Резонер стародум: Характеристика образа Стародум (Недоросль Фонвизин)

Характеристика образа Стародум (Недоросль Фонвизин)

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы.

Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С.

— политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д.

3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.

Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.

Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).

Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».

РЕЗОНЕР | Энциклопедия Кругосвет

РЕЗОНЕР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать), сценическое амплуа. Тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п.

Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии. Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическое оформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.

Развитие европейской культуры 17–18 вв. в целом сделало актуальным ее ярко выраженный морализаторский характер. На смену Возрождению, с его амбивалентной трактовкой нравственности, мощной карнавализацией действительности, пришла эпоха Просвещения, декларировавшая реставрацию высокой (даже ханжеской) морали, аскетизм, борьбу против «распущенности и нечестивости». Этим тенденциям способствовало увеличение влияния церкви на все области светской жизни. Такие особенности эпохи Просвещения весьма наглядно отразились на развитии театра, как наиболее живого, «сиюминутного» вида искусства. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия, так или иначе обращались к проблемам добродетели. Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Этот этап развития театрального искусства известен под названием классицизма.

Общие тенденции театра классицизма породили особое распространение амплуа резонера. В уста подобных персонажей драматурги имели возможность вложить моральную оценку происходящего на сцене, провозгласить гражданские и нравственные идеалы. Недаром сценическая школа классицизма, следовавшая общей эстетике этого стиля, сложилась как искусство героической декламации, приподнято-поэтического выражения чувств героя. Эта художественная традиция обусловила появление таких персонажей, как, Клеонт в Тартюфе Мольера. По сути противоречащий всей эстетике яркой, почти фарсовой, театральной комедии, резонер Клеонт становится нравственным alter ego драматурга, изобличая пороки и призывая к торжеству добродетели.

Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер, Г.Лессинг, П.Бомарше, Г.Филдинг, Р.Шеридан и др.).

Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в Недоросле Д.Фонвизина. В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер».

По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в Таблицах амплуа, составленных в 1922 В.Мейерхольдом, В.Бебутовым и И.Аксеновым по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских. Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к необходимым данным актера минимальные требования: «Глубокий бас. Сложение безразлично», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными.

С развитием режиссерского театра творческие возможности «резонерских» ролей коренным образом изменились. Основополагающим принципом театрального воплощения роли становится не «амплуа», но «трактовка». У актеров, следующих замыслу режиссера, появляется возможность придать любому сценическому образу глубину и объем, меняя традиционно сложившиеся представления о той или иной роли. Так, в частности, в конце 1970-х на сцене Ленинградского Театра Драмы и Комедии Л.Додин поставил спектакль Недоросль, ставший одним из ярчайших событий театральной жизни страны. Стародум в исполнении И. Мокеева, явившийся одной из главных удач спектакля, представал перед зрителем отнюдь не «благородным отцом», но изощренным и озлобленным фарисеем, этаким Тартюфом, демагогом, использующим декларацию идеалов как средство достижения собственных целей в ловко сплетенной интриге.

Татьяна Шабалина

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

Пройти тест

Использование

слов. Может ли за pro стоять инфинитив?

После любого предлога с инфинитивом обычно не рекомендуется . Заменгоф несколько раз утверждал, что за предлогом следует следовать именной формой, а не инфинитивом:

[…] la esprimojn «li faris ĉion sen ridi» aŭ «li restis du tagojn sen manĝi» mi ne konsilus al vi uzi. […] Sed anstatau «sen ridi» и «sen manĝi» ni povas ja trebone diri «sen rido», «sen manĝo» и «neniom ridante», «nenion manĝante».

Ĉiu prepozicio, laŭsia logika esenco, povas esti uzata nur antau substantivo

. Sekve se antaŭ vorto, kiu havas verban sencon, ni deziras uzi prepozicion, ni devas doni al tiu verbo senca vorto la formon de substantivo; Пример: anstataŭ «кун салют и », «сен ответ и » ни девас дири «кун салют или », «сен ответ или ».

Однако Заменгоф также предположил, что глагол может следовать за предлогом только тогда, когда «необходимо»…

Prepozicion antaŭ verbo mi konsilus uzi nur en okazo de neceseco , se alie ni ne povas кость espriminian penson.

… и оставил место для оценки этого использования Академио (тогда — «Lingva Komitato»):

Se vi trovas, ke estus necese permesi la uzadon de ĉiu prepozicio kun infinitivo, […] vi povas peni akiri port tio la officialan pervoĉdonan decidon de la Lingva Komitato.

Заменгоф обосновал употребление инфинитивов после конкретных предлогов ( por , anstataŭ ), утверждая, что

  1. инфинитив после этих слов передает значение, существенно отличающееся от формы существительного;
  2. эти слова перед инфинитивом меньше похожи на предлоги и больше на союзы.

[L]a vortoj “por” kaj “anstatau”, uzataj antau infinitivo, havas la sencon ne de pure prepozicio, sed preskau de konjunkcio, kaj en tiuj okazoj la uzado de substantivo de apud или estas ne ebla; ekzemple, en la frazo “anstatau stari li sidas” ni ne povas anstataŭigi la formon “star i ”per “star o ”, dum ĉe ĉiu alia prepozicio pura ni ĉiam povas uzi la verbosecan vorton en formo de substantivo (ekzemple, “sen ia diro” anstationaŭ”) “sen.

В настоящее время кроме и, возможно, sen также считаются действительными перед инфинитивом; PIV описывает оба как «(uzebla ankaŭ kun inf[initivo])» [кром, сен], а PMEG перечисляет их вместе с por и anstatau по этому поводу.

Кроме того, PMEG отмечает, что инфинитивы все чаще встречаются после pri , pro , dum , post и так далее. Теоретически за любым предлогом может следовать инфинитив, и неприятие эсперантистами такого употребления является «по существу произвольным».

В заключение: Не принято следовать за pro инфинитивным глаголом, однако это никогда не запрещалось явно. Однако существует множество способов написать фразу вместо предлога + инфинитива.

Как написать сочинение по произведению Фонвизина «Недоросль»

Денис Фонвизин — один из самых талантливых драматургов России, живший в эпоху Екатерины II. Его бытовая комедия «Недоросль» популярна до сих пор. Театры, в которых идет спектакль, всегда полны зрителей. Произведение изучается в школе, дети пишут сочинение по литературе. «Неполный» известен комическими персонажами, прототипами которых были дворяне, жившие в екатерининскую эпоху.

Творчество Д. Фонвизина

Д. Фонвизин — драматург, писатель, публицист и переводчик — родился в 1745 году. Комедия «Недоросль» стала блестящим произведением, благодаря которому он приобрел литературную известность после смерти. Однако это далеко не единственное его творение.

Д. Фонвизин написал «Рассуждение о форме государственного управления, истребленного в России», где обратился к проблеме русского дворянства. «Верхушка» общества, жаждущая власти и денег, находилась под покровительством императрицы. Когда Екатерине стало известно о содержании этого произведения, она приказала снять писателя со службы и наложить запрет на печатание его произведений.

Д. Фонвизин занимался переводами одного из известных произведений — «Тацит». Ее Екатерине также запретили публикацию.

Лишившись прав на печать своих произведений, Д. Фонвизин заболел, его литературная деятельность прекратилась, если не считать размышлений о европейской жизни в письмах из-за границы и «Рассуждения о необходимых государственных законах». Если написать сочинение на тему «Несостоятельность как представителя дворянства», то основную мысль можно выразить одной фразой: Фонвизин хотел отмены крепостного права.

Краткое содержание комедии «Недоросль»

Произведение рассказывает о мальчике Митрофане, который должен пойти в армию. Но мать, госпожа Простакова, воспитывала его как «маминого сынишку» и не хотела расставаться с собой. В доме Простаковых живет и девочка Софья, которую взяли на воспитание. Брат Простакова, Скотинин, хочет жениться на ней, чтобы получить ее деревню и разводить свиней. Софья любит Майло.

Вскоре Софи приходит письмо, в котором говорится о ее наследстве. Теперь Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофанушку, потому что Софья богатая невеста. Образ Простаковой, женщины авторитарной, необразованной и скандальной, можно широко раскрыть, если написать реферат по литературе. Негалактик, которым является Митрофан, постоянно занимается с учителями и грубит своей няне Еремеевне. К взрослой жизни он не готов.

В итоге в дом приходит дядя Софья Стародум, который забирает ее с собой у Простаковых. София выходит замуж за Майло.

Персонажи комедии «Недоросль»

Образы комедии Фонвизина «Недоросль» удивительны. Драматург использует говорящие фамилии. Итак, Стародум означает человека с устаревшими, некогда актуальными взглядами на мир. Правдин — персонаж, который борется за правду. Имя Митрофан означает «как мать». Простакова — женщина простая, недалекая. Скотинин — человек, имеющий отношение к скоту (этот персонаж любит свиней). В сочинение на тему «Неполное» необходимо включить образ Софьи — честной целомудренной девушки, попавшей в руки жадных неучей.

В комедии «Недоросль» также есть персонажи, играющие второстепенные роли в произведении. Это няня Митрофанушка Еремеевна, которой Простакова даже не платит жалованья, так как считает, что Еремеевна обязана своей семье тем, что живет и питается за их счет.

Стоит обратить внимание на мысли Стародум. Он рассказывает о том, как было раньше, говоря, что раньше чин давали не за то, что человек был дворянином, а за его заслуги перед государством, и это было поистине справедливо.

Проблемы комедии «Несовершеннолетний»

Чтобы написать сочинение по произведению Фонвизина «Несовершеннолетний», необходимо знать, какие мысли автор хотел донести до читателя. Прежде всего, это проблема низкого уровня нравственности дворянства. Жадность, подлость, эгоизм — вот пороки, развращающие дворянство. Вместо того, чтобы наказывать этих людей за их тиранию, общество дает им власть.

Вторая проблема касается образования. Школьная программа изучения этой пьесы, а затем работа над произведением Фонвизина «Взрослый» не обходится без освещения этой проблемы. Митрофанушка – избалованный, негодный юноша, который однажды станет мужчиной. Однако Простаков до сих пор считает его маленьким мальчиком, которому вредны учеба и физический труд. Стоит отметить, что его учителя — Кутейкин и Цыферкин — тоже люди необразованные, но кто даже читать не умеет, Простаков об этом не знает.

Сочинение по произведению Фонвизина «Недоросль» на тему «Образ Митрофана»

Митрофан, избалованный сын госпожи Простаковой, по возрасту должен идти в армию. Однако мать, которая слишком за ним присматривает, не пускает его в армию. Сам Митрофан этому рад: с удовольствием гонит голубей, спит до обеда и ест. Он не хочет учиться. Этому персонажу принадлежит известная крылатая фраза: «Я не хочу учиться, я хочу жениться».

Митрофан очень ленив и поэтому практически неподготовлен: он не знает даже элементарных основ арифметики. К Простаковой относится пренебрежительно, иногда она раздражает его своей опекой. В конце комедии, когда все остается Престакову, она бросается за поддержкой к любимому сыну, на что слышит зло: «Чтоб ты был отрезан…»

Не забывайте, что у Митрофана есть отец, который прислушивается к жене и не имеет личного мнения. К воспитанию сына он почти никакого отношения не имеет, хотя мужская рука Митрофану и не мешала бы.

Митрофан, избалованный дворянин, с завышенной самооценкой. Он не приспособлен к самостоятельной жизни. В его доме все слушаются, потакают его капризам, но читатель видит, что ни к чему хорошему это не приведет.

Таких, как Митрофанушка Простаков, в XVIII веке было много. Возможно, его образ преувеличен, но сделано это для того, чтобы пороки подрастающего поколения дворянства были заметны на фоне происходящих событий, бросались в глаза. Образ Митрофанушки стал нарицательным, теперь так называют лентяев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *