Революция в германии: Революция в Германии 1918-1919 гг кратко о причинах и итогах ноябрьских событий

Содержание

Революция в Германии 1918-1919 гг кратко о причинах и итогах ноябрьских событий

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 234.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 234.

Революция в Германии в 1918–1919 годах вошла в историю как ноябрьская, так как началась с восстания матросов в Киле в ноябре. Она достаточно быстро было подавлена, и на территории Германской империи появилось новое государство — Веймарская республика. Кратко рассмотрим причины, ход и следствия революции.

Причины революции

Основной причиной революции следует считать поражение Германии в Первой мировой войне и общую усталость населения от нее, включая голод и расслоение в обществе.

Рис. 1. Революция в Германии 1918.

30 октября и 3 ноября из войны вышли Турция и Австро-Венгрия. Германия осталась одна против всех стран Антанты. Поводом к революции стал Военно-морской приказ от 24 октября 1918 года, который предусматривал вывод в Северное море всего германского флота с целью дать решающий бой британскому флоту.

Фактически он означал военное самоубийство. 4 ноября началось восстание матросов в портовом городе Киль. За ним последовал прорыв фронта 5 ноября. Спустя три дня немецкая делегация приехала в Париж для ведения переговоров. 11 ноября в Компьенском лесу около столицы Франции было подписано перемирие.

Взбунтовавшиеся матросы стали разъезжаться по Германии, вести агитацию против кайзера и формировать Советы. Самая идея была позаимствована у революции, которая годом ранее произошла в России. 9 ноября 1918 года в Германию провозгласили республикой.

Дата подписания Компьенского перемирия стала днем окончания Первой мировой войны. Германия принимала в ней участие с 1 августа 1914 года. Уровень военного производства в ней был самым высоким в континентальной Европе.

Рис. 2. Ноябрьская революция в Германии.

Подавление революции

Основными политическими силами революции в ноябре 1918 года в Германии были две левые партии:

  • Социал-демократическая партия Германии — СДПГ;
  • Независимая социал-демократическая партия — НДПГ.

Власть в стране в это время находилась у Рейхсканцлера (9–11 ноября), а позже — у Председателя Совета народных уполномоченных Германии (с 10 ноября 1918 по 13 февраля 1919 года) — Фридриха Эберта. Он относился к правому крылу социал-демократической партии и стал первым президентом Германии с 11 февраля 1919 года.

Его противником стала Коммунистическая партия Германии (КПГ), которую на основе марксистской организации Союза Спартака создали Роза Люксембург и Карл Либкнехт.

Из Советской России в Берлин в конце декабря прибыл Карл Радек. Он не смог оказать какую-то значительную помощь участникам восстания спартакистов в Берлине в январе 1919 года и был посажен властями Веймарской республики в тюрьму. Роза Люксембург и Карл Либкнехт были арестованы в своей берлинской квартире и вскоре убиты.

Правительственные войска в 1919 году также смогли разгромить две советские республики на территории Германии: Баварскую и Бременскую. Условной датой окончания революции следует считать день подписания президентом Эбертом конституции — 11 августа 1919 года.

Кайзер Вильгельм II на момент провозглашения республики, то есть 9 ноября 1918 года находился в небольшом курортном городке Спа в Бельгии, где размещалась его ставка. 10 ноября 1918 года он уехал в Нидерланды. На территории этого нейтрального государства он отрекся от престола 28 ноября 1918 и скончался 4 июня 1941 года.

Рис. 3. Германия, революция 1918.

Что мы узнали?

Революция в Германии 1918–1919 гг. началась с восстания матросов, которые вдохновились Октябрьской революцией в России. Датой окончания революции считается подписание конституции первым президентом Германии Эбертом 11 августа 1919 г. Ее результатом стало создание Веймарское республики и быстрое подавление выступлений сторонников компартии.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Milagras Frolova

    5/5

  • Игорь Владимирович

    5/5

Оценка доклада

4. 3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 234.


А какая ваша оценка?

Мартин Лютер и религиозная революция в Германии – DW – 31.10.2022

Мартин Лютер и протестантские теологи отражают атаки католиков во главе с папой римским Львом X. Раскрашенная гравюра на дереве около 1568 годаФото: akg-images/picture alliance

ИсторияГермания

Клаус Кремер | Максим Нелюбин

31 октября в Германии отмечают День Реформации — годовщину события, ставшего отправной точкой в истории протестантизма. | 10 фотографий

https://p.dw.com/p/2mYdn

Реклама

Несколько лет назад в Германии широко отметили 500-летие начала Реформации. В традиционно протестантских федеральных землях 31 октября официально является выходным днем — в Бранденбурге, Бремене, Гамбурге, Мекленбурге — Передней Померании, Нижней Саксонии, Саксонии, Саксонии-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейне и Тюрингии.

Отправная точка в истории Реформации в Германии

В 1517 году немецкий католический монах и теолог Мартин Лютер (Martin Luther), возмущенный широкой торговлей индульгенциями, решил провести по этому поводу богословский спор — диспут о том, можно ли спасти грешную душу за деньги, как тогда уверяли папа и римская курия. По мнению Лютера это противоречило Священному Писанию.

Он считал, что грешный человек, воистину уверовавший во всемогущего и совершенного Бога, уже тем самым становится праведным в глазах Всевышнего, то есть ни в каких индульгенциях не нуждается. «Оправдание» или «прощение грехов» является, согласно Лютеру, исключительно божьей милостью, не зависит от поступков человека, праведных дел или денег.

Мартин Лютер вывешивает свои тезисы в Виттенберге — один из барельефов Мемориала Мартина Лютера в ВормсеФото: DW/Maksim Nelioubin

95 тезисов монаха из Виттенберга

Согласно непоколебимому убеждению Лютера, именно в этом и ни в чем другом заключаются основы христианской веры. Из чего следует, что человек может и должен обращаться к своему Создателю напрямую через молитвы и не нуждается для этого ни в церкви, ни в священниках, ни в святых посредниках. Выводы Лютера, в начале — лишь теоретически, подрывали фундамент, на котором была выстроена духовная власть в католицизме, вернее — грозили этот фундамент полностью разрушить.

Убеждения и выводы Лютера открывали перед верующими новые и невиданные до сих пор возможности и свободы. Однако католическая церковь не намеревалась просто так сдавать свои позиции, как показал ход истории после обнародования Лютером 95 тезисов, положивших начало Реформации в Германии. Произошло это 31 октября 1517 года, когда он, согласно легенде, вывесил их на дверях Замковой церкви в Виттенберге. К этому времени монах-августинец Мартин Лютер уже имел титул доктора теологии и преподавал в здешнем университете. Двери церкви служили тогда в качестве своего рода университетской доски объявлений.

Портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего, 1530 годФото: picture-alliance/akg-images

Изобретение Гутенберга и портреты Кранаха

Идеи Лютера начали очень быстро распространяться по Германии, вернее — тогдашней Священной римской империи. Решающую роль в этом сыграло одно важное изобретение. В середине предыдущего XV столетия первый типограф Европы — немец Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg) создал способ книгопечатания подвижными литерами. Этой новой технологией воспользовались сторонники Лютера. Она позволяла размножать и распространять тезисы и другие сочинения основоположника Реформации практически в любом количестве.

Люди могли не только читать тексты Лютера, но и знали, как выглядит человек, который их написал. Эта заслуга принадлежит знаменитому художнику — Лукасу Кранаху Старшему, владевшему в Виттенберге большой графической мастерской. Он создал многочисленные портреты Лютера, иллюстрировал протестантские памфлеты, а также позже участвовал в издании немецкого перевода Священного Писания — Библии Лютера.

Памятник Мартину Лютеру в АйслебенеФото: Imago/epd

Карл V — император, объявивший Лютера вне закона

Слухи о новых идеях, распространившихся в немецких землях, вскоре дошли до Рима, где вызвали глубокую озабоченность папы и всей курии, заподозривших Лютера в ереси. В июне 1518 года было начато церковное расследование. Через несколько месяцев он был вызван на рейхстаг в Аугсбург, чтобы ответить на вопросы кардинала Фомы Каэтана.

Папский легат пытался побудить Лютера к молчанию, но тот наотрез отказался отрекаться от своих взглядов — как на допросах, так и во время диспутов. В 1519 году на трон Священной римской империи взошел Карл V (1500-1558) — представитель династии Габсбургов, ставший его новым могущественным противником.

В 1520 году непокорный монах из Виттенберга, продолжавший еще верить в то, что он может добиться изменений в католической церкви, написал несколько своих главных программных трудов. Важнейшим из них считается трактат «О свободе христианина» («Von der Freiheit eines Christenmenschen») — своего рода христианский основной закон, некоторые места которого звучат как призывы к революции. Смысл христианской жизни Лютер сформулировал в двух тезисах: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому; христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем».

Эти мысли убедили и привлекли тогда на сторону Лютера многих людей, стремившихся к свободе — освобождению от страха перед смертью и адских мук, освобождению от индульгенций и других поборов, освобождению из-под властного гнета.

Однако сам Лютер понимал свободу иначе, чем его современники. То есть говорил о другой свободе — в теологическом смысле, ссылаясь на апостола Павла, согласно которому человек в своих побуждениях никогда не свободен, а подвластен либо влиянию дьявола, либо Христа. Говоря другими словами, в человеке господствует либо грех, либо добродетель. В этом смысле Лютер и пытался освободить человека — освободить от греха, привести ко Христу. Дух свободы, как его видело большинство современников Лютера, для него самого не был добрым духом. Подтверждением тому для Лютера станет Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов — народное восстание, жестоко подавленное немецкими князьями. Лютер отвергал политическую радикализацию и революцию.

Мартин Лютер на рейхстаге в Вормсе. Картина в Императорской резиденции в Госларе Фото: GTW/imageBROKER/picture alliance

«На том стою и не могу иначе»

Провокационные тезисы, реформаторские трактаты, категорический отказ отречься от своих взглядов. .. В январе 1521 года терпение папы римского было исчерпано. Лев X предал Лютера анафеме. В апреле этого же года непокорный монах должен был держать ответ перед императором и князьями, собравшимися на очередной рейхстаг в Вормсе. В знаменитой речи он заявил, что готов будет отречься от своих идей лишь в том случае, если они будут опровергнуты фактами из Библии. Лютер отказался поступать против своей совести, так как это, по его мнению, было бы неверно и не способствовало бы спасению души. Закончил он, обратившись за помощью к Богу, словами, которые стали легендарными: «На том стою и не могу иначе» («Hier stehe ich und kann nicht anders»).

После этого Карл V подверг его имперской опале и запретил распространение трудов, издав специальный Вормсский эдикт. Однако уже вскоре Лютер получил поддержку со стороны одного из немецких князей, вставшего первым из них на его сторону. Ему начал тайно помогать курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый (Friedrich der Weise). Когда Лютер, только что объявленный императором вне закона, то есть лишенный всех прав и защиты на территории империи, возвращался из Вормса домой в Виттенберг, этот курфюрст организовал его похищение, чтобы спрятать в замке Вартбург около Айзенаха, где он будет скрываться под псевдонимом «Юнкер Йорг» («Junker Jörg») .

Мартин Лютер работает над переводом Нового Завета в замке Вартбург. Раскрашенная гравюра на дереве около 1862 годаФото: akg-images/picture alliance

Новый перевод Нового Завета

В Вартбурге Лютер провел десять месяцев. За это время он не только написал множество трактатов и других трудов, посвященных идеями Реформации, но и перевел на немецкий язык одну из частей Библии — Новый Завет. За основу им впервые был взят текст на древнегреческом языке. Все существовавшие ранее немецкие переводы, число которых достигало семидесяти,  были сделаны с латыни — то есть с переводов, содержавших большое число неточностей. Многие слова и понятия Лютеру пришлось придумывать самому, так как в немецком их вообще не было. Первое печатное издание Нового Завета в переводе Лютера вышло в 1522 году и стало настоящим бестселлером, хотя каждый экземпляр стоил огромных денег, на которые можно было купить половину откормленного быка.

Несмотря на имперскую опалу, в марте 1522 года Лютер, пользуясь покровительством курфюрста, покинул Вартбург и вернулся домой в Виттенберг, где начал бурную деятельность. При этом ему постоянно удавалось удивлять современников. Еще несколько лет бывший католический монах продолжал соблюдать целибат, но в 1525 году женился на беглой монашке Катарине фон Бора (Katharina von Bora). В этом браке на свет появится шестеро детей. Дом Лютера в Виттенберге станет первым в истории пасторским домом евангелического священника в Германии и будет много веков служить образцом для пасторских домов — центров общинной и духовной жизни протестантских приходов.

Мартин Лютер выступает с проповедью в Городской церкви Виттенберга. Картина Лукаса Кранаха Старшего Фото: Norbert Neetz/epd/picture-alliance

Озарение, наследие и черное пятно в жизни Лютера 

В 1526 году  в Шпайере произошло воистину знаменательное событие в истории Реформации в Германии, начавшейся 31 октября 1517 года с обнародования 95 тезисов Мартина Лютера. Спустя девять лет на рейхстаге в  этом городе правители немецких земель, а также вольные города добились разрешения самостоятельно выбирать конфессию для своих жителей — оставаться приверженцами католической веры или переходить в лютеранство. Уже вскоре в Германии были основаны первые лютеранские земельные церкви, а также создан первый евангелический университет — в гессенском Марбурге.

В последующие годы во время поездок по Германии Мартину Лютеру стало ясно, как мало люди знают о вере. Именно поэтому в 1529 году он написал свой «Малый катехизис» («Der Kleine Katechismus») — краткое изложение основ христианского учения для верующих. Этот катехизис содержит разъяснения относительно дести заповедей, Символа Веры, молитвы Отче Наш, таинств крещения и причастия. В этом же году Лютером был издан «Большой катехизис» («Der Große Katechismus»), предназначавшийся для пасторов. Оба они до сих пор являются важнейшими сводами принципов евангелического вероучения. 

Откуда пошел протестантизм

В этом же 1529 году произошло еще одно важное событие. На рейхстаге в Шпайере немецкие князья, вставшие на сторону Реформации, выразили свой протест по поводу продолжавшего действовать Вормсского эдикта 1521 года, которым император много лет назад объявил Лютера вне закона. Именно этот протест (Protest) дал название немецкому протестантизму (Protestantismus). В свою очередь, название для евангелической церкви (Evangelische Kirche) было придумано самим Лютером.

Учение Лютера грозило расколоть Священную римскую империю. Поэтому в июле 1530 года Карл V созвал рейхстаг в Аугсбурге. Для Лютера, преданного католической церковью анафеме и лишенного всех прав императором, ехать в Аугсбург было опасно, поэтому он следил за ходом рейхстага из крепости Фесте Кобург (Veste Coburg), находившейся на границе тогдашних владений саксонского курфюрста.

На рейхстаге 1530 года Лютера представлял его ближайший друг и сподвижник Филипп Меланхтон (Philipp Melanchton) — автор «Аугсбургского исповедания» («Augsburger Bekenntnis»). Он подготовил и согласовал этот текст с Лютером специально для обсуждения на рейхстаге. Меланхтон пытался убедить императора и других представителей католической стороны в том, что в вопросах христианской веры протестанты опираются на основы католического учения, однако представители католиков отказались признавать этот документ. «Аугсбургское исповедание» стало самым ранним из официальных вероисповедальных документов немецких протестантов и до сих пор является богословской нормой для лютеран.

Несмотря на все усилия Меланхтона, конфликт тогда урегулировать не удалось, однако император Карл V не мог пойти на жесткие меры, так как нуждался в помощи протестантских князей для противостояния турецкому нашествию в Европе. В 1532 году был заключен договор, в котором он обещал лютеранам религиозную свободу в обмен на поддержку в войне против Османской империи. Позже Аугсбург все же станет местом заключения соглашения между католиками и протестантами — «Аугсбургского религиозного мира» («Augsburger Religionsfrieden») 1555 года.

Библия Лютера, изданная в Виттенберге в 1534 годуФото: Public Domain

Библия Лютера

В 1521 году Лютер, скрываясь в замке Вартбург, перевел лишь часть Библии — Новый Завет. В 1534 году была завершена работа над немецким переводом книг Ветхого Завета. Над ним Лютер работал уже не один, а вместе со своими ближайшими единомышленниками.

Переводческий талант Лютера, живые, выразительные и запоминающиеся формулировки в этих текстах оказали значительное влияние на немецкий язык, а также способствовали укреплению и развитию  чувства национального единства среди немцев. Сотни цитат из переводов Священного Писания и других работ Лютера до сих пор активно используются в современном немецком языке.

Однако самый важный результат этой работы Лютера и его ближайших сторонников заключался в том, что образованные слои населения Германии впервые получили возможность самостоятельно читать Библию на немецком языке, то есть искать ответы на свои вопросы непосредственно в текстах Книги книг. Общий тираж Библии Лютера только за первые двенадцать лет составил 100 тысяч экземпляров. Она стала самой продаваемой и читаемой книгой всего XVI века.

Антисемитский барельеф в ВиттенбергеФото: picture-alliance/dpa/H. Schmidt

Лютер и ненависть к евреям

Христианская вера проповедует любовь к ближнему и терпимость, но эти добродетели не распространялись во времена Реформации на отношения христиан к иудеям. На церквях тогда нередко размещали оскорбительные и унизительные барельефы — изображения свиньи, вскармливающей евреев. Некоторые сохранились до сих пор, в том числе, в Виттенберге. Лютер в этом смысле был сыном своего времени, хотя еще в 1523 году подчеркивал, что «Иисус Христос родился евреем», и даже выступал за то, чтобы в случае перехода в христианскую веру разрешать им заниматься любыми ремеслами и профессиями, а не только торговлей деньгами. 

Однако спустя двадцать лет на смену этому относительно благосклонному расположению пришла открытая ненависть. В 1543 году Лютер опубликовал свой памфлет «О евреях и их лжи» («Von den Juden und ihren Lügen»), в котором содержатся обвинения в том, что они «убили Христа», а также призывы жечь синагоги, разрушать дома и изгонять евреев. Некоторые историки называют эти высказывания Лютера «досовременным антисемитизмом».

О причинах изменений взглядов Лютера можно только догадываться. В качестве одной из них можно предположить разочарование — неоправдавшиеся надежды на то, что евреи последуют за ним — ощутят силу Евангелия, признают Иисуса истинным Спасителем и примут евангельскую веру. Однако этого не произошло, а высказывания Лютера о евреях, при всей прочей гениальности церковного реформатора, остаются черным пятном в его биографии.

Мартин Лютер со своими сподвижниками. Копия по картине Лукаса Кранаха Старшего Фото: akg-images/picture-alliance

Дело жизни

Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года во время поездки в родной город Айслебен, оставив после себя огромное наследие. Идеи Лютера распространились по Священной римской империи и всему Старому Свету. Для некоторых они стали благословением, для других — проклятием. Начатый Лютером процесс Реформации стал необратимым, как и вызванные Реформацией общественные и политические изменения. Однако на момент смерти Лютера еще никто не подозревал, какие последствия будут иметь конфликты между католиками и протестантами — религиозные войны XVI и XVII веков.

Лютеранское учение об оправдании человека и его условиях (Rechtfertigungslehre) будет официально признано римско-католической церковью лишь в самом конце прошлого тысячелетия.

Суть озарения, посетившего Лютера, заключалась и заключается в том, что божественная справедливость выражается не в наказании или воздаянии, а в высшей милости, которая не зависит от поведения человека, но даруется лишь суверенной волей Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Немецкие замкиМонастыри в ГерманииОтто фон БисмаркРоманика в ГерманииПасхаВиттенбергОсновной закон ФРГВартбургФридрих БарбароссаПротестантыГотика в ГерманииПамятники архитектуры в ГерманииБарокко в ГерманииВсемирное наследие ЮНЕСКОДворцы в ГерманииКатоличествоХрамы в ГерманииИндустриальные памятники в ГерманииНемецкий фахверкХристианствоПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

оборотов (Германия) | Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)

Введение↑

Во время холодной войны немецкая революция 1918-1919 годов была в центре внимания, вызвавшей ожесточенные споры. Исторические аргументы, смешанные с политическими, часто отражали дух времени . От некогда ожесточенных споров об альтернативе либеральной демократии большевизму, об упущенных шансах и неиспользованных вариантах политики, о «третьих путях» и большей степени «демократизации» сегодня почти не осталось и следа. Любой, кто взглянет на состояние исследований с 1990-х годов или по степени осознания общественностью потрясений, сопровождавших окончание Первой мировой войны, есть основания говорить о давно замороженных спорах и «забытой революции».

[1] Так называемая «ноябрьская революция» еще не нашла прочного места в истории немецкой демократии. В культурной памяти эта дата просто знаменует собой начало конца развития, приведшего в 1933 году к диктатуре, а не к демократической республике, падение которой не было предопределено.

Некоторые тенденции в современных исследованиях показывают, однако, что эти часто нормативно нагруженные или даже квазителеологические интерпретации все чаще заменяются более открытым взглядом на Веймарскую республику и межвоенный период в целом.

Недавние исследования, вдохновленные историей политической культуры, например, трактуют «кризисы» не как квази-неизбежные линейные сценарии упадка, а интерпретируют их как изменчивые переходные периоды открытых ситуаций принятия решений и переговорных процессов. [2] Это соответствует взгляду на 1920-е и 1930-е годы как на период, который лучше всего описывается метафорой «лаборатории» для проверки политико-социальных моделей. Еще в 1918 году Томаш Масарик (1850-1937), первый президент только что созданного Чехословацкого государства, назвал послевоенную Европу «лабораторией, построенной над великим кладбищем мировой войны». [3]

Кризис либерализма вместе с размыванием монархических моделей легитимации дал возможность экспериментировать с новыми вариантами политической организации. Подменяя полемический, часто нормативно заряженный термин революция, некоторые ученые схватывают трансформацию между различными формами правления, используя политологический инструментарий изменения системы (переходы, смена режима).

[4] Такой анализ способствует систематизации и объективизации и в то же время упрощает сравнение между странами. Кроме того, все большее внимание уделяется транснациональным переводам и межсетевым соединениям. Это тем более уместно, что внутри Европы конфликт между империей и нацией впервые полностью развернулся в конце Первой мировой войны. [5] Это применимо к Германской империи и еще более к распавшейся империи Габсбургов. Исследование политического насилия, которое фокусируется на динамике революции и контрреволюции, также открыло новые транснациональные перспективы на годы между 1917 и 1923. [6] Однако пока транснациональная история тех лет в лучшем случае смутно просматривается. Это может заключаться и в реальной расстановке вокруг осени 1918 года, а именно в «фрагментации потенциально европейской и глобальной революционной ситуации».
[7]
Для Майкла Гейера революция 1918-1919 гг. была «полемической основой режима/порядка», направленной на трансформацию политий и обществ на международном уровне. Находясь в «зоне разлома наций, империй и идеологий» и опираясь на «утопию глобальных ожиданий», он в итоге остался ограниченным и фрагментарным9.0007 [8]

Какие конкретно изменения произошли и как? Какие этапы перехода можно правдоподобно реконструировать? Эти детали будут прослежены ниже для Германской империи. В заключении будут в общих чертах очерчены сходства и различия между различными случаями в Центральной Европе после 1918 г. и предложены транснациональные переносы и корреляции. Как это ни парадоксально, транснационализм играл значительную роль в случаях националистических военизированных организаций.

Ползучий закат Германской империи ↑

Заманчиво и слишком просто приписывать конец Империи исключительно поражению Германии в Первой мировой войне, тем самым возлагая ответственность за внезапный крах режима на внешние причины. Необходимо вернуться назад, к знаменательному 1918 году, и признать структурные слабости и асинхронности в Германской империи, не реанимируя детерминистский тезис немецкого Sonderweg («особый путь»). [9] Любой, кто подчеркивает противоречие между нелиберальным политическим порядком и быстрой социально-экономической модернизацией, не должен, однако, упускать из виду прогресс в практическом парламентском опыте, демократизации и верховенстве закона. [10]

Напряжение между старым и новым, между традицией и современностью, между пробуждением и потрясениями, между уверенностью в себе и сомнением, между оптимизмом в отношении прогресса и культурным пессимизмом сделало Империю в целом непростым образованием. [11] Даже если главный редактор либерального « Berliner Tageblatt » Теодор Вольф (1868–1943) восторженно отзывался о «величайшей из всех революций» 10 ноября 1918 г. и сравнивал ее с внезапная «буря»; этот взгляд на спонтанные потрясения, вызванные войной и поражением, не соответствует действительности. Скорее, революция уже давно зрела «в недрах вильгельминского общества». [12]

Ползучее падение легитимности монархии проявлялось в различных симптомах, например, в переходе полномочий по принятию решений от императора к военачальникам в ходе войны и в системный кризис. Артур Розенберг (1889-1943) уже усмотрел в этом генеральную репетицию ноябрьской революции. Несмотря на такие признаки, признание поражения Верховным Главнокомандованием в сентябре 1918 г. стало шоком для общественности и политиков. Ведь мирный договор Брест-Литовска с Советской Россией весной 1918 снова питала надежды на победу Германии, хотя и мало что еще.

Перевороты осени 1918 года можно условно разделить на две фазы: первая — «революция сверху» и вторая — «революция снизу». Последний, в свою очередь, разложился на два этапа: (1) от свержения государства в начале ноября 1918 г. в связи с распадом правящей коалиции большинства и независимых социал-демократических партий (МСПД и УСПД) в конце декабря до установления Национального собрания 19 января19; (2) с тех пор и до весны 1919 г., отмеченной все более радикальным массовым движением против имперского правительства, которое столкнулось с неминуемой потерей власти и власти военными средствами.

Различные фазы перехода ↑

Первый этап преобразований, направленный «сверху», начался в конце сентября 1918 года, когда германское верховное командование потребовало прекращения огня в соответствии с «четырнадцатью пунктами» президента США Вудро Вильсона (1856–1924). Однако союзники больше не были расположены к такому компромиссу и предложили прекращение огня, которое фактически было равносильно безоговорочной капитуляции. Кроме того, они больше не желали вести переговоры с агентами немецких военных, а настаивали на создании демократически легитимного правительства. В этом смысле серия дипломатических нот Вильсона повлияла на парламентаризацию Империи. Если бы это одно было решающим фактором, то пришлось бы говорить о «революции извне». Однако на смену им пришли другие аспекты.

Во-первых, военное руководство Империи одобрило, если не без скрытого мотива легитимации/установления Dolchstoßlegende («легенда об ударе в спину»), [13] пересмотр конституции в сторону парламентаризма; во-вторых, большинство фракций в Interfraktioneller Ausschuss («Межфракционный комитет») Рейхстага, в частности, выступали за такое развитие, отчасти для предотвращения «хаоса» революционного массового движения снизу. Вновь сформированное правительство под руководством имперского канцлера Макса фон Бадена (1867-1919 гг. )29), в которую входили представители социал-демократии, католического центра и левого крыла либералов, сдвинула с мертвой точки конституционную реформу на фоне постоянно усиливающегося давления через обмен нотами Вильсона. 28 октября вступили в силу так называемые «Октябрьские реформы», ознаменовавшие переход от конституционной к парламентской монархии.

В свете октябрьских реформ ноябрьская революция может показаться квазилишней в «технически-конституционном» плане [14] , но это было отнюдь не политически. Смена форм правления в октябре не имела характера перелома в современном общественном сознании. Ввиду материальных трудностей, нависшей угрозы поражения и продолжающегося существования монархии (хотя и в коренным образом изменившихся условиях) было мало места для теоретических дискуссий о политических концепциях порядка. И общественное настроение не было готово удовлетвориться бумажной конституционной реформой.

«Революция снизу», также начавшаяся в конце октября, потребовала отречения кайзера как сильнейшего символа конца старого порядка. Политические цели вновь созданных рабочих и солдатских советов были расплывчаты, а их действия носили в то время мирный и дисциплинированный характер, но они действительно стремились к свержению Ancien Régime . Уже 7 ноября режим и монархия в Баварии пали, и Курт Эйснер (1867-1919) провозгласил республику. Когда повстанческое движение достигло Берлина 9Ноябрь, принц Макс фон Баден – кстати, без официального разрешения и за несколько часов до решения Вильгельма II, германского императора (1859-1941) – обнародовал отречение кайзера и наследного принца. Он передал должность канцлера лидеру MSPD Фридриху Эберту (1871-1925). Давление на канцлера и кайзера с целью отречения от престола с самого начала усилилось ультиматумом социал-демократов. По совету Верховного главнокомандующего Вильгельм бежал в Голландию 10 ноября и подписал отказ от престола вскоре после этого — 28 ноября.

Противоречивые идеи нового политического порядка ↑

Ведущий социал-демократ Филипп Шейдеман (1865–1939) провозгласил республику с балкона здания Рейхстага вскоре после объявления об отречении, около двух часов дня 9 ноября 1918 года. Своей импровизированной речью Шейдеман ясны две вещи: во-первых, претензия МСПД на лидерство в революции, к которой они сами относились двойственно; во-вторых, понимание его партией того, что революция уже достигла своей цели и что отныне речь идет об укреплении нового республиканского порядка.

Трудность установления республики на основе консенсуса также подтверждается тем фактом, что примерно через два часа после декларации Шейдемана «спартаковец» Карл Либкнехт (1871–1919) провозгласил «Свободную Социалистическую Республику Германии» в Люстгартене перед замок, стилизуя его как промежуточный этап на пути к глобальной коммунистической революции. Сопротивление роялистов не было мобилизовано для борьбы за монархию. [15] Вместо этого внутри левого политического спектра разгорелся конфликт за будущую конфигурацию новой демократии. Эберт, глава правительства, а также социал-демократы большинства и «революционер поневоле» [16] , пообещал в кратчайшие сроки созвать Национальное конституционное собрание. Цель состояла в том, чтобы помешать экспериментам левого социалистического совета и, что еще важнее, революции в большевистском стиле в Германии. Во время Первой мировой войны, в 1917 г., раскололись на большинство и независимых социал-демократов; свободно организованная «группа Спартак» вокруг Карла Либкнехта и Розы Люксембург (1871-1919). Гениально и парадоксально Генрих Август Винклер назвал раскол в рабочем движении «тяжелым препятствием 9».0005 и — предпосылка первой немецкой демократии» (« Vorbelastung и Vorbedingung »). [17]

Социал-демократы большинства стремились избежать дальнейшей радикализации. Их основной и непосредственной целью был созыв демократически избранного Национального собрания. Исключительно там должно было происходить формирование повестки дня будущего устройства государства и общества. Большинство делегатов / депутатов первого съезда рабочих и солдатских советов в конечном итоге проголосовали за призыв социал-демократов большинства к выборам в Национальное конституционное собрание 19Январь 1919 г. С точки зрения конституционной и демократической теории есть хороший аргумент в похвалу социал-демократам большинства за их чувство ответственности и непоколебимую приверженность цели парламентской демократии. Тем не менее их подход во многих отношениях кажется слишком осторожным. Их страх перед хаосом и их настойчивое требование административной преемственности, например, излишне щадили старый административный и военный истеблишмент. С другой стороны, нельзя однозначно ответить на контрфактуальный вопрос о том, повлекла бы за собой большая текучесть элит чрезмерную дезинтеграцию. В любом случае, учитывая неадекватную смену правящих элит и ограниченные социально-экономические изменения, многие повстанцы считали первую фазу революции «временем разочарований». [18]

Радикализация, насилие и инакомыслие↑

Члены УСПД в Совете народных депутатов вышли из состава правительства еще в конце декабря 1918 г. из-за серьезных разногласий (в частности, по поводу военной акции против матросского мятежа на Рождество). Вскоре после этого, в первых числах января, Либкнехт, как лидер только что созданной Коммунистической партии Германии, призвал к свержению правительства чисто MSPD Эберта-Шейдемана. Народные депутаты продемонстрировали свою решимость силой подавить эту попытку государственного переворота («спартаковское восстание»). Решительное сопротивление было необходимо, но жестокость проявлялась в сочетании с агрессивными военизированными формированиями, убившими Либкнехта и Люксембург 15 января 1919, не было. Эти события способствовали эскалации насилия весной 1919 года и поставили Германию на грань гражданской войны. Все более радикализировавшееся массовое движение все больше противостояло новому правительству, которое, в свою очередь, все больше полагалось на военные средства для защиты своей власти. 10 ноября 1918 года Эберт заключил соглашение с генералом Вильгельмом Гренером (1867–1939), обеспечив лояльность военных новому правительству.

В ретроспективе первая фаза «революции снизу» предстает как «формирующая» [19] один, тогда как вторая фаза радикализации и насильственного конфликта безуспешно пыталась исправить неудачи — по крайней мере, с точки зрения восставших рабочих — первого периода революции. В конечном счете, социальный баланс сил остался принципиально нетронутым. Безусловно, в качестве начала «социального между капиталом и трудом в Германии. Вторая фаза революции носила бурный характер. Во многих местах, особенно в промышленных центрах, происходили всеобщие и массовые забастовки; в Бремене и Мюнхене были созданы советские республики. Политическая ситуация не успокоилась до 19 мая.19, с упразднением второй Мюнхенской советской республики, и даже тогда убийства и попытки переворотов сильно напрягли Веймарскую республику в 1923 году.

Изменение системы 1918/19 г. с самого начала оставалось нелюбимой революцией. Таким образом, в корне удивительно, что революция, отвергнутая всеми политическими направлениями, хотя и по совершенно другим причинам, в конечном итоге оказалась успешной, поскольку ей удалось впервые превратить Германию в парламентскую демократию. Со структурной, институциональной точки зрения это были значительные достижения. Однако с точки зрения немецкого общества того времени тот факт, что политические потрясения не были связаны с каким-либо узаконивающим, могущественным основополагающим мифом, а, скорее, посеяли существенное инакомыслие, снова будет преследовать республику.

На выборах в Национальное конституционное собрание 19 января 1919 г. – впервые в истории Германии участвовали женщины [20] – партии «Веймарской коалиции» (МСПД, Центр и ДДП) как минимум победили в совокупности более трех четвертей голосов. С подписанием Версальского мирного договора 28 июня и принятием Веймарской конституции 31 июля 1919 г. были окончательно обеспечены основные внешние и внутренние условия для дальнейшего развития первой германской демократии. Веймарская конституция, разработанная либеральным профессором конституционного права Гуго Пройсом (1860-1819 гг.).25), сделал Рейх парламентской республикой.

Однако вскоре стало ясно, насколько могут расходиться конституционная теория и конституционная реальность. Партиям Веймарской республики было трудно усвоить центральный разрыв парламентской системы между правительственным большинством и оппозиционным меньшинством. Скорее, они цеплялись за старое разделение конституционной монархии — между правительством, с одной стороны, и рейхстагом, с другой. «Веймарская коалиция» распалась безвозвратно еще в 1920. За четырнадцать лет в республике было двадцать правительств, восемь парламентов и два президента. Кроме того, дисфункции веймарской государственной системы были омрачены в 1920–1923 годах многочисленными жестокими нападениями и столкновениями, кульминацией которых стали попытки путча осенью 1923 года. границ этого кризисного года.

Заключение↑

Глядя на рушащиеся империи в Центральной Европе в 19-х годах18-19, мы можем проследить политические переходы к парламентским демократиям, которые некоторое время длились в Германии и Австрии. После короткого периода гражданско-демократических и социалистических экспериментов в Венгрии произошел авторитарный поворот вправо, который продлился до Второй мировой войны. [21] Более глубокие причины конца как Германской, так и Габсбургской империй коренились в многочисленных социально-политических противоречиях и противоречиях. Под давлением Первой мировой войны они привели к системному кризису. На путь к парламентской демократии их подталкивали разные обстоятельства: внешнее давление президента США Вудро Вильсона («Вильсоновский момент» [22] ) следует упомянуть наряду с внутренними коалициями между (реформистскими) социал-демократами и буржуазно-либеральными силами. И с основанием новых правительств старые элиты из вооруженных сил и монархии были только рады переложить на себя бремя поражения. Здесь лежал корень тезиса об «ударе в спину», который с разной интенсивностью развивался в Германии, Австрии и Венгрии. Согласно этому фатальному прочтению, демократия и поражение неразрывно связаны друг с другом.

С институциональной, конституционной и политико-идеологической точки зрения успех перехода был разным. Первые два компонента были выполнены в Германии и Австрии, хотя иногда и в черновой форме. Достижение третьего аспекта, необходимого условия долгосрочного успеха перехода от авторитарной политической системы к демократической, в конечном счете потерпело крах из-за непреодолимого раскола между партиями, идеологиями и этническими группами. Практически не существовало плюралистического урегулирования конфликтов, и отсутствовало широкое политико-культурное признание нового порядка. Отдельные достижения в области социальной политики/реформ ничего не могли изменить.

Воинственная поляризация политической культуры сопровождалась в начале 1920-х и далее фактически кровавыми конфликтами. Поражение в войне, распад государства или, по крайней мере, смена формы правления, осознанная большевистская угроза, а также государственные и межэтнические конфликты порождали вспышки насилия в различных качественных и количественных проявлениях. Особенно жестокие эксцессы имели место «в спорных зонах раскола на окраинах империй Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых». [23]

Интересно отметить, что сторонники коммунизма, с одной стороны, и сторонники либеральной демократии, с другой, не только лелеяли транснациональные устремления (сжатые в формуле: «Вильсон или Ленин?») и культивировали Приграничные сети, но и радикальные националистические военизированные формирования сделали то же самое: «Эти активисты сформировали довольно однородную транснациональную среду, состоящую преимущественно из политических радикалов из среднего и высшего класса, для которых характерны молодежная и вызванная войной воинственность». [24] Это контрреволюционное движение, не имевшее ясной идеологии и даже позитивной программы, принимало сначала монархические, затем протофашистские, затем неоконсервативные формы. [25] Единство преследовало прежде всего одну цель: свержение республиканских правительств и/или подавление коммунистических волнений. Таким образом, они были антидемократическими и антибольшевистскими одновременно. Своими «внутренними» врагами они называли евреев, левых политиков и интеллектуалов, а также «политизированных» женщин. В группах, отмеченных ультра-насильственными ритуалами мужественности и мужественности, появление женщин в качестве граждан с правом голоса вызвало в воображении сценарий угрозы, который нельзя недооценивать. Наиболее ярко это проявилось в «белом терроре», который также был чрезмерной реакцией на «красный террор», в Венгрии, где, в отличие от Германии или Австрии, последовали широкомасштабные террористические кампании. Есть некоторые свидетельства того, что в районах сепаратистского национализма [26] проявления насилия были особенно чрезмерными.

В общем, это говорит о том, что уместно говорить с Ричардом Бесселем о «послевоенном» обществе, а не о «мирном». [27] Вместо того, чтобы интерпретировать этот период в конце Первой мировой войны как череду изолированных революционных или контрреволюционных взрывов, представляется разумным рассматривать его скорее как фазу динамичных, хаотических и конкурирующих концепций морали и порядок с открытым исходом. Области конфликта росли, в том числе из-за идеологического соперничества и перехода от империи к нации, а также отношений между победителями и побежденными, (этническими) меньшинствами и большинством, городскими и сельскими структурами, а также «политизированными» женщинами и ритуалами мужественности. Исследования этой трудно распутываемой паутины переходов, фрагментаций и запутанностей в эпоху потрясений нуждаются в дальнейшей интенсификации.


Александр Галлус, Университет Ростока / Технический университет Хемница

Редактор раздела: Кристоф Корнелиссен

Ноябрьская революция | Перед лицом истории и самих себя

Узнайте о политических восстаниях в Германии после Первой мировой войны, которые привели к падению Германской империи.

Последнее обновление:

Чтение

Английский — США

  • История
  • Права человека и гражданские права
  • Холокост

К осени 1918 года военачальники Германии знали, что им не выиграть Первую мировую войну. В надежде получить более благоприятные условия после капитуляции перед союзниками немецкие генералы призвали либерального принца Макса фон Бадена сформировать новое правительство Германии, которое была более демократичной, чем монархия при кайзере. Но Баден был не в состоянии контролировать военно-морской флот, лидеры которого хотели скорее погибнуть в бою, чем сдаться. 19 октября18 августа, когда военные корабли вышли сражаться с британским флотом, немецкие моряки, отказавшись начать сражение, которое они могли проиграть, подняли мятеж против своих адмиралов. Известие о мятеже вызвало восстания в поддержку моряков по всей Германии. 1 Эрнст Толлер, немецкий поэт и драматург, так описал демонстрации:

.

Сначала Киль, потом Мюнхен, потом Ганновер, Гамбург, Рейнская область, Берлин. 9 ноября 1918 года берлинские рабочие покинули заводы и двинулись тысячами с севера, юга и востока к центру города — старые седые мужчины и женщины, годами стоявшие у складов боеприпасов, инвалиды из армия, мальчики, перенявшие работу своих отцов. К шествиям присоединились отпускники, вдовы, раненые солдаты, студенты и солидные горожане. Ни один лидер не организовал это восстание. . .

Шествие шло молча; не было ни пения, ни радости. Он остановился перед воротами казарм Майкефер. Ворота были заперты; винтовки и пулеметы угрожали из каждого окна и бойницы. Будут ли солдаты стрелять?

Но люди в сером были братьями этой оборванной, голодной толпы. Они бросили оружие, ворота открылись, и люди хлынули в казармы и присоединились к армии кайзера. . . . Власть сдалась без борьбы, офицерство сдалось. . . . 2

В результате беспорядков кайзер Вильгельм, Баден и другие немецкие деятели монархии отреклись от престола или отказались от своей власти и покинули страну. 10 ноября Berliner Tageblatt , консервативная газета, подытожила события предыдущего дня: «Вчера утром все было еще там [кайзер, канцлер, начальник полиции]; вчера днем ​​ничего из всего, что существовало, больше не существовало». 3 Социал-демократы, политическая партия, имевшая наибольшее количество делегатов в рейхстаге (германском парламенте), теперь руководили страной.

Но социал-демократы под руководством Фридриха Эберта изо всех сил пытались сохранить порядок. Радикальные группы и другие политические партии также пытались захватить власть в неразберихе, последовавшей за окончанием войны и монархии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *