Революция в 1917: Информационные материалы :: Интересные статьи :: Первая мировая война

1917-й на уроках истории – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Тема революции 1917 года является сложной даже для научного исторического сообщества. Учителя истории также испытывают трудности с преподаванием данной темы: о чем рассказать? что именно выделить в теме причин и последствий? как постараться быть максимально объективным, даже если внутри есть точное разделение на белых и красных?

Мы постарались собрать несколько фактов, последних новостей из мира науки, методические разработки и рекомендации, чтобы этой осенью на уроках истории в вашем классе не произошло новых революций.

Революция 1917 года и ее значимость. Мнение научного сообщества

Великая российская революция – это единый исторический процесс, лишенный внутреннего деления на «хороший Февраль» и «плохой Октябрь». Это национальная трагедия. В случае победы любой из сторон страна была бы разрушена, а народ ввергнут в Гражданскую войну.

На высшем административном и научном уровнях прозвучали призывы ни в коей мере не отмечать столетие революции, так как трагедия праздником являться не может, но деликатно и объективно осветить основные этапы, став выше борьбы сторон.

«1917 год имеет для России сакральное значение. Мы отмечаем столетие не просто Октябрьской революции, но Великой российской революции, таким образом, признавая ее огромное значение и невозможность разделения этого периода отечественной истории».

Анатолий Торкунов, 
член президиума совета Российского исторического общества, 
академик РАН и ректор МГИМО (У) МИД


Празднование 1 мая, площадь Исаакиевского, Санкт-Петербург, 1917 г.

«Это действительно событие, которое изменило ход всей всемирной истории. Более того, есть такое определение, которое я считаю верным, – о том, что XX век в истории человечества был историей России, и именно благодаря и в связи с теми событиями, которые произошли в ней в начале века.

Совершенно теперь очевидно, что революция произошла не по ленинской формуле – как результат деятельности исстрадавшихся, обездоленных войной масс. Последние исследования показали, что потери ВВП России в ходе Первой мировой войны не превосходили потери ее соперников: Австрии и Германии. Объяснить происхождение революции только экономикой нельзя».

Юрий Петров,
член президиума Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук

Встреча на Путиловском заводе в Петрограде во время Революции 1917 года. В феврале 1917 забастовки на заводе стали огнем Февральской революции.

«В советский период в исторической науке было принято рассматривать революционные события 1917 года как последовательную череду революций: сначала Февральская (буржуазно-демократическая), а затем Октябрьская (социалистическая). Однако современная историческая наука трактует эти события как единый революционный процесс, начавшийся в феврале 1917 года.

Это нашло свое отражение в новом историко-культурном стандарте, разработанном Российским историческим обществом в 2014 году и определяющем периодизацию, структуру и содержание курса отечественной истории. Именно этот стандарт лежит в основе всех учебников по истории России, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах России».


Сергей Тырин, кандидат исторических наук, 
директор Центра общественно-научного образования
объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф

»

Уроки по революции и уроки революции. Задача учителя

Задача школьного учителя – не бередить рану (хотя современные школьники не так серьезно относятся к теме, как их родители и бабушки с дедушками), а, напротив, примирить различные группы и позиции. Если у вас в классе произойдет реальное столкновение «красных» и «белых», это негативно отразится на воспитательном и образовательном процессе. Но этот интерес можно использовать и во благо, устроив вполне законные дебаты, разыграв заседания Думы или Временного правительства. Используйте больше интерактива и обязательно давайте ученикам возможность попробовать себя в роли представителей как той, так и другой стороны – отстаивая определенную позицию, они усвоят материал и увидят обе стороны медали.

Общая задача ученых и преподавателей – уйти от жесткого противостояния и показать, что революция называется Великой не потому, что мы каким-то образом оправдываем ее, а потому, что она похожа по своему историческому следу на Великую французскую революцию. Любая революция – это национальная трагедия, а потому тема имеет для школьников еще и национально-патриотическое значение, к которому нужно подойти максимально аккуратно.

Солдаты приносят присягу на верность Октябрьской революции. 1917 год. Солдаты собрались на площади Зимнего дворца. Многие из них совсем недавно поддерживали Временное правительство.

