Большая Ретра | это… Что такое Большая Ретра?
Механизм действия Большой Ретры
Большая Ретра (греч. Μεγάλη Ῥήτρα — буквально Большое Постановление) — устно провозглашенная Конституция древней Спарты, предложенная законодателем 8 века до н. э. Ликургом.
Большая Ретра представляет собой один из двух наиболее значительных органов классической греческой прямой демократии, другим была Экклесия в Афинах. В обоих случаях главной целью было ограничение привилегий и обеспечение равных прав всем гражданам полиса. Вместе с тем спартанский механизм дополнительно ограничивался необходимостью для принятия важного решения получить согласие герусии, эфората и царей.
История
Согласно преданию, который передает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», вдохновило Ликурга пророчество дельфийского оракула, который так ответил[1]:
Выстрой храм Зевсу-Гелланию и Афине-Геллании, раздели народ на филы и оби, установи Совет из тридцати членов, вместе с вождями, и пусть время от времени народ собирается между Бабик и Кнакионом. |
Хотя сам Плутарх далее добавляет, что «Ретрой» Ликург назвал свои постановления для того, чтобы убедить всех граждан, что они даны оракулом и представляют не что иное, как его ответы на вопросы Ликурга[2].
В середине VII века до н. э. Полидор и Теопомп внесли дополнения в первоначальную Ретру и даже убедили граждан, что так приказал оракул. Это дополнение позволяло распускать Собрание в случае, если они не утверждали решения, объявили их вредными, приносящими вред и искажающими предложения[1].
Основные принципы
Законы Ликурга не были писаными. Он считал, что все необходимое, важное для счастья и нравственного совершенства граждан, должно было войти в их нравы и образ жизни, чтобы остаться в них навсегда, сжиться с ними[2].
Одна из «ретр» Ликурга запрещала иметь письменные законы, другая была направлена против роскоши. Крыша в каждом доме могла быть сделана только одним топором, двери — одной пилой, пользоваться другими инструментами запрещалось. Плутарх объясняет, что каждый должен стремиться к тому, чтобы между его домом и кроватью, затем между кроватью и платьем, платьем и остальными предметами обстановки и хозяйством было соответствие друг другу.
Известна также третья «ретра» Ликурга, где он запрещает вести войну с одними и теми же врагами, поскольку враг, который привык сопротивляться, может и сам стать воинственным. Позже именно за это осуждали царя Агесилая II, который своими частыми, неоднократными вторжениями и походами в Беотию собственно и сделал фиванцев достойными противниками Спарты. Поэтому, видя его раненым, Анталкид сказал: «Фиванцы прекрасно платят тебе за уроки. Они не хотели и не умели воевать, но ты их выучил!».
Примечания
- ↑ 1 2 Плутарх. Ликург и Нума Помпилий VI.
- ↑ 1 2 Плутарх. Ликург и Нума Помпилий XIII.
Закончив дела, Ликург послал Ираклия за Еленой и спешно направился в пещеру, где назначил встречу. Елена не заставила себя долго ждать и, прильнув к Ликургу, с тревогой спросила: – Что стряслось? Ликург в растерянности отвел глаза. А что сказать? Как ни крути, а получается, он предал Елену. Он дал слово взять в жены Горгу. Он скрыл от всех, что втайне заключил брачный союз с Еленой. Он не посоветовался и ни о чём не предупредил возлюбленную. И кто он после этого? Да, обстоятельства вынуждали так поступить и не позволяли медлить, но разве это снимает с него вину? Разве Елене от этого легче? Елена видела подавленное состояние Ликурга и не торопила его, понимая насколько ему тяжело. Она с тревогой слушала, как учащенно бьётся его сердце, и с трепетом ожидала страшного признания. – Я подлец! – вскрикнул Ликург. – Не оскорбляй моего любимого человека, – улыбнулась Елена. – Кого? – вытаращил глаза спартанец. – Тебя. Оба непроизвольно рассмеялись. Ликурга отпустило, и он, как на духу, подробно рассказал о событиях минувшей ночи. Елена не могла поверить своим ушам: – Неужели Горга способна на такое? – Не знаю: сказать – одно, а сделать – совсем другое. – Мы отвечаем за свои слова также, как и за поступки. – Вот именно! – в отчаянии воскликнул Ликург и поник головой: – А я солгал. Елена обняла возлюбленного: – Не кори себя. – Как! Ты не осуждаешь меня? – Ни в коем случае: ты принял единственно верное решение. – Ты так считаешь? – всё ещё не мог поверить Ликург. – Если бы ты не пообещал Горге жениться на ней, то был бы уже мёртв, как Эвном и Полидект. А если бы согласился вытравить плод, то вдова тут же обвинила бы тебя в том, что ты заставил её это сделать. – Я? – А кто же еще? Не может же мать по своей воле загубить собственное чадо. Как ты думаешь, кому поверят, тебе или Горге? – Я бы поверил матери, – честно признался Ликург. – Вот видишь, ты чудом спасся, ты проскользнул между Сциллой и Харибдой. Ты продлил свою жизнь до рождения царя. – Ты говоришь так, будто меня можно зарезать, как жертвенного ягненка. Ты думаешь, я не смогу защититься от беременной женщины? – Наивный, всем заправляет Леонид, брат Горги. Она лишь послушно выполняет его волю. Он спит и видит себя на троне. – Откуда ты знаешь? – удивленно вскинул брови Ликург. – Я тоже зря времени не теряла, – задорно подмигнула ему Елена и уже серьёзно добавила: – Леонид набрал целую армию отъявленных головорезов, ходит по Спарте, словно герой, и сеет смуту между царскими родами, между богатыми и бедными, между дорийцами и ахейцами. – А вот это я ему не позволю! – вскочил Ликург. – Я пока ещё царь и к тому же живой! – О – хо – хо! – издала Елена боевой клич, потрясая воображаемым копьем. – Славная будет заварушка! Горны трубят охоту! Ликург принял величественную позу и торжественно провозгласил: – Отныне дети будут принадлежать не родителям, а Спарте. Их жизнь и судьбу будет решать герусия. – Разве в Спарте есть такой совет? – Будет! – Вот теперь я вижу настоящего царя, – захлопала в ладоши Елена. – Иди и исполняй волю Зевса! Слегка обалдевший Ликург послушно повернулся и направился к выходу. – Нет, постой! Вначале ты исполнишь волю Афродиты. Ликург резко повернулся и сбивчиво забормотал: – Ты готова… ты простила… после всего… – Я выжму из тебя всё до последней капли, – освобождаясь от пепелоса, гордо заявила Елена, – ты не то что не сможешь – ты не станешь смотреть на Горгу как на женщину. – Ликург! – раздался снаружи гортанный крик. – Кто это? – с тревогой спросила Елена. – Ираклий, я узнал его голос. – Мог бы и постучаться, – пошутила спартанка. – Тогда бы я его не узнал, – глубокомысленно произнес Ликург. – Звать голосом – хороший обычай. Надо ввести его в Спарте. Когда стучат, не понять, друг пришёл или враг. Елена с сожалением накинула одежды: – Ступай, тебя ждут великие дела. – Дела никуда не денутся, – с игривой улыбкой произнес Ликург, приближаясь к суженой. – Нет, я не смогу, – мягко остановила его Елена. – У меня на душе не спокойно: вдруг что-то случилось. Большая ретра Власть в Спарте принадлежит народу. В Спарте с приходом воинственных дорийцев исчезло спокойствие. Ахейцы, испокон жившие здесь, не смогли противостоять нашествию, но сумели договориться с завоевателями. Они отдали дорийцам часть земель, сохранив богатство и власть. К несчастью, дорийцы были воинами, а не земледельцами. Они не хотели и не умели вести хозяйство, выращивать ячмень и виноград. Они занялись не своим делом и прогорели. Вскоре земли вновь оказались в руках ахейской элиты. Обездоленные, погрязшие в долгах, но вооруженные до зубов дорийцы требовали нового земельного передела. Царские династии стремились использовать их недовольство для ослабления друг друга, что привело к хаосу. Власть была бессильна, в стране правили сила и произвол. Стремясь укрепить собственную власть, цари, угождая толпе, стремительно её теряли. В таком состоянии находилась страна, когда Ликург приступил к правлению. Что он мог сделать, не имея ни опыта, ни денег, ни поддержки со стороны дорийцев, склонных служить тому, кто больше платит? Елена и Диодора – вот все его союзники. Он пока не мог довериться даже матери. Она, безусловно, хотела видеть его царем и могла быть против рождения Горгой наследника. С грустными мыслями въезжал Ликург в Спарту. Навстречу шла Пифия, жрица Дельфийского оракула, как часто называли Аполлона. Ликург почтенно приветствовал служительницу бога, облаченную в нисходящий до босых ног хитон. – Ищешь союзников? – вместо приветствия спросила Пифия. Ликург вздрогнул от неожиданности: – Откуда ты знаешь? – Возьми в союзники Аполлона – он всё знает и всё может. – Разве я достоин просить Феба об этом? – горько усмехнулся Ликург. – А ты попробуй – не случайно же я тебя встретила. – Ничего случайного не бывает, – согласился Ликург, – но у меня для Аполлона не найдется и достойных даров. – Думаешь, бессмертным нужны приношения смертных? – покачала головой жрица. – А что же? – Богам нужно, чтобы люди были достойны их. К чему им дары тех, кто изменяет себе и богам? Ликург почтительно поклонился: – Спасибо тебе, мудрая жрица: я немедля отправлюсь в Дельфы. Спартанец развернул коня и поскакал в главное святилище греков, приказав Ираклию собрать дары Аполлону и поспешать следом. У древних слово редко расходилось с делом. Дельфы – главное святилище не только греков, но и всего Средиземноморья. По древнему преданию, его основал сын Зевса Аполлон. Название святилища произошло от слова «дельфин», превратившись в которого Феб спас от бури корабль с Крита, указав путь в тихую гавань у подножия Парнаса. Моряки и стали первыми жрецами святилища, расположенного в узкой долине между красными и зелеными отвесными скалами. В глубине переливалось на солнце безбрежное море, а вершины гор сверкали белоснежной чистотой. Эхо в долине неимоверно усиливало и многократно повторяло каждое слово, каждый звук, разнося их громоподобными раскатами и приводя смертных в благоговейное состояние. Вряд ли можно найти на Земле лучшее место для поклонения богам. Народы всего древнего мира спешили в Дельфы с богатыми дарами. Святилище было центром, объединяющим греков. Здесь любой эллин ощущал себя частью единого, крупицей общего. Все племена считали Дельфы «своим» святилищем. Не случайно на территории святилища находился полукруглый камень Омфал – «пуп земли». Здесь изначально происходило собрание эллинских племен за исключением тех, кого исключали за святотатство. В Дельфах соревновались в искусстве игры и пения музыканты со всей Греции. Можно лишь представить, как прекрасно звучали в горной долине лиры и флейты. К святилищу вела горная тропинка, крутая и извилистая, с многочисленными статуями и колоннами по сторонам, установленными благодарными народами в честь побед или важных событий. Всю историю можно было изучить по этим дарам-памятникам. Об увековеченных в камне, бронзе или меди героях сложены оды и легенды, им посвящены гимны и пеаны. Ликург не впервые восходил к храму, но каждый раз поражался размерам медного быка, воздвигнутого гражданами Коркики. В давние времена бык покинул стадо коров и, подойдя к морю, громко мычал, пока не привлек внимание коркирцев, увидевших в волнах несметные стаи тунцов. Однако, как они ни старались, ни одной рыбёшки поймать не смогли. Лишь принеся быка в жертву Посейдону, люди получили такой богатый улов, что десятой его части хватило на возведения медного быка не только в Дельфах, но и в Олимпии. |
Ликург – Великая Ретра
Прочитайте чтение Бакли «Ликурганские реформы и возвышение Спарты в IX и VI веках», делая заметки о ранней Спарте, мессенских войнах и Ликурге.
Мы будем рассматривать отрывки из Плутарха на протяжении всего курса, но вот ссылка на полный текст Плутарха. Помните, однако, о проблемах надежности с Плутархом — он использовал другие древние источники (некоторые из которых сейчас утеряны), устные традиции и сам говорит, что существуют противоречивые сведения о Ликурге и его жизни. Используйте это руководство, чтобы помочь вам с текстом. guide_to_reading_plutarch
Современные историки:
В свете противоречивых мнений о Ликурге, которых придерживались писатели до 400 г. до н.э., ведутся споры о том, был ли он реальным человеком или мифом. Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли Ликург реальным человеком или серией инициатив, которые со временем произвели революцию в Спарте. Среди тех, кто утверждает, что он был реальной личностью, также есть предположения о том, когда он мог жить, с датами в диапазоне от 9 9017 до 7 9.0017-й век до н.э. Большинство ученых сегодня поддерживают идею о том, что Ликург был серией революционных изменений в спартанской жизни, которые произошли с течением времени.
«..Можно с уверенностью сказать, что ни одно утверждение в повествовании (Плутарха) не может быть принято с уверенностью, и что даже само существование Ликурга подвергается сильному сомнению… но баланс вероятности на стороне что Ликург действительно жил и работал на благо Спарты». Michell , H. (Спарта, CUP, Лондон, 1952)
«Вероятно, он был примитивным местным богом со святыней Еврота, который был усыновлен спартанскими гоплитами». Fitzhardinge , LF (The Spartans, Thames and Hudson, 1980)
«Если и существовал настоящий Ликург, мы ничего о нем не знаем». Эндрюс , A (Греческое общество, Penguin, 1979)
«Величайшее, что сделал Ликург, если такой человек существовал, — это определил то, что уже существовало, и установил свод правил впервые в истории Спарты. Forrest , W.G (История Спарты, Дакворт, Лондон, 1980)
Великая ритра:
Реформы, предположительно введенные Lycurgus, были в форме великого Rhetra Скорее 7 й век до н.э. Ретра — это декларация , отражающая устную традицию спартанцев и их законы, основанные на оракулах . Плутарх говорит, что Великая Ретра была высказыванием Дельфийского Оракула, принесенного в Спарту законодателем Ликургом.
Как и в случае с Ликургом, есть проблемы с исторической интерпретацией Великого Ретра ; если Ликург представил его, то его нужно было сохранить в устной форме на протяжении веков, потому что письменность в Спарте не была широко распространена. Есть также вопрос о Дельфийском Оракуле: когда он стал настолько влиятельным, что его высказывания стали законом?
Как и у Ликурга, древняя информация о Ретре также противоречива. Тиртей (поэт Спарты 7 -го -го века) говорит, что два царя Спарты посоветовались с Дельфийским Оракулом и вернули Великого Ретра . Ученые считают, что этими двумя царями могли быть Полидор и Феопомп.
Каким бы ни было происхождение Великой Ретры , это важно, потому что именно основа Спартанской конституции назначала двух королей вместо одного и ограничивала их власть, а Великая Ретра была особенно озабочена установлением Герусия.
Предыдущие вопросы HSC
(а) Что такое Великая Ретра? (2 балла)
(б) Кем был Ликург? (2 балла)
(d) Со ссылкой на Источник 14 и другие источники объясните значение реформ Ликурга для спартанского общества. (12 баллов)
Ликург, давший им законы, которым они подчиняются и которым они обязаны своим процветанием, я с удивлением рассматриваю; и думаю, что он достиг предельного предела мудрости. Ибо не подражая другим государствам, а изобретая систему, совершенно отличную от системы большинства других, он сделал свою страну исключительно процветающей.
Источник 14: Ксенофонт, Конституция лакедемонян, 2
Ликург PPT Ликург, Великая Ретра
Нравится:
Нравится Загрузка…
ВЕЛИКАЯ РЕТРА
ВЕЛИКАЯ РЕТРАВЕЛИКАЯ РЕТРА
Плутарх, Жизнь Ликурга Спарты 6:
Ликург так стремился к установлению этой формы правления, что получил об этом оракул из Дельф, который они называют «ритрой». И вот как это работает:Когда ты построил храм Зевсу Силланиусу и Афине Силлания, разделил людей на филаев и разделил их на «обаев», и установил Герусию из тридцати, включая Архагетов, тогда время от времени «аппеллазин» между Бабикой и Кнакион, и там ввести и отменить меры; но Демос должен иметь решение и власть.
В этих пунктах филай и обай относятся к подразделениям и распределениям людей на части, одни из которых именуются кланами, а другие — обеями. Под Archagetai подразумеваются цари, а appellazein означает «собирать» народ, и что начало и причина конституции были пифийскими. Бабика теперь зовется Кеймаррос, а Кнакион Ойней; но Аристотель говорит, что Кнакион — это река, а Бабика — мост. Между ними они проводили свои собрания, не имея для этого ни залов, ни каких-либо других построек. Ибо так Ликург думал, что хороший совет (eubouleia ) не поощрялась, а скорее обескураживалась, так как серьезные цели собрания казались глупыми и тщетными из-за суетных мыслей, когда они созерцали статуи и картины, или сценические украшения («авансцены театров»), или экстравагантно украшенные крыши Булевтерии. Когда толпа была собрана таким образом, никому из них не было позволено сделать предложение, но предложение, представленное им геронтами и царями, могло быть принято или отклонено Демосом. Позднее, однако, когда Демос путем прибавлений и вычитаний извратил и исказил смысл движений, изложенных перед ними, цари Полидор и Феопомп вставили в Ретру следующий пункт: Но если Демос сделает плохой выбор, Геронты и цари станут «отступниками» То есть они должны не ратифицировать голосование, а распустить и распустить Собрание на том основании, что оно извращает и изменяет предложение, противоречащее наилучшим интересам государства. И они действительно смогли убедить город в том, что это добавление к Ретре было разрешено Богом, как вспоминает Тиртей в этих стихах: Мандат Феба Аполлона, который они принесли из Пифона
Озвучивая волю Бога, и его слова не были неисполнены:
Власть в буле и божественные почести принадлежат королям
Под чьей опекой был поставлен очаровательный город Спарты;
За ними следуют геронты, а затем идут люди из народа
должным образом подтверждая прямые rhetrai.