«Москва — Третий Рим»: история спекуляции • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсГенеалогия русского патриотизмаЛекцииМатериалыМатериалы
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
Краткий учебник по русскому авангарду
Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств
Элементарный путеводитель по философии XX века
9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени
История Японии в 20 пунктах
Самые значимые для понимания японской истории даты и события
«Волк, коза и капуста» с писателями
Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским
Узнайте писателя по детской фотографии
Физиогномический тест
Как читать и понимать хайку
Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво
Найдите стульям дома
Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью
«Мемори» с Романовыми
Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых
Как вы понимаете японцев?
Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев
Соберите авангард из кусочков
Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда
Соберите кирасира-трансформера
Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус
Дневник глазами литературоведа
Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу
Художник Давид — изобретатель зиги
Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Как Наполеон создал нации Европы
Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках
Все измы XIX века
Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма
Расставьте модников в хронологическом порядке
Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
«Александр Невский»
Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»
Зачем нужны денди
Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»
Эмодзи-Пастернак
Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки
Зачем фальсифицируют историю
Объясняет историк Иван Курилла
Как организовать дуэль
Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили
Поэзия Пастернака: гид для начинающих
16 стихотворений для первого знакомства с поэтом
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Чем отличаются майя, ацтеки и инки
Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума
Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя
События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века
Почему «Велесова книга» — это фейк
10 причин, почему она не может быть подлинной
Как читать Карла Маркса
Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно
9 мифов о Лермонтове
Знания, которые срочно нужно забыть
Загул Пушкина с цыганами
Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку
Очень краткая история архитектуры
Приключения строительных конструкций
Европейские театры XVI–XVII веков
Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения
Англия эпохи Шекспира в датах
Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра
Адам и Ева с точки зрения генетика
Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество
Русские — скифы?
История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока
«Собака» или новый Пушкин?
Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли
Неизвестный скабрезный текст Лермонтова
Первая публикация неизданного рассказа с комментарием
Потемкинские деревни, которых не было
Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?
Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»
От Пушкина до Зализняка: хроника
5 заблуждений о матриархате
Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований
Кто окружал Русь
Cписок соседей русских земель в XIII веке
Поддельные русские в ненастоящем Крыму
Знаменитая историческая фальсификация в комментариях
Где Делакруа?
Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена
За что любить Сурикова?
Объясняет искусствовед Галина Ельшевская
Основные направления авангарда
Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века
Семь мифов о Горьком
Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда
«Москва — Третий Рим»: история спекуляции
Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется
Заболоцкий за 10 минут
Подборка от Александра Архангельского
Девять мифов о Есенине
Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Как читать летописи
Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст
О чем говорит здание мэрии Москвы
Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Что такое «параноид жилья»
При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед
Кто придумал термин «серебряный век»
Как вошел в обиход уже привычный термин
Хорошо ли вы знаете советский быт?
Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Основатели символизма: the best
Целая эпоха в 10 стихотворениях
Философия Стругацких
Рассказывает литературовед Илья Кукулин
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Игра: как поменять лампочку в туалете
Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?
Как воспитать почтового голубя
Инструкция для начинающего голубевода
Как продать крепостного
Инструкция от историка Игоря Курукина
Как уберечься от чумы
Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века
Как писать на бересте
Инструкция из Древней Руси
Семь тестов на знание всего
Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке
23 мифа, которые раздражают ученых
Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете
Планы завоевания Константинополя, борьба староверов с Никоном, церковные интриги, мечты славянофилов, национальная идея и другие последствия трех слов из письма монаха XVI века в изложении американского историка
Успенский собор Московского Кремля (фрагмент фотографии) © Wikimedia CommonsВыражение «Москва — Третий Рим» известно всем еще из школьного курса истории: якобы под этим девизом Иван III собирал русские земли, а его преемники расширяли и укрепляли православную власть. В действительности значимость и широкую известность доктрина приобрела лишь в середине XIX века.
Американский историк Маршалл По в 2001 году написал статью «Изобретение концепции „Москва — Третий Рим“» («Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a „Pivotal Moment“»), в которой проследил развитие идеи от первого упоминания в письмах псковского монаха Филофея в XVI веке до ее сегодняшнего восприятия как поворотного момента в истории России. Arzamas приводит основные положения этого исследования, демонстрирующего, как строчка из письма псковского монаха стала национальным мифом.
«Осевой момент» и ошибки историков
Любой человек, обращающийся к истории Нового времени, неизбежно сталкивается c историографическим феноменом «осевого момента». Такой момент случается в «решительный час», «на перекрестке истории», когда «нация» или «эпоха» лицом к лицу сталкивается с каким-то набором исторических путей и выбирает лишь один.
Более того, хотя такие «поворотные моменты» и считают ключом к «корням» современного мира, они часто являются результатом слишком усердного поиска удаленных исторических истоков. Российская история дает превосходный пример того, к чему приводит неумеренное обращение к логике «осевых моментов». Несомненно, формирование доктрины «Москва — Третий Рим» — это один из самых известных и неверно истолковываемых эпизодов российской истории. Уже более столетия рождение доктрины Третьего Рима описывали и описывают в монографиях, обзорах и популярной литературе как фундаментальный перелом в исторической эволюции России.
Монах Филофей открывает Третий Рим
Нет никаких свидетельств тому, что Москва или Русь именовались Третьим Римом в каком-либо славянском тексте до первой половины XVI века. Псковский монах Филофей был первым, кто обнаружил Третий Рим в Московии. В первые десятилетия XVI века он написал одно или более писем, содержащих упоминание о «третьем Риме». Филофей ввел свою идею в обращение, написав в 1523–1524 годах письмо великокняжескому дьяку. В большинстве сохранившихся копий этот ключевой фрагмент звучит так:
«Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Об истинном смысле послания Филофея
Слова из письма монаха часто толкуются как триумфальная ода государю новорожденной вселенской империи. Но если интерпретировать доктрину в общем контексте письма, возникает совершенно иная картина намерений Филофея. Даже поверхностное знакомство с письмом показывает, что, хотя Филофей и упоминает «третий Рим», он не предлагает расширенного толкования этой доктрины. Его послание — детальное описание зол астрологии и католицизма «Послание на звездочетцев» Филофея было ответом на популярное в Европе астрологическое предсказание мирового потопа в 1524 году. Пропагандой астрологии и католических догматов занимался немецкий врач Николай Булев, живший при дворе Василия III. Скорее всего, именно с ним в заочный спор и вступил Филофей.. Поэтому мы вправе рассматривать письмо как преимущественно увещевательное: власти, полагал Филофей, должны уничтожить ереси и защитить Церковь. Захват греческой империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской церкви должен был означать конец света, поскольку «четвертому Риму не бывать». Филофей успешно трансформировал лесть в предупреждение.
Доктрина Филофея в XVI веке
Идея Филофея приобрела заметную популярность в церковных кругах, но она определенно не стала краеугольным камнем московской идеологии. Концепция Третьего Рима проникает в московские сказания, например в «Повесть о новгородском белом клобуке» (ок. 1600) В «Белом клобуке» Константинопольский патриарх посылает Новгородскому архиепископу одеяния, символизирующие покровительство церкви, поскольку узнает во сне, что «земля Руси» есть «Третий Рим».. В этих сказаниях исчезает апокалиптический контекст — нигде не встречается важная для Филофея идея, что «четвертому [Риму] не бывать». Сказания полны предчувствий яркого будущего Третьего Рима, а не ощущений надвигающейся катастрофы. Московские власти, в свою очередь, игнорировали имперские коннотации теории Третьего Рима.
Третий Рим на службе староверов
Титульный лист «Повести о новгородском белом клобуке». 1861 год © Wikimedia CommonsЕсли в XVI веке Русская церковь и считала идею Третьего Рима полезной, то она переменила свою точку зрения к 1667 году, когда Церковный совет запретил «Белый клобук». Причиной запрета стало то, что секты схизматиков использовали идеи из «Белого клобука» для сопротивления реформам Никона, приведшим к церковному расколу. Эти группы (впоследствии эволюционировавшие в староверов) рассуждали следующим образом: письма Филофея и «Белый клобук» называли Россию Третьим Римом, поскольку ее церковь была чище греческой, которая «предалась агарянам» То есть туркам. От греч. «Агарь» — побочная жена Авраама, мать Измаила, от которого, по легенде, произошли арабы.. Принятие идеи Третьего Рима староверами — это важный момент в ее истории. Они были первыми, кто уже в XVII веке расценил идею Третьего Рима как «осевой момент» в русской истории. Староверы ясно продемонстрировали свою веру в идею Филофея: когда у власти в православной церкви стал «антихрист» Никон, они ушли сами и унесли идею Третьего Рима в удаленные и дикие места; эту идею они продолжали исповедовать еще в XVIII — начале XIX века.
Третий Рим, о котором все забыли
В отличие от староверов, для политической элиты конец междоусобицы, присоединение Новгорода или коронование Ивана IV на царство были гораздо более важными событиями, чем формирование идеи Третьего Рима. Хотя в экспансионистской политике Петра и Екатерины многие историки были склонны видеть влияние доктрины Филофея, представляется, что она была совершенно забыта имперской элитой. Сравнение Российской империи с Римской не редкость в ту эпоху, но ссылок на доктрину Третьего Рима мы не встретим. Так, в 1697 году греки братья Лихуди поднесли Петру Великому оду, в которой описывали царя как наследника трона в Константинополе, но ни в этой оде, ни в других подобных произведениях формула «Третий Рим» не появляется.
Эта формула остается малоизвестной за пределами староверских обществ и в 1‑й половине XIX века. Даже в текстах славянофилов, ряд которых верили, что Москва превзошла и Рим, и Константинополь, нет указания на идею Филофея. В 1819 году в популярной серии исторических документов была опубликована «Грамота об учреждении в России патриаршеского престола» В 1589 году на прошение об учреждении Московского патриархата архиепископ Константипольский и Вселенский патриарх Иеремия II ответил согласием. Одобрив идею, он снадбил ее таким комментарием: «Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде». Представляется очень вероятным, что московские иерархи вложили в его уста импонировавшую им доктрину. Патриарх, вероятно, не был знаком с посланиями Филофея, хотя бы потому, что не мог читать или говорить по-русски., сделавшая доктрину доступной читающей публике. Например, Николай Карамзин отмечал, что упоминание Третьего Рима имело целью поддержать создание патриархата, и далее в своих толкованиях не шел: в этом контексте доктрина не выглядела чем-то существенным.
Интерпретация доктрины в церковных кругах
Без всякого сомнения, многие священнослужители были осведомлены о существе идеи Третьего Рима. Но церковные исторические работы и миссионерские пособия, которые содержали указания на эту идею, не раскрывали ее подробно: упоминание Третьего Рима обнаружило бы связь между взглядами раскольников и доминирующим во многих православных церковных текстах XVI века антигреческим настроением и тем самым легитимизировало бы раскольническую теологию. Характерно, что в историческом словаре церковных писателей, составленном в 1827 году, о Филофее говорится как об авторе «Послания на звездочетцев» и отмечаются прежде всего его заслуги в деле развенчания «предрассудка» гадания по звездам. Критика Филофеем греческой церкви, равно как и его теория о трех Римах, не упоминаются вовсе.
Возникновение интереса к Третьему Риму
Интерес к Третьему Риму стал заметным фактом интеллектуальной жизни после восхождения на престол в 1855 году Александра II. В этот период было опубликовано несколько источников, содержащих упоминание об идее Третьего Рима. В 1861 году вышло новое издание «Послания на звездочетцев», в комментарии утверждалось: Филофей выступал со своей идеей против «бытовавшей тогда веры об осквернении христианской церкви в странах, захваченных неверными», но никак не против греческой церкви. Тем самым смягчалось еретическое звучание доктрины.
Первая философская интерпретация
Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества. Иконников предложил рассмотреть концепцию Третьего Рима в контексте развития имперской идеологии России, а не в рамках церковной дискуссии о проблемах греческой православной церкви под иноверным контролем. Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи. По его мнению, отрицание возможности существования четвертой исторической империи было знаком нарождающегося московского мессианства, а не просто пророчеством. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение.
Растущая популярность Третьего Рима
Наилучшим индикатором популярности концепции в последней четверти XIX века может служить появление упоминаний о ней в многотиражных исторических обзорах и энциклопедиях. Читатели могли узнать из научно-популярных работ, что построение огромного Российского государства было вдохновлено верой московитов в наследование римской имперской и эсхатологической миссии. К 1900 году концепция Третьего Рима была неразрывно связана в умах образованной русской публики с Московским периодом русской истории. Тем не менее немногие усматривали возможность влияния этого исторического наследия на современные судьбы России. Исключением из правила были сторонники панславизма в 1870–1880-е годы. Для обоснования своих призывов к защите «славянских братьев» и даже к завоеванию Константинополя панслависты использовали идею Третьего Рима.
Расцвет Третьего Рима: третий путь, русская идея
Доктрина Филофея становится все более влиятельной в царствование Александра III. Во время коронационного банкета новый император восхвалялся как защитник славян, продолжатель дел Константина и правитель Третьего Рима. Идея оказала определяющее влияние на формирование взглядов наследников идей панславизма и славянофильства — идеалистических философов конца XIX — начала XX века. Владимир Соловьев широко использовал данную доктрину в своих трудах, объясняя с ее помощью концепцию христианского универсализма. Центральным его аргументом была идея об особом предназначении России в деле сближения Востока и Запада и создания мирового органического единства. Доктрина Третьего Рима как нельзя более подходила к этой системе историко-философских взглядов: она утверждала исторические корни особой русской миссии и являлась метафорой «русской идеи». Согласно Соловьеву, Россия была не только третьей в числе наследников античного Рима, но также олицетворяла собой «третий принцип», в силу бескорыстия которого возможно объединение Востока и Запада. В 1914 году вышла книга Ивана Кириллова, в которой впервые описывалась история развития концепции Третьего Рима. По мнению Кириллова, эта доктрина стала свидетельством пробуждения самосознания русской нации: до Филофея Россия не имела цели, он предоставил Московскому государству и русскому народу видение собственного предназначения; раскольники, представляя собой интуитивно-народное понимание «русской идеи», боролись с чужеземными искажениями доктрины; в петровское время интеллигенция была отделена от народа, и доктрина Третьего Рима была предана забвению в образованной среде до сороковых годов XIX века, а затем была возрождена славянофилами, которые были первыми представителями образованного русского общества, понявшими «русскую идею». Кирилловская публикация завершила трансформацию доктрины Третьего Рима от смутного пророчества, высказанного псковским монахом, к «осевому моменту» в русской истории.
Третий Рим в Советском Союзе
Кремль. Фотография Михаила Прехнера. 1930-е годы © Мультимедиа-арт-музейВозрождение русского национализма в сталинские годы оказало известное влияние на понимание доктрины Третьего Рима в Советском Союзе. В серии документов 1930-х годов партийное руководство осудило Михаила Покровского Покровский Михаил Николаевич — историк-марксист, один из главных советских историков 20-х годов, член партии большевиков с 1905 года, инициатор так называемого «академического дела» — уголовного дела против членов академии наук, результатом которого стала чистка в рядах старой профессуры. «Школа Покровского» — последователи профессора, рассматривающие историю согласно марксистскому учению. «Школа Покровского» была разгромлена, в свою очередь, в конце 30-х годов. за чрезмерное пренебрежение имперским прошлым. Советские историки были вынуждены признать прогрессивной роль Московского царства в собирании русских земель и инородцев под эгидой того, чему суждено будет стать первым в мире социалистическим государством. В фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царь завершал свою пронзительную речь об объединении земель русских высокопарной цитатой из Филофея: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». О значении доктрины для истории страны писал и историк Николай Чаев в статье «„Москва — Третий Рим“ в политической практике московского правительства XVI века». Однако советское научное руководство быстро постановило, что данное понимание этой доктрины было ошибочным: доказывалось, что доктрина имела хождение только в среде духовенства и не влияла на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Современность
Хотя многие специалисты считают, что доктрина никогда не обладала существенным влиянием в древнерусский период, и сейчас все еще можно встретить утверждения о статусе доктрины Филофея как официальной идеологии Московского царства. Особенно часто подобные утверждения встречаются в учебниках истории. Многие русские ищут в идеях Филофея основание для развития постсоветской «русской идеи». Просоветские и русские националистические группы восприняли концепцию Третьего Рима как знак русского возрождения. На Западе доктрина приводится как исторический контекст «русского мессианизма» и «экспансионизма» в газетных публикациях, книжных обзорах и передовицах. Даже западные политические лидеры находят порой корни современной российской политики в идеях Филофея.
Маршалл По © Wikimedia CommonsПопытки отыскать корни современных событий в «осевом моменте» отдаленного прошлого опасны, неизменно ведут к «открытию» аналогий и приводят к анахронизмам и другим ошибкам. Со второй половины XIX века многие ученые, философы и публицисты открывали для себя в письменном наследии Филофея «корни» того, что они считали основными характеристиками «русской идеи». Владимир Ламанский обнаружил там истоки панславизма, Владимир Соловьев нашел корни христианского универсализма, Николай Бердяев открыл происхождение большевизма, а идеологи холодной войны — основания советского «экспансионизма». Но анализ ранней истории доктрины позволяет заключить, что Филофей не мог помыслить ни одной из этих поздних инкарнаций созданного им образа «третьего Рима»: «третьероманизм» — это результат проецирования современной идеи, а именно идеи «русской миссии», на внешне схожую концепцию раннего Нового времени.
Источники
- Poe M. Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a «Pivotal Moment».
Теги
Церковь
Древняя Русь
Российская империя
Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III
Ричарда III считали воплощением дьявола? Он правда убил жену, брата и своих племянников? Или был примерным семьянином и героически пал в бою? В новом выпуске рубрики рассказываем о легендарном английском короле
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
12 минут
1/4
Был ли патриотизм в Древней Руси?
Как летописцы пытались помирить князей и заставить их беречь землю Русскую и что вообще такое земля Русская
Читает Михаил Кром
Как летописцы пытались помирить князей и заставить их беречь землю Русскую и что вообще такое земля Русская
12 минут
2/4
Первый отечестволюбец
Почему христианская вера мешала патриотическому чувству и как люди начали любить землю отцов
Читает Михаил Кром
Почему христианская вера мешала патриотическому чувству и как люди начали любить землю отцов
12 минут
3/4
Полюбить государство
Когда появилось государство и когда оно стало ассоциироваться с землей, а не с правителем
Читает Михаил Кром
Когда появилось государство и когда оно стало ассоциироваться с землей, а не с правителем
13 минут
4/4
Первый патриот
Как царь стал образцовым патриотом и когда понятие «патриотизм» начало означать то же самое, что и сейчас
Читает Михаил Кром
Как царь стал образцовым патриотом и когда понятие «патриотизм» начало означать то же самое, что и сейчас
Материалы
Как разобраться в истории России
Cписок книг и сайтов, с помощью которых можно погрузиться в историю
Все развлечения древнего Новгорода
С кем подраться, куда сходить, что купить и где остаться на ночь
Задница, жир и другие непонятные слова
Современные слова, которые в Древней Руси значили совершенно другое
«Александр Невский»
Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»
Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»
Иностранцы против России
Жестокость, лживость, пьянство и упрямство русских в отзывах путешественников с X по XIX век
1611 год в истории
Что происходило во всем мире, когда в России была Смута
Пропагандисты Петра Великого
Пять идеологов, сформировавших образ первого российского императора
Кто первым начал любить родину
История слова глазами лингвиста
1237–1240 годы в истории
Что происходило во всем мире, когда Батый пришел на Русь
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя»
История знаменитой фразы английского поэта и ее интерпретаций
Кто окружал Русь
Cписок соседей русских земель в XIII веке
Антихрист, 1666 год и Петр I
Когда на Руси ждали конца света
«Куликово поле» Пригова
Совершенно непатриотичное стихотворение о краеугольном событии русской истории
Песни о Смутном времени
Обстоятельства истории Смуты в чудом уцелевших народных песнях
«Москва — Третий Рим»: история спекуляции
Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется
Правила жизни Владимира Мономаха
Назидания киевского князя детям
Первый план Евросоюза
Как в XV веке чешский король попытался объединить Европу
Истинная идея патриотизма
Классическая статья философа Владимира Соловьева
Михаил Кром: «Ходячий образ историка как эдакого летописца Нестора — неверный»
Патриотическая музыка
От Ивана Грозного до СССР: история духоподъемной музыки нашей страны
Как читать летописи
Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст
Три возможных пути России
Как и кого Москва победила в соревновании собирателей земель русских
Патриотическое сознание
Список книг и статей, посвященных вопросу формирования патриотического сознания
Весь курс за 5 минут
Курс о рождении русского патриотизма в самом кратком изложении
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Первый Рим и Третий Рим против Второго Рима — Станислав Стремидловский
Станислав Стремидловский,
9 февраля 2016, 10:07 — REGNUM
Пора, пора подумать о Константинополе
http://cnx.org
Что же нам делать с Константинополем? События последних лет на Ближнем Востоке, особенно начиная с «арабской весны», показывают, что это греческая Церковь никак не справляется с ролью защитника христианских меньшинств, которую худо-бедно она исполняла во время существования Османской империи. В империи Фанар хотя и занимался по большей части интригами, не давая православным арабам подвинуть влиятельное греческое меньшинство, оккупировавшее почти все места священников и епископов, однако и выступал ходатаем перед Диваном за своих верующих в Дамаске и Алеппо, Иерусалиме и Вифлееме. Но выступал недостаточно — и это приводило к тому, что многие православные Османской империи возлагали свои надежды на Первый Рим — Римскую курию и Третий Рим — Москву.
После распада империи и провозглашения светской Турецкой республики Константинопольский патриархат пошел навстречу Ватикану. Исторической стала встреча папы Римского Павла VI и патриарха Афинагора. Не меньше волнующих чувств вызвало присутствие константинопольского патриарха Варфоломея на интронизации папы Франциска. Много говорилось об экуменических контактах, во время визита в Турцию в ноябре 2014 года понтифик даже склонил голову перед патриархом. Это было красиво. Красиво, как цветущая орхидея. Но бесплодно. Анкара ничуть не принимала во внимание позицию христиан в отношении Египта, где к власти пришел генерал ас-Сиси. Турецкие власти называли его «заговорщиком» и оценивали революцию как «переворот», не обращая внимание на то, что генерал дал свободно вздохнуть египетским коптам, которых загнал в подполье предыдущий режим «Братьев-мусульман» президента Мурси. Свой голос в поддержку православного коптского патриарха Тавадроса II возвышали Ватикан и Москва. Патриарх был в гостях у Франциска и московского патриарха Кирилла. Российский президент Владимир Путин одобрительно отзывался и отзывается о своем коллеге ас-Сиси. В отличие от турецкого президента Эрдогана, которому по нраву больше приходился ставленник «Братьев-мусульман».
А что Турция творила и творит в Сирии? Она поддерживает ДАИШ (ИГИЛ — структура, запрещенная в России), торгует с ним, покупает у джихадистов нефть, позволяет использовать свою территорию для прохода боевиков. Того самого ДАИШ, что преследует христиан, которые древнее по происхождению мусульман. Боевики изгоняют христиан из своих домов, преследуют их и убивают. Кто смог остаться в живых — с тех взыскивают особый налог как во времена прошлых лютых гонений. Россия и во вторую очередь Запад борются с ДАИШ, но не Турция, которая формально хоть и входит в американскую коалицию, однако преследует совсем другие цели — изгнание курдов и войну с ними, чтобы не позволить курдам объединиться. Более того, Анкара решительно настроена против сирийского президента Башара Асада, который сейчас в стране является единственной надеждой христиан и защитником. Если бы Турции удалось убрать Асада, сирийские христиане попросту исчезли бы, удалились бы с Ближнего Востока, и мы бы помнили их только по историческим хроникам, перечитывая записки о миссионерских походах апостола Павла. Слава Богу, этого не произошло! Но вопреки позиции Анкары, а не наоборот.
Византия не смогла сохранить дарованное ей христианское наследие. Впрочем, и крестоносцы, создавшие на Святой земле королевства, тоже потерпели поражение. Но они были маленьким островком на Ближнем Востоке, оторванным от европейской метрополии. А византийцы находились на своей земле. Известный раскол не красит ни их, ни Рим. Равно как печальное последствие Четвертого крестового похода, взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году с последующим разграблением города. Однако не будем забывать, что предшествовала этому резня латинян в византийской столице, случившаяся в 1182 году в годы правления Алексея II Комнина. Как указывается в энциклопедиях, мать Алексея II Комнина, Мария Антиохская, была регентшей при двенадцатилетнем сыне. Будучи сестрой Боэмунда III, Мария покровительствовала франкам в ущерб грекам, что вызывало ненависть ее подданных. Первый бунт против Марии был подавлен, однако во время второго бунта были уничтожены все уроженцы Запада, исключая венецианцев, посаженных в тюрьму Мануилом Комнином. Одним из инициаторов бунта был претендент на престол Андроник. Хотя точное число жертв неизвестно, католическая община, составлявшая в то время около 60 тыс. человек, исчезает с карты города; возможно, части удалось спастись бегством. Особенно пострадали общины генуэзцев и пизанцев. Около 4000 выживших были проданы в рабство туркам.
И хотя после, в XV веке православный Константинополь пошел на поклон к Риму, было уже поздно. Набравшие силу агаряне смогли при помощи отдельных европейских предателей, создавших османам артиллерию, взять приступом византийскую столицу. Но даже тогда среди православных византийцев было немало тех, кто считал, что лучше им быть с мусульманами, чем с католиками. По понятным причинам эта фракция взяла верх. Ей в правление были отданы православные всей Османской империи, но в первую очередь новые епископы и патриархи помнили о своем греческом происхождении и поддерживали главным образом греческие бунты, самым известным эпизодом которых стало восстание фанариотов в 1821 году, из-за чего пострадал патриарх Григорий V, его османы повесили на Пасху. В остальных случаях православная верхушка Константинопольского патриархата была верна власти султана. Конечно, в попытках собрать коалицию против Османской империи ошибки допускала и Римская курия. Самой известной можно назвать униатский проект на землях Руси в составе Речи Посполитой, когда местные православные входили в Киевскую митрополию Константинопольского патриархата, а иезуиты лоббировали их подчинение Риму. Вместо того чтобы воевать с турками, как это и было задумано, украинские униаты в итоге восстановили себя против Москвы. Да и в наши дни они дерзко возражали папе Франциску, который квалифицировал происходящее на Украине как гражданскую войну.
Но главным сейчас остается ситуация на Ближнем Востоке. России важна даже моральная поддержка того, что она делает сейчас в Сирии. Одной из задач, которую преследует Москва, является создание условий для нормальной и безопасной жизни сирийским, а в потенции и всем ближневосточным христианам. В этом пересекаются интересы не только православной России и католического Ватикана, но и исламского Ирана. И неудивительно, что папа и российский президент адекватно взаимодействуют с Тегераном, который демонстрирует позитивную ответную политическую реакцию. Между тем не менее важна и духовная составляющая. Кремль и Ватикан, Ватикан и Тегеран, Кремль и Тегеран на государственном уровне договариваются и ведут диалог. Теперь пора подключиться и Московской патриархии — в первую очередь в отношении Святого престола. Для русского православия наступает время серьезной и ответственной работы за пределами своей страны. В первую очередь на Ближнем Востоке. А в перспективе — вместе с католиками — не только на нем. В конце концов, мы тоже несем, пусть и меньшую, ответственность за Европу, и нам не безразлично, что там происходит. Отход Европы от католичества тревожен. Старый континент дряхлеет, он нуждается в новой весне, прививке новых варваров, которые взбодрили когда-то угасающую Римскую империю и приняли христианство. Об этом следует подумать. Равно как о том, что же нам делать с Константинополем, который, похоже, печально превращается в «православный отдел» Диянета, государственного управления Турции по делам религий.
стран, которые в какой-то момент объявили себя преемниками Рима – блестящие карты
Контекст
К 285 году нашей эры Римская империя стала настолько обширной, что управлять всеми провинциями из центрального Рима было уже невозможно. Император Диоклетиан разделил Империю пополам: Восточная империя управлялась из Византии (позже Константинополь), а Западная империя управлялась из Рима.
Западная часть рухнула в 476 г. н.э. (традиционно принятая дата), а в 480 г. н.э., со смертью западного императора Юлия Непота, восточный император Зенон стал единоличным императором Империи.
Восточная Римская империя (также известная как Византийская империя) существовала еще тысячу лет, пока Константинополь не был захвачен османскими войсками под командованием Мехмеда II в 1453 году. Восточной и Западной империй. Религиозные традиции сыграли важную роль в установлении таких связей, особенно после раскола в 1054 году между нынешними римско-католической и восточно-православной церквями.
Основание для претензий
Турция
После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II провозгласил себя Кайзер-и Рум, буквально «Цезарь Рима». Заявление Мехмеда основывалось на концепции, что после падения Западной Римской империи Константинополь, которым он теперь правил, стал резиденцией Римской империи.
Россия
После падения Константинополя Москва стала главной православной столицей, породив концепцию Москвы как «Третьего Рима». Основание для претензии было как богословским (единство Восточной Православной Церкви), так и политическим (концепция московского князя как верховного государя и защитника христианских православных народов).
Идея возникла при Иване III (Иване Великом), великом князе Московском, который значительно расширил свою территорию и заложил основы Российского государства.
Иван III также имел некоторое отношение к византийскому престолу, поскольку женился на Софье Палеологине, племяннице Константина XI, последнего византийского императора. Его внук, Иван IV (Иван Грозный), стал первым царем России (царь или царь, что означает цезарь, — термин, традиционно применяемый славянами к византийским императорам). Его преемники поддержали идею о том, что Москва является законной наследницей Рима и Константинополя. Окончательно от этой идеи отказались во время русской революции 19 в.17.
Болгария
Притязания Болгарии, которые предшествовали притязаниям России, основывались на том факте, что Симеон 1 из Болгарии был коронован византийским царем в 913 г. н.э. и получил титул «Император и самодержец всех болгар и римлян». ». Однако этот титул был отозван последующим византийским правительством, хотя он продолжал получать некоторое признание как «Император болгар». В 14 веке, когда Византийская империя ослабла, Тырново, столица Второго Болгарского царства, была провозглашена «Третьим Римом» из-за его выдающегося культурного влияния в Восточной Европе. Однако к концу века Болгарская империя пала перед османами.
Сербия
В 14 веке сербский король Стефан Урош IV Душан завоевал большую часть юго-восточной Европы, став одним из самых могущественных монархов той эпохи. В 1345 году он провозгласил себя «императором (царем) сербов и греков» и был коронован как таковой в Скопье на Пасху 1346 года патриархами Сербии и Болгарии, архиепископом Охридским. Его императорский титул был признан Болгарией и другими соседями и торговыми партнерами.
Ссылка на греков обеспечивает связь с римской имперской традицией, поскольку Византийская или Восточная Римская империя была в основном грекоязычной. Однако его титул не был признан Византийской империей, и впоследствии Сербия была присоединена к Османской империи в 1459 году..
Греция
Претензии Греции как преемницы Рима были по существу желательными и воплотились в так называемой Мегалийской идее. Его целью было возродить Византийскую или Восточную Римскую империю путем создания греческого государства, которое охватило бы большую часть бывших византийских земель со столицей в Константинополе.
Этот термин был сформулирован в ходе дискуссий, приведших к конституции 1844 года, но концепция восходит к греческому сознанию намного раньше. Идея мегали доминировала во внешних отношениях и в значительной степени определяла внутреннюю политику греческого государства на протяжении большей части первого века его независимости. Однако официально от него отказались после обмена населением между Грецией и Турцией в 1923.
Германия
До этого момента все претензии основывались на установлении правопреемства Восточной Римской империи. Однако дело Германии основывается на правопреемстве Западной Римской империи и ее Римско-католической церкви, единственном римском институте, пережившем крах империи.
Ключевой фигурой в этом является Карл Великий, король франков и величайший из монархов Каролингов, которому папа Лев III в 800 г. пожаловал титул императора римлян. Карл Великий объединил большую часть Центральной и Западной Европы, дав поднимется к тому, что позже стало известно как Священная Римская империя.
Некоторое время этот титул оставался за каролингскими преемниками Карла Великого, но позже был оспорен Италией в серии войн. Титул был снова возрожден в 962 году, когда Оттон I был коронован императором, представив себя преемником Карла Великого и положив начало непрерывному существованию Империи на протяжении более восьми веков.
Священная Римская империя никогда не была единым целым, вместо этого она включала в себя большое количество полуавтономных территорий. Должность императора Священной Римской империи традиционно избиралась выборщиками-принцами, которые в основном были немецкими дворянами, хотя она часто контролировалась династиями, в первую очередь Габсбургами.
Империя распалась 6 августа 1806 года, когда Франциск II, последний император Священной Римской империи, отрекся от престола после военного поражения от французов под командованием Наполеона при Аустерлице. После 962 года Германская Конфедерация была крупнейшей территорией империи. Таким образом, когда Германия объединилась в 1871 году, она объявила себя «Третьим Римом» по линии Священной Римской империи.
Австрия
После распада Священной Римской империи в 1806 году Австрийская империя объявила себя ее наследницей и, следовательно, преемницей Рима. Основанием для утверждения было то, что австрийские Габсбурги постоянно занимали трон Священной Римской империи с 1438 г. до их исчезновения по мужской линии в 1740 г.
Франция
Когда Наполеон провозгласил себя императором Франции, он также назвал свою императорскую корону «Короной Карла Великого». После этого Наполеон заявил о своих претензиях на возрождение Римской империи, так как он объединил не только регионы империи Карла Великого, но также Италию и Испанию, дав ему контроль почти над всеми землями Западной Римской империи. В 1804 году он короновал себя императором в присутствии Папы в Париже и принял римского орла в качестве штандарта.
Франция также ранее претендовала на правопреемство Восточной Римской империи в том, что Андреас Палеолог, который был наследником византийского престола после того, как Константинополь пал от османов, продал свои права на престол нескольким европейским монархам, включая Карла VIII Франция.
Некоторое время сменявшие друг друга короли Франции продолжали претендовать на императорский титул, но после этого претензии вышли из употребления и закончились в 1566 году правлением Карла IX.
Италия
Италия может претендовать на роль преемника Рима на основании географии, поскольку Рим является ее столицей. Кроме того, на его территории также находится резиденция Римско-католической церкви. Хотя сейчас это ограничивается Ватиканом, Папа правил гораздо более обширной Папской областью с 8-го века до 1870 года. Во время Рисорджименто (движения за объединение Италии, завершившегося созданием Итальянского королевства в 1871 году) Джузеппе Мадзини, один из его лидеров, продвигал идею Италии как «Третьего Рима».
По словам Мадзини, «после Рима императоров, после Рима пап наступит Рим народа». Эту идею подхватили и другие, в том числе Бенито Муссолини, который также использовал термин «Третий Рим» для характеристики фашистской Италии и мечтал о создании Итальянской (Новой Римской) империи.
Однако эти мечты вскоре рассеялись и окончательно прекратились в июле 1943 года, когда был свергнут Муссолини.
Основная ссылка
Третий Рим: https://en.wikipedia.org/wiki/Третий_Рим
Третий Рим | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено 23 мая 2018
Третий Рим относится к учению о том, что Россия или, в частности, Москва сменила Рим и Византию Рим как высший центр истинного христианства и Римской империи. Это наиболее часто неправильно понимаемое и злоупотребляемое из нескольких выражений нового места России в мире, появившихся в результате внутренних и международных событий 1430-х и 1520-х годов. Преподобный Филофей из Псково-Елиазарова монастыря сформулировал ее в одном или двух посланиях, написанных между 1523 и 1526 годами, которые затем были переработаны в течение XVI и XVII веков.
Ни послания в первоначальном виде, ни рукописи, несомненно, времен Филофея не сохранилось. Первый, написанный, вероятно, в 1523–1524 годах статс-секретарю-администратору Пскова Михаилу Мисюр-Мунехину, нападает на астрологию, Римско-католическую церковь и притязания Священной Римской империи и в связи с этим утверждает, что Россия вместе с Москвой Успенский собор в ее центре, согласно пророческим книгам, является третьей и последней Римской империей. Неназванным противником Филофея был немецкий врач Василия III Николас Бюлев, продвигавший астрологию и церковный союз с Римом. Второе послание, адресованное неназванному царю — возможно, Василию III (1524–1526) или, возможно, Ивану IV (1533–1584) — и, возможно, вовсе не Филофею, призывает адресата обеспечить надлежащее применение знака пересекают его подданные; защищать церковное богатство; подавлять гомосексуальность; будь этичным, справедливым и благочестивым правителем; и, в косой форме, заполнить иерархические вакансии.
Мышление Третьего Рима служило возвышению представлений России о своем месте в православном мире и необходимости сохранения веры и ее обрядов в неискаженном виде. Если эта потенциально мессианская доктрина сыграла роль в установлении русского патриаршества в 1589 году и, возможно, помогла русским обрести чувство ответственности по отношению к православным, а затем и к униатским подданным Польши, Литвы и Османской империи, то она никогда не фигурировала. в агрессивной политике по отношению к неправославным или неуниатским народам. Современные попытки закрепить его как неотъемлемый элемент русского сознания с начала 1500-х годов не имеют под собой никаких оснований.
Христианское представление о переселении священного восходит к основанию Константинополя как Нового Рима (до сих пор в официальном титуле Константинопольского патриарха) и его последующим заявлениям о том, что он является Новым Иерусалимом, центром мессианского царства. В ходе соперничества с Византией, еще до разделения Восточной и Западной Церквей (в период с 860-х по 1054 г. ), германские (Священноримские) императоры также претендовали на то, чтобы представлять истинный Рим. Точно так же, когда Византийская империя все еще существовала, среди православных славян болгары утверждали, что их столицей, в данном случае Трново, был Новый Имперский Город (Константинополь) в 1300-х годах.
Русские серьезно не оспаривали притязания Византии до Феррерско-Флорентийского собора с 1438 по 1439 год, когда фракции греческой и русской православной церкви приняли союз с Римом. Защищая православие от католицизма, московские митрополиты относились сначала к Василию II, а затем к Ивану III как к новому Константину. С падением Константинополя османами в 1453 году Московия/Россия стала православной монархией. Поскольку Иван III отбросил правовые и церемониальные остатки подчинения кыпчакским (золотоордынским) ханам в период с 1476 по 1480 год, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло доказывал абсурдность нерушимой присяги подлинного царя ложному царю разбойничьего происхождения. . Представляя новые восточные таблицы за годы после 149 г.2 в. н.э., который православные календари считают 7000-м тысячелетием от Творения, митрополит Зосима объявил Москву новым Константинополем, который сам был Новым Римом в одном раннем списке и Новым Иерусалимом в нескольких других. Дипломатия Ивана по отношению к претензиям имперской Германии в 1480–1490-х годах и церемония коронации его внука Дмитрия в 1498 году подчеркнули историческое равенство правителей России и Византии. В 1510-х годах Иосиф Волоцкий, утверждая, что православный Царь находится в силе, как и Бог, утверждал, что любое отклонение от Православия приведет к падению России, как и другие православные царства прекратили свое существование из-за отступничества. Исторические труды, созданные в 1520-х годах этой школой мысли ( Русский хронограф, Никоновская летопись ) подчеркивали превосходство России среди православных владений, а генеалогические изобретения, используемые в государственной дипломатии, утверждали римско-династическое происхождение правящего дома России.