Конкурс методических разработок «100-летие Великой российской революции 1917 года»

В рамках нашего проекта «Страна с великой историей» в течение прошлого учебного года был проведен конкурс для учителей истории 6–11-х классов. Конкурс проводился в двух номинациях: «Материалы для урока» и «Материалы для внеурочной деятельности».

Мы приводим ссылки на некоторые материалы наших победителей:

  1. К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Разговор о прошлом — взгляд из будущего. Классный час для 11 класса. 
  2. На фронтах гражданской войны. Разработка урока и презентация для 10 класса.
  3. 1917 год: исторический выбор. Круглый стол, краткосрочная проектная деятельность для 9 классов в малых группах.
  4. Интеллектуальный турнир по теме «Первая мировая война» для 9-11 классов. Технологическая карта урока, план и презентации.
  5. Первая Мировая война: размышления о войне и человеке. Урок-эмоциональное вовлечение, 11 класс.

Другие материалы вы всегда можете найти в открытом доступе в разделе «Методическая помощь». 

Петроградская городская милиция заменила царскую полицию во время Русской революции 1917. Они были временной организацией, сформированной добровольцами, которые в этом случае захватили бронированную машину.

Источники и литература для проведения уроков и разработки проектов по теме

Мы неоднократно сталкивались с вашими вопросами: а что прочитать, чтобы подготовиться к уроку? выдержки из каких источников давать детям для анализа? Мы обратились к Кириллу Андреевичу Соловьеву, доктору исторических наук, одному из создателей нового историко-культурного стандарта.

  1. Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010.
  2. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. СПб., 2012.
  3. Колоницкий Б. И. Товарищ Керенский: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март – июнь 1917 года). М.: Новое литературное обозрение, 2017.
  4. Критический словарь русской революции. 1914–1921. СПб., 2014.
  5. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / отв. ред. Ю. А. Петров.  М.: Политическая энциклопедия, 2014.
  6. Российская революция 1917 года: власть, общество, культура / отв. ред. Ю. А. Петров: в 2 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
  7. Революция 1917 года глазами современников: в 3 т. М.: Политическая энциклопедия, 2017.

Женский батальон Марии Бочкаревой. Подобные батальоны создавались Временным правительством исключительно из женщин с целью «пристыдить» мужчин, дезертирующих с полей Первой мировой. 

Самые сложные вопросы по теме революции и ответы на них вы сможете найти в пособии «Великая российская революция.

10 вопросов», автор которого Александр Шубин – руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН. Особенность пособия – адаптация последних научных исследований для использования на уроках отечественной истории в общеобразовательной школе.

  • Вопрос 1. Почему произошла революция в 1917 году?
  • Вопрос 2. Февральская революция – это стихийное восстание или хорошо организованный переворот?
  • Вопрос 3. Что такое Великая российская революция? Как это понятие соотносится с Февральской революцией и Октябрьской революцией?
  • Вопрос 4. Был ли Ленин иностранным агентом?
  • Вопрос 5. Почему либералы и социалисты проиграли борьбу за власть в 1917 году?
  • Вопрос 6. Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот?
  • Вопрос 7. Брестский мир – это предательство или необходимость?
  • Вопрос 8. Когда и почему началась Гражданская война?
  • Вопрос 9. Почему победили красные?
  • Вопрос 10. Когда и чем закончилась революция?

Скачать пособие можно ниже. 

Крах мечты либералов. С чего началась Февральская революция

Важный урок революции 1917 года состоял в следующем: если государство пренебрегает социальными правами и благосостоянием граждан, может произойти социальный взрыв.

Низы не хотели

В феврале 1917 года социальные низы Петрограда страдали от нехватки дешёвого продовольствия, особенно хлеба. А военные власти столицы как раз начали наступление на социальные права рабочих военных предприятий. Администрация предприятий решала свои проблемы за счёт работников. Падение производства из-за нехватки топлива, рост издержек из-за инфляции – всё можно переложить на рабочего. Недоплачивать зарплату и увольнять «лишних». 8–9 февраля (по старому стилю) забастовали рабочие Ижорского завода, требовавшие прибавки зарплаты, 16 февраля войска заняли его. Был закрыт Орудийный завод. Трудовой конфликт начался и на знаменитом Путиловском заводе. Сворачивание военного производства из-за нехватки ресурсов создавало социальную бомбу в столице.

Поход к Думе

Усиление волнений «низов» не могло не беспокоить власти. Но действовали они привычными репрессивными методами. Полицейское руководство наивно полагало, что причина рабочих волнений – в подрывной деятельности Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета – легальной организации социал-демократов во главе с Кузьмой Гвоздевым. Группа вместе с левыми депутатами участвовала в подготовке демонстрации к Государственной думе в день ее открытия.

Демонстрацию хотели провести под лозунгом «мирной революции», которая должна совершиться, «не нарушая спокойствие жителей», «не вызывая полицию на насилие». Но само слово «революция» в глазах режима уже было преступлением, и члены Рабочей группы были арестованы 28 января. Социал-демократы, в том числе и члены Рабочей группы, дежурно повторяли свое программное требование о свержении самодержавия, но на день открытия Думы планировали демонстрацию «к Таврическому дворцу, чтобы там заявить основные требования рабочего класса и демократии».

Арест Рабочей группы не мог остановить деятельность социалистов. В день открытия Думы 14 февраля они провели демонстрацию, которую разогнала полиция. До Думы дошло около 500 человек. Зато в этот день бастовали предприятия, на которых было занято более 70 тысяч человек. Рабочие митинговали преимущественно около них, не собираясь прорываться к Думе. После событий 14 февраля наступило затишье. Революция была ещё впереди.

Локаут на Путиловском

18 февраля 1917 года началась экономическая стачка на Путиловском заводе, которая в связи с увольнениями забастовщиков к 21 февраля охватила всё предприятие. Забастовщики избрали стачечный комитет, в который вошли большевики, анархисты, левые меньшевики и левые эсеры. Эти «низовые» социалисты и стали позже «заводилами» событий 23 февраля. 22 февраля, несмотря на то, что в переговорах со стачечниками наметился прогресс, администрация приняла решение об увольнении почти всего коллектива завода. Заводское начальство вовсе не хотело устроить в столице беспорядки. Просто производство работало неритмично, и зачем тогда рабочим платить?

В столице возникла критическая масса недовольных рабочих, которым было нечего терять. В тот же день делегация путиловцев явилась к депутату-трудовику Александру Керенскому и заявила ему, что рабочие готовы к выступлению и «слагают с себя ответственность за могущие произойти последствия». Вопрос обсуждался в Думе, она даже приняла формулировку Керенского об отмене локаута. Но этот вопрос лежал вне компетенции депутатов. Керенский и меньшевик Николай Чхеидзе выступили в этой ситуации в роли народных заступников, но никак не организаторов событий. По справедливому замечанию другого меньшевика, Николая Суханова, «ни одна партия не готовилась к великому перевороту. Все мечтали, раздумывали, предчувствовали, ощущали».

С праздником, дорогие женщины

Мечта о революции была абстрактной, но революционные партии не забывали о дежурных «красных датах» календаря. 23 февраля 1917 года по юлианскому календарю (8 марта – по грегорианскому) был Международный женский день. Большевики решили приурочить к этой дате стачку и провести митинги на тему «Война, дороговизна и положение работниц». Эта идея вызвала столь энергичный отклик, что Выборгский комитет даже решил отложить стачку, так как повод слишком мал для развертывания широкого движения. Однако Петербургский комитет и Русское бюро РСДРП(б) не принимало решения об отмене, тем более, что в подготовке празднования принимали участие не только большевики, но и другие левые организации.

Междурайонный комитет РСДРП с помощью подпольной группы эсеров напечатал листовки к женскому дню. В них писалось: «Сотни тысяч рабочих убивают они на фронте и получают за это деньги. А в тылу заводчики и фабриканты под предлогом войны хотят обратить рабочих в своих крепостных. Страшная дороговизна растёт во всех городах, голод стучится во все окна». И выводы: «Долой самодержавие! Да здравствует Революция! Да здравствует Временное Революционное Правительство! Долой войну! Да здравствует Демократическая Республика!» Эти лозунги нашли отклик в раздраженных массах. Идеология этого документа бесконечно далека от верхушечного заговора элиты. Революция начиналась совсем не так, как мечталось либералам.

Злоба дня

В напряжённой социальной обстановке не нужно больших ресурсов, чтобы организовать волну уличных выступлений. Достаточно бросить в народ удачные лозунги «на злобу дня», объясняющие, кто виноват и что делать, и собрать критическую массу митингующих. Тогда она станет обрастать народом сама собой. Люди подходят к митингу, поддерживают лозунги и становятся демонстрантами, собравшийся народ ощущает свою силу и эмоциональный подъём. Именно это произошло в феврале 1917-го, когда небольшая группа социалистов дала старт цепной реакции в Петрограде. Остановить её мог только страх перед репрессиями. Но возмущение населения было сильнее страха.

23 февраля небольшие демонстрации работниц-социалисток быстро вливались потоки женщин, стоявших в «хвостах». Работницы «снимали с работы» работников в «свой праздник». На Выборгской стороне полиция не могла разогнать толпу в несколько десятков тысяч человек в районе Сампсоньевского проспекта. Рабочие поколотили полицейских в районе Финляндского вокзала, у Механического завода, на Нижегородской улице. Работницы Невской текстильной мануфактуры «сняли» с работы тружеников фабрики «Новый Лесснер». К рабочим присоединились студенты.

Одновременно тысячи людей выходили на Нарвский тракт, в том числе с красными флагами – здесь ведь жили уволенные путиловцы. Огромные демонстрации, обрастая по дороге всё новыми и новыми толпами, двинулись к центру города. Так началась Февральская революция – первый этап Великой российской революции.

Украина в огне революции 1917 года

Сто лет назад серия потрясений в Российской империи положила конец правлению царей и открыла новую эру коммунизма.

Украинская Народная Республика, провозглашенная Центральной Радой в ноябре в ответ на большевистский переворот в Петрограде, сумела противостоять аналогичному большевистскому перевороту в Киеве. Впоследствии в январе 1918 года Центральная Рада провозгласила политическую независимость государства, разорвав его оставшиеся связи с большевистской Россией.

Независимая государственность Украины, атакованная коммунистическим режимом в Москве, просуществовала недолго, и вскоре государство было захвачено большевиками, провозгласившими создание собственной республики под контролем Москвы и в конечном итоге в составе Советского Союза.

Сейчас, столетие спустя, стремление Украины к независимости и самоопределению вновь подвергается испытаниям. Оранжевая революция, Евромайдан и непрекращающаяся битва с Россией за восточные регионы подчеркивают решимость людей отказаться от подчинения России и принять собственное видение Украины. Как пишет Сергей Плохий в своей книге Затерянное царство, наследие XIX17 событий все еще продолжается: «Джин независимости был теперь выпущен из имперской бутылки, и никакая сила на земле не могла остановить его».

Чтобы отметить этот поворотный момент в истории Украины, Украинский исследовательский институт Гарвардского университета (HURI) организовал серию мероприятий, посвященных революции и ее последствиям. Помимо нашей серии ряд мероприятий в Гарварде посвящен революциям 1917 года в Российской империи и за ее пределами. В Дэвис-центре пройдут несколько бесед и конференция, посвященная русской революции (которая была организована, в частности, Сергеем Плохием, и включает в себя беседы по Украине). Тем, кому интересна наша Украина в пламени 19-гоСерия 17 Revolution также может захотеть найти эти события.

Показ и обсуждение фильма «Арсенал: Украинская революция в образе контрреволюционера»

Юрий Шевчук, преподаватель кафедры славянских языков Колумбийского университета
18 октября, 18:00-20:00, ЦГИС S-020

Целью «Арсенала» было прославить и прославить большевистскую оккупацию Украины, представить ее как волю украинского пролетариата и историческую неизбежность. Внешне фильм выполнял эту задачу, но при ближайшем рассмотрении его посыл часто подрывал легитимность «революционного завоевания» Украины, ставя вопрос о том, стоила ли большевистская победа тех ужасных и огромных страданий, которые она причинила народу. Как метко отмечает Джордж Либер, «если фильм с энтузиазмом поддерживает большевистскую точку зрения, его подтекст ставит под сомнение мораль большевистской революционной жестокости».

Представляя в одной сцене украинского националиста бесхребетным и парализованным, а его противника-большевика — хладнокровно безжалостным, Довженко тревожно предвидит кремлевскую геноцидную жестокость Голодомора, который обрушится на Украину через два года после выхода фильма.

Читайте вопросы и ответы об этом фильме с Юрием Шевчуком здесь.

Переосмысление Голодомора: большевистская революция и украинский голод

Энн Эпплбаум, журналист и автор, лауреат Пулитцеровской премии
23 октября, 16:15-18:00, ЦГИС S-020

Лауреат Пулитцеровской премии писатель Энн Эпплбаум обсуждает разоблачения своей последней книги «Красный голод: война Сталина с Украиной». Хотя Голодомора не было более десяти лет после событий 1917 года, Эпплбаум утверждает, что угроза украинского национализма побудила Сталина «[использовать] катастрофу [неудачи коллективизации], чтобы избавиться от политической проблемы.

Эпплбаум пишет: «Ни неурожай, ни плохая погода не вызвали голода в Украине. Хотя хаос коллективизации способствовал созданию условий, приведших к голоду, большое количество смертей в Украине между 1932 и 1934 г., и особенно всплеск весной 1933 г., также не были вызваны непосредственно коллективизацией. Голод был результатом, скорее, насильственного изъятия пищи из домов людей; блокпосты, которые мешали крестьянам искать работу или еду; суровые правила черных списков, наложенные на фермы и деревни; ограничения на бартер и торговлю; и злобная пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы убедить украинцев равнодушно смотреть, как их соседи умирают от голода». Подробнее о выступлении читайте здесь. Это мероприятие проводится при поддержке Фонда журналистики Нимана Гарвардского университета.

1918: Украинское государство и русская контрреволюция

Михаил Акулов, стипендиат Михайчука 2017 г., HURI
30 октября, 16:15-18:00, CGIS S-020

В современной украинской историографии гетман Павел Скоропадский рассматривается как один из поборников национального дела. Тем не менее, пока гетман был у власти, официальные заботы об украинской государственности часто были омрачены остротой продолжающейся борьбы с большевизмом и, что более важно, видениями восстановления порядка после окончания этой борьбы. Планы на будущее, далекие от того, чтобы иметь Украину в качестве основного субъекта, — прямо обсуждавшиеся в декларациях гетмана или имплицитно присутствующие в различных постановлениях его администрации, — в основном говорили о России, восстановленной и объединенной.

Дискурс имперской России свободно смешивался с националистической украинской повесткой дня до самого конца правления режима, когда судьбоносное решение Скоропадского встать на сторону зарождающегося антибольшевистского белого движения спровоцировало антигетманское восстание, приведшее к его стремительному падению.

Переосмысление революции 1917 года

Андреа Грациози, профессор истории Неаполитанского университета им. Федерико II; Юрисконсульт, HURI
6 ноября, 16:15–18:00, CGIS S-020

Андреа Грациози расскажет о многих 1917-х, стоящих за традиционными парами «февраль против октября» и «красные против белых». На самом деле «Октябрьский» даже в самой России был множественным, петербургский отличался от московского или сибирского. Прежде всего, было много Октябрей с разными значениями и игроками на Украине, в Средней Азии, на Кавказе или на западных окраинах Российской империи. И оно по-разному виделось и жилось в городах, в деревне или в окопах, среди рабочих, крестьян, кочевников, солдат или интеллигенции.

Эти множественные 1917-е сразу же присутствовали в умах и трудах современников, и они продолжали жить, расти и различаться в последующие десятилетия как внутри академических кругов, так и за их пределами, в основных политических, интеллектуальных и историографических интерпретациях.

После 1991 года это многообразие также открыто сказалось и на наследии 1917 года. Обсуждение последних внутри государств-правопреемников, их отношений с «Западом» и Европой в частности, а также в Индии или Китае завершит беседу.

Февральская революция 1917 года

Поиск.. .

Февральская революция 1917 года

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Финская революция — это гордая глава в истории международного рабочего класса. Трагически, несмотря на огромную энергию, затраченную массами, их вожди колебались и предали революцию. Силы контрреволюции развязали кровавую баню, которая физически уничтожила цвет рабочего класса, способствуя окружению и изоляции русской революции.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Федор Федорович Раскольников был ключевым большевистским активистом и главным организатором Кронштадтских матросов, сыгравших решающую роль в захвате власти большевиками. В этих замечательных воспоминаниях, охватывающих период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 Раскольников из первых рук рассказывает о том, как большевики строили свои силы на флоте, описывает неудачи июльских дней (во время которых он вместе с Троцким был заключен в тюрьму Временным правительством Керенского) и рисует яркую картину Октябрьское восстание и его непосредственные последствия.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Сто лет назад Лев Троцкий, великий русский революционер и лидер Октябрьской революции 1917 года, покинул концлагерь Амхерст в Новой Шотландии, где он находился под стражей почти месяц. История о том времени, которое Троцкий провел в Канаде, хотя и не так хорошо известна, является очень интересным эпизодом на пути Троцкого в революционную Россию, где он помог русскому рабочему классу прийти к власти позже в том же году.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Когда в начале 1917 года вспыхнула русская революция, Владимир Ильич Ульянов, более известный как Ленин, лидер большевистской фракции РСДРП, был сослан в Цюрих, Швейцария. Когда поступили первые сообщения об этих чрезвычайных событиях, волнение Ленина смешалось с раздражением, что он сам был отделен от них тысячами миль. «Я вне себя от того, что не могу поехать в Скандинавию!!» — горько жаловался он в письме своей подруге Инессе Арманд. «Я не прощу себе, что не рискнул отправиться в путешествие в 1915!»

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO
г.

Февральская революция: 23 февраля -го начинается революция, когда забастовки и протесты в Петрограде перерастают в массовое движение с участием сотен тысяч рабочих; в течение 5 дней свергнута ненавистная и, казалось бы, всемогущая Царская Монархия.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В первой части нашего видеодневника «Русская революция» Алан Вудс исследует события Февральской революции, когда массы вышли на историческую сцену, чтобы свергнуть ненавистную царскую монархию.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Утром 30 декабря 1916 года петроградцы проснулись от известия о том, что печально известный священник Григорий Распутин был убит ядом. Распутин был шарлатаном, пьяницей и серийным бабником жен и дочерей высшего сословия, но, что наиболее важно, он был ближайшим советником царской четы.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Первая мировая война становилась катастрофой для России. С передовой приходили известия о поражении за поражением. Развал экономики привел к нехватке хлеба. Толпы полуголодных и отчаявшихся женщин стояли в очередях у магазинов за хлебом, который так и не был доставлен. Но в верхах российского общества дела обстояли совсем иначе.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

О том, что Ленин приехал в Петербург и выступал против войны и против Временного правительства на рабочих собраниях, я узнал из американских газет в Амхерсте, концентрационном лагере для немецких военнопленных в Канаде. Интернированные немецкие моряки сразу же заинтересовались Лениным, имя которого они впервые встретили в сводках новостей. Все они были людьми, жадно ожидавшими окончания войны; это открыло бы им ворота этого лагеря для военнопленных. Они с величайшим вниманием прислушивались к каждому голосу, поднятому против войны. До этого времени они знали о Либкнехте. Но им снова и снова говорили, что Либкнехт был платным агентом Антанты. Теперь они узнали о Ленине. Они узнали от меня о Циммервальде и Кинтале. Антивоенные речи Ленина привлекли многих из них к Либкнехту.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

«Каждый рабочий имел смутное представление, что в этих серых шинелях солдатские сердца бились в такт его желаниям. Задача пролетариата на 1917 год состояла в том, чтобы вовлечь армию в революционный фронт против царя, помещиков , буржуазия и война».

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Сборник ключевых произведений Льва Троцкого, написанных в период с 1904 по конец апреля 1917 года, о характере и задачах русской революции.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Речи В. И. Ленина на Первом Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, 16 июня — 7 июля (3 — 24 июня) 1917 г.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

На заседании Государственной Думы 3 марта 1916 г. М. Милюков ответил на критику слева так: «Я не знаю наверняка, ведет ли нас правительство к поражению, — но я знаю, что революция в России несомненно приведет нас к поражению, и поэтому наши враги имеют все основания жаждать ее.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Написано между 8 и 13 (21 и 26) апреля 1917 г.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Краткая заметка Ленина о бланизме, написанная в начале 1917 года.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Вопрос, представляющий сейчас главный интерес для правительств и народов мира, состоит в том, каково будет влияние русской революции на войну? Приблизит ли это мир? Или революционный энтузиазм народа склонится к более энергичному ведению войны?

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Это письмо было написано в середине марта, когда Ленин готовился к поездке в Россию. В нем он призвал русских военнопленных в Германии и Австрии вернуться в Россию, чтобы поддержать революцию против господствующих классов.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *