Большая Ретра | это… Что такое Большая Ретра?
Механизм действия Большой Ретры
Большая Ретра (греч. Μεγάλη Ῥήτρα — буквально Большое Постановление) — устно провозглашенная Конституция древней Спарты, предложенная законодателем 8 века до н. э. Ликургом.
Большая Ретра представляет собой один из двух наиболее значительных органов классической греческой прямой демократии, другим была Экклесия в Афинах. В обоих случаях главной целью было ограничение привилегий и обеспечение равных прав всем гражданам полиса. Вместе с тем спартанский механизм дополнительно ограничивался необходимостью для принятия важного решения получить согласие герусии, эфората и царей.
История
Согласно преданию, который передает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», вдохновило Ликурга пророчество дельфийского оракула, который так ответил[1]:
Выстрой храм Зевсу-Гелланию и Афине-Геллании, раздели народ на филы и оби, установи Совет из тридцати членов, вместе с вождями, и пусть время от времени народ собирается между Бабик и Кнакионом. |
Хотя сам Плутарх далее добавляет, что «Ретрой» Ликург назвал свои постановления для того, чтобы убедить всех граждан, что они даны оракулом и представляют не что иное, как его ответы на вопросы Ликурга[2].
В середине VII века до н. э. Полидор и Теопомп внесли дополнения в первоначальную Ретру и даже убедили граждан, что так приказал оракул. Это дополнение позволяло распускать Собрание в случае, если они не утверждали решения, объявили их вредными, приносящими вред и искажающими предложения[1].
Основные принципы
Законы Ликурга не были писаными. Он считал, что все необходимое, важное для счастья и нравственного совершенства граждан, должно было войти в их нравы и образ жизни, чтобы остаться в них навсегда, сжиться с ними[2].
Одна из «ретр» Ликурга запрещала иметь письменные законы, другая была направлена против роскоши. Крыша в каждом доме могла быть сделана только одним топором, двери — одной пилой, пользоваться другими инструментами запрещалось. Плутарх объясняет, что каждый должен стремиться к тому, чтобы между его домом и кроватью, затем между кроватью и платьем, платьем и остальными предметами обстановки и хозяйством было соответствие друг другу.
Известна также третья «ретра» Ликурга, где он запрещает вести войну с одними и теми же врагами, поскольку враг, который привык сопротивляться, может и сам стать воинственным. Позже именно за это осуждали царя Агесилая II, который своими частыми, неоднократными вторжениями и походами в Беотию собственно и сделал фиванцев достойными противниками Спарты. Поэтому, видя его раненым, Анталкид сказал: «Фиванцы прекрасно платят тебе за уроки. Они не хотели и не умели воевать, но ты их выучил!».
Примечания
- ↑ 1 2 Плутарх. Ликург и Нума Помпилий VI.
- ↑ 1 2 Плутарх.
Ликург и Нума Помпилий XIII.
Читать «Ретры Ликурга» — Деревянко Михаил — Страница 6
Закончив дела, Ликург послал Ираклия за Еленой и спешно направился в пещеру, где назначил встречу. Елена не заставила себя долго ждать и, прильнув к Ликургу, с тревогой спросила: – Что стряслось? Ликург в растерянности отвел глаза. А что сказать? Как ни крути, а получается, он предал Елену. Он дал слово взять в жены Горгу. Он скрыл от всех, что втайне заключил брачный союз с Еленой. Он не посоветовался и ни о чём не предупредил возлюбленную. И кто он после этого? Да, обстоятельства вынуждали так поступить и не позволяли медлить, но разве это снимает с него вину? Разве Елене от этого легче? Елена видела подавленное состояние Ликурга и не торопила его, понимая насколько ему тяжело. Она с тревогой слушала, как учащенно бьётся его сердце, и с трепетом ожидала страшного признания. – Я подлец! – вскрикнул Ликург. – Не оскорбляй моего любимого человека, – улыбнулась Елена. – Кого? – вытаращил глаза спартанец. – Тебя. Оба непроизвольно рассмеялись. Ликурга отпустило, и он, как на духу, подробно рассказал о событиях минувшей ночи. Елена не могла поверить своим ушам: – Неужели Горга способна на такое? – Не знаю: сказать – одно, а сделать – совсем другое. – Мы отвечаем за свои слова также, как и за поступки. – Вот именно! – в отчаянии воскликнул Ликург и поник головой: – А я солгал. Елена обняла возлюбленного: – Не кори себя. – Как! Ты не осуждаешь меня? – Ни в коем случае: ты принял единственно верное решение. – Ты так считаешь? – всё ещё не мог поверить Ликург. – Если бы ты не пообещал Горге жениться на ней, то был бы уже мёртв, как Эвном и Полидект. А если бы согласился вытравить плод, то вдова тут же обвинила бы тебя в том, что ты заставил её это сделать. – Я? – А кто же еще? Не может же мать по своей воле загубить собственное чадо. Как ты думаешь, кому поверят, тебе или Горге? – Я бы поверил матери, – честно признался Ликург. – Вот видишь, ты чудом спасся, ты проскользнул между Сциллой и Харибдой. Ты продлил свою жизнь до рождения царя. – Ты говоришь так, будто меня можно зарезать, как жертвенного ягненка. Ты думаешь, я не смогу защититься от беременной женщины? – Наивный, всем заправляет Леонид, брат Горги. Она лишь послушно выполняет его волю. Он спит и видит себя на троне. – Откуда ты знаешь? – удивленно вскинул брови Ликург. – Я тоже зря времени не теряла, – задорно подмигнула ему Елена и уже серьёзно добавила: – Леонид набрал целую армию отъявленных головорезов, ходит по Спарте, словно герой, и сеет смуту между царскими родами, между богатыми и бедными, между дорийцами и ахейцами. – А вот это я ему не позволю! – вскочил Ликург. – Я пока ещё царь и к тому же живой! – О – хо – хо! – издала Елена боевой клич, потрясая воображаемым копьем. – Славная будет заварушка! Горны трубят охоту! Ликург принял величественную позу и торжественно провозгласил: – Отныне дети будут принадлежать не родителям, а Спарте. – Разве в Спарте есть такой совет? – Будет! – Вот теперь я вижу настоящего царя, – захлопала в ладоши Елена. – Иди и исполняй волю Зевса! Слегка обалдевший Ликург послушно повернулся и направился к выходу. – Нет, постой! Вначале ты исполнишь волю Афродиты. Ликург резко повернулся и сбивчиво забормотал: – Ты готова… ты простила… после всего… – Я выжму из тебя всё до последней капли, – освобождаясь от пепелоса, гордо заявила Елена, – ты не то что не сможешь – ты не станешь смотреть на Горгу как на женщину. – Ликург! – раздался снаружи гортанный крик. – Кто это? – с тревогой спросила Елена. – Ираклий, я узнал его голос. – Мог бы и постучаться, – пошутила спартанка. – Тогда бы я его не узнал, – глубокомысленно произнес Ликург. – Звать голосом – хороший обычай. Надо ввести его в Спарте. Когда стучат, не понять, друг пришёл или враг. Елена с сожалением накинула одежды: – Ступай, тебя ждут великие дела. – Дела никуда не денутся, – с игривой улыбкой произнес Ликург, приближаясь к суженой. – Нет, я не смогу, – мягко остановила его Елена. – У меня на душе не спокойно: вдруг что-то случилось. Большая ретра Власть в Спарте принадлежит народу. В Спарте с приходом воинственных дорийцев исчезло спокойствие. Ахейцы, испокон жившие здесь, не смогли противостоять нашествию, но сумели договориться с завоевателями. Они отдали дорийцам часть земель, сохранив богатство и власть. К несчастью, дорийцы были воинами, а не земледельцами. Они не хотели и не умели вести хозяйство, выращивать ячмень и виноград. Они занялись не своим делом и прогорели. Вскоре земли вновь оказались в руках ахейской элиты. Обездоленные, погрязшие в долгах, но вооруженные до зубов дорийцы требовали нового земельного передела. Царские династии стремились использовать их недовольство для ослабления друг друга, что привело к хаосу. Власть была бессильна, в стране правили сила и произвол. Стремясь укрепить собственную власть, цари, угождая толпе, стремительно её теряли. В таком состоянии находилась страна, когда Ликург приступил к правлению. Что он мог сделать, не имея ни опыта, ни денег, ни поддержки со стороны дорийцев, склонных служить тому, кто больше платит? Елена и Диодора – вот все его союзники. Он пока не мог довериться даже матери. Она, безусловно, хотела видеть его царем и могла быть против рождения Горгой наследника. С грустными мыслями въезжал Ликург в Спарту. Навстречу шла Пифия, жрица Дельфийского оракула, как часто называли Аполлона. Ликург почтенно приветствовал служительницу бога, облаченную в нисходящий до босых ног хитон. – Ищешь союзников? – вместо приветствия спросила Пифия. Ликург вздрогнул от неожиданности: – Откуда ты знаешь? – Возьми в союзники Аполлона – он всё знает и всё может. – Разве я достоин просить Феба об этом? – горько усмехнулся Ликург. – А ты попробуй – не случайно же я тебя встретила. – Ничего случайного не бывает, – согласился Ликург, – но у меня для Аполлона не найдется и достойных даров. – Думаешь, бессмертным нужны приношения смертных? – покачала головой жрица. – А что же? – Богам нужно, чтобы люди были достойны их. К чему им дары тех, кто изменяет себе и богам? Ликург почтительно поклонился: – Спасибо тебе, мудрая жрица: я немедля отправлюсь в Дельфы. Спартанец развернул коня и поскакал в главное святилище греков, приказав Ираклию собрать дары Аполлону и поспешать следом. У древних слово редко расходилось с делом. Дельфы – главное святилище не только греков, но и всего Средиземноморья. По древнему преданию, его основал сын Зевса Аполлон. Название святилища произошло от слова «дельфин», превратившись в которого Феб спас от бури корабль с Крита, указав путь в тихую гавань у подножия Парнаса. Моряки и стали первыми жрецами святилища, расположенного в узкой долине между красными и зелеными отвесными скалами. В глубине переливалось на солнце безбрежное море, а вершины гор сверкали белоснежной чистотой. Эхо в долине неимоверно усиливало и многократно повторяло каждое слово, каждый звук, разнося их громоподобными раскатами и приводя смертных в благоговейное состояние. |
Ликург – Великая Ретра
Прочитайте чтение Бакли «Ликурганские реформы и возвышение Спарты в IX и VI веках», делая заметки о ранней Спарте, мессенских войнах и Ликурге.
Мы будем рассматривать отрывки из Плутарха на протяжении всего курса, но вот ссылка на полный текст Плутарха. Помните, однако, о проблемах надежности с Плутархом — он использовал другие древние источники (некоторые из которых сейчас утеряны), устные традиции и сам говорит, что существуют противоречивые сведения о Ликурге и его жизни. Используйте это руководство, чтобы помочь вам с текстом. guide_to_reading_plutarch
Современные историки:
В свете противоречивых мнений о Ликурге, которых придерживались писатели до 400 г. до н.э., ведутся споры о том, был ли он реальным человеком или мифом. Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли Ликург реальным человеком или серией инициатив, которые со временем произвели революцию в Спарте. Среди тех, кто утверждает, что он был реальной личностью, также есть предположения о том, когда он мог жить, с датами в диапазоне от 9 9017 до 7 9.0017-й век до н.э. Большинство ученых сегодня поддерживают идею о том, что Ликург был серией революционных изменений в спартанской жизни, которые произошли с течением времени.
«..Можно с уверенностью сказать, что ни одно утверждение в повествовании (Плутарха) не может быть принято с уверенностью, и что даже само существование Ликурга подвергается сильному сомнению… но баланс вероятности на стороне что Ликург действительно жил и работал на благо Спарты». Michell , H. (Спарта, CUP, Лондон, 1952)
«Вероятно, он был примитивным местным богом со святыней Еврота, который был усыновлен спартанскими гоплитами». Fitzhardinge , LF (The Spartans, Thames and Hudson, 1980)
«Если и существовал настоящий Ликург, мы ничего о нем не знаем». Эндрюс , A (Греческое общество, Penguin, 1979)
«Величайшее, что сделал Ликург, если такой человек существовал, — это определил то, что уже существовало, и установил свод правил впервые в истории Спарты. Forrest , W.G (История Спарты, Дакворт, Лондон, 1980)
Великая ритра:
Реформы, предположительно введенные Lycurgus, были в форме великого Rhetra Скорее 7 й век до н.э. Ретра — это декларация , отражающая устную традицию спартанцев и их законы, основанные на оракулах . Плутарх говорит, что Великая Ретра была высказыванием Дельфийского Оракула, принесенного в Спарту законодателем Ликургом.
Как и в случае с Ликургом, есть проблемы с исторической интерпретацией Великого Ретра ; если Ликург представил его, то его нужно было сохранить в устной форме на протяжении веков, потому что письменность в Спарте не была широко распространена. Есть также вопрос о Дельфийском Оракуле: когда он стал настолько влиятельным, что его высказывания стали законом?
Как и у Ликурга, древняя информация о Ретре также противоречива. Тиртей (поэт Спарты 7 -го -го века) говорит, что два царя Спарты посоветовались с Дельфийским Оракулом и вернули Великого Ретра . Ученые считают, что этими двумя царями могли быть Полидор и Феопомп.
Каким бы ни было происхождение Великой Ретры , это важно, потому что именно основа Спартанской конституции назначала двух королей вместо одного и ограничивала их власть, а Великая Ретра была особенно озабочена установлением Герусия.
Предыдущие вопросы HSC
(а) Что такое Великая Ретра? (2 балла)
(б) Кем был Ликург? (2 балла)
(d) Со ссылкой на Источник 14 и другие источники объясните значение реформ Ликурга для спартанского общества. (12 баллов)
Ликург, давший им законы, которым они подчиняются и которым они обязаны своим процветанием, я с удивлением рассматриваю; и думаю, что он достиг предельного предела мудрости. Ибо не подражая другим государствам, а изобретая систему, совершенно отличную от системы большинства других, он сделал свою страну исключительно процветающей.
Источник 14: Ксенофонт, Конституция лакедемонян, 2
Ликург PPT Ликург, Великая Ретра
Нравится:
Нравится Загрузка…
ВЕЛИКАЯ РЕТРА
ВЕЛИКАЯ РЕТРАВЕЛИКАЯ РЕТРА
Плутарх, Жизнь Ликурга Спарты 6:
Ликург так стремился к установлению этой формы правления, что получил об этом оракул из Дельф, который они называют «ритрой».И вот как это работает:
Когда ты построил храм Зевсу Силланиусу и Афине Силлания, разделил людей на филаев и разделил их на «обаев», и установил Герусию из тридцати, включая Архагетов, тогда время от времени «аппеллазин» между Бабикой и Кнакион, и там ввести и отменить меры; но Демос должен иметь решение и власть.
В этих пунктах филай и обай относятся к подразделениям и распределениям людей на части, одни из которых именуются кланами, а другие — обеями. Под Archagetai подразумеваются цари, а appellazein означает «собирать» народ, и что начало и причина конституции были пифийскими. Бабика теперь зовется Кеймаррос, а Кнакион Ойней; но Аристотель говорит, что Кнакион — это река, а Бабика — мост. Между ними они проводили свои собрания, не имея для этого ни залов, ни каких-либо других построек. Ибо так Ликург думал, что хороший совет (eubouleia ) не поощрялась, а скорее обескураживалась, так как серьезные цели собрания казались глупыми и тщетными из-за суетных мыслей, когда они созерцали статуи и картины, или сценические украшения («авансцены театров»), или экстравагантно украшенные крыши Булевтерии. Когда толпа была собрана таким образом, никому из них не было позволено сделать предложение, но предложение, представленное им геронтами и царями, могло быть принято или отклонено Демосом. Позднее, однако, когда Демос путем прибавлений и вычитаний извратил и исказил смысл движений, изложенных перед ними, цари Полидор и Феопомп вставили в Ретру следующий пункт: Но если Демос сделает плохой выбор, Геронты и цари станут «отступниками» То есть они должны не ратифицировать голосование, а распустить и распустить Собрание на том основании, что оно извращает и изменяет предложение, противоречащее наилучшим интересам государства. И они действительно смогли убедить город в том, что это добавление к Ретре было разрешено Богом, как вспоминает Тиртей в этих стихах:
Мандат Феба Аполлона, который они принесли из Пифона
Озвучивая волю Бога, и его слова не были неисполнены:
Власть в буле и божественные почести принадлежат королям
Под чьей опекой был поставлен очаровательный город Спарты;
За ними следуют геронты, а затем идут люди из народа
должным образом подтверждая прямые rhetrai.