не боится ревизионизма и сам является ревизионистом. Как бы ни была далека от теории струн история римской религии, но точка зрения физика Леонарда Сасскинда годится для тех, и для других: «Неэлегантность и неоднозначность теории в конечном итоге следует рассматривать как ее сильные стороны. Честный и непредвзятый взгляд на реальный мир не предполагает математического минимализма» (из книги «Космический ландшафт. Теория струн и иллюзия разумного замысла Вселенной», перевод А. Пасечника).

Юлия Штутина

Римские боги. Мифы и легенды Греции и Рима [litres]

Римские боги

В Риме двенадцать великих олимпийцев превратились в римлян. Влияние греческого искусства и литературы там настолько было велико, что древние римские божества приобрели черты сходства с соответствующими греческими богами, а затем полностью с ними слились. Большинство из них, правда, имели римские имена: это Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Веста (Гестия), Марс (Арес), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Меркурий (Гермес), Диана (Артемида), Вулкан или Мулькибер (Гефест), Церера (Деметра).

Двое из них сохранили свои греческие имена: Аполлон и Плутон; причем второй из них никогда не назывался в Риме Аидом. Бог вина, виноградарства и виноделия Вакх (но никогда Дионис!) имел также и латинское имя: Либер.

Принять греческий пантеон богов римлянам было довольно легко, поскольку их собственные боги не были достаточно персонифицированы. Римляне обладали глубоким религиозным чувством, но не слишком большим воображением. Они никогда бы не сумели создать образы олимпийцев – каждого с живыми, четко выраженными чертами. Своих богов, прежде чем тем пришлось уступить место греческим, они представляли себе довольно туманно, едва ли более ярко, чем просто «тех, кто находится наверху». Их называли общим, собирательным именем: Нумины (Numina), что по-латыни означает Силы или Воли, быть может, Воли-Силы.

Пока греческие литература и искусство не проложили себе путь в Италию, римляне не испытывали нужды в красивых, поэтичных богах. Они были людьми практики и не очень беспокоились «о музах в венках из фиалок» или «лиричном Аполлоне, что сладкие мелодии извлекает из лиры своей» и т. п. Они хотели поклоняться прагматичным богам. Так, важной Силой в их глазах был «тот, кто охраняет колыбель». Еще одной такой Силой был «тот, кто распоряжается детской пищей». Мифы о них никогда не слагались. По большей части никто даже не знал, какого они пола – мужского или женского. С ними были связаны простые акты повседневной жизни; эти боги придавали им определенное достоинство, чего нельзя было сказать о греческих богах, за исключением Деметры и Диониса.

Наиболее известными и почитаемыми из них были Лары и Пенаты. Каждая римская семья имела своего лара, духа предка, и несколько пенатов, хранителей очага и стражей домашнего хозяйства. Это были собственные боги семьи, принадлежащие только ей, ее самая важная часть, защитники и покровители дома. Им никогда не возносили молений в храмах; это делали только дома, где во время каждой трапезы им предлагалась некоторая толика пищи. Были также и общественные лары и пенаты, выполнявшие по отношению к городу те же функции, что и личные – к семье.

Существовало также множество Воль-Сил, связанных с ведением домашнего хозяйства: например, Термина, страж границ; Приап, бог-податель плодородия; Палее, покровительница домашнего скота; Сильван, помощник пахарей и дровосеков. Их перечень довольно обширен. Все, что было важно для ведения хозяйства, находилось в ведении некоей благодетельной силы, которой никогда не придавалась какая-либо определенная форма.

Сатурн был одной из этих Воль-Сил – покровителей сеятелей и посевов, а его супруга One выступала в качестве помощницы сборщиков урожая. В более позднюю эпоху Сатурна стали отождествлять с греческим Кроном и считать отцом Юпитера, греческого Зевса. Таким образом, ему были приданы личностные свойства; о нем был сложен ряд мифов. В память о «золотом веке», когда он правил в Италии, каждый год зимой в Риме устраивался праздник – Сатурналии. Его идея состояла в том, что на время празднеств на землю возвращается «золотой век». В это время запрещалось объявлять войну; рабы и хозяева совершали трапезу за одним столом; наказания откладывались; все дарили друг другу подарки. В человеческом мозгу таким образом поддерживалась мысль о равенстве людей, о том времени, когда все находились на одном и том же общественном уровне.

Янус первоначально тоже был одной из таких Воль-Сил, точнее, «божеством добрых начинаний», которые, естественно, должны заканчиваться также хорошо. Со временем он в определенной мере персонифицировался. Фасады его главного храма в Риме выходили на восток и на запад, то есть туда, где восходит солнце и где оно заходит; храм имел две двери, между которыми стояла статуя Януса с двумя лицами: старым и молодым. Если Рим находился с соседями в состоянии мира, обе двери были закрыты. За первые семьсот лет существования Рима они закрывались всего три раза: в правление доброго царя Нумы Помпилия, после Первой пунической войны в 241 г. до н. э. и в правление императора Августа, когда, по словам Мильтона,

Ни грома войн, ни кликов битв

Уж слышно не было в подлунном мире.

Естественно, новый год начинался с месяца, посвященного Янусу, то есть с января.

Фавн был внуком Сатурна. Он представляет собой что-то вроде греческого Пана; это был довольно грубоватый, неотесанный бог. Впрочем, он обладал также пророческим даром и являлся людям во сне. Фавны стали римскими сатирами.

Квирин – имя обожествленного Ромула, основателя Рима{13}.

Маны – это души находящихся в Аиде праведников. Иногда их считали божественными и поклонялись им.

Лемуры или Ларвы – души грешников и злодеев; их очень страшились.

Камены – первоначально весьма полезные с практической точки зрения богини, заботившиеся об источниках, водоемах и пр., целили болезни и предсказывали будущее. С приходом в Рим греческих богов были отождествлены с совсем непрагматичными Музами, которые покровительствовали только искусству и науке. По одной из версий Эгерия, дававшая советы царю Нуме Помпилию, была такой Каменой.

Луцина иногда рассматривается как римская богиня-родовспомогательница; однако обычно это имя используется как эпитет к именам Юноны или Дианы.

Помона и Вертумн первоначально считались Волями-Силами, покровительствующими садоводству и огородничеству. Позднее они были персонифицированы и был даже сложен миф о том, как они полюбили друг друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Римские матроны: достоинства и пороки

Римские матроны: достоинства и пороки История Рима – это, конечно же, прежде всего история мужчин… Однако и римские женщины играли в ней немаловажную роль. Как мы знаем, история страны началась с похищения сабинянок. Описать все стороны бытия и воспитания женщин

Выдающиеся римские историки

Выдающиеся римские историки Великие страны всегда порождают и великих историков… Жизнь и общество нуждаются в них больше даже, чем в строителях, врачах и учителях, ибо они, то есть выдающиеся историки, одновременно возводят здание цивилизации, лечат общественные

Римские нравы, быт и повседневная жизнь

Римские нравы, быт и повседневная жизнь Как проводили они свободное время? Обратимся к книге П.  Гиро «Быт и нравы древних римлян». В Риме, столице огромной Империи, всегда было шумно. Тут можно увидеть кого угодно – торговцев, ремесленников, военных, ученых, раба, учителя,

БОГ ИЛИ БОГИ?

БОГ ИЛИ БОГИ? Что же в действительности скрывается за обликом Элогима? И к кому он обращается, когда говорит: «Сотворим людей по нашему образу и подобию»? Присутствовали ли при акте сотворения еще и другие боги? И кто были эти другие «боги», которым израильтянам было

III. Римские маски

III. Римские маски Общеизвестно то влияние, в буквальном смысле слова, которое греческая культура оказывала на Рим. Философия, круг чтения, театр, архитектура. Но греческая культура, привитая к латинскому стволу, была не народна, а элитарна. Только в привилегированных

Глава 8 РИМ — ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима.

 — Римский Форум. — Императорские форумы. — Метаморфозы города. — Цирки и амфитеатры. — Римские театры. — Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры

Глава 8 РИМ — ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима. — Римский Форум. — Императорские форумы. — Метаморфозы города. — Цирки и амфитеатры. — Римские театры. — Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры В основе античной цивилизации в целом, как греческой, так

Глава 9 СОБЛАЗНЫ ГОРОДА Общественная жизнь. — Развлечение на стадионе. — Римские игры. — Народный театр: представления и мимы. — Конные состязания. — Гладиаторские бои. — Удовольствие от бань, удовольствие от пищи. — Соблазны городской жизни

Глава 9 СОБЛАЗНЫ ГОРОДА Общественная жизнь. — Развлечение на стадионе. — Римские игры. — Народный театр: представления и мимы. — Конные состязания. — Гладиаторские бои. — Удовольствие от бань, удовольствие от пищи.  — Соблазны городской жизни Горация, достигшего

Боги вод

Боги вод Посейдон (Нептун) – повелитель и хозяин Моря (имеется в виду Средиземное море), а также Понта Эвксинского (Гостеприимное море, ныне – Черное). Под его властью также находились подземные реки.Океан – титан, повелитель реки Океан, обтекающей Землю. Его жену,

Боги и дни

Боги и дни Если верить творцам ученых дискуссий, являвшимся одновременно судьями и заинтересованными участниками, поскольку звали их Цицерон, Лукиан и Сенека, то главная трудность, которую в их века создавали боги, носит практический характер и заключается в вопросе:

Глава XI Боги огня и боги войны

Глава XI Боги огня и боги войны Первородная стихия огня как проявление тайной силы природы была, без сомнения, предметом обоготворения древних славян. Но в настоящее время, при смешении этого понятия огня с позднейшим его аллегорическим значением земного представителя и

​9 римских богов, которые не были просто грабежами греческих богов

Мы знаем, что у древних греков было множество занимательных наборов богов и богинь. Так что неудивительно, что когда Рим завоевал Грецию, они заменили свой унылый пантеон переименованными версиями Зевса, Афины и других. Но не все римские боги были греческими копиями — вот несколько наиболее важных из них.

1) Янус

Несмотря на тотальное приобретение Римом греческого пантеона, возможно, их самым важным божеством было исключительно их собственное. Янус был богом начала и конца, переходов, дверей, в основном всего, что имело две разные, но дополняющие друг друга функции, что выражалось в том, что у него было два лица. Янус был настолько важен, что оставался частью римского пантеона даже после того, как они кооптировали греческих богов, и, возможно, оставался их самым важным божеством, получая большую часть поклонения в связи с важными началами и окончаниями, такими как рождение, браки, дни, времена года. , смерти и т. д. Поскольку он руководит началом, ему нужно было поклоняться в первую очередь во всех основных религиозных церемониях; это также сделало его богом предзнаменований, а римляне любили предзнаменования и пытались угадать будущее. Несмотря на то, что Юпитер был царем богов после великого приобретения греческого пантеона, Янус был дверью между небом и землей, и был ею с незапамятных времен, что фактически означало, что Янус мог метафорически запереть Юпитера в его комнате. Нет, конечно, но мог бы.

2) Квиринус

Когда Рим был основан, он находился недалеко от группы людей, называемых сабинянами. Некоторые из сабинян были поглощены Римом мирно, некоторые — нет, — но они привели с собой Квирина, бога войны, до того, как римляне захватили Ареса и переименовали его в Марса. К первому веку до нашей эры Квирин каким-то образом стал божественной формой легендарного основателя Рима Ромула, что сделало его довольно важным человеком. Он фактически стал богом римского государства; по мере того как республика превращалась в империю, а империя росла, его в конце концов вытеснили Юпитер и другие бывшие греческие боги.

3) Митра

В то время как Рим явно любил заимствовать религию у своих греческих соседей, Митра был одним из немногих божеств, пришедших в империю откуда-то еще. Первоначально персидский бог, Митре начали поклоняться солдаты имперских армий, но как часть культа — у них были секретные ритуалы, молитвы и храмы, хотя не похоже, чтобы были какие-то сумасшедшие лидеры культа или гнусные дела. Они просто поклонялись Митре, тусовались и отказывались рассказывать об этом другим людям, почти как в клубе.

4) Ларес

Не все боги нуждались в массовом поклонении; в каждом римском доме было множество более мелких, более личных богов, которым они поклонялись на семейном алтаре прямо в своем доме. Среди наиболее важных были лары, боги семьи, в которую входили духи их предков. Очевидно, что как члены семьи они были заинтересованы в том, чтобы их потомки были счастливы и защищены, а у потомков были веские причины их удовлетворять. Это были небольшие подарки в виде еды, зерна и вина каждый день, но более сложные ритуалы проводились для важных семейных событий, таких как свадьбы и рождения.

5) Dis Pater

Первоначально бог наземных богатств — то есть плодородной земли, драгоценных минералов и т. д. — Dis Pater со временем превратился в бога подземного мира, потому что все драгоценное в земле считалось сокровище подземного мира. Довольно странная ассоциация — перейти от Бога драгоценных камней и вещей к Богу места, куда люди уходят, когда умирают, и, вероятно, поэтому он был поглощен Плутоном, урожденным Аидом, когда пришли греческие боги. Плутон был гораздо более впечатляющим, внушительным богом подземного мира.

6) Orcus

Этруски были группой людей, живших недалеко от Рима, которые были поглощены/завоеваны в начале истории Рима. Таким образом, Оркус считается этрусским богом смерти и загробной жизни, наряду с римским Дис Патером. В конце концов, Оркус стал олицетворять более злые, чудовищные аспекты загробной жизни и стал рассматриваться как демонический мучитель проклятых; между этим различием и тем фактом, что ему поклонялись в основном на фермах, а не в городах, он продолжал существовать как божество еще долго после того, как Дис Патер исчез на Плутоне. Забавный факт: Orcus — это происхождение имени J.R.R. Злые орки Толкиена.

7) Либер

Происхождение Либера в основном неизвестно — ему определенно поклонялись в Италии в течение довольно долгого времени, и к нему присоединилась его спутница Либера — но он был главным богом в римском пантеоне. Он был богом мужской фертильности, перехода во взрослую жизнь, изобилия урожая и обычного человека — причудливая смесь прав, мужественности, плодородия и вечеринок. Возможно, «свобода» — лучшее слово для этого. Рим посвятил целый месяц его празднованию — фестивалю Либералии, — на котором, конечно же, выставляли напоказ гигантский пенис, якобы для защиты посевов, как это принято делать с пенисами. В конце концов Либер был заменен греческим богом вина Дионисием, переименованным в Вакха, но поклонение Либеру продолжалось, превращаясь в культы с возмутительно сомнительной репутацией сексуальных развратников и случайных убийств.

8) Divus Julius

Вдаваться во все причины, по которым Юлий Цезарь был обожествлен, когда он еще правил Римом, было бы невероятно сложно, но вам нужно знать две вещи: 1) Цезарь был другом простых людей Рима навсегда, и они любили его еще до того, как он положил конец ужасной гражданской войне и правил нацией, и 2) готовность Цезаря быть почитаемым, включая месяц, названный в его честь, священника, посвященного ему, бесчисленные статуи, и т. д., было основной причиной, по которой многие люди в Сенате желали его смерти. Но после убийства Марк Антоний помог официально признать Юлия божеством, что дало ему более или менее божественный мандат наказать убийц Цезаря и захватить власть, хотя это также стало очень сложным благодаря племяннику Юлия Октавиану. Божественность Юлия Цезаря была в первую очередь политическим ходом, сначала им самим, а затем его преемниками, чтобы узаконить свою власть.

9) Divus Augustus

Племянник Юлия Октавиан не совершал тех же ошибок, что и его дядя. Даже когда он победил Марка Антония и стал императором, он отказался от божественных почестей, пока был жив, а поскольку он правил более 40 лет, это был довольно долгий срок. Даже когда «дикари» из самых дальних провинций Рима специально просили разрешить им поклоняться своему императору как богу, Август не хотел идти по стопам своего дяди. Но он также не хотел обижать своих новых подданных. Таким образом, он в основном сказал им поклоняться духу самого Рима, и, эй, если они тоже упомянули его, ничего страшного. Но он отказался допустить какое-либо притворство божества в более традиционной римской части империи. Он также помог восстановить бесчисленное количество храмов и фестивалей, таким образом поклоняясь каждому богу, который, по его мнению, должен был; между этим и тем, что он правил 40 довольно мирных, невероятно благополучных лет, когда он умер в 14 году нашей эры, и простой народ, и сенат были более чем счастливы объявить его официальным богом.

Римская мифология | Encyclopedia.com

Римская мифология в контексте

С момента основания Римской империи до ее падения в 476 г. н.э. Рим доминировал в Европе и большей части Северной Африки, Ближнего Востока и Малой Азии. Хотя эта разросшаяся империя охватила множество культур со своими собственными мифами и легендами, мифология самих римлян вращалась вокруг основания, истории и героев города Рима. Римляне разработали свой собственный пантеон или собрание признанных богов и богинь. Однако после того, как они завоевали Грецию, их божества (боги и богини) стали все чаще ассоциироваться с числами 9. 0073 Греческая мифология.

Хотя раннюю историю Рима трудно отделить от легенд, которые сложились вокруг него, город, похоже, начинался как сообщество центрально-итальянских народов, известных как латиняне. Латиняне слились с этрусками, которые, вероятно, пришли в Италию из Малой Азии до 800 г. до н.э.

До 510 г. до н. э. Римом правили короли. Затем она стала республикой, управляемой выборными должностными лицами. Римская республика в конечном итоге доминировала над большей частью Италии и завоевала побережье Северной Африки и Грецию. К 31 г. до н. э. Рим управлял всеми землями вокруг Средиземного моря, а также северо-западной Европой.

Основные источники информации о римской мифологии появились в первые годы существования империи, примерно между 20 г. до н.э. и 20 г. н.э. Поэт Вергилий создал национальный эпос Рима, Энеида , в котором использовались мифы, связывающие основание города с греческими божествами и легендами. Другой поэт, Овидий, написал « Метаморфозы », сборник ближневосточных и греческих мифов, перенятых римлянами. « Fasti » Овидия описывает римские мифы о богах в соответствии с праздниками в их календаре. В своей истории Рима Ливий изображал легенды об основании города так, как если бы они были историческими событиями. Эти и другие авторы работали над созданием «официальной» римской мифологии, которая дала Риму древнее, выдающееся и славное наследие.

Основные божества и персонажи

В ранние годы у римлян было много божеств и духов, называемых numina , или силами, которые, как считалось, населяют всю природу. В отличие от греческих божеств, нумина не имела отличительных, четко определенных личностей и характеристик. Историй о них было немного. Они были просто силами, которые наблюдали за деятельностью повседневной жизни. Примеры включают Янус (произносится ДЖАЙ-нухс), бог дверных проемов и арок, и Терминус (произносится ТУР-мух-нухс), бог границ. Многие ранние римские божества были связаны с сельским хозяйством, урожаем или землей. Сильванус (произносится как сил-ВАЙ-нухс), например, был защитником лесорубов и пахарей. Другие ранние божества олицетворяли добродетели или качества, такие как Конкордия (произносится как кон-КОР-ди-э-э), богиня согласия; Фидес (произносится как FEE-des), богиня честности; и Фортуна (произносится как-ТОО-нух), богиня судьбы или удачи.

Очарованные сложными и забавными мифами, которые греки сплели вокруг своих богов и богинь, римляне постепенно превратили некоторые из своих нумин в римские версии главных греческих божеств. Древнеримский бог Сатурн, хранитель семян и насаждений, стал отождествляться с Титаном Кроносом (произносится KROH-nuhs), который появился в греческой мифологии как предок богов. Афродита (произносится как аф-ро-дай-ти) стала Венерой, римской богиней любви. Зевс (произносится как ЗООС) и Гера (произносится как ВОЛОС-ух), король и королева греческих богов, стали римскими Юпитером (произносится как ДЖУ-пи-тур) и Юноной (произносится ДЖУ-но).

Восходящее солнце

Одна из самых почитаемых богинь Рима получила мало литературного внимания. Согласно легенде, Ангерона (произносится как ан-джух-РОХ-нух) знала магическое заклинание, позволяющее поднимать солнце посреди зимы. Ее праздник проходил 21 декабря, в самый короткий день в году, когда, как считалось, она произносила слова, которые заставляли дни удлиняться и возвращалась весна. Что еще более важно, Ангерона охраняла тайну имени города Рима. Боги знали это имя, но Рим был бы обречен, если бы люди когда-либо узнали его. Статуи Ангероны изображали ее рот, закрытый руками или кляпом, чтобы тайное имя не могло выскользнуть.

Марс, римское божество, первоначально связанное с сельским хозяйством, приобрело характеристики Ареса (произносится как AIR-eez), греческого бога войны, что объясняет, почему римская версия этого бога связана как с войной, так и с сельским хозяйством. Диана, традиционная римская богиня лесов, отождествлялась с Артемидой (произносится АХР-тух-мисс), греческой богиней охоты. Минерва (произносится как ми-НУР-вух) была римской версией Афины (произносится как э-э-э-нух), Нептун из Посейдон (произносится как poh-SYE-dun), Вулкан из Гефест (произносится как hi-FES-tuhs), Меркурий (произносится как MUR-kyoo-ree) из Hermes (произносится как HUR-meez), Церера (произносится SEER -eez) из Деметра (произносится как ди-МЕЭ-тер) и Вакх (произносится как БАХК-ус) из Дионис (произносится как краси-э-э-э-сухс). Аполлон (произносится как «э-ПОЛ-о») тоже был введен в римский пантеон, где он был известен как Аполлон и Феб (произносится как ФЕ-бух).

Римляне наделили своих божеств некоторыми характеристиками и даже некоторыми историями, связанными с греческими богами и богинями. Они также импортировали других иностранных божеств, таких как Кибела (произносится СИБ-э-э-ли) из-под Трои в Малой Азии и персидский бог Митра (произносится МИТХ-рах). В то же время в собственных домах они продолжали поклоняться своим традиционным домашним богам, известным как лары (произносится как ЛАИР-ээз) и пенаты (произносится как пух-НАЙ-тиз).

Римская мифология также включает в себя героев-людей. Иногда эти смертные становились божествами. Считалось, что Ромул (произносится как ROM-yuh-luhs), легендарный основатель города Рима, стал богом Квирином (произносится как kwi-RYE-nuhs). Многие императоры были объявлены римским сенатом богами после их смерти, и люди поклонялись им в храмах. Однако самыми почитаемыми героями были Эней (произносится как i-NEE-uhs), Ромул и Рем и другие из мифов о зарождении Рима и его ранней истории.

Основные мифы

Римляне лелеяли мифы об основании своего города. Миф, который, вероятно, датируется примерно 400 годом до нашей эры, рассказывает о близнецах Ромуле и Реме, потомках латинской принцессы и бога Марса. Хотя их дядя пытался их утопить, они выжили под присмотром волчицы и дятла. В конце концов, близнецы свергли дядю и решили основать новый город на том месте, где их спасла волчица. Получив предзнаменование — знак от богов — о новом городе, Ромул убил Рема и стал лидером как задумали боги. Рим получил свое название от него.

Ров, который Ромул вырыл, чтобы обозначить границу Рима, назывался померий (произносится как poh-MEHR-ee-uhm). Все внутри померия считалось частью первоначального, подлинного, священного Рима. На протяжении всей долгой истории Рима римляне сохраняли в померии достопримечательности, которые они связывали с легендой о Ромуле и Реме. К ним относятся пещера на Палатинском холме, где, как говорят, волк вскормила близнецов, и соседняя хижина, где, как говорят, жил Ромул.

Согласно легенде, Ромул сделал новый город убежищем для преступников, бедняков и беглых рабов, чтобы привлечь горожан. Поскольку у этого населения не было женщин, Ромул пригласил на религиозный праздник соседний народ, называемый сабинянами (произносится как САЙ-байн), и затем римляне похитили сабинянок. Тит Татий (произносится ТАЙ-шухс), царь сабинян, привел армию для войны с Римом. Однако к тому времени сабинянки уже вышли замуж за своих римских похитителей. По их настоянию мужчины заключили мир, и до своей смерти Тит правил на стороне Ромула.

Один миф, связанный с войной между римлянами и сабинянами, рассказывает, что высокопоставленная римлянка по имени Тарпея (произносится как тар-ПИ-э-э) увидела Татия и влюбилась в него. Тарпея предала Рим сабинской армии, но Таций убил ее за предательство. Миф стал частью географии города; скалистый выступ, с которого римляне сбрасывали на смерть убийц и предателей, назывался Тарпейским холмом. Другие легендарные фигуры из ранней истории Рима включают добродетельную жену Лукрецию (произносится как лоо-КРИИ-шух) и храброго солдата Горация (произносится как хох-РАЙ-шухс), оба они фигурируют в рассказах о падении монархии и основании Рима. Римская республика.

К концу существования Республики римляне усвоили новый мощный миф о происхождении своего государства. Этот отчет наиболее полно рассказан в «Энеиде ». Он вращается вокруг Энея, троянского принца, который бежал из своей разрушенной родины, потому что боги сказали ему, что ему суждено основать «новую Трою». После странствий по Средиземному морю Эней высадился в Италии с несколькими троянскими последователями. Там он женился на дочери местного латинского короля. Сын Энея Асканий (произносится как асс-КАН-и-ус) основал поселение под названием Альба-Лонга. Эта версия римской истории подчеркивала идею о том, что боги всегда хотели, чтобы Рим правил миром. Ромул и Рем были сыновьями Реи Сильвии, принцессы Альба-Лонги, и потомками Энея — прекрасный пример готовности и способности римлян собирать воедино разные мифы.

Возникли мифы, связывающие многих божеств с ключевыми событиями римской истории. Боги-близнецы ветра Кастор (произносится как КАС-тер) и Поллукс (произносится как ПОЛ-ухкс), вместе именуемые Диоскурами (произносится как краси-э-СКЮ-ржи), появляются как в греческой, так и в римской мифологии как неразлучные братья, образующие созвездие Близнецов (произносится ДЖЕМ-ух-нье). В римской версии Диоскуры сражались на стороне римской армии в битве в 490-х годах до нашей эры и принесли в город весть о победе римлян.

Ключевые темы и символы

Мифы и легенды римской истории прославляют добродетели, которые особенно ценились римлянами: долг, самопожертвование, честь, храбрость и благочестие. Римские божества тоже, как правило, олицетворяли добродетели, лишенные чересчур человеческих слабостей и пороков греческих богов. Греческий историк по имени Дионисий Галикарнасский признал эту разницу, когда написал, что римские божества были более нравственными, чем греческие, потому что римляне взяли из старых историй только хорошее и исключили все позорные части.

Римская мифология в искусстве, литературе и повседневной жизни

Влияние римской мифологии простиралось дальше и длилось дольше, чем Римская империя. Статуи, храмы и другие сооружения, связанные с римскими божествами и мифами, можно найти далеко от древней столицы. На старой мозаике — изображении, сделанном из маленьких кусочков камня или плитки, — найденном в Британии, изображена волчица, кормящая Ромула и Рема. Это напоминание о днях, когда Рим правил Британией, и показатель того, насколько далеко распространилась римская мифология.

Возрождение началось с нового интереса к Древней Греции и Риму. Мифология этих культур стала частью сокровищницы знаний образованных европейцев. С тех пор сотни художников, писателей и композиторов черпали вдохновение в Энеиде и в сильно мифологизированной версии римской истории.

Читай, пиши, думай, обсуждай

Хотя многие божества в римской мифологии основаны на греческих богах и богинях, в наше время они часто более известны под своими римскими именами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *