Результаты опричнины: Итоги и последствия опричнины — урок. История, 7 класс.

Результаты опричнины — кратко

 

  Опричнина –  так именуется политика русского царя Ивана IV в Московском государстве проводимая в конце XVI века. Основной смысл – отход имущества у жителей в пользу государства, а попросту обогащение, а так же созданная система была призвана укрепить среди народа авторитетность правителя.

   Страна делилась на две части, самые лучшие земли были царскими, они и именовалась «Опричнина, отсюда и название всего периода. Такая система стала действовать с 1565 года и просуществовала на протяжении почти 10 лет. Это были сложные годы террора, массовых казней, убийств и разорения простых людей.

   В 1571 году созданная система стала разваливаться, поспособствовало этому факту набег сильного крымского хана, опричники (воины царя) привыкли только воровать и обогащаться, толку на поле боя от них не было совершенно. Только тогда Иван IV понял, что натворил, но исправлять положение было поздно, Московское государство находилось в плачевном состоянии.

Итоги опричного периода.

  1. Централизация. Данная политика способствовала окончательному уходу в прошлое такого понятия как «феодальная собственность». С казнью известного деятеля В.Старицкого   была прекращена удельная система. Как раз знаменитый поход царя на Новгород, классический на то пример. Город, который издавна славился независимостью и собственной внутренней системой. Это был как бы показательный поход,  доказывающий всю  мощь правителя.
  2. Экономический кризис. Села и деревни выгляди плачевно, больше половины всех земель попросту пустовали, по сведениям из сохранившимся источников во многих районах 60, а иногда и до 90% пашень простаивали. Землю некому было обрабатывать, так как большинство крестьян полегло во время нападений опричников, а те, что выжили, бежали  отсюда подальше. Даже помещики и те не смогли выдержать, многие побросали свои места и отправлялись нищенствовать по свету.
  3. Повышение налога.  В годы опричнины резко возросло налоговое тягло. Соратники царя собирали непомерные суммы, если отдавать было нечего, забирали имущество, продуктовые запасы, тем самым лишив устойчивости, люди  попросту умирали от голода.
  4. Крепостное право. Именно в этот период идет формирование закрепощения крестьян. Первые указы были изданы в начале 80 годов XVI века, они гласили, что отныне крестьяне не могли ни при каких обстоятельствах менять своего помещика, так называемые «Заповедные лета». И с каждым годом крестьянская политика становилась жестче. И снова массовые побеги в южные части страны.
  5. Дворяне – личные холопы царя. Эта прослойка общества в данный период окончательно превратилось в слуг правителя. Бояре отныне не имели такого влияния на государственные дела как раньше. Из более чем сорока участников Боярской думы выжило только чуть больше половины, остальные были казнены.
  6. Поражение в Ливонской войне. Проводимая политика по временным рамкам совпала с Ливонской войной, которая требовала колоссальных средств. А денег не было не то, что на оружие, а элементарно на еду для воинов, все было разграблено Иваном и его опричниками. Так же казни в отношении государственных деятелей пугали военачальников, порой доходило до того, что они попросту боялись отдавать те или иные приказы, считая, что их могут рассмотреть как государственную измену или предательство. В итоге по заключенному миру Россия теряла огромные территории, плюсом международный авторитет так же был полностью утрачен.
  7. Деспотичный характер властвования. Царская власть стала неоспоримой, стали зарождаться зачатки самодержавия. Отныне вводился режим неограниченной власти царя. Даже церковь не могла противиться этому факту, отстранение митрополита стало первым шагом оформления подчинения  церкви государству.
  8. Человеческие жертвы. Ни один документ до сих пор не может указать реальное число погибших за весь период опричнины. Примерные цифры –  от трехсот до полумиллиона человек.
  9. Внешняя политика. Ни одна из поставленных стратегических задач на внешней арене Московским государством не была решена, политика направленная против Крыма, Литвы, Швеции и Польши не имела положительных следствий.

     Главным итогом проводимой политики стал затяжной кризис, как внутри страны, так и за ее пределами, было неспокойно. Сейчас любители истории считают, что именно тогда зародились предпосылки еще одного страшного периода в истории России – «Смутного времени».


Добавить комментарий

Россия в XVI в. (13 ч) \ КонсультантПлюс

Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 утверждена федеральная образовательная программа основного общего образования.

Россия в XVI в. (13 ч)

Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа — формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.

Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Средневековье — Элиот Боренштейн

Написано Элиотом Боренштейном

Представление Юрева о Третьей Империи требует полной реорганизации планеты в соответствии с двумя руководящими принципами: гигантизм и средневековье. Средневековье характеризует саму Империю, тогда как гигантизм охватывает и Империю, и остальной мир. Оба принципа отражают воображение столь же ограниченное, сколь и империалистическое.

Средневековая структура Третьей Империи является источником славы книги (или дурной славы, в зависимости от политической принадлежности). Действие книги происходит в будущем, но это будущее, основанное на научных и социальных спекуляциях, которое нельзя назвать иначе, как бедным. Научный прогресс, безусловно, существует, но он состоит из футуристических технологий, единственной целью которых является развеять очевидные опасения по поводу осуществимости Империи. Как Империя побеждает Запад? Он создает супероружие. Как государство гарантирует, что лица, ответственные за поддержание порядка, заслуживают доверия, а не коррумпированы? Российские ученые изобретают процесс, называемый «техническим допросом», в котором используется непогрешимая сыворотка правды. Эти изобретения вводятся в повествование не в результате экстраполяции научных тенденций, а как удобные способы решения двух самых распространенных утопических головоломок: как добраться отсюда туда (ответ: чудесное научное оружие!), и , перефразируя Ювенала и Алана Мура, «Кто наблюдает за сторожами?» (ответ: наркотики!).

Все технологические инновации в романе служат тому, чтобы сделать возможным Новое Средневековье Третьей Империи. Будущее Юрева влечет за собой отказ практически от всех черт, разработанных либеральной демократией со времен Просвещения; на самом деле, он отвергает само Просвещение. Не может быть государственных институтов, которые каким-либо образом основаны на регулярной оценке воли народа в целом, потому что переопределяется само государство. Сначала Гаврил убеждает желающих русских людей отменить президентскую власть в пользу имперского самодержавия, каким-то образом используя это последнее всенародное голосование для создания учреждения, власть которого больше не будет зависеть от воли народа. Это не беспрецедентно; Династия Романовых началась с избрания нового царя всенародным дворянским собранием в 1613 году. Однако Юрьев создает государственное устройство, не основанное на дворянстве. Вместо этого Третья империя основана на очень узком фрагменте средневековой русской истории: опричнине.

Опричнина, длившаяся всего семь лет в конце XVI века, имеет огромное значение для русской истории. Учрежденная Иваном Грозным в разгар его паранойи, опричнина была ответом на его убежденность в том, что аристократия замышляет свергнуть его. Опричнина была одновременно и территорией, управляемой по другим правилам, чем остальная Россия, и системой, которая сделала эту территорию возможной. Иван хотел освободиться от того, что, по его мнению, было обременительным ограничением, которое мешало ему преследовать предателей, которые, как он был уверен, окружали его. Результатом стал террор против знати, которого он обвинял в измене, проводимый специальным отрядом охраны, который подчинялся непосредственно ему. В то время как либералы рассматривают опричнину как самое раннее воплощение репрессивных сил, которые периодически доминируют на протяжении всей российской истории, консерваторы и традиционалисты рассматривают опричнину как своего рода внелегальную силу правды и справедливости, которая может процветать только в гармоничной, недемократической системе, не ограниченной мелочными процедурами.

. Перед лицом широко распространенной коррупции и личных интересов опричнина является моделью избавления от сложностей либеральных институтов, которые обещают справедливость, но не могут ее выполнить.

Это один из основных аспектов опричнины, которую Юрьев развивает в Третья империя : новая опричнина представляет собой набор антиинституциональных институтов. Ничто в системе, описанной Юревым, не могло бы успокоить человека, ищущего процессуальные гарантии справедливости и справедливости. Вместо этого повторное введение того, что по сути является сословной системой, рассматривает людей в их совокупностях в соответствии с категорией, к которой они относятся. Это, безусловно, относится к нациям, которые в конечном итоге завоевывает Третья империя: статус каждого при включении в состав Империи зависит от его национальной/этнической принадлежности, с небольшими исключениями на индивидуальной основе.

Третья империя даже возвращается к сталинским представлениям о коллективной справедливости, с изгнанием и переселением целых народов в соответствии с имперской политикой. В случае с опричниками это класс людей, которым разрешено голосовать и принимать участие в политической жизни, но которые принимают другие ограничения своей личной свободы ради имперского блага. Отсутствие внимания к личности — это именно то, чего можно было бы ожидать от Третья империя , если бы это была антиутопия, но именно характер книги как антилиберальной, антидемократической утопии делает индивидуализм чуждым и нежелательно.

Такой акцент на группе, а не на личности — это не просто отказ от либерализма; это то, что повторяется в «Третья империя » во всех масштабах. В утопии Юрева размер — это все. У Империи нет терпения иметь дело с небольшими политическими или национальными единицами. Вот тут-то и появляется юрьевский хантингтонизм: весь мир оказывается разделенным на мегагосударства, империи, внутренний состав и политическая структура которых могут сильно отличаться от таковых в Третьей империи, но разделяют с ней эстетику и идеологию гигантизма, которые оживляют книгу. Америка воссоздается как сверхнациональное государство, объединенное культурными и религиозными узами, а большая часть Европы становится частью Третьей империи. Ватикан переезжает в Северную Америку, которая теперь в основном католическая благодаря возвращению протестантизма в католицизм. Протестантизму с его многочисленными склоками церквей и доктринальными разногласиями нет места в этом новом мировом порядке. Исламский Халифат, Индийская Конфедерация и Поднебесная Республика (то есть Китай) дополняют остальную часть земного шара.

Неомедиевское видение Юрева является цивилизационным, категоричным и противоположным разновидностям плюрализма, враждебным его видению империи. То, что предлагает Третья империя , — это простой мир, где отклонение от принципа, которым руководствуется данная цивилизация, в лучшем случае излишне, а в худшем — пагубно. Это не советское будущее; даже если мы считаем Советский Союз империей, он был построен на тщательном соблюдении принятых категорий различий, таких как национальность и язык. Но это согласуется с той ностальгией, когда советское прошлое рассматривается как защита от коррупции и как время, когда людей объединял общий идеал. Как объясняет Мариэль Вийермарс, «опричнина [по мнению ее сторонников], способная очистить политическую систему так, как не может сама система, может вывести государство из его нынешнего состояния деградации и застоя в сторону инноваций». [1]

Новое средневековье, как и советская ностальгия, — это отказ от политики как таковой, представление о гармоничном мире, управляемом общим пониманием общественного блага. Это огромная игра, жертвующая любой возможностью индивидуального обращения за помощью или институциональной системой сдержек и противовесов в пользу системы, которая каким-то образом по своей сути будет способствовать справедливости. Кому нужна политика, когда можно совершить слепой прыжок веры?

Примечание

[1] Мариэль Вийермарс. Политика памяти в современном российском телевидении, кино и государстве.

Рутледж , 2019.

Элиот Боренштейн

Опричник — Михайловский театр Санкт-Петербург

Премьера спектакля в Михайловском театре: 18 мая 2021

Чайковский прославился как оперный композитор с Опричник . Сюжет оперы переносит зрителей во времена Ивана Грозного. В центре драматического повествования молодой боярин Андрей Морозов, который полон решимости восстановить честь своего рода и вернуть возлюбленную. Он делает трудный выбор: вступить в ряды опричнины, личной гвардии царя, и оказывается рядом с прекрасной невестой на свадьбе… Однако клятва, которую он дал царю, требует от него полного послушания воле царя. монарх, у которого есть свои планы насчет молодой жены Андрея.

Чайковский закончил работу над партитурой к опере Опричник весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге только через два года, 12 апреля 1874 года. Спектакль под управлением Эдуарда Направника был хорошо принят не только прессой, но и аудиторией.

Опера шла три сезона, но мнение Чайковского о своем творчестве, несмотря на этот успех, осталось неизменным: он был недоволен Опричником и запретил публиковать партитуру, пока не переработает ее. Чайковский работал над обновлением оперы в последний год своей жизни, иногда стирая целые страницы из первой версии партитуры, но ему не хватило времени, чтобы воплотить свой замысел. Используя правки и примечания Чайковского, создатели постановки Михайловского театра сократили партитуру, удалили лишние повторы и кардинально переосмыслили некоторые части оперы.

Москва. Вторая половина 16 века. Иван Грозный повсюду видит предателей, и его опричники получают особые полномочия для борьбы с ними. Они ищут предателей и казнят их без суда. Жажда мести за свою разоренную семью толкает молодого боярина Андрея Морозова вступить в ряды этой царской гвардии. Но этот поступок приводит к невообразимым последствиям.

Сцена 1
Сад князя Жемчужного, принадлежавший боярину Морозову. Князь обещает свою дочь Наталью замуж за старого боярина Молхана Митькова. Наталья была обещана Андрею Морозову, но князь Жемчужный передумал: после того, как отец Андрея пал в бою, Жемчужный ограбил его дом и выгнал из него Андрея и его мать. Наталья в отчаянии, так как все еще любит Андрея.

Приезжает Андрей Морозов с опричником Басмановым, царским любимцем. Он хочет видеть Наталью перед визитом к царю: Андрей надеется, что царь отомстит за Жемчужный. По совету Басманова Андрей решает стать опричником, чтобы отомстить Жемчужному. Когда они уходят, Наталья возвращается и оплакивает свою судьбу, не утешенная пением и танцами своих служанок.

Сцена 2

Мать Андрея, боярыня Морозова, сокрушается о своих бедах и переживает за Андрея. Андрей приходит просить у нее разрешения уехать в Александровскую слободу. Андрей не решается рассказать ей о своих планах вступить в опричники. Морозова благословляет его. Она жаждет мести не меньше сына, но на сердце у нее тяжело.

Сцена 3

Александровская слобода. Приговоренные предатели молятся за их души. Опричники во главе с Вязьминским избили заключенных.

Царь решил записать Андрея в опричнину. В агонии сомнений Андрей приносит присягу. Вязьминский заставляет Андрея убить молодого заключенного, чтобы доказать свою лояльность.

Сцена 4

Собор в Москве. Люди молятся о возвращении царей в столицу. Морозова молится за сына. Мальчишки насмехаются над ней, как над матерью опричника. Наталья бежит в объятия Морозова для защиты от преследующего Жемчужного и ее старого жениха. Жемчужный велит своим слугам схватить его непослушную дочь. Внезапно опричники во главе с Басмановым и

Андрей, появляйся. Жемчужный побежден, Наталья свободна. Андрей радуется своей победе, а Морозова осуждает сына за присоединение к опричникам.

Андрей ошеломлен таким поворотом событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *